Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В Бюллетене научно-технической информации представлен обзор содержаний журналов, монографий, тезисов совещаний за период июнь – август 2011года. Неко...полностью>>
'Документ'
На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 13.12.2006 р. № 1719 "Про перелік напрямів, за якими здійснюється підготовка фахівців у ви...полностью>>
'Документ'
Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2 . - 232 с. ISBN 5-...полностью>>
'Документ'
Лидерство сопровождает всю человеческую историю. Оно встречается везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с англ...полностью>>

В. Д. Токарь курс лекций по философии учебное пособие

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.Д. Токарь

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Орел 2007

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Орловский государственный институт

экономики и торговли

В.Д. Токарь

Курс лекций по философии

Рекомендовано ученым советом Орел ГИЭТ

Орел, 2007.

ББК 87

УДК 1

Т. 51

Рецензенты:

Жердев Р.В., профессор, доктор философских наук (Орёл ГТУ)

Сорокин Б.Ф., профессор, доктор философских наук (Орёл ГИЭТ)

Т.51. Токарь В.Д. Курс лекций по философии. Орёл: Издательство Орел ГИЭТ, 2007. – 156.с

В предлагаемом «Курсе лекций по философии» рассматриваются проблемы философского знания – впервые в отечественной литературе – на основе творческого вклада русской философской мысли, используются современные подходы и оценки отечественных и зарубежных авторов, приводятся образцы философствования выдающихся русских, в том числе и орловских мыслителей. Материал излагается в доступной форме. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов нефилософских специальностей, а также всем, интересующимся современным состоянием философского анализа вопросов социальной и культурной деятельности.

ББК

УДК

© Токарь В.Д., 2007

© Орёл ГИЭТ, 2007

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Предисловие -------------------------------------------------------------------- 5

Лекция 1. Философия-размышление о главном. ----------------------------- 6

(Первые философы. Главные философские вопросы.

Взаимоотношение философии, религии и науки . Философия-это история философских исканий.)

Лекция 2. Античная философия. --------------------------------------------- 15

(Общие замечания. Сократ- символ древнегреческой

философии. Платон и Аристотель - систематизаторы

античной философии.)

Лекция 3. Философия в средние века. ------------------------------------------- 22

( Общая характеристика.

Св. Августин и Фома Аквинский.

Доказательства бытия Бога.)

Лекция 4. Философия Нового времени. ------------------------------------- 30

(Общая характеристика.

Реформация и развитие науки – в основании философии Нового

времени. Просветительство и его отрицательное влияние на

философию.)

Лекция 5. Зачинатели философии Нового времени. --------------------- 35

(Общая характеристика.

Рене Декарт и его преклонение перед мыслью философа.

Блез Паскаль и его восхищение христианской истиной.

Два образа философствования.)

Лекция 6. Английская философия и английская революция.

Отвержение рационализма. ------------------------------------- 42

(Две философии – две революции.

Джон Локк – апостол «славной революции» 1688 года.

Джордж Беркли и Давид Юм против рационализма.)

Лекция 7. Французская философия и Французская революция. -------- 47

(Тенденции атеизма, богоборчества, презрения и

радикализма. Философия Французской революции.)

Лекция 8. Немецкая философия. Попытки философской «отмены»

христианства. ------------------------------------------------------- 53

(Практический бог Иммануила Канта.

Пантеистический абсолют Фридриха Гегеля.)

Лекция 9. Немецкая философия. Антихристианство. ------------------------------ 62

(Человекобог Л. Фейербаха.

Антихристианство К. Маркса.)

Лекция 10. Общая характеристика русской философии. -------------------------- 69

(Особенности русской философии.

Основные темы русской философии.

Русское религиозное сознание – основа, фундамент

русской философии.

Теории «Москва – третий Рим» и «Святая Русь».)

Лекция 11. Философия раскола. -------------------------------------------------------- 84

(Церковь и власть: проблемы взаимодействия.

Старообрядчество как переживание

антихристианского перерождения власти.

Протопоп Аввакум.)

Лекция 12. В.Г. Белинский и Н.В. Гоголь – символы трагического

разрыва русской философской мысли. ----------------------------------- 91

(Жизнь и философия Н.В. Гоголя.

  1. Жизнь и философия В.Г. Белинского.)

Лекция 13. Ф.М.Достоевский. ---------------------------------------------------------- 100

(Жизнь и творчество.

Философия: провозвестие безграничной свободы во Христе.)

Лекция 14. В.С.Соловьев. -------------------------------------------------------------- 107

(Жизнь и творчество.

Философия: раскрытие христианской истины.)

Лекция 15. С.Н. Булгаков. -------------------------------------------------------------- 117

(Жизнь и творчество.

Философские основы практической жизни.)

Лекция 16 И. А. Ильин. ---------------------------------------------------------------- 126

(Жизнь и творчество.

Философия: сущность зла и основные направления борьбы с ним.)

Лекция 17 А.И. Солженицын. -------------------------------------------------------- 139

(Жизнь и творчество. Философия: «жить не по лжи».)

Лекция 18. О чем говорит история философских исканий? ------------------- 149

(Русская философия и мировая философия. Философия в ХХ1 веке.)

Предисловие.

Основу предлагаемого курса лекций по философии, рассчитанного на студентов вузов нефилософских специальностей, составили лекции, которые я читаю в Орловском государственном институте экономики и торговли на протяжении 2000-2007 годов. В этом курсе я стремлюсь, в соответствии с Государственным стандартом, осуществить следующие идеи в преподавании и обучении философии:

  1. Значительно расширить проблематику отечественного философско-

го наследия – не только за счет увеличения количества времени, отводимого русской философии (половина курса посвящена ей), но и за счет освещения проблем с точки зрения русской философии, с точки зрения особенностей русской философии. Как бы мы не восхищались другими национальными философиями, но наша философия вначале всегда будет своей, а уж затем другой – другой, но переработанной в русле русской философской традиции, в русском философском духе. Если ты русский, то ты не можешь мыслить не по-русски. «Русское» преподавание и обучение философии важно методически, но и фактически и исторически: русская философия – это выдающееся явление в мировой философской мысли которым после 1917 года мы преступно пренебрегали и теперь обязаны платить, обязаны ликвидировать вопиющую несправедливость.

  1. В проблематике отечественной философии дать достойное место

региональной философии, орловской философии, тем русским философам, жизнь и творчество которых связаны с Орловщиной.

  1. Обеспечить преемственность между курсом литературы, изучавшемся средней школе и философией; преемственность важна между многими предметами, изучавшимися в школе, и философией, но первое место принадлежит литературе.

  2. Ряд философских проблем, а именно: вопросы философии культуры, философии личности, философии общества, философии политики (государства),- не следует рассматривать в курсе философии, а перенести их изучение в курсы культурологии, психологии, социологии и политологии, которые идут вровень с курсом философии или (в основном) после него.

  3. Особо подчеркнуть (помимо общекультурного) непосредственно

практическое значение философии для всех видов деятельности специалиста с высшим образованием.

Таковы пять групп идей, которые я пытаюсь реализовать в 18-ти лекциях по философии. Надеюсь, что изучение предлагаемого курса поможет студентам сформировать себя свободными, самодостаточными личностями, не способными стать марионетками в чужих руках и, напротив, не стремящимися сделать своими марионетками кого бы то ни было.

Доцент В.Токарь

Орел, 27 апреля 2007 г.

Лекция 1.

Философия-размышление о главном.

  1. Первые философы. Главные философские вопросы.

  2. Взаимоотношение философии, религии и науки.

  3. Философия-это история философских исканий.

1.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости».

В 1823 году в Москве возник философский кружок, который стал называться «Обществом любомудров». В него вошли, в основном, молодые люди 17-20 лет, которых называли «Архивными юношами», потому что они служили в Архиве Министерства иностранных дел в Москве. Этот кружок сыграл большую роль в формировании философской культуры в России1.

Русское слово «любомудрие» есть точный перевод (на русские корни) термина «философия».

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, живший в 580-500 г.г. до Р.Х.. Говорят, что когда Пифагор был в Пелопоннесе, некто Леонтий поинтересовался, какова его профессия. «Я не имею никакой профессии, я философ», - заявил Пифагор. Леонтий, никогда не слыхавший этого слова, захотел узнать, что оно означает. И тогда Пифагор с достоинством разъяснил ему: «Эту жизнь можно сравнить с олимпийскими играми, на которые одни являются с желанием венца и славы, другие с расчетом на выгоду от продажи или покупок и, наконец, третьи, умы более благородные, - без всяких видов на барыши и без жажды рукоплесканий, но с единственной целью наслаждаться этим чудесным зрелищем, с намерением узнать и увидеть всё, что будет совершаться перед ними. Точно также и мы покидаем нашу родину, которая есть небо, и являемся в этот мир, который представляет арену, где многие добиваются успеха, многие трудятся из-за выгод и где лишь немногие, презирая корысть и тщеславие, изучают природу. Этих последних людей я и называю философами. Так как нет ничего благороднее, как быть сторонним зрителем, чуждым личных интересов, то в этой жизни созерцание и изучение природы бесконечно почетнее всякой практической деятельности»1

По Пифагору, следовательно, слово «философ» можно отнести к людям, которые стремятся к знанию и правильному образу жизни.

Как-то первого философа на Руси, Григория Саввича Сковороду (1722-1794), спросили, что он понимает под философией. Он ответил: «Главная цель жизни человеческой, когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце смирно. Тогда всё светло, счастливо, блаженно. Сие есть философия»2.

Г.С. Сковорода особенно здесь подчеркивает, что философия-это образ жизни, сама жизнь.

Такое понимание сущности философии очень характерно для русской философии. Может быть, наиболее точно выразил русское понимание философии Иван Александрович Ильин (1883-1954). В книге «Путь к очевидности» он утверждал, что настоящий философ должен руководствоваться следующим правилом, «Сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного и даже мучительного делания - философствовать»3.

В европейской традиции первым философом, отцом греческой философии, называется Фалес. Точная дата его рождения неизвестна, но принято считать, что родился он в 636 г. до Р.Х.. Фалес был знатоком математики, он прославился предсказанием солнечного затмения, которое произошло в 585 году до Р.Х.. Фалес был одним из семи греческих мудрецов, каждый из которых знаменит тем или другим мудрым высказыванием, высокими нравственными качествами. Их изречения записаны в Дельфийском храме. Вот они: «Большинство людей дурные» (Биас); «Будь предусмотрителен» (Хилон); «Наблюдай во всем меру» (Креовул); «Всё обдумывай» (Периандр); «Познай самого себя» (Солон); «Поручительство причиняет горе» (Фалес)4.

О Фалесе имеется много легенд. Одну из этих легенд приводит знаменитый греческий философ Аристотель (384-322 г.г. до Р.Х.) в своей «Политике»: «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, ещё до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дёшево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за которую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов»5. Помимо отмеченного мудрого высказывания Фалеса («Поручительство причиняет горе»), ему предписывают много других:

Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях.

Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами.

Не обогащайся нечестным путем.

Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием.

Не стесняйся льстить родителям.

Не перенимай от отца дурного.

Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей.

Что трудно? - Познать самого себя.

Что самое приятное? - Достичь того, чего желаешь.

Что утомительно? – Праздность.

Что вредно? – Невоздержанность.

Что невыносимо? – Невоспитанность.

Учи и учись лучшему.

Праздным не будь, даже если ты богат.

Плохое прячь в доме.

Лучше вызывай зависть, чем жалость.

Блюди меру.

Не верь всем подряд.

Находясь у власти, управляй самим собой6.

Главным вопросом для Фалеса был вопрос о том, что является началом всего того, что существует. Все то, что существует, изменчиво. Мы наблюдаем рождение и смерть, взросление и старение, расцвет, созревание и угасание, смену времен года, мы видим постоянное увеличение иль уменьшение, наблюдая за собой и за другими людьми, мы поражаемся, насколько быстро меняются наши состояния - от радости до грусти и до печали, от спокойствия до тревоги, от уверенности до неуверенности и т.д. Это состояние постоянно изменяющейся вокруг нас жизни и необходимость не поддаваться этому состоянию, ориентироваться на вечное, неизменное, хорошо выразил А.А. Блок (1880-1921) в прологе к поэме «Возмездие»:

Жизнь - без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами - сумрак неминучий

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить всё, что видишь ты.

Твой взгляд - да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты-

И ты увидишь: мир прекрасен

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же всё пройдёт неспешно,

Что в мире свято, что в нём грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума…

Если в этом отрывке из пролога к поэме «Возмездие» нашего большого поэта Александра Блока слово «художник» заменить словом «философ», и отнести всё то, что поэт адресовал художнику к обязанностям философа, то мы и получим главные философские вопросы. Только философ, в отличие от художника, должен не верить в начала и концы, а силой своего размышления отыскать их. Философия-это ответ на вопрос, что есть начало всему.

Вот Фалес такой вопрос и поставил. Он поставил вопрос: «Где начало вещей?». Ибо он видел, что всё изменяется. И его интересовало: а что же не изменяется? где же та неизменная сущность, которая есть причина всему? Фалеса и называют первым философом, потому что он первый задался именно философским вопросом - он попытался выяснить, что есть начало, или, что есть главное, основное, отчего всё происходит.

Фалес исследовал мир вокруг себя и пришёл к убеждению, что начало всего-это вода, влага. После Фалеса, древнегреческие философы по-иному отвечали. Называли началом воздух (Анаксимен), душу (Диоген Апполоннийский), бесконечность-«всё» (Анаксимандр), числа (по Пифагору, «число есть основное начало предметов»), Бог (Ксенофан).

Остановимся на этом. Философы по-разному отвечали и отвечают на вечный вопрос, что есть начало всему. Этот вопрос часто формулируется так: «Что есть сущность?», «Что есть бытие?», «Что есть истина?».

И как бы не отвечали на эти вопросы философы, они обращаются к Богу.

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), значительный русский философ, наш земляк, родившийся в г. Ливны, Орловской губернии, так сформулировал главный вопрос философии: «Философия … имеет своей единственной и универсальной проблемой - Бога, и только Бога»7. Это написано Булгаковым в 1916 году. Много раньше этот же вопрос оригинально поставил Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873), известный русский поэт, родившийся в Орловской губернии. В 1833 году он пишет стихотворение, названное по-французски, PROBLEME (проблема). Оно очень короткое:

С горы скатившись, камень лег в долине,

Как он упал? никто не знает ныне-

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был низринут волею чужой?

Тютчев здесь, по существу, вопрошает: «Само всё происходит, или по воле Божьей?». Проходит 24 года, и Тютчев пишет добавление к своим четырем строкам, к своему вопросу, как бы отвечая на него:

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто ещё не разрешил вопроса.

Мы не раз будем наблюдать солидарность настоящих философов и поэтов, философов и писателей. Многие истинные поэты и писатели - большие философы, чем сами философы, если даже они неплохие философы.

Итак, говоря о главных философских вопросах, наиглавнейшим из них надо считать вопрос о существовании Бога, о сущности Бога. То или иное решение этого вопроса влияет (определяет) решение и других философских вопросов.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), ещё один наш знаменитый земляк, большой писатель, детство его прошло на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии, а юность и начало творческой деятельности очень плотно соприкоснулись с Орлом, с газетой «Орловский вестник», который и сейчас выходит с портретом Бунина на первой странице. Изумительны его произведения и наполнены философским содержанием. Определяя свою творческую задачу, И.А. Бунин очерчивает круг тем, касающихся всех людей, независимо от времени, в котором они живут, и от условий, в которых они находятся: «Писать о главном: о любви и смерти, о болезни и ревности, о юности и старости»8. Эти темы не только литературные, но и философские, вернее, они лишь потому и литературные, что они философские.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910), как философ, особенно известен своей теорией ненасилия. В 1881 году он закончил «Исповедь», в которой он рассказывает о своих философских исканиях. В ней, в частности, есть рассуждения о главном философском вопросе как он виделся Л.Н. Толстому: «Вопрос мой … был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца, - тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том: «Что выйдет из того, что я делаю ныне, что буду делать завтра, - что выйдет из всей моей жизни?» Иначе выраженный вопрос будет такой: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» Ещё иначе выразить вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»9

И Бунин, и Толстой, и Блок, и Тютчев говорят о человеке, о его жизни, о смысле его жизни. И второй набор главных философских вопросов (первый набор - это вопросы о боге) относятся к человеку. В этом наборе: отношение человека к Богу, происхождение человека, смысл жизни человеческой, конечна она или вечна, возможности человека, в том числе, познавательные его возможности, и вопросы сущности и существования человеческого общества: смысл истории, взаимоотношение общества и природы, общества и вселенной, механизмы жизнестойкости общества и механизмы его разрушения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза

    Курс лекций
    Материал основного курса философии представлен в виде краткого курса лекций, который тем не менее охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
  2. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»

    Курс лекций
    Еще древнегреческий философ и величайший оратор Сократ советовал рассматривать себя в зеркало. И объяснение необходимости этого давал простое и неожиданное.
  3. Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    Реферат
    Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий с древнейших времен до современности.
  4. А. А. Радугина Х рестоматия по культурологии учебное пособие

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  5. Курс лекций Минск 2008 министерство здравоохранения республики беларусь белорусский государственный медицинский университет кафедра философии и политологии социология

    Курс лекций
    Авторы: канд.филос.наук, доцент Савко Н.П. (введение, темы 5,8,9,10,12, заключение); ст.преподаватель Карнацкая В.И. (темы 2,3,4,7,11); ст.преподаватель, канд.

Другие похожие документы..