Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Продолжая "месячник рынка труда", президент Дмитрий Медведев вчера направился в подмосковный Краснознаменск в местный Центр профессионально...полностью>>
'Техническое задание'
«Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости...полностью>>
'Справка о наличии'
ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" проводит предварительный отбор претендентов на выполнение работ: «ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПР...полностью>>
'Документ'
48 занятий х 150 рублей = 7200 рублей. Оплата целиком, частями или каждое занятие отдельно. Студент во время курсов посещает лекции и работает над соб...полностью>>

В. П. Зиновьев 2010 г (5)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

Исторический факультет

Утверждаю

Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2010 г.

ИСТОРИЯ РОССИИ (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление 030600.62 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Статус дисциплины: цикл дисциплин направления

ДН(М).Ф. 2.

Томск

2010 г.

Одобрено кафедрой отечественной истории

Протокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г.


Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев

Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета

Председатель методической комиссии,

доцент _________________ В.Ю. Соколов

«______» __________________ 2010 г.

Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.

Общий объем курса 88 часов. Из них: лекции – 28 часов, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа студента – 44 часа. Общая трудоемкость курса – 2,5 зачетных единиц.

СОСТАВИТЕЛИ:

Жеравина Аниса Нурлгаяновна – доктор исторических наук, профессор

Шевцов Вячеслав Вениаминович – кандидат исторических наук, доцент (практические занятия)

РЕЦЕНЗЕНТ:

старший преподаватель Е.А. Ким

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Цели освоения учебной дисциплины «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.» – дать будущим специалистам историкам и документоведам представление о современных концепциях истории России указанного периода, о динамике экономической, политической, социальной, духовной ситуации в стране с середины XVI в., о модернизационных процессах, об истории взаимоотношений Московского государства и Российской империи с другими государствами.

Главными темами курса являются: территория и население государства, социальное и экономическое развитие, политический строй, внутренняя и внешняя политика правительства, социальное движение и развитие общественной мысли. Курс стремится дать ответ на такой важный в исследовательском и мировооззренческом смысле вопрос как своеобразие формирования и исторического пути огромного геополитического пространства именуемого «Россия», место и роль географических, национальных, конфессиональных, демографических, внешнеполитических факторов в истории ее народов.

Важную роль в истории как науке играет открытие и накопление новых фактов, совершенствование методов обработки и анализа источников, формулирование новых теоретических подходов. Многие факты, события и явления нашей истории таким образом становятся достоянием науки, получают иную оценку. История находится в постоянном развитии и исследовательском поиске, она «переписывается» в ответ на расширение наших знаний о прошлом. Объяснение прошлого с профессиональных научных позиций, поиск и приближение к объективной его картине также является одной из целью лекционного курса.

По замечанию В.О. Ключевского, «история никого и ничему не научила», однако жизнь еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. В условиях классического понимания назначения истории как «учительницы жизни», одной из форм самосознания людей целью курса, наравне с образовательной направленностью, является его нравственно-воспитательная, социальная напарвленность – путем обращения к историческому прошлому подчеркивать важность таких непреходящих человеческих ценностей как мир, добро, справедливость, свобода, равноправие и красота. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому, а осмысление этого опыта делает его достоянием современности. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Задачи учебного курса.

-  выработка целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик.

- сформировать объективное знание об уровне развития России в период возникновения мануфактурного производства и начала складывания единого всероссийского рынка, об эволюции политического строя России от сословно-представительной к абсолютной монархии, о национальной политике российского правительства, о причинах обострения социальной напряженности в условиях развития крепостничества.

- привить уважение к сложнейшему периоду истории страны, когда на очереди дня оказывались ситуации труднейших условий для сохранения ее целостности и независимости, а также выработать понимание того, какой ценой обходилось народу модернизация России с начала XVIII в., возрастания ее роли на международной арене.

- знакомство с наиболее важными понятиями, источниками, историографической традицией и монографическими исследованиями по представленными периоду

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина входит в раздел «ДН(М)» цикл дисциплин направления.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Студент должен знать:

- конкретные факты из истории России второй половины XVI – конца XVIII вв.

- причины, суть и следствия важнейших событий и процессов в истории России указанного периода

- мнения и позиции отечественных и зарубежных историков по основным дискуссионным проблемам изучаемого периода

Студент должен уметь:

- осмысливать всю совокупность фактов с целью выявления причин, закономерностей и особенностей развития российского общества

- сформулировать суждение относительно общего и особенного в истории России в сравнении с общемировыми историческими процессами.

- дать характеристику процессам становления и развития российского самодержавия, основным тенденциям в изменении социально-политического и экономического положения дворянского и крестьянского сословий, причинам и особенностям социальных движений, формам и особенностям взаимоотношений церкви и государства, причинам и этапам формирования системы крепостного права, сновным направлениям внешней политики России,

- извлекать и интерпретировать информацию из исторических источников и исторических исследований

- читать исторические карты; рассказывать с их помощью об экономической и политической истории страны, о военных столкновениях и территориальном росте русского государства, о пространственных, количественных и сословных характеристиках крупнейших социальных движений XVII-XVIII вв., о географических открытиях, сделанных русскими землепроходцами и учеными.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История.

А) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

- умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11);

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Россия в 60-х гг. – конце ХVI в. Причины перехода от политики реформ 40-50-х гг. к опричному террору. Расхождение царя с ближайшим окружением во внутренней и внешней политике. Учреждение опричнины. Отъезд царя из Москвы. Разделение страны на опричнину и земщину. Перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и массовый террор. Погром в Новгороде. Проблема социальной сущности и последствий опричнины в исторической литературе.

Хозяйственное разорение и запустение северо-запада и центра страны в 70-80-х гг. ХVI в. Проблема закрепощения крестьян. Движение населения на окраины. «Заповедные лета». Указы о крестьянах и холопах 1597 г. «Указное» и «безуказное» закрепощение крестьян. Роль государства в сфере общественных отношений.

Борьба за власть после Ивана Грозного в Опекунском совете. Правление Бориса Годунова. Его внутренняя политика. Установление патриашества.

Внешняя политика во второй половине ХVI в. Борьба за выход к Балтийскому морю. Начало Ливонской войны, ход военных действий на ее первом этапе. Вступление в войну Литвы, Польши, Швеции. Люблинская уния и образование Речи Посполитой. Псковское «сидение». Окончание Ливонской войны. Ее последствия для России. Война со Швецией. Тявзинский мир.

Тема 2. У истоков нового времени – Россия в ХVII веке. Общая характеристика столетия. Смутное время. Причины смуты. Политический кризис. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальной напряженности в стране. Восстание Хлопка. Вмешательство польских магнатов в русские дела. Лжедмитрий I. Отношение к нему русских людей. Захват самозванцем русского престола. Политика Лжедмитрия I. Восстание 17 мая 1606 г. в Москве. Воцарение Василия Шуйского, его внутренняя политика. Предпосылки и проявления социального протеста в начале ХVII в.

Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Переход Речи Посполитой к открытой интервенции. Оборона Смоленска в 1611 гг. Политика правительства «Семибоярщины» и захват поляками Москвы. Патриарх Гермоген. Первое народное ополчение и причины его распада. Организация второго народного ополчения. Создание «Совета всей земли». Освобождение Москвы. Созыв Земского собора 1613 г. и начало правления Романовых. Патриарх Филарет. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Последствие смутного времени для Российского государства.

Тема 3. Социально-экономическое развитие России в ХVII в. Выход из экономического кризиса, порожденного Смутой. Пути преодоления хозяйственного упадка и финансовая политика государства. Эволюция форм феодального землевладения и хозяйства. Усиление крепостничества, налогового бремени. Социальная структура русского общества в XVII в. Возрастание роли дворянства и городской верхушки в XVII в.

Развитие общественного разделения труда и товарного производства. Первые мануфактуры, их характер. Города в XVII в. Внутренняя и внешняя торговля, укрепление купечества. Ярмарки. Торговый и Новоторговый устав. Начало формирования всероссийского рынка. Соборное уложение 1649 г. Создание сословной структуры общества. Завершение юридического оформления общегосударственной системы крепостного права и его значение в дальнейшей истории России. Высшие, центральные и местные органы управления и власти. Земские соборы. Усиление самодержавной власти. Возникновение предпосылок для перехода к абсолютизму. Русское войско. Финансовая система. Податная реформа. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Раскол, его социальная и идеологическая сущность. Конфликт государства и церкви. Дело патриарха Никона.

Причины массовых народных выступлений в XVII в. Восстания горожан в середине XVII в. Обострение социальных противоречий во второй половине XVII в. Восстание в Москве 1662 г. Усиление побегов крестьян, рост казачества. Крестьянская война под предводительством С.Разина, ее хронологические рамки, район действия повстанцев, состав участников войны. «Соловецкое сидение».

Коренное и русское население Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Развитие земледелия и промыслов. Русские землепроходцы в Сибири. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Выход на побережье Тихого океана. Роль русского народа и его культуры в жизни народов Сибири.

Тема 4. Международное положение и внешняя политика России в середине и второй половине XVII в. Борьба за восстановление государственного единства русских земель. Русско-польские и русско-шведские отношения. Война с Речью Посполитой в 1632-1634 гг. Борьба против турецко-татарской агрессии. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение.

Вхождение Украины в состав России. Положение украинского народа в Речи Посполитой. Украинское общество на путях выбора союзников. Разработка Иннокентием Гизелем условий вхождения Украины в состав России. Освободительная борьба украинского народа против польско-шляхетского гнета. Переговоры Б.Хмельницкого с русским правительством. Земский собор 1653 г. Московское посольство на Украину. Переяславская Рада. «Мартовские статьи» Б.Хмельницкого. Русско-польская война 1654-1667 г. Андрусовское перемирие, его условия. Историческое значение вхождения Украины в состав России.

Русско-шведская война 1656-1661 г. Кардисский мир. Война России с Турцией в 1677-1681 гг. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты.

Экономическое, внутриполитическое и международное положение России в конце XVII в. Предпосылки и попытки преобразований. Внутренняя и внешняя политика правительства в 70-80-х гг. XVII в. Отмена местничества. Борьба придворных группировок за власть. Стрелецкий мятеж 1682 г. Правление Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы. Нерчинский трактат. События 1682 г. и начало правления Петра I. Стрелецкое восстание 1698 г. Азовские походы и «Великое посольство». Проблема «Нового периода» русской истории в историографии.

Тема 5. Первая попытка модернизации России и ее последствия (XVIII в.) Развитие производительных сил страны. Сельское хозяйство региона. Подъем мануфактурного производства. Основание уральских заводов. Расширение внутреннего рынка, развитие внешней торговли, таможенная политика. Финансы. Укрепление господствующего положения дворянства. Указ 1714 г. о единонаследии. Политика в отношении купечества. Усиление и распространение феодально-крепостнического гнета. Подушная подать, натуральные повинности крестьян.

Реформы высшего, центрального и местного аппарата власти и управления. Сенат. Коллегии. Губернии, провинции и уезды. Городская реформа и магистраты. Церковная реформа. Создание регулярной армии и флота. Рекрутская система. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма. Борьба с оппозицией. «Дело» царевича Алексея. Указ о престолонаследии. Обострение социального протеста. Астраханское восстание. Восстание на Дону под предводительством К.Булавина. Выступление работных людей. Народные движения в слободской Украине и Башкирии.

Тема 6. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Дипломатическая и военная подготовка Северной войны. Начало борьбы за выход в Балтийское море и его связь с преобразованиями внутри страны. Основные этапы и итоги войны. Провозглашение России империей. Личность Петра I и его роль в преобразованиях, в дипломатии, развитии военного искусства. Цена реформ Петра I в исторической литературе.

Тема 7. Внутренняя и внешняя политика России во второй четверти XVIII в. Причины дворцовых переворотов. Борьба дворянских группировок за власть при преемниках Петра I Роль гвардии в дворцовых переворотах. Екатерина I и Петр II. Верховный тайный совет. Судьба А.Д.Меньшикова. Заговор верховников и выступление дворянства против верховников. Императрица Анна Иоанновна. Отмена единонаследия, бессрочной службы дворянства. «Бироновщина». Заговор А.Волынского. Внешнеполитическая деятельность правительства. Воцарение Елизаветы Петровны , ее внутренняя политика.

Международное положение России в 1725-1762 гг. Отношения с Речью Посполитой. Война с Турцией. Участие России в Cемилетней войне.

Тема 8. Социально-экономическое развитие России в середине и второй половине XVIII в. Территория страны. Численность, размещение, социальный и национальный состав населения России. Земледельческое и промышленное освоение новых районов. Сельское хозяйство. Тенденции развития крепостного помещичьего хозяйства. Ужесточение режима крепостного права. Дальнейшее расширение дворянских привилегий. Крепостническое законодательство. Финансово-экономические проекты П.И.Шувалова и их реализация. Указ о винокурении. Организация дворянского банка. Положение крестьянства.

Начало разложения феодально-крепостнических отношений и складывание капиталистического уклада. Рост товарного хозяйства. Развитие промышленности, промыслов. Торговли. Капиталистическая и крепостническая мануфактура. Кадры мануфактурных рабочих. Рост крестьянского промыслового отхода в города. Внутренняя и внешняя торговля. Отмена внутренних таможен. Экономическое и сословное положение купечества. Развитие городов.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Петр III. Манифест о вольности дворянства. Упразднение тайной канцелярии.

Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России, его сущность и особенности. Социальная политика и крепостническое законодательство. Секуляризация церковного землевладения, ее цели и значение. Реформа Сената. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.: цели ее созыва, состав, требования дворянства, купечества, казаков, государственных и приписных крестьян. Создание Вольного экономического общества. Общественно-идейная борьба третьей четверти XYIII в.

Тема 9. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Борьба крестьян и работных людей против усиления крепостного гнета. Предпосылки крестьянской войны, состав ее участников. Манифесты и указы Пугачева. Ход войны, ее этапы, особенности и причины поражения. Итоги войны. Е.И.Пугачев и его соратники. Дискуссии о «пугачевщине» и ее месте в истории.

Тема 10. Внутренняя политика самодержавия после крестьянской войны. Изменение во внутренней политике правительства. Укрепление бюрократического государственного аппарата. «Учреждение о губерниях Российской империи». Развитие сословного строя, сословные дворянские организации и усиление власти дворянства на местах. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Политика правительства в отношении купечества, городов, торговли и промышленности. Жалованная грамота городам. Финансовая политика. Таможенные тарифы 1782 и 1796 гг. Государственный бюджет России в конце XVIII в. Политика на окраинах. Конец Запорожской Сечи. Указ о веротерпимости 1773 г. Характер и направленность реформ Екатерины II. «Екатерининские орлы». Оценка личности императрицы и царствования историками.

Тема 11. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кучюк-кайнарджийский мир. Утверждение России на Черном море. Строительство городов и портов. Черноморский военно-морской флот. Рост международного авторитета России. Участие в первом разделе Речи Посполитой. Буржуазная революция в США и декларация о вооруженном нейтралитете.

Присоединение Крыма и Прикубанья. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Ясский мир. Значение итогов русско-турецких войн XVIII в. для экономического развития России. Война со Щвецией в 1788-1790 гг. Развитие русского военного искусства. П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

Объединение сил европейской реакции для борьбы с Французской буржуазной революцией 1789 г. Расправа правительства Екатерины II с общественным движением внутри страны. Усиление реакции.

Внутреннее положение Речи Посполитой. Второй раздел Польши. Восстание под предводительством Т.Костюшко. Участие России в третьем разделе Речи Посполитой. Реакционный характер разделов Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Прибалтики к России. Политика царского правительства на присоединенных территориях

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ

В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

КОНЦА XVI-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВВ.»

Темы

Источники для анализа содержатся в хрестоматии: Становление и развитие российского самодержавия в контексте социальной политики (конец XVI-XVIII вв.). – Томск, 2006. – 132 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. П. Зиновьев 2010 г (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Историческая метрология и историческая хронология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного
  2. В. П. Зиновьев 2010 г (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.
  3. В. П. Зиновьев 2010 г (4)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.
  4. В. П. Зиновьев 2010 г (6)

    Рабочая программа
    Рабочая программа спецкурса «История русской культуры XVIII – первой половины XIX в.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История,
  5. В. П. Зиновьев 2010 г (7)

    Рабочая программа
    Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.

Другие похожие документы..