Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Вересаев «Записки врача», «Воспоминания» В.А. Гиляровский «Москва и москвичи», «Трущобные люди» В.Брюсов «Избранное» А....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине СД.01 «История и методология географии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовате...полностью>>
'Инструкция'
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...полностью>>
'Реферат'
Независимо от возраста и пола учеников, тренер как профессиональный педагог должен учитывать индивидуальные различия занимающихся и строить образоват...полностью>>

Федеральным агентством по культуре и кинематографии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Одним из заметных культурных событий 2006 года стал Международный музыкальный фестиваль «Крещендо» под художественным руководством известного молодого музыканта Дениса Мацуева. В фестивале приняли участие лучшие молодые российские и зарубежные исполнители.

Не менее важным направлением можно назвать поддержку фестивалей драматического искусства, позиционирующих новые направления и тенденции развития современного театра, результатом которых, как правило, становится открытие новых имен молодых режиссеров и драматургов. Так, в 2006 году фестиваль «NET- Новый европейский театр» представил программу невербального театра, российский зритель познакомился с поисками молодой современной режиссуры; с новейшими современными тенденциями развития искусства. Состоялись фестивали и конкурсы современной молодой драматургии «Новая драма», «Любимовка», «Действующие лица», «Евразия».

Другим важнейшим направлением является включение современного искусства молодых в мировой культурный процесс. Одна из основных форм реализации данного направления – обеспечение условий для участия проектов молодых российских деятелей культуры в крупнейших международных форумах.

В последние годы в стране появилась новая генерация молодых творцов как традиционного, так и актуального направлений, которые в большей степени востребованы на мировом культурном рынке, их проекты все чаще представлены на крупнейших форумах современного искусства в России и за рубежом.

Ярким примером плодотворного продвижения молодых российских художников в культурную среду является Московская международная биеннале современного искусства, одна из основных задач которой состоит в выдвижении молодых художников.

Важным событием в области современного искусства стал новый международный проект – фестиваль «Территория». Кураторами проекта стали лидеры нового поколения современного искусства: члены Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству – народный артист России Евгений Миронов и заслуженная артистка России Чулпан Хаматова; известный режиссер Кирилл Серебренников; главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис; известный театральный критик Роман Должанский. Целью данного фестиваля является широкомасштабная просветительская работа для региональной творческой молодежи, более 100 студентов учебных заведений страны из Казани, Иркутска, Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Магнитогорска, Москвы познакомились с новыми направлениями и возможностями современного искусства.

Крупнейшей международной акцией стал форум культурных пересечений аутентичного и современного искусства «Роза мира», в рамках которого молодыми участниками было представлено современное искусство стран Центральной Азии.

Назревшей необходимостью государственной политики в работе с творческой молодежью является также развитие практики общественного заказа. Такая работа является реальным инструментом стимулирования культурного процесса и должна осуществляться через инициативы с привлечением экспертных жюри и советов, широких общественных кругов, созданием корпоративных механизмов, связанных с реальной практикой – кураторами, продюсерами и др.

Роль общественного заказа в системе «первого шага» состоит в выявлении и поддержке наиболее значительных явлений и тенденций в среде творческой молодежи и их адресной поддержки. Механизм реализации осуществляется через конкурсную систему выделения целевых грантов на создание произведений, постановку спектаклей и другие творческие проекты, а также целевое приобретение произведений молодых художников для экспозиций музеев России.

Необходимым условием для продвижения дебютных, инициативных и экспериментальных проектов в области изобразительного искусства является возрождение практики молодежных художественных выставок-конкурсов, таких как состоявшаяся в 2006 году крупнейшая выставка «Молодые художники России».

Как одну из важных инициатив в данном направлении следует упомянуть запланированный в 2007 году Конкурс по поддержке молодой режиссуры и драматургии при Роскультуре, разработанный с целью государственной поддержки творческого поиска талантливых молодых режиссеров и комплектования новыми квалифицированными кадрами отечественных театров.

Другим примером данного направления является практика саморегулируемых институций, таких как Форум молодых писателей в Липках, Литературная премия «Дебют» и ряда других, в ходе проведения которых выработаны реальные критерии профессионального отбора и тактика дальнейшего продвижения в культурное пространство. Роскультура, со своей стороны, ежегодно присуждает 20 государственных стипендий молодым писателям – участникам данных проектов.

Одним из важнейших явлений взаимодействия с молодыми творцами становятся формы социальной поддержки их творчества, осуществляемые посредствам присуждения государственных стипендий, грантов, именных субсидий и других форм материальных поощрений с целью содействия талантливой молодежи в создании новых художественных произведений. При непосредственном участии молодых художников в экспертных советах по выдвижению соискателей осуществляется стимулирование проектов, расширяющих и обновляющих традиционные формы искусства.

В системе государственной поддержки производства национальных фильмов одним из главных приоритетов является финансирование дебютных фильмов за счет бюджетных средств, выделяемых по программе государственной поддержки кинематографии.

В 2005 году из 663 фильмов, созданных при государственной финансовой поддержке, 269 фильмов (40,6%) являлись дебютными. В том числе в игровом кино дебютами были 45 кинолент из 81 выпущенного фильма (55,6%), в анимационном кино - 39 из 65 (60,0%), в неигровом кино - 185 из (35,9%).

Среди режиссеров-дебютантов игровых фильмов 2005 года следует выделить Ф.Бондарчука (кинофильм «Девятая рота»), А.Велединского («Живой»), В.Мережко («Преступление без наказания»), А.Карелина («Время собирать камни»), С.Босенко («Гадюшонок»), О.Бычкову («Питер ФМ»), П.Санаева («Последний уик-энд»), Е.Миндадзе («Собака Павлова»), В.Глаголеву («Заказ») и др.

В 2006 году представительство дебютных кинолент в составе кинопродукции, создаваемой при государственной финансовой поддержке увеличилось. Из 653 созданных фильмов 318 (48,7%) были дебютами. В том числе в игровом кино - 52 фильма из 105 (49,5%), в анимационном кино - 32 из 65 (49,2%), в неигровом кино - 234 из 483 (48,4%). Следует обратить внимание на то, что за последний год доля дебютантов, представленных в разных видах кинематографа, практически выровнялась.

Среди прошлогодних кинорежиссеров-дебютантов игровых фильмов обратили на себя внимание К.Серебренников («Изображая жертву»), А.Смирнова («Связь»), Р.Салахутдинов («Кружение в пределах кольцевой»), Б.Хлебников («Свободное плавание»), А.Анкудинов («Просто повезло»), Ф.Махаматдинов («Рыжий пес»), А.Касаткин («Слушая тишину»), Н.Калашникова («Новая старая сказка»), Н.Хомерики («977»), Е.Гроховская («Человек безвозвратный»), В.Росс («Театр») и др.

Следует подчеркнуть, что отдельные фильмы режиссеров-дебютантов становились лидерами российского кинопроката, собирая кассу, превышающую валовые сборы голливудской кинопродукции. В 2005 году сразу пять отечественных проектов вошли в десятку фильмов, которые собрали наибольшую кинокассу: «9 рота», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Бой с тенью», «Мужской сезон. Бархатная революция». Все они созданы молодыми режиссерами.

Особенно радующий пример - это фильм Федора Бондарчука «Девятая рота», собравший в прокате сумму, превышающую 24 млн. долларов. Этот фильм, хотя его и относят к блокбастерам, по своему содержанию является военной драмой, серьезным и глубоким повествованием о базовых человеческих ценностях, и его воспитательное значение не менее важно, чем чисто коммерческий успех.

За последние годы в России появились молодые режиссеры-дебютанты, которые стали интересны и мировому сообществу, поскольку их работы отвечают современному уровню развития киноиндустрии. Российские режиссеры-дебютанты все чаще приглашаются для участия в конкурсах крупнейших международных и российских кинофестивалей.

В целях продвижения фильмов, создаваемых молодыми режиссерами, в России при государственной финансовой поддержке проводятся различные кинофестивали студенческих и дебютных работ. Конкурсы и номинации дебютов присутствуют также на других кинофестивалях, проводимых в стране.

Каждый год Федеральное агентство по культуре и кинематографии выделяет бюджетные ассигнования на поддержку проведения ряда фестивалей, направленных на придание известности новым именам в отечественном кино и их первым работам.

Это Открытый российский ежегодный конкурс студенческих и дебютных фильмов на соискание национальной премии «Святая Анна» (г. Москва), Международный кинофестиваль ВГИКа, Открытый кинофестиваль фильмов студентов творческих вузов «Начало» (г. Санкт-Петербург), фестиваль студенческих фильмов «Питеркит» (г. Санкт-Петербург), Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» (г.Ханты-Мансийск), кинофестиваль «Балтийские дебюты» (г.Светлогорск).

Большое значение для становления творческого специалиста кинематографии имеет система подготовки кадров отрасли. Эту миссию выполняют базовые кинематографические вузы страны - ВГИК им.С.А.Герасимова, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПБГУКиТ), Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Именно в ходе выполнения учебных работ во многом решается проблема «первого шага» творческой личности в киноискусстве, осуществляется превращение одаренного любителя в подготовленного профессионала. Весьма существенная роль в этой области принадлежит государству, призванному обеспечивать вузам необходимые условия для организации подготовки специалистов с учетом самых последних достижений мирового кинематографа.

Однако, на сегодняшний день материально-техническая и экономическая база основной кузницы творческих кадров для кинематографии - ВГИКа им.С.А.Герасимова не позволяет выполнять эту задачу в полном объеме. Вуз испытывает колоссальный дефицит аудиторного фонда, помещений для репетиций и выполнения учебных киносъемочных работ. Физически и морально устарел парк съемочной техники, не хватает кинопленки. При выполнении выпускных работ будущие кинорежиссеры и кинооператоры нередко вынуждены самостоятельно договариваться с «большими» студиями о предоставлении съемочных павильонов, кинокамер, приспособлений, выделении необходимого технического персонала. Устранение этих проблем может быть обеспечено только в рамках реализации комплексной программы развития вуза, которая подготовлена, но до сих пор не утверждена, поскольку не решен вопрос ее финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Следует подчеркнуть, что выделяемые сегодня объемы бюджетного финансирования являются главным препятствием на пути усиления и расширения поддержки молодых творческих специалистов.

В России на данный момент еще не созданы специальные государственные и общественные институты, сосредоточенные на выполнении этой функции. Поэтому Федеральное агентство по культуре и кинематографии вынуждено осуществлять финансирование производства и продвижения фильмов-дебютов наряду с обеспечением государственной поддержки кинопроектов всех остальных направлений, важность которых не уступает поддержке дебютантов. В пределах выделяемых из федерального бюджета объемов финансирования кинематографии дальнейшее перераспределение средств в пользу поддержки фильмов-дебютов невозможно.

Действенной мерой в этом отношении могло бы стать утверждение целевой ведомственной программы «Повышение конкурентоспособности национальных фильмов». Это позволило бы освободить программу государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката, реализуемую в рамках ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)», от финансирования коммерчески состоятельных проектов и сосредоточить ее ресурсы на мероприятиях общенационального значения, к которым относится и поддержка фильмов-дебютов. Программа «Повышение конкурентоспособности национальных фильмов» разработана Роскультурой, но не согласована Минэкономразвития России и Минфином России.

Еще одним важным направлением содействия начинающим кинематографистам является широкое использование в обучающем и производственном процессах цифровых кинотехнологий.

Это связано с тем, что цифровой кинематограф в недалеком будущем станет основным технологическим средством создания, продвижения и демонстрации аудиовизуальных произведений, и молодое поколение творческих специалистов кинематографии должно быть готово к использованию самых передовых приемов и самых новых видов техники. Кроме того, цифровые технологии расширяют палитру средств реализации творческих и управленческих задач в кинематографе.

Внедрение в кинопроцесс цифровых технологий позволит существенно увеличить поддержку молодых творческих кадров, поскольку продолжительность производства и стоимость фильмов, выполняемых в цифровых форматах, значительно ниже, чем у фильмов, создаваемых на основе традиционных технологий. Важно также, чтобы цифровые фильмы молодых кинематографистов доходили до широкого круга зрителей. Это может быть обеспечено только при наличии цифровой фильмопроводящей сети, включающей в себя хранилище цифрового контента оперативного обращения, каналы спутниковой и почтовой рассылки цифровых фильмокопий, объекты цифрового кинопоказа.

Создание цифрового контента является необходимым условием распространения фильмов молодых авторов через Интернет.

Важным этапом становления творческой личности является формирование потребности в освоении культурных ценностей и вовлечение в творческие процессы с раннего детства. В этой связи Роскультура уделяет особое внимание осуществлению государственной поддержки творческих проектов для детской, юношеской и молодежной аудитории.

В репертуаре драматических и музыкальных театров, филармоний, музыкальных коллективов обязательно присутствуют спектакли и программы для данной аудитории. В данном направлении плодотворно работают такие уникальные коллективы, как Российский академический молодежный театр, Центральный академический театр кукол им.С.Образцова, Московский Государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И.Сац. Роскультура также уделяет внимание новым музыкальным программам и постановкам спектаклей для детей региональных коллективов.

Роскультура традиционно поддерживает наиболее значимые проекты, такие как ежегодная программа Московской филармонии: более тысячи концертов в общеобразовательных школах и лицеях, слушателями которых являются более 200 тысяч школьников; программа МХАТ им.А.П.Чехова «МХАТ – студенчеству», в рамках которой театр осуществляет показ спектаклей в вузах Москвы, программа Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого «Молодые – молодым», фестиваль «Композиторы России – детям», Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», Международный театральный фестиваль «Царь-сказка», Международный фестиваль «Радуга», Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова.

Важным этапом стали просветительские проекты новых форм художественного и музыкального воспитания детей и юношества - абонементные концерты «Классика – это классно» ГСО «Новая Россия» п/р Ю.Башмета и «Хочу стать дирижером» Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова п/р В.Понькина.

Особую значимость приобретают проекты, направленные на изучение тенденций развития современного искусства для детей и подростков. Так в 2007 году помимо традиционных мероприятий впервые будут поддержаны: уникальный проект А.Рыбникова «Семейный фестиваль «Наш Буратино», Форум «Искусство России – детям» и Творческая лаборатория по современной детской драматургии в г.Саратове, Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» в г.Перми.

* * *

На сегодняшний день создание полноценно функционирующей системы поддержки «первого шага» в искусстве, обеспечение целевого финансирования дебютных проектов, присуждение стипендий и грантов, государственный заказ на создание художественных произведений и их дальнейшее продвижение в культурную среду являются важнейшими задачами государства в поддержке профессионального художественного творчества молодежи.

Будучи подкрепленной необходимыми политическими, административными и финансовыми ресурсами эта система станет не только гарантией сохранения и развития творческих традиций в искусстве, но и эффективным инструментом проведения государственной политики в работе с молодежью. Для полноценного функционирования этой системы представляется целесообразной разработка единой согласованной (возможно, межведомственной) программы поддержки дебютных, инициативных и экспериментальных проектов в области литературы и искусства.

В связи с этим Роскультура предлагает Совету при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству поддержать инициативу формирования такой программы, которая должна включать в себя следующие направления:

- создание системы государственной поддержки «первого шага» в искусстве молодых представителей творческих профессий;

- проведение конкурсов в различных видах искусства, по результатам которых победителям могут быть выделены гранты на реализацию творческих проектов, именные стипендии и другие виды материального поощрения;

- целевое финансирование дебютных проектов талантливых молодых авторов музыкальных, художественных, литературных произведений, деятелей театрального и киноискусства, представителей других творческих профессий;

- создание условий для сотрудничества молодых исполнителей, дирижеров, композиторов с ведущими творческими коллективами страны;

- организация стажировок в ведущих творческих коллективах и учебных заведениях в России и за рубежом.

Материалы
Института художественного образования
Российской академии образования

О развитии художественного образования детей

в Российской Федерации

Записка в Правительство Российской Федерации

Основные проблемы и противоречия

Художественное образование – важнейший компонент всей системы гуманитарного образования. Для нашей страны его значение особенно актуально, так как отнюдь не ограничивается эстетическим воспитанием и развитием художественного вкуса, но активно формирует гуманистическое мировоззрение, толерантную ментальность, воспитывает творческую активность граждан новой России в наиболее актуальных областях деятельности.

Художественное образование не является замкнутой, необязательной, самодостаточной областью, но теснейшим образом, неразрывно связано со всей системой обучения и воспитания подрастающих поколений граждан, актуализируется как в сфере формирования гуманитарных ценностей, так и в области сохранения и воспроизводства культурных традиций и национального цивилизационного пространства в целом.

Как известно, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Постижение культуры требует времени, специальных мер и усилий, а в системе образования – во всех его формах – выстраивания целенаправленного творческого процесса. Чрезвычайно важно, что традиционная культура направлена на исторически разумное функционирование общества и общественных институтов, и в силу этого противостоит деструктивным тенденциям в обществе.

Культура, как цивилизация, всегда выполняет присущие ей функции, востребованные конкретной моделью общества и его отдельных групп. Она всегда контекстуальна, всегда опирается на то, что уже достигнуто обществом ранее. Очевидно, что человек, живущий в рамках смысловой связности, контекстуальной мотивации и является культурным человеком, осознающим свою жизнь в целостности. Освоению контекста культурных традиций и посвящено гуманитарное образование, как целостная система. Однако, при том, что гуманитарное образование в нашей стране имеет глубокие и устойчивые традиции, располагает великолепными научными школами, в реальности его востребованность весьма ограничена. Зачастую научные школы замкнуты в рамках частных проблем, создают стимулы, прежде всего для воспроизводства научной элиты. Развиваясь «вглубь», что является естественной, неотъемлемой чертой всякой специализированной области знания, они не всегда ориентированы на реальный социальный контекст, в повседневных трудах нередко продолжают продуцировать мифы, утратившие актуальность. В то же время, декларируя жизненную необходимость формирования гуманистического мировоззрения, гуманитарно-научная среда зачастую лишена реальных возможностей влияния на общество. Наиболее активные исследователи и просветители, в силу вполне объективных причин, ограничены ролью культуртрегеров, самоотверженно скрещивающих орхидею с геранью, и в кощунственном сомнении наблюдающих плоды гибридизации.

В этой ситуации наиболее востребованной и деятельной группой являются, прежде всего, педагоги всех уровней. Все они, от воспитателя детского сада, учителя начальных классов, до вузовского профессора ежедневно идут к детям, подросткам, студентам, выполняя свою извечную и необходимую миссию – бережную и настойчивую передачу ценностей традиционной культуры новым поколениям.

Однако культура как система ценностных ориентаций всегда отражает идеологию, равно как и ее отсутствие. Отечественная ментальность и самоидентификация новых (да и «старых») поколений, проходя кризис за кризисом, избегают окончательного разрушения зачастую лишь из инстинкта самосохранения: идеалы неустойчивы, ориентиры размыты, вырваны из контекста культурной традиции (вовсе не безупречной, но витально организующей) и брошены на волю волн, направляемых случайными ветрами. В плохо структурированном, насыщенном деструктивными тенденциями обществе, скованном бедностью и отсутствием социальной мобильности, этические ориентиры, модели для подражания формируются преимущественно агрессивным воздействием медиасреды, пропагандирующей и распространяющей влияние массовой культуры и ее этических постулатов на все области общественной жизни.

И именно педагогическое сообщество, движимое профессиональным долгом и повседневной необходимостью, вынуждено противостоять деструктивным тенденциям. Поэтому еще более усиливается значимость, квалификация, жизненный опыт воспитателя, его социокультурные ориентации, умение и возможность заинтересовать ученика, ориентировать его на соблюдение и сохранение норм и стандартов социальной и культурной адекватности, определенную иерархию нравственных и эстетических ценностей.

Художественное образование как феномен цивилизации

В настоящее время в системе управления образованием на различных ее уровнях активно утверждается мнение о необязательности художественного образования, возможности отнесения его к сфере досуга либо дополнительных платных услуг. Это положение находит все более реальное отражение в государственной образовательной политике, вытесняя изобразительное искусство, музыку, литературу на периферию учебных дисциплин как начальной, так и средней школы.

Мотивацией подобного отношения к художественному образованию детей является обычно отрицание практической, очевидной его полезности для человека постиндустриального общества, перегруженность учащихся «необязательными» предметами. В то же время на самом высоком уровне государственной власти неоднократно отмечалась необходимость воспитания творческих, социально активных граждан с толерантной ментальностью как непременное условие развития постсоветской цивилизации в демократической России.

Можно констатировать, что декларируемая государством необходимость подготовки новых поколений к деятельности в актуальной социокультурной ситуации и конкретные аспекты этой подготовки, реализующиеся в образовательном процессе, не нашли до сих пор адекватного, эффективного и гармоничного решения как в школьной системе обучения, так и в образовательной политике в целом.

В современной России художественное образование детей несет широкий спектр функций, жизненно необходимых не только для просветительства, воспитания творческой личности, но и для гармоничного существования ребенка в обществе.

1. Как и в предшествующие десятилетия, уроки литературы, музыки, изобразительного искусства направлены на формирование художественного мышления детей, воспитывают эстетическое чувство и эмоциональную культуру. Именно в процессе постижения художественной культуры в максимальной степени осваивается и нравственный опыт предшествующих поколений, критерии прекрасного и безобразного в самом широком смысле. В системе художественного образования целенаправленно, последовательно, в творческой атмосфере вырабатываются способности к ориентации в цивилизационном пространстве, способности и критерии оценочной деятельности не только в эстетической, но и в социально-этической сфере.

2. Развитие эмоциональной культуры – важнейшая задача современного общества. Умение сопереживать, чувствовать беды и радости конкретных людей и общества в целом – необходимое качество понимания собственной роли и места в общественных отношениях. Как показывает практика, самые благие побуждения реформаторов не находят отклика и понимания у граждан страны, если не выражены в адекватных гуманистических формах, не обращены к каждому члену общества. Именно воспитание культуры чувств, не только рационального, но и эмоционального отношения к реальным жизненным ситуациям и обстоятельствам способно сплотить общество в нацию, движимую одной идеей, общими целями, озабоченную улучшениями важнейших областей жизни. Всепобеждающее шествие низкопробных образцов массовой культуры – ярчайшая иллюстрация насущной необходимости воспитания эмоциональной культуры подрастающих поколений. Никакие экономические сдвиги сами по себе не способны влиять на обогащение и развитие духовного мира детей в той степени, в которой это возможно в процессе художественного образования и воспитания.

3. В художественном образовании, в различных его областях и формах формируются этические нормы и нравственные идеалы детей и подростков. Именно при изучении высоких образцов художественной культуры ведется активный диалог с детьми о лучших качествах человеческой натуры, о порядочности и чести, достоинстве и взаимоуважении, анализируются многообразие и противоречивость человеческих чувств, поступков, судеб. В нынешней сложнейшей общественно-экономической ситуации, когда и умудренному жизнью философу непросто разобраться в происходящем, именно - и прежде всего! - уроки искусства призваны разъяснить ребенку смысл простых, но вечных гуманистических истин, христианских заповедей. Когда президент страны с огорчением отмечает, что самые благие законы не спасают от воровства и коррупции, следует ясно понимать, что никакие репрессивные меры сами по себе не могут решить этих проблем. Только нравственное воспитание нации, условия, при которых воровство, коррупция, ложь, насилие станут восприниматься обществом с отторжением, брезгливостью, настороженностью, способны создать основы для благоприятного развития страны. В нынешней ситуации решение этих проблем в значительнейшей мере осуществляется в системе гуманитарного образования, и, прежде всего – в образовании художественном.

4. Не менее важная функция художественного образования в современной России – воспитание толерантности. На протяжении всего периода обучения, начиная с дошкольного, именно художественное образование дает ребенку знания о многообразии культурных традиций, непохожести людей и явлений, религий и укладов. И именно в процессе художественного образования ребенок учится бережному и уважительному отношению к чужой культуре, иному мироощущению, спокойному и вдумчивому восприятию всего непохожего и непривычного. Вряд ли следует специально пояснять, что для нашей многонациональной, многоконфессиональной, политически и социально неоднородной страны это обстоятельство имеет важнейшее значение. Именно художественное образование по сути своей призвано формировать тонкую, гибкую систему ценностных ориентаций ребенка, противостоять примитивному восприятию мира на уровне простых оппозиций «свой – чужой», «наши – не наши», «люблю – ненавижу» «красивый-некрасивый», «модный-немодный» и т.п. Удивительно живучие национал-шовинистические настроения, истерический «патриотизм», псевдорелигиозные и паранаучные учения, экзальтированная «кумиромания» – все эти нержавеющие звенья социальной интолерантности, как можно наблюдать, не исчезают сами собою. В художественном образовании, на уроках искусства ребенок может найти – и находит – примеры мудрости, спокойствия, красоты, служения идеалам, образцы нравственности и общественного долга, противостоящие агрессии и интолерантности, побуждающие воспринимать жизнь не в черно-белых контрастах, но в оттенках и красках. В настоящее время, даже в скромнейших пределах часов, отведенных на художественное образование, дети знакомятся с мелодиями, песнями, танцами, изобразительным и прикладным искусством, литературными источниками, бытовыми традициями народов своей страны и мира. Под руководством квалифицированных педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы иных культур, учатся разбираться в них; в равной мере - уважительно и тактично относиться к явлениям непонятным, но важным для других людей, наций, народов. Следует подчеркнуть, что никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь же прямо, непосредственно и последовательно, как циклы художественного образования.

5. Как известно, искусство – мощная и универсальная коммуникативная система. Язык искусства, выработанный тысячелетиями цивилизации, позволяет человечеству сохранять общие ценности, взаимообогащаться достижениями различных культур, общаться и находить взаимопонимание. Не менее очевидно, что новые поколения, входящие в жизнь, способны освоить этот универсальный язык только в целенаправленной системе образования, конкретнее – художественного образования. Приобщаясь к специализированным языкам музыки, рисунка, танца, кино, литературы, дети не просто входят в мир традиционных культурных ценностей, но получают возможность универсального общения, получения и передачи информации, обретают базу для анализа и оценки поступков, событий, явлений, многомерного восприятия мира. В процессе художественного образования ребенок учится выражать не просто действия и намерения, но оттенки смысла, намерений и поступков; получает возможность не только выйти за пределы биологического существования, но осознать себя и свою деятельность в целостности и гармонии с миром и обществом. Вряд ли возможно отрицать, что проблема самоидентификации молодого человека в нынешнем обществе – острейшая и актуальнейшая из насущных проблем. В равной мере вряд ли можно не видеть весьма значительные возможности ее решения именно средствами художественного образования.

Следует подчеркнуть, что коммуникативная функция искусства, реализующаяся в процессе художественного образования, тесно и непосредственно связана с отмеченными выше: эмоциональной культурой и толерантностью, воспитанием нравственных критериев и гуманистического мировоззрения. В целенаправленном образовательном и воспитательном процессах эти аспекты сосуществуют естественно и нераздельно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии министерство культуры астраханской области

    Документ
    Историография фольклористики. Компьютерные технологии в архивировании традиционных культур Востока и Запада: от фонографа к цифровой видеокамере и Интернет-ресурсам;
  2. Сизменениями, утвержденными приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 13. 09. 2007 г

    Документ
    С изменениями, утвержденными приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 13.09.2007 г. № 529 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19 августа 2008 г.
  3. Комплекс министерство образования и науки российской Федерации федеральное агентство по образованию

    Программа
    Волович В.Ф. – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права, административного права Юридического института ТГУ
  4. Региональные целевые программы по культуре 121

    Документ
    Красноярский край образован в 1934 году. Его площадь составляет 2339,7 тысяч квадратных километров и включает 581 муниципальное образование, из них: 18 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 484 сельских поселений.
  5. Российская государственная библиотека Научно-информационный центр по культуре и искусству

    Документ
    В эпоху становления и образования классической драматургической и актерской традиции русского театра Н.В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь.

Другие похожие документы..