Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Аморфный гидрированный кремний – научные проблемы и практические задачи (ст.н.с. И.А. Курова, ст.н.с. Н.Н. Ормонт, комн. 1-58)Выполняя курсовую работу...полностью>>
'Документ'
Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства...полностью>>
'Документ'
Приложение № к решению «О бюджете Вешкельского сельского поселения на 01 год» ПЕРЕЧЕНЬ ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цель: дать представление об алалии.

План проведения занятия.
  1. Определения алалии.

  2. Место алалии в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях.

  3. Этиология алалии.

  4. Характер повреждения речевого аппарата при алалии.

  5. История изучения алалии.

  6. Концепции механизмов алалии.

  7. Классификации алалии.

Задание для самостоятельной работы.

  1. Выпишите и проанализируйте определения алалии по рекомендуемой литературе.

  2. Проанализируйте литературу и составьте таблицу этиологических факторов.

Биологические факторы

Социально-психологические факторы

Пренатальные

Натальные

Постнатальные

Контрольные вопросы
  1. Дайте определение алалии.

  2. Приведите статистические сведения о распространенности алалии.

  3. Какие термины используются наряду с термином «алалия» в современной отечественной и англоязычной литературе?

  4. К какой группе нарушений по клинико-педагогической классификации относится алалия? Соотнесите с этапом порождения речевого высказывания.

  5. К какой группе нарушений по психолого-педагогической классификации относится алалия? Обоснуйте.

  6. Назовите основные этиологические факторы.

  7. Какова роль социально-психологических факторов в этиологии алалии?

  8. Чем обусловлена ведущая роль асфиксии в этиологии алалии?

  9. Какова традиционная точка зрения на характер повреждения речевого аппарата при алалии?

  10. Приведите факты, опровергающие традиционную точку зрения. Назовите исследователей, считающих, что характер повреждения при алалии диффузный.

  11. Охарактеризуйте этапы изучения алалии. В чем их принципиальное различие?

  12. Раскройте понятие «механизма» нарушения и его значения для коррекционно-логопедической работы.

  13. Охарактеризуйте основные аспекты изучения алалии отечественными авторами.

  14. Назовите сторонников «моторной» концепции. В чем ее суть?

  15. Назовите сторонников «психологической» концепции. В чем ее суть?

  16. Назовите сторонников «психолингвистической» концепции. В чем ее суть?

  17. Дайте критический анализ существующих концепций.

  18. Назовите известные классификации алалии. Какие критерии положены в основу выделения различных форм алалии?

ТЕМА 2

НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИИ

Цель: познакомить с особенностями неречевой симптоматики алалии.

План проведения занятий

  1. Особенности неврологической симптоматики у детей с алалией.

  2. Особенности высших психических функций у детей с алалией.

  3. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с алалией.

Задания для самостоятельной работы
  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить таблицу состояния высших психических функций у детей с алалией в дошкольном, младшем школьном и старшем школьном возрасте.

Контрольные вопросы
  1. Каковы особенности проявления неврологической симптоматики у детей с экспрессивной алалией? Приведите данные разных авторов.

  2. Чем можно объяснить тот факт, что далеко не у всех детей отмечают знаки повреждения цнс?

  3. Почему не следует устанавливать причинно-следственную связь между тяжелой неврологической симптоматикой и механизмами экспрессивной алалии?

  4. Охарактеризуйте состояние высших психических функций у детей с экспрессивной алалией: внимания, восприятия, памяти, мышления.

  5. Какова зависимость между состоянием речи и высших психических функций у детей с экспрессивной алалией? Подтвердите свой ответ данными исследований по предложенной литературе.

  6. Каково соотношение невербального образного и понятийного мышления у детей с алалией?

  7. Каково влияние состояния высших психических функций у детей с алалией на успешность их школьного обучения?

  8. Охарактеризуйте состояние эмоционально-волевой сферы детей с алалией?

  9. Для какой группы детей более всего характерно выраженное переживание своего языкового расстройства?

  10. Дайте определение понятия «языковой негативизм».

  11. Какова зависимость между степенью нарушения языковой системы и проявлением речевого негативизма?

ТЕМА 3

ЯЗЫКОВАЯ СИМПТОМАТИКА МОТОРНОЙАЛАЛИИ.
3.1.ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Цель: дать знания об особенностях и механизмах лексических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

План занятия:

  1. Структура семантических полей значений. Понятие об актуализации слов.

  2. Онтогенез лексической подсистемы языка.

  3. Особенности лексических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

  4. Механизмы лексических нарушений.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу количественного изменения словаря нормально развивающегося ребенка в разные возрастные периоды.

  2. Проанализируйте результаты проведенного в группе ассоциативного эксперимента по следующим критериям:

А) количественный:

  • количество слов-стимулов и слов-реакций;

  • количество реальных и формальных ответов;

  • грамматический параметр обсчета: количество существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, других частей речи.

  • количество синтагматических и парадигматических ответов;

В) качественный:

  • анализ слов, объединенных жестко-семантической связью;

  • анализ слов, объединенных свободно-ассоциативной связью;

  • анализ слов, объединенных свободной связью.

3. Проанализируйте следующие вербальные замены: свитер – капюшон; карусель – можно кататься; зебра – лось; душ –вода; дом – город; гора – камни; щеки – лицо; пень – дерево; щетка – зубы чистить; гусеница – жучок; луна – земля; торт – пирог; чемодан – портфель; рубашка – пальто; топор – молоток; карман – плащ; перышки – крылышки; мячик – шарик; кирпич – кубик; пар – дым; стекло – зеркало; шнурки – веревки; весы – это магазин; сковородка – на печке; туча – небо; снег – зима; горка – зимой; лестница – ступеньки; форточка – окно; туча – большая; ремень – часы; карусели – цирк; коза – ме; пар – «Ш»; цыплята – курки; свинья – парасюха; весла – ведра; яйцо – ко-ко.

Контрольные вопросы
  1. Дайте определения следующим терминам: «смысл», «значение», «понятие».

  2. Охарактеризуйте этапы формирования понятия по Л.С.Выготскому. Как эти этапы связаны с ведущей деятельностью ребенка в тот или иной период его развития? Приведите примеры, иллюстрирующие эти этапы.

  3. Охарактеризуйте качественное своеобразие словаря нормально развивающегося ребенка на разных этапах его развития.

  4. Дайте определение термина «актуализация слова».

  5. От каких условий зависит успешная актуализация слов?

  6. По каким параметрам происходит поиск слов в долговременной памяти?

  7. Каково строение семантических полей значений?

  8. Что представляет собой ядро семантического поля? Приведите примеры.

  9. Что представляет собой периферия семантического поля? Приведите примеры.

  10. По данным литературы проследите динамику соотношения ядра и периферии в онтогенезе.

  11. По данным литературы проследите динамику соотношения ядра и периферии у детей с алалией в разные возрастные периоды.

  12. Перечислите симптоматику лексических нарушений наиболее показательно характеризующую экспрессивную алалию.

  13. Проанализируйте механизмы лексических нарушений при алалии с разных позиций (моторных, психологических, психолингвистических).

3.2.НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

Цель: дать знания об особенностях и механизмах грамматических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

План занятия:

1. Онтогенез грамматической подсистемы языка.

2. Особенности синтаксических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

3. Механизмы синтаксических нарушений.

4. Особенности морфологических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

5. Механизмы морфологических нарушений.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу, отражающую основные периоды развития грамматического строя языка (по А.Н.Гвоздеву).

  2. Проанализируйте следующие синтаксические аграмматизмы: Дети (Дети играют). Молоко (Кошка лакает молоко). Девочка кукла (Девочка купает куклу). Дети наряжают (Дети наряжают елку). Руки моет. Кубик большой.

  3. Проанализируйте следующие морфологические аграмматизмы: съехал – ехал; нарисовал – рисовал; красный юбка; дети одевается; девочки играет; твой нога; мячики красивый; мои тапочка; дом - д′омы; глаз - гл′азы; ведро – ведры; дерево – деревы; козленок – козленки; моет (пол) пола, полу; сел (на стул) на стуле, на стулу; боится (петуха) петух, петуху; идет (к лисе) лиса, лисой; вытирает нос (платком) платок, палатке, платоком; ударил мяч (ногой) нога, ногу, ногом, ногей; лежат (на полу) пол, на пол, на поле; часы (на руке) на рука, на руком, на руку; они пить чай; они кричит; катается- катает; они шела; они рисовают; машины гудют; Маша кладит палочки; дети шли (пошли) в лес; деревянный – дерево; теленок – маленький му.

Контрольные вопросы
  1. Назовите условия, необходимые для успешного усвоения грамматического строя языка.

  2. Раскройте понятие «языковые или грамматические обобщения».

  3. Охарактеризуйте периоды развития грамматического строя языка в онтогенезе, опираясь на работы А.Н.Гвоздева и С.Н.Цейтлин. Чем характеризуются каждый из этапов и периодов?

  4. Перечислите и прокомментируйте основные закономерности формирования грамматического строя языка в онтогенезе.

  5. Дайте определение термину «окказионализм», приведете примеры окказионализмов.

  6. Раскройте понятие «аграмматизм». Противопоставьте «аграмматизм» и «окказионализм».

  7. Какие аграмматизмы называют экспрессивными, импрессивными, синтаксическими, морфологическими?

  8. Охарактеризуйте импрессивный аграмматизм у дошкольников с экспрессивной алалией.

  9. Охарактеризуйте синтаксические аграмматизмы у дошкольников с экспрессивной алалией.

  10. Какова роль мимико-жестикуляторных средств коммуникации во фразовой речи дошкольников с алалией?

  11. Охарактеризуйте синтаксические средства связи, наиболее часто используемые в речи дошкольниками с алалией? Какая зависимость существует между синтаксическими нарушениями и степенью выраженности алалии?

  12. Охарактеризуйте морфологические аграмматизмы у дошкольников с алалией.

  13. Приведете примеры аграмматизмов, встречающихся при словоизменении и словообразовании различных частей речи.

  14. Каковы механизмы синтаксических и морфологических нарушений при алалии?

    1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Цель: дать знания об особенностях и механизмах фонематических нарушений у детей с экспрессивной алалией.

План занятия:

  1. Онтогенез и закономерности формирования фонематической подсистемы языка.

  2. Особенности фонематических нарушений у дошкольников с алалией. Особенности нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

  3. Механизмы фонематических нарушений.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Проанализируйте предлагаемую литературу. Определите закономерности формирования фонематической подсистемы языка в онтогенезе.

    2. Составьте таблицу формирования звукопроизношения и слоговой структуры слов в онтогенезе.

    3. Проанализируйте и объясните механизм следующих нарушений звукопроизношения: сапаги – таляки; калабок – паляфок; кастрюля – татуля; барабан – балябам; малаток – малянок; петух – питук; карман – кармак; памидор – пимидор; сабака – папака; стреказа – каказа; лимон – минор; ремень – мелень; веласипет – пасипе; верблют – либлют; картошка – таточка; катенок – татенок; памидоры – далидоны; перчатки – питачки; стекло – кито; пилит – пилип.

    4. Проанализируйте и объясните механизм следующих нарушений слоговой структуры слова: цветы – тити; капля – тата; калбаса – йайа; нокти – нокити; афтобус – атобут; клетка – тета; кистачка – кичика; кепка – кепа; скаваротка – талятота; дверь – дель; два – ва; птичка – тичка; лампа – лапа; доктар – дока; гара – гляля; лес – рлес; капает – крапает; игрушки – бигрушки; скамейка – мейка; балалайка – палака; варатник – ваник; телефон – фон; пугавица – пугица; чемадан – мачедан; грибы – бики; черепаха – палятака; галава – гальваля.

Контрольные вопросы
  1. Что понимается под фонематической подсистемой языка?

  2. Каковы закономерности формирования фонематической подсистемы языка?

  3. Каковы этапы формирования звукопроизношения в онтогенезе? Приведите примеры отступлений от нормированного произношения на каждом из этих этапов.

  4. Что понимается под «артикуляторной» и «перцептивной базами языка» (по Джапаридзе)?

  5. Каково состояние артикуляторной моторики у дошкольников с алалией?

  6. Перечислите симптоматику нарушений звукопроизношения и слоговой структуры у дошкольников с экспрессивной алалией.

  7. Каковы особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников с экспрессивной алалией?

  8. Каковы особенности нарушений слоговой структуры у дошкольников с экспрессивной алалией?

  9. Докажите, что нарушения звукопроизношения при алалии носит языковой (фонологический), а не моторный (фонетический) характер.

  10. Как вы понимает следующее утверждение: «Нарушения произношения при алалии непостоянны и разнообразны».

  11. Какое влияние на реализацию фонем оказывают различные контекстуальные факторы? Приведите примеры этих влияний на состояние звукопроизношения и слоговой структуры.

  12. Каковы механизмы фонематических нарушений у детей с экспрессивной алалией?

3.4.НАРУШЕНИЕ ТЕКСТОБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ.

СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АЛАЛИИ

Цель: дать знания об особенностях и механизмах нарушений текстообразования у детей с экспрессивной алалией.

План занятия:

  1. Онтогенез и закономерности формирования текстообразования

  2. Особенности нарушений текстообразования у дошкольников с алалией.

  3. Механизмы нарушений текстообразования у детей с экспрессивной алалией.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте предлагаемую литературу. Определите закономерности формирования навыков текстообразования в онтогенезе.

  2. Составьте таблицу формирования навыков текстообразования в онтогенезе.

  3. Проанализируйте предлагаемые примеры текстов, обратите внимание на типы предложений и межфразовые средства связи, используемые детьми. Определите степень нарушения языковой системы (по В.А.Ковшикову).

    • «Масик сай. И сай тук-тук. Сай ту-ту. И масик оппа. Саик бух! Масик пай, пай!» (Мальчик несет шар. И шар улетел. Шар летит. И мальчик бежит. Шарик лопнул. Мальчик плачет.)

    • «Мальчик кататься. Потом доть. Потом они домой. Домой мама люгает.» (Мальчики качаются на качелях. Потом пошел дождь. Потом они побежали домой. Дома мама их ругает.)

    • «Мама сказала детям, потому что идет дождь. Потом мальчики плачат, за то что они сразу не пошли»

Контрольные вопросы
  1. Дайте определение понятий «связная речь», «текст».

  2. Какие основные черты присущи диалогической и монологической формам речи?

  3. Дайте определение «цельности» и «связности».

  4. Какие типы текстов выделяются по степени членимости в соответствии с теорией Л.В.Сахарного? Какую роль играет развернутость текста при выделении типов текстов? Какие средства связности используются в каждом из выделенных типов? Приведите примеры типов текстов.

  5. С использованием рекомендованной литературы охарактеризуйте группы дошкольников с алалией по сформированности у них навыков текстообразования.

  6. Как соотносятся невербальный и вербальный планы текста в процессе его порождения у детей с алалией? У детей с умственной отсталостью?

  7. Какие средства связности характерны для каждой из выделенных групп детей с алалией?

  8. Какую роль играют невербальные средства коммуникации в процессе текстообразования у дошкольников с алалией?

  9. Как распределяются тексты по степени членимости у дошкольников с алалией?

  10. Каковы особенности текстообразования у детей старшего школьного возраста?

  11. Каков основной критерий выделения степеней нарушения языковой системы при экспрессивной алалией (по В.А.Ковшикову).

  12. Охарактеризуйте каждую из выделенных степеней нарушения языковой системы при алалии.

  13. Какие типы текстов характеры для каждой из выделенных степеней нарушения языковой системы?

  14. Каковы механизмы нарушения текстообразования у детей с алалией

ТЕМА 4

ТЕЧЕНИЕ МОТОРНОЙ (ЭКСПРЕССИВНОЙ) АЛАЛИИ. ДИАГНОСТИКА

МОТОРНОЙ (ЭКСПРЕССИВНОЙ) АЛАЛИИ.

ПРОГНОЗ.

Цель: дать знания о генезисе языка у детей с моторной (экспрессивной) алалией.

План занятия:

  1. Основные закономерности генезиса языка у детей с алалией.

  2. Особенности диагностики алалии.

  3. Определение прогноза.

Задания для самостоятельной работы:

  1. В ПМПК познакомьтесь с историями развития (историями болезни) детей с алалией. Проследите динамику их общего и речевого развития (по документации и собственным наблюдениям).

  2. Приведите примеры типичных ошибок речи детей с алалией, свидетельствующие о том, что развитие языка ребенка идет по патологическому типу.

  3. Подберите речевой, игровой материал для обследования детей с алалией.

Контрольные вопросы
  1. Докажите, что алалия не статичное, динамичное расстройство.

  2. Каковы особенности развития знаковой системы в довербальный период развития?

  3. Каковы особенности развития знаковой системы в вербальный период развития?

  4. Какие сходные и принципиально различные черты имеет генезис языка у нормально развивающихся детей и детей с алалией?

  5. Приведите примеры нарушений детей с алалией, свидетельствующие о патологическом развитии языка.

  6. Каковы особенности коммуникативной функции речи у детей с алалией?

  7. Что является ведущим показателем расстройства развития языкового механизма?

  8. Расскажите, как реализуются основные принципы в процессе обследования детей с алалией?

  9. Каковы формы обследования детей?

  10. Как проводится динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика?

  11. С какой целью анализируются анамнестические и катамнестические сведения о детях с алалией?

  12. Каковы особенности обследования детей с первой степенью нарушения языковой системы? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  13. Каковы особенности обследования импрессивной формы речи? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  14. Каковы особенности обследования лексической подсистемы языка? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  15. Каковы особенности обследования морфологической подсистемы языка? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  16. Каковы особенности обследования синтаксической подсистемы языка? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  17. Каковы особенности обследования фонематической подсистемы языка? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  18. Каковы особенности обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова? Приведите примеры и проиллюстирируйте их.

  19. Каковы особенности обследования навыков текстообразования? Приведите примеры и проиллюстрируйте их.

  20. Каким образом следует формулировать логопедическое заключение при алалии? Обоснуйте свой ответ.

  21. Какие условия являются наиболее значимыми для определения прогноза при алалии?

  22. Какие из этих условий свидетельствуют о положительном прогнозе, какие об отрицательном?

ТЕМА 5

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АЛАЛИИ

И ДРУГИХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

Цель: дать знания о дифференциальной диагностике алалии и других нарушений развития.

План занятия:

  1. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении.

  2. Сопоставительный анализ алалии и нарушения речи при раннем детском аутизме.

  3. Сопоставительный анализ алалии и афазии.

  4. Сопостави­тельный анализ алалии и дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте предлагаемую литературу.

  2. С опорой на литературу составьте таблицу по дифференциальной диагностике алалии и других нарушений развития.

Контрольные вопросы
  1. Какова значимость дифференциальной диагностики?

  2. Назовите основные критерии дифференциальной диагностики алалии и других нарушений развития.

  3. Что лежит в основе нарушения речи при умственной отсталости и при алалии?

  4. Каковы основные критерии разграничения алалии и умственной отсталости?

  5. Каковы особенности нарушений речи при аутизме?

  6. Каковы основные критерии разграничения алалии и раннего детского аутизма?

  7. Каковы основные критерии разграничения алалии и афазии?

  8. Каковы основные критерии разграничения алалии и нарушений произносительной стороны речи?

  9. Каковы основные критерии разграничения алалии и временной задержки речи функционального характера?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и положения современной генетики. Геном человека. Взаимодействие генов. Норма реакции. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.
  4. Электронный учебно-методический комплекс «Теория и методика обучения черчению» / гоу впо «Магнитогорский государственный университет» Тип эвм: Pentium IV; тип и версия ос: Windows xp

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Теория и методика обучения черчению» предназначен для студентов специальности 030800-«Изобразительное искусство» дневной и заочной формы обучения.
  5. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального

Другие похожие документы..