Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
В течение всего учебного года школьники готовятся к проведению конференции, которое и будет зачтено им в качестве экзамена. В процессе подготовки они...полностью>>
'Конкурс'
Российский фонд фундаментальныхисследований (РФФИ) и АкадемияФинляндии (АФ) на основании Со-глашения о научном сотрудничествемежду РФФИ и АФ и решени...полностью>>
'Курс лекций'
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президе...полностью>>
'Документ'
Все началось с идеи научить машину считать или хотя бы складывать многоразрядные числа. Еще около 1500 г. Леонардо да Винчи разработал эскиз13-разрядн...полностью>>

Федеральным агентством по культуре и кинематографии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нельзя не отметить и острейшей необходимости воспитания культуры общения в обыденном, бытовом смысле. Утрата навыков общения в повседневной жизни, умения тактично и ясно выражать мысли и намерения, слушать собеседника и быть услышанным – острая проблема нашего времени, теснейшим образом связанная со снижением уровня общей и бытовой культуры детей и молодежи. Проявления вандализма, агрессии, жестокости в детских и подростковых сообществах – лишь экстремальные, вопиющие симптомы латентной пандемии агрессивной интолерантности в молодежной среде.

6. Наконец, одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к культуре и истории своей страны, своего народа, почтения к ближним, сверстникам, родителям, учителям. Воспитание истинного патриотизма – тонкая, деликатнейшая, глубинная сфера, требующая бережного и вдумчивого подхода, ясных и устойчивых ориентиров (в то время, когда они не сформулированы для общества в целом). Именно в процессе художественного образования дети постигают ценности семьи, дома, малой родины. На уроках искусства их внимание сосредоточивается на красоте и обаянии природы родного края, мудрости народного опыта и национальных традиций, осознании особенностей и величия своей страны. Никакими декларациями, воззваниями, постановлениями, лозунгами невозможно воспитать любви к отечеству, если ребенок, подросток не научится ценить семью, свой дом, свой поселок или деревню, свои песни, сказки, родные места… Воспитание патриотизма возможно лишь в контексте культурных связей с предшествующими поколениями. И именно этим в решающей степени озабочены педагоги сферы художественного образования, ведущие питомцев по ступенькам освоения и понимания родной культуры и ее традиций.

Художественное образование и массовая культура

Агрессивная экспансия массовой культуры, особенно жестко влияющей на ментальность подростков, принимает столь уродливые и неприемлемые формы, что об этом, наконец, заговорили на всех уровнях власти.

Проблема, теснейшим образом связанная с переходной экономикой, могла бы ждать некоего естественного разрешения (если таковое гипотетически возможно), если бы педагогическое сообщество не было озабочено повседневной работой с нынешними, реальными, а не «абстрактно-будущими» детьми и подростками. Ежедневно, на каждом уроке, прямо или косвенно педагоги вынуждены противостоять льющемуся из средств массовой информации потоку пошлости, агрессии, безвкусицы, примитива.

В постсоветский период массовая культура лишь поначалу и в весьма ограниченных рамках противопоставляла себя «официальной», институционализированной (победное шествие андеграундных рок-групп, агрессивная самопрезентация постмодернизма, демонстративная профанация прежних символов и т.п.); вскоре, переболев этим антиидеологическим насморком, прежние ниспровергатели отбросили детские благоглупости, занявшись более или менее серьезным бизнесом, приносящим весьма ощутимые блага, и не только материальные.

Нынешняя отечественная массовая культура пошла не по встречному, а по параллельному пути, вовсе не конкурируя с «высокой», а во многих случаях даже и не обращая внимания на ее школьные постулаты и известные «правила приличия». Массмедиа не воюют с «высокой духовностью», они утверждают «приниженную»; они не отрицают хорошей литературы, но тиражируют серую «квазилитературу», тренируя читателя на незамысловатых юмористических монологах и убогой драматургии сериалов; они зачастую не отвергают хорошей музыки, – даже модно ходить на Спивакова или Башмета! – но серьезный шоу-бизнес делается на доступной, примитивной поп-культуре, которая с неумолимостью печатного станка воспроизводится «фабриками звезд» и иными поточными линиями, формируя не столько эстетические нормы, сколько образ жизни, мироощущение, идеалы для подражания, формулы и модели успешности, новые версии «золушки» (нельзя не видеть, что рекламные «пивные» ролики не призывают к пьянству, - они формируют этическую модель, привлекательную для молодежной среды. Подростков убеждают: не зная в лицо последних героев «Фабрики», мэтров и шедевров МузТВ, вы теряете жизнь впустую; «сникерсни», и станешь членом модной молодежной тусовки, и т.д. и т. п.).

В этой ситуации профессиональные педагоги не ставят перед собой утопической цели победить, преодолеть массовую культуру, - слишком неравны силы, слишком различны экономические основания. В равной степени педагоги осознают неэффективность, неплодотворность прямой конфронтации, агрессивного отрицания того, что мощно притягивает сотни тысяч подростков. Более того: профессиональное педагогическое сообщество чрезвычайно ясно отдает себе отчет в том, что эстетический опыт детей выходит за рамки образовательного процесса, а эстетические представления формируются в огромной степени средой повседневного существования; реально оцениваются социальные круги, где образование не является ценностью, а усвоенное в учебном заведении не подтверждается жизненным опытом, в котором преобладает совсем иная эстетика.

Учитывая реалии, педагоги сферы художественного образования не идут по пути запретов, навязывания детям непонятных им ценностей – день за днем, год за годом, кропотливо и деликатно учитель вместе с воспитанниками проходит путь освоения подлинных культурных ценностей, показывая, убеждая, привлекая к лучшим образцам художественного творчества, включая подопечных в творческую деятельность. Этот процесс направлен на формирование у учащихся новых эталонов прекрасного, устремленности к иным, незнакомым ранее, образцам традиционной, «контекстуальной» культуры. Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового кича, искусство кино от примитивных поделок – это лишь первый, хотя и совершенно необходимый этап приобщения к культурным ценностям. Процесс художественного образования строится таким образом, что постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного искусства, отличая его от низкопробных подделок. Духовный и интеллектуальный опыт, воспитание эмоциональной культуры – все это формирует иные образцы для подражания, жизненные ориентиры, оценочные критерии.

Общеизвестно, что музыка занимает в молодежной субкультуре куда более важное место, чем иные занятия и увлечения. Засилье скверной, некачественной, примитивной музыки – лишь на первый взгляд невинная и частная проблема. Ведь речь идет отнюдь не только о субъективных музыкальных пристрастиях – музыкальные группы диктуют молодым людям стиль поведения и одежды, способы общения и восприятия жизни. Поклонение рок- и поп-кумирам давно уже составляет не только эстетику, но и вполне ясную и привлекательную для молодежных групп идеологию, которая распространяется тем активнее, чем более самоустраняется из сферы идеологии государство. Именно поэтому подростки тратят свое время, душевные силы, энергию, денежные сбережения на прослушивание, обсуждение, приобретение записей своих кумиров, подражание им в целом и в частностях. Первый канал общегосударственного телевидения ежедневно демонстрирует, что звездой можно стать за пару месяцев, разучив пять-шесть нехитрых движений, небогатых мелодий и незамысловатых текстов. Надо только «попасть в струю», зацепиться за подножку своего поезда, - и будешь ежедневно общаться с «великой Аллой Борисовной», фотографироваться для модных журналов, ездить по миру с концертами… Одновременно по общегосударственному каналу «Культура» детям рассказывают, что в симфонических оркестрах работают одни невротики и неудачники, и т.п. Не вызывает сомнения, что нормальный ребенок в подобной ситуации предпочтет быть «здоровым и богатым, чем бедным и больным». Нет нужды 20 лет учиться музыке, разбираться в этих никому не нужных операх и симфониях (а уж тем более – учить, лечить, строить, служить в армии), если счастье и успех, как убеждают СМИ, находится совсем в другой стороне.

В подобных условиях именно система художественного образования, пусть и в скромной, доступной мере, хранит и передает не только традиции подлинной культуры, но и нормальное, конструктивное, творческое отношение к жизни, дает ответы на вечные, неизменно актуальные для всех поколений вопросы о счастье, человеческом предназначении, необходимости интеллектуальных и эмоциональных усилий, повседневного труда для достижения высоких целей и общественного статуса. Именно благодаря освоению традиций мировой культуры – пусть медленно, с разной степенью успешности, но неуклонно – меняется тип мышления детей, иерархия ценностей, наконец – менталитет в целом.

Противостоять образам современных «героев» – ловких воров, могущественных богачей, агрессивных суперменов, сексуально озабоченных суперзвезд – возможно, лишь привлекая детей к образам других, подлинных героев, с их непростыми судьбами и характерами, яркими и сильными эмоциями, общечеловеческими ценностями. Не навязывая ученику своего видения мира, стараясь проникнуть в его мироощущение, учитель вводит воспитанника в более сложный, но и куда более интересный мир высокой культуры, увлекая талантом, мастерством, опытом, – в процессе кропотливого, систематического, многолетнего педагогического труда на специальных уроках.

Это сложнейшая задача, и решением ее должны быть озабочены лучшие интеллектуальные силы страны. Однако в нынешней системе воспитания подрастающих поколений эта проблема обсуждается и решается главным образом и, прежде всего, в сфере художественного образования.

О взаимодействии педагогической науки и практики

В настоящий период художественное образование нуждается, с одной стороны, в бережном и тщательном сохранении (в ряде аспектов и возрождения) опыта и традиций предшествующего времени; с другой стороны, время диктует пересмотр и совершенствование целого ряда принципов, позиций, способов, методик преподавания художественных дисциплин.

Это очевидное положение убедительно показывает необходимость параллельного осмысления и анализа педагогического опыта и осуществления специальных научных исследований по актуальным направлениям художественного образования.

Не вызывает сомнения, что время (сетка часов, учебные планы), отводимое на художественное образование детей, не только не может быть сокращено, но неизбежно требует разумного, сбалансированного увеличения, расширения в соответствии с требованиями времени.

Институт художественного образования РАО разрабатывает важную и актуальную программу «Образование как институт культуры», которая направлена на исследование культурных оснований всего российского образования. Учитывая особенности, сложности, динамику системы образования, программа не только анализирует, но предлагает ряд конкретных мер по модернизации образования, подробно рассматривает проблемы конструктивного общения и диалога, вопросы национальной, духовной и культурной идентичности в процессе перехода к гражданскому обществу в поликонфессиональной и полиэтнической среде.

Подпрограмма «Культурные основания современной системы образования» убедительно показывает необходимость непрерывного культуросообразного образования, усиления роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы.

Основной состав научных сотрудников Института художественного образования – опытные и успешные педагоги-практики. Осуществляемые ими исследования направлены на решение актуальных и реально значимых задач, включая важнейшие, стратегические направления развития образовательной системы, а также прогнозирование возможных результатов деятельности научно-педагогического сообщества в ближайшей и отдаленной перспективе. Именно насущными, реально значимыми задачами обусловлены основные аспекты научных и научно-практических исследований Института художественного образования РАО. В их числе такие актуальные темы, как «Массовая культура и традиции гуманитарного образования», «Общеобразовательная школа в художественном развитии человека», «Взаимосвязь культурогенных факторов в художественно-педагогическом образовании», «Междисциплинарный подход к обучению и воспитанию искусством», «Образовательный потенциал народных художественных промыслов», «Универсальность эстетического мировосприятия как способ гармонизации личности» и ряд других, имеющих не менее выраженную практическую направленность.

Исследования ценностных ориентаций детей с 3 по 10 классы, проведенные сотрудниками института в Москве, Екатеринбурге, Туле, Тольятти показывают, что на первое место школьники ставят способность добиваться успеха. Такие категории, как «культура» и «образованность», не вошли в число приоритетов, занимая в разных возрастных группах лишь третье-пятое места.

Успешность, не связанная с образованием и высоким уровнем культуры, – убедительное свидетельство деформации шкалы социально значимых ценностей. Повседневный опыт и воздействие массовой культуры ориентируют детей на достижение успеха любой ценой, и вовсе не обязательно - трудом, ученьем, талантом, профессионализмом. Преодоление этой тенденции, в основе своей деструктивной для нормального развития общества, - важнейшая функция всей системы образования.

Теснейшим образом с отмеченными выше проблемами связано отношение к литературе в системе художественного образования детей. Русская литература всегда воспринималась как золотой фонд культуры, как стратегический ресурс государства и общества, как основная духовная опора национального самосознания. Когда мир, встречая III тысячелетие, подводил итоги развития христианской цивилизации, общепринятым стал взгляд на русскую литературу как на главный вклад русского народа в копилку мировой культуры.

Трудно переоценить воспитательные возможности русской классики – с ее способностью к всемирной отзывчивости, ее нравственным потенциалом и высоким духовным измерением. «Духовной жаждою», как и жаждой служения, проникнута вся русская классическая литература, как проникнута она и чувством вины за всех, кто беден, унижен, обездолен, несчастен. Имея ясное, отчетливое представление о добре и зле, о стыде и совести, о целомудрии и красоте, об идеалах справедливости, русская классическая литература содержит единый цивилизационный код – преемственность правды как духовную основу жизни.

Именно ценностные ориентиры русской классической литературы являются прочной основой гуманитарного образования и воспитания личности, способной претворить нравственные идеалы в труд и творчество. Устранение или ущемление русской классики в школьном образовании чревато поражением всей системы образования, всего комплекса культурного и художественного развития детей.

Это обстоятельство хорошо известно педагогам гуманитарного цикла, так же, как и то, что в современном обществе ощущается нехватка талантливых просветителей, ярких, заинтересованных профессионалов, способных увлечь детей и подростков выдающимися явлениями художественной культуры.

В средствах массовой информации со всей очевидностью ощущается дефицит умных и профессиональных критиков, редакторов, публицистов в сфере культуры. Если в педагогических и художественно-педагогических вузах не начать подготовку специалистов в этой области, она неизбежно будет заполняться самоуверенными и невежественными дилетантами.

Практика показывает, что узкоспециализированная подготовка учителя искусства в настоящее время недостаточна. Во многих регионах и уголках нашей страны учитель является едва ли не единственным просветителем, пропагандистом, критиком, организатором детского творчества и досуга. Понятно, что учитель должен быть оснащен не только знанием соответствующих методик и смежных специальностей, но качественными пособиями, учебниками, рекомендациями, справочниками и т.п. Решение комплекса отмеченных проблем трудоемко, требует времени и средств, но необходимость решения очевидна, а реализация возможна лишь в тесном взаимодействии науки и практики.

Как отмечалось выше, обучение искусству – наиболее эффективная, творческая, интересная для детей форма постижения мира. Пробуждение творческой активности – насущно необходимая задача. Однако следует ясно понимать, что нынешние не более 10% детей, охваченных различными формами творческой деятельности, это весьма скромная цифра, не дающая повода для удовлетворительной оценки положения дел. Уменьшается контингент учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств, сокращается возможность участия в детских творческих коллективах, так как их явно недостаточно и многие вынуждены взимать плату.

Обращаясь к специализированной области художественного образования – профессиональной подготовке детей в профильных школах искусств, необходимо констатировать: чтобы через 15 лет сформировать оркестр Большого или Мариинского театров, уже сегодня в музыкальные школы должны прийти несколько тысяч детей. Для существования высокопрофессиональных симфонических оркестров в Перми, Владивостоке, Новосибирске уже сегодня нужно привлечь, заинтересовать сотни детей, поднять престиж артистических профессий.

Очевидно, что и перед государством в целом, и перед научно-педагогическим сообществом в настоящее время стоит целый ряд не второстепенных, но сложнейших и актуальнейших задач художественного образования, без решения которых невозможно ни нормальное развитие, ни эффективное функционирование общества.

Материалы Московского института
социально-культурных проблем

«МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА» И «КУЛЬТУРА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»:
ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
4

Введение

Исторический опыт России свидетельствует о том, что роль российской культуры всегда актуализируется, приобретает решающий характер именно в переломные моменты её истории, оказывая эпохальное гуманизирующее воздействие и прорисовывая реальные черты будущего. В периоды политической, экономической, социальной нестабильности, ослабления государственных институтов основные сражения между противоборствующими силами идут в сфере духовности, идеологии и культуры – фундаментальных исторических основ единства нации и государственной мощи.

Под духовной культурой следует понимать всё, что создано человеком и человечеством на теле Земли, в природной сфере. Все материальные, рукотворные творения цивилизации предваряет духовное начало – мысль, идея, образ, проект, за которыми следует материальное воплощение далеко не только в сфере литературы и искусства, а во всех областях человеческой жизнедеятельности. Духовная культура (или её отсутствие) решающим образом влияет на развитие всех отраслей материального хозяйствования государства и нации. И весьма своевременно сегодня обсудить вопрос о состоянии культуры государственной экономики, культуры производственных отношений и самого производства, культуры политики, культуры управления, культуры межпоколенных, межличностных и межнациональных отношений, культуры здравоохранения и физической культуры и т.п.

В этом контексте деятельность институтов духовной культуры, работников культуры и искусства, просвещения, образования, духовного, культурного досуга, информации чрезвычайно высока, а зачастую имеет решающий характер. Но все ли возможности используются сегодня государством, обществом, деятелями культуры и искусства в деле духовного просвещения, воспитания подрастающих поколений? С достаточной ли долей ответственности относятся творцы духовного продукта – учёные, составители учебников, авторы книг, режиссёры театра и кино, владельцы и работники СМИ к тому, насколько полезную для духовного здоровья продукцию предлагают они обществу в целом и подрастающим, ещё не обладающим культурным иммунитетом, поколениям.

На современном этапе развития российского государства жизненно необходимо, чтобы материальное производство систематизировалось, одухотворялось и оплодотворялось духовными началами – культурной зрелостью, социальной и гражданской позицией каждого россиянина.

Отсутствие целостной государственной молодёжной культурной политики, системного государственного воспитания, просвещения и общественной организации детей, подростков и молодёжи за минувшие годы привело к негативным последствиям системного характера и, что особенно важно, представляет ещё большую угрозу для безопасности духовной и материальной составляющих национальной культуры в будущем. В сложившейся культурной ситуации нельзя всерьёз говорить о возрождении духовной жизни, общественной консолидации, государственном строительстве, успешном решении глобальных политических, экономических и иных проблем в России.

Составляя примерно одну пятую часть населения страны и одну треть граждан России, активно участвующих в производственных, экономических и политических процессах, молодёжь реально играет важнейшую роль в реализации курса реформ, государственного строительства, формировании гражданского общества. Но лишь духовно состоятельной и культурно развитой личности в современных условиях может быть по плечу продвижение страны по пути прогресса в контексте всеобщих цивилизационных процессов и мировой культурной ситуации.

На современном этапе развития российского общества основной целью в области духовной культуры должно стать не только обеспечение сохранности всего культурного богатства, накопленного многонациональным народом России за многовековую историю, но и преемственность культурных традиций, а также развитие их с максимальным использованием мирового культурного опыта.

Именно на молодых лежит сегодня историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое сообщество. В то же время именно молодёжь сегодня является наиболее обделённой в культурном отношении частью российского общества, понёсшей наибольшие культурные утраты.

Государственные и общественные институты, а также сама молодёжь нуждаются в выработке концептуальных основ и механизмов организации и управления в сфере культуры, в обеспечении доступа молодых граждан к ценностям культуры и искусства в их духовном и культурном воспитании, в придании духовности, осмысленности и системности тем глобальным процессам, которые на протяжении двух десятков лет происходят, и ещё длительное время будут происходить в России.

Любое общество, государство не могут существовать и успешно развиваться без основополагающей культурной доктрины, основная задача которой целостное культурное формирование личности.

Культурные процессы в постсоветской России протекают болезненно, искажено, противоречиво и без действенного участия государства. Состояние культурной среды в современной России сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. С другой стороны, весь опыт исторического развития России свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь.

Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 80-х гг. в связи с социальными трансформациями и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии молодежи. Особенно глубоко эти процессы затронули российские мегаполисы, откуда они распространяются по всей стране.

В общественном сознании молодежи происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Культурное развитие, культурные запросы молодежи не всегда соответствуют как предложению со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о подлинных культурных ценностях.

В России продолжается процесс формирования новой молодежной культуры. Однако государственные институты культурного воспитания, просвещения не учитывают в своей деятельности перемены, происходящие в этой среде, работают по устаревшим шаблонам. Необходимы существенные коррективы как в концепции, так и в механизме реализации государственной молодежной культурной политики.

В сложившихся условиях вывести молодежь из духовного, культурного кризиса возможно только объединенными усилиями государства и общества, работников культуры, образования, науки, здравоохранения, спорта и т.д., эффективно используя как позитивный опыт прошлого, так и новые подходы к культурному строительству и воспитанию, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.

При этом целесообразно учитывать следующее:

1. На рубеже XX — XXI вв. в России сложилась ситуация, при которой прежние теория и методология организации процесса культурного воспитания молодежи в новых социально-экономических условиях утратили актуальность, а новые, соответствующие изменившимся реалиям, еще не сложились. В результате эффективность деятельности государственных и общественных институтов в сфере молодежной культуры не отвечает современным требованиям.

2. Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи.

3. Развитие молодежной культуры имеет кризисный характер, что связано, как с внутриполитическими, экономическими, социальными факторами, так и с глобальными цивилизационным и культурным кризисами.

4. Молодежь России находится в противоречивых условиях выбора путей и возможностей своего социокультурного развития, сопровождающегося падением общего культурного уровня, негативными явлениями в молодежной среде, ростом пессимистических настроений и эгоцентризма молодежного сознания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии министерство культуры астраханской области

    Документ
    Историография фольклористики. Компьютерные технологии в архивировании традиционных культур Востока и Запада: от фонографа к цифровой видеокамере и Интернет-ресурсам;
  2. Сизменениями, утвержденными приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 13. 09. 2007 г

    Документ
    С изменениями, утвержденными приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 13.09.2007 г. № 529 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19 августа 2008 г.
  3. Комплекс министерство образования и науки российской Федерации федеральное агентство по образованию

    Программа
    Волович В.Ф. – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права, административного права Юридического института ТГУ
  4. Региональные целевые программы по культуре 121

    Документ
    Красноярский край образован в 1934 году. Его площадь составляет 2339,7 тысяч квадратных километров и включает 581 муниципальное образование, из них: 18 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 484 сельских поселений.
  5. Российская государственная библиотека Научно-информационный центр по культуре и искусству

    Документ
    В эпоху становления и образования классической драматургической и актерской традиции русского театра Н.В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь.

Другие похожие документы..