Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
питомец киевской академии, "вышедши в российскую сторону", поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание "Гоголей-Яновских&qu...полностью>>
'Документ'
НИКОЛАЙ I (1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после вн...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «11» мая 2007 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 в Институте языка, литературы и искусства ...полностью>>
'Документ'
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2003 №3658 «О новом направлении подготовки бакалавров и магистр...полностью>>

В каждом мужчине обитают боги

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Боги на различных стадиях жизни

В жизни человек проходит через ряд этапов. На каждой из этих стадий на него может оказывать доминирующее влияние тот или иной бог. Например, до тридцати лет он находится под совместным влиянием легкого на подъем, обутого в крылатые сандалии Гермеса и стремящегося к экстазу Диониса. Затем он оказывается на жизненном перекрестке: любимая женщина ставит его перед выбором: либо они строят серьезные отношения – либо расстаются. Возможно, он решает строить серьезные отношения и хранить верность любимой (что, как ни странно, тоже станет проявлением дионисийских черт), подрежет свои гермесовы крылья, пробудит в себе Аполлона и с головой окунется в работу. В следующие три десятилетия в игру могут вступить и другие архетипы. Отцовство и успех могут констеллировать в мужчине Зевса; смерть жены или известие о том, что он болен СПИДом, могут повлечь за собой пробуждение Гадеса.

Иногда мужчины, прочно отождествляющие себя с определенным архетипом, проходят через ряд стадий, которые соответствуют разным аспектам конкретного бога. Подробнее мы поговорим об этом в главах, посвященных отдельным богам.

Патриархальный фаворитизм

Патриархат – незримая иерархическая система, которая, насаждая ценности и распределяя власть, играет в нашей культуре роль прокрустова ложа, взращивая своих любимчиков. Здесь есть свои победители и неудачники – архетипы, пользующиеся благосклонностью общества, и архетипы, находящиеся в опале. Соответственно, общество поощряет либо отвергает мужчин, воплощающих в себе тех или иных "богов".

Патриархальные ценности, – среди которых особое место занимают личная власть, рациональное мышление, способность контролировать ситуацию, – сознательно или бессознательно насаждаются матерями, отцами, ровесниками, школой и прочими институциями, обладающими возможностью поощрять или наказывать мальчиков и мужчин за их поведение. В результате мужчины приспосабливаются и прячут свою личность и эмоции. Они приучаются носить "правильное лицо" (то есть демонстрировать определенное поведение и отношение к вещам, играющее роль надеваемой при общении с внешним миром маски), а также "униформу", отличающую представителей их социального класса.

Все, что "неприемлемо" с точки зрения окружающих или с точки зрения общепринятых стандартов поведения, может стать для мужчины источником чувства вины или стыда, и тогда он укладывается на психологическое прокрустово ложе. Далее следует психологическое "усечение", когда мужчина (или женщина) отсекает или подавляет те архетипы или части своей личности, которые внушают ему чувство неполноценности или стыда. Образно говоря, библейское увещевание "если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее" является призывом к психологическому самоизувечению.

Очень часто мужчины отсекают эмоциональный, уязвимый, чувственный и инстинктивный аспекты своей личности. Однако все отсеченное и подавленное продолжает жить в психике. Эти аспекты уходят в "подполье" и некоторое время остаются за пределами сознания. Но они могут вспомниться или восстановиться, когда (впервые в жизни или впервые с детских лет) данный архетип окажется приемлемым в каких-либо взаимоотношениях или обстоятельствах. Некоторые мужчины ведут тайную жизнь. В таком случае неприемлемые чувства или действия существуют в тени, за пределами сознания окружающих, – до тех пор, пока не произойдет разоблачение и скандал. Именно это произошло в случае знаменитых телепроповедников-евангелистов, которые сурово порицали плотские грехи, но затем вдруг обнаружилось, что в них самих процветает недостойный Дионис.

Знание богов – источник силы

Знание богов – источник личной силы. В этой книге вы познакомитесь с каждым из богов – с его образом, мифами о нем и его архетипом. Вы поймете, как боги влияют на характер и приоритеты мужчины, узнаете, какие психологические проблемы связаны с каждым из них.

Изучение богов должно происходить в комплексе с изучением патриархата. И то и другое – мощные незримые силы, совместно воздействующие на каждого отдельного человека. Патриархат усиливает влияние одних архетипов и ослабляет влияние других.

Знакомство с богами способствует самопознанию и приятию себя, открывает для мужчин возможность говорить о себе с окружающими и дает им (а также многим женщинам) решимость предпринимать в жизни шаги, ведущие к самоосуществлению и обретению радости. Психолог Ролло Мэй в своей книге "Мужество ради творчества" определяет радость как "эмоцию, сопровождающую повышение уровня сознания; настроение, сопутствующее осуществлению своих потенциальных возможностей"2. Архетипы – это потенциальные возможности. Внутри нас и внутри нашей патриархальной культуры есть боги, которых нужно освободить, и боги, которых следует ограничить.

Новая психологическая теория и новая точка зрения

Эта книга представляет мужчин и мужскую психологию в новом, неожиданном свете. Прослеживая различные сюжеты в мифологии и теологии, я обнаружила в патриархальной культуре явную враждебность по отношению к сыновьям. Такое же отношение присутствует и в психоаналитической теории.

В главе второй "Отцы и сыновья: мифы говорят о патриархате" я описываю, как сказывается на психологии мужчины враждебность и отторжение со стороны отца. В этой главе использованы идеи Алисы Миллер, которая обращает наше внимание на то обстоятельство, что миф об Эдипе начинается с намерения отца убить своего сына, а не наоборот. Если в семье или в культуре в сыновьях видят угрозу для отцов и относятся к ним соответственно, это оказывает негативное воздействие на психику сыновей и на общий климат в культуре. В этом и состоит новая точка зрения в психологии, которую я представляю вашему вниманию.

Кроме того, описывая психологию мужчин в данной книге, я подчеркиваю, что сама культура весьма сильно влияет на развитие архетипов. Это новый акцент в юнгианской психологии.

В главе двенадцатой "Недостающий бог" я размышляю о возникновении нового мужского архетипа, – такую возможность предполагает теория морфогенетических полей Руперта Шелдрейка.

И наконец, эта книга дает систематический последовательный путь к пониманию психологии мужчин через мужские архетипы, олицетворенные в греческих богах (эти же архетипы могут присутствовать и в женщинах). Моя предыдущая книга "Богини в каждой женщине" описывает греческих богинь и женские архетипы (которые могут присутствовать также и в мужчинах) как основу архетипической психологии женщин. Взятые вместе, эти две книги представляют собой новую систематическую психологию мужчин и женщин, дающую ключ к пониманию как различий между разными людьми, так и внутренней сложности каждого из нас. Беря за основу греческий пантеон, эта психология отражает богатство человеческой природы и помогает лучше понять ощущение божественности, которое испытывает человек, когда его действия идут из самых глубин существа, где он обнаруживает священное измерение своей жизни.

Глава 2

ОТЦЫ И СЫНОВЬЯ:
МИФЫ ГОВОРЯТ О ПАТРИАРХАТЕ

На внутреннем, личностном уровне патриархат формирует взаимоотношения между отцом и сыном. На внешнем уровне обычаев патриархат определяет, какие черты и ценности должны поощряться и вознаграждаться в обществе, т.е. какие архетипы имеют преимущество перед другими – как внутри мужчин, так и во взаимоотношениях между ними. Чтобы обрести дающее силу знание о себе, мужчина должен осознать, какие факторы влияют на его мировоззрение и поведение, – а для этого необходимо понять, что такое патриархат и как он формирует своих сыновей.

Мифы той или иной культуры могут очень многое рассказать о ее ценностях и моделях взаимоотношений. Предлагаю начать исследование наших современных мифов с персонажей фильма "Звездные войны" – Люка Скайуокера и его отца, Дарта Вэйдера. Архетипические истории и фигуры, – как из современных кинофильмов, так и из древнегреческих мифов, – раскрывают перед нами многие истины об истории человеческой семьи и о ролях, которые играем в ней мы. Дарт Вэйдер, – могущественный отец, стремящийся уничтожить своего сына, – представляет собой вариацию образа, знакомого нам еще со времен Древней Греции.

Однако Люк Скайуокер символизирует героя в каждом мужчине на нынешнем историческом этапе. Для того чтобы быть Люком Скайуокером, современный мужчина должен открыть для себя все, что было в прошлом – как с ним лично, так и со всем человечеством. Он должен обнаружить свою подлинную личность и в психологическом, и в духовном смысле; воссоединиться с сестрой (дать волю женственности, как на внутреннем, так и на внешнем уровне); и объединиться с близкими по духу мужчинами и другими существами в борьбе против сил разрушения. Только сын (благодаря тому, что он не становится таким, как отец, не поддается страху и не соблазняется могуществом) может освободить любящего отца, похороненного в Дарте Вэйдере, который символизирует то, что может сделать с мужчиной патриархат.

Большая грозная фигура Дарта Вэйдера с его черным металлическим лицом – это образ мужчины, посвятившего всю свою жизнь тому, чтобы обрести и удержать власть и могущество, – и это далось ему ценой утраты человеческих черт. От него исходит темная сила. Он подобен эффективной беспощадной машине, которая безукоризненно исполняет приказы сверху и ожидает от своих подчиненных такой же безоговорочной покорности. Так выглядит с точки зрения Люка его враждебный отец-разрушитель. Дарт Вэйдер символизирует темную сторону патриархата.

Истинное лицо Дарта Вэйдера спрятано за железной маской, которая не просто скрывает черты лица и заменяет доспехи, но жизненно необходима ему. Дарт Вэйдер не может снять маску, ибо просто умрет без нее, – настолько он искалечен. Это удачная метафора, описывающая мужчин, отождествляющих себя со своими ролями, или масками, предназначенными для внешнего мира. За недостатком значимой личной жизни они целиком сливаются со своей ролью и общественным положением. Поскольку эти люди эмоционально пусты и лишены каких бы то ни было чувственных связей, они нередко просто не могут пережить потерю власти и радикальное понижение статуса.

Дарт Вэйдер – архетипический образ отца, принадлежащий к той же традиции, что Небесные Боги-Отцы из греческих мифов. Уран, Кронос и (в меньшей степени) Зевс столь же враждебно относились к детям – особенно, к сыновьям, – ибо боялись, что те могут бросить вызов их власти. Люк Скайуокер, – образ сына, героя на пути доблестных свершений, – олицетворяет еще один архетип.

Я вовсе не удивилась, когда узнала, что на Джорджа Лукаса, создателя "Звездных войн", большое влияние оказал Джозеф Кэмпбелл, знаменитый специалист по мифам, автор книги "Герой с тысячью лицами" ("София", Киев, 1997)*.

* В связи с этим не могу не вспомнить одну забавную историю, произошедшую уже после колоссального успеха фильмов Лукаса. Чтобы познакомиться с Джозефом Кэмпбеллом, известный на весь мир Джордж Лукас, как какой-нибудь студент-старшекурсник, тайком проскользнул через задний ход за кулисы Дворца изобразительных искусств в Сан-Франциско, где проходило мероприятие Юнгианского института с участием Кэмпбелла. – Прим. авт.

Связь между исследователем мифов Кэмпбеллом, мифотворцем Лукасом и психологией Юнга не удивительна. Психологическая теория Юнга дает ключ к пониманию, почему мифы обладают такой жизненной силой в нашем воображении: независимо от того, осознаем мы их или нет, мифы живут через нас и в нас. В западном мире наиболее известны и сильны мифы Древней Греции.

Мифы подобны археологическим памятникам, – они раскрывают перед нами нашу культурную историю. Некоторые можно сравнить с маленькими осколками: для того чтобы восстановить исходную форму, нужно сложить их воедино. Другие сохранились во всей своей целостности – как фрески в Помпеях, некогда погребенные под пеплом Везувия, но теперь раскопанные.

Мне представляется, что греческие мифы возвращают нас во времена детства нашей цивилизации. Эти мифы могут многое рассказать о социальных установках и ценностях, на которых нас взрастили. Подобно семейным преданиям, они рассказывают нынешним поколениям, кто мы такие и чего от нас следует ожидать, – в них, так сказать, отражена наша генетическая память, – и являются частью психологического наследия, формирующего нашу личность и незримо воздействующего на наше мировосприятие и поведение.

История олимпийской семьи

Мифы о Зевсе и Олимпийцах представляют собой "семейные истории", проливающие свет на нашу патриархальную родословную и на то, какое огромное влияние она оказывает на нашу личную жизнь. Эти истории рассказывают о социальных установках и ценностях, доставшихся нам от греков, поклонявшихся богам-воинам потомков индоевропейцев, которые волна за волной приходили в Европу и на греческий полуостров, чтобы завоевать более ранних обитателей этих земель, поклонявшихся женскому божеству. Греческие мифы повествуют об отцах-основателях и умалчивают или только вскользь упоминают о матриархальном порядке, предшествовавшем их воцарению.

У народов, – как это часто бывает и у отдельных семей, – после многих лет борьбы за самоутверждение возникает потребность записать все, что произошло за прошедшие времена, и начертать семейное дерево. За осуществление этой задачи мы можем благодарить Гомера (ок. 750 г. до н.э.) и Гесиода (ок. 700 г. до н.э.). Гомер включил многие мифологические сюжеты в свои эпические сказания "Илиада" и "Одиссея" (имеющие под собой некоторую историческую основу). А Гесиод в своем произведении "Теогония", где описано происхождение и упадок богов, впервые свел воедино различные мифологические традиции.

Вначале, согласно Гесиоду, была пустота. Из этой пустоты материализовалась Гея (Земля). Она породила горы, море и Урана (Небо), который стал ей мужем. От этого брака родились двенадцать титанов – древние первозданные силы природы, которым поклонялись в Греции. Согласно генеалогии богов Гесиода, титаны были первой правящей династией – отцами и дедами Олимпийцев.

Уран, первый патриарх (фигура отца) в греческой мифологии, был недоволен плодовитостью Геи. Умножение потомства было ему ненавистно. Когда рождались следующие после титанов дети, он прятал их в необъятном теле Геи, Земли, и не позволял увидеть свет дня. Гея очень страдала физически и испытывала огромную душевную горечь из-за такого обращения с детьми.

Она воззвала о помощи к своим взрослым детям – титанам. Согласно Гесиоду, не в силах более сносить страдания, Гея обратилась к ним смело и прямо: "Дети мои, ваш отец жесток. Послушаетесь меня, и мы отплатим ему за зло. Он первый прибегнул к насилию"1.

Таким образом, согласно "Теогонии" Гесиода, насилие Урана по отношению к детям является исходным злом, породившим все насилие в мире. Это был первородный грех Небесного Бога-Отца, повторявшийся в следующих поколениях.

Все титаны, кроме младшего сына, Кроноса (римляне называли его Сатурном), были "объяты страхом" перед отцом. Лишь Кронос откликнулся на мольбу Геи словами: "Мать, я отважусь исполнить твой план. У меня нет почтения к нашему недостойному отцу, ибо он первый прибегнул к насилию"2.

Мать вооружила сына серпом и предложила план действий. Кронос спрятался в засаде и стал ждать. Когда Уран пришел, чтобы возлечь с Геей, сын выхватил серп, отсек отцу гениталии и выбросил их в море. Кастрировав отца, Кронос стал самым могущественным из богов. Он и Гея вместе с другими титанами правили вселенной и порождали других богов.

Кронос женился на своей сестре Рее, которая, как и ее мать, Гея, была богиней земли. От их союза родилось первое поколение Олимпийцев: Гестия, Деметра, Гера, Гадес, Посейдон и Зевс.

Но опять патриарх-прародитель – на этот раз сам Кронос – попытался уничтожить свое потомство. Кроносу предсказали, что его свергнет собственный сын, и он решил не допустить этого. Едва на свет рождался новый младенец, Кронос пожирал его, даже не взглянув, сын это или дочь. Всего он поглотил трех дочерей и двух сыновей.

Рея очень горевала из-за потери детей. Забеременев в очередной раз, она обратилась к Гее и Урану, моля их помочь спасти хотя бы этого ребенка. Родители посоветовали ей отправиться рожать на Крит, а когда туда явится Кронос, подсунуть ему вместо младенца завернутый в пеленки камень. План удался, и Кронос в спешке проглотил камень, думая, что это его ребенок.

Этим спасенным младенцем был Зевс. В конце концов он, как и было предсказано, низверг отца и стал верховным правителем. Зевса растили тайно. Когда же он вырос, то, заручившись помощью Метиды (или Метис) – до-олимпийской богини мудрости и его первой супруги, – напоил Кроноса рвотным зельем, после чего тот отрыгнул всех своих детей и камень. В союзе с освобожденными братьями и сестрами Зевс низверг Кроноса и титанов. Насилие породило насилие в третьем поколении.

После победы три божественных брата – Зевс, Посейдон и Гадес – тянули жребий, чтобы поделить между собой вселенную. Зевсу досталось небо, Посейдону – море, Гадесу – подземное царство. Хотя считалось, что земля и гора Олимп должны принадлежать всем, Зевс в конце концов распространил свое влияние и на эту территорию. (Сестры, согласно нормам патриархальной греческой культуры, не могли претендовать на наследство.)

В результате бурных похождений Зевса родилось следующее поколение богов, а также полубогов-героев, чьи удивительные подвиги описаны в греческих мифах. Активно зачиная детей, Зевс, как и его отец, опасался, как бы кто-нибудь из сыновей не сверг его. Однажды Зевсу напророчили, что Метида, первая из семи его законных жен, родит ему двух детей, в том числе сына, который впоследствии будет править людьми и богами. Поэтому, когда Метида забеременела, Зевс, боясь, что она вынашивает именно этого сына, хитростью убедил жену уменьшиться в размерах и проглотил ее, чтобы предотвратить рождение ребенка. Однако Метида ждала не сына, а дочь – Афину, – впоследствии родившуюся из головы Зевса.

Небесные боги как отцы

Боги-отцы в греческой мифологии обладают сходными чертами с божествами всех других патриархальных культур. Боги-отцы – это могущественные мужские божества-правители, и в этом смысле они являются символами, или абстракциями. Они являют собой как бы увеличенную версию носителей власти в нашей культуре. Таким образом, эти боги представляют собой архетипические фигуры, и посвященные им мифы, если относиться к ним как к метафорам, могут многое рассказать нам о психологии людей данного типа.

Патриархальные боги – авторитарные представители мужского пола, живущие на небесах, на вершинах гор или за облаками. Таким образом, они правят сверху и издалека. Пока такой бог сохраняет главенство над остальными богами, он ожидает от окружающих покорности и имеет право делать все, что ему заблагорассудится. Будучи богами-воинами, они завоевывают главенствующее положение в результате побед над противником. Эти боги обычно ревностно относятся к своим прерогативам и требуют от подчиненных полной покорности. Несмотря на все свое могущество, такой бог боится судьбы – которая непременно состоит в том, что его должен свергнуть сын. Нередко эти боги бывают весьма неласковыми отцами и проявляют враждебность по отношению к потомству.

"Хороня" своих детей, Уран пытался подавить их потенциал, – он не позволял им расти и развиваться так, как им было предназначено от природы. Кронос, "проглатывая", или "пожирая", детей, пытался сделать их частью себя. Образно говоря, именно таким образом авторитарный отец может помешать росту своих детей, чтобы те не стали больше него и не бросили вызов его статусу или верованиям. Он держит их в тени, стараясь оградить от влияния людей, знаний или ценностей, которые могли бы расширить их кругозор. Такой отец требует, чтобы дети не отличались от него и не отклонялись от его планов относительно их будущего. Если ребенок не может думать или мыслить независимо, он не представляет угрозы для отца. Такое стремление некоторых отцов ограничивать независимость и рост своих детей я называю "комплексом Кроноса".

Зевс же путем обмана убедил свою жену стать маленькой и проглотил ее. Метида уменьшилась и утратила свое могущество, вследствие чего Зевсу удалось проглотить все ее атрибуты, – как патриархат когда-то проглотил матриархат, приписав богу все атрибуты, некогда принадлежавшие богине. Подобное умаление претерпевают некоторые женщины, после того как выйдут замуж и забеременеют. Они утрачивают былую независимость мышления и авторитет, полностью подчиняя себя мужьям, которые нередко обладают авторитарным характером Зевса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Джин Шинода Болен (2)

    Документ
    После выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким
  2. Джин Шинода Болен (3)

    Документ
    После выхода в свет книги "Богини в каждой женщине" меня завалили просьбами написать о мужчинах и богах. Мужчины, слушавшие мои лекции о богинях, снова и снова спрашивали: "А что вы можете сказать о нас?" Таким
  3. Боги нового тысячелетия (1)

    Документ
    200 тысяч лет назад человекообразное существо, известное под именем Homo erectus (Человек прямостоящий), внезапно превратилось в Homo sapiens (Человека разумного).
  4. Боги нового тысячелетия (2)

    Документ
    200 тысяч лет назад человекообразное существо, известное под именем Homo erectus (Человек прямостоящий), внезапно превратилось в Homo sapiens (Человека разумного).
  5. Богу Серия «Гуру-крипа»

    Документ
    Поэтому мы постараемся объяснить причины, побудившие нас к этому труду. Во-первых, чтение это тот же процесс слушания, вот только с нашей точки зрения, это активный процесс в отличие от прослушивания магнитофонной записи.

Другие похожие документы..