Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
Лабораторная работа № 1 1. Теоретическая часть: Состав вычислительной системы 1.1. Аппаратное обеспечение Состав вычислительной системы называется ко...полностью>>
'Документ'
Пакет контрольно-измерительных и учебно-методических материалов, включающий образцы проверочных заданий и работ для проведения стартовой диагностики,...полностью>>
'Публичный отчет'
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2011 году вырос на 7,2% по сравнению с 2010 годом – до 19,075 трлн рублей. В 2011 году оборо...полностью>>
'Документ'
Скалолазание стало в настоящее время не только спортом, но и профессией, необходимой в народном хозяйства. О скалолазах-гидростроителях Нурека, Токтог...полностью>>

Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖДУ НАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебник

Моска

1997

МЕЖДУ НАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебник

Под общей редакцией профессора В.Е.Рыбалкина

Одобрено УМО по мировой экономике.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

МОСКВА

1997

ББК 65.01

Р93

Одобрено УМО по мировой экономике Мин-ва образования.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального об­разования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".

Р93 Международные экономические отношения.: Учеб­ник/ ПОД ОБЩ. РЕД. В.Е.РЫВАЛКИНА. - М.: журнал "Внешнеэкономический бюллетень", дипломатическая академия при МИД РФ, 1997. - 384 стр.

Учебник содержит полный курс дисциплины "Международные экономические отношения" в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности "Мировая экономика и международные экономические отношения".

Последовательно изложены все основные вопросы МЭО, принципы и механизм их функционирования в условиях рынка. Наряду с рассмотрением теоретических и методологических проблем, раскрываются практические аспекты МЭО и внешнеэко­номической деятельности, в том числе в России.

По каждой главе дается краткое резюме, словарь основных понятий и указатель литературных источников. В приложении приводятся схемы и документы. Учебник рассчитан на студентов, преподавателей вузов, слушателей системы дополнитель­ного профессионального образования, а также на самостоятельно изучающих меж­дународные экономические отношения и всех, интересующихся этими проблемами.

Официальные рецензенты:

- Кафедра международных экономических отношений Государственной Акаде­мии Управления им. С.Орджоникидзв (зав. каф. д.э.н., проф. Поляков В.В.);

-Доктор экономических наук, профессор Ильин М.С.

Набор: Касаткина Т.Н. Корректура: Петрова М.В. Верстка: Петрицкая Т.Н.

Оптовая торговля. Тел. 129-9261; 129-9229 Розничная торговля. Адрес: г.Москва, просп. Мира, 18 5000 экз.

Тираж

ISBN 5-7849-0030-7

© Журнал "Внешнеэкономический бюллетень"

© Рыбалкин В.Е., Щербинин Ю.А., Балдин Л.В., Богданов О.С., Буглай В.Б., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Дякин Б.Г., Кулаков В.В., Кутовой В.М., Ливенцев Н.Н., Поспелов В.К., Стерликов Ф.Ф., Щетинин В.Д.

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

учебник

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Коллектив авторов из Дипломатической Академии и МГИМО МИД России, Государственной Финансовой Академии при Правительстве РФ и Российского Государственного Гуманитарного Университета под руководством В.Рыбалкина

Это последовательный, полный и компактный учебник, излагающий все основные вопросы курса Международных экономических отношений (МЭО), изучаемого в вузах России в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Издание ориентировано на изучение теории мирохозяйственных связей, освоение направлений и форм, механизма и инструментов современных МЭО, практических вопросов внешнеэкономической деятельности. Особо выделены место, роль и особенности участия России в МЭО. Принятая форма изложения и подачи материалов опирается на солидный преподавательский опыт авторов по этой проблематике в ведущих учебных заведениях страны.

Учебник выполнен в духе времени: компактные (не более 25 стр.) главы с предварительным перечнем основных вопросов, кратким резюме и глоссарием ключевых понятий, указателем литературных источников. Деловые предложения.

Настоящий учебник выгодно отличается от других доходчивостью, четкостью и доступным изложением сложных вопросов.

Книга получила положительную оценку экспертов Представительства Европейской комиссии в Москве.

Учебник поможет преподавателям и будет хорошей гарантией для изучения предмета студентами, слушателями, всеми интересующимися,

Приобретайте эту очень нужную сегодня книгу и присылайте нам свои замечания и предложения, чтобы сделать учебник еще лучшим.

ВВЕДЕНИЕ

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ !

Авторский коллектив этого учебника, представленный ведущими профессорами и преподавателями Дипломатичес­кой Академии и МГИМО - Университета МИД России, Госу­дарственной Финансовой Академии при Правительстве РФ и Росссийского Государственного Гуманитарного Универси­тета предлагает Вашему вниманию последовательное целе­вое изложение основных вопросов международных экономических отношений в соответствии с Государствен­ным образовательным стандартом по специальности "Миро­вая экономика". Учебный курс "Международные экономические отношения" входит в цикл общепрофессио­нальных экономических дисциплин и опирается на освоен­ные студентами ранее предметы: "Основы экономической теории" и "Мировая экономика", предусмотренные учебны­ми программами экономических высших учебных заведений Российской Федерации.

Студенты, слушатели академий и университетов, все интересующиеся этими проблемами найдут в учебнике дос­таточно четкое и компактное комплексное рассмотрение всех важнейших теоретических и практических аспектов миро­хозяйственных связей, современную их интерпретацию. Ста­вится задача - обеспечить необходимую основу для дальнейшего более глубокого изучения и делового усвоения данного круга вопросов, успешного применения полученных знаний в практической деятельности.

Указанной задаче подчинена принятая структура изло­жения, методика подачи курса, приемы выделения основ­ных вопросов каждой темы, краткие итоговые резюме для лучшего запоминания и усвоения в конце отдельных глав, а также глоссарий ключевых понятий. В каждой главе приво­дится список литературы.

Изучающий международные экономические отношения, как и другие сферы практического хозяйствования, сталки­вается с многими разнообразными, разносторонними и вместе с тем взаимосвязанными и взаимозависимыми проблема­ми. Последняя особенность становится понятной к заверше­нию курса, что подчеркивает значение правильного выбора последовательности рассмотрения - здесь авторы ориентиру­ются на требования учебных программ и накопленный опыт. Серьезная трудность обучения заключается и в большой ди­намичности изучаемого предмета, что требует лучшей вос­приимчивости к новой информации о мирохозяйственных связях, привлечения дополнительной литературы, более широкого использования экономических данных, в том чис­ле с помощью компьютерной сети. Существенную помощь в этом отношении приносит систематическое знакомство с со­лидными отечественными и зарубежными изданиями, таки­ми как "Деловой мир", "Коммерсант", "Финансовые известия", "Файненшл Тайме", "Бизнес Уик", "Экономист" и т. п., разнообразной и оперативной экономической инфор­мацией, предоставляемой системой "Интернет". Не случай­но в курсе специально затрагиваются вопросы работы с экономической информацией. Наша специфически российс­кая трудность состоит в том, что мы долгое время пренебре­жительно относились к сфере международных экономических связей, предпочитая и превознося собственные силы и пра­вила. В условиях широкого делового рыночного общения, особенно международного, требуются твердые знания и не­малое своеобразное умение в налаживании и поддержании взаимовыгодных устойчивых цивилизованных партнерских контактов. Известная и весьма важная предпосылка этого для современного серьезного менеджера - усвоение и приме­нение на практике положений и ситуаций, рассматриваых в рамках настоящего курса. Тем более, что на сегодня всякая хозяйственная, предпринимательская деятельность не мыс­лится без внешне экономической, мирохозяйственной сфе­ры.

Авторы учебника "Международные экономические от­ношения" убеждены, что он может способствовать решению этой задачи. Но пусть это оценят прежде всего те, кто будет им пользоваться.

Этот учебник - первая попытка создать полноценное ба­зовое пособие по курсу международных экономических от­ношений для студентов и слушателей вузов России в условиях становления рыночных отношений в нашей стране, резкого расширения и изменения качества ее мирохозяйственных связей. Естественно поэтому, он не лишен недостатков и упу­щений. Тем полезней будут замечания и предложения сту­дентов и преподавателей, всех читателей для продолжения работы в дальнейшем.

Авторы учебника:

д. э. н., проф. рыбалкин В. Е. - РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА (введение, ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ГЛ. 1, 2, 3 И 18, Заключение);

д. э. н., проф. стерликов Ф. Ф. – ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ (УЧАСТИЕ В НАПИСАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГЛАВ);

к. э. н., проф. балдин Л. В. (гл. 9);

д. э. н., проф. богданов О.С. (гл.6).

к. э. н., доц. грибанич В. М. и

к. э. н., доц. кутовой В. М. (гл. 15, 17);

к. э. н. дрыночкин А. В. (гл. 5);

к. э. н. дрыночкин А. В. и

к. э. н., доц. кулаков В.В. (гл. 20);

д. э. н., проф. Дякин Б. Г. (гл. 19);

д. э. н., проф. Ливенцев Н. Н. и

д. э. н., проф. буглай В. Б. (гл. 4, 7);

к. э. н., доц. поспелов В. К. (гл. 12, 13, 14);

к. э. н. щербанин Ю. А. - ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ (ГЛ. 10, 11,16);

д. э. н., проф. щетинин В. Д. (гл. 8);

Редакционная коллегия:

рыбалкин В. Е. (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ), Стерликов Ф. Ф., Щербанин Ю. А. (ОТВ. СЕКРЕТАРЬ).

ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ КУРСА

Предметом настоящего курса являются МЕЖДУНАРОД­НЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Под этим понима­ется система разнообразных хозяйственных (научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых и кредитно-денежных) связей нацио­нальных экономик различных стран, основанная на международном разделении труда. Данная область челове­ческой деятельности определяется общими закономерностя­ми хозяйственного развития, но имеет и ряд существенных особенностей. Прежде всего, в этом случае хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное про­странство, выходящее за рамки национальных границ. Во-вторых, они вовлекают дополнительные по набору и объему ресурсы. В-третьих, происходит перемещение ресурсов, фак­торов производства и его результатов за пределы отдельных стран в международных масштабах. В-четвертых, в указан­ной сфере действуют особые механизмы и инструменты (фи­нансовые, валютные, таможенные и т. д. ), обеспечивающие такие мирохозяйственные связи. Наконец, создаются специ­альные организационные формы и структуры, в том числе международные, с помощью и при участии которых осуще­ствляются экономические связи между странами. Междуна­родные экономические отношения или, как мы сокращенно их называем МЭО, возникают и развиваются при определен­ных условиях и под воздействием ряда факторов, они выра­жаются в разнообразных конкретных формах, значение и соотношение которых неодинаково на тех или иных этапах, для различных стран и регионов мира. Весь круг этих воп­росов и является предметом рассмотрения в курсе МЭО. МЭО формируются и действуют в определенной экономической среде, от изучения и учета основных элементов которой (ес­тественно-материальных, правовых, экологических, полити­ческих, психологических, религиозно-этнических и др.) нельзя отвлекаться при научном анализе и в практической реализации. Задача курса МЭО - помочь понять теоретичес­кие основы, принципы и особенности МЭО, усвоить их важнейшие механизмы и методы, разобраться в конкретных формах, тем самым подготовив к ведению аргументирован­ных деловых переговоров с зарубежными и отечественными партнерами по соответствующим вопросам, принятию ответ­ственных и эффективных решений. Необходимые знания в этой области - обязательное требование к компетентному спе­циалисту.

Исходя из предмета курса и сформулированных выше его задач построена структура нашего учебника. Основные темы, характеризующие МЭО, выделены в главы, которые объединены в четыре раздела:

I. "Теоретические и общеметодологические вопросы меж­дународных экономических отношений", включащий 4 гла­вы;

II. "Основные условия и факторы развития международ­ных экономических отношений. Их структура, важнейшие виды и формы" из 6 глав;

III. "Механизм, функциональные инструменты и инсти­туты международных экономических отношений" в составе 6 глав;

IV. "Практические вопросы международных экономичес­ких отношений и внешнеэкономической деятельности", 4 главы.

Завершается учебник кратким заключением. В нем ав­торы пытаются обозначить ближайшие и более отдаленные перспективы МЭО в связи с глобализацией разных сфер, видов и направлений человеческой и, в том числе, хозяйственной деятельности.

Важная часть учебника - приложения, куда вошли до­кументы и материалы по некоторым вопросам, изложенным в тексте.

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 1. Теория мирохозяйственных связей. Основные концепции международной торговли, их развитие

1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И СВОБОДА ТОРГОВЛИ. ВЗГЛЯДЫ МЕРКАНТИЛИСТОВ.

2. АБСОДЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА А. СМИТА И Д. РИКАРДО.

3. ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЗАИМО­СВЯЗИ.

4. НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОРНОГО ПОДХОДА.

5. КОНЦЕПЦИЯ "ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА".

6. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ М. ПОРТЕРА.

7. СОВРЕМЕННЫЕ НОВАЦИИ И ТРАКТОВКИ.

1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И СВОБОДА ТОРГОВЛИ.

ВЗГЛЯДЫ МЕРКАНТИЛИСТОВ

Теоретические объяснения и обоснования причин суще­ствования, развития и повышения роли торговли между стра­нами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому пред­шествовало преодоление внутренней феодальной раздроблен­ности, в частности в Европе, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами. С самого на­чала сложились два принципильных подхода к международ­ной торговле. Первый предполагает свободу торговли (free trade), осуществление её без ограничений; второй обосновывает государственное вмешательство в международный това­рооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, протекционизм. Названные два подхода при выработке и реализации внешнеторговой поли­тики сохраняются и сегодня, хотя первый из них преобладает.

Попытка определить смысл внешней торговли, сформу­лировать её цели была сделана в экономическом учении мер­кантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). Исходя из те­зиса об определяющей роли сферы обращения, лежавшего в основе их взглядов, богатство страны заключается во владе­нии ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) /1/ считали поэтому, что умножение золотых запа­сов является важнейшей задачей государства, а внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золо­та. Это достигается превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом. Тем самым пред­полагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жесткого конт­роля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары. Подобный протекционизм осложнял международную торгов­лю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. В таких условиях международная торговля разделялась на зоны доминирования метрополий. Вместе с тем создавались предпосылки устойчивого дисбаланса во внешнеторговых отношениях, невыгодность их для одной из участвующих сторон. Возникли серьёзные препятствия для развития ка­питалистических отношений, обусловливавших расширение внешнеторгового обмена, передел мирового рынка. Протек­ционизм тормозил эти процессы. Меркантилисткий подход в этой ситуации утратил свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в наше время возникают неомеркантилисткие варианты во внешне­торговой политике отдельных стран, которые, прибегая в той или иной мере к протекционизму, ориентируются на актив­ный торговый баланс, форсируя экспорт и сдерживая импорт по некоторым видам товаров и услуг, отдельным секто­рам и отраслям экономики. Актуален данный вопрос и для России.

2. АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

А.СМИТА И Д.РИКАРДО

В своих экономических взглядах классики английской политэкономии А. Смит, Д. Рикардо и Д. С. Милль исходи­ли из определяющего значения сферы производства, которое создает богатство народов, обеспечивая им приобретение до­ступных товаров и услуг /2/. В то же время они считали, что возможности производства, благоприятные условия его осуществления определяются естественными, природными факторами. Преимущества в этих факторах и обуславлива­ют ведение того или иного производства, в том числе и для вывоза товаров за границу. Подход с позиций "естественно­го разделения труда" присущ и многим современным после­дователям классиков. Принцип свободы торговли позволяет стране, по А. Смиту, сосредоточить свои усилия на произ­водстве тех продуктов, которые она может делать лучше и наиболее дешево. Складывающееся в результате разделение труда означает рост обмена, международной торговли, при­нося выгоды её участникам. При этом, согласно А. Смиту, такие преимущества определяются разницей в абсолютных затратах на производство (количество человек, требующих­ся для изготовления единицы товара) в каждой из стран. В его примере вино во Франции и Португалии дешевле, чем в Шотландии. В этих условиях было бы безумием изготов­лять вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда мно­го дешевле привезти его из Португалии или Франции. Отказ же от производства тех товаров, по которым страна не распо­лагает абсолютными преимуществами, и концентрация на продукции, обладающей такими преимуществами, приводят к росту общих объемов производства, увеличению обмена ре­зультатами труда. Положения А. Смита получают еще боль­шее развитие, если учитываются не только естественные, а и приобретенные преимущества, связанные с использовани­ем новых технологий, что относится к готовой продукции, составляющей подавляющую часть международного товаро­оборота. Известная условность подхода в "теории абсолют­ного преимущества" связана с рассмотрением пары стран, варинтом непосредственно товарного, а не денежного обме­на. Но введение этих реалий, при прочих равных условиях, не отменяет главных выводов. Д. Рикардо пошел дальше, заложив важную теоретическую базу большинства последу­ющих концепций международной торговли /З/. Считая по­ложения А. Смита верным, но частным случаем, он сформулировал идею "компаративных"(сравнительных) пре­имуществ, как и у А. Смита определяемых разницей в зат­ратах, но не абсолютной величиной, а относительными размерами. То есть каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть и выше, чем в другой стране. Используя больший разрыв в затратах, стороны могут получить необхо­димый выигрыш. В известном примере с вином и сукном в Португалии и Англии (80 и 90; 120 и 100 человек на едини­цу), каждая из стран, ориентируясь на меньшие затраты (вино в Португалии, сукно в Англии) и вывозя эти товары партне­ру, получает выигрыш от экспортно-импортной специализа­ции в результате приложения ресурсов труда в менее емком производстве. Возможности выпуска более дешевой продук­ции расширяются. И у Рикардо есть допущения (внутрен­няя мобильность труда, отвлечение от транспортных расходов при перевозках, возможности изменения издержек при вне­дрении новых технологий). Положения теории верны и для товарно-денежного обмена. Нетрудно понять, что эти подхо­ды классиков полностью вписываются в принцип свободы торговли, хотя не исключают ограниченное, временное и из­бирательное государственное вмешательство под флагом боль­шего благоприятствования этой свободе. И все же теория компаративных преимуществ - идеальная схема, особенно для "естественного разделения труда", требующая немалых поправок при учете: занятости, опасностей чрезмерной спе­циализации, многостороннего характера внешних связей, транспортных и других расходов, степени мобильности ре­сурсов. В действительности нельзя ограничиться только по­казателями экономического выигрыша, что также сужает принцип свободы торговли.

На практике определение издержек только затратами труда в рабочем времени как А. Смитом, так и Д. Рикардо недостатчно, их отдельные элементы, в том числе заработ­ная плата могут значительно колебаться, что нельзя не учи­тывать. На необходимость этого и требующиеся поправки к теориям преимуществ обратили внимание еще Н. Сениор и Д. Милль.

Отстаивая протекционизм, доводы против взглядов А. Смита и Д. Рикардо выдвигала и наука XX века в лице Ф. Листа и А. Гамильтона, которые выступали за активное государственное вмешательство во внешнюю торговлю для стимулирования перехода к более высоким стадиям разви­тия /4/. Ф. Зомбарт, в свою очередь, подбросил гипотезу об убывающем значении внешних рынков. Серьезная разработ­ка аспектов теории сравнительных преимуществ содержит­ся в трудах К. Маркса, где усилен акцент на роль приобретенных преимуществ, в качестве существенного фак­тора формирования которых рассматриваются социально-экономические (производственные) отношения общества /5/. Надо в этой связи упомянуть положения об особеннос­тях действия закона стоимости в мировой экономике и об интернациональной стоимости.

3. ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ

Основная критика теории преимуществ сторонниками других взглядов обосновывалась необходимостью приближе­ния её к действительности, прежде всего в связи с тем, что она сводила издержки к труду. В действительности, по мне­нию представителей ряда концепций, в том числе и совре­менных, следует исходить из нескольких факторов производства. Основоположник учения о факторах производ­ства Ж. Б. Сей /6/ в качестве таковых выделял труд, землю и капитал, которые своей рыночной ценой (зарплата, про­цент на капитал и земельная рента) формируют издержки производства и позволяют оценивать факторы производства. Последние же в совокупности и определяют экономическую целесообразность и результаты производства. В 30-х гг. на­шего столетия шведские ученые Э. Хекшер и Б. Один разви­ли теорию Д. Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаи­мосвязи /7/.

Согласно Э. Хекшеру и Б. Олину, сравнительная оценка факторов предопределяет три существенных обстоятельства:

• во-первых, у стран-участниц международного обме­на складывается тенденция к вывозу тех товаров и ус­луг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

• во-вторых, развитие международной торговли при­водит к выравниванию "факторных" цен, т. е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;

• в-третьих, существует возможность при достаточной междунанародной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факто­ров между странами.

Понятно, что этому должна способствовать свобода тор­говли. Эта доктрина обусловливает и некоторые особенности действия факторов производства. Прежде всего она исходит из одинаковой структуры потребления в странах-партнерах, совпадении склонностей и предпочтений их населения. Про­изводители также находятся в примерно равных условиях, имея одинаковые производственные возможности. Оговари­вается неизменность экспортно-импортных тарифов, транс­портных расходов и других издержек. Исходный тезис также - постепенное уменьшение показателей предельной полезно­сти каждого из дополнительно включаемых в производство факторов. К примеру, увеличение труда, количества заня­тых в производстве сахара на 5% приводит к меньшему уве­личению объема выпуска сахара. Наконец, провозглашается возможность страны увеличивать производство товаров, при­тягивающих больше факторов, имеющихся в избытке. По­этому в стране-экспортере такие факторы будут использоваться в возрастающих масштабах при повышеннии факторной цены из-за снижения предельной полезности каждого нового фактора. С другой стороны, у импортера фак­торные цены будут снижаться под влиянием замены потребности в факторе импортом соответствующих товаров и ус­луг. Расширение производства пшеницы в Канаде, к приме­ру, приведет к необходимости увеличения её посевов и, сответственно, увеличения площадей под ними. Это должно вызвать рост цен на земли, тогда как в странах-импортерах зерна с сокращением спроса на собственное зерно земельная рента снизится. Отмеченная мобильность факторов в между­народном плане, что особенно относится к труду и капиталу, будет означать возможность миграции последних взамен эк­спорта товаров. В целом ряде случаев предпочтительным ста­новится строительство предприятий в странах, где эти факторы дешевле, вместо ввоза туда товаров. Промышленно развитые страны, располагающие, как правило, избытком капитала и ограниченными возможностями в ресурсах рабо­чей силы, при прочих равных условиях, экономически по­ощряются во внешних инвестициях в капиталоёмкие прозводства (машины и оборудование, электронная и компь­ютерная техника, нефтепереработка и. т. п. ). В свою оче­редь, страны имеющие излишки сельскохозяйственных земель, будут сосредотачиваться на аграрном производстве и экспорте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Народная украинская академия Центр научно-гуманитарной информации Дайджест публикаций за 2006 год Харьков

    Документ
    О нас пишут: Дайджест публикаций за 2006 г. / Нар. укр. акад. Центр науч.-гуманитар. информ.; Сост. Г. Н. Лях; Отв. ред. И. В. Козицкая. – Х., 2007. –  с.
  3. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  4. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов Издание четвертое, исправленное и дополненное

    Учебник
    Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических вузов, которые со­ответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие норматив­ные акты.
  5. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

Другие похожие документы..