Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Концентрация минералов в организме неодинакова. Если количество содержания ряда химических элементов в тканях человека исчисляется граммами, то конце...полностью>>
'Документ'
КОРР.: Резервный фонд системы ОСАГО, создающийся с 2005 года, может быть национализирован. Как сообщает "Коммерсантъ", в Госдуму внесен зако...полностью>>
'Документ'
Разгрузочно-диетическая терапия (лечебное голодание) и редуцированные диеты: будущее, прошлое, настоящее (по материалам секции 9-го Международного Сла...полностью>>
'Программа'
Профессия актуария, корпоративный дух, ассоциации и общества актуариев; научные журналы; анекдоты про актуариев. Престиж профессии; ведущая роль в ст...полностью>>

Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наиболее далеко идущим в направлении развития ин­теграционного процесса внутри СНГ можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрирова­нии политически и экономически Сообщества Белоруссии и России.

3. ПОЛИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

До начала девяностых годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, систе­ма внешнеторгового регулирования носила жестко центра­лизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.

Распределение всех ресурсов определялось потребностя­ми народного хозяйства; импорт обеспечивал получение не­достающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необхо­димой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специа­лизированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были факти­чески монополизированы внешнеторговыми объединениями.

Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объеди­нений.

Возникающая как следствие такого положения оторван­ность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" уз­кие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потреби­телями - с одной стороны и зарубежными - с другой.

Ситуация стала критической в конце восьмидесятых го­дов: резко сократились темпы роста внешней торговли, умень­шилась ее роль в формировании национального дохода.

Осуществляя с начала девяностых годов общую реорга­низацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешне­торговых связей.

В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монопо­лия союзных объединений, а право выхода на рынок полу­чил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализаци­ей цен и установлением более реального курса рубля.

Последовательное проведение в жизнь важнейших ша­гов хозяйственной реформы повысило значимость традици­онных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономичес­кой политики России.

Экспортное регулирование. В связи с тем, что подав­ляющая часть экспортных поступлений приходится на ми­неральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, сис­тема административного регулирования экспорта сырья ста­ла основой внешнеторговой политики России начала девяностых годов.

По результатам специально составленного баланса моде­ли "затраты-выпуск" Министерство экономики прогнозиру­ет объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе меж государственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ осу­ществляется на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных пред­приятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономичес­ких связей через аукционы.

С целью удовлетворения нужд государства (которые оп­ределяются Министерствами финансов и экономики) выяс­няются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комисси­онные в размере 5-7% от экспортной выручки (без учета транс­портных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются пере­вести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу про­дукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются от­дельным территориально-административным образованиям (Татарстан, Башкортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

Определенная сумма квот "на удовлетворение техничес­ких потребностей предприятий" предоставляется предприя­тиям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими про­дукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара обязан вести торговлю через "специальных экспортеров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновляется Министер­ством внешних экономических связей и действителен в те­чение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.

Фактически существуют три категории "специальных экспортеров":

• внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торгов­ли. Эти организации по-прежнему работают в тесном кон­такте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру то­варов. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монополисту;

• региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в сво­ем регионе;

• совместные предприятия-производители, которые имеют право экспортировать продукцию собственного производства.

Административная система квотирования и использова­ния "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экс­портных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значитель­ными различиями в величине внутренних и мировых цен.

Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы Рос­сии товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломате­риалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. система административного регулирова­ния, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России ли­берализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удоб­рения, каменный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Стол­кнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, пра­вительство уменьшило налогообложение экспортных товаров.

Если в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными по­шлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудова­ние, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была достигнута. Практически все экспортные товары были вклю­чены в список "стратегически важных", экспорт которых мог производиться только "специальными экспортерами".

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации сис­темы "специальных экспортеров", правительство заменило их программой создания "добровольных объединений произ­водителей и экспортеров", пользующихся покровительством МВЭС. К середине 1995 г. стало возможным говорить о со­здании более двух десятков такого рода объединений, при­званных координировать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию поведения на внешних рынках.

В Совет производителей и экспортеров вошли объедине­ния практически всех отраслей, связанных с внешней тор­говлей. Был создан реестр подобных объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по фи­нансированию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета.

Основными направлениями стали гарантийные обязатель­ства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, при­влеченных Российским экспортно-импортным банком и дру­гими уполномоченными банками; резервирование 500 миллиардов рублей и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льготного кредитования (ставка 66% про­тив 100% в сфере межбанковского кредитования).

К числу других элементов программы относятся приори­тетное кредитование проектов, ориентированных на импорто-замещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.

Импортное регулирование. Система импортного регу­лирования, сформированная в начале девяностых годов в ус­ловиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

За исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая квотирование и ли­цензирование импорта, практически не применяется. Основ­ным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1 июля 1992 г.

Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режима, применяе­мого в отношении страны происхождения товара.

Базовыми являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для това­ров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран ввозятся беспошлинно; точно так же как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Россией соглашение об интеграции.

В тех случаях, когда страна не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки таможенных пошлин увели­чиваются вдвое по сравнению с базовыми.

Общий принцип установления таможенных пошлин сле­дующий: повышение ставки пошлины по мере увеличения степени обработки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую про­дукцию они равны 15%.

На первоначальном этапе введения тарифа абсолютная величина таможенных пошлин была относительно неболь­шой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денеж­ных средств, правительство пошло по пути увеличения та­моженного обложения.

Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия, медикаментов, а также некоторых других товаров, при им­порте которых осуществлялись дотационные выплаты.

В последующем, однако, в связи с необходимостью по­вышения фискальных сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после первого повышения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши, составляющие 7% объема импортных товаров, ставки были повышены до 20-30% и более.

В 1994 г. было проведено очередное повышение тамо­женных налогов. Новая шкала предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию сельс­кохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудова­ние, промышленные товары - в среднем на 10-20%.

Очередное повышение таможенных пошлин на фарма­цевтические товары и некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.

Одновременно с "легализированным", отражаемым в официальной статистике, импортом в России действуют де­сятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за границу с сугубо коммерческими целями (покупка продуктов питания, това­ров народного потребления и ряда другой продукции). Неуч­тенная торговля этих частных лиц ("челноков") достигает нескольких миллиардов долларов. К числу безусловно про­текционистских мер следует поэтому отнести принятый ле­том 1996г. закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долларов, а также дополнительное повышение величи­ны таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешне­экономических программ Российского правительства, мож­но сделать вывод о том, что девяностые годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимаю­щей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблю­даются в импорте, где преобладает усиление протекционист­ских и фискальных тенденций.

4. ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИИ

Потенциально российская экономика обладает рядом при­влекательных особенностей для иностранного инвестора, сре­ди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая сте­пень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.

На начало 1995 г. в России было зарегистрировано 13300 предприятий с иностранными инвестициями, а число рабо­тающих на них равнялось 330 тысяч человек. Для сравне­ния в Эстонии на тот же период было зарегистрировано около 14000 предприятий с иностранным капиталом.

Основная масса осуществленных инвестиций, как пока­зывает нижеприведенная таблица, приходится на предприя­тия топливной промышленности (прежде всего нефтяной и нефтеперерабатывающей, которые являются наиболее при­влекательными в силу быстрой окупаемости вложенного ка­питала.

Что касается других отраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов пользуются торговля, строительство, деревообработка. На долю всех ос­тальных приходится около 30% всех инвестиций.

Таблица 4

Отраслевая структура иностранных инвестиций в 1995 г.

Топливно-энергетический комплекс 49,5%

Торговля и общественное питание 9,8%

Строительство 5,6%

Деревообрабатывающая промышленность 4,7%

Машиностроение 4,1%

Прочие отрасли 26,8%

Источник: Данные Госкомстата, 1996 г.

Следует, однако, заметить, что существующая отчетность дает недостаточно точную картину, отражающую реальное положение дел. Причина заключается в том, что большин­ство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр деятельности, стремясь ди­версифицировать ее и минимизировать риск в связи с ухуд­шением инвестиционного климата.

Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создавае­мых компаний. В топливно-энергетическом комплексе фак­тически действует несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии. В подавляющем большинстве других отраслей функциони­руют мелкие компании с величиной уставного фонда, не пре­вышающего нескольких десятков тысяч долларов. При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и ста­бильный средний слой бизнесменов и предпринимателей, яв­ляющийся основой рыночной экономики любого государства.

Неравномерным является распределение инвестиций по регионам. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее раз­витых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицирован­ными кадрами в Москве, Петербурге, Красноярске; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе.

Существующий объем иностранных инвестиций в Рос­сии оценивается большинством экспортеров как явно неудов­летворительный .

По экспертным оценкам, реальных потребностей и воз­можностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд.дол. в год; идеальный вариант допускает даже 40-50 млрд.дол.;

Фактически же к концу 1995 г. объем вложенных инос­транцами средств оценивался в 6,0 млрд.дол. (для примера: в Китае около 100 млрд.дол. накопленных инвестиций). При­ток иностранных инвестиций в Россию составил в 1992 г. -1,5 млрд., в 1993 г. - 1,3 млрд., в 1994 г. - 1 млрд. и, нако­нец, в 1995 г. - около 2 млрд.дол.

Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его нео­граниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом "Экономист" рейтинг оценивает политическо-экономический риск в Рос­сии в 90% по сравнению с 30-40% для большинства евро­пейских стран. В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимуще­ственно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и та­рифов, фискально ориентированная, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.

Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления.

Исторически нормативно-правовое регулирование в це­лях привлечения иностранных инвестиций в Россию про­шло несколько этапов.

Первоначально (1987-1991 годы) нормативными докумен­тами, принятыми еще в период существования СССР, было разрешено осуществление иностранных инвестиций на тер­ритории СССР путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49%. в ус­тавном капитале. Совместные предприятия признавались юридическими лицами советского права и на них распрост­ранялся национальный режим в сочетании с определенны­ми льготами - таможенными, налоговыми и валютными.

Последовавший затем распад Советского Союза поста­вил на повестку дня вопрос о разработке национального рос­сийского законодательства. Основу действующего положения об иностранных инвесторах в РФ составляет "Закон об инос­транных инвестициях в РСФСР", который закрепляет для иностранных инвесторов национальный режим.

Важное место занимают различного рода гарантии, ко­торые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.

Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального про­изводства. Предусматриваются дополнительные льготы, ко­торые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ).

Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. К 1990 г. 11 регионов России были объявлены свободными экономи­ческими зонами. Практически по всем из них соответствую­щими постановлениями правительства были утверждены организационные положения, касающиеся разработки кон­кретных вопросов финансирования и налогообложения; ре­ально ни одна из объявленных зон работать не начала.

Впоследствии, однако, проводя политику создания еди­ных условий для всех предпринимателей, как российских, так и иностранных, российское правительство отменило льгот­ный режим иностранных капиталовложений.

Стремясь изменить складывающуюся ситуацию, в сере­дине девяностых годов в России было принято несколько постановлений, касающихся улучшения инвестиционного климата для крупных компаний, действующих в сфере неф­тедобычи (Закон о разделе продукции и т.д.), однако серьез­ных изменений в притоке иностранного капитала это не произвело.

В последний период, однако, наблюдается медленная, хотя и противоречивая тенденция некоторого улучшения и стабилизации. В июне 1994 г. заключено крупномасштабное соглашение с Европейским Союзом о партнерстве и сотруд­ничестве, открывающее новый этап во взаимодействии Рос­сии с этим ведущим центром экономического развития не только в Европе, но и во всем мире.

Получены новые кредиты от МБРР и МВФ. В 1994 г. в соответствии с обязательствами, взятыми на встрече "боль­шой семерки", США учредили специальный Фонд поддерж­ки мелких и средних предприятий в России (хотя и более скромный, чем предполагалось). Намерены расширить свои операции в России некоторые американские инвестицион­ные фонды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Народная украинская академия Центр научно-гуманитарной информации Дайджест публикаций за 2006 год Харьков

    Документ
    О нас пишут: Дайджест публикаций за 2006 г. / Нар. укр. акад. Центр науч.-гуманитар. информ.; Сост. Г. Н. Лях; Отв. ред. И. В. Козицкая. – Х., 2007. –  с.
  3. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  4. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов Издание четвертое, исправленное и дополненное

    Учебник
    Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических вузов, которые со­ответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие норматив­ные акты.
  5. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

Другие похожие документы..