Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
С целью установления соответствия образовательной деятельности обозначенного ДОУ с приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утвержд...полностью>>
'Документ'
Понятие «трудный» — очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются...полностью>>
'Документ'
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения, таблицы и пр...полностью>>
'Программа'
Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Проводя...полностью>>

Лекция «Подготовка младших школьников к безопасному участию в дорожном движении»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция «Подготовка младших школьников к безопасному участию

в дорожном движении»

Главным при обучении школьников является не только изучение правил безопасного поведения на дорогах, но и формирование у них навыков и привычек безопасного участия в процессе движения, воспитание культуры поведения, дисциплинированности и ответственности за безопасность как свою, так и окружающих.

Очевидно, что все навыки и привычки безопасного поведения человека в дорожном процессе должны специально формироваться. Что же касается детей, то это формирование обязательно должно осуществляться взрослыми, обладающими специальными знаниями и умениями, необходимыми для достижения цели. Учебно-воспитательная работа должна строиться по схеме: причина-следствие-результат, основными этапами которой являются:

- раскрытие сущности и основных закономерностей дорожного движения, причин возникновения на дорогах аварийных ситуаций и условий их перехода в дорожно-транспортные происшествия;

- определение основных правил БДД и правил безопасного поведения в процессе движения;

- обучение и приучение к безопасному поведению на дорогах, в транспорте, воспитание транспортной культуры и дисциплинированности.

Сформулируем первый «закон» безопасности движения: «Чем выше скорость – тем больше опасность, чем выше опасность – тем меньше должна быть скорость».

Выбор допустимой безопасной скорости зависит от ряда условий: состояние дороги, дальность видимости, обзорность, интенсивность и характер движения, особенность устройства, техническое состояние автомобиля и вид перевозимого груза.

К типичным обстоятельствам опасных дорожно-транспортных ситуаций, которые возникают из-за неправильных поступков самих пешеходов, относится внезапный выход на проезжую часть перед близко движущимся транспортным средством из-за объектов, ограничивающих обзорность. Отсюда следует, что альтернативой такому опасному поведению должно быть осознанное действие, которое исключает выход на проезжую часть дороги, предварительно не убедившись в отсутствии на безопасном расстоянии от пешехода движущегося транспортного средства. С целью эффективного обучения данному правилу безопасного поведения введём второй «закон» безопасности движения: «Не видишь – остановись или резко снижай скорость». Этот закон в равной степени касается и пешеходов, и водителей.

В подготовке младших школьников к безопасному участию в дорожном движении должны преобладать: наблюдение образов, динамики реальной обстановки и практическая тренировка.

Формирование у школьников навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей, т.к. им нужны не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, умение сохранить свою жизнь и здоровье.

В перечне специальных навыков безопасного участия школьников в дорожном движении на первый план следует вынести навык безопасного движения на улицах, дорогах и в транспорте как основу выполнения Правил дорожного движения.

Установлено, что несчастные случаи с учащимися происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу лёгкой отвлекаемости детей. В работе со школьниками по формированию у них навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям. Так, например, младшие школьники ещё не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода дороги. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем на самом деле.

У школьников необходимо развивать чувство ответственности за своё поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить их сохранять самообладание, правильно и быстро оценивать обстановку, принимать решения. Поэтому основной задачей при обучении правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте является формирование следующих знаний, умений и навыков, привычек: сосредоточение внимания к дорожному движению, самообладание, уравновешенность в момент опасности. Дети должны уметь сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание скорее перебежать дорогу. Но не следует концентрировать их внимание на ужасах несчастных случаев: дети должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться дороги. Чувство страха парализует действия ребёнка, делает его менее находчивым в моменты опасности.

Неожиданное появление на проезжей части дороги, выход из-за транспортного средства или другого предмета, закрывающего обзор, игра на проезжей части дороги, как показывает практика, происходит, в основном, по причинам неумения наблюдать проезжую часть, замечать автомототранспортные средства, оценивать скорость и направления движения, предвидеть возможность появления транспортных средств из-за кустов, деревьев, невнимательности и беспечности. Поэтому детей необходимо учить умению видеть и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твёрдый навык (привычку).

Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у учащихся, особенно у детей младшего возраста, навыка наблюдения. Отсутствие этого навыка у ребёнка приводит его к следующим типичным ошибкам, сопряжённым с высокой степенью опасности:

- начинает переходить проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись;

- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора, не замечает выезжающее транспортное средство;

- на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

- играя вблизи проезжей части и увлёкшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев её;

- в сумерках не замечает автомобиль тёмного цвета;

- не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Сочетание специальных умений и навыков: видеть дорожные ситуации, наблюдать за их развитием, правильно анализировать дорожную обстановку и прогнозировать (предвидеть) её последующие изменения и принимать решения, адекватные складывающимся на дороге ситуациям, даёт нам право представить его единым «правилом» в виде третьего «закона» безопасности движения: «Чувствуй дорогу! Умей видеть, наблюдать и предвидеть, действуй безопасно!». Реализуя данный «закон» в педагогической практике, необходимо добиться того, чтобы ребёнок умел видеть глазами самостоятельно движение транспорта и пешеходов по дорогам и улицам. В этой связи уроки предвидения опасности должны проводиться на улице, но в пределах зоны тротуаров, пешеходного перехода или на остановке общественного транспорта.

Изучение практики по организации предупреждения ДДТТ позволяет выделить следующий необходимый минимум основных навыков безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы, особенно дети:

  1. Навык переключения внимания на улицу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в быту, в школе, и начинается транспортная среда).

  2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице (спокойно ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать верные решения).

  3. Навык наблюдения (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление их будущего движения).

  4. Навык предвидения опасности (видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать о возможных опасностях (скрытые опасности) и уметь их вычислять, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).

  5. Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением).

От того, как усваивают дети эти правила, изучают и осваивают «законы» безопасности движения, овладевают перечисленными навыками безопасно участия в дорожном движении и умело применяют их на практике, зависит в настоящем и будущем их личная безопасность на дорогах.

Таким образом:

- содержание знаний, умений, навыков, их объём и устойчивость должны соответствовать требованиям, которые предъявляют условиям безопасного участия школьников в дорожном движении;

- содержание знаний, умений, навыков безопасного участия школьников в дорожном движении должно быть построено с учётом межотраслевых факторов на основе «законов» безопасности движения и аккумулировать в себе специальные правила безопасного поведения;

- знания, умения, навыки безопасного участия школьников в дорожном движении должны быть осмыслены и восприняты как руководство к безопасному поведению в процессе движения, должны явиться средством принятия правильно решения и осуществления безопасных действий.

Подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении должна включать следующее:

- классная работа (урок в классе или спецкабинете, практические занятия на специальных площадках на улице);

- внеклассная работа (дополнительные занятия в УДО, мероприятия по изучению ПДД, профилактике ДДТТ и др.);

- индивидуальная работа с ребёнком в семье.

Литература:

Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М.Мустафина. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 464 с.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений.
  2. Основные понятия и термины правил дорожного движения

    Урок
    Цель урока: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движе­ния; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
  3. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела мвд россии «Ирбитский» Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных учреждениях

    Документ
    В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми.
  4. Особенности организации и методики проведения занятий по Основам безопасности жизнедеятельности в 2010–2011 учебном году

    Документ
    Модернизация российского образования, в условиях перехода на образовательный стандарт второго поколения, предполагает не только масштабные структурные и организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление
  5. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в российской федерации

    Доклад
    Аварийность на автомобильном транспорте – проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.

Другие похожие документы..