Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В. Тендряков. «Весенние перевертыши». Р. Погодин. «Трень-брень». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». В. Гюго. «Отверженные». П. Мериме. «Таманго». Э....полностью>>
'Документ'
Акушерство: учебник / Б. М. Венцковский [и др.] ; ред. Б. М. Венцковский, Г. К. Степанковская, Н. Е. Яроцкий. - К. : ВСИ "Медицина", 2010. ...полностью>>
'Документ'
Н.Э.Баумана Политехнический, научно-технический / 9 Музей Российского государственного Научно-исследовательского испытательного Центра подготовки кос...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс "Теоретические основы синтеза р/ф систем" читается студентам 5-го курса дневного отделения физического факультета, обучающимся на кафе...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

для промежуточной аттестации

Пояснительная записка

Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в тест включены задания, выполнение которых отражает владение студентами основным понятийным аппаратом данной дисциплины, а также демонстрирует уровень теоретического освоения общих вопросов данного нарушения.

Блок КИМов содержит три варианта по 25 заданий.

Среднее время выполнения: 45 минут.

Вариант 1

  1. Вставьте пропущенные слова в определение.

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи, инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства ___________, ___________ и ___________ операций при полной или относительной сохранности ___________ и __________ операций, а также сохранности ___________ знаковых систем.

  1. Сопоставьте предложенные концепции изучения алалии с соответствующими объяснениями механизмов возникновения алалии.

А – психологические концепции

Б – моторные концепции

В – психолингвистические концепции

1 – определяют, что механизм алалии обусловлен недостаточностью артикуляционного аппарата в связи с локальным повреждением коры головного мозга

2 – определяют, что в основе алалии лежит нарушение речи обусловлено недостаточностью в развитии других психических функций

3 – определяют, что основой алалии являются языковые механизмы, что отражается в сохранности доязыкового этапа порождения речи и грубом нарушении языкового этапа.

  1. Проранжируйте представленные причины возникновения алалии в порядке значимости (от наиболее к наименее значимой)

1 – родовая травма

2 – асфиксия

3 – резус-конфликт матери и плода

4 – черепно-мозговая травма до 3 лет

5 – неправильные условия воспитания в семье

6 – патология беременности

  1. Соотнесите предложенные причины нарушений речи при алалии в соответствии с указанной классификацией.

А – биологические

Б – социально-психологические

1 – наличие тяжелых нарушений речи у предков

2 – недостаток речевой мотивации

3 – инфекционные заболевания матери во время беременности

4 – полилингвизм, билингвизм

5 - нейроинфекции

  1. Соотнесите представленные классификации алалии с их авторами

А – Р.Е. Левина

Б – В.А. Ковшиков

В – Либманн

1 – моторная, сенсорная, сенсомоторная, переходная форма

2 – алалия, обусловленная нарушением слухового восприятия, нарушением зрительного восприятия, снижением общей психологической активности

3 – экспрессивная, импрессивная

  1. Из предложенных вариантов механизмов лексических нарушений при алалии выберите возможные

1 – формирование словаря происходит на основе семантической близости слов, в связи с чем нарушается актуализация слов

2 – формирование словаря происходит на основе ассоциативно-ситуативной близости, в связи с чем нарушается актуализация слов

3 – происходит нарушение структурной организации семантических полей значений, в связи с чем нарушается актуализация слов

4 – в процессе актуализации слов дети опираются на 1 или несколько признаков, в связи с чем нарушается актуализация слов

5 – в процессе актуализации слов дети опираются на совокупность всех признаков, в связи с чем нарушается актуализация слов

6 – в процессе актуализации слов дети опираются на неправильные признаки, в связи с чем нарушается актуализация слов

7 – у детей нарушается познавательное развитие, в связи с чем нарушается актуализация слов

  1. Соотнесите наименование структурного компонента семантических полей значений с его составляющей характеристикой

А – ядро

Б – 1 концентр

В – 2 концентр

Г – 3 концентр

1 – слова, объединенные случайной связью

2 – слова, близкие по смысловому значению

3 – слова, объединенные на основе ситуативно-ассоциативной близости

4 – слова, являющиеся абсолютными синонимами

  1. Из предложенных характеристик речевых нарушений выберите те, которые определяют характер нарушения речи при алалии.

– отмечается патологический ход усвоения языковых единиц

Б – нарушение фонационного оформления высказывания

В – системное нарушение

Г – органическое нарушение

Д – нарушение структурно-семантического оформления высказывания

Е – диффузное нарушение

Ж – отмечается замедленный ход усвоения языковых единиц

З – функциональное нарушение

И – локальное нарушение

  1. Дополните высказывание:

Рассматривая механизмы нарушения речи при алалии с психолингвистических позиций, можно определить, что нарушение происходит на этапе ___________.

Распределите указанные примеры вербальных парафазий в соответствии с предложенной классификацией

А – вербальная замена по внешнему сходству

Б – вербальная замена по функциональному признаку

В – вербальная замена по ситуативному признаку

Г – вербальная замена по семантическому признаку

Д – вербальная замена на неологизмы – голубь – синица

2 – ручка – чем пишут

3 – весы – магазин

4 – сковородка – плита

5 – торт – пирог

6 – карман – плащ

7 – рельсы – полоски

8 – часы – тикают

9 – цыплята - курки

Выберите правильные утверждения, характеризующие лексическую сторону речи детей с алалией

1 – активный словарь выше пассивного

2 – объем словаря значительно меньше, чем в норме

3 – предикативный словарь ниже номинативного

4 – объем словаря знаменательных частей речи больше словаря служебных частей речи

5 - словарь сформирован на основе семантической близости

  1. Приведите примеры вербальных парафазий, обусловленных ритмическим и звуковым сходством.

  2. Дополните языковые операции, характеризующие языковой этап порождения речи

1 – фонематические

2 – _____________

3 – _____________

4 – _____________

  1. Определите условия, которые являются значимыми при формировании лексической стороны речи ребенка в процессе онтогенеза

1 – высокий социально-культурный уровень семьи

2 – активное речевое общение с ребенком

3 – четкое соотнесение конкретного слова с соответствующим предметом

4 – эмоциональное развитие ребенка

5 – развитие мышления ребенка

  1. Соотнесите понятия с их определениями

А – значение

Б – понятие

1 – это система значений слов

2 – это отношение слова к объекту

  1. Соотнесите типологию, характеристики и примеры вербальных ассоциаций

А – синтагматические ассоциации

Б – парадигматические ассоциации

1 – это ассоциации, при которых слово-стимул и слово-реакция составляют согласованное словосочетание

2 – это ассоциации, при которых слово-стимул и слово-реакция отличаются более, чем одним дифференциальным семантическим признаком

I – посуда – чашка

II – дерево – растет

  1. Отберите из предложенных примеры аграмматизмов, являющихся неспецифическими

1 – устранение беглости гласных

2 – игнорирование чередований конечных согласных

3 – замена окончания на окончание других падежей

4 – замена определенной формы глагола на неопределенную

5 – отсутствие супплетивизма при образовании слов

  1. Соотнесите основные этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе с их возрастными границами

А – этап предложений из слов-корней

Б – этап однословных предложений

В – этап усвоения морфологической системы

1 – 3 – 7 лет

2 – 1г. 3 м. – 1г. 8 м.

3 – 1г. 8 м. – 1г. 10 м.

  1. Распределите предложенные варианты нарушений в соответствии с типом аграмматизма

А – морфологический аграмматизм

Б – синтаксический аграмматизм

1 – вместо: «Дает корм петухам» - «Дает корм петухим»

2 – вместо: «Дети поют песенку» - «Дети песенку поют»

3 – вместо: «Собака ест мясо» - «Мясо» или «Собака»

4 – вместо: «Сижу на ковре» - «Сижу на ковёром»

20. Определите ведущие нарушения речи при алалии

А – фонематические

Б – стилистические

В – лексико-грамматические

Г – нарушения письменной речи

21. Определите место алалии в психолого-педагогической классификации речевых нарушений

А – входит в группу фонетических нарушений речи

Б – входит в группу фонетико-фонематических нарушений речи

В – входит в группу общего недоразвития речи

22. Выберите те характеристики грамматической стороны речи детей, которые отмечаются только у детей с алалией

1 – происходит смешение внутри одного грамматического значения

2 – нарушаются предложно-падежные конструкции

3 – нарушается формирование грамматических обобщений

4 – происходит смешение флексий различных грамматических значений

5 – отмечается смешение семантически близких морфем

6 – отмечается смешение семантически далеких морфем

23. Вставьте пропущенные слова

При анализе синтаксических конструкций обращается внимание на: 1) __________ членов предложения, 2) _____________ ___________ членов предложения.

24. Проанализируйте пример и укажите, в чем состоит синтаксическое нарушение у ребенка с алалией?

«Вася перепрыгнул на лужу и упал дорогу»

25. Вставьте пропущенные слова в определение.

Контаминация – это нарушение __________ структуры слова, выражающееся в _________ слогов из 2-х разных слов.

Вариант 2

  1. Вставьте пропущенные слова в определение.

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи, инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства фонематических, ___________ и ___________ операций при полной или относительной сохранности ___________ и моторных операций, а также сохранности ___________ знаковых систем.

(морфологических, лексических, смысловых, невербальных)

  1. Выберите утверждения верные для характеристики алалии:

А – стойкое нарушение

Б – возникает после 3 лет

В – отмечается только задержка темпов нормального усвоения языка

Г – отмечается патологическое усвоение языка и нарушение темпов усвоения

Д – является функциональным расстройством речи

Е – относится к нарушениям структурно-семантического высказывания

3. Механизмы алалии связаны с нарушением:

  1. доязыкового этапа порождения речи

  2. языкового этапа порождения речи

  3. этапа моторной реализации

4. Из перечисленных факторов выберите наиболее значимый для этиологии алалии:

  1. родовые травмы

  2. сочетание асфиксии и родовой травмы

  3. соматические заболевания в первый триместр беременности

  4. черепно-мозговые травмы в первый год жизни

5. Сопоставьте предложенные концепции изучения алалии с соответствующими объяснениями механизмов возникновения алалии.

А – психологические концепции

Б – моторные концепции

В – психолингвистические концепции

1 – определяют, что механизм алалии обусловлен недостаточностью артикуляционного аппарата в связи с локальным повреждением коры головного мозга

2 – определяют, что в основе алалии лежит нарушение речи обусловлено недостаточностью в развитии других психических функций

3 – определяют, что основой алалии являются языковые механизмы, что отражается в сохранности доязыкового этапа порождения речи и грубом нарушении языкового этапа.

А – 2, Б – 1, В – 3

6. Из указанных примеров вербальных парафазий отберите те, которые соответствуют предложенной классификации

А – вербальная замена по семантическому признаку

Б – вербальная замена по функциональному признаку

В – вербальная замена на неологизмы

1 – голубь – синица

2 – ручка – чем пишут

3 – весы – магазин

4 – сковородка – плита

5 – торт – пирог

6 – карман – плащ

7 – рельсы – полоски

8 – часы – тикают

9 – цыплята - курки

7. Выберите правильные утверждения, характеризующие лексическую сторону речи детей с алалией

1 – активный словарь шире пассивного

2 – объем словаря значительно меньше, чем в норме

3 – предикативный словарь шире номинативного

4 – объем словаря знаменательных частей речи больше словаря служебных частей речи

5 - словарь сформирован на основе семантической близости

8. Дополните языковые операции, характеризующие языковой этап порождения речи

1 – фонематические

2 – _____________

3 – _____________

4 – _____________

9. Соотнесите основные этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе с их возрастными границами

А – этап предложений из слов-корней

Б – этап однословных предложений

В – этап усвоения морфологической системы

1 – 3 – 7 лет

2 – 1г. 3 м. – 1г. 8 м.

3 – 1г. 8 м. – 1г. 10 м.

10. Выберите те характеристики грамматической стороны речи детей, которые являются специфическими для детей с алалией

1 – происходит смешение внутри одного грамматического значения

2 – нарушается формирование грамматических обобщений

3 – происходит смешение флексий различных грамматических значений

4 – отмечается смешение семантически близких морфем

5 – отмечается смешение семантически далеких морфем

11. Вставьте пропущенные слова

При анализе синтаксических конструкций обращается внимание на: 1) __________ членов предложения, 2) _____________ ___________ членов предложения.

количество, порядок следования

12. Как называется этап развития фонематической системы языка, на котором позже усвоенная фонема начинает временно заменять ранее усвоенную фонему?

1 – субституирование

2 – сверхгенерализация

3 – нерегулярное использование

13. Классифицируйте контекстуальные влияния на сегментные и надсегментные.

1 – сегментные

2 – надсегментные

А – фонематическое окружение

Б – ударение

В – тип слога

Г – слоговая структура слова

1 – а, в, г; 2 - б

14. Как называется нарушение слоговой структуры слова, при котором происходит её упрощение до ударного слога?

1 – аппроксимация

2 – элизия

3 – контаминация

15. Какие из предложенных характеристик не являются основными признаками текста?

1 – цельность

2 – выразительность

3 – связность

4 – длительность

5 – осознанность

16. Распределите последовательно степени нарушения языковой системы от первой к третьей.

А - Многословные предложения различных типов и конструкций, но они во многих случаях деформируются. Ограничен набор синтаксических связей и средств их выражения. Грубо нарушаются системы словоизменения и словообразования – аграмматизмы. При поиске слов могут возникать замены. Невербальные средства используются в ограниченном объеме. Тексты по содержанию и структуре приближены к норме.

Б – Все подсистемы языка находятся в рудиментарном состоянии и развиваются аномально. Тексты чаще всего непонятны вне ситуации. Употребляется небольшое количество предложений, односоставных. В качестве средств в связи используются сочинительные союзы, личные, указательные местоимения. Используются невербальные средства связи.

В – В речи преобладают однословные и двусловные предложения. В структуре предложений чаще выражается субъект, реже – предикат и объект. Другие члены пропускаются. Система словоизменения и словообразования находится в зачаточном состоянии – выражаются аграмматизмы. Нарушается процесс поиска слов. Тексты в основном понятны вне ситуации. Текстообразующий фактор – вербальные средства: предикаты, противительные и подчинительные союзы, наречия, личные и указательные местоимения. В текстах – пропуски отдельных элементов сюжета, их перестановки.

Б, В, А

17. Определите основное направление коррекционно-логопедического воздействия при алалии с точки зрения психолингвистической концепции.

1 – формирование психологической базы речи

2 – развитие общей и речевой моторики

3 – овладение закономерностями функционирования языка

18. Соотнесите понятия и их характеристики

1 – логоррея

2 – «отчуждение смысла слова»

3 – гиперакузия

4 – «избирательность восприятия речи»

А – неадекватная болезненная реакция на неречевые звуки, индифферентные для окружающих (стук двери, капание воды и т.д.), вызывающие у ребенка болезненные ощущения и приступы агрессии;

Б - поток бессвязной речи, доставляющий ребенку удовольствие слышать свою речь, интонацию, голос;

В - явление, при котором хорошо известное слово воспринимается ребенком на слух и может быть правильно воспроизведено им, но при этом не имеет предметной соотнесенности;

Г – явление, при котором лучше воспринимается речь, исходящая от хорошо знакомых людей со знакомыми голосами и интонацией.

1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г

19. Распределите указанные языковые и неязыковые признаки, характерные для алалии и для нарушений слуха.

1 – алалия

2 – нарушения слуха

А – невозможность спонтанного усвоения языка

Б – достаточно высокий уровень развития интеллекта

В – сохранность просодии

Г – словесное сопровождение мимико-жестикуляторной речи

Д – нарушение мелодики, ритма и ударения

Е – наличие элементарной звуковой речи даже в тяжелых случаях

1 – Б, В, Г, Е; 2 – А, Д

20. Коротко охарактеризуйте суть этапа создания «сенсорного голода» при коррекции импрессивной алалии: характеристика, цель, условия и приемы.

21. Проанализируйте указанные нарушения звукопроизношения, выберите возможные механизмы указанных нарушений и обоснуйте их.

1 - «котенок – татенок»

2 - «стекло – кито»

А – нарушение выбора и комбинирования фонем в процессе порождения речи

Б – несформированность системы фонематических противопоставлений по акустической и артикуляторной характеристикам

В – ориентировка на один или несколько признаков фонем

Г – влияние лингвистических факторов (тип слога, слоговая структура, длина слова, фонематическое окружение, отношение фонемы к ударному слогу) на выбор и комбинирование фонем

1 – Б, В, Г , 2 – Г, А

22. Определите тип упражнений, используемых для формирования лексических операций.

1 – словесные игры

2 – артикуляционная гимнастика

3 – речевые упражнения с родственными словами

4 – упражнения для развития чувства ритма

23. Соотнесите основные направления с этапами коррекционно-логопедической работы

1 – 1 этап

2 – 2 этап

3 – 3 этап

А – формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры высказывания

Б – воспитание речевой активности и формирование пассивного и активного словаря

В – формирование связной речи на основе коммуникативной деятельности и автоматизация грамматических структур

1 – Б, 2 – А, 3 – В

24. Определите ведущие нарушения речи при алалии

А – фонематические

Б – стилистические

В – лексико-грамматические

Г – нарушения письменной речи



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и положения современной генетики. Геном человека. Взаимодействие генов. Норма реакции. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.
  4. Электронный учебно-методический комплекс «Теория и методика обучения черчению» / гоу впо «Магнитогорский государственный университет» Тип эвм: Pentium IV; тип и версия ос: Windows xp

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Теория и методика обучения черчению» предназначен для студентов специальности 030800-«Изобразительное искусство» дневной и заочной формы обучения.
  5. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального

Другие похожие документы..