Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
• 3 дні в Швейцарії! • 6 екскурсій – у вартості туру! • 3 столиці Швейцарії - Цюріх, Берн, Женева! • термальні купальні «Руппентерме» новинка сезону!...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 20 октября 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д. 210. 012. 01 в Российской академии музыки имени Гнесиных по ад...полностью>>
'Документ'
Основой жизнедеятельности клетки и организма яв­ляются обмен веществ и превращение энергии. Обмен ве­ществ и превращение энергии — совокупность всех р...полностью>>
'Документ'
Авторские материалы принимаются до 11 мая 2011 г. Материалы статей (докладов) и информационные карты участников просим направлять в электронном виде ...полностью>>

Россия в истории мировой цивилизации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

XI - XIII века в истории европы

Раздробленность и объединение. Долгое время папам казалось, что церковные “скрепы”, объединявшие Европу столь сильны, что возможно воссоздание единого всеевропейского государства под верховным, направляющим руководством Святого престола. Мечта о новой империи - наследнице и продолжательнице Римской - не давала покоя и королям. После развала империи Карла Великого императорская корона долгое время не находила достойного обладателя. В Х веке папа возложил ее на голову победителя венгров германского короля Оттона. Было провозглашено возрождение европейской империи под названием “Священная Римская империя”45, в состав которой вошли Германия и Италия.

Германия состояла из множества самостоятельных княжеств. Такая раздробленность для других государств была временной, но для Германии она стала хроническим состоянием46.

Дело в том, что германские князья изначально получили очень большие права - они своего императора избирали, оговаривая при этом сохранение своей самостоятельности. Императоров интересовало больше не объединение своей страны, а соединение в одной империи германских и итальянских областей (задача, которая оказалась невыполнимой). Поэтому императоры на протяжении веков вели бесконечные и бесперспективные войны с городами и герцогами Италии, ссорились с папами - кто из них будет главнее в империи, и в погоне за блестящим миражом не занимались тем реальным делом, которое занимало других европейских королей - созданием единых национальных государств.

Французские короли понимали свои интересы более практически. Франция также оказалась раздробленной на самостоятельные герцогства, графства, баронства - дошло до того, что власть королей ограничивалась лишь окрестностями Парижа. Принудить привыкших к независимости вассалов у центральной власти сил пока не хватало, и короли вначале пошли другим путем - начиная с XI века они начали постепенно расширять собственную территорию. Где покупкой, где удачной женитьбой, а где и обманом они постепенно очень значительно “округлили” свои владения и из рыцарей, живущих на их территории, могли уже собрать сильную армию для войны с непокорными поддаными. На стороне королей были города, помогавшие им воевать с местными сеньорами, и церковь, готовившая для королевства грамотных управителей.

Централизация Англии пришла с континента. Норманны захватили северную область Франции (она с тех пор так и называется - Нормандия), довольно скоро “офранцузились”, а затем их вождь - Вильгельм - вмешался в распри враждовавших английских графств. Норманнская армия форсировала в 1066 г. Ла-Манш, разбила в решающей битве англичан и Вильгельм был объявлен королем Англии. С Вильгельма Завоевателя началась новая династия английских королей, а языком английской аристократии на много десятилетий стал французский.

Пользуясь своим преимуществом победителя он заставил всех английских рыцырей и аристократов присягнуть себе на верность, сильно ограничил их права судить подвластное им население (подавляющее большинство судебных дел разбиралось королевскими судьями), заново, по своему усмотрению переделил земли между аристократией. Единство государства получило прочную основу. Поэтому, когда в Англии вспыхнуло возмущение неудачной политикой одного из потомков Завоевателя - Иоанна Безземельного - речь шла не о разделении страны, а о более разумном управлении единым государством.

В 1215 году восставшие бароны и города принудили короля подписать обязательства, которые во многом определили дальнейший исторический путь не только Британии, но и всей Европы - “Великую хартию вольностей” (Magna Charta). Самодержавный произвол короля ограничивался коллективным органом знати, без согласия которого государь не мог вводить ни одного важного закона, а в случае неподчинения короля специальный Комитет из аристократов получил законное право призвать народ к восстанию. В центре Хартии стояла статья, согласно которой свободный человек мог быть арестован, лишен имущества, наказан только по приговору суда, состящему из таких же свободных и равных ему людей.

Через пятьдесят лет новое массовое восстание ограничило не только права короля, но и власть аристократической верхушки - главным законодательным органом государства стал парламент. В парламенте решения принимались не только назначенными королем аристократами, но и выборными депутатами (по два горожанина и рыцаря от каждого графства, избираемыми свободными налогоплательщиками). Так впервые был провозглашен принцип: “Что касается всех, должно быть всеми одобрено”.

Много веков потребовалось для того, чтобы эти новые государственные принципы воплотились в жизнь государства в полном объеме. Но первый шаг к этому был сделан в Англии в XIII веке.

Испания несколько веков находилась в состоянии постоянной военной мобилизации и поэтому сразу организовывалась как централизованное государство под сильной королевской властью.

На Пиренейском полуострове - там, где свое привычное место ныне занимают христианские Испания и Португалия, - в начале тысячелетия продолжал существовать осколок исламского мира. Эпоха повсеместного государственного дробления не миновала и его - к середине XI века дотоле единый Кордовский халифат распался на отдельные самостоятельные эмирства, постоянно враждовавшие между собой. Объединенные христианской идеей небольшие испанские королевства начали Реконкисту (отвоевание), вытесняя с территории полуострова арабов и североафриканских мавров. К концу XIII века лишь на крайнем юге продолжала держать оборону мусульманская Гранада.

Крестовые походы. В последние годы XI века в Западной Европе разворачивается грандиозное движение “паломничества за море”, “странствования по стезе Господней”, “пути в Святую Землю”47. Оставшееся “не у дел” у себя дома рыцарство двинулось в трехтысячекилометровый путь - освобождать от “неверных” (мусульман-турок) Иерусалим.

Их тяжеловооруженным колоннам пришлось пройти через Византию. Басилевс поспешил избавиться от опасных паломников и пообещал им помощь в грядущих боях, взяв с них слово, что завоеванные ими земли на Востоке вернутся в состав Империи. Клятвы своей вожди крестоносцев не сдержали (православные византийцы для них были уже не вполне единоверцами), а ромеи отозвали свои войска из похода на Палестину - отношения, и прежде натянутые, испортились окончательно.

Неожиданно первый крестовый поход окончился удачно. Турки, ослабленные междоусобицами, не выдержали напора неожиданного противника. Были взяты их сильнейшие крепости. Рыцари заняли все восточное побережье Средиземного моря, и разделили эти территории между собой на несколько государств. И, наконец, в 1099г. штурмом был взят Иерусалим. После погромов и резни его жителей - мусульман и иудеев - покрытые кровью, но благочестиво босые “воины Христовы” плакали от счастья у Гроба Господня.

Вскоре после победоносного похода большинство рыцарей возвратилось в Европу. Многие из оставшихся защищать Святую землю крестоносцев, не выпуская из рук оружия, приняли монашество и организовали несколько своеобразных общин (орденов) монахов-воинов с очень строгими уставами (бедность, безбрачие, по 5 часов ежедневно - молитва, 120 дней в году - пост, исключающий употребление даже молока и яиц, унизительные наказания за малейшие проступки).

Один из этих орденов - Тевтонский - по просьбе польского короля с 1230г. начал перебазироваться из Палестины в Прибалтику. Там крестоносцы должны были помочь католической Польше справиться с воинственным языческим племенем пруссов и обратить его в христианство48. Германский император и польский король отказались от своих притязаний на прибалтийские земли, населенные язычниками и предоставили эти области Тевтонскому ордену.

Через несколько лет военных действий и проповедей среди прибалтийских язычников территория Ордена расширилась, и рыцари-монахи надолго закрепились в Пруссии.

Крестоносные ордена пользовались в Европе большим авторитетом, в них видели самоотверженный идеал земного христианского служения. На этой волне популярности крестоносного движения на западных границах Новгородской земли, в Ливонии (на территории современных Латвии и Эстонии) католический епископ-миссионер организовал местный орден, получивший название Ливонского. Он был слабее Тевтонского, территории этих орденов разделяла языческая Литва, но крестоносцы Пруссии помогали ливонцам, особенно в трудные для них моменты поражений от литовцев и новгородцев.

вопросы и задания

  1. Что такое Священная римская империя германского народа?

  2. Что происходило в XI - XIII вв. в Германии? в Италии? во Франции? в Англии? на Пиренейском п-ве?

  3. Что такое Великая хартия вольностей?

  4. Как и с какими целями крестоносцы оказались соседями Руси?

Раздел III

русь и орда

Глава 1

гибель древнерусского государства

Монголы. На крайнем востоке Великой степи, там, где она с севера и запада примыкает к Китаю, всегда было неспокойно. Здесь жили скотоводческие народы. В своем извечном “броуновском” движении со своими стадами племена сталкивались между собой, теснили, уничтожали или поглощали друг друга, сливались, а затем снова раскалывались, расходясь в необъятных просторах Центральной Азии. Иногда они объединялись вокруг наиболее сильных родов и племен, и их военные союзы становились грозной силой для всех соседей - прежде всего для богатого земледельческого Китая. Китайские царства во времена внутреннего мира были способны успешно противостоять натиску Степи, но как только в Поднебесной начинались раздоры и смуты, страна подвергалась опустошительным набегам кочевников.

В начале XIII века в центральноазиатских степях сформировался сравнительно немногочисленный, но сплоченный и воинственный народ - монголы. Объединил и возглавил его талантливый, жестокий и удачливый вождь - Темучин (будучи избран монголами верховным правителем, он получил имя Чингиз-хан).

К монголам Чингиза примкнули многие соседние племена, мужчины которых составили массовую армию, жаждавшую завоеваний. Северный Китай, ослабленный междоусобицами, оказался легкой добычей кочевников. Перейти Хуанхэ и вторгнуться в единый и сильный в то время Южный Китай монголы не решились, и Чингиз-хан развернул свою армию на запад, в Среднюю Азию. Пополняясь на ходу все новыми кочевыми родами, войско Чингиза вторглось во владения обширной Хорезмской державы.

Понадеявшись на то, что кочевники по-прежнему не умеют брать штурмом сильные крепости, хорезмшах избрал тактику “глухой” обороны, разместив свои войска в приграничных городах. Это была роковая ошибка - монголы успели перенять в Китае тактику штурма мощных укреплений, в их армии была специальная техника и китайские специалисты по проламыванию крепостных стен и поджогам городов. В результате хорезмийский оборонительный пояс был взломан и городские гарнизоны были уничтожены поодиночке. Путь к богатствам среднеазиатских оазисов был открыт, а впереди чингизова войска, парализуя волю к сопротивлению, летел ужас - пришельцы истребляли городское население поголовно (вне зависимости от того, защищался ли город или сдавался без боя).

В эти походах закалилась, набралась боевого опыта армия, сражаться с которой на равных в тогдашней Евразии не мог никто. Чингиз-хан, его наследники и военачальники воспользовались своей силой в полной мере. Империя, созданная ими в XIII веке, стала самым большим по площади государством в мировой истории.

Западный поход. Преследуя остатки хорезмийских войск, армия Чингиза вторглась в Индию, опустошила Иран. Один из ее крупных отрядов прорвался через кавказские ущелья и вышел в половецкие степи. Здесь дорогу ему заступили объединенные силы половцев и нескольких русских князей, но в битве на р. Калке они были разбиты (1223г.). Победители повели наступление вверх по Волге, но натолкнулись на стойкое сопротивление булгар, после чего остатки монгольского отряда повернули коней на восток. Тринадцать лет после этих событий о невесть откуда взявшихся “татарах”49 в этих краях ничего слышно не было.

За эти годы завоевания монгольких ханов в южной Азии продолжались, и после смерти Чингиз-хана (1227г.) его сыновья распределили между собой управление уже огромной империей. В 1236 году после тщательной подготовки начался запланированный еще Чингизом грандиозный поход в Европу. Руководил им внук великого завоевателя Бату50.

В первый год был разгромлен Булгар, покорены поволжские и северокавказские народы, из причерноморских степей вытеснены половцы. В следующем, 1237 году был нанесен сокрушительный удар по Северо-Восточной Руси. После падения Рязани, Владимира, Суздаля, Ростова татарская конница двинулась на Новгород, но по не вполне понятным причинам повернула назад в ста километрах от города.

Через год войско Бату-хана огнем и мечом прошло по Южной Руси. Разрушив и спалив Киев в декабре 1240г., татары прошли через Волынско-Галицкие земли, перевалили карпатские перевалы и разгромили объединенную рать поляков, венгров и тевтонских крестоносцев. Затем они стремительно, обходя города, двинулись на запад, сбивая немногочисленные рыцарские заслоны. Они были уже на адриатическом побережье, когда гонец привез Бату весть о смерти в Монголии великого хана. Сразу же после этого татарская конная армада ушла из Центральной Европы - так же стремительно и неожиданно, как и появилась.

Бату спешил в Монголию, где в главной ставке - столице империи Каракоруме - решалось, кто будет следующим великим ханом. Завоеванные территории были распределены там между прямыми потомками Чингиза. Бату-хану достался в управление северо-запад империи (от Оби через причерноморские степи до Дуная). Он обосновался в низовьях Волги и поставил там свою столицу - Сарай, откуда собирался контролировать территории, по которым недавно прошли его тумены51.

Потери Руси. Нашествие 1237-1240гг. было поистине опустошительным. Вряд ли сильно пострадали разбросанные на большой территории сельские поселения, но для русских городов “батыево нашествие” стало катастрофой. Было сожжено более семидесяти городов, многие из которых позже так и не возродились. После взятия города татары по заведенному обычаю устраивали их насеселению поголовную бойню. Уцелевшие в этой кровавой мясорубке ремесленники угонялись в плен во внутренние районы кочевнической империи. В полевых столкновениях и при обороне городов полегли старые княжеские дружины, погибло древнерусское боярство. Пали в боях и те князья, которые не побежали перед татарами, а попытались дать им отпор.

Погибли все те, кто ограничивал власть князя - дружины, бояре, самоуправлявшиеся города. Выжившие князья набирали, вооружали и обучали новые дружины, но это были уже не прежние соратники, русские рыцари домонгольских времен, а военные “служебники”, подданые князя, всецело от него зависимые, с мнением которых князь мог уже не считаться. Место погибших бояр заняли новые землевладельцы, но это были уже не прежние самостоятельные и гордые аристократы, полноправные наследственные хозяева своих вотчин, а приближенные князя, получавшие земли по милости князя и лишавшиеся их по его произволу. Обескровленные города были уже не в силах перечить княжьей воле, и вечевые привычки, традиции самоуправления постепенно сходили на нет.

Князья начали чувствовать себя полными самовластцами, а всех живших в их уделах - своими поддаными. Но одновременно в лихую годину нашествия они полной мерой ощутили свою беспомощность перед превосходящей силой Степи. Они знали, что, хоть татары и схлынули с Руси, но они рядом, и нападение может повториться в любой момент. Батыево нашествие сломило гордые души большинства русских князей, и они, все больше подчиняя своих подданых, сами проникались покорностью перед всевластным ханом.

вопросы и задания

  1. Когда и как создавалась монгольская империя?

  2. Что изменилось на Руси после Батыева нашествия?

Глава 2

две руси

Татары, ураганом пронесшиеся по Руси, промчались дальше на запад, а затем вернулись в степи и больше десяти лет на Руси их не видели. Первый шок от небывалых поражений начал проходить, оставшиеся в живых похоронили в братских могилах мертвых, вновь отстраивались разрушенные городские укрепления, выгоревшие храмы - жизнь, казалось, постепенно входила в привычную колею.

Очень скоро, не успев оправиться от поражения, русские князья возобновили прежние распри, вновь ходили друг на друга походами, пытались овладеть разоренным Киевом и т. д. Но все понимали, что былой самостоятельности русских княжеств пришел конец - совсем близко, в считанных конных переходах от границ обосновался казавшийся непобедимым хан, пристально следивший за событиями на Руси.

Первым в ставку Бату поехал с подарками великий князь владимирский. Хан встретил его милостиво и, как пишет летопись, отпустил со словами: “Ярославе, буди ты стареи всем князем в Русском языце”. Так в 1243г. великокняжеское звание было получено не по обычаям Руси, а пожаловано монгольским ханом. Вскоре и другие князья потянулись с дарами в Сарай - испрашивать, выкупать разрешения оставаться владетелями своих “отчин”.

Повелитель Орды не давал в обиду своих ставленников. Как только лидер Юго-Востока князь Даниил Галицкий разбил дружину владимирского великого князя и овладел отцовскими уделами, он был тут же вызван в волжскую ставку для “вразумления”. Впрочем, на первый раз излишняя самостоятельность сошла ему с рук, - заставив признать над собой ханскую власть, его оставили князем. Бату, не прибегая пока к силе, старался приучить русских князей к их новому положению: “Привыкай, князь, - теперь ты один из нас”, - приговаривал хан, потчуя Даниила кумысом. Вскоре, однако, монголы продемонстрировали, что своих слуг-князей они вольны не только миловать, но и казнить: тот же владимирский князь Ярослав по подозрению в непокорстве был вызван сначала в Сарай, преправлен затем в Каракорум и там отравлен.

Об открытом сопротивлении ордынцам не могло быть и речи - сил отдельных князей было для этого явно недостаточно. Из этой тяжелой и поначалу унизительной ситуации было два выхода: либо искать союзников для отпора, либо окончательно забыть о былой самостоятельности и “встроиться” в монгольскую империю.

Оказавшиеся на этом перекрестке истории русские князья Даниил Галицкий и Александр Невский избрали разные дороги и тем самым во многом предопределили разные судьбы Северо-Востока и Юго-Запада Руси.

Великое княжество Литовское и Русское.

“Злее зла честь татарская”, - так отозвался о сравнительно благополучном своем визите в Орду князь Даниил. За помощью он обратился к римскому папе, убеждая его поднять европейских рыцарей на крестовый поход против монгольской империи. За это он готов был дать дорогую цену - перевести свои владения из православия в “латинство”. Но князя ждало разочарование - в католической Европе желающих сразиться с монгольской армией не нашлось (присланная папой королевская корона была Даниилу слабым утешением). Он попытался было действовать самостоятельно и овладел Киевом, но в его земли вторгся крупный карательный отряд ордынцев, который ушел в степь только после того, как волынцы и галичане сами разобрали стены своих крепостей и городов.

После такого урока Даниил начал действовать более осторожно, но в том же направлении, налаживая отношения со своими западными соседями. В конце своего долгого правления он был, пожалуй, самым авторитетным и влиятельным правителем в Центральной Европе. Сыновья его и внуки продолжали ту же политику - всячески отгораживаться от Орды и активно - где силой, где дипломатией, где династическими браками - действовать на западе.

Через несколько десятилетий после Батыева нашествия междоусобицы внутри Орды стали подтачивать ее силы, и ханы были уже не в состоянии держать под контолем события на окраинах своей державы. Власть их в западной части бывшей Киевской Руси к началу XIV века стала чисто номинальной. В то же время и западнорусские князья-объединители не сумели одолеть традиционно сильных и влиятельных бояр, и политическая карта этого района снова стала похожей на “лоскутное одеяло” феодальной раздробленности предмонгольской поры.

Западнорусские земли с севера граничили с территорией литовских племен. Литовцы были язычниками, навязывать веру своих отцов другим народам они не собирались, их вожди были воинственны и закалены в битвах с крестоносцами, а потому их охотно приглашали княжить православные западнорусские города и боярство. Вскоре литовская династия заняла большинство княжеских “столов” Западной и Юго-Западной Руси. Государство, возникшее из союза литовцев и русских, получило имя “Великое княжество Литовское и Русское”. Военные походы русско-литовских ратей в южные пределы бывшей Киевской Руси превратили Великое княжество в крупнейшее государство тогдашней Европы.

Литовские великие князья не покушались на родовые владения боярства и городские вольности. Лозунгом новой династии стало: “Старого мы не меняем, нового не навязываем”. Да и вряд ли литовские князья были в состоянии навязать свои порядки, - православные русские составляли 9/10 населения государства. Язык большинства населения стал и официальным, государственным языком Великого княжества. Многие литовские князья принимали православие или крестили по восточному обряду своих сыновей. Но вопрос об окончательном выборе веры для литовской княжеской династии долгое время оставался открытым.

Литовско-русское государство претендовало на то, чтобы стать прямым наследником Киевской Руси, объединить в своих границах все русские княжества и города. Продвигаясь на юг, в Киевское Приднепровье, русско-литовские рати столкнулись с ордынцами. В 1362г. в большой битве у Синих Вод татарские силы были разгромлены, после чего границы Великого княжества простерлись до черноморского побережья. Борьба на севере с крестоносцами также была успешной. В 1410г. объединенная польско-литовско-русская рать в знаменитой Грюнвальдской битве уничтожила цвет тевтонского рыцарства - от такого поражения Ордену уже не удалось оправиться.

Движение на восток, в русские княжества, признававшие власть Орды, поначалу также было успешным. Однако, придвинув свои границы почти к самой Москве (граница долгое время проходила около Можайска), Великое княжество как будто натолкнулось на невидимую стену, и оказалось не в силах продвинуться дальше - здесь, вокруг московских князей уже успело сложиться ядро нового жизнеспособного государства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций

    Программа
    Университетское образование по определению должно отличаться гуманитарной составляющей; это предполагает, что универсанты специалисты получают углубленное знание исторических, философских, культурологических и иных дисциплин, расширяющих
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

    Учебно-методический комплекс
    о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм и ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
  3. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  4. Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004

    Документ
    Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для обще-образоват. учреждений / Под ред.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это

Другие похожие документы..