Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВЕДУЩАЯ: Благоприятного для российской экономики придется ждать полвека. С таким неутешительным прогнозом сегодня выступил министр финансов Алексей Ку...полностью>>
'Документ'
Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,...полностью>>
'Расписание'
. 3. 4. 5. . Математика Немецкий язык Физическая культура Окружающий мир 33 Русский язык Физическая культура Литературное чтение Математика 31 Музыка...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины «Социально – психологические механизмы регуляции поведения в рекламной деятельности (дисциплина по выбору)» - освоение студентами тео...полностью>>

А. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

У Толстого мы можем найти следующее описание одного из вечеров в доме Ростовых: «Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорды... Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня раскладывала пасьянс со старушкой-дворянкой. Денисов сидел у клавикорды, брал аккорды и пел сочиненное им стихотворение».

Вечера, балы, театры, концерты, катанья – что-нибудь из этого обязательно было в ежедневном расписании дворянина. Мужчины посещали модный Английский клуб, где общались между собой, играли в карты, говорили о делах, последних новостях и сплетнях. Карты были одним из способов времяпрепровождения аристократов, благодаря им кто-то наживал себе состояние, а кто-то, наоборот, оставлял свое состояние на карточном столе.

Вечер у Анны Павловны Шерер в романе Толстого «Война и мир» является эталоном светского приема. На этот вечер явились представители всех знатных фамилий. Хозяйка встречала гостей, которые появлялись один за другим: «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили».

Практически все гости знали друг друга. А кто не был знаком, был представлен (двое незнакомых людей не могли просто заговорить, обязательно кто-то третий, знающий обоих, должен был представить их друг другу). На вечере присутствовала тетушка, к которой Анна Павловна подводила всех вновь прибывших: «Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки... Тетушка каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества... Все подходившие из приличия, не высказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки...» Гости разбились на отдельные кружки, в каждом из которых обсуждались последние новости и слухи: «Общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат, в другом, молодом, – красавица-княжна Элен, в третьем – Мартемар и Анна Павловна». Хозяйка дома все время приглядывалась и прислушивалась, «готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор».

Целым событием в жизни каждой девушки был бал. «Наташа живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга». Сначала собирались представители всех знатных семей. Когда все приглашенные были на месте, играла музыка и входил государь. За ним – хозяин и хозяйка. Мужчины подходили к дамам и строились в пары «польского», начинались танцы. Мужчины были вежливы и галантны. На балах и вечерах родители подчас устраивали «выгодные» браки для своих детей. Дама (девушка) не могла выходить одна, ее обязательно должен был кто-то сопровождать.

Дворяне ездили на охоту, в определенный сезон выезжали на воды, чтобы подлечиться, пообщаться и отдохнуть.

Между высшим классом (который был представлен дворянами) и низшим (который был представлен крестьянами и бедными рабочими, служащими) – огромная разница в образе жизни, ценностях, манере говорить, одеваться. Между этими двумя полюсами находится средний класс. Он не был многочисленным, но был разношерстным, пестрым по своему составу.

У Достоевского представительницей среднего класса является старуха-процентщица. «С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другой – на улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками, портными, слесарями, кухарками, разными немцами, мелким чиновничеством и прочее». Жильцы дома, в котором жила старуха, – в большинстве своем представители среднего класса. Квартира процентщицы была небольшой. Достоевский пишет: «В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки». Квартира состояла из темной прихожей, разгороженной перегородкой, и крошечной кухни, небольшой комнаты с «желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». В комнате не было ничего особенного: «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель». Вторую «крошечную» комнату закрывала ситцевая занавеска, там «стояли старухина постель и комод...»

Одета старуха была в какое-то «фланелевое тряпье» и меховую кацавейку. Но в укладке лежала «заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль...»

Речь старухи правильна, видно, что она получила какое-то образование. С клиентами говорит вежливо. Особенно складно говорит она о рублях и процентах, что соответствует ее образу жизни.

Главной ценностью старухи была укладка, «побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. В ней среди тряпья она хранила заложенные вещи: золотые часы, браслеты, цепочки, серьги, булавки и т.д.

Старуха жила со своей сестрой, которую, по существу, эксплуатировала. Сама же из дома никуда не выходила, занималась тем, что брала в заклад вещи под проценты, отсюда и прозвище ее. Домашними делами она не занималась, все делала сестра. Кроме своей сестры и клиентов, старуха ни с кем не общалась.

Другой представитель среднего класса в романе «Преступление и наказание» – Петр Петрович Лужин. «Все платье его было только что от портного... щегольская, новехонькая, круглая шляпа... прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских перчаток... На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками». Как видно, одет Петр Петрович был очень даже неплохо. Волосы его были завиты у парикмахера.

Петр Петрович не был обделен деньгами. Был он надворным советником, человеком занятым и деловым, дорожил каждой минутой. «Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал». Лужин хотел «открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимался хождением по разным искам и тяжбам», было у него «одно значительное дело в сенате».

Речь Лужина отличалась какой-то помпезностью, наигранностью. От нее веет показным благородством. Петр Петрович был угрюмым и высокомерным человеком. Он разделял «убеждения новейших поколений» и был врагом «всех предрассудков».

К низшему классу относили обычно крестьян. В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» ярко описан крестьянский быт. Крестьянская семья жила в избе. Маленькое оконце едва пропускало свет. «Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью, избу топили по-черному». Внутреннюю обстановку избы мы можем увидеть из следующего эпизода: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь... Вдруг все захотели пить – вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик».

Как правило, вся семья ютилась в одной комнате. В избе – красный угол с образами, каждый вошедший должен был перекреститься на него. Печь, деревянный длинный стол, деревянная же лавка – вся мебель. Вся семья садилась за стол.

Трапезу начинал самый старший – муж. Впереди него не лезь – получишь ложкой по лбу. Все ели из одного горшка, в котором и пища готовилась.

«Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка». «На бате – высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу...» Как видно, семья состоит из пяти человек. Все дети одеты плохо, видимо у них вообще нет зимней одежды. В любом случае одежду дети поднашивали друг за другом. Двор у Бровкина был все-таки зажиточный – конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили «крепкий».

А.Н. Толстой показал простонародную речь крестьян. Мать кричит на детей: «Дверь, оглашенные!» Употребляются такие слова, как «давеча», «батя», «люто», «озябли» и др. Люди были необразованные, безграмотные.

Трудна жизнь крестьянина. Весной паши, сажай, осенью – собирай урожай. Хозяин-барин требует оброк и барщину. А крестьянин и свое поле должен вспахать, и дрова на зиму заготовить, и хозяйство вести. «Ну, ладно... Того подай, этого подай...Тому заплати, этому заплати... Но, прорва, – эдакое государство! – разве ее напитаешь? От ее работы не бегаем, терпим». Крестьяне видели, как живут помещики и дворяне и, естественно были недовольны тем, что они работали, не покладая рук, и ничего не имели, а барин ничего не делал и имел все. Ивашке Бровкину даже пришлось сына своего продать в вечную кабалу.

Вечером устраивались посиделки, девушки шили себе приданое, разговаривали. Парни и девушки приглядывались друг к другу. Летом водили хороводы. Но так или иначе судьбу детей устраивали родители. Часто обращались за помощью к свахе. Родители пытались повыгоднее выдать дочерей замуж и женить сына на трудолюбивой, послушной, красивой девушке.

В городе мы видим следующую картину. Ее нам показал Достоевский в романе «Преступление и наказание».

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». Комната была проходной. Так жила семья Мармеладова. У него было пятеро детей. «Старшая девочка... водной... разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике...» Мармеладов потерял свое место. Сам он был человеком образованным, как и его жена. Но после потери работы жизнь его круто изменилась. Как говорит сам Мармеладов: «Проживаем же теперь в угле... а чем живем и чем платим, не ведаю». Спасает его от бед и несчастий только бутылка. Дочка же его Сонечка с детских лет вынуждена торговать собой. Описание Сони таково: «...наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью». В семье происходят постоянные ссоры, ругань.

Итак, мы видим, что между высшим классом и нижним – огромная пропасть, как в поведении, образе жизни, так и в обычаях, нравах, речи. Средний же класс объединил в себе, с одной стороны, бедных чиновников, рабочих, а с другой стороны, богатых, преуспевающих людей, таких как Лужин. Он по капиталу вполне мог бы принадлежать к высшему обществу, но у него не было самого главного для этого – знатной фамилии, дворянства. И у низшего, и у высшего класса своя специфическая субкультура, средний же класс содержит в себе признаки и того, и другого.

 

Вариант 3

Анализ сказки Дж. Родари «Чиполлино»

Сказка во все времена и у всех народов выражала мечту о торжестве справедливости и надежду на лучшее будущее всех людей на земле. Итальянский писатель Джанни Родари сочинил историю про мальчика-луковку Чиполлино. В этой сказке хорошо показана стратификация общества, где есть дворцы и лачуги, богачи и бедняки, угнетатели и угнетенные.

Писатель очень точно определил место своих героев в том обществе, которое описывает (рис. 7.9). В сказочной фруктово-ягодно-овощной стране все то, что растет прямо на земле – это народ. Например, Чиполлино, а также лук Порей, Тыква, Земляничка, Черника. А вот кавалер Помидор уже поднялся над землей и народом и угнетает его. Адвокат Горошек, который цепляется за все своими усиками, лишь бы только забраться повыше, оказывается не только крючкотвором, но и предателем. Графини Вишни, барон Апельсин, герцог Мандарин – все эти плоды растут на деревьях, они вознеслись высоко, совсем оторвались от родной почвы, какое им дело до бед и страданий тех, кто живет внизу, на земле. Народу жилось в этой стране несладко, ведь правителем там был принц Лимон. А разве может быть сладко с Лимоном?

Я считаю, что теоретически существуют более благородные и менее благородные сорта и виды флоры. Для разных людей они могут являться или не являться таковыми. Неблагородные виды – это те, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, а благородными являются те, которые нам в диковинку, или которые не произрастают в наших широтах. Например, для жителей центральных районов неблагородными видами считаются такие фрукты, овощи, ягоды, которые растут на дачах, в лесу: малина, огурцы, капуста, смородина и т.п. А благородные виды поставляются нам из тропических широт. Это всевозможные фрукты, такие, как авокадо, маракуйя, ананасы, киви и т.п. Но для жителей тех мест они уже не считаются благородными.

Комментарий. Задания этого завершающего Практикума, нацелены на то, чтобы раскрыть весь творческий потенциал студентов и закрепить их знания по курсу «Социология. Общий курс» на примере самой сложной социологической проблематики – социальной стратификации.

Все работы, которые здесь опубликованы, выполнены на «отлично» и свидетельствуют, во-первых, о том, что к выполнению одного и того же задания можно подходить по-разному и эта неодинаковость положительно скажется на оценке. Во-вторых, социологический анализ, проведенный творчески на конкретных жизненных примерах или конкретных произведениях художественной литературы ценится преподавателем выше, нежели общие абстрактные рассуждения, списанные или позаимствованные из учебников.

  Итак, завершен курс «Социология. Общий курс». Рассмотрено большинство базовых категорий этой науки, включая и методы эмпирического исследования. Приведенные образцы студенческих работ, выполненных при решении конкретных задач, могут служить прекрасным подспорьем теоретических знаний, а также подскажут, как следует подходить к самостоятельной работе над полученным заданием.

Рекомендуемая литература

Словари и справочники

  1. Аберкромби Н., Хилл С., С. Тернер С. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.

  2. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник / Ставроп. гос. пед. ун-т. Ставрополь, 1994.

  3. Большой толковый социологический словарь ( Collins ). Т. 1–2 / Пер. с англ. М.: Вече, ACT , 1999.

  4. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.: Моск. лицей, 1996.

  5. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991.

  6. О положении семей в Российской Федерации. М.: НИИ семьи, 1998.

  7. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов и др. М.: Республика, 1999.

  8. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред Г. В. Осипова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998.

  9. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник/ Госкомстат России. М., 1999.

  10. Словарь по социологии / Сост. Е. Б. Мельникова, М. Макбрайд. Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1995.

  11. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  12. Современная западная историческая социология. М., 1989.

  13. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1990.

  14. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1999.

  15. Социология: Хрестоматия/Сост. А. А. Горелов. М.: Хронограф, 1998.

  16. Социология на пороге XXI века: основные направления исследований / Ред.-сост. С. И. Григорьев (Россия), Ж. Коэнен-Хуттер

  17. (Швейцария). 3-е изд., доп., перераб. М.: РУСАКИ, 1999. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. Учебный социологический словарь/ Общ. ред. С. А. Кравченко. 3-е изд., доп., перераб. М.: Экзамен, 1999.

  18. Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. Яценко Н . Е . Толковый словарь обществоведческих терминов . СПб .: Лань , 1999. A handbook of qualitative methodologies for mass communication research / Ed. by Jensen К . В ., Jankowslo N. W. – L.; N. Y: Routledge 1999.

  19. Companion encyclopedia of anthropology: humanity, culture and social life / Ed. by T. Ingold. London : Routledge, 1994.

  20. Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by G. Marshall. Oxf о rd: Oxford University Press, 1994.

  21. Jary D. Collins dictionary of sociology / D. Jary & J. Jary; associate editors, P. Nicholls and A. Sillitoe. 2nd ed. Glasgow : Harper Collins, 1995.

  22. Johnson A. G. The Blackwell dictionary of sociology: A user's guide to sociological language. – Maiden ( Mass. ); Oxford : Blackwell, 1997.

  23. International Enciclopedia of Social Sciences. London–New-York. 1968. Penguin Dictionary of Sociology. 3-d ed. / Ed. by N. Abercrombie. London : Penquin, 1994.

  24. Social science encyclopedia / Ed. by A. Kuper and J. Kuper. 2 Rev. ed. London : Routledge, 1996.

  25. Vogt W. P. Dictionary of statistics & methodology: A non-technical guide for the social sciences. Newbury Park , CA : Sage , 1993.

Учебники, учебные пособия и монографии

  1. Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фин. СПб.: Алетейн, 1998.

  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1998.

  3. Белик А. А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 1999.

  4. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.

  5. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. М., 1987.

  6. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1999.

  7. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы / Под ред. К. Н. Хабибудина. СПб.: Петрополис, 1999.

  8. Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. Киев-Харьков, 1898.

  9. Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челябинск, 1995.

  10. Голубева Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учеб. пособие. М.: Собрание, 1999.

  11. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. 3-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2000.

  12. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 1999.

  13. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.

  14. Комозин А.Н., Кравченко А. И. Популярная социология. М.: Проф-издат, 1991.

  15. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  16. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебн. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 1997.

  17. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 1997.

  18. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

  19. Кузнецова Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. М.: Моск. обществ, науч. фонд. Изд. центр науч. и учеб, программ, 1999.

  20. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

  21. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С. 1999.

  22. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1998.

  23. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социол. и антропол. Анализ / Под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999.

  24. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию: Пер. со швед. М.: Весь мир, 1994.

  25. Морфология культуры. Структура и динамика / Г. А. Аванесова, В. Г. Бабакова, Э. В. Быкова и др. Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1994.

  26. Общая социология: Системах Курс: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Дыльнова. 2-е изд., перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999.

  27. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999.

  28. Основы социологии: Учеб. пособие. Ч. 1 / Под ред. А. А. Удоденко. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1996.

  29. Основы социологического знания. Учеб. пособие. Ч. I – III / Госкомвуз РФ. Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 1995.

  30. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

  31. Попова И. М. Социология. Введение в специальность. Учеб. для студентов высш. учеб, заведений. Киев: Тандем, 1997.

  32. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе: Сб. науч. тр. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

  33. Российская ментальность: методы и проблемы изучения / Отв. ред. А. А. Горский, Е. Ю. Зубкова. М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999.

  34. Россия на рубеже веков: Избранные лекции университета. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.

  35. Русская интеллигенция: История и судьба / Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1999.

  36. Синкевич 3.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

  37. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.; Науч. ред. В.А. Ядов. М.: Феникс, 1998.

  38. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  39. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  40. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Аспект-Пресс, 1998.

  41. Социология. Учебник для вузов /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. М.: Наука, 1995.

  42. Социология современности. (Курсы лекций по социологии для высших учеб, завед. РФ) / Под ред К.О. Магомедова. М., 1996.

  43. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. доп. М.: Знание, 1999.

  44. Терин В.П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада / Моск. Гос. Ин-т (Университет) Междунар. отношений МИД РФ. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999.

  45. Средний класс в современном российском обществе / Под общ. ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко. М.: РНИ-СиНП, РОССПЭН, 1999.

  46. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

  47. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов. 2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998. Харчева В. Основы социологии: Для сред. спец. учеб, заведений. М.: Логос, Высш. шк., 1999.

  48. Шевкуленко Д.А. Межнациональные отношения в России: Вторая пол. XVIII –нач. XX в. Самара: Самар. ун-т 1999.

  49. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. / Под ред. Р . В . Рыбкиной . М .: Прогресс , 1969.

  50. Abrahamson M. Sociology. An introduction to concepts, methods, and data. N. Y, 1969.

  51. Albrow M. Sociology: The basics. – L.; N. Y.: Routledge 1999.

  52. Bassis M. Sociology: An Introduction; 5-th rev. ed. London : McGraw,1994.

  53. Bryjak G. Sociology: Cultural Diversity in a Changing \\brld. 2-nd rev. ed. London : Allyn & B, 1994.

  54. Calhoun C. Sociology. 6-threv. ed. London : McGraw,1994.

  55. Chinoy T. Socity. An introduction to Sociology. N. Y, 1967.

  56. Cooper P. Sociology. An introduction course. L., 1988.

  57. Doob C. B. Sociology: an introduction. 4th ed. London : Harcourt Press, 1994.

  58. Geertz C. The interpretation of culture. N. Y: Basic Books, 1973.

  59. Giddens A. Sociology. – 3rd ed. – Cambridge : Polity press, 1998. Green Arnold W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N. Y: McGraw-Hill Book Co., 1968.

  60. Henslin J. Sociology: A Down-to-Earth Approach. 2-nd rev. ed. London : Allyn & B, 1995.

  61. Hess В ., Markson E., Stein P. Sociology. 4 th edition. N. Y: Macmillan Publishing Co., 1991.

  62. Howe R. Student guide to research in social science. Cambridge , 1993.

  63. Kottak C. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N. Y:

  64. McGraw-Hill, Inc. 1994.

  65. Lowry R. P., Rankin R. P. Sociology. Social Science and Social Concern. N. Y, 1972.

  66. Lundberg G., Schrag C., Largen O. Sociology. N. Y, 1968

  67. Moore S. Sociology alive! 2 Rev. ed. London : Stanley Thornes, 1996. Newman D. Sociology: Exploring the Architecture of Everyday Life. New York : Pine Forge Press, 1995.

  68. O'Donnell G. Mastering Sociology. 3-d rev. ed. London : Macmillan, 1994.

  69. O'Donnell G. Sociology today. Cambridge . 1993.

  70. Ritzer G. Sociological Beginnings for Beginners: On the Origins of Key Ideas in Sociology. London : McGrow, 1994.

  71. Schaefer R. T. Sociology: 5 Rev. ed. London : McGraw-Hill, 1995.

  72. Thompson W., Hickey J. Society in focus: an introduction to sociology. N . Y , 1993.

Классики социологии

  1. Белл Д. Мятеж против современности//Социол. исслед., 1989. №5. С. 107-114.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia , 1999.

  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич – М.: Медиум, 1995.

  4. Бердяев Н. Судьба России: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998.

  5. Бердяев Н. Духовные основы русской революции: Опыты 1917–1918 гг. СПб.: Изд-во Христиан, гуманитар. ин-та, 1999.

  6. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Моск. психолого-социал. ин-т, Флинта, 1999.

  7. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: в 2 т. / Изд. подгот. В. В. Сапов. М.: Наука, МАЙК «Наука», 1999. Т. 1. От марксизма к идеализму. Т. 2. Статьи и работы разных лет. 1902–1942.

  8. Бурдье П. Начала. Choses dites : Пер. с фр. / Пер. Шматко Н . А . М .: Socio-Logos, 1994.

  9. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1993. №№ 1-2. С. 49-62.

  10. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии, 1992. Т. 1. № 1. С. 17–36.

  11. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS : Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т. I . Вып. 2. С. 137–150.

  12. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

  13. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

  14. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. СПб.: Университ. Кн., 1999.

  15. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

  16. Вебер М. Основные понятия стратификации //Социол. исслед., 1994. № 5. С. 147-156.

  17. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984

  18. Вормс Р. Общественный организм. СПб., 1897.

  19. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. // THESIS : Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т. I . Вып. 1. С. 57–82.

  20. Гидденс Э. Введение в социологию // Современная зарубежная социология (70–80-е годы). М., 1993. 3–20.

  21. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социол. ис-след. 1992. № 7.

  22. Гидденс Э. Социология//Социол. исслед., 1994. № 2. С. 129–138.

  23. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социол. исслед. 1992. №9-10.

  24. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995. С. 40–80.

  25. Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

  26. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.

  27. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составл. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

  28. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социол. исслед., 1991. №2. С. 106-114.

  29. Зиммель Г. Избранное: Т. 1–2. / Пер. М.: Юрист, 1996. Т. 1. Философия культуры. Т 2. Созерцание жизни.

  30. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество // Вопросы социологии. М., 1993. № 3. С. 16–26.

  31. Зиммель Г. Человек как враг // Социол. журнал., 1994. № 2. С. 114– 119.

  32. Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. Спб., 1912.

  33. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1-2. М., 1903-1905.

  34. Кареев Н. И. Основы русской социологии / Подгот. текста И.А. Голосенко. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.

  35. Кетле А. Социальная физика. Т. I , II . Киев: Киевский коммерческий институт, 1911–1913.

  36. Кистяковский Б. А. Общество и индивид // Социол. исслед., 1996. №2. С. 103-115.

  37. Ковалевский М. М. Социология. Т. 1–2. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. Т. 1-2.

  38. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. – М.: Наука, 1991.

  39. Конт О. Вступительные лекции//Социология Конта. СПб., 1889.

  40. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

  41. Конт О. Курс позитивной философии // Серия: родоначальники позитивизма. СПб., 1913. Вып. 2, 4 и 5.

  42. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

  43. Луман Н. Изменение парадигмы в системной теории // Современная зарубежная социология (70–80-е годы). М., 1993. С. 196–210.

  44. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 25–32.

  45. Луман Н. Почему необходима «системная» теория? // Проблемы теоретической социологии. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 43-54.

  46. Луман Н. Социологические размышления (интервью) // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 234–248.

  47. Луман Н. Что такое коммуникация; Глоссарий // Социол. журн., 1995. №3. С. 114-127.

  48. Мертон Р. К . Социальная теория и социальная структура // Социол. исслед. 1992. № 2. С. 118-124.

  49. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992. № 3. С. 104-114; № 4. С. 91-96.

  50. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социол. мысль. Тексты. М., 1994. С. 379–447.

  51. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

  52. Миллс Р. Интеллектуальное мастерство // Социол. исслед. 1994. № 1. С. 107-113.

  53. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. М.: Изд. Дом «Стратегия«, 1998.

  54. Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избр. тр. по социологии. В 2-х т. /Отв. ред. В. В. Козловский. СПб.: Алетейя, 1998. Т. 1–2.

  55. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. – М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1996.

  56. Огюст Конт. К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О. Бороноева и И.А. Голосенко. СПб.: ТОО ТК «Петрополис, 1998.

  57. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 25–67.

  58. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 360–378.

  59. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // THESIS : Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. Т. I . Вып. 2. С. 94–122.

  60. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социол. мысль. Тексты. – М., 1994. С. 448–463.

  61. Парсонс Т. Функциональная теория изменения//Американская социол. мысль. Тексты. М., 1994. С. 464–480.

  62. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспкт Пресс, 1997.

  63. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология: Толкот Парсонс. М., 1994. С. 15–52.

  64. Платон. Государство. Законы. Политик/ Пер.; Предисл. Е. И. Тем-нова. М.: Мысль, 1998.

  65. Поппер К. Логика социальных наук// Вопросы философии. 1992. № 10. С. 65-75.

  66. Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс»– VIA , 1993.

  67. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I : Чары Платона., Пер. с англ.; под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Межд. фонд «Культурная инициатива», 1992.

  68. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ.; под ред. В. Н. Садовского. – М.: Феникс, Межд. фонд «Культурная инициатива», 1992. –528 с.

  69. Современная теоретическая социология: Энтони Гидценс: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Лаб. социол. М.: ИНИОН, 1995.

  70. Сорокин П.А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911. № 9.

  71. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., сост., предисл. Т. С. Васильевой. М.: Наука, 1997.

  72. Сорокин П.А. Голод как фактор. Пг. 1922.

  73. Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография. М., 1992.

  74. Сорокин П.А. К вопросу об эволюции и прогрессе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Кн. 3.

  75. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.

  76. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. с. 463–489.

  77. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Изд. подгот. В. В. Сапов. СПб: Изд-во РХГИ, 1999.

  78. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. Т. I . Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. – М.: Наука, 1993.

  79. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. Т. I . Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. – М.: Наука, 1993.

  80. Сорокин П. Состояние русской социологии за 1918–1922 гг. // Новая русская книга. 1922. № 10.

  81. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

  82. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия. // Вопросы социологии. 1993 №3, с. 56–59.

  83. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.

  84. Сорокин П. Этнографические этюды: Сборник этнографических статей П. А. Сорокина / Предисл., коммент. д. А. Несанелиса, В. А. Семенова. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во, 1999.

  85. Спенсер Г. Личность и государство. СПБ., 1908.

  86. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1898. Т. 1–2.

  87. Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества. СПб., 1906.

  88. Спенсер Г. Сочинения в семи томах. СПБ., 1898–1900.

  89. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ./Сост. Огурцов А П. М.: Прогресс, 1991.

  90. Тоффлер А. Футурошок / Пер. СПб.: Лань, 1997.

  91. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998.

  92. Франк С. Л. О задачах обобщающей социальной науки // Социол. исслед., 1990. № 9. С. 30–48.

  93. Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 88–106.

  94. Франк С. Сущность социологии // Русская мысль. 1908. № 2.

  95. Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры//Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 122– 160.

  96. Шмоллер Г. Борьба классов и классовое господство. М., 1906.

  97. Шпенглер О. Закат Европы / Пер., вступ. ст., коммент. В. Г. Драча при участии Т. В. Веселой, В. Е. Котляровой. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  98. Шютц А. Структура повседневного мышления // Социол. исслед. 1988. №2. С. 129-137.

  99. Шютц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70–80-е годы). М., 1993. 84-103.

  100. Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация человеческого действия (фрагмент) // Современная зарубежная социология (70–80-е годы). М ., 1993. с . 104–123.

  101. Michels R. Political Parties. Glencoe, 1915.

  102. Mosca G. The Ruling Class // The Logic of Social Hierarchies. Chicago . 1971. P . 252.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (2)

    Книга
    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.
  2. Лупинская Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Радутная Н.В., зав. кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, заслуженный юрист РФ, профессор.
  3. С. С. Фролов социология организаций допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (1)

    Учебник
    Особое внимание уделяется наиболее важным с социологической точки зре­ния проблемам функционирования и развития власти, действию формальных и неформальных коммуникаций, социальным проблемам и др.
  4. С. С. Фролов социология организаций допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (2)

    Учебник
    Особое внимание уделяется наиболее важным с социологической точки зре­ния проблемам функционирования и развития власти, действию формальных и неформальных коммуникаций, социальным проблемам и др.
  5. А. Н. Марковой Рекомендовано Министерством образования

    Документ
    История мировой экономики — это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных

Другие похожие документы..