Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Це положення встановлює уніфіковану процедуру видачі, зупинення та анулювання дозволу на розміщення та відкриття об’єктів торгівлі , сфери послуг та ...полностью>>
'Документ'
Результати навчання (цілі та завдання) модуля: набуття навиків проектування насосних та повітродувних станцій для систем водопостачання і водовідведе...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в ФГУ «Государственный научный центр лазерной медицины Росздрава», Городской клинической больнице № 51 и Городской поли- клинике № 5...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена старшим преподавателем кафедры финансового менеджмента Жуковой Натальей Юрьевной на основании программы «Корпоративные финансы»,...полностью>>

Практикум по курсу «территориальная организация населения»

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРАКТИКУМ по курсу

«ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Учебное пособие

МОСКВА

2010

Учебный курс «Территориальная организация населения» характеризует пространственную логику размещения населения и развития хозяйства России. Курс «Территориальная организация населения» является общепрофессиональной дисциплиной государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 06100 «Государственное и муниципальное управление».

Учебное пособие включает в себя практические задания к семинарским занятиям, вопросы, тесты и темы письменных работ, темы рефератов, список рекомендуемой литературы и аннотированный список WEB-ресурсов. В блоке приложений представлены современные статистические данные.

Материалы пособия помогут студентам выполнить все практические задания по курсу, а также подготовиться к контрольным работам и экзамену по данной дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  3. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК WEB-РЕСУРСОВ

  4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  5. ПРИЛОЖЕНИЯ (статистические материалы)

  6. ГЛОССАРИЙ

  7. КАРТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

КУРСА «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА (РОССИЯ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА)

  1. Ответить на вопросы: В чем состоят особенности объекта изучения данного курса? Какие методы научных исследований можно использовать при изучении территориальной организации населения? Каковы особенности использования картографического метода исследования.

  2. На контурной карте отметить: крупные реки, моря, заливы, проливы, горы и низменности; границы РФ, страны с которыми у России есть общая граница (сухопутная и морская). Подпишите названия стран «ближнего зарубежья» России - сопредельных государств (их столиц).

Тесты для самопроверки:

1. География имеет право называться самостоятельной наукой, потому что:

а) является искусством; б) имеет предмет исследования; в) изучает законы развития экономики; г) имеет свои законы развития; д) свои методы исследования.

2. По классификации Канта география относится:

а) к сущностным наукам; б) к временным; в) к хорологическим.

3. Абсолютные природные ресурсы – это;

а) НТР; б) рудные полезные ископаемые; в) экономико-географическое положение; г) водные ресурсы; г) уровень развития экономики.

4. Верно ли утверждение: «Теоретические открытия в географии начались раньше территориальных открытий (открытий новых территорий)»:

а) верно; б) неверно.

5. Закон высотной поясности был открыт:

а) А. Гумбольдтом; б). И. фон Тюненом; в) В. Докучаевым; г) К.Марксом; д) Л. Гумилевым.

6. Проранжируйте методы географических исследований, расположив их в хронологическом порядке по времени появления (1 - самый первый, например: 1-в; и т.д.):

а) создание теоретических моделей; б) картографический; в) экспедиционный; г) описательный; д) статистический; г) создание геоинформационных систем; д) аналитический.

СЕМИНАР 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. ОЦЕНКА ПОЛИТИКО- И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ В КОНЦЕ ХХ В.

  1. Выучить субъекты РФ и их столицы, состав экономических районов и Федеральных округов РФ.

  2. Ответить на вопросы: Изменилось ли геополитическое положения РФ в конце ХХ в.? В чем состоят особенности современного геополитического положения России? Считаете ли вы, что территория выступает как один из важных факторов развития государства? Ответ обоснуйте.

  3. Ответьте: В какие исторические периоды и, почему было наиболее выгодным экономико-географическое положение городов? Заполните таблицу:

Таблица.

Город

Исторический период наибольшего процветания

(век, годы)

Причины

Нижний Новгород

Оренбург

Волоколамск

Охарактеризуйте современное ЭГП этих городов, и напишите небольшое сочинение о влиянии изменяющейся роли факторов географического положения на рост (или упадок) городов.

  1. На контурной карте отметить: субъекты РФ, которые являются ныне пограничными, границы экономических районов и федеральных округов РФ, учитывая разницу в их составе. Нанести на карту и запомнить столицы республик, входящих в состав РФ, и административные центры других субъектов федерации.

  2. Подготовить рефераты или доклады: Эволюция административного деления СССР. Изменение АТД России в ХХ в. Административно-территориальное устройство современной России.

Тесты для самопроверки:

1. Выделите субъекты РФ и государства СНГ, омываемые водами Каспийского моря:

а) Вологодская обл.; б) Республика Калмыкия; в) Республика Дагестан; г) Туркмения; д) Грузия; е) Таджикистан; ж) Казахстан; з) Азербайджан; и) Астраханская обл.; к) Волгоградская обл.

2. Назовите государства, с которыми Россия имеет сухопутные границы:

а) Финляндия; б) Латвия; в) Азербайджан; г) Швеция; д) Афганистан; е) КНДР; ж) Грузия; з) Армения; и) Норвегия; к) Украина.

3. Укажите реки, по которым проходит государственная граница между Россией и Китаем:

а) Волга; б) Днепр; в) Лена; г) Енисей; д) Вилюй; е) Амур; ж) Уссури з) Колыма; и) Иртыш; к) Обь.

4. С каким количеством государств Россия имеет сухопутные границы?

а) десять; б) пятнадцать; в) семь; г) четырнадцать; д) двадцать.

5. Отметьте, какие регионы граничат между собой:

а) Оренбургская область РФ и Казахстан; б) Республика Бурятия и Читинская область; в) Ярославская и Курская области РФ; г) Ростовская область РФ и Грузия.

6. Среди перечисленных городов России выделите центры, являющиеся столицами республик-субъектов РФ:

а) Биробиджан; б) Кызыл; в) Владивосток; г) Майкоп; д) Абакан; е) Можайск; ж) Махачкала; з) Чебоксары; и) Харьков; к) Кинешма.

7. Назовите регионы России (субъекты РФ), территория которых омывается морем:

а) Краснодарский край; б) Амурская обл.; в) Республика Карелия; г) Псковская обл.; д) Ставропольский край; е) Красноярский край; ж) Ростовская обл.; з) Хабаровский край; и) Тульская обл.; к) Московская обл.

8. Выберите правильный вариант «республика в составе РФ — ее столица»:

а) Республика Удмуртия — Петрозаводск; б) Республика Мордовия — Саранск; в) Республика Хакасия — Абакан; г) Республика Калмыкия — Ижевск.

9. Какие государства входят в состав регионального интеграционного объединения Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС)?

а) Россия; б) Узбекистан; в) Украина; г) Грузия; д) Казахстан; е) Киргизия; ж) Туркмения; з) Азербайджан; и) Таджикистан; к) Китай.

10. Отметьте страны, подписавшие Договор о коллективной безопасности:

а) Беларусь; б) Узбекистан; в) Украина; г) Армения; д) Казахстан; е) Киргизия; ж) Туркмения; з) Россия; и) Таджикистан; к) Литва.

СЕМИНАР 3. РАЗМЕЩЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

  1. Ответить на вопросы: Соответствует ли размещение природных ресурсов расселению населения. Каковы проблемы использования природно-ресурсной базы России?

  2. Охарактеризовать основные особенности размещения природных ресурсов по территории РФ, заполнив таблицу.

Таблица.

Вид природного ресурса

Название месторождения

Федеральный округ, экономический район, субъект РФ

1.

2.

3.

  1. На контурной карте отметить: субъекты РФ, которые выделяются запасами тех или иных полезных ископаемых (регионы-лидеры, где имеются крупные месторождения нефти, природного газа, угля, железной руды и др.).

  2. Подготовить рефераты или доклады: Природопользование и экологические проблемы России.

Тесты для самопроверки:

1. Укажите месторождения нефти, расположенные в Западной Сибири:

а) Вуктыл; б) Коршуновское; в) Усть-Балыкское; г) Жетыбай; д) Самотлорское; е) Сургутское; ж) Тенгизское; з) Качканарское; и) Узень; к) Шаимское.

2. Назовите месторождения природного газа в Западной Сибири:

а) Возейское; б) Майское; в) Качканарское; г) Шатлыкское; д) Ямбургское; е) Шебелинка; ж) Дашава; з) Медвежье; и) Дашкесанское; к) Уренгойское.

3. Укажите месторождения каменного угля в РФ:

а) Кизеловское; б) Черемховское; в) Воркутинское; г) Костомукшское; д) Канско-Ачинское; е) Экибастузское; ж) Львовско-Волынское; з) Оренбургское.

4. В каком из субъектов РФ находится Канско-Ачинский буроугольный бассейн?

а) в Иркутской области; б) в Красноярском крае; в) в Томской области; г) в Алтайском крае; д) в Хабаровском крае.

5. Назовите экономический район России, на территории которого расположена Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция:

а) Северный; б) Северо-Западный; в) Центральный; г) Волго-Вятский; д) Северо-Кавказский; е) Уральский; ж) Поволжский; з) Центрально-Черноземный; и) Западно-Сибирский; к) Восточно-Сибирский.

6. Отметьте две реки России, обладающие самым большим гидроэнергетическим потенциалом:

а) Колыма; б) Волга; в) Печора; г) Ока; д) Лена; е) Днепр; ж) Енисей; з) Кама; и) Нева; к) Урал.

7. В каком из перечисленных ниже субъектов РФ находится крупнейший из разрабатываемых буроугольных бассейнов нашей страны?

а) Московская обл.; б) Рязанская обл.; в) Кемеровская обл.; г) Тюменская обл.; д) Республика Коми; е) Красноярский край; ж) Приморский край; з) Республика Саха (Якутия); и) Чукотский авт округ; к) Республика Карелия.

8. В пределах каких экономических районов РФ находятся месторождения железной руды:

а) Северный; б) Северо-Западный; в) Центральный; г) Волго-Вятский; д) Северо-Кавказский; е) Уральский; ж) Поволжский; з) Центрально-Черноземный; и) Западно-Сибирский; к) Восточно-Сибирский.

9. Выделите район(ы) размещения месторождений медных (и медно-никелевых) руд в пределах России:

а) Северный; б) Северо-Западный; в) Дальневосточный; г) Волго-Вятский; д) Северо-Кавказский; е) Уральский; ж) Поволжский; з) Центрально-Черноземный; и) Западно-Сибирский; к) Восточно-Сибирский.

10. Сельскохозяйственные угодья (не считая оленьих пастбищ) составляют от земельного фонда России (выбрать правильный вариант ответа):

а) около 25%; б) около 8%; в) около 4%; г) около 30%; д) около 35%; е) около 13%; ж) около 50%; з) около 40%.

СЕМИНАР 4. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

  1. Ответить на вопросы: Оказывают ли природно-климатические условия влияние на процессы размещения населения и хозяйства России? Согласны ли вы с такой точкой зрения: человек не только изменяет среду обитания, но при этом меняется сам? Чем вы можете объяснить, что жилища кочевников (юрта в пустыне и чум на севере) очень сходны?

  2. Подготовить рефераты или доклады на темы: Влияние климатических условий на характер жилищ населения разных регионов России. Особенности освоения Сибири и регионов Крайнего Севера. Особенности природопользования в регионах с разными природно-климатическими условиями.

СЕМИНАР 5. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

  1. Ответить на вопросы: Какие факторы оказывали влияние на динамику населения? Что вы знаете о переписях населения России? Какой демографический показатель в наибольшей степени отражает благополучие или неблагополучие демографической ситуации в стране? Влияют ли социально-экономические условия на показатели воспроизводства населения? Имеются ли региональные различия в динамике численности и характере воспроизводства населения РФ? Может ли сильная демографическая политика привести к резкому росту рождаемости в РФ?

  2. Составить график роста населения России в ХХ в. (до настоящего времени).

  3. Показать на диаграммах: Каково соотношение основных возрастных групп населения России: "дети — трудоспособные — пожилые"? Какой вывод можно сделать?

  4. Проанализировать данные и охарактеризовать демографическую ситуацию в отдельном регионе (республике, крае, области). Охарактеризовать ее с точки зрения естественного и механического движения, половозрастной структуры населения.

  5. Задание 1. (задача): В регионе с населением 1 млн. чел. в течение года родилось 36 тыс. человек и умерло 12 тыс. человек. Выехало из этого региона 20 тыс., въехало - 10 тыс. человек. На основании ваших расчетов заполните таблицу.

Таблица

Показатели

Метод расчета

Результат

1. коэффициент рождаемости

(в расчете на 1000 жителей)

2. коэффициент смертности

(в расчете на 1000 жителей)

3. естественный прирост населения

4. общий прирост населения

5. механический прирост населения

Что можно сказать об уровне экономического развития данного региона?

Задание 2. Используя статистические данные о темпах роста численности населения в субъектах РФ (по статистическим данным – см. таблицы Приложений) заполните таблицу, выделив по десять субъектов с самыми высокими и самыми низкими показателями.

Таблица.

Темпы роста населения

Регион (республика, область)

Уровень социально-экономического развития региона

6. Ответьте на вопросы: Можно ли выявить взаимосвязь между темпами роста населения и уровнем социально-экономического развития? Или влияние на темпы роста населения оказывают также иные факторы? Постарайтесь сформулировать какие именно.

Тесты для самопроверки:

1.Согласно общепринятой в научных кругах гипотезе, первые люди на Земле появились в:

а) Западной Европе; б) Центральной Азии; в) Восточной Африке.

2. Автор теории, согласно которой численность населения мира имеет тенденцию к росту в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания населения, в арифметической:

1) Томас Роберт Мальтус; 2) Уильям Петти; 3) Фрэнк Ноутстайн; 4) Луис Лики.

3. Первую оценку численности населения Земли дал:

1) Уильям Петти; 2) Томас Мальтус; 3) Карл Маркс; 4) Фридрих Энгельс.

4. ООН рекомендует проводить перепись населения один раз в:

1) в 2 года; 2) в 5 лет;3) в 8 лет;4) в 10 лет.

5. В нашей стране начало учету населения было положено:

1) в IX в.; 2) в X в.; 3) XI в.; 4) XII в.; 5) в XIX в.

6. Когда была проведена единственная в Российской империи всеобщая перепись населения:

1) в начале ХХ век; 2) в 1987 г.; 3) в 60-х годах ХХ века; 4) в 1897 г.

7. Разница между количеством иммигрантов - людей, выезжающих в страну, и эмигрантов - людей, выезжающих из страны – это показатель:

1) естественный прирост; 2) темп прироста населени;3) механический прирост.

8. Кривая “ дожития “ показывает:

1) долю “доживающих” до определенного возраста; 2) долю “доживающих” до определенного возраста на 1000 рождений; 3) долю “доживающих” до определенного возраста на 1000 человек.

9. Среднее количество детей, рожденных одной матерью - это:

1) общий коэффициент фертильности; 2) брутто-коэффициент воспроизводства населения; 3) нетто-коэффициент воспроизводства населения.

10. Выберите верные утверждения:

1) демографическая политика проводится только в развивающихся странах;

2) демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости;

3) цель демографической политики - поддержание существующих темпов роста населения;

4) демографическая политика направлена на изменение численности населения в стране.

СЕМИНАР 6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1. Ответьте на вопросы: Как проходил процесс заселения и освоения территории России? Каково экономическое значение миграций населения? Каковы проблемы русскоязычного населения в бывших союзных республиках СССР?

2. Составьте таблицу, показывающую изменения доли экономических районов в общей численности населения РФ за 1959-1989 гг. (или доли Федеральных округов за 1970-2005 гг.), чтобы установить, происходил ли в этот период реальный сдвиг населения на Север и на Восток страны.

Таблица

Регион (экономический район; федер. округ)

Доля в общей численности населения, %

1960 г.

1970 г.

1980 г.

2005 г.

3. Подготовьте рефераты или доклады на темы: Природопользование и экологические проблемы России. Миграции в современной России. Миграции и межрегиональное экономическое взаимодействие.

СЕМИНАР 7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

1. Изучите карту народов России. Охарактеризуйте коротко размещение народов разных языковых семей и групп на территории нашей страны. По данным Российского статистического ежегодника, охарактеризуйте национальную структуру населения регионов РФ (в первую очередь, автономий в составе РФ).

2. Отметьте на контурной карте России регионы распространения буддизма, ислама и христианства. Отметьте на карте субъекты РФ, где преобладает титульная нация (а доля русских в составе населения невысокая).

3. Ответьте на вопросы: Можно ли в России выделить "чистые" в этническом отношении территории? Каков национальный состав населения вашего района (республики, области)? Какие изменения в нем происходят в настоящее время? Каковы взаимоотношения между основными группами населения в вашем регионе? Какую роль в этом играет конфессиональный состав населения?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практикум по курсу политология

    Практикум
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
  2. Практикум по курсу "Коммерческое право"

    Практикум
    Предназначен студентам, аспирантам и преподавателям выс­ших юридических учебных заведений, а также всем интересую­щимся проблемами коммерческого права.
  3. Л. Г. Петухова практикум по курсу «стратегический менеджмент» Учебно-методическое пособие

    Практикум
    Упражнения и описания реальных ситуаций для анализа позволят в процессе их рассмотрения понять те или иные теоретические положения, которые могут быть использованы для решения реальных управленческих проблем в практической деятельности.
  4. Практикум по арбитражному процессу Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов

    Практикум
    Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых из прак­тики судов, арбитражных судов, методику их решения, перечни необходи­мых для этого законодательных
  5. Практикум по учебной дисциплине (Правоведение. Юридические основы деятельности врача. Медицинское право) общие положения

    Практикум
    давать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний,

Другие похожие документы..