Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
ОТДЕЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА ПО ОКАЗАНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРАХ Б...полностью>>
'Сценарий'
Теперь был 1863 год. Наталье Николаевне был 51 год. И она умирала. В соседней комнате собрались дети. Четверо взрослых детей Пушкина. И три дочери от ...полностью>>
'Документ'
Обеспечение периоперационной безопасности матери и плода требует применения такого метода обезболивания, который может обеспечить стабильность основн...полностью>>
'Документ'
№ 907 "Об определении Министерства транспорта и коммуникаций компетентным органом по исполнению Соглашения о введении международного сертификата...полностью>>

Россия в истории мировой цивилизации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ислам

Идеи Книги распространялись не только в Средиземноморье, они проникали и на восток. Под их обаяние попали и аравийские племена пустынных кочевников. На этой “закваске” здесь поднялась религия, которой оказалась суждена долгая жизнь и огромное влияние на все мировые дела.

Ее основатель - торговец, караванщик Мухаммед был неграмотен, но обладал всеми качествами пророка, духовного вождя. Он начал свою проповедь в сорок лет, поразившись бывшему ему видению: архангел читал ему отрывки из божественного свитка, в котором начертан был истинный Закон. Видения эти повторялись, Мухаммед воспроизводил священные тексты перед грамотными друзьями, которые записывали их. Собранные вместе, эти отрывки составили Коран. Объединение арабских племен под знаменем ислама было результатом не только проповеднического дара пророка, но и его незаурядных талантов политика и военачальника.

Мухаммед не считал, что он создает совершенно новое верование. Он чтил библейских патриархов, Моисея, израильских пророков, Иисуса, но считал, что Бог их устами доносил до людей лишь отдельные кусочки Закона (которые к тому же дошли через века в искаженном виде). Ему же божественное Откровение было открыто наиболее полно и в своем изначальном виде.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала - Аллаху, Господу миров,

милостивому, милосердному,

царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых ты облагодетельствовал,

не тех, которые находятся под гневом, не заблудшим.

Коран

В основных своих чертах устройство мира в исламе и его движение были очень похожи на иудейские и христианские представления о вселенной и ее судьбе: этот мир рождался в божественном Творении и должен был кончится Страшным судом; человек должен был прожить свой век на земле, выполняя Божью волю; следование вышним требованиям приводило каждого отдельного человека в рай, а нарушение их - в ад. Но, несмотря на эту внешнюю похожесть, роль человека в исламе, его предназначение были существенно иными, чем для других “народов Книги” - иудея и, тем более, христианина.

Мусульманин отвечает перед Богом не за грехи всего народа в целом (как в иудаизме), а только за свои собственнные. Он находится под гораздо более жестким контролем свыше: по сравнению с христианином у мусульманина гораздо меньше свободы воли, он ограничен в выборе - как поступить в том или ином случае, ибо считается, что его поступки просчитываются и предопределяются Аллахом заранее.

Единый Бог ислама доступнее для понимания простого человека: Он - господин, а человек - раб Его воли. Аллах - повелевает, а не ставит человека всякий раз перед трудным нравственным выбором. Евангелия определяют общие принципы жизни христианина, предоставляя ему самому определять, что есть добро или зло в каждом конкретном случае. В тексте же Корана, по убеждению мусульманина, даны полные и исчерпывающие ответы на все случаи прошлой, нынешней и будущей жизни (“извлечь” их оттуда - обязанность богословов, знатоков Корана).

Требования Аллаха к земному поведению человека строги, но просты, подробно расписаны и вполне выполнимы. Мусульманин может быть уверен в будущем райском блаженстве, если: как можно чаще будет произносить главную формулу веры (“Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха”); пять раз в день будет молиться, точно соблюдая все ритуальные позы и движения; поститься в определенные периоды; выплачивать небольшой, но обязательный налог в пользу бедных; совершить паломничество в Мекку и исполнить там определенную череду ритуалов; не есть свинину и мясо животных, убитых “не по правилам”; не пить вина и т. д. Многочисленные ритуалы и запреты играют в исламе огромную роль, ежедневно и ежечасно напоминая мусульманину о его неразрывной связи с Аллахом.

Христианин часто противостоит обществу и государству, в котором он живет - земные обычаи и законы не могут совпадать с нравственным законом Евангелия. Мусульмане же в своей стране живут в очень цельном мире, в душевном комфорте. Для них не может быть ситуации, когда государство требует от них одно, а нравственный закон веры предписывает им другое, - ведь абсолютно все законы государства напрямую выведены из текста Корана, а каждый спорный жизненный случай изучается и решается не выборными законодателями, а учеными богословами22.

Ислам заботится прежде всего об устройстве земной жизни человека и общества в соответствии с предписаниями Корана. Он обращен к человеку, он делает для него мир мусульманской общины справедливым, удобным и понятным. Даже райское блаженство здесь очень привлекательно именно по земным меркам: много воды, вполне плотские любовные утехи с прекрасными девами-гуриями, запрещенное в земной жизни вино...

Особенностью ислама является его отношение в окружающему мусульманскую общину миру “неверных”. Он делится на две части: “область мирного договора” - страны, подчинившиеся мусульманам, где “неверные” платят специальные налоги и находятся под покровительством ислама, и “область войны” - страны, неподчинившиеся мусульманам, с которыми ведется вечная война (отсутствие военных действий считается лишь временным затишьем). Мусульманин, убитый в ходе официально объявленной священной войны с “неверными”, попадает в рай автоматически, какие бы грехи за ним не числились. Эти принципы, с одной стороны, делали мусульман непримиримыми и самоотверженными воинами, а с другой, - способствовали их веротерпимости и обеспечивали религиозный мир на завоеванных территориях.

_________

Все, что сказано здесь о мировых религиях относится к их первоначальным вариантам - это те идеи, которые легли в основу вероисповеданий народов. Но в течение сотен и тысяч лет идеи эти претерпевали значительные изменения.

Более поздние религиозные мыслители не просто осмысливали заветы основоположников - они их додумывали, “разворачивали”, делали из них выводы созвучные потребностям своего времени. Каждый из них делал это по-своему, они спорили, часто не соглашаясь друг с другом, а разногласия учителей у их учеников перерастали в открытую вражду - вначале единое религиозное движение разделялось на соперничающие течения и школы. Еще дальше этот процесс дробления заходил тогда, когда религиозная идея из узкого круга богословов проникала в самую толщу народа, когда осмысливать ее, примерять на себя начинали массы “простых” людей.

Для того, чтобы как можно шире распространить новое вероучение, создавались религиозные организации (церкви), которые со временем превращались в мощные политические силы. Их руководители начинали претендовать на руководящую роль в чисто земных делах, им требовалось увеличивать свое мирское влияние. По этим причинам первоначальную идею несколько “подтасовывали”, приспосабливая ее к нуждам религиозной организации. Гениальные озарения Учителей превращались в тяжеловесные, сложные и пышные культы, их стали обрамлять множеством обрядов и позднейших предписаний и правил.

Но, когда жизнь и душа ставят перед людьми все новые и новые вопросы, они расчищают позднейшие наслоения и ищут ответов у истоков своей веры.

Язычество

Несмотря на широкое распространение мировых религиозных учений большинство населения тогдашнего мира было языческим23. И даже тогда, когда формально народ принимал одну из мировых религий, в толще населения многие столетия сохранялись по существу языческие представления о мире, лишь внешне едва закамуфлированные обрядами нового вероисповедания.

Язычник - это тот, кто полагает, что нет и не может быть единственного Создателя и Вседержителя Вселенной, а в мире сосуществует бесчисленное количество сверхестественных существ (богов, духов, демонов и т. д.), каждый из которых “заведует” своей сферой (землей, водой, солнцем, урожаем и т. д.), причем каждая группа их “привязана” к определенной территории, племени или роду.

Язычники ощущают свою слитность с земным миром, свою неотделимость и полную зависимость от окружающей их природы. Для язычника одухотворена каждая местность: любой ручей, колодец, роща, дерево, дом, даже предмет, изготовленный им самим - во всем живет дух, божок (добрый или злой, простоватый или лукавый, мстительный или добродушный). Умирая, человек из этого реального мира не уходит, а просто перемещается в другое его измерение, существование в котором лишь немногим отличается от земного. Умерший остается рядом с живущими, и, будучи невидимым, помогает или вредит их делам. Поэтому у языческих народов обычно очень развит культ предков - их задабривают жертвами, у них просят покровительства, защиты, советов.

Мир реальный и загробный, мир живых людей и обиталище духов для язычника нераздельны, они как бы “вдвинуты” один в другой. Потусторонние силы активно влияют на жизнь земную, подают свои сигналы (через сновидения или посредством других знамений - солнечных затмений, черной кошки, перебежавшей дорогу, через расположение звезд на небе и т. д.) Связь с потусторонними силами вполне осуществима - нужно только научиться понимать их тайные знаки. Поэтому язычники проявляют особый интерес к различным приметам (к тому, что христиане называют суевериями), к гаданиям, вызыванию духов, к гороскопам и т. п. Некоторые из живых уверены, что владеют способами общаться с душами умерших и богами (колдуны, шаманы, ведуны, волхвы и пр.) и являются “мостиками”, связывающими воедино этот и “тот” свет.

В языческих верованиях, как правило, очень слабо выражена идея о загробном воздаянии за земные прегрешения. Человеку не дано существенно повлиять на свою будущую посмертную судьбу. Интересы язычника сосредоточены прежде всего на реальном, земном существовании - на избавлении от бедствий, на материальном благополучии, на удаче его начинаний. Именно для осуществления этих желаний он зовет в помощники потусторонние силы.

Уходя в другие места, язычник оставляет одних и встречается с другими божествами, с которыми тоже нужно поладить, ужиться. Воюя с другими племенами, язычники уверены, что одновременно идет война и между племенными богами-покровителями, и от исхода небесных битв зависит земная военная удача.

Если племя оказывалось побежденным врагами, то это означало, что победили чужие боги, и придется не только подчиняться противникам, но начинать почитать и их богов. Потеря своих небесных покровителей очень быстро вела к полному растворению побежденных в среде победителей.

Согласно языческим представлениям, добро - это то, что идет на пользу твоему роду, племени, народу, а злые дела - это те, что вредят их благополучию и удаче. Честность, милосердие, запреты насилия, убийства действуют для язычника только по отношению к “своим”, но моральных запретов по отношению к “чужакам” не существует24.

Раздел II

откуда есть пошла русская земля...”

Глава 1

славянство

Первые упоминания о племенах, в которых можно уже определенно узнать славян, появляются в VI веке н. э. Тогда они жили в центральной Европе (на территориях нынешних Чехии, Словакии, Венгрии, Польши). Кто были их предки, как они здесь оказались, откуда и когда пришли они сюда - до сих пор неясно (можно считать доказанным лишь то, что славяне не пришли, подобно гуннам и другим кочевникам, в Европу из глубин Азии).

Славяне были земледельцы, однако назвать их в полном смысле оседлыми трудно. Они распахивали участки земли и сеяли там пшеницу, просо, ячмень, а через несколько лет, когда почва истощалась, переходили на новые места25. Это медленное продвижение постепенно расширяло зону обитания славян.

На юге - в балканских долинах - условия для жизни были весьма благоприятны, но это была территория Империи ромеев (Византии), которая охранялась линией крепостей. С VII века славяне вместе с тюрками начали прорывать византийскую оборону и массами расселяться на севере Балканского полуострова (на территориях современных Болгарии, Хорватии, Словении, Сербии, Боснии и Герцеговины). Проникновение славян на восток (на земли будущей Древней Руси) было более долгим, но мирным.

На восточной окраине Европы, в это время жили финские, балтские и ираноязычные племена - такие же примитивные земледельцы, как и славянские пришельцы. Один из медленных потоков славянского переселения шел от Дуная через Карпаты к берегам Днепра. Славянские племена, которые в будущем создадут Великий Новгород, двигались с северного побережья Балтики.

В таежных лесах и лесостепях места хватало всем, и, судя по всему, ославянивание этих краев прошло не завоеванием, а постепенной “диффузией”. За несколько веков земледельческие племена восточной Европы слились (“сплавились”) в народ, который мы ныне называем “древнерусским”. Славянское большинство дало своим “внутренним” соседям язык (а затем и письменность), обычаи, и одновременно переняло у них многие трудовые и боевые приемы, а также их верования и богов (балтского Перуна, иранского Хорса, которых веками почитали жители Киевской Руси наравне с “исконно” славянским Родом).

В среднем течении Днепра - там, где лесные чащобы постепенно переходят в ковыльную степь - долгое время не возникало городов или устойчивых племенных союзов (зародышей государств). Это и неудивительно, - причерноморские степи вот уже много веков были торной дорогой воинственных азиатских кочевников, волна за волной накатывавшихся на Европу. Кочевые орды сметали на своем пути племена, имевшие неосторожность поселиться на степных плодородных черноземах, или увлекали их с собой - на запад. Но, начиная с VII века этот “сквозняк” в причерноморских степях несколько утих.

Распался Тюркский каганат - огромное объединение азиатских кочевых орд. Большинство из них сгинуло после этого без следа, но две орды сыграли большую роль в ранней истории славянства - болгары и хазары.

Тюркский народ - болгары, обитавшие около Азовского моря, под ударами соседей раздробились и роды их разошлись в разные стороны. Укрывшиеся в отрогах Кавказа дали начало современным балкарцам. Часть болгар откочевала на западный берег Черного моря, завоевала там оседлых славян и очень быстро растворилась в них, оставив новому народу свое имя. Еще один осколок болгарской орды продвинулся на тысячу километров к северу, осел на слиянии Камы и Волги и со временем создал там богатое, развитое государство - Волжкую Булгарию. В отличие от Дунайской Болгарии, где победили славянский язык и культура, здесь стали господствующими тюркские язык и традиции. (Волжские булгары приняли ислам еще до крещения Руси, позже были завоеваны монголами и их потомки составили основу нового народа - казанских татар).

А хазары сумели создать мощное государство с центром в низовьях Волги (Хазарский каганат) и надолго - почти на три столетия - перекрыть путь в Европу ордам азиатских кочевников и обеспечить относительно спокойную обстановку для восточноевропейского славянства. Именно в этот период они начинают создавать крупные устойчивые поселения - “градки”, названия которых пройдут через всю их историю. IX век стал временем образования славянских государств в восточной и центральной Европе.

Первым крупным славянским государством стала Великая Моравия (на территории современной Чехии). Чехи и моравы приняли крещение по римскому обряду. Из Византии были приглашены греческие монахи - содатели славянской письменности, христианские просветители братья Кирилл и Мефодий. Великая Моравия стала очагом распространения “кириллицы” среди других славянских народов. Примерно в это же время на востоке начинает складываться обширное государство, получившее название Киевская Русь.

В конце IX века из Приуралья на запад стала откочевывать многочисленная орда венгров (она шла, гонимая другими кочевниками - печенегами). Венгры встали было близ Киева, но город сумел от них откупиться. Главный их удар пришелся по Великой Моравии, от которого она распалась. Венгры расположились вокруг озера Балатон, вытеснили и частично уничтожили тамошнее славянское население26, и оттуда весь X век совершали опустошительные набеги на Европу (доходя даже до Испании). Со временем европейцы научились давать отпор воинственным конникам и к концу Х века венгры уже не решались на дальние рейды - они постепенно осели, занялись хлебопашеством и виноградарством, крестились и в 1001 г. венгерский предводитель получил от римского папы королевский титул и корону.

Венгерское королевство глубоко вклинилось в славянский мир и отделило южных славян от их северных и восточных сородичей. Позже религиозная рознь между Римом и Константинополем, между католицизмом и православием оттолкнула друг от друга западных и восточных славян, принимавших крещение от противостоящих христианских центров.

В конце Х века из осколков Великоморавской державы сложилось два христианских (католических) славянских государства - Чехия и Польша.

Процесс образования и внутреннего укрепления государств в центральной и восточной Европе шел, как правило медленнее, чем в западных ее частях. Объясняется это тем, что германские племена осели на территориях с давними традициями античного высокоорганизованного государственного управления, где жила память о государстве, где у большинства населения сохранилась привычка к подчинению государству (многие варвары сами много десятилетий были поддаными Римской империи). Большинству же славянских племен и их ближайшим соседям приходилось налаживать свою государственность вполне самостоятельно.

вопросы и задания

  1. Когда на исторической арене появляются славяне?

  2. Почему хозяйственный уклад славянских племен иногда называют “кочевым земледелием”?

  3. Почему с VII века создаются благоприятные условия для жизни славян, для создания городов и государств?

  4. Кто такие болгары? Какую роль сыграла дунайская Болгария в культурной жизни Древней Руси?

  5. Когда на карте Европы появились первые славянские государства?

  6. Какую роль сыграла в истории славянства Великая Моравия?

  7. Какие государства образовались на месте распавшейся Великоморавской державы? Когда это произошло?

  8. Как и когда славянство разделилось на южную, западную и восточную “ветви”?

Глава 2

киевская русь

Первый росток российской государственности появился на севере - на берегах озера Ильмень. Сюда никогда не заходили кочевые орды - им было не пробиться через сотни километров лесов и болот. Далеко были и сильные державы того времени, могущие претендовать на господство над этими землями. Опасность подстерегала со стороны Балтийского моря (в разгаре была воинская активность викингов), но центр края жители предусмотрительно выбрали в отдалении от Финского залива - незаметно и неожиданно подобраться сюда морским конунгам было трудно. Здесь возник город, в Х веке получивший название Новгород27.

Климат и окрестные почвы продуктивному земледелию не способствовали. Богатство края составили экспортные продукты промыслов, высоко ценимые в те времена повсюду - меха (бобровые, лисьи, соболиные, горностаевые), мед28 и воск29 диких пчел. Главными новгородскими угодьями были не пашни, а лесные и лесотундровые территории Севера.

Племенной состав Приильменья был, судя по всему, еще весьма разнороден - славяне, чудь, меря, весь. Хорошо были знакомы местным жителям и скандинавы30 (о каких-либо набегах викингов на эти районы ничего не известно, можно лишь предположить, что от своих беспокойных соседей приильменцы предпочитали откупаться умеренной данью).

Мы практически ничего не знаем об обстановке, сложившейся здесь в IX веке и можем лишь на слово верить позднейшей летописи, которая говорит о нередких межплеменных раздорах. В этих условиях приглашение князя “со стороны” было решением весьма практичным и выгодным во многих отношениях.

Торговля, особенно дальняя - дело в те времена опасное. Отправиться без сильной охраны в ладье, груженой дорогим товаром, по рекам и волокам, через леса и степи значило обречь себя на верное разорение. Купеческие экспедиции больше напоминали небольшие армии, всегда готовые к бою. Они уходили все дальше, и одних “добрых молодцев” для охраны отдельных караванов становилось уже недостаточно - требовалось взять под постоянный контроль и охрану главные торговые пути на всем их протяжении. Нужен был князь с сильной дружиной.

Но признать князем кого-то из “своих” - из соперничающих племен и родов - было трудно. Легче оказалось согласиться пригласить чужака31 - человека без “корней”, без опоры, от которого в случае чего можно было избавиться. На эту роль вполне подошел бродячий морской конунг Рюрик (Рорик). Согласно древнейшей отечественной летописи, случилось это в 862 г., - и с этого года традиционно начинают отсчитывать время российской государственности.

Согласно той же летописи сам Рюрик прокняжил в Приильменье до своей смерти, а его преемник Олег (Хельг) вместе с сыном Рюрика Игорем (Ингваром) и варяжской дружиной предпочли искать более удобного места и народа для княжения.

Что произошло у варягов с приильмецами, летописец не сообщает, но об этом нетрудно догадаться, зная всегдашний активный, самостоятельный и строптивый нрав новгородцев, - не один князь в дальнейшем будет изгнан за самовластье этой торговой республикой.

Волжский путь был плотно прикрыт булгарами и хазарами, а в Поднепровье еще было просторно, - туда и направили свои ладьи варяги. Остановились они у приглянувшегося им “градка” под название Киев, убили тамошних правителей (по легенде - тоже варягов, пришедших туда раньше) и решились прочно обосноваться именно здесь.

Как показало будущее, решение Олега оказалось удачным. Земледельческое население окрестных лесостепей жило на границе с Диким Полем, в постоянном страхе, что какая-нибудь невесть откуда взявшаяся кочевая орда в одночасье превратит в пепел труды нескольких поколений - оно очень нуждалось в защите и отношение их к “дружинному” князю было гораздо более благожелательным, чем на севере. Само расположение Киева сулило князю немалые выгоды: город стоял на скрещении двух крупных торговых путей - Днепровского (из северной Европы в Византию) и северной ветви “Великого шелкового пути”, по которому шли товары из восточной Азии (прежде всего из Китая) в Европу. И непокорный Новгород крепко привязывался к Киевскому княжеству, поскольку нуждался в надежно охраняемом пути “из варяг в греки” и, кроме того, он не мог прокормить себя без южного хлеба.

Обосновавшись в Киеве, варяги начали брать под контроль соседние племена. Это не было “покорением” в привычном значении этого слова. Князь не становился для племен хозяином и господином - они брали на содержание его дружину в обмен на гарантию постоянной военной защиты, оставаясь при этом вполне самостоятельными в своей внутренней жизни: предводителями их оставались прежние племенные вожди, а споры решались не волей или законами чужака-князя, а в соответствии со стародавними, привычными традициями и обычаями. Не увеличились для них и материальные условия, поскольку точно такую же не слишком обременительную “плату за мир” некоторые племена выплачивали раньше хазарам (по серебряной монете и по беличьей шкурке “с дыма”). Добровольно платили дань и те, кто был заинтересован в безопасности торной торговой дороги в Византию, - новгородцы ежегодно посылали киевскому князю 60 кг серебра (прибыльной была торговля, богатым был город). Принуждать силой к выплате дани варягам пришлось (более века) только племена, обитавшие в отдалении от Дикого Поля и незаинтересованными в дальней торглвле.

Подавляющее большинство населения складывавшейся “империи Рюриковичей” видели князя максимум раз в году, когда он зимой вместе с дружиной объезжал контролируемую и защищаемую им территорию - собирать дань. Размеры ее вряд ли были слишком обременительны, а попытки князя самовластно взять “лишнее” могли кончиться для него плачевно (Ингвара-Игоря древляне за это разорвали между двумя березами).

Каждую весну к Киеву собирались лодки и ладьи со всех рек днепровского бассейна и здесь формировался большой торговый караван, который под варяжским конвоем отправлялся в Царьград-Константинополь. По обоим берегам Днепра караван стерегли кочевники, они преследовали его и по берегу Черного моря вплоть до Болгарии, - без сильного варяжского конвоя пробиться к Византии было невозможно.

Если бы за караванами не стояла вооруженная сила нового Русского государства, то нелегко приходилось бы купцам и в самой Византии. Киевские князья время от времени отправлялись в Империю сами, во главе всей дружины и дополнительно наняв варяжские отряды и вооружив охотников из местного населения. Овладеть великим городом такому войску, конечно, было не по силам, но пришельцы жгли и грабили окрестности, поэтому греки предпочитали откупаться от северных варваров богатыми подарками. Князьям, однако, важнее было получить от императоров гарантии безопасности и удобств торговли для своих купцов, - каждый такой набег завершался торговым договором.

Прибыльнейшей статьей экспорта с Руси в Константинополь были рабы - захваченные в военных походах пленники. Назад из Царьграда везли обмененные на рабов, меха, мед и воск - качественные ткани, вино, золото, украшения, которые либо оседали на Руси, либо продавались в прибрежных торговых городах Балтики, откуда они развозились по всей северной Европе.

Расширение контролируемой территории, дальние военные походы за добычей и “полоном” были главным делом киевских князей вплоть до конца Х века.

Последним знаменитым завоевателем был Святослав, пытавшийся расширить пределы своей земли далеко на юг и на восток. Ему удалось добить ослабевшую Хазарию, но выгоды от разгрома давнего соперника были весьма сомнительны - в образовавшуюся на нижней Волге “брешь” беспрепятственно хлынули гораздо более опасные Руси кочевники-печенеги. Южное наступление Святослава за Дунай очень обеспокоило Империю (он даже собирался перенести свою столицу из Киева на Дунай) и ромеи взялись за воинственного князя всерьез - русы были вытеснены из Болгарии, а с самим Святославом византийцы расправились, выдав печенегам путь его возвращения через степь в Киев - князь был убит и печенежский хан, надеясь наследовать его храбрость, пил вино из его черепа.

Территория, контролируемая варяжскими князьями, к концу Х века в основном определилась, племена ее населявшие начинали постепенно сознавать свою общность в рамках единой власти. Князья укоренялись, избавлялись от психологии “находников”, появлялось чувство ответственности за страну, - на первый план для них выходит стремление объединить и внутренне обустроить свое разноплеменное государство. Дав стране свое имя - “Русь” - варяги довольно быстро ославянились - уже внук Рюрика (Святослав) получил славянское имя.

Новые отряды скандинавов, приходивших в поисках военной удачи на Русь, встречали здесь у своих бывших единоплеменников-князей все более прохладный прием, - те смотрели на них только как на беспокойных наемников и старались как можно скорее от них избавиться.

Решительный и вполне осознанный поворот князей к внутреннему укреплению своего государства начался с сына Святослава - Владимира.

вопросы и задания

  1. Откуда по территории будущей Древней Руси стала распротраняться княжеская власть? Почему?

  2. Какие племена обитали на территории быдущей Древней Руси?

  3. Чем отличался северный центр Русского государства от южного?

  4. Почему на столь обширной территории и при разноплеменном населении удалось создать единое государство?

  5. Почему древнерусское государство образовалось именно в бассейне Днепра?

  6. Почему столицей Древней Руси стал Киев?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций

    Программа
    Университетское образование по определению должно отличаться гуманитарной составляющей; это предполагает, что универсанты специалисты получают углубленное знание исторических, философских, культурологических и иных дисциплин, расширяющих
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»

    Учебно-методический комплекс
    о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм и ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
  3. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций

    Документ
    Термин «цивилизация» (от лат. civilis— гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй.
  4. Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004

    Документ
    Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для обще-образоват. учреждений / Под ред.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это

Другие похожие документы..