Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Актуальность проблемы исследования: Франция – одна из европейских стран, ведущая активную политику по международному сотрудничеству в образовании. Фр...полностью>>
'Документ'
Отвечая на коренные вопросы бытия, человек в разные “эпохи” своей жизни находит самые разные “оправдания” своей деятельности, самые разные и всегда “...полностью>>
'Документ'
09:00 – Пешеходная экскурсия «Только во Львове…». Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Здесь замирает время По узеньким улочкам разливае...полностью>>
'Диплом'
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые присутствующие. Вашему вниманию предлагается дипломная работа на те...полностью>>

Учебное пособие Петрозаводск Издательство Петрозаводского университета 2004 удк 616. 89-07(075. 8)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Критерии МКБ-10 для депрессивного эпизода


Критерии МКБ10 для синдрома деменции

Коррекция фармакотерапии – без эффекта

Отклонения


Отклонения

Атрофические изменения


Деменции обозначаются как синдром, обусловленный заболеванием мозга, как правило хронического или прогрессирующего характера, при котором имеются нарушения ряда высших корковых функций, включая память, мышление, ориентировку, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения. Сознание не изменено. Как правило, страдают когнитивные функции, нарушениям которых могут предшествовать расстройства эмоционального контроля, социального поведения или мотивации.

Деменция приводит к отчетливому снижению интеллектуального функционирования, и чаще всего также к нарушению повседневной деятельности человека, возникают расстройства памяти: в типичных случаях это касается регистрации, хранения и воспроизведения новой информации. Ранее приобретенный знакомый материал может также утрачиваться, особенно на поздних этапах заболевания.

Единой классификации деменций не существует. Некоторые авторы берут за основу психопатологические особенности, выделяя, в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, амнестический, лакунарный, паралитический и другие типы деменций (Авербух Е.С., 1969). В основу другой классификации положен клинико-нозологический принцип. Эта классификация берет свое начало от Э.Крепелина (Kraepelin E.), полагавшего, что каждой форме психического заболевания соответствует специфическая форма слабоумия. Следует отметить, что, хотя нарушения, развивающиеся при разных болезнях, имеют известные различия, строгой специфичности деменций, свойственных каждому заболеванию установить нельзя. Как показывает клиническая практика, сходные картины слабоумия могут развиваться при различных психических заболеваниях. В классификации М.О.Гуревича (1949) объединяется психопатологический и анатомический принцип. Согласно этой классификации выделяется глобарное слабоумие, связанное с диффузным поражением мозга и лакунарное слабоумие, развивающееся при органических поражениях мозга с очаговыми нарушениями -- при сосудистых заболеваниях, травмах. На основании этого же принципа А.М.Дубинин (1935) предлагал выделить еще один тип деменций, характеризующийся системным выпадением отдельных аппаратов, стоящих в связи с интеллектом, включив в него состояние слабоумия при шизофрении, эпилепсии и некоторых органических заболеваниях с преимущественным поражением лобной доли. Ведущим признаком парциального слабоумия является неравномерность или частичность выпадения. Чаще всего здесь речь идет о том, что страдают предпосылки интеллекта, это прежде всего память, внимание, устойчивость эмоционального фона. При парциальной деменции сохраняется ядро личности, т.е. сохраняются навыки поведения, личностные установки. Кроме того, в этих случаях наблюдаются затруднение и замедленность психических процессов, речи, моторики, отмечается эмоциональная несдержанность, слезливость, беспомощность, легко развивается состояние растерянности. Частично сохраняется критическое самосознание и нравственные установки личности. В целом, психическая деятельность приобретает упрощенный, но вполне узнаваемый характер.

В случае развития тотальной деменции отмечается выраженное снижение или полный распад всех форм познавательной деятельности, стираются индивидуальные особенности личности, снижается критика. Больные беспомощны, утрачивают эмоциональный контакт с окружающими, полностью нарушена способность к адаптации. Важно отметить, что, несмотря на развитие выраженного интеллектуального снижения, сохраняются специфические особенности, которые накладывает характер патологического процесса, который привел к развитию выраженного распада психической деятельности, к тотальной деменции.

Таким образом, при систематике синдромов слабоумия исходят из нескольких принципов, и, в частности, клинко-психопатологического, клинического, разделяя варианты деменции по нозологическим формам, и анатомического. Многие исследователи также различают деменцию первичную, в которой слабоумие играет самостоятельную роль в картине болезни и вторичную, являющуюся последствием, результатом имевшего места бреда и галлюцинаций в период психоза.

Следует отметить, что предлагалось много различных классификаций синдромов слабоумия на протяжении XIX-XX века. Что побудило Э.Крепелина высказать мнение о том, что нет деменции как единого понятия, есть столько форм деменций, сколько существует заболеваний протекающих с неблагоприятным исходом. Систематики, которые предлагаются в настоящее время, тоже достаточны эклектичны, в их основе лежат разные критерии, в частности и та систематики о которой мы говорили, т.е. разделение деменций на лакунарные и глобарные. Подобная систематика не является исчерпывающей, потому, что эти синдромы отражают стадии формирования слабоумия и могут быть использованы скорее для оценки течения психозов. Ю.Е.Рахальский (1957) предлагает систематику слабоумия, наблюдающегося при органическом поражении ЦНС, по клиническому принципу. Он выделяет паралитический, артериосклеротический (апоплексический), сенильный и системные варианты слабоумия (болезнь Пика и псевдопиковские состояния). И.Ф.Случевский (1959) предлагает пять типов слабоумия: олигофреническое, паретическое, концентрическое, лакунарное, транзиторное. В.М.Блейхер (1976) представляет систематику синдромов деменций при органических психозах по клинико-психопатологическому признаку, на основании выделения конкретных клинических симптомокомплексов:

  1. Простое слабоумие, характеризующееся непродуктивными негативными симптомами и наблюдаемое при разных психических заболеваниях (церебральном атеросклерозе, старческом слабоумии, эпилепсии, черепно-мозговых травмах). Автор полагает, что простое слабоумие может быть как лакунарным, так и глобарным.

  2. Психопатоподобное слабоумие, в котором отражаются либо преморбидные черты, либо нажитые аномальные особенности личности, развивающиеся в связи с патологическим процессом.

  3. Галлюцинаторно-параноидное слабоумие, наблюдаемое при церебральном атеросклерозе, эпилепсии, сифилисе мозга, алкогольной деменции. Галлюцинации и бред в этом случае тесно связаны с особенностями течения деструктивно-органического процесса и структурой синдромов слабоумия (галлюцинации при болезни Альцгеймера, атеросклеротический галлюциноз, бред при старческом слабоумии и эпилепсии).

  4. Амнестически-парамнестическое слабоумие (с корсаковским синдромом), которое может наблюдаться при церебральном атеросклерозе, как этап болезни Альцгеймера, при интоксикациях, инфекциях.

  5. Паралитическое и псевдопаралитическое слабоумие, наблюдаемое при прогрессивном параличе и других заболеваниях экзогенно-огранической природы.

  6. Асемическое слабоумие, наблюдающееся при церебральном атеросклерозе и характеризующееся очаговым поражением функций речи, гнозиса, праксиса. Асемическое слабоумие может наблюдаться и при болезни Альцгеймера, болезни Пика, на поздних стадиях старческого слабоумия, при прогрессивном параличе. Расстройства речи, гнозиса и праксиса у больных слабоумием могут наблюдаться и вне очаговых поражений коры головного мозга.

  7. Терминальное, марантическое слабоумие, наблюдаемое в заключительной стадии некоторых ослабоумливающих заболеваний, в первую очередь при достаточно быстро прогрессирующих первично атрофических процессах, в случаях нелеченного прогрессивного паралича, при неблагоприятном течении атеросклероза. Терминальное слабоумие характеризуется полным распадом психической деятельности, психическим маразмом.

По мнению В.Блейхера, перечисленные синдромы деменции нетипичны для какой-то одной нозологической формы. Они могут наблюдаться при разных заболеваниях. Тем не менее, как полагает автор, при определенном психическом заболевании синдром слабоумия может носить черты нозологической специфичности. В частности, он говорит о слабоумии при сосудистых заболеваниях головного мозга, старческом слабоумии, пресенильных деменциях (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика), травматическом слабоумии, эпилептическом слабоумии. Как отмечает автор, нозологическая специфичность синдромов слабоумия в первую очередь определяется особенностями патологического процесса, его интенсивностью и распространенностью, диффузным или очаговым характером, длительностью и стадией течения. При этом важно учитывать возраст больного, и характер экзогенной вредности.

Современные нейропсихологические исследования показывают, что как правило, заболевания, повреждающие головной мозг и приводящие к развитию деменции, не поражают весь мозг в целом – они затрагивают одни области мозга и оставляют интактными другие. Исходя из этого, и была разработана типология синдрома деменции, в зависимости от локализации поражения головного мозга. В соответствии с ней, можно выделяются следующие разновидности деменции:

  • корковая

  • подкорковая

  • корково-подкорковая

  • мультифокальная.

На клиническом уровне эти топографические различия обуславливают существенную разницу в психопатологической и нейропсихологической структуре соответствующих типов деменции, ее когнитивных и поведенческих симптомах.

Корковые деменции.

Деменция альцгеймеровского типа.

Данная деменция представляет собой синдром, самым ранним симптомом в структуре которого являются нарушения памяти. Это отражает поражение медиальных отделов височных долей. Другим характерным симптомом данного типа деменции является нарушение зрительно-пространственных функций, что является признаком поражения задних отделов коры головного мозга. При этом пациенту становится трудно ориентироваться в пространстве (например, он путает расположение комнат в собственной квартире, не может найти дорогу обратно, если выходит из дома), а также совершать действия, требующие ориентировки в пространстве (одевание, письмо, рисование). Отдельной разновидностью расстройств, вторичной по отношению к пространственным нарушениям, является так называемое конструктивная апраксия, которая заключается в нарушении копирования рисунков и геометрических фигур. На более поздних стадиях деменции к этим расстройствам присоединяются нарушение узнавания лиц и окружающих предметов, что свидетельствует о патологии зрительно-гностической деятельности. У большинства пациентов с деменциями альцгеймеровского типа, по мере того как поражаются мозговые зоны прилежащие к сильвиевой борозде, выявляются нарушения импрессивной речи: человек забывает слова, особенно названия предметов и не может поддерживать тему беседы. Повторение слов и называние предметов, чтение и письмо – все эти функции также нарушены при данной разновидности корковых деменций.

По контрасту с выраженными когнитивными нарушениями, социальные навыки сохраняются в относительно малоизмененном виде, вплоть до тяжелых стадий заболевания. Пациенты редко спонтанно жалуются на проблемы с памятью, хотя, несомненно, осознают их наличие, реагируя, например, на неудачи в выполнении когнитивных тестов раздражением и возбуждением. В целом, степень критического осознания своего состояния почти всегда обратно пропорциональна выраженности расстройств памяти.

Лобно-височная деменция.

Для этого типа деменции наиболее характерными являются изменения личности и поведения. Человек в течение короткого промежутка времени полностью теряет способность справляться со своими делами и самостоятельно существовать. Классическим симптомом лобно-височной деменции является также апатия и утрата инициативы. Среди нарушений поведения часто встречается персеверативное поведение и стереотипии. Все эти расстройства связаны с поражением лобных долей коры головного мозга. Вышеописанный симптомокомплекс дополняется характерными нарушениями речи: снижение речевой инициативы, обеднение словарного запаса, утрата способности к развернутым высказываниям, а на поздних стадиях деменции – эхолалии и речевые персеверации. На отдаленных этапах развития данного состояния очевидными также становятся нарушения памяти.

Несмотря на грубые расстройства поведения и речи, зрительно-пространственные функции остаются сохранными вплоть до терминальной стадии деменции.

Подкорковые деменции.

Некоторые заболевания поражают только подкорковые структуры, практически не затрагивая коры головного мозга. К ним относят дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и прогрессирующий надъядерный паралич.

Как известно, подкорковые структуры оказывают регуляторное влияние на темп и организацию психологических функций. Пациенты с подкорковыми деменциями обнаруживают замедленность и ригидность психических процессов, а также трудности в переключении с одного вида деятельности на другой. У этих пациентов зачастую обнаруживаются ошибки при планировании деятельности и выполнении последовательных действий.

В то же время, у них никогда не развивается выраженной амнезии, специфических афазий, агнозий и пространственных нарушений, которые можно наблюдать у пациентов с корковыми деменциями.

Еще одной особенностью подкорковых деменций является то, что психопатологические симптомы у них «перекрываются» множественными и выраженными неврологическими нарушениями: акинезия, ригидность, гиперкинезы, тремор, нарушения глазодвигательной иннервации и т.д.

Корково-подкорковые деменции.

В эту группу включают деменции, сопровождающиеся поражением как корковых, так и подкорковых структур. Типичным вариантом корково-подкорковой деменции является деменция вследствие сосудистого заболевания головного мозга. Непосредственной причиной развития сосудистой деменции является накопление повреждающего эффекта мозговых инфарктов (единичного или повторных).

В одних случаях у пациентов могут преобладать симптомы коркового поражения (см. выше), и тогда может потребоваться отграничение данного состояния от деменции альцгеймеровского типа. В других – ведущими симптомами оказываются подкорковые и тогда требуется дифференциация с чисто подкорковыми деменциями, например болезнью Паркинсона. Тщательный анализ клинических проявлений заболевания, особенностей его течения, а также диагностические процедуры типа КТ или МРТ позволяют в большинстве случаев решить эту задачу.

Мультифокальные деменции.

Данная группа представлена несколькими разновидностями подострых спонгиформных энцефалопатий, самой известной из которых является деменция при болезни Крейцфельдта-Якоба. Мультифокальные деменции характеризуются наличием множественных когнитивных и неврологических расстройств. Нарушения являются неспецифическими и представлены корковыми (афазия, апраксия, агнозия, амнезия, пространственные нарушения), подкорковыми расстройствами (персеверации, миоклонус, пирамидные и экстрапирамидные нарушения), которые сочетаются с патологией мозжечка (нарушения походки и координации движений, таламическим синдромом (нарастающая сонливость, снижение уровня бодрствования). Весьма характерным является очень быстрое прогрессирование симптомов, когда тяжелая деменция развивается в течение нескольких месяцев.

К.Ясперс (1997), говоря о синдроме слабоумия, выделяет некоторые типы расстройств умственных способностей. В частности, он говорит о так называемой флюктуации продуктивности. При этом подчеркивается, что понятие недостаток интеллекта имеет смысл только в условиях упорядоченных, доступных состояний, т.е. при отсутствии острых расстройств. Когда мы имеем дело с острыми психическим нарушениями, не стоит отваживаться на приблизительные суждения об интеллекте больного и строить какой-то прогноз. Он полагает, что состояния или фазы во время которых человек остро ощущает собственную недостаточность, вещь весьма обычная. Человеку кажется, что у него исчезла память, что он не может мыслить. Иногда это даже обоснованно, человек действительно не может ни на чем сосредоточиться, он читает механически, не улавливает смысл и постоянно думает о том, как нужно взяться за дело, т.е. он скорее сосредоточен на себе, нежели на своем занятии. Такая утрата продуктивности может носить временный характер. Речь идет не об утрате интеллекта в целом, а о нарушении продуктивности, которую мы можем видеть и у депрессивных больных, и при маниакальных состояниях. Отдельно К.Ясперс говорит о врожденном слабоумии, а также выделяет относительное слабоумие. Чаще всего речь идет о людях с хорошей механической памятью, они производят впечатление «разносторонних мыслителей». Но когда вы знакомитесь с ними поближе, они производят впечатление просто путаников, «мастеров путаницы». Они переоценивают свои возможности, у них нет критики к себе, ассоциации носят поверхностный характер, они скорее стараются произвести впечатление на собеседников своей высокой интеллектуальностью, хотя их мысли банальны, шаблонны, малоинтересны для окружающих -- это так называемое «салонное слабоумие». Ведущий принцип этих людей — говорить, а не думать. К. Ясперс также выделяет органическое слабоумие, которое он считает необходимым отличать от врожденного и шизофренического слабоумия. Как правило, органический процесс приводит к серьезным нарушениям предпосылок интеллекта — расстройству запоминания, воспроизведения, возможно нарушение речевого аппарата. У этих пациентов происходит разрушение способности анализа, синтеза и других мыслительных операций. Падает до минимума способность к апперцепции. Практически при всех формах далеко зашедшего органического слабоумия полностью отсутствует критическое отношение к своей болезни и только на начальных этапах органического поражения ЦНС, когда преимущественно страдает память, человек замечает свою болезнь (как это бывает при атеросклерозе) и старается каким-то образом замаскировать имеющиеся у него нарушения, избегает ситуаций, где он может попасть в неловкое положение и, что очень важно, больной достаточно остро ощущает собственную несостоятельность.

Особую проблему составляет шизофреническое слабоумие, поскольку в данном случае умственные способности, как правило, не затронуты и ведущую роль играют изменения личности. Ведь, как правило, у этих больных нет нарушений памяти или других предпосылок интеллектуальной деятельности, достаточно долго сохраняется запас приобретенных знаний, но , что очень важно, происходит разрушение способности к мышлению, достаточно серьезно и грубо нарушается поведение. Больной перестает улавливать основное и самое существенное. У них, из-за имеющего место аутизма, существенным образом нарушается контакт с окружающим миром. Как отмечает К.Ясперс, абсолютная гетерогенность органической и шизофренической разновидности слабоумия несомненна. Первая есть просто «разрушение», тогда как вторая — «безумное искажение человеческого естества». В данном случае мы сталкиваемся с такой своеобразной ситуацией, когда предпосылки интеллекта сохраняются, но не используются. Не используя имеющийся у него запас знаний, пациент может производить впечатление органического, дементного больного, который утратил имеющиеся у него знания, вследствие патологического процесса в головном мозгу. Основанием для невключенности аппарата мышления при шизофрении является серьезное нарушение эмоциональной сферы, вплоть до состояний эмоциональной тупости. Это ведет к очень серьезным расстройствам процессов познания, существенным образом препятствует трудовой деятельности и адаптации в целом. К.Ясперс выделяет социально обусловленное слабоумие, которое возникает в результате средовых влияний. Здесь К.Ясперс цитирует К. Бонгеффера, который полагал, что плохое воспитание, недостаточное образование, отсутствие духовных и умственных устремлений, ограниченность интересов сугубо материальными проблемами, поддержка чисто вегетативного аспекта «Я» — все эти обстоятельства могут приводить к сильно выраженной недостаточности знаний и суждений, развитию крайне эгоцентричных и морально убогих установок. К.Ясперс отмечает, что в жизни мы достаточно часто сталкиваемся с такого рода слабоумием, причина которого скрывается в условиях окружающего мира. Это бродяги, асоциальные личности, состоятельные рантье, которые ничего не делали и не переживали с детства, люди, которые длительное время находятся под опекой, а также пациенты стационарных психиатрических учреждений (явление институционализма). Среди других форм слабоумия выделяется эпилептическая (концентрическая) деменция, развивающаяся при длительно текущей хронической и злокачественной эпилепсии и довольно редко при других формах органического поражения головного мозга, протекающего с судорожным синдромом. Для этих больных характерны и эпилептические черты, проявляющиеся в снижении уровня личности, своеобразном эпилептическом мышлении с явлениями вязкости, инертности, олигофазии и прогрессирующем снижении памяти, аффективной неустойчивости, склонности к дисфорическим нарушениям настроения. Все психические процессы отличаются замедленностью, торпидностью, вязкостью и , как следствие всех этих обстоятельств, непродуктивностью. С годами больные теряют интерес к высшим, сложным проблемам, эстетическим, культурным, философским, а со временем и профессиональным. Все больше они сконцентрированы на себе на своих собственных интересах. Довольно типичной является повышенная возбудимость, со склонностью к застреванию аффекта, недоверчивость, подозрительность, несоразмерность аффективных реакций вызвавшему их поводу. Наряду с этим наблюдаются своеобразные личностные черты — льстивость, угодливость, подобострастие. Нередко черты дефензивности и эксплозивности могут проявляться у одного и того же больного. Характерны эгоизм, эгоцентризм, холодность, безразличие к окружающим, чрезмерный карикатурный педантизм, скрупулезность.

Говоря о слабоумии, К.Ясперс выделяет также ложное слабоумие. В этих случаях умственный дефект нередко ошибочно отождествляется с острыми изменениями, которые имеют место при депрессиях, маниях. И кроме того, в эту группу входит целый ряд истерических реактивных состояний, таких как псевдодеменция, пуэрилизм, развивающиеся в состоянии депривации либо угрозы тюремного заключения.

Псевдодеменция описанная К.Вернике (Wernike C, 1900), является одной из форм истерического психоза. Синдром пуэрилизма (от слова puer — ребенок) проявляется в проходящей регрессии сознания и поведения на детский уровень организации личности: взрослый пациент начинает вести себя как ребенок, играет в детские игрушки, капризничает, говорит детским голосом, просит его не наказывать, не ставить в угол, позвать маму, читает по слогам и т.д. Синдром С.Ганзера (Ganser S. J. M., 1898), его еще называют «симптом миморечи, мимоговорения», когда больной на все вопросы отвечает не по существу, однако, несмотря на явное несообразие ответов, обнаруживает понимание обращенных к нему вопросов. Ответ больного хоть и неправильный, но всегда в плане вопроса. Миморечь отличается от атактических ответов больных шизофренией, сочетается с симптомом мимодействия. При этом некоторые авторы отмечают наличие спутанности сознания пациентов: наблюдается расстройство ориентировки в месте, времени, ситуации и, по выходе из психоза. явления частичной или полной амнезии. Подобные состояния раньше описывались при тюремных психозах арестованных, но они могут возникать и при органических заболеваниях мозга, и продолжаются до нескольких недель, даже месяцев. Важно подчеркнуть, что это не симуляция с которой долгое время смешивали эти психозы, а своеобразная форма психологической защиты (В.Блейхер, 1995).

Таким образом, деменция является синдромом целого ряда органических повреждений мозга, имеет чаще всего хроническое прогрессирующее течение. Это форма приобретенного слабоумия, стойкое и малообратимое снижение уровня психической и, в первую очередь, интеллектуальной деятельности. Однако, изменения психики этим не ограничиваются. Они захватывают все психическую деятельность и в их структуру входят необратимые изменения личности.

Таким образом, синдром деменции характеризуется глубоким обеднением психической деятельности, в первую очередь интеллекта, снижением всех сторон познавательной деятельности – памяти, мышления, когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы и индивидуальных личностных особенностей. Одновременно нарушаются способность к приобретению новых знаний, их практического применения, использование прошлого опыта становиться невозможным. Заметно нарушается адаптация. В значительной мере страдает критика к своему состоянию и окружающему.

Деменцию характеризует распад развитого прежде интеллекта, разрушенного под влиянием экзогенных вредностей либо атрофических мозговых процессов.

Следует отметить, что при различных нозологических формах синдром приобретает свои особенности, отчетливая специфика проявляется при анализе его динамики, смене одних синдромов деменции другими, рассмотрении основных тенденций течения – прогредиентность, обратное развитие либо стабильность состояния.

Вопросы для контроля знаний

Вопрос 1. Из диагностических критериев деменции основное значение придается нарушениям:

а) ориентировки
б) внимания
в) памяти
г) мышления

Вопрос 2. Наиболее частой причиной деменции у пожилых является:

а) черепно-мозговая травма

б) соматические нарушения

в) интоксикация

г) болезнь Альцгеймера

д) сосудистое заболевание головного мозга

Вопрос 3. Деменция является характерным исходом:

а) неврозов

б) шизофрении

в) психопатий

г) старческих психозов

д) олигофрений

Вопрос 4. Псевдодементный синдром характерен для:

а) шизофрении

б) старческих психозов

в) инволюционных психозов

г) реактивных психозов

д) неврозов

Вопрос 5. Синдром Ганзера относится к синдромам, характерным для:

а) шизофрении

б) алкогольного психоза

в) ревматического психоза

г) эпилептического психоза

д) истерического психоза

Вопрос 6. Лакунарное слабоумие встречается при:

а) шизофрении

б) эпилепсии

в) сенильной деменции

г) атеросклеротической деменции

д) олигофрении



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сургутский государственный университет

    Бюллетень
    Биофизические и нейрокибернетические методы в хроноэкологии человека на Севере [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГОУ ВПО "Сургутский
  2. Бюллетень новых поступлений за декабрь 2010 года (2)

    Бюллетень
    Теория систем и системный анализ [Текст] : учебник для вузов, обучающихся по направлению подготовки 010502 (351400) "Прикладная информатика" / В.
  3. Бюллетень новых поступлений за январь 2011 года (1)

    Бюллетень
    Информатика [Текст] : базовый курс : учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. - М. [и др.

Другие похожие документы..