Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
щодо проведення фахового вступного випробування для осіб, які вступають на навчання за освітньо-професійними програмами підготовки СПЕЦІАЛІСТІВ або М...полностью>>
'Урок'
Иллюстрации с изображением животных, диск «Звуки природы», книги о животных, рисунки детей, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, учебни...полностью>>
'Реферат'
Основные направления инженерной деятельности. Ключевые вопросы и инструменты инженерной экологии. Технологии и общество. Цикличность развития техноло...полностью>>
'Методическая разработка'
В методической разработке содержится материал проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Основы экономики» и «Основы экономической теории» «С...полностью>>

Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (3)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАКСИМОВА Галина Петровна

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА

В МЕДИАСРЕДЕ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета на кафедре педагогики

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

Бондаревская Евгения Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Чумичева Раиса Михайловна;

доктор педагогических наук, профессор

Суртаев Василий Яковлевич;

доктор педагогических наук

Розина Ирина Николаевна

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»

Защита состоится 6 ноября 2007 года в 1000 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д.212.208.18 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Автореферат разослан «___» ________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П.П. Пивненко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема нашего исследования в самом общем представлении – это путь осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе. В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Мы убеждены, что научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.

Глобальная информатизация общества, мультимедийные технологии в интеграции с высоким искусством приобретают важнейшее воспитательное значение в становлении сознания молодежи, с одной стороны, с другой же – в условиях стремительно развивающихся мультимедийных технологий возникает риск выхолащивания из сознания молодого поколения абсолютных ценностей. Особого внимания требуют субкультуры, появившиеся в студенческой среде: геймеры, меломаны, киноманы, рассматривающие свои мировоззрения и нравственные позиции как самодостаточные в «эрзаце» жизнетворчества, абстрагированного от реальных ценностей мира. К сознанию молодого поколения можно «достучаться» лишь через интернет-форумы, чаты, SМS- и ММS-сообщения, теле- и радиоэфир, переполненные информационным «спамом».

Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.

Новые условия предполагают преодоление старых стереотипов, форм и методов воспитания, и это закономерно. Однако преодоление не значит уничтожение, как верно подмечено Н.А. Бердяевым. Необходимо творческое переосмысление российского опыта, служащего продуктивной основой воспитания и сегодня. К сожалению, в настоящее время в культурных ценностях прогрессирует тенденция активного использования западных ориентиров. Вместе с тем известно, что исторические национальные ценности, формируясь на протяжении нескольких веков, не подлежат экспорту, будучи первоосновой воспитания. Искусство ощущает на себе кризисные явления даже в большей степени, чем экономика или политика, однако его союз с отечественной педагогической мыслью способен корректировать эти негативные факторы. Вышесказанное делает более масштабными проблемы воспитания в открытом социуме, и на основе интеграции педагогики и искусства можно наметить реальные пути действия.

Опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, дегуманизация личности и общества, разобщение поколений, разрушение духовных ценностей – лишь частичный перечень воспитательных проблем в высшей школе. Актуальность модернизации воспитания приобретает значительные масштабы, поскольку происходит становление нового образа российского высшего образования как особой современной социальной практики, взаимозависимой и взаимовлияющей на культурно-историческое развитие нашего общества в контексте мирового сообщества. Высшая школа представляет собой идеальное звено для системной коррекции в решении опережающих задач социума, связанных с конструктивным развитием личности. Ввиду этого концепция современного российского воспитания требует глубинного теоретико-методологического обоснования путей использования инновационных технологий для достижения результата.

Стратегические планы и задачи, которые поставил перед обществом Президент РФ в Послании к народу и в приоритетном национальном проекте «Образование», непосредственно касаются воспитания молодёжи. В.В. Путин определил воспитание как социальную и государственную задачу высшего образования, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании». В преамбуле Закона сказано: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения». Такая очерёдность, на наш взгляд, подчёркивает приоритет воспитательного процесса. На государственном уровне приняты документы «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования», само появление которых нацеливает на практические преобразования, а следовательно, и на фундаментальные теоретические научные разработки в этой области.

Во все времена воспитание волновало умы прогрессивных мыслителей, многие из которых отмечали возможности искусства в этом процессе. Достаточно назвать такие имена, как Аристотель, Платон, Руссо. Современно звучат идеи педагога Я.А. Коменского («Мир чувственных вещей в картинках»), мысли Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского («мир спасет красота»). Разработанные ранее пути формирования личности средствами искусства не подвергаются сомнению и в наши дни, однако современное переосмысление интеграции педагогики и искусства открывает качественно новые научные и образные решения.

В настоящее время возникли и обострились противоречия между:

  • опытом использования искусства в воспитательных целях и применением образного языка искусства в антигуманных проявлениях;

  • средами, применяемыми для воспитания, и потенциальной возможностью использовать безграничное пространство сознания личности;

  • низкой оснащенностью воспитательного процесса аудиовизуальными и мультимедийными средствами и естественной тягой молодежи к современным техническим инновациям;

  • медиапространством, обладающим возможностью ценностно-смысловой коммуникации, гражданской социализации, и его реальным освоением в процессе воспитания личности, рефлексии и самореализации;

  • ориентацией современного воспитания на личность с ее общекультурным, индивидуально-творческим потенциалом и существующей практикой традиционных подходов к воспитанию в высшей школе;

  • традиционными технологиями воспитания в практике высшей школы и инновационными потребностями современной молодежи.

В своём исследовании мы опираемся на содержательное представление категории воспитания в следующих аспектах: методологическом (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, А.В. Хуторской и др.), мировоззренческо-смысловом (И.А. Абакумова, Е.П. Белозерцев, В.С. Библер, Б.Ф. Ломов, В.В. Пионтковский и др.) психологическом (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.В. Непомнящий, С.Л. Рубинштейн и др.), социологическом (П. Бергер, А.П. Манченко, С.И. Самыгин, А.Н. Сухова и др.), философском (Н.А. Бердяев, Н.К. Рерих, П.А. Флоренский и др.), художественном (А.Г.Недосекин, Р.М. Чумичева и др.), духовно-нравственном (Р.С. Гарифуллина, Т.И. Власова и др.). Анализу содержания высшего образования посвящены труды А.А. Грекова, В.И. Мареева, Э.Ф. Зеера, А.М. Павлова, Л.М. Сухоруковой и других ученых. Отдельные аспекты проблемы эмоционально-чувственного воспитания личности изучены в работах деятелей искусства: Н.Н. Волкова, Д.Б. Кабалевского, К.С. Станиславского и др.

Попытки создания обобщённого нормативного образа личности как творения и творца присутствуют в разных культурах и религиях. И это, без сомнения, позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственных качеств, что находит отражение в исследовании. Однако сегодня научная мысль отмечает необходимость принципиально нового подхода к воспитанию молодежи как к сверхсложной проблеме мирового сообщества в целом. Очевидно, что существует насущная необходимость в современных категориях выразить цели, смыслы и механизмы продуктивного развития личности. Возможность решения проблемы видится в снятии противоречий духовности и практицизма через креативное осознание целостности творческой личности. Потому в работе приводятся теоретико-методологические основы общечеловеческих ценностей, раскрывается их гуманистический смысл и значение на языке практико-экономических, социально одобряемых творческих действий. Для этого изучены труды экономистов, исследующих эффективность человеческого фактора в социуме, бизнес-коммуникации, профессиональной деятельности (В.К. Борисов, Ю.Ю. Петрунин, В.А. Спивак, В.В. Томилов и др.).

Проблемы формирования в высшей школе гуманистической, культуросообразной парадигмы с опорой на различные виды искусства в педагогических исследованиях последних лет подняты рядом исследователей: Г.С. Аркавий, И.С. Козлова (театр); В.В. Васильева, Г.Г. Коломиец (музыка); Е.А. Ермолинская, О.П. Медведева, В.П. Строков (дизайн, живопись); М.Ю. Айбазова, С.М. Завьялова (народное искусство); В.В. Давыдкина, М.А. Налбандьян, А.Г. Недосекин, В.Я. Суртаев (различные виды искусств в совокупности) и др. Закономерности слияния педагогики и искусства в медиаобразовании прослеживаются в работах медиапедагогов, медиакультурологов (Н.Б.Кириллова, Н.В. Клемешова, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.), однако воспитательные возможности интеграции авторы не изучают. Вне поля зрения исследователей находится практический механизм воспитания средствами образовательных программ с применением концептуальных идей системы К.С. Станиславского и его единомышленников. Фундаментальные систематизированные исследования методики эмоционально-образного общения и развития творческого сознания, уникальные возможности творческой коммуникации, которые можно отнести к прикладным методикам взаимовлияния людей, эпох, культур как опыта диалога эмоций, образов, сознаний, ещё не созданы, хотя теоретические и практические наработки в этом направлении существуют в научных школах Е.В. Бондаревской, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика.

В данном исследовании разработаны и теоретически обоснованы интеграционные процессы, которые позволили, сохраняя традиционное понимание интеграции педагогики и искусства, раскрыть новые концептуальные грани проблемы. При этом мы опирались на понимание искусства как высококлассного мастерства, творческой деятельности и сознания в широком социальном значении термина. В этой связи воспитание представляется как процесс ценностной коммуникации, культурной идентификации, творческой самореализации, социально-профессиональной активности и ответственности.

Сама интеграционная идея рассматривается в качественно новом единстве педагогики и искусства, которое придает воспитанию инновационный характер, инициирующий возникновение высокодинамичных воспитательных процессов. Процессы, приведённые в соответствие с новыми социальной действительностью и воспитательной ситуацией, позволяют осуществлять воспитание современными средствами с учетом заинтересованности молодежи.

Всё сказанное в целом подтверждает необходимость теоретико-методологиче­ского обоснования перехода к методам и технологиям креативного воспитания на основе интеграции педагогики и искусства как наукоёмкого, продуктивного и организационно-управляемого процесса. Это соотносится с развитием творческого сознания на основе личностно-ориентированной теории культурологического типа, с медиавоспитанием как инновационной составляющей воспитательного процесса, что и является авторским вариантом осовременивания воспитания в высшей профессиональной школе. Интеграционная идея разработана и апробирована путем новых педагогических подходов, которые в совокупности выстроены в педагогическую воспитательную систему.

Нами предпринята попытка осмыслить проблему в единстве междисциплинарного анализа концепций классической педагогики и собственного многолетнего опыта педагогической и творческой деятельности в сфере искусства (молодежные театры, телевидение и радиовещание), а также личной гражданской позиции, которая выступает важнейшим условием воспитания, понимаемого как социальный, культурный и исторический феномен.

Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование модернизации воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде.

Объект исследования – деятельность высшей школы по модернизации воспитательного процесса, основанная на интеграции педагогики и искусства.

В качестве предмета исследования представлено медиавоспитание как способ интеграции педагогики и искусства в медиасреде и условие повышения качества воспитания в высшей школе.

Гипотеза нашего исследования основывается на субстанциональном взаимодействии педагогики и искусства в воспитательном процессе высшей школы, которое оказывается продуктивным, если реализуются следующие условия:

  • выявлены теоретико-методологические основания (функции, тенденции развития, историко-культурные базовые концепции) взаимодействия педагогики и искусства в воспитании;

  • определены направления и формы интеграции педагогики и искусства, возникающие в ходе освоения новых воспитательных пространств, использование которых обеспечивает ценностно-смысловое, эмоциональное и творческое наполнение воспитания;

  • подтверждено, что на основе современных технических средств возможна реализация особого вида воспитания – медиавоспитания и раскрыты его потенциальные возможности как средства вузовского воспитания;

  • использованы деятельностно-творческие ресурсы медиавоспитания в вузе в единстве с инновационными технологиями;

  • осуществлен переход процесса профессионализации личности на более высокий уровень творческого самосознания, креативной деятельности, ценностно-эмоциональной коммуникации;

  • разработаны методолого-теоретические и организационно-управленческие механизмы модернизации современной системы воспитания на основе медиапрактики высшей школы, обнаружено ее влияние на качество воспитания и определена система диагностического сопровождения.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

1) проанализировать на основе общественной мысли исторически сложившийся опыт воспитания средствами искусства и оценить состояние проблемы в теории и практике;

2) обосновать закономерность обеспечения единства ценностно-смысловых и эмоциональных функций творческого сознания личности на основе интеграции педагогики и искусства;

3) выявить условия, предопределяющие специфику деятельностно-творческой организации модернизационных процессов субъектами воспитания, и установить закономерности и перспективы развития инноваций при условии обновления технической базы современного воспитания, необходимой для создания медиавоспитательной среды в университете;

4) раскрыть возможности социопрофессиональной направленности воспитания в развитии процессов креативного характера в медиасреде высшей школы;

5) разработать программно-методическое и технологическое обеспечение воспитательного процесса, ориентированное на критерии качества воспитания молодежи.

Методологическим основанием работы явились:

  • научный принцип единства теории и практики, личностно-ориентированная теория воспитания, теории интеграции в образовании, пространственно-средовой подход к воспитанию;

  • положения гуманистической педагогики о движущих силах и факторах развития личности;

  • определение диалектического характера взаимосвязи духовного пространства личности и медиаинновационной окружающей среды;

  • положения о творчестве как способе существования личности в культуре, методе искусства, выступающие основой ценностно-смыслового содержания воспитания.

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы. Аналитические методы: теоретический анализ и синтез педагогических, философских и других научных источников по проблеме исследования; системный подход, предполагающий принцип историзма, т.е. включение рассматриваемого процесса в широкий пространственно-временной контекст, где прошлое является необходимой предпосылкой и условием настоящего, а настоящее обнаруживает тенденции будущего состояния предмета; включённость предмета исследования в связи и отношения с другими сторонами, элементами объекта, интерактивность его развития; многомерность рассмотрения предмета с учётом наличия различных научных представлений и точек зрения, интегрируемых единством объекта, т.е. необходимостью его всестороннего анализа для построения адекватной картины; обобщение педагогического опыта применения государственных стандартов высшего профессионального образования, международных стандартов, учебных программ по проблеме исследования. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент. Статистические методы: обработка экспериментальных данных; графические представления результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составляют:

  • теория личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

  • теория интеграции образования (А.Я. Данилюк, В.Т. Фоменко, А.В. Непомнящий и др.);

  • теория организации педагогических процессов (С.И. Архангельский, М.М. Поташник, Г.И. Щукина, Л.И. Филиппов и др.);

  • концептуальные идеи о развитии личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, И.А. Зимняя, Л.Г. Викторова и др.);

  • диалоговая концепция культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер), положения о самобытности духовной культуры (Н.А. Бердяев, Е.П. Белозерцев, Д.С. Лихачев и др);

  • педагогические концепции творческого развития личности в процессе профессионального образования и творческого самостановления личности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Э.Ф. Зеер, В.А. Кан-Калик А.В. Мудрик и др.);

  • современные концепции гуманизации и смыслообразования в учебно-воспитательном процессе высшей школы (И.В. Абакумова, Б.С. Гершунский, М.А. Гусаковский, В.П. Зинченко, С.В. Костюкевич и др.);

  • идеи системного и культурологического подходов к проектированию учебно-воспитательных пространств и сред (А.А. Греков, Т.И. Власова, А.В. Мудрик, Р.М. Чумичева и др.);

  • проблемные вопросы коммуникативных аспектов воспитания (О.И. Матьяш, М. Карпенко, В.А. Трайнев, И.Н. Розина и др.);

  • идеи и педагогические разработки теоретиков искусства (Д.Б. Кабалевский, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.О. Кнебель, Н.Н. Волков и др.);

  • позиции и теоретические положения медиапедагогов и медиакультурологов (А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, Н.Б. Кириллова и др.);

  • основные принципы модернизации отечественной высшей профессиональной школы в исследованиях управления качеством учебно-воспитательного процесса (А.Г. Бермус, В.И. Мареев, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк др.).

Базой нашего исследования является Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), филиалы вуза, Академия Юго-Западного банка Сбербанка России, Ростовское региональное отделение Молодежного союза экономистов и финансистов.

Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (2000–2002 гг.) собирался эмпирический материал, изучалась литература по проблемам воспитания (педагогическая, психологическая, философская, социологическая, экономическая), литература по проблемам социализации, духовно-нравственного становления личности, а также по информатике (раздел коммуникации) и искусству. Анализировались педагогические эксперименты. Осуществлялся выбор и формулировка проблемы исследования, приоритетных задач, направлений, сбор информации, разработка программы эксперимента.

На втором этапе (2002–2004 гг.) продолжалось изучение научной литературы, была выдвинута и разработана гипотеза исследования, уточнялись основные теоретические положения, анализировался многолетний профессиональный опыт, велась опытно-экспериментальная работа, формировалось техническое оснащение воспитательной среды медиасредствами, накапливался видеоматериал как методическое сопровождение воспитательного процесса.

На третьем этапе (2004–2006 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, систематизация и публикация результатов, определялись перспективы дальнейшего исследования темы, осуществлялось литературное оформление диссертации, проводилась гуманитарная экспертиза нововведений, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • воспитание представлено как объемный многоуровневый процесс взаимозависимых воспитательных пространств: сознания личности, реальной окружающей действительности и виртуального медиапространства;

  • дано теоретическое обоснование эффективности концептуального единства научно-педагогической рациональности и образного языка искусства;

  • в воспитательном процессе использована категория эмоций как элемент динамичной технологии работы с сознанием личности, разработан педагогический вектор развития продуктивного творческого сознания на основе системы К.С. Станиславского как технология профессионального воспитания;

  • представлены в матричном виде закономерности воспитания сознания и подсознания в ценностно-смысловом и эмоциональном единстве на основе интеграции педагогики и искусства;

  • предложено принципиально новое направление в педагогике – медиавоспитание как органичное слияние педагогики и искусства с современными технологиями и медиаресурсами, определены его цели, задачи, принципы, базовые процессы;

  • расширен понятийный аппарат теории воспитания в части уточнения атрибутивных дефиниций: творческое, эмоциональное, виртуальное, дистанционное воспитание; введены в педагогический оборот понятия медиавоспитательного пространства и медиасреды;

  • разработан социопрофессиональный подход к воспитательным процессам высшей школы, осуществлено его практическое внедрение;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат
    Защита состоится 6 ноября 2007 года в 1 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д.
  2. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат
    Защита состоится 6 ноября 2007 года в 1 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д.
  3. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов (на материале россии и сша) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится “ ” 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.199.02 при Российском государственном педагогическом университете имени А.
  4. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,
  5. Научные исследования в области медиаобразования в области медиаобразования в России (1960-2008)* по материалам собрания авторефератов диссертаций на сайте электронной научной библиотеки «Медиаобразование»

    Автореферат
    * Данная статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 08-06-12103в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование».

Другие похожие документы..