Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Опра Уинфри и Шон Пенн не жалеют времени и сил, чтобы помогать тем, кто действительно в этом нуждается. На этот раз они вместе приехали в лагерь для п...полностью>>
'Документ'
Вопрос 1: Уважаемые знатоки, возможно, вам покажется, что задавать подобные вопросы некрасиво.В начале песни из фильма 1978 года ЭТО пишется слитно, а...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Конкурс на лучшее сочинение о развитии Новгородской области (далее конкурс) проводится в целях повышения мотивации учащихся общеобразовательных ...полностью>>
'Документ'
В сборнике представлены результаты научных исследований преподавателей кафедры немецкой филологии и зарубежной литературы УрГПУ, а также коллег-филол...полностью>>

Конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Вологодской области «Юность, наука, культура»

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

X Региональный открытый конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Вологодской области «Юность, наука, культура»

Направление науки: Литературоведение

Название работы

Смысловые значения образа дома в поэзии Н.М.Рубцова

Автор работы

Иутинская Ирина,

учащаяся 7 класса

Место выполнения работы:

Муниципальное образовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Рубцова»

Оглавление

  1. Введение стр.2

  2. Основная часть стр.3

2.1.Поиски дома в жизни Н.Рубцова стр.3

2.2.Смысловые значения образа дома в поэзии Н.Рубцова стр.7

2.2.1. «Городской» дом в стихотворениях Н.Рубцова стр.7

2.2.2. Изба как предмет деревенского пейзажа стр.19

2.2.3. Значение предметов интерьера и частей дома в лирике Н.Рубцова стр.11

2.2.4. Дом как образ мечты о покое и приюте стр.15

2.2.5. Дом - источник вдохновения поэта стр.16

2.2.6. Связь образов дома и Родины стр.17

3. Заключение стр.20

4. Библиография стр.21

5. Список источников стр.22

6. Приложение стр.22

7. Примечания стр.22

  1. Введение

Село Никольское, в котором я живу, русский поэт Н.Рубцов (Приложение 1) нередко называл своим домом, родиной, часто в нём бывал, и до сих пор здесь ещё живут люди, помнящие поэта. Но из многочисленных источников, рассказывающих о его биографии, я знаю, что у Н.Рубцова не было постоянного места жительства, он постоянно скитался по разным городам и квартирам. В одном из писем А.Яшину он пишет: «…у меня нет ни специальности, ни дома (есть только любовь к одной избе и местности глубоко в Вологодской области, где прошло детство». (14,381)

А был ли вообще нужен поэту дом, место, где бы он находился постоянно? Может быть, для того, чтобы писать свои стихи, ему нужны были эти вечные странствия, дороги, встречи с самыми разными людьми? И что такое для Н.Рубцова дом? Почему он, помотавшись по городам, в самые трудные моменты жизни возвращался в наше село?

Я думаю, что найти ответы на эти вопросы мне помогут стихи Н.Рубцова, в которые он вложил свои мысли и сердце. По моим наблюдениям, из 257 стихотворений образ дома, избы, жилища, предметов интерьера и составных частей дома встречается в 56 – ти, что составляет 22%. (Приложение 2)

Предметом данного исследования и стал образ дома, часто встречающийся в стихах Н. Рубцова.

Цель работы – выявление смысловых значений образа дома в поэзии Н.Рубцова.

Достигнуть этой цели я постараюсь с помощью следующих методов: анализа стихотворений Н.Рубцова, где встречаются образы дома, избы, предметов интерьераи частей дома, систематизации и классификации данных образов, сравнения восприятия Н.Рубцовым городского и деревенского домов, а затем и обобщения своих мыслей.

Гипотеза моей работы заключается в том, что лишённый дома в жизни, Н.Рубцов не только создал в поэзии тот его образ, о котором мечтал, но и через ощущения своего лирического героя показал, что дом, приют, тепло необходимы каждому человеку.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме, выделенной в исследовании.

  2. Познакомиться с фактами биографии Н.Рубцова, которые помогут глубже понять, почему образ дома так часто встречается в стихах поэта.

  3. Проанализировать стихотворения Н.Рубцова, где встречаются образы дома, избы, предметов интерьера и частей дома.

  4. Выявить, какие смысловые значения имеет образ дома в поэзии Н.Рубцова.

  5. Систематизировать и классифицировать эти значения.

  6. Сравнить образы городского и деревенского домов в стихотворениях Н.Рубцова.

  7. Определить, какой дом является для Н.Рубцова идеальным.

  8. Установить, какую роль играет образ дома, изображённого в стихотворениях Н.Рубцова, в жизни человека.

  9. Сделать выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу.

Размышления на тему бытовой неустроенности, бесприютности Н.Рубцова я нашла у многих литературоведов и исследователей жизни и творчества Н.Рубцова. Большинство из них обращают внимание на фактическую сторону бездомности поэта. М.Суров, В Кожинов, В. Оботуров, А.Антуфьев, Н.Коняев, М.Полётова и др. собирают сведения о местах проживания Н.Рубцова, рассказывают об условиях, в которых ему приходилось жить.

Другие увязывают эти факты с особенностями творчества поэта. В.Чалмаев, пишет: «Николай Рубцов <…> испытал горечь сиротства и бездомности, полной безбытности, пожалуй, в самой трагической мере. <…> С годами это чувство одиночества, тоски по своему, родному человеку, <…> а главным образом по матери, обрело почти трагическое звучание», (18,16)

Из всей изученной мной литературы трактовка именно образа дома встречается только у В.Баракова. «Дом в лирике Николая Рубцова – то, к чему сам поэт всю свою недолгую жизнь стремился, но так и не обрёл, - читаем мы у В.Баракова. – Представление русского народа о доме как о пристанище, источнике добра и счастья Рубцов перенёс в свою поэзию бережно, сохранив его в целостности чувства» (4,30) Он связывает его значение в поэзии Н.Рубцова с образами-символами народной лирики и определяет как «добро, уют, прочность, счастье, родина».(4, 88)

В своей работе я хочу более детально проанализировать данный образ, поэтому, думаю, исследование будет иметь научную новизну.

  1. Основная часть

2.1. Поиски дома в жизни Н.Рубцова

Как было уже сказано, Н.Рубцов всю жизнь не имел постоянного жилья, своего дома в том смысле, каким мы привыкли его считать. Я постараюсь воссоздать основные места жизни, адреса, где довелось жить поэту. О биографии поэта есть масса источников, сведения постоянно уточняются. Я не хочу углубляться в воспоминания современников Н.Рубцова, цитировать литературу, потому что, мне кажется, даже простое перечисление мест проживания поэта покажет, как не хватало ему в жизни пристанища, дома, где можно передохнуть и собраться с мыслями. В рассказе об основных местах жизни Н.Рубцова я буду опираться на книгу московского исследователя Ю.Кириенко-Малюгина «Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны…», в которой автор в хронологической последовательности приводит биографию поэта и показывает развитие поэтического дара Н.Рубцова, как бы сводя воедино самые разные источники: воспоминания, исследования, письма, стихи; воспоминания С.Багрова и др.; книгу М.Сурова «Рубцов: документы, фотографии, свидетельства».

Скитания поэта начались с самого детства. Он родился в п.Емецк Архангельской области. «Туда семья переехала за три месяца до рождения Коли. Жить бы, казалось, ей здесь постоянно. Однако в июле 1937 года Михаилу Андреяновичу (отцу Н.Рубцова) пришло предписание – сдать дела и переехать на новое место работы – в город Няндому». (3,11) «В январе 1941 года семья переехала из Няндомы в Вологду». (5, 17) Сначала они жили в Прилуках, затем переселились на улицу Ворошилова. (Приложение 3) Именно оттуда уходит на фронт отец Коли Рубцова, там умирает его грудная сестрёнка Надя, а затем и мать. Отсюда начинаются скитания Николая уже без семьи, в одиночестве. Сначала, правда, в 1942 году вместе с братом Борей их отправили в Красковский детдом для дошкольников под Вологдой, а затем, когда мальчику исполнилось семь лет, их разлучают. Осенью 1943 года Н.Рубцов оказывается Никольском детском доме Тотемского района Вологодской области. (Приложение 4) В Николе Н.Рубцов прожил до окончания семилетней школы, и в 1950 году жизнь уводит его из ставшей родной деревни. Получив в начале лета свидетельство об окончании школы, он отправляется поступать в мореходное училище г.Риги. Поступить не удалось, и Николай в августе 1950 года подаёт документы в лесотехнический техникум г.Тотьмы. «Временным домом для Коли стало общежитие техникума». (5,38) Во время учёбы на каникулы он периодически ездит в Никольское. В 1952 году Н.Рубцов оставляет техникум и отправляется в Архангельск, чтобы стать моряком. Сразу исполнить свою мечту ему не удаётся: слишком мал он был для тяжёлой работы на рыболовном судне. Чтобы как-то жить, он устраивается на работу «избачом» (библиотекарем) в местную библиотеку. Там же подрабатывает слесарем и истопником. Но осенью 1952 года всё-таки поступает на работу на рыболовецкий траулер на должность угольщика (помощника кочегара). Работа была очень тяжёлой, да и образование всё же получить было необходимо. В июне 1953 года будущий поэт поступает в Кировский горнохимический техникум, где планирует получить профессию горного механика, и живёт в студенческом общежитии. Но стать механиком ему не удалось: «директор техникума «установил» Рубцову и его другу Николаю Шантаренкову специальность маркшейдера (проходчика туннелей в горах)». (5,53) Но Николай чувствовал, что эта специальность – не его. Его уже тогда влекло к себе что-то иное, и в 1955 году он был отчислен из техникума. Затем было Приютино под Ленинградом, где жила семья брата Альберта, поездка в Вологду, где Коля пытается наладить отношения с отцом. С 1955 по 1959 годы Н.Рубцов служит на Северном флоте. Вопрос с пристанищем пока не беспокоит: его дом теперь – корабль. Но по окончании службы, в 1959 году, Н.Рубцов начинает беспокоиться: что дальше? В письме В.Сафонову он пишет: «…всё чаще (до ДМБ-то недалеко!) задумываюсь, каким делом заняться в жизни. Ни черта не могу придумать!» (14,395) Демобилизовавшись, «30 ноября 1959 года Николай Рубцов оформляется на Кировский завод, а конкретно в ЖКО (жилищно-коммунальный отдел) кочегаром, затем переводится в виде повышения по службе на должность слесаря, - читаем мы у Ю.Кириенко-Малюгина. – Вопрос о заработке на жизнь и крыше над головой временно решён». (5,73) В это время Н.Рубцов уже в полную силу занимается поэзией. Чтобы получить высшее образование, ему необходимо получить среднее образование, и в 1960 году он поступает в 9 класс школы рабочей молодёжи №120. В 1962 году Н.Рубцов впервые после армии посетил Никольское, встретился с друзьями детства. В том же году, спустя месяц, Н.Рубцов поступил в Московский литературный институт им. М.Горького.

Начинается новый этап жизни поэта. Но, как и раньше, у него нет своего угла, домом для него становится общежитие литинститута. (Приложение 5) За время учёбы, продолжавшейся до 1968 года, в жизни Н.Рубцова произошло немало событий: создание многих стихов, ставших хрестоматийными; публикации в крупных журналах «Юность», «Октябрь», «Молодая гвардия» и т.д.; рождение дочери; неоднократные поездки в Никольское; попытки исключения из института, восстановление, а затем перевод на заочное отделение; первая встреча с Л.Дербиной, сыгравшей роковую роль в жизни поэта; поездки на Алтай и в Сибирь, путешествие по Волго-Балту. И переезды, переезды… Именно в эти годы он, наверное, особенно остро ощущал отсутствие своего дома, квартиры, где можно уединиться и писать.

Были моменты, когда Н.Рубцову было совершенно некуда идти. К примеру, в 1963 году было решено исключить Н.Рубцова из института. «Это означало выбрасывание Рубцова на улицу. Однако за товарища вступились студенты, поэт А.Яшин (из Вологодчины), вышел из больницы ректор института И.Н.Серёгин. Представить, где жил Николай Рубцов с 4 по 25 декабря 1963 года сложно. Ведь Рубцов оказался бездомным, в положении бомжа. В те времена можно было переспать на разных московских вокзалах. Но где ещё взять деньги на проживание?». (5,108)

Лето 1964 года Н.Рубцов проводит в Никольском. «Это было рубцовское лето. В этот период им было написано более 40 стихотворений». (1,46) Жил тогда Н.Рубцов вместе с Генриеттой Михайловной Меньшиковой и дочкой Леной в доме на улице Дмитриевской. (Приложение 6) Именно этот дом, внешне так мало похожий на знаменитую «горницу» Н.Рубцова, стал её прообразом.

Осень 1964 года Н.Рубцов тоже был вынужден провести в деревне. В Никольском поэт находился и зимой 1965 - 1966 годов. В письме Г.Горбовскому Н.Рубцов пишет: «…в институте меня в течение года три раза исключали<…> и три раза восстанавливали <…>. И после этой, можно сказать, «сумасшедшей мути», после этой напряжённой жизни, ей-богу, хорошо некоторое время побыть мне здесь, в этой скромной обстановке и среди этих хороших и плохих, но скромных, ни в чём не виноватых и не замешанных пока ни в чём людей». (14,390) Довелось ему жить и в другом доме с. Никольского, предоставленном Г.Меньшиковой как работнику клуба. (Приложение 7)

«С января 1967 г. Рубцов постоянно-временно перебрался в Вологду. Часто бывает в редакции газеты «Вологодский комсомолец», как пишет С.Чухин. <…> Ночует поэт, скитаясь, где придётся», - ссылается на воспоминания С.Чухина Ю.Кириенко-Малюгин.(5,211) С этого момента начался новый, вологодский период поиска места жительства Н.Рубцовым. Можно назвать ряд адресов, где довелось жить поэту в Вологде: общежитие совпартшколы на Октябрьской улице (Приложение 8), квартира-общежитие на улице Ветошкина (Приложение 9), отдельная комната в квартире с семьёй работника обкома на Набережной VI армии (Приложение 10), и, наконец, квартира на ул.Яшина (Приложение 11). Эта квартира стала последним «домом» в жизни поэта: в 1971 году там он был убит. «Раскладушка и чемодан: вот обычная обстановка жилища Николая Рубцова. И только получив, наконец, квартиру на улице Яшина, он обзавёлся кое-какой мебелью». (16,61)

Конечно, находились добрые люди, друзья, которые привечали поэта: Нинель Старичкова, семья Виктора Астафьева, Виктор Коротаев и многие другие. Но, стеснительный от природы, Н.Рубцов боялся показаться навязчивым, и особенно ценил тепло, которое дарили ему люди. В. Астафьев вспоминает, что Н.Рубцов бывал в доме начинающей поэтессы Н.Старичковой. (Приложение 12) «Здесь его не корили, не бранили, чаем поили, маленько подкармливали, если поэт голоден, но бывать часто у Нелли, живущей с мамой, он стеснялся. Загнанность, скованность, стеснительность, от вольной или невольной обязанности перед людьми, - болезнь или пожизненная ушибленность каждого детдомовца, коли он не совсем бревно и не до конца одичал в этой разнообразной, нелёгкой жизни». (2, 8) Близкий друг Н.Рубцова, С.Багров, пишет: «До сих пор поражаюсь, как жил Николай, не имея не только работы, но и крыши над головой в течение 1965 – го, 66-го, 67-го, 68-го годов? <…> Однако он долго держался, благо была с ним рядом Поэзия, и ей он ни разу не изменял. И ещё держался он потому, что мир не без добрых людей. «Где сегодня мне ночевать?» Сколько дней в году, столько раз подступал к Рубцову этот будничный, злой, неуютный и горький вопрос. <…> Сам же Рубцов в ночлежники ни к кому не набивался. <…> Чаще всего ночевал у Бориса Чулкова, Виктора Коротаева, Валентина Малыгина, Льва Корешкова, да и у многих других, до сих пор неизвестных добрых людей, не привыкших кричать о своём знакомстве с поэтом. Ночевал он и у меня», (3,199-200) Мария Корякина вспоминает: «Как-то провёл он у нас три дня. Зашёл, сказал, плохо себя чувствует, сердце что-то, и голова болит... Мы дали ему лекарство, напоили чаем горячим, устроили на раскладушке» (7,345)

По поводу неустроенной жизни Н.Рубцова М.Суров высказывает такую мысль: «И кто знает, состоялся бы Николай Рубцов как поэт, если бы родился и жил в тепличных условиях, как многие его друзья и коллеги. Хорошие стихи, как известно, на сытый желудок не пишутся. Тайна творчества Рубцова – в глубине его страдания, в глубине боли за свой народ и свою страну». (16,61) Мне кажется, с этим можно поспорить. Почему же так любимый Рубцовым А.Фет всю жизнь положил на то, чтобы получить дворянство и жить обеспеченно? «Ещё в молодости он не раз жаловался на сочетание в себе двух резко противоположных начал – постоянного порыва к высокому и пошлости повседневного существования». (9, 140) Тем не менее, это не помешало ему обогатить нашу литературу поэтическими шедеврами. Более того, подлинного расцвета поэзии А.Фета достигла в конце жизни, когда «он стал не просто обеспеченным, но богатым человеком».(9, 140)

Для меня ближе позиция В.Чалмаева, который по этому же поводу пишет: «Нет, безусловно, особой чуткости в словах тех, кто задним числом говорит ныне о Рубцове: «по натуре Рубцов был бродягой», «образ жизни Рубцов вёл беспорядочный, богемный», «был даже люмпеном». (Павловский А. Николай Рубцов// Русские писатели. XX век. – М., 1998)». (18, 17) Кто знает, будь у Н.Рубцова более спокойная жизнь, он не ушёл бы от нас так рано и подарил бы ещё множество неповторимых стихотворений?

Думаю, однозначного ответа на этот вопрос найти нельзя. Но ясно одно: Н.Рубцов всегда хотел иметь ДОМ, может быть, не такой, как у многих, но свой. Об этом говорят, поют, кричат его стихи. А какой он, дом Николая Рубцова? На этот вопрос я постараюсь ответить в следующих частях работы.

2.2.Смысловые значения образа дома в поэзии Н.Рубцова

2.2.1. «Городской» дом в стихотворениях Н.Рубцова.

Как было уже сказано, часть своей жизни, причём немалую, Н.Рубцов провёл в городе. Наибольший след в его стихах оставили Москва и Вологда. Конечно, самим городам поэт посвящал стихи, полные восхищения и радости: «О Московском Кремле», где показана мощь и сила России, «Выпал снег», читая которое проникаешься радостью от красоты зимней Вологды. Но всё же в город так и не стал для Н.Рубцова домом. Описывая свой городской дом, он называет его сухими, бездушными, какими-то казёнными словами: «жильё», «пещера», «жилище». И даже вобщем – то сходные части дома и интерьера городской квартиры и деревенской избы он называет разными словами: город – «табурет», «коридор», деревня – «лавка, «сени». (Приложение 13) И сам образ города предстаёт мрачным, унылым, разрушающимся:

Желтеющие зданья

Меж зеленеющих садов

И тёмный, будто из преданья,

Квартал дряхлеющих дворов,

Архитектурный чей-то опус

Среди квартала…

(Вологодский пейзаж) (14,54)

Двор в стихотворении «В гостях» - «трущобный», то есть запущенный, глухой. (14,66) С городом связано и детское воспоминание о раннем сиротстве, и восприятие яркой и бурной жизни города как чего-то ненастоящего, суетного: «Во мгле, как декорации, дома» («Оттепель») (14,129). Одиночество, сиротство, равнодушие – вот что ощущал в своём «городском» доме Н.Рубцов.

Особенно неприютным выглядит «жилище» в стихотворении «В гостях» (14,66). Отмеченные поэтом такие бытовые детали, как «грязные ступени», «темнотища», передают запущенность жилья. В нём нет свободы, так как люди окружены «стенами с четырёх сторон», а суффикс - ищ – в слове «темнотища» усиливает беспросветность бессмысленного пути по коридору. Эпитет «страшная», которым нарисована темнота коридора, передаёт чувство ужаса, охватывающего лирического героя, что оказался в этих городских трущобах, которое он называет притоном («притонное жилище»). Разве это дом?

Несомненно, в описании городской жизни поэтом присутствуют автобиографические мотивы. Отсутствие уюта, пьяные «друзья» - всё это с болью вошло в стихи Н.Рубцова.

Гость молчит,

И я – ни слова!

Только руки говорят.

По своим стаканам снова

Разливаем всё подряд.

Красным,

белым

и зелёным

Мы поддерживаем жизнь.

Взгляд блуждает по иконам,

Настроенье - хоть женись!

(«Гость») (14,122)

Эта картина, нарисованная поэтом, с грустной иронией говорящим о «прекрасном» настроении, подтверждается воспоминаниями В.Астафьева: «Вокруг стола сидела разношёрстная компания на стульях, на диване, на полу. Были тут законченные алкаши из журналистов, выгнанные из дому жёнами, два мастера по подвеске штор и прочего благоустройства. <…> Один уже валялся на полу, лицом к стене, и спал безмятежно». (2, 12) Кстати, иконы, о которых пишет Н.Рубцов в стихотворении, тоже взяты из быта поэта. В его квартире на улице Яшина была икона северного письма. (Приложение 14)

Одним словом, город не стал родным для Н.Рубцова, не дал того приюта, которого он искал всю жизнь. Именно поэтому в городе он не находит ответа на вопрос:

Куда от бури,

от непогоды

Себя я спрячу?

(«По мокрым скверам») (14,193)

2.2.2.Изба как предмет деревенского пейзажа

Стихи Н.Рубцова наполнены образами природы. «Но едва сколько-нибудь оправдано представление о Николае Рубцове как «изобразителе» или «певце» деревни и природы», - пишет В.Кожинов . (6,22) А. Ланщиков тоже высказывает сходную мысль: «Пейзаж как таковой почти отсутствует а его стихах». (8, 22) Действительно, пейзаж в стихах Н.Рубцова выступает лишь как часть созданной в произведении картины, поэтому пейзажами изображённую в стихотворениях природу я буду называть условно.

Особенность изображения природы поэтом заключается в том, что: «природа у поэта почти не выступает как о б ъ е к т изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое е д и н с т в о человека и природы, которые как бы переходят друг в друга». (6,23) Я понимаю эту мысль В.Кожинова таким образом, что природные образы помогают Н.Рубцову передать внутренний мир человека, его состояние, мировосприятие и в то же время передают «природную основу человека» (6,23)

Во многих стихах поэта рядом с образами природы находится изображение деревенского дома, избы. Почему деревенского? Во многих исследованиях я увидела мысль, что именно деревню поэт воспринимал как «ось» мира и жизни человека.

Для стихотворений, где поэт изображает деревенский дом, характерны такие слова, как «изба», «избушка», «дом», «домик». Уменьшительно-ласкательные суффиксы –ик-, -ушк- помогают понять, с какой нежностью и любовью относится Н.Рубцов к дому деревни. Из 14-ти найденных мной стихотворений образ дома, избы в 6-ти является неотъемлемой частью пейзажа, стоит в одном ряду с природными образами и передаёт общую картину стихотворения, создаёт единый образ. Так, например, передан поэтом образ осени:

У сгнившей лесной избушки

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

(«У сгнившей лесной избушки») (14,152)

И грустит избушка между лодок

На своём ненастном берегу.

(«Слёз не лей») (14,194)

Неразделимую связь деревенского дома с родиной и природой передают следующие строки:

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую…

(«Утро») (14,28)

Особое место в изображении пейзажа деревни занимает образ светящегося окна. «Свет», «огонёк» - так называет его Н.Рубцов. Приём метонимии, т.е. переноса по смежности, (17,215) делает этот обычный предмет – окно – символичным. В стихотворении «Русский огонёк» этот свет становится спасением для заплутавшего в зимнем поле путника, «запоздалый в поле огонёк» из стихотворения «Детство» даёт надежду на покой и приют. А «свет соседнего барака», который видит лирический герой стихотворения «Сосен шум» (14,73), гонит прочь одиночество и делает теплее даже самую морозную ночь.

Изображение дома помогает более точному восприятию чувств лирического героя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад моу «Средняя общеобразовательная школа №13»

    Доклад
    Данный открытый информационный доклад направлен на информирование о результатах деятельности школы за 2010-2011 учебный год, реализации Программы развития, проблемах и достижениях с целью получения общественной поддержки в решении
  2. Боу спо во великоустюгский медицинский техникум имени Н. П

    Доклад
    Полное наименование бюджетного учреждения – бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Великоустюгский медицинский техникум имени Н.
  3. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.
  4. Информационно-аналитический отчет за 2011 год г. Череповец

    Публичный отчет
    Освоение учащимися образовательных программ в области творческого развития и гуманитарного образования, дающих возможность личности интегрироваться в систему мировых и национальных культур;
  5. Приказ 12 октября 2010 г.   N 1015 Оприсуждении в 2010 году премий для поддержки талантливой молодёжи

    Документ
    В соответствии с Правилами присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядком выплаты указанных премий, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2008 г.

Другие похожие документы..