Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Урок-лекция по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.»
Урок-лекция по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.»
Казанкова Татьяна Владиславовна, учитель математики.
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики.
Цель урока:
Дать определение квадратного уравнения и показать его общий вид: ах2 + bx + с = 0 (а ≠ 0).
Дать понятие неполного квадратного уравнения и его трёх видов: а) ах2 + с = 0, где с ≠ 0; б) ах2 + bx = 0, где b ≠ 0; в) ах2 = 0.
Рассмотреть методы решения неполных квадратных уравнений.
Дать краткую историческую справку об истории развития квадратных уравнений.
Продолжить развитие интереса к математике.
«Как солнце блеском своим затмевает звёзды, так учёный человек затмевает славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи.» (старинная индийская книга).
Ход урока.
Перед уроком на доске прикрепляется плакат, на котором записан общий вид квадратного уравнения. С другой стороны доски записано определение квадратного уравнения.
Организационный момент.
Во время организационного момента детям сообщается тема урока и цели, которые должны быть достигнуты к концу урока.
Изучение нового материала.
Определение квадратного уравнения.
Посмотрите, вот определение квадратного уравнения. Прочитайте, что здесь написано. Как вы думаете, почему уравнение такого вида называется квадратным.
Оно также называется уравнением 2-ой степени.
Числа a, b и с тоже имеют свои названия. Их называют коэффициентами квадратного уравнения.
Дети записывают в тетради: а – первый коэффициент,
b- второй коэффициент,
с – свободный член.
Примеры:
Чему равно а, b и с? 9х2 + 2х + 7 = 0,
х2 + 2х + 3 = 0,
2х2 - 7х + 2 = 0,
5х2 + х – 2 = 0,
х2 – 3х – 1 = 0,
6х – 2х2 – 5 = 0.
Задача, приводящая к квадратному уравнению.
В период военных учений в системе обороны дивизии было создано несколько командных пунктов, причём каждый из них имел линию связи с любым другим из числа оставшихся. Сколько командных пунктов организовано, если количество линий связи равно 45?
Начинаем рассуждать:
Давайте разберёмся, как вообще была построена система связи. Предположим, что командных пунктов было всего 4. Каждый из них имеет линию связи с любым другим из числа оставшихся. С какими пунктами имеет связь пункт №1, пункт №2, пункт №3, пункт №4? Значит, каждый из командных пунктов имеет по 3 линии связи, а всего пунктов 4. Сколько всего должно получиться линий связи? (3 . 4 = 12). Но связь, например, между пунктом №1 и пунктом №2 есть также связь между пунктом №2 и пунктом №1. Значит 12:2 = 6 – линий связи.
Теперь можно сделать общий вывод.
Пусть х – количество командных пунктов. Тогда линий связи у каждого из них ( х – 1). Количество линий связи будет равно х(х – 1) / 2 , что по условию задачи равно 45. Составим и решим уравнение х(х – 1)/2 = 45,
х(х – 1) = 90,
х2 – х – 90 = 0.
Мы получили пример квадратного уравнения. Решать такие уравнения мы научимся позже, а сейчас приведите сами несколько примеров квадратных уравнений.
Историческая справка.
Теперь можно немного расслабиться и послушать о том, как же появились на свет квадратные уравнения и какие учёные занимались этой проблемой.
Сообщение первого ученика: «Квадратные уравнения в Индии.»
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499г индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский учёный Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
Сообщение второго ученика: «Квадратные уравнения в древнем Вавилоне».
Необходимость решать квадратные уравнения ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения вавилоняне умели решать ещё около 2000 лет до н. э. В их клинописных текстах встречаются не только неполные, но и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в Вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила.
Сообщение третьего ученика: «Квадратные уравнения в Европе».
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г итальянским математиком Леонардо Фибеначчи. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники ХVI – XVII вв.
Но общее правило решения квадратных уравнений, при всевозможных комбинациях коэффициентов было сформулировано в Европе лишь в 1544г М. Штифелем.
Неполные квадратные уравнения.
А теперь, после небольшого отдыха, продолжим изучение новой темы.
Если в квадратном уравнении ах2 + bx + с = 0, хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.
Неполные квадратные уравнения бывают 3-х видов:
а) ах2 + с = 0, где с ≠ 0;
б) ах2 + bx = 0, где b ≠ 0;
в) ах2 = 0.
Рассмотрим примеры и решения каждого из этих трёх видов:
5х2 – 125 = 0,
4х2 + 64 = 0,
4х2 + 9х = 0,
5х2 = 0.
После того, как рассмотрены все примеры с решениями, можно задать домашнее задание.
Заключительная часть урока. Обобщение.
Детям задаются несколько вопросов:
1.С какими новыми уравнениями мы познакомились? Как они называются?
2. Какой вид имеют квадратные уравнения?
3. Какое уравнение называется неполным квадратным?
На втором уроке решается несколько примеров и записывается общий вид решений всех видов неполных квадратных уравнений.
Похожие документы:
Методические разработки по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета». Тема: «Квадратные уравнения в курсе алгебры 8 класса»
Методические разработкиПроанализировать формирование умения решать квадратные уравнения до изучения данного модуля и определить роль и место данного модуля в курсе алгебры 8 класса.Лекции по общей психологии М., 2000
ЛекцииАлексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.Лекции по общей психологии (избранное) Москва: изд-во «Смысл»
ЛекцииВсе вы хорошо представляете себе, о чем идет речь, когда мы говорим о психических явлениях и процессах. Мы называем психическими такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления,Лекции по современным проблемам психологии обучения
ЛекцииОбучить, научить, выучить, учить, научиться Наверное, ни одно слово не используется в педагогике, методиках, да и в речи учителя, так часто, как слово «учение» и его различные производные.Рекомендации по развитию познавательного интереса на уроках математики Литература
УрокВ концепции модернизации российского образования сказано, что основной задачей модернизации российского образования как универсального средства достижения качественного и доступного образования является соответствие актуальным и перспективным