Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Роль информационных технологий в современном мире в сфере организации, управления и обеспечения эффективности бизнеса настолько значима, что они дикт...полностью>>
'Доклад'
1.3.1. Сравнительный анализ значений показателей уровня социально-экономического развития Нижневартовского района с другими муниципальными образовани...полностью>>
'Задача'
Неисповедимы пути Господни, и сознание людей, путешествующих в ментальных пространствах и разделенных расстоянием, временем, культурой и религией, мо...полностью>>
'Документ'
В: Добрый день, дорогие друзья! Я поздравляю вас с праздником! Не буду ничего вам желать. У каждого из вас есть мечта. Пусть она сбудется. А поздравле...полностью>>

Павлова Светлана Владимировна педагог дополнительного образования г. Псков 2009 г. Содержание I. пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования Администрации г. Пскова

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Утверждена на педагогическом совете

учреждения

протокол № 2 от 07.09. 2009 г.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Наше наследие»

Возраст: 11 -14 лет

Срок реализации- 3 года.

Автор: Павлова Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

г. Псков 2009 г.

Содержание

I. Пояснительная записка

Цели и задачи

Принципы

Режим занятий

Условия эффективности

II. Учебно-тематический план. Содержание. Ожидаемые результаты.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Содержание первого года обучения

Учебно-тематический план 2 года обучения

Содержание второго года обучения

Учебно-тематический план 3 года обучения

Содержание третьего года обучения

Межпредметные связи

III.Методическое обеспечение

Организация образовательного процесса

Организация воспитательного процесса

Работа с родителями

Обеспечение учебно-воспитательного процесса

Диагностика

Результативность

Список литературы

Приложения

стр. 3-6

стр. 4

стр. 5

стр. 6

стр. 6

стр. 7-17

стр. 7-10

стр. 11-13

стр. 14-16

стр.17

стр. 18-26

стр. 18-20

стр. 20

стр. 21

стр. 21

стр. 22-26

стр. 26

стр.27

стр. 29-34

I. Пояснительная записка

Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в краеведческих учебных курсах.

Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

Актуальность программы заключается в том, несмотря на очевидный потенциал краеведения оно не получило широкого распространения и не введено в перечень основных предметов в общеобразовательных учреждениях г. Пскова. Изучение истории родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к городу и стране, в которой он живет. Знания по истории Псковского региона даются в контексте общей истории России. Все программы, утвержденные Министерством Образования РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не отражают особенности территорий. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.

Новизна программы

В 2003 г. я разработала инновационную форму работы с обучающимися- соревнования по краеведческому ориентированию. В игровой форме ребята знакомятся с историческими источниками и привязывают их к конкретной местности, историческому объекту, что способствует получению допрофессиональных навыков экскурсовода и исследователя. Проблемные задания, умение работать с историческими источниками и картами, понимание взаимосвязи локального с глобальным, все это формирует пространственно-временные представления и развивает историческое мышление обучающихся. Соревнования по историческому краеведению легли в основу

написания программы и стали её образовательным стержнем. Содержание образовательного процесса (по годам обучения) отражает историю России и Псковской области с древнейших времен до настоящего времени. Обучающиеся погружаются в определенную хронологическую эпоху, изучают исторические события, повлиявшие на судьбу России и Псковской области, быт и нравы псковичей, культуру и общественную жизнь определенной эпохи. Интегративность общего и дополнительного образования на примере предмета - краеведение позволяет обучающимся углубить и расширить знания по истории родного региона, а также реализовать их на практике.

Цели и задачи деятельности:

  • Образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.  

Образовательные задачи:

  • формирование знаний в области краеведения;;

  • понимание взаимосвязи локального с глобальным;

  • расширение кругозора через формирование знаний по архитектуре, археологии и искусству

Развивающие задачи:

  • развитие навыков исторического мышления;

  • овладение умениями планирования деятельности;

  • формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;

  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;

  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;

  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Особенности программы:

  • Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе. Это дает возможность развивать память, наблюдательность, способствует развитию любознательности. Работа строится как исследовательская, обучающиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с историческими памятниками.

  • Использование современных педагогических технологий, а также использование информационно-компьютерных технологий, что позволяет разнообразить формы работы.

  • Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в основном подчинено периодизации истории родного края. Задания строятся на постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее.

  • Предпрофильная подготовка учащихся среднего звена. Содержание курса дает возможность обучающимся узнать о профессии экскурсовода, помогает овладеть навыками экскурсионной работы.

Основные принципы, идеи и мотивы построения программы

  1. принцип природосообразности:

  • обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей

  • максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

  1. принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев

  2. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.

  3. идеи демократизации и сотрудничествва, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию жизни объединения. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.

  4. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.

  5. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.

  6. идея интеграции предполагает целевое деятельное эмоциональное единство объединения, семьи, психолого-педагогических центров и правоохранительных органов.

Срок реализации программы - 3 года.

Возраст обучающихся — школьники 11-14 лет.

Формы и режим занятий .

Реализация программы будет проводится в виде занятий творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия, согласно составленному расписанию. 2 раза в неделю, теоретические занятия длятся 2 учебных часа, практические занятия продолжаются в зависимости от программы. Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.

Согласно уставу учреждения наполнение учебной аудитории предусматривает численность группы 15 человек на начало обучения.

Условия эффективности реализации программы.

  • применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс;

  • наличие учебно-методической литературы;

  • использование диагностических методик применяемых для эффективности реализации программы и для изучения развития личности ребенка:

1. теоретические методы диагностирования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение.

2. практические методики диагностирования:

- Анкетирование (Анкета для родителей, см. приложение стр. 31, Анкета «Я и моё объединение» см. приложение стр. 30, Анкета «Ценностно-ориентационное единство объединения» стр. 25)

-Тестирование (тесты на знание истории родного края, тест «Копилка» см. приложение стр. 27).

-Игры, соревнования по краеведческому ориентированию.

-Собеседования

  • участие родителей и классного руководителя;

  • создание атмосферы дружелюбия и поддержка между учащимися и педагогами, родителями.

II. Учебно-тематический план первого года обучения

(216 часов)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

Практика

1

География родного региона

24

12

12

2

Моя семья

24

16

8

3

Введение в краеведение

24

12

12

4

История микрорайона

24

16

8

5

Кремль-сердце древнего Пскова

24

12

12

6

Княгиня Ольга и Псков

24

12

12

7

Псков- город мастеров, воинов и торговцев

24

12

12

8

Князь Довмонт

24

12

12

9

Архитектура Пскова

24

10

14

Итого

216

114

102

Содержание программы первого года обучения

1. География родного региона

Теория. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом). Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас.

Практика. Экскурсии в Корытовский лес, Ботанический сад, Эколого-биологический центр. Создание гербария «Растения Пскова и области», фотоальбома «Звери и птицы Псковского региона».

2. Моя семья

Теория Семья, родовые корни, родословие, предки.

Практика Совместная экскурсионная поездка детей и родителей, составление родового древа.

3. Введение в краеведение

Теория Понятие краеведение, наука, Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Определение основных направлений изучения историко-культурного наследия Псковской земли. Гражданин, патриот, краевед, малая Родина.

Практика Экскурсия в музей «История детского туризма и краеведения»

4. История микрорайона

Теория Понятие город, Составные части города – дома, улицы, транспорт, сады (парки), водные магистрали, горожане. Начать формирование умения ориентироваться в городе         (нумерация домов, начало– конец улицы, адрес). Основные вехи истории микрорайона, улиц. История названий.

Практика Экскурсия по микрорайону, фотографирование и зарисовка основных памятников. Составление карты района. Соревнования по краеведческому ориентированию.

5. Кремль- сердце древнего Пскова

Теория Возникновение и рост города Пскова. Особенные черты города: имя города, происхождение названия города; время основания города, герб города. Оборонительные сооружения Кремля. Изучение основных частей Кремля, его функций. Социальные отношения в древнем Пскове.

Практика Экскурсии в Кремль, осмотр башен, Троицкого собора, оборонительных укреплений. Составление карты-схемы. Соревнования по краеведческому ориентированию.

6. Княгиня Ольга и Псковская земля.

Теория Изучение деятельности княгини Ольги на Псковской земле. Заслуги Ольги. Жизнь Ольги- христианки в Пскове. Изучение топонимов, связанных с именем Ольги. Выбуты- Ольгина отчина.

Практика Экскурсии в Выбуты, к Ольгинскому кресту и камню. Фотографирование и зарисовка объектов, связанных с именем княгини Ольги.

7. Псков- город мастеров, воинов и торговцев

Теория Изучение событий героического прошлого Псковской земли 13 века. Значение Пскова в защите западных границ. Полководцы: Александр Невский, князь Довмонт. Ледовое побоище, изучение «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Довмонтов город. Рост города в 13 веке, связанный с деятельностью Довмонта.

Практика Экскурсия к памятнику Александра Невского на Сокольей горе, экскурсия в Довмонтов город. Игровое занятие на местности. Соревнования по краеведческому ориентированию.

8. Легенды Псковской земли

Теория Понятие легенда. Изучение легенд и сказаний, связанные с достопримечательностями Пскова и области, с легендарными личностями и событиями истории Псковского края.

Практика Экскурсии в Гремячую башню, в Кремль, к Ольгинскому Кресту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития государственного общеобразовательного учреждения гимназии №56

    Программа
    Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 56 Петроградского района Санкт-Петербурга представляет в рамках Публичного отчета о реализации программы развития,
  2. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  3. Мониторинг сми год учителя 12 марта 19 марта 2010 >

    Краткое содержание
    Год учителя, как заявил президент России Дмитрий Медведев, положит начало серьезной модернизации отечественного образования. Главная цель - создать школу, развивающую способности детей, а не подавляющую их.
  4. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    «Санитарно-эпидемилогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2660 10» (утв.
  5. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №8 (659), 8 марта 2010 г

    Информационный бюллетень
    19.00 Показы эскизов режиссеров-победителей лаборатории «ON.Театр» 2009 года по рассказам А. П. Чехова (Малая сцена театра-фестиваля «Балтийский дом» - Александровский парк, 4).

Другие похожие документы..