Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
2.5Нормативы, параметры, ежегодные допустимые объемы и сроки разрешенного использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Лоббизм как естественное явление общественно-политической жизни. Проявление и значение лоббизма в различных политических режимах: от демократии к тота...полностью>>
'Тематическое планирование'
Н.А.Некрасов (5ч) И.А.Гончаров(3ч) Н.Г.Чернышевский (2ч) А.Н.Островский(3ч+1) И.С.Тургенев (3ч)+1ч, А.К.Толстой (1ч), А.А.Фет(2ч), М.Е.Салтыков-Щедри...полностью>>
'Документ'
3. Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Место доставки поставляе...полностью>>

М. В. Ломоносова филологический факультет кафедра русского устного народного творчества программ акурс а "русское устное народное творчество" Для государственных университетов Программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. Ломоносова

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русского устного народного творчества

П Р О Г Р А М М А

к у р с а

"РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Для государственных университетов

Программа подготовлена кафедрой

русского устного народного творчества

филологического факультета

Московского университета

Под ред. проф. В. П. Аникина

2002

Содержание

Предмет курса В. П. Аникин

Деление фольклора на роды и жанры В. П. Аникин

Историческое развитие русского фольклора

и проблемы его периодизации В. П. Аникин

Происхождение русского фольклора и его ранние формы

в эпоху восточнославянской общности В. П.Аникин

Фольклор русского средневековья (IX XVII)

и нового времени (XVIII XIX вв.) В. П. Аникин

О б р я д о в а я п о э з и я А. А. Иванова, В. П. Аникин

Календарный фольклор

Семейный фольклор

Свадебный обряд и его поэзия

Похоронный обряд и причитания

З а г о в о р ы А. А. Иванова

У с т н а я п р о з а С. В.Алпатов

Сказки В. П.Аникин

Несказочная проза: бывальщины, былички, легенды, предания С. В.Алпатов

Б ы л и н ы В. П.Аникин

И с т о р и ч е с к и е п е с н и В. П.Аникин

Д у х о в н ы е с т и х и А. В. Кулагина

Б а л л а д н ы е п е с н и А. В. Кулагина

Л и р и ч е с к и е п е с н и Т. Б. Дианова

З а г а д к и В. П.Аникин

П о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и В. П.Аникин

Д р а м а Т. Б. Дианова

Д е т с к и й ф о л ь к л о р В. П.Аникин

Ч а с т у ш к и А. В. Кулагина

Фольклор в современную эпоху и его новые

традиции ( XX в.) С. В. Алпатов, В. П. Аникин

П е с н и и с т и х и А. В. Кулагина

А н е к д о т ы и а ф о р и с т и ч е с к и е

ж а н р ы С. В. А лпатов

Историография фольклористики

Литература

П Р Е Д М Е Т К У Р С А

Специфика фольклора как устного традиционного народного творчества. Фольклористика как наука со своим особенным предметом изучения. Ее положение в ряду смежных наук гуманитарного цикла: литературоведения, лингвистики, искусствоведения, этнографии, истории. Фольклор и быт. Бытовые и внебытовые, художественные функции фольклора. Фольклор как искусство слова.

Своеобразие творческого процесса в фольклоре. Коллективность творчества и ее формы. Традиционность фольклора, преемственность творческих актов, разделенных временем и пространством. Устность создания и бытования произведений. Роль коллективной памяти народа при устной передаче произведений от лица к лицу. Вариативность, варианты, версии фольклорных произведений. Их контаминация, ее формы и последствия для художественной целостности и единства устного произведения.

Общенародные темы, идеи и образы. Региональность и локальность. Историческая изменяемость фольклора. Своеобразие типизации. Достоверность жизненного содержания и художественная условность. Своеобразие народности фольклора и ее конкретно-исторический характер. Национальное своеобразие содержания, художественных средств и языка. Понятие о типологическом сходстве, схождении. Миграция фольклорных произведений. Фольклор как компонент национальной культуры и искусства. Вопрос о культурных пережитках в фольклоре.

ДЕЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РОДЫ И ЖАНРЫ.

Деление на роды. Проблема классификации жанров. Ее недостаточная разработанность и разные опыты частных и общих классификации (В. Я. Пропп,
В. Е. Гусев и др.) Жанрообразующие признаки и свойства. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь фольклорных жанров. Общие процессы развития в жанрах. Многообразие их жизненно-бытовых и идейно-художественных функций. Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система. Нерешенные проблемы исторической поэтики.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИИ

Трудность исторического изучения фольклора, его жанров. Проблема последовательности возникновения жанров. Основа отнесения произведения к тому или иному времени. Прямые указания в фольклоре на время событий, указания на героев-исторических лиц, следы давних общественных отношений, материальной и духовной культуры, географические названия. Изучение показаний памятников древней письменности, особенностей формы, стиха, стиля языка, сравнительное сопоставление произведений русского фольклора с произведениями других народов как пути к выяснению истории фольклора.

Вопрос об общей периодизации истории русского фольклора: фольклор эпох ранних форм цивилизации; фольклор эпох развитой цивилизации (аграрного и индустриального обществ.).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО РАННИЕ ФОРМЫ

В ЭПОХУ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ОБЩНОСТИ

История восточных славян и фольклор. Языческие понятия и представления в отражении памятников материальной и духовной культуры. Предания и язык (топонимы, названия месяцев, областные слова и пр.) как источники изучения архаического фольклора.

Проблема связи фольклора и мифологии. Традиция мифов в заговорах, сказках, эпических песен и в других произведениях позднего фольклора. Архаическая система древней фольклорной образности с ее неосознанно-поэтическими свойствами.

Теория трудового происхождения искусства. Синкретизм фольклора. Связь первичных форм искусства, в том числе фольклора, с трудом. Трудовые песни. Анимизм, антропоморфизм и фольклор. Новейшие работы о древнейшем общеславянском и восточнославянском фольклоре.

Народно-поэтическое предание о расселении славян и память об эпической реке Дунай. Связь названий славянских племен с другими реками. Образы-олицетворения: Дон, Непр, Волга, Волхов, Ильмень-озеро и др. Предания о братьях: Кии, Щеке, Хориве; о Радиме, Вятке. Языческая религия как мировоззренческая система. Древнерусские имена языческих божеств: Даждьбог, Сварог, Хорс, Перун, Велес, Мокош, Род, Рожаницы, Див, Берегыни и др. Обожествление и олицетворения природных стихий, земли, солнца, огня, рек, источников, ветра. Отражение этих представлений в образе Коледы, Овсеня, Весны, Купалы, Ярила, Костромы и др. Представления о возможности общения с запредельным миром. Культ предков, растений, деревьев, животных, птиц, рыб.

Образы низшей мифологии — покровителей жилища и семьи. Домовой, леший, водяной, полевик, овинник и другие хозяева-покровители. Враждебные стихии: огненный змей, упыри и др. Связь образных представлений с характером природы (поля, леса, грязи-болота), хозяйственной деятельностью (земледелеием, охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством), магией и ритуалами.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IX — XVII вв.)

И НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII — XIX вв.)

Переход ряда мифологических образов, мотивов и сюжетов в явления художественного рода. Формирование и сложение жанров на базе трансформации исторически предшествующих традиций.

Христианство и двоеверие в фольклоре. Постепенное освоение народом новой религии и осмысление языческой мифологии в свете новых понятий и представлений. Иисус Христос, мать-святая Богородица, пророк Илья, святой Георгий, святой Николай, другие святые как персонажи фольклора. Христианизация народного календаря. Мотивы новой религии в легендах, духовных стихах, эпосе, сказках, песнях, заговорах, обрядовых песнопениях, пословицах и в других устных произведениях.

Формирование русской, украинской и белорусской наций и судьбы восточно-славянских фольклорных традиций. Сложение национальных традиций.

Отражение в фольклоре событий русской истории. Киевская Русь, Московская Русь, период становления многонационального российского государства и творчество русского народа. Борьба русского народа с завоевателями в отражении фольклора. Социальные противоречия. Тема крепостного права. Мятежный крестьянский фольклор. Фольклор города, непромышленных рабочих, ремесленников, ямщиков, солдат, бурлаков.

О б р я д о в а я п о э з и я

Общая характеристика обрядовой поэзии. Проблемы ее происхождения и разных исторических состояний в процессе сложения и развития. Своеобразие и поэтическая специфика. Обряд как фольклорно-бытовой комплекс, состоящий из вербальных и невербальных компонентов. Проблемы классификации. Основное деление: фольклор, связанный с природными и хозяйственными циклами (календарный); фольклор, регулировавший жизнь семьи (семейный).

Календарный фольклор

Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Черты двоеверия в ней. Совмещение в народном календаре двух систем верований и праздников — языческих и христианских. Классификация обрядовой поэзии по связи с обрядами: с обрядами, способствующими подготовке и увеличению урожая (зимние и весенне-летние); с обрядами, благоприятствующими уборке урожая (осенние). Изоморфизм в сроках их совершения (зимние и летние святки, масленичная и троицко-семицкая недели), в составе (ритуальные похороны Масленицы, Костромы, кукушки, березки; поминовение предков на Рождество, Масленицу, Радуницу, Семик; выпекание обрядового печенья в виде домаших животных на Рождество, птиц — на Благовещенье, крестов — на средокрестье, лестниц — на Вознесенье и пр.), в функциях.

Поэзия зимнего цикла. Песни, исполняемые при обходе дворов: колядки, виноградья, овсени. Заклинание домашнего благополучия. Мотивы, образы и стиль. Песни, сопровождающие гадания по кольцам, предсказывающие будущее (подблюдные). Темы, образы и стиль. Песни, исполняемые при встрече Масленицы (величальные) и её проводах (корильные).

Поэзия весенне-летнего цикла. Песни, сопровождающие хозяйственные работы этой поры года, обрядовая функция — воздействие на вегетацию растений и приплод скота. Веснянки, егорьевские, троицко-семицкие песни. Темы, образы и стиль. Хороводные, костромские, купальские песни. Темы, образы, стиль.

Поэзия осеннего цикла. Жнивные песни. Их обусловленность утилитарно-практическим назначением, магия. Темы, идеи, образы.

Общая поэтика и стиль календарного фольклора. Приемы идеализации, гиперболизация, олицетворения, символика; композиция, общие места, повторения, перечислительные ряды, диалог, сравнения, эпитеты, императивные формы глагола, уменьшительно-ласкательные суффиксы, ритмико-рифмическая организация стиха.

Общерусские и локально-региональные особенности календарного фольклора (их зависимость от природно-климатических условий и хозяйственной инфраструктуры, сориентированной на земледелие, скотоводство и промыслы.

История собирания календарной поэзии. Сборник П. В. Шейна “Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах и т. п.”

Семейный фольклор

Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов. Их обусловленность жизненным циклом человека и прямой соотнесенностью с родильными, свадебными, похоронными и иными обрядами. Проблемы происхождения и разные исторические состояния в процессе становления и развития. Отражение быта и верований народа. Отношение обрядов и поэзии. Отражение в них переломных моментов в жизни человека — обретение меняющегося семейного, социального и половозрастного статуса. Общность жанров, их тем, образов, поэтических приемов и средств как следствие генетической связи и сходства обрядов в семантике и прагматическом назначении.

Причитаний, исполняемые по случаю пожара, неурожая, падежа скота и проч.). Рекрутские причитания как часть семейного фольклора. Отражение в них трагедии семьи и человеческих драм. Отражение в причитаниях народного отношения к царской службе.

Свадебный обряд и его поэзия.

Правовая, религиозно-магическая и эстетическая функции свадебного обряда. Эпоха русского средневековья как время его сложения; следы архаических форм брака, сохранившиеся в его составе (умыкание, купля-продажа невесты и проч.). Свадебный обряд, его порядок и чин: сватовство, сговор, рукобитье, баня, девичник, венчание и послевенчальные обычаи. Ритуальное поведение невесты и жениха. Свадебные чины: сваха, тысяцкий, дружка, поезжане и др.), их роль в обряде.

Жанровый состав: свадебные песни, величальные, корильные песни, причитания, приговоры. Их соотнесенность с обрядом: приуроченность к ходу обряда: исполнение причитаний до венчания, величальных и корильных песен на свадебном пиру, исполнение песен и приговоров по всему ходу свадьбы. “Специализация” жанров в выражении отношения участников обряда к происходящему (в причитаниях — выражение точки зрения невесты, в приговорах и песнях — участников свадьбы); обусловленность идейно-тематического содержания, поэтического строя и функциональности свадебной поэзии обрядовым смыслом и переживаниями участников свадьбы.

Поэтика и стиль. Жанры описательные (величальные, корильные песни, причитания) и повествовательные (песни, приговоры). Антитеза и художественный параллелизм как основные принципы композиционного построения свадебных песен и причитаний. Символика, идеализация, гиперболизация, оксюморон, пародирование как художественный прием.. Сравнения, выразительные и изобразительные эпитеты, диминутивы, повторения; их роль в передаче психологического состояния и внешнего облика невесты, жениха, их родных и близких.

Региональные и местные типы свадебного обряда (севернорусский, среднерусский, южнорусский).

Сборники П. В. Киреевского и П. В. Шейна, их состав и характер.

Похоронный обряд и причитания.

Народные названия причитаний: “вопы”, “вопли”, “заплачки”, “плачи”, “приплачи”, “причеты” и собирательное названия: “голошение”, “вытье”, “причеть”. Причитания как часть некро-ритуальной обрядности. Бытовая обязательность Сопровождение обряда от начала до конца, во всех важных моментах обряда. Функция причитаний и важнейшие мотивы: констатация смерти, мотивы-оповещения, мотивы-некрологи, мотивы с выражением скорби и др.

Поэтика и стиль. Драматизм причитаний, трагичность. Обусловленность речевого строя причитаний эмоциональной насыщенностью. Монологическая композиция. "Открытость" структуры и возможность её наращения, сокращения. Формульность. Восклицательно-вопросительные конструкции, синонимические повторы, нанизывание однотипных синтаксических структур, экспрессивные формы словообразования (префиксы, суффиксы, удвоение корней). Персонификация и олицетворения (образы смерти, горя, доли). Непрофессиональные и профессиональные исполнители причитаний; различия в репертуаре. Севрнорусская вопленица И. А. Федосова.

История собирания причитаний. Сборник Е. В. Барсова "Причитания Северного края".

З а г о в о р ы

Магическая природа заговора. Слово и действие. Связь с обрядами. Определение жанра и его признаки: магическая природа, практическая целеустановка, связь с обрядами, формульность, ритмическая организация. Вера в способность слова магическим образом воздействовать на реальный и воображаемый мир в нужном для людей направлении как фактор формирования жанра. Неосознанно-художественное творчество в заговорах.

Происхождение и историческое развитие жанра. Первоначальное синкретическое единство слова и обрядового действия. Постепенное изменение их соотношения: возрастание роли слова и, как следствие, усложнение текста в образно-стилевом и композиционном отношениях. Роль христианства в развитии заговора.Заговоры и молитвы. Заговоры и апокрифы. Устная и письменная формы бытования. Виды заговоров. Классификация по доминантной магической функции (“белые”, “черные”), по сфере бытового применения и конкретной целевой установке (хозяйственные, лечебные, любовные, социальные и др.). Темы, идеи, образы, их обусловленность характером быта и мировоззрения народа.

Поэтика и стиль. Композиция, её историческое развитие. Сравнение, кумуляция, повторения как принципы “текстообразования”. Речевая стереотипия: сквозной "симпатический" эпитет, перечислительные и счетные ряды, повторы лексико-синтаксических конструкций, предлогов. Роль ритма в организации текста. Генетические связи заговоров с другими жанрами фольклора.

Исполнители заговоров: профессиональные (колдуны, знахари) и непрофессиональные. Зависимость репертуара и форм передачи текста от типа исполнителя.

Сборник Л. Н. Майкова "Великорусские заклинания".

У с т н а я п р о з а

Народная проза как составная часть эпического рода фольклора. Характерные эпические свойства народной прозы: наличие сюжета, объективность повествования. Народная проза как непесенная разновидность эпического фольклора.

Выделение в составе народной прозы двух жанровых областей по типу их отношения к действительности. Обобщенное и иносказательное отображение предметов и явлений реальности — в сказке. Сообщение конкретных жизненных фактов, передача достоверной информации — в несказочной прозе. Типизирующая функция сказочного вымысла как основание для сближения сказки с другими моделирующими реальность формами эпоса (былины, духовные стихи). Речевая и композиционная стереотипия сказочного повествования как аналог метрической и формульной природы песенно-стихотворного эпоса. Отсутствие жестких стилевых канонов в произведениях несказочной прозы как отличительная черта жанров с конкретно-информативной функцией.

Сказки

Определение жанра и его разновидностей. Широкие определения, по которым к сказкам относят все виды устных рассказов, и узкие определения, предполагающие выделение собственно сказок из устной прозы. Оправданность выделения сказок с их особыми свойствами сравнительно с другими видами устной прозы. Сознательная установка на вымысел с его специфическим своеобразием как важнейшее свойство сказок. Традиционность вымысла. Отношение сказочного вымысла к реальности. Другие жанрообразующие качества (прозаический склад, ритм устного повествования, особый речевой стиль).

Сказки о животных: происхождение вымысла (связь с древнейшими антропоморфными и тотемистическими представлениями и понятиями; изменение и преображение древнейшего содержания в соответствии с художественными целями и свойствами). Темы, идеи, образы. Юмор и сатира в сказках: “Кот на воеводстве”, “Мужик и Медведь”, “Лиса-исповедница” и др. Излюбленные персонажи: Лиса Патрикеевна, Волк-дурень, сильный, но недалекий Медведь, Заяц, Лягушка, Мышь, Дрозд, другие малые звери. Проблема иносказательности: “...в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость” (Гегель). Типологически сходные черты русских сказок со сказками других народов. Национальная специфика вымысла и сюжетов. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность, повторяемость сюжетных ситуаций, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.

Волшебные сказки: происхождение вымысла (связь форм вымысла с древнейшими обрядовой магией, табу и другими мифологическими понятиями и представлениями). Гипотеза В. Я. Проппа о связи сказок с обрядом инициации. Степень ее оправданности. Жизненная основа и структура древних сюжетов. Их поздняя художественная трансформация. Образы Бабы-Яги, Кощея, огненного многоголового Змея и других персонажей. Сюжеты сказок о падчерице-сироте и третьем младшем брате. Темы, образы, смысл распространенных сказок: “Царевна-лягушка”, “Морской царь и Василиса Премудрая”, “Медное, серебряное и золотое царства”, “Сивка-Бурка”, “Волшебное кольцо”, “Иван — коровий сын”, “Безручка” и др. Поэтика и стиль: морфологический строй, композиция, статичность характеров, сходные сюжетные мотивы и причина этого явления; троекратность ситуаций, однолинейность развития действия, способ воспроизведения времени и места, эффект неожиданности, стилистическая “обрядность”, стилевые формулы. Присказки и концовки. Поэтика волшебных сказок как национальная художественная система. Типологически сходные черты с аналогичными свойствами сказок других народов. Вопрос о сюжетах и мотивах, получивших международное распространение в результате перехода сказок от народа к народу.

Бытовые сказки-новеллы: происхождение вымысла (остаточная связь его форм с древнейшими рассказами о “комических дублерах” культурных первопредков-трикстеров и обрядовой иронией магических ритуалов). Преображение и формирование у сказок свойств комической новеллы — обретение художественных особенностей). Социальная и идейно-художественная природа сказок. Связь бытовых сказок с волшебными. Происхождение и смысл сказок об Иване-дураке. Виды бытовых сказок, их темы и образы. Сказки о супружеской неверности, об исправлении строптивых жен. Сказки о барах (“Барин и мужик”, “Барин и плотник” “Барыня и цыплятки” и др.), их жизненная основа, острота художественной выдумки. Бытовая основа сказок-новелл на антиклерикальные темы. Сказки о солдатах и ворах. Образ солдата как вершителя справедливости; насмешки над суевериями, бытовыми недостатками людей (“Суп из топора”, “Петухан Куриханович” и др.). Сказка-новелла в ее отношении к анекдоту. Заимстствования из переводных книг. “Встречное” творчество и национальная обработка сюжета, мотивов. Поэтика и стиль: занимательность сюжета, гиперболизированное изображение пороков, выдуманность ситуаций, приемы комического, бытовая характерность речей персонажей.

Повсеместное бытование сказок. Сказочник как носитель с традиции и творец. Мера его творчества в рамках традиции. Типы сказочников: фантасты, балагуры, бытовики, сатирики. Актерское мастерство сказочников и выражение всех художественных свойств сказки в слове. Общерусские и местные особенности сказок.

Собирание сказок и “классические” собрания: А. Н. Афанасьева, Д. Н. Садовникова, Н. Е. Ончукова, Д. К. Зеленина, Б. М. и Ю. М. Соколовых. Опыты классификации сюжетов: достоинства и недостатки системы Аарне—Андреева— Томпсона. “Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка” (1979).

Н е с к а з о ч н а я п р о з а.

Б ы в а л ь щ и н ы, б ы л и ч к и, л е г е н д ы, п р е д а н и я.

Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как общее свойство всех форм несказочной прозы.

Бывальщина. Определение жанра как устного повествования о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия, социальные аномалии (в том числе, войны), экстремальные жизненные ситуации (в быту, на работе, на промысле, в дороге). Естественная, рационально объяснимая природа излагаемых в бывальщине событий. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Сказ как стилевая характеристика устного повествования. Связь бывальщины с другими жанрами (сказками и др.).

Быличка как достоверное устное повествование о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную природу. Отличие от бывальщины. Контакт с потусторонним миром как предмет изображения в быличке. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах (взаимоотношениях) с домовым, банником, водяным, лешим, русалкой, чертом, покойником; о колдунах, проклятых; о кладах; о гаданиях и предсказаниях судьбы. Отражение социальных и пространственно-временных представлений человека в понятийной структуре быличек: взаимное уподобление “своего” и “чужого” миров, значимые точки годичного и суточного циклов, пространственные границы человеческого и потустороннего. Отношение былички к сказке: “актуальные” правила (магия) и условная модель (волшебство, фантастика) контакта человека с иным миром.

Легенда как устное повествование, характеризующее нравственные взаимоотношения человека с окружающим миром. Книжное происхождение жанра: связь его образной, мотивной и персонажной структуры с христианским вероучением, книгами Ветхого и Нового завета, средневековой проповедью и агиографией. Бытовые рассказы как дополнительный источник жанра. Изображение события в сочетании с нравственным комментарием изложенного как композиционная структура легенды. Тематическая структура жанра: рассказы о помощи святых, о наказании за грехи и вознаграждении добродетели, о бесовских искушениях, о мироустройстве (космогония, этиология и эсхатология). Отношения отдельного нравственного факта-примера и нравственной модели мира (эпические образы греха и добродетели). Природа сверхъестественного в легенде и быличке (аналог отношений молитвы и заговора): чудо и магия; отношения доверия (“Да будет воля Твоя”) и договора. Двоеверие в народной легенде как отягощение нравственных отношений прагматическим взглядом.

Предание. Определение жанра. Особое положение его в системе несказочной прозы: повествование о событиях прошлого: то, что было, чего уже не случается сейчас, но следы чего можно наблюдать. Отличие от предания других форм несказочной прозы, сообщающих “актуальную” информацию (то, что бывает сейчас). Переход бывальщин, быличек, и легенд в жанровую область преданий при утрате ими статуса рассказа о событиях настоящего. Широкий тематический спектр жанра: предания о заселении и освоении края, аборигенах; о силачах и прочих выдающихся личностях, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, об исторических лицах и др.. Роль региональных и локальных факторов в формировании тематической структуры преданий. Эволюция образной системы преданий: устойчивые и меняющиеся под влиянием исторических условий компоненты структуры (Разин и Пугачев, Иван Грозный и Петр Великий). Место преданий в формировании национального исторического сознания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова филологический факультет кафедра славянской филологии

    Документ
    Материалы научных чтений памяти заслуженных профессоров МГУ Р.Р. Кузнецовой и А.Г. Широковой / Под ред. В.Ф.Васильевой и А.Г. Машковой. – М.: МАКС Пресс.
  2. Программы и учебный план отделения теоретической и прикладной лингвистики Издательство Московского университета 2009

    Документ
    Отделение теоретической (структурной) и прикладной лингвистики существует на филологическом факультете МГУ с 1960 года. Впервые программы читаемых на этом отделении обязательных курсов были опубликованы в 1996 году1.
  3. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература»)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  4. М. В. Ломоносова утвержден и введен в действие приказом мгу имени М. В. Ломоносова от 2011 г. № Образовательный стандарт

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт высшего профессионального образования МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению подготовки «Филология» представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации структурными подразделениями МГУ имени М.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы Заведующий кафедрой

    Документ
    Заведующий кафедрой – Щеблыкин Сергей Иванович, доктор филологических наук, профессор; награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006), медалью Университета «За многолетний добросовестный труд» (2009), член

Другие похожие документы..