Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вопрос о соотношении традиционной, элитарной и массовой культур стал на рубеже XX-XXI веков одним из наиболее актуальных. Он оказался напрямую связан...полностью>>
'Рабочая программа'
Формы откорма крупного рогатого скота, рынок для сбыта говядины, различия между быками - волами - телками, значение интенсивного откорма и предубойная...полностью>>
'Конкурс'
Сегодня положение с оформлением городского ландшафта Приморских городов оставляет желать лучшего. Безвкусица и шаблонность в наружной рекламе, в офор...полностью>>
'Документ'
Происходящее сегодня объединение Европы в единое экономическое пространство предусматривает, в том числе, и создание единой финансовой, политической,...полностью>>

Что такое «гражданское общество»? Втрудах зарубежных ученых гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается с древних времен

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Актуальность становления гражданского общества в российских реалиях несомненна, в нашей стране сегодня все больше происходит распространение демократических ценностей, принципов, институтов во всех регионах Российской Федерации.

Что такое «гражданское общество»? В трудах зарубежных ученых гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается с древних времен.

Еще великий философ древности Аристотель говорил, что человек есть существо общественное. Значит вполне понятно – человек, особенно современный, не мыслит себя вне общества. Само человеческое общество возникло в глубокой древности и оно предшествовало государству. В дальнейшем общество развивалось в тесном и неразрывном единстве с государством. Следовательно гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития западной цивилизации. Но однозначно одно – говорить о гражданском обществе можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного комплексом неотчуждаемых прав и свобод. Но одновременно он несет перед обществом ответственность за все свои действия.

В основе современных успехов западных стран лежит развитие и активизация деятельности гражданского общества. Высокий уровень экономики, демократии, социальная защищенность человека связаны с высокой активностью граждан. А это в свою очередь возможно только при гражданском обществе.

Истоки теоретических разработок проблем гражданского общества уходят в античную философию.

В числе первых мыслителей «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют Платона. Он первым заметил элементы гражданского общества в рамках общей своей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об «идеальном человеческом обществе». Учение о добродетелях, мудрости, мужестве, просветленном эмоциональном состоянии явилось базой понятия «гражданское общество». Платон в общей теории гражданского общества первым сделал очень важный вывод о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

Аристотель не раз подчеркивал, что человек – существо не только общественное, а в большей степени политическое и поэтому государство – естественный продукт развития общества политических граждан и анализировал в связи с этим жизнь свободных граждан в других сферах – экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной...Он пришел к выводу – в эти сферы вмешательство государства до определенного уровня развития производительных сил и производственных отношений просто не требуется. Аристотель говоря о сущности гражданского общества, особо выделял роль собственности в таком обществе, отмечал – кто обладает собственностью, тот и обладает добродетелью и прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести. Аристотель также в числе первых вводит понятие о среднем классе. Средний класс по Аристотелю есть основа стабильности любого общества. Итак, собственность и наличие среднего класса Аристотель рассматривал как главные признаки гражданского общества.

Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель Никколо Макиавелли. Он государство рассматривал как высшее проявление человеческого духа. Человек цель, смысл, счастье жизни видит в служении государству. Однако при этом, Макиавелли говорит о том, что государство не должно злоупотреблять им и не нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть против себя. Рассуждения Макиавелли о нравственности, труде, любви и других сферах частной жизни показывают, что он разделял государственную и негосударственную сферы жизнедеятельности общества. Здесь идет речь уже о признаках гражданского общества. Макиавелли уже четко различает государство и гражданское общество. Он писал, что политическая власть и политическая деятельность – безнравственны. На труд, семью, любовь, удовлетворение личных потребностей рассматривает как признаки гражданского общества. Он сформулировал свой главный вывод следующим образом – кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.

Английский философ Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества: 1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества; 2) государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество. Гоббс различает понятия «государство» и «гражданское общество».

Джон Локк, родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. По нему политическая власть понимается как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Поэтому государство и политическая власть – не вечный атрибут общества, а возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость. Он подчеркивает главную доминанту гражданского общества – ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

Шарль Монтескье гражданское общество рассматривает как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Монтескье прямо указывает, что гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.

Ж.Ж. Руссо показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически выбранного правительства.

Иммануил Кант заметно углубил представления о гражданском обществе и выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:

1. Свобода члена общества как человека;

2. Равенство его с другими как подданного;

3. Самостоятельность члена общества как гражданина.

Принципиально новыми положениями обогащает понимание гражданского общества Гегель - гражданское общество выступает как система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других. Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

1. Частная собственность;

2. Общность интересов;

3. Всеобщее равенство граждан;

4. Защищенность человека от случайностей.

В отличие от других Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, отмечал Гегель, и оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. В государстве представлена всеобщая воля граждан , а в гражданское общество представлена как сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. Сфера государства – это правительственная власть, администрация, а сфера гражданского общества – полицейская и служебная власть. Основной свой вывод Гегель сформулировал следующим образом – если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества или вмешивается в деятельность судебных органов, то оно как бы выступает против гражданского общества. Государство и гражданское общество – есть противоречивое единство. Они могут существовать только на базе множества сословий, т.е. развитой социальной структуры общества. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена общая воля граждан, гражданское общество же – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов. По Гегелю гражданское общество и государство могут существовать лишь на базе развитой структуры общества.

Маркс гражданское общество рассматривал как сферу материальной и экономической жизни людей и гражданское общество есть общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, совокупность экономических и производственных отношений, соответствующих определенному уровню производительных сил. По Марксу гражданское общество является первичным по отношению к государству. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью. А различия между гражданским обществом и государством наиболее наглядны в политической жизни общества. Если государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, то гражданское общество в его структуру не входит. По Марксу есть неприкрытое противоречие между государством и гражданским обществом – это представительство гражданского общества в государственных органах. Гражданское общество, наделяя себя политическими функциями, по существу отрицает себя и самоотрицается и не реализуется. Революционные изменения происходят именно в гражданском обществе – вытеснение частной собственности. В целом Маркс по существу отрицал место гражданского общества в новом политическом режиме – диктатуре пролетариата, что и случилось в советской действительности. Гражданское общество здесь подменялось мнимым «общенародным государством».

Антонио Грамши, теоретик-марксист, гражданское общество рассматривал в тройном историческом контексте:

1. Когда оно уничтожено государством ( дореволюционная Россия);

2. Когда государство является его «внешней» формой (итальянское государство);

3. Когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые западные страны).

Он представлял гражданское общество как такое общество, которое в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. Грамши отмечал, что гражданское общество и государство – это два уровня политики и смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие общественные движения.

Различные аспекты современных представлений о гражданском обществе излагаются и обосновываются в работах современных западных ученых.

В отечественной обществоведческой науке теория, тем более практика гражданского общества долгое время была запретной темой для исследования. Впервые о нем заговорили в 60-х годах в период «хрущевской оттепели». Но только с конца 80-х годах понятие «гражданское общество» входит постепенно в научный оборот российской обществоведческой наукой.

На основе анализа приведенных взглядов мыслителей разных эпох и направлений возникает вполне естественный вопрос – когда же возникло гражданское общество? Ответ дается самый разный:

1. С возникновением человечества;

2. Возникновением государства;

3. В буржуазном обществе с ценностями либеральной демократии.

Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:

Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;

Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;

Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;

Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;

Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.

В конце Х1Х – особенно в ХХ веке во многих западных странах сформировалось высоко развитое гражданское общество.

В этих странах сформировались многочисленные демократические институты и возникли и успешно действуют общественные движения по интересам. И что же получилось? Гражданское общество одновременно становится основой стабильности демократического режима, если структура государства начинает шататься, то его прочно подпирает сильная структура гражданского общества. Гражданское общество в западных странах также разработало значительные социальные программы. Эти программы доказали, что социальная помощь государства имеет пределы и ведет иногда к обратному результату. Противовесом здесь выступает социальная программа гражданского общества.

В современной политической науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение: «Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан».

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Так при демократическом режиме оно взаимодействует с государством, а в тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Структуру гражданского общества можно представить в трех уровнях. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д, реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

Третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

В современном представлении гражданское общество – это:

1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.

3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Основополагающими признаками гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни. Эти самостоятельные и независимые от государства общественно-политические институты подчас напряженно противостоят друг другу борясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве.

В настоящее время в США более 70 % граждан состоят в таких объединениях и организациях и более 50 % активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. К примеру, в 200 потребительских организациях состоят более 70 млн. граждан. Эта сеть групп и объединений граждан функционирует ежедневно, ее цель – создание условий для самореализации индивидов и групп, выражения и реализации их повседневных потребностей, одновременно сдерживание стремлений государства к концентрации политического господства.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества. Они таковы:

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

Социальный портрет гражданского общества может быть представлен следующим образом:

в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;

в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;

в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;

в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.

Таким образом, гражданское общество это – цивилизованный, самодеятельный и полноправный гражданин; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.

Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой достигнуто оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечено взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.

В Российской Федерации, несмотря на начавшиеся демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. А. Фролова История средневековой арабо-исламской философии Российская Академия Наук Институт философии Е. А. Фролова история средневековой арабо-исламской философии учебное пособие

    Учебное пособие
    Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней.
  2. Гл Основы православной педагогической системы свят

    Реферат
     2СодержаниеВведениеГл.1. Основы православной педагогической системы свят.Тихона Задонского.1.1 Становление Тихона Задонского как православногопедагогического мыслителя и деятеля1.
  3. Учебно-методическое пособие для подготовки к тестированию по курсу: «Психология и педагогика»

    Учебно-методическое пособие
    A9. еСвойство мозга, заключающееся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма,

Другие похожие документы..