Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Энергосбережение является одним из ключевых направлений энергетической политики России в процессе реализации ФЦП "Энергосбережение" [1], ра...полностью>>
'Документ'
Законом визначено доходи Державного бюджету України на 2011 рік у сумі 281.464.879,4 тис. гривень, у тому числі доходи загального фонду Державного бю...полностью>>
'Решение'
Заявитель по делу г-н Вильям Гудвин, британский подданный, журналист, работал в штате журнала "Энджимаэр". 2 ноября 1989 г. ему позвонило н...полностью>>
'Документ'
 Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального универси...полностью>>

Книга третья: Философия XIX xx в

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История философии: Запад - Россия - Восток.

Книга третья: Философия XIX - XX В.

уч. для ВУЗов.

М., 1998.

448 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАПАД

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX - НАЧАЛА XX в.

Введение. Основные тенденции развития западной

философии во второй половине XIX -

начале XX в. (Н. В. Мотрошилова) 4

Глава 1

А. ШОПЕНГАУЭР, С. КЬЕРКЕГОР, Ф. НИЦШЕ -

ВОЗМУТИТЕЛИ СПОКОЙСТВИЯ В ФИЛОСОФИИ

XIX в. (Н. В. Мотрошилова) 8

Артур Шопенгауэр 8

Основные идеи философии Шопенгауэра 11

Мир как представление и воля 11

Этика Шопенгауэра . 14

Серен Кьеркегор .17

Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора .20

Фридрих Ницше 23

Жизнь и сочинения Ницше 23

"Жизнь" и "воля" - центральные понятия

философии Ницше .25

Нигилизм. Переоценка ценностей .27

"Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека .28

Непрекращающийся спор о Ницше .30

Глава 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЗИТИВИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

("ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ") .36

У истоков позитивизма (Сен-Симон) (Н. В. Мотрошилова) 37

Опост Кот (Н. В. Мотрошилова) .40

Конт о стадиях развития истории человечества 42

Позитивизм в Англии (Н. В. Мотрошилова) .43

Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта

Милля (А. Ф. Грязнов) .45

Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера

(А. Ф. Грязнов) 52

Глава 3

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ДУХА

В 50-70-х ГОДАХ XIX в. (Н. В. Мотрошилова) 58

Глава 4

НЕОКАНТИАНСТВО (Н. В. Мотрошилова) 65

Предыстория 65

Марбургская школа неокантианства.68

Фрайбургская (баденская) школа неокантианства 75

Глава 5

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО (Н. В. Мотрошилова) 82

Гегельянство в Англии .82

Немецкое неогегельянство 88

Неогегельянство в Италии 91

Глава 6

ПРАГМАТИЗМ (Н. В. Мотрошилова) 97

Чарльз Сандерс Пирс 97

Уильям Джемс 101

Джон Дьюи 105

Глава 7

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ("ВТОРОЙ

ПОЗИТИВИЗМ"). (А.Ф. Зотов) 109

Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная

программа искоренения метафизики 110

Эмпириокритическая концепция жизни 112

Онтология эмпириокритицизма. Ощущения

как "элементы мира" 117

Глава 8

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (А. Ф. Грязнов) 121

Американский неореализм 121

Американский критический реализм 121

Философия Джорджа Сантаяны 124

ЧАСТЬ II

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX - XX в.

Глава 1

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ 132

Анри Бергсон (Н. В. Мотрошилова) 134

Жизнь и сочинения 134

Философия Бергсона 136

Исходный пункт - свобода 136

Материя и восприятие. Материя и память 137

Жизнь. Творческая эволюция. Длительность 139

Интеллект. Инстинкт. Интуиция.140

Вильгельм Дильтей (И. А. Михайлов) 145

Жизнь и сочинения Дильтея 145

Основные идеи философии Дильтея.147

" Школа Дильтея".150

Георг Зиммель (Н. В. Мотрошилова) 152

Освальд Шпенглер (Г. М. Тавризян) 156

Понятие "культура" в концепции Шпенглера 158

Идея развития 159

Морфология культуры. Символ.160

Современность и политика 162

Наука и миф 164

Техника.165

Глава 2

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (Н. В. Мотрошилова) 167

Эдмунд Гуссерль 168

Жизнь и сочинения 168

Феноменологическое учение о сознании и методе 172

Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм.

Феноменологическая редукция 174

Учение о жизненном мире и "кризисе европейского

человечества" 176

Феноменологическое движение 178

Глава 3

ОНТОЛОГИЯ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА

(Н. В. Мотрошилова) 182

Глава 4

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ МАКСА ВЕБЕРА

(Н. В. Мотрошилова) . 186

Глава 5

ПСИХОАНАЛИЗ. (А.М. Руткевич) 190

Зигмунд Фрейд 191

Бессознательное 194

" Судьбы влечений" 197

Философия культуры 198

Карл Густав Юнг .200

Коллективное бессознательное 201

Неофрейдизм 204

Эрих Фромм .205

Психоанализ и философия . 209

Глава 6

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (М. С. Козлова) .212

Рождение аналитической философии 213

Джордж Эдвард Мур 214

Бертран Рассел 218

Людвиг Витгенштейн 231

Жизнь и сочинения 231

"Логико-философский трактат" 234

" Философские исследования" .238

Дальнейшее развитие аналитической философии . 243

РОССИЯ

ЧАСТь I

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И

ДИСКУССИИ В ФИЛОСОФИИ РОССИИ

КОНЦА XIX - XX в.

Глава 1

СПЕЦИФИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ

И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(Н. В. Мотрошилова) 248

Глава 2

ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

РУССКОЙ МЫСЛИВ. В. Мотрошилова) 257

Борьба против и в защиту метафизики 257

От Платона - к обновленному идеализму 263

Размежевание с Декартом и Кантом и проект

"онтологической гносеологии" 269

Споры о сознании 279

Глава 3

ОТ МАРКСИЗМА К ИДЕАЛИЗМУ. СУДЬБЫ

РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(Н. В. Мотрошилова) 285

Российская интеллигенция - ее судьба и вина 289

Противоречия нравственного мировоззрения русской

интеллигенции. Отношение к богатству и бедности 292

Дефицит права, правосознания на Руси и русская

интеллигенция 294

Полемика вокруг "Вех" 297

Глава 4

СПОРЫ ВОКРУГ "РУССКОЙ ИДЕИ" В РОССИЙСКОЙ

ФИЛОСОФИИ XX в. (Н. В. Мотрошилова) .301

Что такое "русская идея"? 301

Патриотизм и критическое отношение к России, русскому

народу - совместимы ли они? . 304

Самобытность "русского пути"?

Миссианизм и мессианизм . 306

Россия и Запад .311

Что плодотворнее для России - попытки изоляционизма

или активного взаимодействия с Западом, с Европой? . 312

Россия и Восток. Россия как Евразия 317

ЧАСТЬ II

ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ РОССИИ

Глава 1

ПАВЕЛ НОВГОРОДЦЕВ

(Н. В. Мотрошилова) . 324

Кризис современной культуры, современного

правосознания и общественный идеал 326

Демократия и правовое государство 328

Глава 2

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ (Н. В. Мотрошилова) 333

Жизнь и сочинения 333

"Философия свободы". "Смысл творчества" 335

Этика творчества и экзистенциальная диалектика

(О поздних произведениях Бердяева) 343

Глава 3

ИВАН ИЛЬИН (Н. В. Мотрошилова) 349

Жизнь, сочинения и идеи 349

Исследование и интерпретация философии Гегеля 352

О России и российской культуре. Критика Л. Толстого

и толстовства 355

"Путь духовного обновления" 358

Человек, его душа и его собственность. Критика

коммунизма 360

Глава 4

ЛЕВ ШЕСТОВ (Н. В. Мотрошилова) 364

Жизнь и сочинения 364

Специфика философского творчества 364

Глава 5

НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ (М. Н. Громов) 369

Глава 6

ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ (М. Н. Громов) 372

Глава 7

ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ (Н. В. Мотрошилова) 376

Жизнь и сочинения. 376

Философская проблематика в книге "Столп и

утверждение истины" 378

Триединство, истина, диалектика в философии

Флоренского 381

Учение о софии 384

Философия символа и космоса 385

Учение о языке 386

Глава 8

СЕМЕН ФРАНК (Н. В. Мотрошилова) 389

Жизнь и сочинения 389

Основные принципы и идеи философии 391

Действительность, реальность, идеальное бытие 391

Бытие и жизнь. "Живое знание" 392

Глава 9

НИКОЛАЙ ЛОССКИЙ (Н. В. Мотрошилова) 400

Жизнь и сочинения 400

Основные принципы и идеи философского учения 402

Глава 10

ЛЕВ КАРСАВИН (Ю. Мелих) 412

Жизнь и сочинения 412

Философия абсолюта 413

Проблема личности 415

ВОСТОК

ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

(М. Т. Степанянц)

Культурный нигилизм философов-модернистов 420

Восток-Запад. Синтез идей 421

Влияние протестантской парадигмы на Востоке 424

Поиски пути развития 429

Религиозно-философское "возрожденчество" 431

Постмаоизм 431

Японский вариант "протестантизма" 433

"Ненасильственная цивилизация" МахатмыГанди 434

ЗАПАД

ЧАСТЬ I

ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

_________XIX - НАЧАЛА XX в._________

Введение

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Предваряя дальнейшее более подробное рассмотрение идей и на-

правлений, появившихся после того, как со смертью Гегеля (позднее -

Шеллинга) закончилась непосредственная история немецкой философ-

ской классики, обрисуем общие контуры и основные тенденции движе-

ния европейской философской мысли в 40-90 годах XIX в. и начале

XX в.

Некоторое время существовала и оказывала влияние гегелевская

школа. Но ей было суждено достаточно быстро сойти с философской

сцены. Произошло это отчасти в силу острых идейных разногласий

внутри самого гегельянства, появления внутри него новых философ-

ских направлений, из которых сначала примыкавший к гегелевской

школе, но позднее обретший самостоятельность марксизм оказался самым

мощным и длительным по продолжительности своего влияния социаль-

но-философским течением. Начав свой путь в XIX в., в видоизменен-

ной форме массовой идеологии сохранившись как одно из главных

течений XX в., он имеет шанс "перешагнуть" и в историю XXI столетия.

Что до распада гегелевской школы, то он был обусловлен не только

и даже не столько разногласиями внутри философского движения, ини-

циированного Гегелем. Еще большую роль играло то активное неприя-

тие гегелевской философии, а в известной степени и философской

классики как таковой, которое в XIX в., еще при жизни Гегеля, но в

особенности после его смерти продемонстрировали столь значительные

мыслители, как А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор. Позднее, в последние

десятилетия XIX в., эстафету критики, коренного преобразования клас-

сической мысли, переоценки ценностей подхватил Ф. Ницше. Идеи этих

трех мыслителей в ходе анализа условно можно объединить в единый

блок, а самих философов (что сделано в одной из последующих глав)

назвать "возмутителями спокойствия" в философии XIX в. Они прола-

гали дорогу парадигмам будущего философствования, почему о них

придется не раз вспомнить и при рассмотрении ряда направлений фило-

софии XX в., возродивших и далее развивших их идеи.

Другой фронт критики классической философии еще в XIX в. от-

крыло позитивистское направление, которое отвергло не все наследие

прежней философской мысли, а главным образом выступило против ее

"метафизического", "спекулятивного" уклона. В XIX в. родился так

называемый первый позитивизм, который, как потом оказалось, стал

провозвестником будущих позитивистских, антиметафизических движе-

ний (второй позитивизм и третий позитивизм). Позитивизм оказал на

философию, на человеческую культуру немалое влияние. Особенно

мощные корни пустил он в естествознании и философии естественных

наук; на рубеже XIX и XX в. его прибежищем сделались и такие дис-

циплины, как физиология и психофизиология. Весьма характерно, од-

нако, что в этих же областях в 50-60-е годы крепло движение "в

поддержку" метафизики: целый ряд естествоиспытателей, мысливших

философски, или философов, занимавшихся естествознанием, способ-

ствовал оформлению антипозитивистских движений и возрождению

философских традиций древности и нового времени. Возврат к класси-

ке, вообще характерный для философии 70-90-х годов XIX в., не

означал, что совершается лишь "попятное" движение философии к ее

первоистокам. Осмысление философской мысли было глубоко нова-

торским. Перед нами - одна из коренных тенденций развития филосо-

фии не только в XIX, но и в XX в. Как правило, после очередного

наступления на классическую мысль рождалось довольно мощное дви-

жение, направленное на защиту и продолжение традиций философской

классики. Причина этого кроется прежде всего в самой философии, в

ее органической связи с историей философской мысли. Но немалую

роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы отвер-

гают прежние ценности и традиции, другие философы горячо берут их

под защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой философии,

и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот почему во вто-

рой половине XIX - начале XX в., когда участились атаки на фило-

софскую классику, появились и стали развиваться философские на-

правления, открыто объявившие своей целью сохранение классическо-

го наследия. Идеи и концепции представителей этих направлений будут

более обстоятельно рассматриваться в соответствующих главах учебни-

ка. А сейчас обрисуем общую панораму развития западной философии

в той ее части, где возрождалась и обновлялась философская классика.

Под лозунгом "Назад к Канту" родилось неокантианство. Возник-

шее еще в 60-х годах XIX в., оно "перешло" в XX в. Неокантианство

представлено двумя основными философскими школами - марбург-

ской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской)

(В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько раньше под лозунгом "Назад

к Гегелю" начало формироваться неогегельянство. Наиболее видные

его представители - английские философы Д ж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд;

немецкие философы Р. Кронер, Г. Лассон, итальянские философы

Б. Кроче, Дж. Джентиле, а позже - французские философы А. Ко-

жев, Ж. Валь, Ж. Ипполит и др. "Абсолютный идеализм" английского

философа Ф. Брэдли, американского - Дж. Ройса также был связан

с критическим возрождением гегельянства.

Стремлением сохранить классические корни философии отмечена

также эволюция влиятельного течения религиозной философии, воз-

никшего в 70-х годах XIX в. и получившего название неотомизма (от

лат. написания имени Фомы Аквинского - Томас). Это направление

существует и в наши дни. Оно поддерживается католической церковью.

Наиболее известные неотомисты XX в. - Ж. Маритен, Э. Жильсон.

Но еще более влиятельными в XX в. были мыслители, которые при-

держивались некоторых принципов близкой к католицизму религиоз-

ной мысли, но в философии шли своими путями, за что были осуждае-

мы официальными кругами католичества (Г. Марсель, П. Тейяр де

Шарденидр.).

Таким образом, во второй половине XIX в. в западной философ-

ской мысли велась борьба идейных движений, крайними полюсами ко-

торой стали "радикальный нигилизм" и догматический, консерватив-

ный традиционализм. Вместе с тем все яснее обнаруживалось, что сама

по себе дихотомия антитрадиционализма и традиционализма весьма ус-

ловна. Ведь даже за завесой "радикального нигилизма" подчас скрыва-

лось избирательное отношение к классике (например у Ф. Ницше -

культ особым образом истолкованной античности). В свою очередь,

философы противоположных (по форме традиционалистских) направ-

лений нередко использовали работу над философским наследием во

имя выработки новых, неклассических идей и подходов.

Необходимо учесть, что в философии на рубеже XIX-XX в.

и в первые десятилетия нашего столетия происходили осо-

бенно интенсивные процессы, связанные с поисками новых

форм и парадигм (образцов, типов) философствования. В

последние десятилетия XIX в. эти парадигмы рождались в разных точ-

ках "времени и пространства философии". Философские направления

и школы лишь постепенно группировались вокруг наиболее значитель-

ных фигур, достигших успеха в поиске этих новых парадигм. История

таких направлений, начавшись в XIX в., переходит в век XX, когда

некоторые из течений обретают еще больший вес в философии и куль-

туре, чем при своем зарождении. (Надо принять во внимание, что объе-

динение тех или иных мыслителей в направления и школы иногда соот-

ветствует их высказываниям и определениям своей работы; порой та-

кое объединение условно.) Новые для XIX и начала XX в. направле-

ния, о которых идет речь - философия жизни (В. Дильтей, А. Берг-

сон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), фено-

менология (Э. Гуссерль, Э. Финк, Л. Ландгребе, М. Мерло-Понти),

психоанализ (3. Фрейд,К.-Г. Юнг и др.).

В части 1, в основном посвященной философии XIX в. и отчасти

философии начала XX столетия, речь пойдет об упомянутых философ-

ских учениях и основных направлениях - за исключением тех, разви-

тие которых, как в случае неотомизма, феноменологии, психоанализа,

началось еще в XIX в., но протекало в основном в XX столетии. Они

будут рассмотрены в части II.

Необходимо сделать ряд уточнений и оговорок, касающихся подачи

материала в учебнике. Мы пошли по пути, проложенному авторами

ряда отечественных и зарубежных учебников, в которых поистине не-

обозримый конкретный материал для удобства изучения сгруппирован

в соответствии с ведущими направлениями и философскими течениями,

оформившимися и развившимися во второй половине XIX столетия и в

XX в. Такой способ изложения предпочтителен потому, что единство

различных учений внутри этих направлений существовало вполне ре-

ально. Выделяя главные направления и школы, мы одновременно про-

черчивали основные проблемные линии философии конца XIX и XX в.

Однако у избранного нами способа изложения есть и недостатки. Они

вряд ли преодолимы в учебнике, где непременно приходится прибегать

к классификаций, отбору материала, к созданию и применению типоло-

гии концепций, видов философствования. Вместе с тем при изучении

материала следует принимать в расчет определенную условность пред-

лагаемых в любом учебнике классификаций. Есть философы, которые

были родоначальниками или горячими сторонниками соответствующих

направлений, школ в философии. Другие философы, которые в целом

и по объективным соображениям могут быть отнесены к тем или иным

направлениям, возражали против того, чтобы их причисляли даже к

близким философским школам. А есть и такие мыслители, учения и

идеи которых вообще не вписываются в рамки существовавших и су-

ществующих философских направлений. Что касается новых философ-

ских идей, которые возникли в самые последние десятилетия, то их

объединение в некоторые направления, скорее всего, станет делом ис-

ториков философии следующего века. Учитывая эти трудности, авто-

ры учебника стремились к тому, чтобы отнесение определенного фило-

софа к тому или иному направлению не препятствовало анализу специ-

фики, оригинальности его идей и концепций. Например, выдающиеся

философы XIX в. А. Шопенгауер, С. Кьеркегор, Ф. Ницше столь ори-

гинальны, что объединение анализа их учений в одну главу может

считаться условным. Однако не менее условно бытующее в разных

учебниках причисление Ницше к философии жизни или Кьеркегора -

к экзистенциализму. И все же философов, о которых далее пойдет

речь, объективно объединяет то, что еще в XIX в., как было сказано,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б.И. Буйло в рамках внутри вузовского проекта «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы
  2. В. Г. Арсланов Философия XX века (истоки и итоги). Учебное пособие

    Учебное пособие
    Предлагаемое пособие носит далеко не описательный характер. В его основе не просто изложение взглядов философов XX века, а попытка понять истоки той или иной позиции.
  3. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  4. Литература по курсу «философия» (Ч. 1)

    Литература
    3. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: И.Т. Фролов и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2002. (Введение: Что такое философия?).
  5. Программа дисциплины Западная философия XIX-XX вв для направления 030100. 68 Философия подготовки бакалавра Автор д ф. н

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на 4 модуля. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы 19 в. и первой половины 20 в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс

Другие похожие документы..