Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Предлагаем вашему вниманию Публичный информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности детского сада за 2010-2011 учебный год. В д...полностью>>
'Документ'
Может назвать правильно 1-2 цвета. Ориентируется 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объёмные геометрические фигуры к соответствующим п...полностью>>
'Документ'
на действия (бездействие) заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, ФИО чл...полностью>>
'Разработка урока'
Продолжим говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке...полностью>>

Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Контрольная работа

8

Письменная работа на 120 минут

Домашнее задание

10

Кейс

Итоговый

Экзамен

*

*

Письменный экзамен на 90 минут

5.1Критерии оценки знаний, навыков

При написании домашнего задания студент должен уметь пользоваться материалом курса и изученными в рамках курса методами, выявлять проблему, правильно строить причинно-следственные связи и формировать точные выводы с предложением вариантов решения проблемы.

При написании контрольной работы студент должен уметь пользоваться материалом курса и изученными в рамках курса методами, выявлять проблему, правильно строить причинно-следственные связи и формировать точные выводы с предложением вариантов решения проблемы.

При написании экзамена студент должен показать степень освоения теоретических знаний в области контроллинга логистических систем и умение решать отдельные задачи управления качеством.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6Содержание дисциплины

Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

Тема 1. Введение. Роль качества в современном мире

Цели и задачи дисциплины. Структура курса и его место в системе дисциплин направления 080500, специальности 080507. Рекомендуемая литература. Модель дисциплины: содержание лекционного материала и практических занятий. Понятие качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики.

Тема 1.1 Понятие качества

Различие понимания качества продукции с точки зрения производителя и потребителя. Основные факторы, определяющие качество для производителя и потребителя. Качество как соответствие требованиям. Роль потребителя в определении качества.

Тенденция изменения требований потребителя во времени. Качество — меняющаяся вещь. Качество как соответствие установленным и предполагаемым требованиям потребителя.

Тема 1.2. Качество и конкурентоспособность

Многообразие понятия качества продукции и услуги. Возможность объединения в понятии «продукт» овеществленной (физической) продукции, интеллектуальной продукции, продукции переработки и услуги (стандарт ИСО 8402:1994).

Абсолютная и относительная ценность продукции. Понятие ценности продукции для производителя и потребителя. Степень удовлетворения потребителя. Конкуренция как фактор уравнивания интересов потребителя и производителя.

Три пути конкурентной борьбы: борьба снижением цены, борьба повышением ценности и борьба привлечением потребителя. Роль качества в ценности продукции и конкурентной борьбе.

Тема 1.3. Качество и стоимость продукции

Стоимость как количественная оценка ценности продукции для потребителя и производителя. Влияние многомерности понятия качества продукции и услуги на их стоимость.

Соотношение затрат и ценности идеальной продукции (лишенной дефектов) для производителя и потребителя. Тождественность затрат на производство и ценности идеальной продукции для производителя.

Соотношение затрат и ценности реальной продукции (имеющей дефекты) для производителя и потребителя. Влияние внешних и внутренних дефектов на соотношение ценности и затрат для потребителя.

Основная литература

.

  1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000, 432с.

  2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалоги консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2005. – 88 с.

  3. Лапидус В.А., Титов Р.А. Диалоги консультанта с руководителем компании о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2006. – 256 с.

  4. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010. – 97 с.

Дополнительная литература

  1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. 3-е изд./ Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 472 с.

  2. Лайкер Д. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 440 с.

  3. Майкл Д. Бережливое производство + шесть сигм: комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 360 с.

  4. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 208 .с

  5. Серов М.Е. Задача на сообразительность или О выгоде качества. — Ж. «Методы менеджмента качества» № 7, 2003, стр. 21-23.

Тема 2. Историческое развитие принципов управления качеством

Особенности развития ответственности производителя за качество своей продукции: кодекс Хаммурапи, древнеегипетские пирамиды, Петр I. Необходимость развития и совершенствования принципов менеджмента качества в ХХ веке и прав потребителя на информацию о качестве приобретаемой продукции. Роль мастера в ремесленном производстве и промышленном массовом производстве ХХ века. «Квадрат качества»

Тема 2.1. Развитие принципов менеджмента качества

Система Ф.У. Тейлора — обеспечение качества отдельных деталей или индивидуальный контроль качества. Статистические методы управления качеством — управление качеством отдельных процессов. Комплексное управление качеством (TQC) — оперативный подход к полному выполнению требований к качеству. Тотальный менеджмент качества (TQM) — подход к руководству организацией, направленный на достижение долгосрочного успеха развития на основе качества. Особенности универсального менеджмента качества.

Тема 2.2. Развитие прав потребителей на информацию о качестве

«Выходной» контроль качества каждой единицы продукции — результат использования системы Ф.У. Тейлора. Статистический приемочный контроль — выборочный «выходной» контроль продукции. Входной контроль — контроль качества потребителем заказанной продукции. Сертификация продукции — проведение испытаний образцов, надзор за производством и торговлей, аудит систем качества. Сертификация производств и систем качества — проведение аудита на соответствие системы качества требованиям стандартов.

Основная литература

.

  1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000, 432с.

  2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалоги консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2005. – 88 с.

  3. Лапидус В.А., Титов Р.А. Диалоги консультанта с руководителем компании о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2006. – 256 с.

  4. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010. – 97 с.

  5. Лапидус В.А. Менеджмент ошибок: Имеют ли люди право на ошибку. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2003. 117 с.

  6. Лапидус В.А. Система Шухарта. – Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. — 65 с.

  7. Серов М.Е. Наставники качества: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 74 с.

Дополнительная литература

  1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое обеспечение: Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями. / Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 264 с.

  2. Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента. / Пер. с англ. (2-е изд.) — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2007. 206 с.

  3. Коллинз Д., Поррас Д. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. – СПб, Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005. — 350 с.

  4. Лапидус В.А., Серов М.Е. Совместимы ли стандартизация и творчество? — Ж. «Методы менеджмента качества» № 3, 2003, стр. 20-22.

  5. Методические материалы по курсу «Лидерство как система. Школа лидерства». — Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2007.

  6. Моруа А. Управлять по-русски. — СПб.: Издательский дом «Би», 2005. — 173 с.

  7. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 208 .с

  8. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 262 с.

  9. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. / Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2006. — 312 с.

Тема 3. Эволюция понятия качества

Единая основа для понимания качества продукции и услуги — единые принципы обеспечения качества в различных отраслях промышленности.

Тема 3.1. Принципы обеспечения качества

Понятие «обеспечение качества» продукции и услуги. Особенности методологии управления качеством на разных этапах деятельности предприятия. Причины перехода от контроля качества изделия к контролю качества производственных процессов. Роль основных и вспомогательных процессов в обеспечении качества производимой продукции. Формирование комплексного характера работ по качеству. Переход от контроля качества к предупреждению причин несоответствий в процессах и изделиях.

Тема 3.2. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM)

Основные концепции тотальности управления качеством — ориентирование на потребителя, базирование решений на фактах, вовлеченность в работу всего коллектива, ориентирование на процессы, постоянное улучшение и вовлеченность высшего руководства в проблемы долговременного обеспечения качества.

TQM как объединение комплексного управления качеством, политики организации в области качества, планирования качества, обеспечения качества и улучшения качества.

Основная литература

.

  1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000, 432с.

  2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалоги консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2005. – 88 с.

  3. Лапидус В.А., Титов Р.А. Диалоги консультанта с руководителем компании о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2006. – 256 с.

  4. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010. – 97 с.

  5. Лапидус В.А. Менеджмент ошибок: Имеют ли люди право на ошибку. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2003. 117 с.

  6. Лапидус В.А. Система Шухарта. – Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. — 65 с.

  7. Серов М.Е. Наставники качества: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 74 с.

Дополнительная литература

  1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. 3-е изд./ Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 472 с.

  2. Лайкер Д. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 440 с.

  3. Майкл Д. Бережливое производство + шесть сигм: комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 360 с.

  4. Монден Я. Система менеджмента Тойоты. / Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2007. — 216 с.

  5. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 208 .с

  6. Практическое руководство. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции (для специалистов). — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2005. — 92 с.

  7. Серов М.Е. Процессный подход для улучшения качества: Карманный справочник. — Нижний Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. – 63 с.

  8. Томас Дж. Питерс, Роберт Х. Уотерман-мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки – Вильямс, 2005. — 560 с.

Тема 4. Стандарты управления и обеспечения качества

Причины появления и использования международных стандартов ИСО серии 9000 — основных нормативных документов по обеспечению качества продукции и услуг для различных сфер деятельности и терминологии в области качества. Основные термины. Русско-английские соответствия. Анализ определений основных терминов.

Тема 4.1. История стандартов управления и обеспечения качества

Взаимосвязь между эволюцией стандартов по управлению и обеспечению качества с развитием культуры качества. Период индустриализации мировой промышленности — появление промышленный технических стандартов. Их роль в развитии техники и технологии. Период контроля качества — стандарты на проведение испытаний и контроля. Их роль в развитии технической безопасности изделий. Первый период обеспечения качества — стандарты, гарантирующие качеств и безопасность. Их роль в развитии технического обеспечения безопасности процессов. Второй период обеспечения качества — стандарты на системы качества. Их организующая роль в комплексном обеспечении качества производства. Третий период обеспечения качества — меры по предупреждению ошибок и улучшению системы качества. Их руководящая роль в управлении организацией.

Тема 4.2. Международные стандарты ИСО серии 9000

Предпосылки появления международных стандартов ИСО серии 9000. Первая редакция стандартов (1987 г.) как мера по устранению технических барьеров в международной торговле. Основное содержание и направленность стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Модели обеспечения качества для организаций различного типа с использованием стандартов качества.

Универсальный характер второй редакции стандартов обеспечения качества (1994 г.). Их использование как промышленными предприятиями, так и организациями обслуживания. Комплексный характер понятия продукта.

Тема 4.3. Современное развитие стандартов обеспечения качества

Третья редакция стандартов ИСО серии 9000 (2000 г.). Первая попытка стандартизации основных принципов менеджмента качества на международном уровне. Уменьшение состава стандартов и упрощение их использования.

Переход от требований к контролю системы качества к правильному построению и использованию системы качества в организации. Роль стандарта ИСО 9004.

Расширение области применения стандартов на современном этапе. Появление международных отраслевых стандартов — QS-9000, TL 9000, AS 9000, основанных на принципах международных стандартов ИСО серии 9000.

Основная литература

.

  1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000, 432с.

  2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалоги консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2005. – 88 с.

  3. Лапидус В.А., Титов Р.А. Диалоги консультанта с руководителем компании о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2006. – 256 с.

  4. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010. – 97 с.

  5. Лапидус В.А. Менеджмент ошибок: Имеют ли люди право на ошибку. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2003. 117 с.

  6. Лапидус В.А. Система Шухарта. – Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. — 65 с.

  7. Серов М.Е. Наставники качества: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 74 с.

Дополнительная литература

  1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое обеспечение: Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями. / Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 264 с.

  2. Деннис П. Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только. / Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2007. — 192 с.

  3. Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента. / Пер. с англ. (2-е изд.) — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2007. 206 с.

  4. Коллинз Д., Поррас Д. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. – СПб, Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005. — 350 с.

  5. Лапидус В.А., Серов М.Е. Совместимы ли стандартизация и творчество? — Ж. «Методы менеджмента качества» № 3, 2003, стр. 20-22.

  6. Методические материалы по курсу «Лидерство как система. Школа лидерства». — Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2007.

  7. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 208 .с

  8. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. / Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2006. — 312 с.

  9. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Правительство Российской Федерации.  № 877-р от  17.06.2008.

  10. Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации: Как успешно провести преобразования. / Пер. с нем. — М.: Книгописная палата, 2002. — 264 с.

Тема 5. Специфика управления качеством в промышленности и обслуживании.

Качество — не только производственная проблема. Роль каждого работника предприятия технических служб в обеспечении качества продукции и процессов.

Тема 5.1. Специфика управления качеством в промышленных предприятиях
и организациях обслуживания

Понятие производственного процесса. Построение карты процесса для предприятий обслуживания. Роль окружения сервиса в обеспечении качества услуг.

Специфика отрасли автомобилестроения. Количество дефектов — один из главных показателей, характеризующих качество выпускаемого автомобиля. Количество выявляемых дефектов в процессе эксплуатации автомобиля — одна из главных характеристик, привлекающих внимание потребителей. Роль количества дефектов в начальный период эксплуатации и характера их изменений при увеличении времени эксплуатации автомобиля в завоевании успеха компании на рынке.

Тема 5.2. Система требований по удовлетворению потребителей

Новая модель системы качества для предприятий, взаимодействующих со многими поставщиками продукции и услуг. Знакомство с основными документами, связанными с удовлетворением требований потребителей: «Требования к системам качества»; процедурой РРАР «Процесс согласования производства части»; документом QSA «Оценка систем качества»; руководством SPC «Статистическое управление процессами»; процедурой MSA «Анализ измерительных систем»; руководством APQP «Планирование качества перспективной продукции»; руководством FMEA «Анализ видов и последствий отказов».

Взаимосвязь между требованиями стандартов ИСО серии 9000 и принципами TQM.

Основная литература

.

  1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000, 432с.

  2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалоги консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2005. – 88 с.

  3. Лапидус В.А., Титов Р.А. Диалоги консультанта с руководителем компании о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте. — Нижний Новгород, ООО СМЦ «Приоритет», 2006. – 256 с.

  4. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010. – 97 с.

  5. Лапидус В.А. Менеджмент ошибок: Имеют ли люди право на ошибку. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2003. 117 с.

  6. Лапидус В.А. Система Шухарта. – Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. — 65 с.

  7. Серов М.Е. Наставники качества: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 74 с.

Дополнительная литература

  1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. 3-е изд./ Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 472 с.

  2. Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри // М: Альпина паблишер, 2003. – 320 с.

  3. Джерольд С. Учет по системе Лин. Как согласовать работу финансовой службы и производства / Пер. с англ. — М.: Вершина, 2007. — 256 с.

  4. Качество в истории цивилизации. — М.: Стандарты и качество. 2004. — 624 с.

  5. Монден Я. Система менеджмента Тойоты. / Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2007. — 216 с.

  6. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 208 .с

  7. Серов М.Е. Задача на сообразительность или О выгоде качества. — Ж. «Методы менеджмента качества» № 7, 2003, стр. 21-23.

  8. Серов М.Е. Процессный подход для улучшения качества: Карманный справочник. — Нижний Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. – 63 с.

  9. Стандарт IRIS и его применение для развития поставщиков ОАО ««РЖД»». Материалы семинара. — Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2007. — 169 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор Даниляк В. И

    Программа дисциплины
    Курс “Управление качеством” имеет целью ознакомление слушателей с основополагающими методологическими положениями, а также практическими методами и способами управления качеством, основанными на процессном подходе.
  2. Программа дисциплины управление персоналом для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Персонал предприятия как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом;
  3. Программа дисциплины управление качеством по направлению 080500. 62 «Менеджмент» Утверждена (1)

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению данного курса, студенты должны обладать знаниями по общему и стратегическому менеджменту, математической статистике, теории организации, организационному поведению и принятию управленческих решений.
  4. Программа дисциплины управление качеством по направлению 080500. 62 «Менеджмент» Утверждена (2)

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению данного курса, студенты должны обладать знаниями по общему и стратегическому менеджменту, математической статистике, теории организации, организационному поведению и принятию управленческих решений.
  5. Программа дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..