Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Шестого июня в Санкт-Петербурге будет объявлен очередной лауреат премии «Национальный бестселлер». То есть – как раз вовремя.Потому что лето, потому ...полностью>>
'Документ'
Нефть - одно из самых чудесных соединений, встречающихся в природе. Она идет на изготовление шин и камер автомобилей, асфальта на дорогах и тротуарах...полностью>>
'Документ'
За данную публикацию автору была присуждена Сталинская премия I степени. В содержании: рост внутреннего рынка, изменения в с/х, крестьянская барщина ...полностью>>
'Документ'
Прибыв в Россию, переселенцы сразу же столкнулись с большими трудностями. Местная администрация оказалась неготовой к приему десятков тысяч колонисто...полностью>>

«Реализация муниципальной модели профильного обучения»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

По итогам третьей городской научно-практической конференции «Реализация муниципальной модели профильного обучения»

от 25 апреля 2007 года

Сальникова Л.А., заместитель директора

МОУ «СОШ №15»

(Секция «Воспитательная работа в ОУ

в условиях реализации муниципальной модели

профильного обучения»)

Некоторые воспитательные механизмы развития компетентностей учащихся профильных классов

Компетентность – это способность реально действовать на основе ЗУНов, полученных в процессе образования, а не просто обучения, где образование и само по себе процесс человеческой деятельности, которая не может быть без субъектной личности. Т.о., образование – это и учебный, и воспитательный процесс одновременно, это полноценная деятельность.

Принципиальная позиция школы об условиях развития компетентностей:

-полноценная, субъектная, социально значимая деятельность должна начинаться с начальной школы ( в наших условиях – с 5 класса), за 10-11 классы компетентностей развить невозможно, этого времени для проб и практик недостаточно;

-образовательная деятельность для подростков, чьи интересы не лежат в учебной деятельности, должна строиться на принципе единства УД и ВУД (это привлекает, заставляет творить, делает успешными, социально значимыми, поднимает статус).

О некоторых механизмах подростковой школы, развивающих компетентности.

Современные образовательные технологии:

-проектный, игровой методы (начинаем учебный год с «погружения» в элективный курс «Введение в науку», в результате которого изобретается первый квази-проект; идеи и способы учебной деятельности, освоенные с помощью курса, подхватывает команда педагогов, работающих в 5 классе (спецкурсы «Введение в предмет» ведутся в той же логике, что и «Введение в науку»), школьный парламент, элективные курсы основной школы «Риторика диалога», «Народная культура», «Сценречь», «Технология работы с проектным текстом». Всё это позволяет развивать не только ЗУНы, но и компетентности, т.к. создаются условия для субъектной деятельности (представление текстов, исследования, проекты…);

-театральная технология помогает подросткам реализовать потребность представлять себя (в школе есть театральная студия – «Образцовый детский коллектив», театрализация используется как в учебной, так и внеучебной деятельности);

-метод «портфолио» обеспечивает развитие статусности, успешной социализации подростков (тем более, что с этого года обеспечена его нормативность);

-исследовательская деятельность.

По мнению коллектива школы, исследовательская деятельность – мощный механизм воспитательной системы. Она должна начинаться с 5 класса (за 2006-2007 учебный год 12 учащихся 5-9 классов стали лауреатами, дипломантами различных конкурсов, не ниже муниципального уровней, 9 получили сертификаты участников).

Некоторые конкурсы, проекты учебного года, в которых успешно выступили учащиеся основной школы:

-«Авторская сказка для слушателей шотландского радио» - международный, 2-е, 3-е место (дипломы, памятные подарки);

-«На земле великой Калевалы» - международный, 1-е место (диплом);

-«Возвращение к истокам» - межрегиональный, 2-е, 3-е место (дипломы);

-XXVII краевой конкурс научно-исследовательских работ учащихся – 3-е, 3-е место (похвальные отзывы);

-«Моя история» - муниципальный, 1-е, 2-е, 3-е место (дипломы, грамоты).

Конечно же, лауреатами, дипломантами становятся и учащиеся старшей школы. Традиционный принцип школы – участвовать во всех известных нам творческих, научно-исследовательских конкурсах любого уровня.

Клубные объединения подростков как нельзя лучше соответствуют психологическим особенностям возраста. Клуб любителей английского языка школы главной целью ставит – выходы за пределы школьного образовательного пространства (организация деятельности в рамках совместных проектов с общественными объединениями «Пермь - Оксфорд», «Пермь - Луисвилль», «Центр шотландской культуры», «Общество. Равные возможности»). Клуб «Думающая песня» - любители авторской песни ведут музыкальную гостиную, представляли проект на краевой конкурс социальных проектов «Родина моя – мой Пермский край» - грант конкурса. Дискуссионный клуб действует как механизм элективного курса «Развитие рефлексии профессионального самоопределения» для 10-классников.

Чтения, встречи с писателями, читательские конференции, конкурсы сочинений - постоянно используемый образовательный механизм школы с целью развития коммуникативной компетентности, социализации, исследовательской деятельности, расширения образовательного пространства. Участниками являются учащиеся, начиная с 5-го класса.

Пермские писатели с удовольствием откликаются на приглашения школы, помогают в решении воспитательных задач: встречи с А.С.Зелениным позволили создать исследовательскую работу «Притягательная сила сказок Зеленина» (5 класс, похвальный отзыв на XXVII краевом конкурсе научно-исследовательских работ учащихся); встреча с Леонидом Копко проходила совместно с 6-классниками гимназии №33, содержание книг позволяет классным воспитателям, психологам, социальным педагогам серьёзно работать по предупреждению различных видов зависимостей, развивает читательскую культуру; изучение творчества Алексея Иванова завершалось конференцией «Нравственный риск и эстетический эксперимент в современной русской литературе» по книге «Географ глобус пропил».

Традиционное участие в культурных событиях края: Астафьевские, Дягилевские чтения, НПК по этнокультуре (Ильинский, Чернушинский районы), Славянские соборы и др. расширяют образовательное пространство, социализируют, развивают гражданственность, ключевые компетентности учащихся.

Социальные практики учащихся – важный, отработанный с годами для нас механизм профилизации. 10-12 видов практик предлагается 10-классникам на выбор ежегодно. Практики «молодеют» - такова тенденция последних лет в школе. Помимо пропедевтических практик, «проб», которые предлагаются основной школе, всё чаще подростки 7-9 классов просят взять их на практики для 10-классников. О данном опыте мы неоднократно делились на конференциях, семинарах, НПК. 2-ой год практики организуются в формате летнего профильного лагеря, в котором смогут поработать учащиеся других школ. Приглашаем. Рады сотрудничеству. Подробности - информационным письмом.

В.А. Ханьжина

(секция «Проблемы психологического

сопровождения индивидуальных

траекторий учащихся профильной школы»)

«Элективный курс «Развитие рефлексии профессионального самоопределения». Первые шаги»

Программа курса опубликована в статье «Элективный курс «Развитие рефлексии профессионального самоопределения» как компетентности». (Психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся: Сборник научно-методических разработок/Под ред. Е.Ю. Вороновой/Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми. – Пермь, 2006.).

Целесообразно чтение курса для десятиклассников в сентябре, чтобы у них имелась возможность реального выбора профиля на основании саморефлексии.

В рамках курса мы продолжали работу над развитием рефлексии как основной функции сознания. По мнению В.П. Зинченко.

«Рефлексивная функция характеризует сущность сознания.

Благодаря рефлексии оно мечется в поисках смысла бытия, жизни, детальности: находит, теряет, заблуждается; снова ищет, создает новый и т.д. оно напряженно работает над причинами собственных ошибок, заблуждений, крахов».

Опираясь, на опыт десятиклассников (нашей школы), который формируется еще в предпрофильной школе на уроках «Риторика диалога»; мы используем алгоритм рефлексии (разработанный учителем школы № 37 Сыропятовым В.Н.).

Рефлексия как завершение полноценной деятельности

(замысел-исполнение-рефлексия)

Алгоритм рефлексии

Что?

(соотнести замысел и исполнение)


Анализ

(найти и зафиксировать отличия замысла и исполнения)


Почему?

(понять, в чем причина иных результатов: худших, лучших…)


Мои действия

(замысел нового на основе анализа):

- понять и зафиксировать свои новообразования;

- понять влияние своих новообразований на качество полноценной новой деятельности;

- увидеть и зафиксировать свои новые возможности, горизонты (свободы).

Все начинается с анализа «Анкеты интересов», который является инструментом организации рефлексии самоопределения учащихся.

Анкета заполняются в конце 9 класса (для учащихся нашей школы или вначале 10-го для вновь пришедших). 1 анализ проводится в начале курса, а 2-ой – в конце.

Кроме того анализируется традиция нашей школы диагностика психического здоровья учащихся с модифицированной шкалой детской «Я-Концепции» Пирса-Харриса.

Рефлексия проводится в конце каждого урока. Она может быть и устной, но лучше – письменной. Такая форма предполагает более глубокую работу сознания. Но самое интересное – это скрытая потребность в таком самовыражении у детей самых разных возрастов. А для специалистов появляется уникальная возможность – использовать эффективное средство диагностики детского развития.

Психолог В.Ф. Сафин предложил формулу профессионального самоопределения «Хочу –могу-есть-требуются».

«В понятии самоопределения выделяются четыре компонента, составляющие его содержательное ядро: мотивы (что соотносится с компонентом «хочу»); самопознание (компонент «есть») как осознание своих качеств, представлений о своем реальном «Я»; самооценка (компонент «могу»); требования общества, общественные нормы жизни (компонент «требую»)».

Я согласна с Резапкиной (автором программы предпрофильной подготовки), которая считает, что «за шесть лет выпускниками стали дети, родившиеся после перестройки. Они уже – другие… Да и страна, в которой мы живем, - другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы… Особенно это касается программы профессионального самоопределения…»

Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о технологии выбора, но и о той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этнический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях, в ходе самодиагностики (школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Для того, чтобы результаты занятий были более полноценными, к началу следующего учебного года будет разработана рабочая тетрадь как дневник саморефлексии с бланками и заданиями.

Планируется создание учебно-методического пособия к элективному курсу.

Успешность реализации элективного курса зависит от «командного» подхода к его реализации.

Желаю всем успехов!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа эксперимента по подготовки и введению профильного обучения в Томской области (2004 2007 гг.) (Проект)

    Программа
    Разработка содержания программы осуществлялась Региональной стратегической командой, созданной по приказу начальника Департамента общего образования Администрации Томской области (рук.
  2. Организация ПроФильного обучения на основе реализации сетевой модели в условиях локальной системы среднего образования (на примере г. Димитровграда) >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»
  3. Муниципальная модель сетевой организации профильного обучения в г. Ханты–Мансийске

    Анализ
    Цель: создание муниципальной сети профильного обучения на основе сетевой организации, обеспечивающей максимальное удовлетворение старшеклассников города в качественном образовании.
  4. Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Справка об итогах мониторингового исследования состояния профильного обучения в общеобразовательных учреждениях района

    Документ
    К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться
  5. Методические материалы по системе оценки достижений учащихся в рамках реализации модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения учащихся

    Реферат
    В работе приведены методические материалы по системе оценки достижений учащихся в рамках мотивации дальнейшего обучения в МГТУГА (оценивание с помощью портфолио), а также в рамках реализации модели профильного обучения с использованием

Другие похожие документы..