Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
В январе 2004 года в Петербурге у собственной квартиры выстрелом в затылок был убит 44-летний доктор педагогических наук профессор Игорь Скопылатов. ...полностью>>
'Конкурс'
23 - 26 июня 2011 года на Алтае пройдет VI Международный форум по связям с общественностью и рекламе «PR-Охота! 2011», который организует отделение с...полностью>>
'Документ'
И. П. Володина. Итальянская традиция сквозь века. Из истории итальянской литературы XVI-XIX веков : Сб. статей. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004...полностью>>
'Закон'
Характеристика чинного податкового законодавства в Україні: надмірне навантаження на суб’єктів господарської діяльності, заплутаність, відсутність пр...полностью>>

Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (2)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 4. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

2. ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ.

3. ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

4. ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ.

5. РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Данные внешней торговли, показывающие участие Рос­сии в системе международного разделения труда, свидетель­ствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1995 г. поставку на мировой рынок това­ров в объеме, равном 77,8 миллиарда долларов, Россия обла­дала менее, чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Швейцария или Нидерланды, Россия же довольствовалась лишь 17 местом. Такое положе­ние отражает довольно ограниченный уровень вовлеченнос­ти страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы сви­детельствует о наличии двух фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хо­зяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюда­ется рост товарооборота, который уже к 1995 г. увеличился на 40% (табл. 1).

Другим отличительным моментом является наличие ста­бильного положительного торгового сальдо, начиная с 1991г. В 1995 г. оно достигло почти 20 миллиардов долларов.

Таблица 1

Объем внешней торговли России, (млрд.дол. в текущих ценах)

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Оборот

183,3

121,0

97,2

101,4

116.7

135,7

Экспорт

88,5

66,8

54,2

59,2

66,2

77,8

Импорт

94,8

54,2

43,0

42,2

50,5

57,9

Источник: Данные Госкомстата РФ и ГТК РФ.

Это результат либерализации внешнеэкономических свя­зей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улуч­шения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Важной предпосылкой стали мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990-1993гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традицион­ных сырьевых товаров российского экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказа­лись также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. На­личие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов Рос­сии.

Географическое распределение внешней торговли свиде­тельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоян­но растет (табл. 2).

Таблица 2

Географическая структура экспорта России (% к итогу)

Страны

1992 г.

1994 г.

1995 г.

I. Дальнее зарубежье

78,2

78,5

83,2

в том числе:

1) Европа

58,2

53,5

56,0

в т.ч. Зап. Европа

44,0

44,4

46,0

Бывшие страны СЭВ

14,2

9,1

10,0

2) Азия

16,2

16,6

17,2

в т.ч. Япония

3,1

4,2

4,5

Китай

5,3

4,4

4,0

НИС и АСЕАН

2,0

3,1

3) Америка

2,7

7,1

9,1

в т.ч. США

1,4

5,1

5,7

4) Африка

1,1

0,9

0,9

II. Ближнее зарубежье 21,8 21,5 16,8

(страны СНГ)


Итого: 100 100 100

Источник: Данные Госкомстата РФ и ГТК РФ.

Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, тер­риториальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое поло­жение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япо­ния, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавши­еся в начале девяностых годов переориентировать свои свя­зи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв "западные иллюзии", эти страны начали шире ис­пользовать свои традиционные технологические и производ­ственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в после­дние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехи­ей и Словакией.

Структура внешней торговли с этими странами дает воз­можность прогнозировать стабильное поддержание объема товарооборота.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение това­рооборота, связанное прежде всего с нестабильностью эконо­мической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контра­гентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основ­ные объемы поступающей валюты, включает не более деся­ти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

При этом в среднем на долю топливно-энергетических ресурсов приходится около 50%, на черные и цветные ме­таллы и изделия из этих металлов - 20-25% валютных по­ступлений. Что касается поставок машин и оборудования, то их величина колеблется в пределах 5-7%.

Особенностью российского экспорта является значитель­ный объем поставок вооружения прежде всего в развиваю­щиеся страны и в частности в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направ­лении значительно вырос.

Что касается импорта, то здесь основной статьей являет­ся продукция машиностроения, на которую приходится око­ло 40% всего объема импорта.

Существенна доля продовольствия и сырья для его про­изводства, составляющего 22-30%, а также химических то­варов - 10% и изделий легкой промышленности - 15-16%.

В статистической отчетности не находит отражения дея­тельность физических лиц (так называемых "челноков"), осуществляющих поставку в Россию потребительских това­ров из близлежащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт колеблется в пределах 8-10 миллиардов долла­ров и включает одежду, автомобили, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положи­тельное торговое сальдо в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать положение стра­ны в системе международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1996 г. внешний долг России составил 120,4 миллиардов долларов, со своей стороны зару­бежные государства должны ей почти аналогичную сумму в 110 миллиардов, проблема, однако, заключается в качествен­ном различии этих двух сумм.

Основную массу невозвращенных кредитов составляют долги развивающихся стран, осуществлявшие в свое время крупные военные поставки из бывшего СССР.

Получение этого долга в полном объеме маловероятно вследствие отсутствия у стран-должников возможностей оп­лачивать эти долги. Проводя переговоры об условиях пога­шения имеющейся задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов, Россия вынуждена считаться с положе­нием о том, что 2/3 долга, полученного наименее развитыми странами, могут быть списаны. Группа наименее развитых стран составляет основную часть должников бывшего СССР. Оставшаяся часть долга, вероятно, будет погашаться постав­ками национальных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных раз­витыми странами в свободно конвертируемой валюте.

Из 120,4 миллиардов долларов - 104 миллиарда состав­ляют долги бывшего СССР: 17 миллиардов приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основную массу долга составляют банковские кредиты, предоставленные СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эф­фективное решение проблемы задолженности, России уда­лось добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб кредиторов, куда вхо­дят около 600 банков-кредиторов, пошел на отсрочку выпла­ты долга СССР, составляющего более 32 миллиардов долларов. Россия получила право на 25-летнюю реструктуризацию дол­га, его погашение должно начаться в 2020 г. Пролонгация сроков погашения задолженности дополнялась расширени­ем программ дополнительного финансирования России.

В августе 1996 г. Совет директоров МВФ принял реше­ние о возобновлении выплат в счет 10,5-миллиардной сум­мы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Это дает возможность говорить об определенной стабилизации россий­ской национальной валюты, доверии со стороны междуна­родных финансовых кругов к платежным обязательствам России.

2.ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

Внешнеэкономические связи России со странами, являв­шимися ранее республиками СССР, обладают рядом особен­ностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансиро­ванностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть со­здаваемого национального дохода России передается на нуж­ды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых.

Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для по­купки ими энергоносителей и других российских товаров.

Официальные данные о внешней торговле России с от­дельными странами СНГ выглядят следующим образом.

Таблица 3

Экспорт и импорт России в торговле с отдельными странами СНГ (млн. дол.)

Страны

Экспорт

1994 1995

Импорт

1994 1995

Азербайджан

175

86

141

107

Армения

154

127

53

75

Белоруссия

2940

3103

2094

2088

Грузия

63

49

53

68

Казахстан

2198

2416

1996

2726

Киргизия

104

105

98

101

Молдавия

542

413

476

136

Таджикистан

143

190

90

167

Туркменистан

112

93

60

61

Узбекистан

786

882

852

889

Украина

6701

6698

4404

6617

Приведенные данные носят приблизительный характер, поскольку большинство поставок осуществляется по внут­ренним ценам, которые, как уже отмечалось, все еще суще­ственно отличаются от мировых (при пересчете по текущему рыночному курсу рубля).

К факторам, искажающим картину, следует отнести кон­трабанду товаров, связанную с "прозрачностью" границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющую картину. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 миллиар­дов рублей.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбаланси­рованность торговли как односторонние "подарки России го­сударствам СНГ", так как большинство крупных предприятий на территории России создавались в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплек­са. Они могли функционировать лишь на основе производ­ственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик.

Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгово­го оборота, со своими "внутренними ценами", системой ре­гулирования и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и пра­вил происходило постепенно. Первоначально это были дву­сторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993гг. Российская Федерация заключила двусторон­ние соглашения о свободной торговле с большинством неза­висимых государств, республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные до­говоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подпи­санное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу согла­шение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему ме­ханизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех вышеперечисленных торговых соглашений ха­рактерно наличие следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходя­щие из таможенной территории государств, подписав­ших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходя­щие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за постав­ки товаров осуществляются в основном по договорным це­нам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточне­нием и пересчетом в национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания "нормаль­ной" экономической среды обитания хозяйствующих субъек­тов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе меж­ду Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для сво­бодного перемещения капиталов, товаров и услуг между от­раслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза.

Соглашением предусмотрена отмена тарифных и коли­чественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, такое намерение высказало правитель­ство Киргизии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Между народные экономические отношения учебник Моска 1997 между народные экономические отношения учебник (1)

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов специальности "Мировая экономика".
  2. Народная украинская академия Центр научно-гуманитарной информации Дайджест публикаций за 2006 год Харьков

    Документ
    О нас пишут: Дайджест публикаций за 2006 г. / Нар. укр. акад. Центр науч.-гуманитар. информ.; Сост. Г. Н. Лях; Отв. ред. И. В. Козицкая. – Х., 2007. –  с.
  3. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  4. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов Издание четвертое, исправленное и дополненное

    Учебник
    Учебник базируется на программах ряда ведущих юридических вузов, которые со­ответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В нем учтены Конституция России, федеральные конституционные законы о судах и другие норматив­ные акты.
  5. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

Другие похожие документы..