Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Урок «Расчет комплексных сопротивлений в электрических цепях переменного тока» нужно давать после прохождения темы «Закон Ома для электрической цепи ...полностью>>
'Лекции'
Some possible ways to find the solution of the problem of barley producing with high level of lysine in seeds and high productivity are analyzed in t...полностью>>
'Конкурс'
Победителям и призёрам конкурса вручаются дипломы. Работы победителей районного конкурса направляются на участие в областном конкурсе творческих рабо...полностью>>
'Методические рекомендации'
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ и РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОУ НПО ЯНАО «НУрПУ»  В РАБОТЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ,  СЕМИНАРАХ, КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРО...полностью>>

Россия в истории мировой цивилизации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 4

Евразия в X - XIII вв.

империя ромеев и раскол христианской церкви

Византия. В первые два века нового тысячелетия Империя ромеев по-прежнему оставалась самой могущественной, самой богатой, самой культурной державой в западной Евразии.

Расположенный на стыке Азии и Европы, на перекрестке всех мировых торговых путей, Константинополь был колоссальным центром продаж и перепродаж всего, что производилось во всех странах света. Оборотистые византийские купцы в огромных количествах скупали массы товаров и торговали ими во всех известных уголках Европы, Азии, Африки. Византийские ремесленники были непревзойденными мастерами своих дел - и их шедевры, и массовая продукция тут же находили самый широкий спрос.

Современники говорили, что двемя третями мирового богатства владеют ромеи, а оставшаяся треть рассеяна среди остальных народов.

Это были “золотые века” и для духовной культуры. Самые знаменитые ученые преподавали съезжавшимся со всех сторон студентам в Константинопольском университете. Писатели, поэты, историки, философы, проповедники, художники, архитекторы Византии сохраняли, возрождали и распространяли греческие античные традиции. Глубокое постижение христианских ценностей дошло до нас в иконах, мозаиках, фресках, церковной архитектуре, литературно-богословских сочинениях византийцев, сохранившихся на Балканах и Аппенинах, в Закавказье и на Восточноевропейской равнине.

Свои огромные доходы Империя тратила прежде всего на свои вооруженные силы. Византия постоянно держала многочисленную и хорошо обученную сухопутную армию (которая - единственная из всех - сумела сдержать мусульманское нашествие). Византийский флот был самым многочисленным и боеспособным во всем тогдашнем мире.

Несколько веков никакие враги не могли противостоять самому эффективному (и секретному) оружию того времени - метательному “греческому огню”, сжигавшему неприятельские корабли, едва они приближались к военным судам византийцев.

Но не только военная мощь была основой внешней политики Империи. Византийские дипломаты были непревзойденными мастерами тонких, коварных и далеко просчитанных интриг, никто не мог так искусно расстраивать союзы враждебных государств и племен, так ловко и щедро подкупать возможных противников.

Внешние успехи и внутренняя прочность державы во многом объяснялись прекрасной организацией централизованной власти. Все население, все его дела и занятия плотно контролировались многочисленным и дисциплинированным чиновничьим аппаратом. И в сельской местности, и в городах (в том числе и в столице) вся полнота власти безраздельно принадлежала поставленному императором должностному лицу, который управлял вверенной ему территорией при помощи подчиненных ему грамотных чиновников. Ни о каком самоуправлении населения и речи быть не могло - Византия управлялась посредством хорошо отлаженой машины бюрократии.

Единственным человеком в государстве, имевшим право принимать самостоятельные решения, был император (по гречески - басилевс). Во всей империи не было никого, кто имел бы законную возможность противодействовать желанию и воле самодержавного государя. Отношения между поддаными регулировались обязательными для всех законами38, но решение императора были выше любого закона. Басилевс был хозяином жизни и смерти любого подданого его государства - от крестьянина до высшего военачальника. Он одновременно был главой правительства, единственным законодателем, высшим судьей и верховным главнокомандующим.

Вместе с античным язычеством ушли времена официального прижизненного обожествления императора, но каждый новый басилевс получал от константинопольского патриарха благословение на власть и считался после этого избранником Божьим, Его полномочным наместником на земле39.

Но в Византии не было четкого закона или устойчивой традиции наследования императорской власти. По смерти прежнего басилевса кандидатура нового властителя обсуждалась наиболее влиятельными людьми империи и утверждалась церковью в торжественном обряде миропомазания на царство. В принципе право на трон имел каждый, и путь к власти открывала смерть императора (были императоры греки, сирийцы, славяне, армяне; сыновья аристократов, конюхов, солдат и т. д.). Поэтому из 109 басилевсов, правивших Византией за тысячелетие ее истории, умерло своей смертью в императорском сане лишь 34, - остальные были убиты или насильно пострижены в монахи заговорщиками.

К концу XI века Византия, однако, начала слабеть из-за внутренних неурядиц. Императоры попытались использовать военную мощь Империи для грандиозных завоеваний в Европе и Азии, но эти войны оказались слишком разорительными для страны - силы ее истощились: население было задавлено непосильными налогами, замерла торговля, казна стала пустеть. На этом фоне всеобщей подавленности и недовольства подняли голову крупные провинциальные землевладельцы, объявлявшие о независимости своих областей. Появившиеся с востока турки-сельджуки, разгромив Халифат, захватили большинство азиатских провинций Византии, - остановить их удалось только на самых подступах к Константинополю. С запада усилились морские набеги викингов. Надорвавшая свои силы богатейшая Империя стояла на грани распада.

Раскол христианской церкви. Еще в те времена, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную, в единой христианской церкви появилось два соперничающих “придворных” епископства - римское и константинопольское. Епископ Рима стал именоваться папой римским, а епископ столицы Восточной империи - патриархом константинопольским.

И на востоке, и на западе богословы пытались осмыслить учение Христа, понять устройство христианского мироздания, применить заповеди Иисуса к реальной, земной жизни людей, разработать правила богослужений. Их выводы и построения несколько отличались друг от друга, и эти различия с течением веков становились все заметнее.

Богословские дискуссии того времени довольно сложны, запутанны и трудны даже для религиозного человека ХХ века. Здесь достаточно сказать, что в восточном христианстве особое значение придавалось интуитивному, даже мистическому пути познания Бога, оно сложнее, тоньше, изощреннее; западное восприятие - логичнее, “телеснее”, в нем отчетливее просматривается стремление богословия приблизить вероучение к земному человеку, приспособить его для массового понимания. Разница эта в целом не выходит за рамки Священного писания, и уловить ее можно лишь при самом общем взгляде на двухтысячелетнюю эволюцию той и другой церкви.

Для рядового христианина, далекого от богословских споров, существенней была разница в обрядах. Богослужения в западных храмах велись только на латыни, и лишь в своих проповедях священники обращались к прихожанам на их родном языке. Службы в восточных церквях звучали на местных, понятных всей пастве языках40.

На западе церковные службы сопровождались органом, а восточные христиане посчитали орган инструментом языческим и в их храмах звучало дивное хоровое многоголосие. И т. д. ...

Растущее непонимание между Римом и Константинополем не было чисто богословским, - к нему примешивались и политические мотивы.

Византийская церковь изначально была подчинена императору. Он ей покровительствовал, но и активно вмешивался во все ее дела - не только в организационные, финансовые, но и в богословские. Для римских первосвященников признать главенство константинопольских патриархов означало подпасть под сильное влияние басилевсов, стать проводниками их экспансии в западную Европу. Такая роль папство не устраивала.

Римская церковь после развала Западной империи стала играть в Европе “варварских королевств” вполне независимую, самостоятельную и очень важную роль. Авторитет римского папы в Европе стоял на недосягаемой высоте, и это позволяло строить далеко идущие планы создания всеобщей христианской империи под управлением наместника св. Петра.

Усиливающееся соперничество церквей Рима и Константинополя сильнейшим образом повлияло на исторические судьбы народов, принимавших христианство в эту эпоху. Ареной этого соперничества стал в особенности славянский мир, оказавшийся расколотым между двумя церквями.

Богословские и политические пути римской и константинопольской церквей окончательно разошлись к середине XI века, - по внешне незначительному поводу папа и патриарх прокляли друг друга41 и разорвали официальные отношения. Разорванными оказались и связи государств, крещенных от “греков” и “латинян”, взаимное отчуждение их народов ощущается до сих пор.

вопросы и задания

  1. Почему Византия была самой богатой и культурной страной западной Евразии?

  2. Как в Империи ромеев была организована власть?

  3. С чем связано ослабление Империи в конце XI века?

  4. Когда произошел раскол христианской церкви?

Западноевропейское средневековое общество

Христианство и общество. Западноевропейское общество почти с самого начала формировалось как общество христианское. Более того, - государства в западной и центральной Европе создавались, как государства христианские.

Римская церковь еще во времена “варварских королевств” нужны были германским вождям, создававшим свои государства. Их соплеменники не привыкли подчиняться писаным законам, - они признавали только личные отношения со своими предводителями. Именно на этих личных отношениях и выстраивались новые государства. Каждый свободный должен был найти себе господина, которому он согласился бы подчиняться, и поклясться ему в верности. Господин, со своей строны, обязывался защищать отдавшегося под его покровительство. В свою очередь он приносил клятву верности вышестоящему господину, а тот - королю. Вся эта сложная система подчинения была прочной только при условии абсолютной моральной обязательности, святости личной клятвы. “Предписания” племенных языческих богов действовали только между сородичами и не годились для больших, разноплеменных государств. По-настоящему нерушимой была клятва Христовым именем. Гарантом этой клятвы выступал римский первосвященник.

Опора на авторитет церкви обязывала и государей вести себя подобающим образом, - папа имел право отлучить любого христианина, какое бы положение он ни занимал, от церкви. Это была срашная кара для любого графа, герцога, короля, поскольку освобождало от клятвы верности всех присягнувших ему. Кроме того, в наказание за антихристианские действия правителя папа имел право запретить священникам проводить в его владениях все церковные службы и обряды, необходимые для христианского спасения - такой запрет повергал население в ужас.

Политическая и языковая карты Западной Европы в средние века походили на лоскутные одеяла, сшитые из десятков, сотен, тысяч кусочков самых разнообразных цветов и оттенков. Но все народы и государства, все группы населения внутри них объединяло католическое христианство и папский Святой престол. Именно религия и церковь создали в Западной и Центральной Европе особый и очень своеобразный мир. Здесь все люди были единоверцами вне зависимости от национальности или положения в обществе, и все они были обязаны подчиняться одним и тем же моральным законам, а контроль за их соблюдением осуществлялся единой, одной для всех церковью. Власть правителей в глазах подданых исходила из одного и того же небесного источника и была священной, поскольку корону для себя и своих наследников короли (или их предки) получили из рук папы римского - наместника Бога на земле. В этом мире все богословы, ученые книгочеи были выше языковых барьеров, поскольку они писали, говорили и думали на богослужебном языке католичества, на языке погибшей Римской империи - латыни, а то, что практически все они были посвященными в церковный сан, то это стирало между ними и государственные границы.

Это был обширный, но в то же время замкнутый мир: иноверцам места в нем не было, на них смотрели как на опасных чужаков, каждый шаг которых по земле ведет их прямиком в ад; правитель, не получивший благословения от Рима, не считался священной особой, и подчиняться его власти не было долгом для христианина; церковные общины, не подчинявшиеся Святому престолу, переставали считаться истинно христианскими; человек, не знавший латыни, воспринимался как неграмотный.

Политическая раздробленность: вассалы и сюзерены. Во всех странах католического мира установился единый общественный порядок, который известен как вассалитет. Суть его в том, что король предоставлял в распоряжение герцогов, графов и других аристократов высших рангов земли с работающими на них крестьянами на условиях принесения ими клятвы верности и обязательства оказывать ему военную помощь (тем самым они становились его вассалами), а король (сюзерен) давал клятву защищать своего вассала; в свою очередь, крупные землевладельцы полученные от короля земли передавали в распоряжение менее родовитым, но также “благородным” баронам, рыцарям на тех же - вассальных - условиях.

Такая “пирамида” вырастала в основном из военной необходимости. Она окончательно сформировалась во времена последних набегов на Европу (мусульмане, норманны, венгры), когда стало ясно, что разгромить этих врагов могут только крупные отряды конных тяжеловооруженных профессиональных воинов. А поскольку нападения с суши и с моря были неожиданными, стало необходимым во множестве строить защитные укрепления, которых в Европе раньше почти не было - каменные замки в сельских округах и мощные оборонительные стены вокруг городских поселений.

Землевладельцы были профессиональными воинами и редко когда занимались собственным хозяйством. Поэтому земельное пожалование означало, как правило, право собирать с крестьян налоги в свою пользу и содержать на эти средства боевого коня, оруженосцев, приобретать оружие и доспехи и т. д.

Одним из самых важных законов внутри этой “пирамиды” являлась формула: “Вассал моего вассала - не мой вассал”. Из нее следовало, что король был не властен над бароном, сюзереном которого был герцог - вассал короля; рыцарь же, который принес вассальную присягу барону и получил от него земельное владение (феод42) ничем не был непосредственно обязан герцогу - сюзерену своего сюзерена-барона. Простые рыцари являлись в королевскую армию по зову своего барона, бароны - выполняя вассальную клятву герцогу, а герцог - в соответствии с вассальной присягой королю.

Укрепление таких порядков в европейском средневековом обществе в XII веке привело ко многим важным для его будущего последствиям.

Воины-землевладельцы стали и материально, и политически независимыми. Засев в своем сильно укрепленном замке, сеньор не только контролировал крестьянскую округу, но и мог сколь угодно долго обороняться даже от крупных королевских отрядов. Вассальная клятва не всегда была непреодолимым препятствием для полной самостоятельности рыцарей и аристократии. В результате европейские королевства раздробились на великое множество фактически самостоятельных герцогств, графств, баронств, епископств, марок и т. д.

В рыцарской среде особо стали цениться такие качества как честь и собственное достоинство.

Единственной надежной опорой королей оставались его слуги-управители (которые зачастую даже не были свободными людьми и жили при королевском дворе на положении домашних рабов). У королей была область, которая принадлежала им по наследству (домен), - управителями в этих землях ставились эти зависимые от своего хозяина-монарха слуги43.

Поместье рыцаря должно было быть достаточно большим, чтобы обеспечить рыцаря всем необходимым. Поэтому наследственные владения дробить было запрещено, - все имение по смерти отца целиком переходило в распоряжение старшего сына (такая система наследования называлась майорат). А младшие были обречены либо на бедность, либо на уход от мира. Если старшего сына родители воспитывали и обучали как рыцаря, то младший готовился к менее престижной в военной среде духовной карьере - прежде всего, учился читать и писать. Майорат давал церкви постоянный приток грамотных людей, готовых продолжать свое образование.

Младшие сыновья знатных фамилий постепенно образовали тот “культурный слой”, ту среду, в которой выше всего ценились знания, интеллект, образованность.

Города. Крестьянская жизнь почти целиком зависела от природы; редкие, отдаленные друг от друга сельские поселения до предела суживали круг общения их жителей, вести доходили сюда медленно и порой искажались до неузнаваемости; тяжкий труд земледельца не оставлял ни сил, ни времени ни на какие иные занятия, кроме добывания хлеба насущного, - сменялись поколения, а жизнь в деревне оставалась неизменной. Именно в крещеной деревне на много веков сохранились языческие верования и бесчисленные суеверия, едва прикрытые христианской обрядностью.

Горожане создавали свою среду обитания по собственному разумению и своими руками. Внутри городских стен становилось все теснее, но жизнь здесь была активной, разнообразной, насыщенной событиями. С купеческими караванами приходили отовсюду новости, будоражили умы речи странствующих проповедников, здесь на ярмарочной площади люди слушали и обсуждали папские буллы и королевские указы.

В отличие от деревни, которая со своим натуральным хозяйством могла прожить совершенно автономно от остального мира, городские ремесленники работали на продажу, на рынок. Богатство города, благополучие его жителей в сильнейшей степени зависели от той обстановки, которая складывалась за его стенами.

Нигде в тогдашней Европе не было сильного государства, способного защитить интересы городов и торговли, пресечь произвол сеньоров и епископов, некому было организовывать и регулировать ремесленное производство и определять правила торговли, - все это надо было делать самим. Здесь, в городах, как нигде, проявлялась способность людей к самоорганизации, к согласованным коллективным действиям.

Ремесленники объединились в цеха, выработали сложные и жесткие правила производства и реализации готовой продукции44. Профессиональные цехи - основа городской жизни, и на этой основе организовывалась вся система городского самоуправления. Выборы цехового руководства, выборы руководителей города, выборы судей стали нормой для городских жителей Западной Европы.

Х век для Европы был полон военных тревог и опасностей. Нападения норманнов и венгров, слабость королей вынудили города искать защиты у местных сеньоров-рыцарей. Но век XI-й выдался относительно спокойным и мирным, а потому горожане не видели больше смысла дорого платить за свою оборону и мириться с произволом своих графов, герцогов и епископов. А те, в свою очередь, не собирались отказываться от возможностей “стричь” быстро богатеющие центры торговли и ремесла. Поэтому в XI - XII веках по Западной Европе прошли волны кровавых столкновений городов с их сеньорами, получившие название “коммунальных революций”.

Горожане сумели организовать и вооружить городское ополчение, отстроить и укрепить оборонительные сооружения вокруг жилых кварталов. Это позволило им противопоставить силе - силу, и не только отбиться от неугодных сеньоров, но и во многих случаях заставить их признать бывший “его” город самостоятельной самоуправляющейся коммуной. Города-комуны стали надежной опорой королей, которые со своей стороны также пытались обуздывать своеволие знатных сеньоров. Города поддерживали стремление королей противопоставить рыцарской вольнице единый для всех общегосударственный закон, который гарантировал горожанам их с бою добытые права.

В XII - XIII веках в дотоле деревенской полуварварской Европе начинается подлинный расцвет вольных городов.

Университеты. Растущим городам во все большем количестве требовались юристы-законоведы, медики, учителя по всем отраслям знаний. Если в XI веке образованные люди выходили в основном из монастырских и епископских школ, то в дальнейшем главными центрами образования и культуры стали города. Школы, которые были практически в каждом городе, начинают расширяться, для преподавания в них приглашаются известные ученые. Постепенно такая школа превращалась в автономную самоуправляющуюся корпорацию, еще одним своеобразным городским “цехом” образования, объединяющим преподавателей и студентов - университетом.

Среди университетов была своя специализация: первый европейский университет, Болонский (в Италии) готовил высококвалифицированных юристов, учившихся законоведению на основе римского права; испанские университеты хранили и развивали арабские традиции в медицине, математике, астрономии; парижская Сорбонна славилась своим богословским факультетом.

Одним из самых важны предметов на любом факультете университета была логика - наука о противоречиях и о способах их разрешения, а распространенным методом обучения были диспуты, ученые споры. Логика широко использовалась и на богословских факультетах, пристальному логическому анализу подвергались священные тексты, - не только юрист, но и образованный богослов обязан был научиться сомневаться в, казалось бы, очевидном, искать и находить противоречия в религиозных вопросах, разрешать их и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Университет, в котором бурлили ученые споры, стал неотъемлемой частью городской жизни, а его выпускники селившиеся в городах, образовали со временем слой людей умственного труда и широких интеллектуальных интересов.

вопросы и задания

  1. Что такое система вассалитета?

  2. Когда и почему она укрепилась в Западной Европе?

  3. К каким последствиям это привело?

  4. Чем жизнь горожанина отличалась от крестьянской жизни?

  5. Как была организована городская жизнь?

  6. Что такое “коммунальные революции”?

  7. Когда стали появляться первые университеты, чему и как они обучали?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций

    Программа
    Университетское образование по определению должно отличаться гуманитарной составляющей; это предполагает, что универсанты специалисты получают углубленное знание исторических, философских, культурологических и иных дисциплин, расширяющих
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

    Учебно-методический комплекс
    о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм и ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
  3. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  4. Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004

    Документ
    Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для обще-образоват. учреждений / Под ред.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это

Другие похожие документы..