Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовой проект'
3.В случае реализации функциональных подсистем и(или) разработки проекта автоматизированных рабочих мест(АРМ), дается общее описание и обязательно, л...полностью>>
'Программа'
Барто А., Михалков С., Маршак С., Берестов В. Сказки о животных Русская народная сказка Лиса и журавль Жуковский В. Как мыши кота хоронили Гаршин В....полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям...полностью>>
'Документ'
Обобщены многолетние данные радиационно-гигиенического контроля по ряду районов юга Тюменской области. Проанализировано более двух с половиной тысяч п...полностью>>

Уроках математики т. П. Калганова, учитель математики моу богандинской сош №2

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Т. П.Калганова,

учитель математики МОУ Богандинской СОШ №2

«Испытаниям знай цену… Твёрдо стой, не трепещи. Победишь – своей победы напоказ не выставляй, победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь! В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй… Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.»

Архилох.

Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 1920-е, а потом в 1950-е годы, остается актуальным по сей день.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека.

Эта идея в педагогической науке легла в основу принципиально нового подхода – компетентностного.

В то же время, несмотря на существенные отличия от массовой педагогической практики, компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода.

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход? Должны ли мы, педагоги, предлагать компетентности вместо ЗУНов? Или вместе с ЗУНами?

У каждого ребёнка интерес к миру есть от природы, но часто он проявляется в чёт-то другом, далёком от конкретного предмета. Как пробудить у детей мотивацию к обучению, не опираясь при этом на страх перед плохой оценкой, да ещё если небольшая группа детей готова сотрудничать со взрослыми?! Именно с такой ситуацией я столкнулась на уроках математики. Это обстоятельство заставило меня искать и создавать условия для развития коммуникативных умений, находясь во временных и программных рамках урока.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому я очертила основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

В своей работе я выделила основные задачи для достижения такого результата обучения, как компетентность:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же я должна руководствоваться для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые я использую, мною были разработаны правила, о которых я всегда должна помнить:

1. Главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалей ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогай ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учи иx учиться. .

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помни, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучай учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими способами, чаще практикуй творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

9. Используй схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывай индивидуальные особенности каждого ученика, объединяй в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучай и учитывай жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Будь проинформированной относительно последних научных достижений по своему предмету.

13. Поощряй исследовательскую работу учеников. Найди возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

14. Учи так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15. Объясняй ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Содержание и методика преподавания математики имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников. Возможности формирования основных групп компетентностей учеников я применяю на разных этапах уроков математики.

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

А. Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2. Математический диктант

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Б. Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Доказательство теорем, лемм и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетентности

2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

В. Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Игры-физкультминутки

Г. Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства дроби, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей

3. Решение задач, примеров с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетентности

4. Математическая эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

5. Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Д. Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетентностей

2. Заседание математического кружка

Э. Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

1. Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование социальной компетентности

2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Е. Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

Данный подход позволяет мне с успехом добиваться поставленных мною задач:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План учебно-воспитательной работы моу гимназии №88 г. Краснодара на 2010-2011 учебный год Утвержден на заседании педагогического совета гимназии

    Документ
    Завершился первый учебный год после реорганизации МОУ СОШ № 56 и МОУ гимназии № 88. Основные параметры вновь образованного коллектива гимназии приведены ниже в статистической таблице
  2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  3. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  4. Анализ состояния и эффективности методической работы в школе за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями
  5. Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2008 г.). программа

    Программа
    «Наша новая школа» - инновационные идеи, проекты, модели и программы, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ (2008 г.

Другие похожие документы..