Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Математичне моделювання та чисельний аналіз нестаціонарних неізотермічних режимів транспортування природного газу через фрагмент однониткового магіст...полностью>>
'Методические указания'
В процессе дипломного проектирования студенты систематизируют и углубляют теоретические знания, а также практические навыки в УГТМ, в цехах и лаборат...полностью>>
'Диплом'
Повідомляємо, що на виконання наказів Міністерства освіти і науки України від 24.05.2 № 149 "Про участь школярів України у Міжнародному математи...полностью>>
'Рассказ'
История одного города. Господа Головлевы. Н.С. Лесков. Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда. Рассказы. Стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета....полностью>>

Лекция по управленческому учету

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция по управленческому учету

1. Проблемы планирования. Начиная со времен ведения натурального хозяйства, каждый хозяин приступал к выполнению любых действий по заготовке продуктов питания, пошиву одежды, строительству или ремонту жилья, предварительно оценив потребность и свои возможности. То есть в его сознании возникал план будущих действий. После выполнения намеченных действий он подсчитывал итоги, и определял результаты: насколько эффективно он израсходовал свои силы, будь то охота, рыбалка или сбор урожая.

Прошли тысячелетия, но и сегодня деятельность любого предприятия должна начинаться с планирования своих действий. План это документ, содержащий образ и модель будущей деятельности, точный расчет мыслей и размышлений предпринимателя, которые должны исполняться в будущем в строгом соответствии с его замыслами, стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию и организацию производства, и реализацию продукции. Наличие такого документа позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, максимально использовать технологические и другие преимущества предприятия. Предотвращать ошибочные действия своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков, объективно оценивать результаты деятельности предприятия. Предприниматель (один или несколько) по своему усмотрению выбирают ту идею (вид деятельности, регион) из числа возможных, для занятия которым у них есть все условия (достаточное количество средств, возможность приобретения лицензии, если требуется, собственные знания и опыт, гарантия приобретения сырья, гарантия сбыта продукции или услуг). Но прежде чем приступить к выполнению любого дела, нужно осмыслить необходимые действия, то есть составить программу их исполнения. Для начала следует описать реальные окружающие технические и экономические условия (ТЭУ), то есть выбрать какую конкретно продукцию они собираются выпускать, какие виды работ выполнять по заказам, какие виды услуг намерены оказывать клиентам (блок-схема 1 - перечень основных направлений видов деятельности).


Планирование – это функция управления, состоящая из этапов предвидения, обоснования, конкретизации и описания деятельности предприятия в его полном составе на ближайшую и отдаленную перспективу, в виде разработки и корректировки плана, основанного на детальных расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержится задание по срокам исполнения на перспективу для всего персонала – что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей – какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие достигло поставленной цели. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются на предприятии с работой персонала и движением ресурсов, необходимых для получения заданного конечного результата. Следовательно, планирование – это процесс описания целенаправленных последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта.

Планирование – это умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий. Планирование начинается с осмысления места предприятия в системе сложившихся отношений на «рынке», выработки его стратегии и целей развития, через решение комплекса конкретных задач. Поскольку планирование представляет собой по этапный процесс, на каждой ступени составляется три вида плановых документов, разрабатываемых в жесткой очередности.

1. Сначала рассчитываются первичные показатели (количество таблиц составляется по усмотрению разработчика).

2. На основе расчетов первичных показателей составляется план на конкретный период.

3. Чтобы план был реален, разрабатывается соответствующий бюджет.

Для начала следует разобраться с понятиями «план», «бюджет», расходы, затраты, издержки, статья затрат, маржа, прибыль и другие категории и в дальнейшем это соблюдать.

Планирование всегда было и остается серьезной проблемой для большинства организаций, специалистов и предпринимателей по следующим причинам:

  • отсутствие у руководства понимания своей миссии и ясных целей;

  • испытание трудностей при определении потребностей производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов;

  • руководители не умеют и не привыкли сами составлять планы и изыскивать средства под их реализацию. А в условиях рынка предприятие должно само ориентироваться в окружающей среде;

  • на многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужное место, нужным пользователям;

  • существующие методы планирования очень трудоемкие и сложные для понимания широкому кругу специалистов. Готовится огромное количество документов, большинство из которых не пригодно для финансового анализа;

  • процесс планирования растянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений;

  • плановые данные рассчитываются в укрупнённых показателях, а учетные данные в более мелких, что делает их несовместимыми при анализе. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от реализации продукции, что отрывает плановые показатели от фактических;

  • при планировании преобладает затратный механизм ценообразования, когда цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;

  • расчет себестоимости выполняется на единицу изготовленной продукции, а не на единицу реализованной продукции. Отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные. В планах и при анализе не используется понятие маржинального дохода. Не проводится анализ безубыточности продаж;

  • при планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие, не определяется запас финансовой прочности;

  • экономическое планирование традиционно не связано с финансовым планированием, поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия;

  • существующая система планирования не позволяет достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности;

  • планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как, и для кого, вы собираетесь производить и продавать свою продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, какие ресурсы вам понадобятся для достижения поставленных целей;

  • планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.

Чтобы создать простую и доступную разработчикам и пользователям систему планирования сначала следует разработать и уточнять в последующем плановую политику предприятия.

Под плановой политикой предприятия понимается создание методики расчета взаимосвязанных показателей, позволяющих делать при необходимости оперативную корректировку этих показателей в процессе их исполнения, то есть сквозную увязку показателей.

Предприниматели, после выбора идеи, представленной в виде описания технологии и экономического расчёта по её реализации, регистрируют общество, назначают исполнителя - генерального директора, на которого возлагается задача по реализации, выбранной идеи. Он набирает команду помощников и организует работы по созданию предприятия, на котором будет реализовываться идея. Совместно они формируют суть миссии будущего предприятия, то есть, для чего оно создаётся (блок-схема 2).

Под миссией бизнеса понимается развертывание какого-либо вида деятельности. Она определяется в терминах покупательских нужд, интересов, запросов, а не в терминах продукции или услуг. При определении миссии бизнеса учитываются рыночные потребности, характеристика потребителей, особенности товаров (услуг) и наличие конкурентных преимуществ.

Для успешного составления планов, должны быть созданы определенные предпосылки:

- наличие нормативного хозяйства (рабочих справочников);

- наличие регламента (описание порядка) составления плана, ведения учета и проведения анализа.

Это требует наличия норм потребления различных производственных ресурсов в расчете на выбранную единицу продукции, работы, услуги и нормативной стоимости выбранной единицы каждого вида ресурсов, то есть учётной (плановой) цены. Нормы должны отражать действительные потребности в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне производства. Различают плановые нормы и плановые цены, применяемые для среднесрочного и долгосрочного планирования, и текущие нормы и учетные цены, действующие в данный момент, и применяемые для оперативного (текущего) планирования. Текущие нормы и учетные цены могут совпадать с плановыми показателями, если в течение рассматриваемого периода не предполагается их изменение.

Разработка норм осуществляется в двух направлениях.

  • Разработка норм во вновь открытых производствах - техническими службами предприятия на основании технологических расчетов, экспертным или экспериментальным путем.

  • Разработка норм на действующих предприятиях - от достигнутых успехов, на основе отчетных данных прошлых периодов.

Методы разработки норм применимы и к методам расчета учетных (плановых) цен.

Планирование создания самого предприятия по выпуску продукции (капитальное строительство, расширение, реконструкция, модернизация) - реализуется через разработку инвестиционной программы (с включением в нее инвестиционного проекта).

Планирование технологического процесса по выпуску и реализации продукции во вновь создаваемом предприятии - реализуется через разработку инвестиционного проекта.

Планирование отдельного направления в действующем предприятии (освоение новой продукции, расширение производства) - реализуется через разработку частного бизнес-плана. Топ-менеждер, или другие специалисты разрабатывают цели по организации нового направления деятельности (выпуска нового вида продукции) на действующем предприятии, и рассчитывают стоимость реализации предложения.

Большое значение до начала планирования для любого предпринимателя имеет информация о рыночной среде и сложившемся уровне спроса и предложения на аналогичные товары и услуги. На этом этапе обычно выполняются маркетинговые исследования (маркетинговый анализ рынка, оценка реальной ситуации, предвидение и контроль над ходом выполнения каждого из перечисленных шагов) и строят прогнозы.

Анализ начинается с исследования рынка, которое состоит из следующих составляющих (блок-схема 3):

  • общие тенденции изменения данного рынка;

  • состояние конкуренции на рынке;

  • основные потребители и сбытовая деятельность;

  • тенденции развития внешней среды, неподконтрольные предприятию.

  • Исследования рынка помогают получить характеристику ситуации на рынке в какой-то период времени: соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, товары-заменители, возможные конкуренты, национальная торговая политика и другие показатели. Понимание рынка (знание конъюнктуры и прогноза развития рынка) позволяет иметь объективную оценку сильных и слабых сторон предприятия на рынке, оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации и рационально маневрировать ресурсами. Изучение рынка нельзя воспринимать как нечто непререкаемое и конкретное. Пространство вокруг создаваемого предприятия состоит из ряда воздействующих на него факторов.

Определив предварительно возможное место будущего (вновь создаваемого) предприятия, разрабатывают цели достижения принимаемого решения. На основе таких прогнозов определяется возможность достижения поставленных целей.

Структура внешней и внутренней среды предприятия Таблица 1

Структура - внешняя среда

Структура - внутренняя среда

1. Перспективы развития отрасли и продукции

1. Маркетинг

2. Состояние конкуренции

2. Финансы

3. Потребители продукции

3. Производство

4. Условия сбыта продукции

4. Персонал

5. Общие тенденции развития рынка (политические, экономические и другие).

5. Управление делами

Анализ внешней и внутренней среды предприятия помогает выявить наиболее, уязвимые точки бизнеса. Решение возникших проблем может быть немедленным, а может, потребуются годы и большие инвестиции. Поэтому, из всех проблем выделяют общие – широкие по масштабу и времени, которые решаются в определённой очередности (блок-схема 4).

Для подготовки ответов на эти вопросы делают анализ влияния внешней и внутренней среды. Оценка реальных условий, в которых будет функционировать предприятие, начинается с анализа внешней среды. Цель такого анализа - определить сильные и слабые стороны предприятия, выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения, а заодно уточнить, какие задачи ставятся на будущее.

При создании нового предприятия или освоении новой продукции нужно знать, что продукция (услуги) данного предприятия может найти совершенно новых потребителей на «неплановых» рынках. Следует преодолевать традиционный предпринимательский стереотип мышления. Если предприятие, планирующее выпуск продукцию для какой-то определенной цели, обнаруживает, что эта продукция будет использоваться более активно в других целях и вызывает совершенно неожиданный интерес у совершенно неожиданных потребителей, следует активно проанализировать серьезность и ценность такого интереса. Далее определяются перспективы развития отрасли, в которой работает предприятие. Информацию для исследований можно брать из специальных источников (специализированные издания, статистическая отчетность, социально-психологические исследования и др.).

Анализ внешней среды Таблица 2

Составляющие внешней среды

Возможные варианты ответов

1.

Рынок

1

2

3

4

5

1.1.

Хорошо ли фирма знает свой рынок ?

Совсем не знает

Плохо знает

Приблизительно

Хорошо

Очень хорошо

1.2.

Каковы перспективы развития вашей отрасли ?

Падение выше 5%

Падение 1-5%

Без изменений

Рост 1-5%

Больше 5%

1.3.

Как изменилась доля на рынке в прошлом году?

Ниже на 3%

Ниже на 1%

Не изменилась

Увеличение 1%

Увеличение 5%

2.

Конкуренты

2.1.

Сколько у вас конкурентов ?

Очень много

Много

Несколько

Мало

Нет их

2.2.

Ваши затраты по сравнению с конкурентами на НИОКР ?

40%

60%

70%

80%

90%

3.

Потребители

3.1.

Давность встречи с вашими покупателями?

Никогда

3 года назад

2 года назад

1 год назад

В этом году

3.2.

Следите ли вы за социальными изменениями в обществе ?

Нет

Немного

Приблизительно

Следит

Внимательно

4.

Сбыт

4.1.

Какова ваша возможность определить вероятный объем продаж?

Очень слабая

Слабая

Умеренная

Хорошая

Очень хорошая

4.2.

Имеются ли в отрасли сезонные колебания?

Очень значительные

Значительные

Умеренные

Низкие

Нет

4.3.

Каковы долгосрочные колебания спроса?

Очень значительные

Значительные

Нмеренные

Низкие

Нет

4.4.

Знаете ли вы, как покупатели узнают о ваших товарах?

Нет

Немного знает

Приблизительно

Хорошо знает

Очень хорошо

5.

Каковы политические, экономические и другие изменения в обществе?

Очень значительные

Значительные

Умеренные

Низкие

Нет

Выходя на рынок, предприятие должно знать как реальных, так и потенциальных конкурентов. Претенденты на рыночное лидерство тратят значительные средства на научно-исследовательские и опытные работы (НИОКР), на имидж фирмы и рекламу, предлагая покупателю, множество модификаций товаров, чтобы удовлетворить любой покупательский запрос, порой такой, о котором сам покупатель и не подозревал. Исследование потребителей, их вкусов, пожеланий, мотивов предпочтений тех или иных товаров, структуры потребностей превращается из простого способа учета условий внешней среды в рычаг активной перестройки всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Контакт с потребителем является непременным условием поддержания конкурентоспособности продукции. В основе лежит психологический момент, что именно запросы потребителя определяют направление развития производства, являясь фундаментом экономического предпринимательства. Сначала необходимо выяснить, какой товар, с какими потребительскими свойствами, по какой цене, в каком количестве и в каких местах хочет приобрести потенциальный покупатель, а уже потом думать об организации производства в конкретном месте, регионе. Прогноз сбыта продукции предприятия это отправная точка для определения объема и типа производства, а также распределения ресурсов. Возможный объем продаж продукции предприятия оценить довольно сложно, поскольку эта величина зависит от многих переменных, часть из которых не контролируются предприятием. Существуют различные методы прогнозирования объема продаж. Общие тенденции развития внешней среды не подконтрольны предприятию, но они сильно влияют на рынок сбыта. Это изменение социально-политической, экономической, демографической и культурной среды. Для получения выводов проигрывают несколько различных сценариев.

Итогом анализа внешней среды является:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекции по бухгалтерскому учету Содержание

    Лекции
    В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической
  2. Управленческий учет 2 3 кредита пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Системы управленческого учета накапливают, классифицируют, обобщают и сообщают информацию, которая помогает руководителям организации принимать решения, осуществлять планирование, контролировать деятельность организации и измерять
  3. Курс лекций по дисциплине «Учет и анализ банкротств»

    Курс лекций
    Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уставы.
  4. Лекции по бухучету Учет ден ср-в на расчетном счете в банках. Для осуществления расчетных операций в наличной и безналичной форме пр-е открывает в банке расчетный счет.

    Лекции
    Для осуществления расчетных операций в наличной и безналичной форме пр-е открывает в банке расчетный счет. Право открытия расчетного счета предоставляется организации, являющейся юридическим лицом, имеющей самостоятельный баланс.
  5. Программа дисциплины Управленческий Учет

    Программа дисциплины
    Курс является обязательным для студентов, обучающихся по направлению «Демография» и «Статистики» на Отделении статистики, анализа данных и демографии,

Другие похожие документы..