Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей дл...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по подготовке и оформлению курсовой работы по теории и практике перевода (для студентов всех форм обучения специальности «Перев...полностью>>
'Документ'
В общем случае современная система управления национальной экономикой включает два важнейших элемента: рыночное самоуправление (саморегулирование) и ...полностью>>
'Документ'
Свод правил по проектированию и строительствуСП 82-101-98"Приготовление и применение растворов строительных"(принят и введен в действие пис...полностью>>

Города, дружественные к детям Проблемы оценки качества жизни детей содержание

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Города, дружественные к детям

Проблемы оценки качества жизни детей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

5

1. СОЗДАНИЕ ГОРОДОВ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ К ДЕТЯМ. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ……………………………………………..

7

2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ГОРОДА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО К ДЕТЯМ………………………………………

11

3. СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ ГОРОДА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО К ДЕТЯМ……………………….

12

3.1 Участие детей…………………………………………………………

12

3.2 Законодательная база, доброжелательная к детям…………………

13

3.3 Стратегия по защите прав ребенка в масштабах всего города……

14

3.4 Структура по содействию реализации прав детей или координирующий механизм……………………………………………...

17

3.5 Анализ текущей ситуации в отношении детей и оценка результатов воздействия…………………………………………………

18

3.6 Бюджет в интересах детей…………………………………………..

19

3.7 Регулярный выпуск доклада «О положении детей в городе»……

21

3.8 Повышение осведомленности………………………………………..

22

3.9 Независимая информационно-просветительская деятельность в интересах детей…………………………………………………………..

23

4. ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСТВА ……………………………………………..

26

5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСТВЕ………………

27

6. ГОРОДСКАЯ АЗБУКА………………………………………………..

29

6.1 ЧТО ТАКОЕ ГОРОД?...................................…...................................

29

6.2 Городское пространство. Социальная топография города………...

30

7. КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ………………………………..

32

8. ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ………………………………

34

9. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………….

37

9.1 Методика 1 – интегральная оценка качества жизни………………

38

9.2 Методика 2 - оценка качества жизни в муниципальном социуме…

39

9.3 Методика 3 – оценка потребностей социального субъекта……….

41

10. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ……………….

41

10.1 РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ……………………………………………..

41

11. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ГОРОДА, ДРУЖЕСТВЕННЫЕ К ДЕТЯМ»………………………………………..

48

11.1 САРАНЬ – ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ К ДЕТЯМ…………….

48

11.1.1 Официальная справка……………………………………………..

48

11.1.2.Город Сарань в описаниях жителей……………………………...

49

11.1.3 Результаты оценки с использованием стандартизированного опросника…………………………………………………………………

49

1. Общая оценка городской среды……………………………………….

49

2. Участие детей в общественной жизни, политике и управлении……

50

3. Жилая зона……………………………………………………………...

50

4. Окружающая среда. Экология………………………………………...

51

5. Дорожное движение…………………………………………………..

51

6. Здравоохранение……………………………………………………….

51

7.Досуг и культура………………………………………………………..

51

8. Образование……………………………………………………………

52

9. Интеграция детей с особыми нуждами………………………………

52

10. Материальные блага (разнообразие товаров для детей)…………..

53

11. Выводы………………………………………………………………..

53

11.2 УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ К ДЕТЯМ…………………………………………………………………….

55

11.2.1 Официальная справка……………………………………………..

55

11.2.2. Город Усть-Каменогорск в описаниях жителей………………

56

11.2.3 Результаты оценки с использованием стандартизированного опросника…………………………………………………………………

57

1. Общая оценка городской среды……………………………………….

57

2. Участие детей в общественной жизни, политике и управлении……

57

3. Жилая зона……………………………………………………………...

57

4. Окружающая среда. Экология………………………………………...

58

5. Дорожное движение……………………………………………………

58

6. Здравоохранение………………………………………………………

59

7.Досуг и культура………………………………………………………

59

8. Образование……………………………………………………………

59

9. Интеграция детей с особыми нуждами………………………………

60

10. Материальные блага (разнообразие товаров для детей)…………..

60

11. Выводы………………………………………………………………

60

11.3 АЛМАТЫ– ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ К ДЕТЯМ……………

62

11.3.1 Официальная справка……………………………………………..

62

11.3.2.Город Алматы в описаниях жителей……………………………

63

11.3.3 Результаты оценки с использованием стандартизированного опросника…………………………………………………………………

65

1. Общая оценка городской среды………………………………………

65

2. Участие детей в общественной жизни, политике и управлении……

65

3. Жилая зона……………………………………………………………...

65

4. Окружающая среда. Экология………………………………………..

66

5. Дорожное движение……………………………………………………

66

6. Здравоохранение……………………………………………………….

67

7.Досуг и культура………………………………………………………..

67

8. Образование……………………………………………………………

68

9. Интеграция детей с особыми нуждами……………………………….

69

10. Материальные блага (разнообразие товаров для детей)…………...

69

11. Выводы………………………………………………………………..

69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………

71

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АННОТАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ГОРОДАХ…………………………………………………………………

75

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ……………………………………………………….

79

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ГОРОД, В КОТОРОМ ЖИВУТ ДЕТИ». Задание для группы……………………..

86

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ…………………………........

87

ВВЕДЕНИЕ

Согласно прогнозам специалистов через несколько лет около половины детей во всем мире будет жить в городах. В нашей стране более 53% - это городские жители1. Жизнь в городе дает много преимуществ, но в то же время подвергает детей новым угрозам и опасностям. Дети сталкиваются с такими проблемами, как интенсивное дорожное движение, загрязнение атмосферы, криминальная среда на улицах и т.п. Часто бывает трудно найти безопасное место для игр рядом с домом.

С другой стороны, города также предоставляют и большое количество возможностей. Благодаря высокой плотности населения более простым становится доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам, при этом стоимость услуги в расчете на одного ребенка или семью снижается. Кроме того, городские жители имеют постоянный доступ к средствам массовой информации, а также больше возможностей для совместного обсуждения и решения существующих проблем.    

Каким должен быть город, в котором бы детям было комфортно и безопасно, где они были бы не просто потребителями благ, а маленькими участниками процесса принятия решений?

Город, дружественный к детям - это не утопия, а глобальная инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), которая была провозглашена в 1996 г. на Второй Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II). Возникла она в знак признания нескольких очень важных тенденций: быстрой трансформации и урбанизации мировых сообществ; растущей ответственности муниципальных властей и местных сообществ за свое население в контексте децентрализации; и как следствие этого, возрастающей важности крупных и небольших городов в рамках национальных политических и экономических систем.

В Программе действий по созданию городов, доброжелательных к детям (ГДД) написано: «Если мы думаем о детях, которых мы знаем, а также о знакомых нам городах, мы все можем приступать к разработке концепции Города, доброжелательного к детям...».

На практике - в жизни такой, какая она есть - речь идет о вполне прозаичных и достижимых вещах. Это, прежде всего, возможность развития детей в условиях максимально возможной комфортной и безопасной среды: более дружелюбные к детям жилые помещения и районы проживания; доступ к местам и площадкам для игр и паркам; более дешевый и безопасный общественный транспорт; условия для ходьбы пешком и езды на велосипеде и т.д. И, конечно же, большие возможности для детей высказывать свое мнение, отстаивать и защищать свои интересы.

Казахстанский проект Города, дружественного к детям инициирован Комитетом по охране прав в рамках программы «Дети Казахстана». Были созданы три экспериментальные площадки на базе городов Усть-Каменогорск, Алматы и Сарань. Затем к ним присоединились Сатпаев и Семей. Такова география проекта.

Центральной категорией концепции ГДД является качество детской жизни. Проблема оценки качества жизни детей кажется простой только на первый взгляд. Данное пособие - результат обобщения опыта, полученного на начальном этапе реализации проекта Город, дружественный к детям. Основная его цель помочь понять то, как живут дети в городах, как можно измерить качество их жизни и от чего оно зависит.

Структура пособия определяется логикой раскрытия проблемы. Авторы постарались дать развернутый взгляд на качество жизни детей в городах и охватить все проблемные блоки, возникающие в связи с такой постановкой вопроса. В пособие включены Приложения, содержащие методические материалы.

1. СОЗДАНИЕ ГОРОДОВ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ К ДЕТЯМ

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ2

Данный документ содержит описание концепции по определению понятия «Город, доброжелательный к детям» (ГДД) и его созданию. В нем определены шаги по созданию системы местного самоуправления, призванной способствовать реализации прав детей. Эта концепция преобразовывает процессы, необходимые для выполнения Конвеции ООН о правах ребенка национальными правительствами, в усилия, предпринимаемые органами власти на местах.

Концепция городов, доброжелательных к детям, в равной степени применима по отношению к управлению всеми сообществами, включающими детей – крупными и небольшими по своей численности, расположенными в городской или сельской местности. Данная концепция должна служить основой для ее применения в любых условиях местонахождения города.

Инициатива по созданию городов, дружественных детям, возникла в знак признания нескольких очень важных тенденций: быстрой трансформации и урбанизации мировых сообществ; растущей ответственности муниципальных властей и местных сообществ за свое население в контексте децентрализации; и как следствие этого, возрастающей важности крупных и небольших городов в рамках национальных политических и экономических систем. Данная инициатива способствует реализации Конвенции о правах ребенка (КПР) на уровне, имеющем наибольшее непосредственное воздействие на жизнь детей. Это – стратегия, способствующая достижению наиболее высокого качества жизни всех граждан. Город, доброжелательный к детям, призван способствовать наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка.

Следовательно, город, доброжелательный к детям, гарантирует право каждого молодого гражданина:

  • Оказывать влияние на принятие решений, касающихся их города;

  • Высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город;

  • Участвовать в жизни семьи, сообщества и в социальной жизни города;

  • Иметь доступ к основным услугам, таким как медицинское обслуживание, образование и жилье;

  • Пользоваться безопасной питьевой водой и иметь доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим условиям;

  • Быть защищенным от эксплуатации, насилия и жестокого обращения;

  • Иметь озелененные территории для растений и животных;

  • Самостоятельно передвигаться по улицам города без риска для жизни;

  • Встречаться и играть со своими друзьями;

  • Жить в городе с незагрязненной окружающей средой;

  • Участвовать в культурной и социальной жизни города;

  • Быть равноправным гражданином своего города и пользоваться всеми его услугами независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, уровня дохода, пола или ограничений дееспособности.

Если мы думаем о детях, которых мы знаем, а также о знакомых нам городах, мы все можем приступать к разработке концепции Города, доброжелательного к детям...

Создание города, доброжелательного к детям, - это процесс выполнения положений Конвенции о правах ребенка под руководством местных органов власти. Целью этого процесса является улучшение жизни детей сегодня посредством признания и реализации их прав, тем самым способствуя изменению к лучшему жизни сообществ сегодня и в будущем. Создание города, доброжелательного к детям, - это процесс, реализуемый на практике, в котором должны активно участвовать дети.

Именно государство берет на себя обязательство заботиться о детях в соответствии с Конвенцией, а правительство, включая органы власти на местах, должны руководить этим процессом. Но цель по созданию города, доброжелательного детям, не может быть достигнута благодаря усилиям только лишь одного правительства. Должны быть установлены партнерские отношения с самими детьми, с их семьями и со всеми теми, кто имеет влияние на судьбу детей.

Процесс по созданию подлинно настоящих городов, доброжелательных к детям, может быть более эффективным, если он осуществляется с привлечением уже накопленного рабочего опыта по созданию подобных городов.

Опыт показывает, что данный «строительный» процесс может начинаться по-разному: сверху вниз, когда глава администрации города издает указ или правительство принимает официальное постановление, а в дальнейшем идет активная координация этого процесса с вовлечением администрации на всех уровнях и всех близлежащих к городу территорий. Или наоборот – начиная с начинания на уровне жилого района, инициированного детьми, заявляющими о своем праве играть и передвигаться в пределах города в условиях безопасности, когда такая инициатива потенциально может распространиться на весь город. В большинстве случаев имеет место комбинация усилий, сочетающая самые различные подходы.

Процесс по созданию города, доброжелательного к детям, может развиваться на основе других дружественных к детям инициатив, таких как больницы и школы, доброжелательные к детям, экологические проекты, гарантирующие детям доступ к безопасной и чистой воде и соблюдение санитарных норм. Инициатором кампании могут быть сами дети или детские организации, другие неправительственные организации или правозащитные учреждения, например уполномоченные по правам детей.

Концепция города, доброжелательного к детям, не основана на каком-либо представлении об идеальном городе или его стандартной модели. Эта концепция представляет собой определенную программу действий, призванную помочь любому городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, экологии и услуг.

Для создания города, доброжелательного к детям, необходимы так называемые «строительные блоки» - структуры и деятельность правительства для активного вовлечения детей, гарантий соблюдения принципа необходимости руководствоваться интересами ребенка при принятии всех соответствующих решений и обеспечении равного доступа ко всем основным услугам. Процесс по созданию города, доброжелательного к детям, требует определенных политических обязательств, являющихся основополагающими, так же как и согласованных действий на всех уровнях правительства.

Процесс по созданию городов, доброжелательных к детям, похож на процесс по выполнению КПР в контексте местного самоуправления. Сюда входят следующие девять составляющих:

1. Участие детей: содействие активному участию детей в решении вопросов, имеющих к ним отношение; необходимость учитывать мнение и взгляды детей при принятии решений.

2. Законодательная база, доброжелательная к детям: наличие законодательства, нормативных положений и процедур, которые последовательно содействуют защите прав всех детей.

3. Стратегия по защите прав ребенка в масштабах всего города: разработка детальной и всесторонней стратегии или повестки дня по созданию ГДД в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

4. Структура по содействию реализации прав детей или координирующий механизм: создание постоянно действующих структур в органах власти на местах с целью приоритетного рассмотрения всех вопросов в интересах детей.

5. Анализ текущей ситуации в отношении детей и оценка результатов воздействия: обеспечение систематических механизмов по оценке результатов воздействия на детей законодательства, политики и практики – в период, предшествующий реализации КПР, а также во время и после ее реализации.

6. Бюджет в интересах детей: обеспечение необходимых ресурсов и проведение анализа бюджетных средств в интересах детей.

7. Регулярный выпуск доклада «Положение детей в городе»: обеспечение эффективной работы механизмов по мониторингу и сбору данных, касающихся положения детей и их прав.

8. Повышение осведомленности: повышение осведомленности среди взрослых и детей в отношении вопросов, связанных с правами детей.

9. Независимая информационно-просветительская деятельность в интересах детей: оказание помощи и поддержки неправительственным организациям и развивающимся независимым институтам по правам человека – уполномоченным или омбудсманам по правам ребенка – в целях содействия защите прав детей.

Вся эта деятельность и соответствующие структуры будут развиваться на систематической основе, как только будет одержана победа в политических дебатах, и политики придут к согласию в отношении того, что необходимость создания ГДД является обязательством согласно Конвенции и служит интересам всех граждан, а не только детей сегодня.

В настоящее время очень немногие государства, регионы, города или даже жилые районы могут похвастаться тем, что они отдают политический приоритет детям. Как правило, требуются очень значительные усилия, чтобы включить вопросы, связанные с детьми, в политическую повестку дня и содействовать их приоритетному рассмотрению, и не в самую последнюю очередь по причине того, что дети не имеют право голоса на выборах.

Практические проявления важности и полезности активного участия детей в развитии общества могут иметь значительное влияние на формирование политических симпатий в пользу дружественной к детям политики. Эти проявления, вероятнее всего, будут иметь место на местном уровне или на уровне района, например: участие детей в создании благоприятных условия для игр; строительство жилых домов, которые более приспособлены к нуждам детей; реализация проектов по обеспечению чистой водой или гигиенических норм; введение новых транспортных маршрутов; проведение в школах консультаций с детьми при составлении учебного плана или правил поведения.

До тех пор, пока само правительство не примет четкую и активную стратегию по созданию ГДД, будет существовать необходимость в представлении другими заинтересованными сторонами своей концепции и ее систематической пропаганды среди официальных лиц, политиков и правительственных структур. Даже если и существует политическая воля со стороны руководства местных органов власти, все равно будет необходимо оказывать дополнительное давление, как со стороны детей, так и со стороны неправительственных и других организаций

В тех случаях, когда местные власти пока еще не оказывают должной поддержки, большую роль могут играть неправительственные организации, включая организации на местах. Один из возможных подходов может заключаться в создании независимой структуры по проведению ревизии степени восприимчивости различных правительственных или государственных учреждений – школ, библиотек, музеев, парков – в отношении детей посредством применения показателей, доброжелательных к детям, и присуждения «призов». Такие действия могут привлечь внимание прессы и вызвать политический интерес.

Значимое участие самих детей является необходимым условием создания ГДД. Дети имеют право на то, чтобы быть услышанными и чтобы их мнение должным образом учитывалось при принятии решений. Необходимо постоянно обращать внимание на характер участия детей и выражения ими своего мнения: консультации с детьми могут носить косметический характер, и в любом случае грудные дети и дети младшего возраста нуждаются в эффективном представительстве их прав и нужд. Но процесс этот недостаточен, и сам по себе не является конечной целью. Он является средством достижения критически важной цели – реализации их прав, а это есть показатель практического улучшения качества их жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сь реализация Комплексного проекта модернизации образования, одним из направлений которого было создание системы оценки качества образования Воронежской области

    Документ
    В 2009 году в Воронежской области завершилась реализация Комплексного проекта модернизации образования, одним из направлений которого было создание системы оценки качества образования Воронежской области.
  2. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  3. Проблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации

    Сборник статей
    О.В. Иващенко. Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера-литосфера-гидросфера - обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект.
  4. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (1)

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучает возможности восстановления рационалистического классического образа философии. Этот новый и вместе с тем вечно контрмодернистский контур философии позволяет создать новое и гуманистическое
  5. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования некрасов С. Н (2)

    Книга
    Книга С.Н.Некрасова – профессора, доктора философских наук, исследователя мессианских культурных архетипов – посвящена проблеме образовательной революции, захватившей взрослое население развитых стран мира в конце ХХ в.

Другие похожие документы..