Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Раскрываются теоретико-методические положения организации изучения в начальной школе жанра «сказка»: народной и авторской, русской и зарубежной. Обоз...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 0601...полностью>>
'Задача'
См. Городскую целевую программу "Электронная Москва (2009-2011 гг.)", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г....полностью>>
'Закон'
Психология труда – это наука и практическая дисциплина, которая занимается изучением психологических закономерностей функционирования человека в проце...полностью>>

Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_____________________________________________________________________________________________________

В.Г. ХАНДОРИН

СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ

Курс лекций

для студентов специальности

032301– «Регионоведение»

Издательство

Томского политехнического университета

Томск 2008

ББК Ф4(2)+Ф4(4)Я73

УДК 327(47+57)(075.8)

Х19

Х

Х19

андорин В.Г.

Страны СНГ и Балтии: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 166 с.

Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств. Предназначен для студентов гуманитарного факультета ТПУ, обучающихся по специальности «Регионоведение», в качестве учебного пособия по дисциплине «Страны СНГ и Балтии» для самостоятельной работы и подготовки к зачетам. К лекциям прилагается список литературы для самостоятельного изучения и подготовки докладов.

ББК Ф4(2)+Ф4(4)Я73

УДК 327(47+57)(075.8)

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Рецензенты

Доктор исторических наук, профессор ТГАСУ

В.П. Андреев

Кандидат исторических наук, докторант ТГПУ

И.Е. Рудковская

© Томский политехнический университет, 2008

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………….

5

Тема 1. Причины и последствия распада СССР. Структура и эволюция СНГ ……………………………………………..

6

1.1. Российская империя и Советский Союз: особенности национально-государственного устройства, трансформация, причины и последствия распада ………………………………...

6

1.2. Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция …………………………………….

21

Тема 2. Экономические, военно-политические и гуманитарные аспекты интеграции стран СНГ и Балтии ………...

26

2.1. Экономика ……………………………………………………

26

2.2. Военно-политическая сфера ………………………………..

36

2.3. Гуманитарные вопросы ……………………………………..

46

Тема 3. Украина …………………………………………………

49

3.1. Общая характеристика ………………………………………

49

3.2. Внешняя политика …………………………………………..

60

Тема 4. Белоруссия ……………………………………………...

63

4.1. Общая характеристика ………………………………………

63

4.2. Внешняя политика …………………………………………..

68

Тема 5. Молдова ………………………………………………...

71

5.1. Общая характеристика ………………………………………

71

5.2. Внешняя политика …………………………………………..

76

Тема 6. Государства Закавказского региона ………………..

77

6.1. Общие особенности Закавказского региона ……………….

77

6.2. Грузия ………………………………………………………...

79

6.3. Армения ……………………………………………………...

89

6.4. Азербайджан …………………………………………………

95

Тема 7. Государства Центрально-Азиатского региона …….

103

7.1. Общие особенности Центрально-Азиатского региона ……

103

7.2. Казахстан ……………………………………………………..

106

7.3. Узбекистан …………………………………………………...

112

7.4. Туркмения ……………………………………………………

119

7.5 Таджикистан …………………………………………………

124

7.6. Киргизия ……………………………………………………...

129

Тема 8. Страны Балтии ………………………………………...

134

8.1. Общие особенности Балтийского региона ………………...

134

8.2. Эстония ………………………………………………………

136

8.2. Латвия ………………………………………………………..

142

8.2. Литва …………………………………………………………

147

Список литературы …………………………………………….

153

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций для студентов гуманитарного факультета ТПУ, обучающихся по специальности «Регионоведение», по дисциплине «Страны СНГ и Балтии». В соответствии с действующим учебным планом и рабочей программой, курс рассчитан на 18 часов лекций и предназначен для чтения студентам 2-го курса в 3-м учебном семестре, а также в качестве пособия для самостоятельной работы и подготовки к зачету.

Необходимость разработки такого курса автор видел в отсутствии пособий по этому новому для студентов ТПУ предмету, приспособленных к сжатому учебному плану. Во-вторых, поскольку 18 часов лекционного времени позволяют лишь тезисно осветить основные проблемы и разделы курса, что недостаточно для их полноценного осмысления и отражения фактов хотя бы в ограниченном объеме, из публикации этой работы студенты почерпнут недостающий материал для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельного изучения. Этому призван способствовать и прилагаемый в конце список литературы по темам и их разделам.

Курс лекций состоит из двух основных частей. Первая из них, состоящая из 2-х тем, является общей и посвящена предыстории и развитию Содружества Независимых Государств в целом, основным проблемам интеграции и их истокам в истории, без осмысления которых невозможно понять суть этих проблем. При этом во 2-й теме по отдельности освещаются сферы экономики, военно-политического сотрудничества и гуманитарные процессы. Среди них особое место уделено приобретающим нешуточное значение миграциям из государств Содружества в Россию (в том числе в Сибирский регион), острым злободневным вопросам национальной безопасности России, социально-правовой защиты русскоязычного населения в странах постсоветского пространства.

Вторая часть курса представляет собой очерки об отдельных странах СНГ и Балтии. В их рамках выделены характерные черты и направления развития отдельных международных регионов постсоветского пространства – Балтийского, Закавказского, Центрально-Азиатского, а также стран юго-западного направления (Украина, Молдова) и Белоруссии. Каждый раздел этой части, посвященный какой-либо республике, построен по схеме: общие данные; очерк истории; этнический состав населения; природно-экономический потенциал; очерк современной истории (с момента обретения политической независимости); внешняя политика. Особое внимание уделено внешней политике государств СНГ и Балтии, рассмотрению ведущих векторов международного влияния и борьбе между ними.

В результате изучения курса у студентов должно сложиться комплексное научное представление о причинах и последствиях распада многонационального геополитического пространства, именовавшегося Российской империей, а в дальнейшем – СССР; и трансформации большей части его составляющих в СНГ, о его структуре и эволюции, интеграционных процессах по всем основным направлениям; проблемах межгосударственных и межэтнических отношений, культурно-цивилизационной специфике отдельных международных регионов и государств СНГ и Балтии – ближайших соседей и партнеров России, особенностях их экономики и политики, об отношениях России с каждым из них и их перспективах; а также о международных связях Сибирского региона и ТПУ в рамках СНГ и их влиянии на процессы интеграции. Кроме того, студенты должны овладеть основами методов сравнительно-исторического и регионоведческого анализа применительно к данному курсу.

ТЕМА 1

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР.

СТРУКТУРА И ЭВОЛЮЦИЯ СНГ

1.1. Российская империя и Советский Союз: особенности национально-государственного устройства, трансформация, причины и последствия распада

Геополитическое пространство, именуемое ныне Содружеством Независимых Государств (СНГ), возникло на территории бывшей Российской империи – одной из крупнейших многонациональных империй мира и последней по времени распада среди них, с 1922 г. именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик (СССР) и распавшейся в 1991 г. Оно занимает одну шестую часть земной суши, включая большую часть Восточной Европы и всю Северную Азию до Дальнего Востока включительно.

Положение Российского государства на рубеже между Востоком и Западом во многом определило своеобразие его исторического пути и начиная с XIX века служит предметом нескончаемых дискуссий в отечественной и зарубежной общественной мысли. Для российских «западников» наша страна является частью европейской цивилизации, лишь запоздавшей в своем развитии по ряду исторических причин, для наиболее патриотически настроенных мыслителей – славянофилов XIX столетия и евразийцев ХХ века – самостоятельной цивилизацией, а многие западные ученые (как правило, враждебно настроенные) относят ее к числу восточных деспотий, несовместимых с европейскими духовными и морально-политическими ценностями. Очевидно, истина находится посередине, но несомненно, что при всем своеобразии развития сама Россия как ядро империи – по своим религиозным, культурным традициям, наиболее общим особенностям исторического пути – ближе к Европе, нежели к Востоку.

Поскольку предметом нашего курса является не собственно Россия, а остальные государства, ранее входившие в состав созданной ею империи (за исключением Польши и Финляндии, отделившихся в ходе революции 1917 г.), как ее ближайшие соседи и партнеры, постольку в их отношении представляет интерес прежде всего то влияние, которое Россия, имперское прошлое оказали на их развитие и которое продолжает сказываться на их современном состоянии.

Для этого необходимо выделить характерные особенности национально-государственного устройства имперского периода и его эволюции:

1. Многонациональность. Изначально, уже с Древнерусского периода IX–XV веков, для формирующегося государства, основу которого (как и будущей русской нации) составили славянские племена, было характерно многообразие этнических контактов – от варягов (скандинавов), основавших первую правящую династию на Руси, и греков, давших ей свою религию, до финно-угорских племен и азиатских степных народов (хазар, печенегов, половцев, монголо-татар). При этом происходила частичная ассимиляция угро-финнских и некоторых тюркских народностей, вливавшихся в состав древнерусского этноса и наложивших отпечаток на его культурное развитие.

2. Начиная с середины XVI века (вскоре после объединения русских земель в Московское государство и падения татарской гегемонии) – постепенная, но практически непрерывная территориальная экспансия (по темпам и длительности более всего сходная с экспансией Римской империи в древности) во всех направлениях, кроме северного (т.к. к северу лежал пустынный Ледовитый океан). Именно тогда, начиная с Ивана Грозного, по существу формируется многонациональная империя (по названию – с 1721 г. при Петре Великом). Ее формирование продолжалось более трех столетий и завершилось во второй половине XIX века. За это время территория страны увеличилась почти в 10 раз – с 2,6 млн кв. км на момент завершения объединения русских княжеств под властью Москвы (от Ледовитого океана на севере до Нижнего Новгорода на юге и от Смоленска на западе до Уральских гор на востоке) до 24 млн кв. км после последних крупных завоеваний в Центральной Азии (на юге – до Кушки и афганской границы, на западе – до скандинавских скал, Вислы и Дуная, на востоке – до Тихого океана).

И хотя ядро империи составлял великорусский этнос, к началу ХХ века нерусские народности (включая украинцев и белорусов, официально причислявшихся тогда к русским) достигали 57 % ее населения.

Основными этапами формирования империи были:

  • середина XVI в. – покорение татарских ханств в Поволжье;

  • конец XVI – середина XVII вв. – присоединение Сибири и большей части Дальнего Востока (Камчатка – на рубеже XVII–XVIII вв.);

  • 2-я половина XVII – XVIII вв. – воссоединение с Украиной (кроме Западной) и Белоруссией (до XIV в. являвшимися частью Древней Руси, а затем вошедшими в состав Польско-Литовского государства);

  • XVIII в. – присоединение Прибалтики, Казахстана, Северного Причерноморья и Крыма, а также освоение Аляски, проданной США в 1867 г.;

  • 1-я половина XIX в. – присоединение Закавказья, Северного Кавказа, Финляндии, Восточной Польши, Бессарабии (Молдавии);

  • 2-я половина XIX в. – покорение большей части Центральной (Средней) Азии, присоединение Амура и Уссурийского края.

После кратковременного распада империи в ходе революции 1917 г. и гражданской войны 1918–1920 гг. большая часть ее территорий, за исключением Польши и Финляндии, были воссоединены коммунистами в форме Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (Прибалтика и Молдавия – в 1940 г.). Новыми территориями, присоединенными накануне и в результате Второй мировой войны, стали Западная Украина и Восточная Пруссия (ныне полностью обрусенная Калининградская область России); одним из результатов ее стало и практически окончательное присоединение Курильских островов и Сахалина, являвшихся спорными территориями между Россией и Японией (в отношении Курильских островов спор не урегулирован до сих пор).

Кроме того, после Второй мировой войны под фактическим контролем СССР оказались формально независимые страны-сателлиты Восточной Европы с навязанными им просоветскими коммунистическими режимами – Польша, ГДР (Восточная Германия), Чехословакия, Венгрия, Румыния и Болгария (из азиатских стран еще с 1921 г. – Монголия). В этих странах русский язык был обязательным для изучения, в большинстве из них (кроме Румынии и Болгарии) стояли советские войска.

3. Сочетание методов завоевания или фактической аннексии (татарские ханства Поволжья, Сибири и Крыма, Польша, большая часть Северного Кавказа и Центральной Азии, второе присоединение Прибалтики и Молдавии) и отторжения от других государств (от Польши – Украина, Белоруссия, Литва, от Турции – Новороссия, Бессарабия и устье Дуная, Восточная Армения, от Швеции – большая часть Прибалтики, Финляндия, от Персии /Ирана/ – Северный Азербайджан, от Китая – Амур и Уссурийский край, от Германии – Восточная Пруссия) с мирным, зачастую добровольным присоединением и освоением территорий (большая часть Сибири и Дальнего Востока, Казахстан, Грузия, некоторые народности Северного Кавказа).

Следует добавить, что некоторые из присоединенных территорий (Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, часть Левобережной Украины и почти вся Белоруссия, Новороссия и Крым, Восточная Пруссия) в дальнейшем оказались более чем наполовину обрусенными по этническому составу, большей частью русскоязычными.

Различным было и положение подчиненных этносов в составе империи. Подавляющее большинство из них до революции не имели национальных прав (не путать с гражданскими правами) и управлялись на тех же основаниях, что и внутренние губернии империи. Исключение составляли Финляндия, имевшая широкую автономию и даже собственную конституцию, прибалтийские губернии современных Латвии и Эстонии, в которых сохранялись традиционное немецкое самоуправление в городах и немецкоязычное делопроизводство, и часть территории Центральной Азии, а именно Хивинское ханство и Бухарский эмират, властители которых считались вассалами русского императора и сохраняли формальную автономию (еще более широкую автономию, нежели Финляндия, поначалу имела Польша, но после неудачного национально-освободительного восстания 1831 г. она полностью лишилась ее).

4. Одной из характернейших черт Российской империи и СССР – в отличие от большинства современных им колониальных империй Запада (Британской, Французской и др.), имевших колонии преимущественно на других континентах – стала сопредельная близость всех национальных окраин к России, благодаря чему империя представляла компактное единое целое. Это обстоятельство, усиливаемое активными (особенно в советское время) миграционными процессами, а в советский период – также единой общегосударственной плановой экономикой, существенно облегчало управление ими и послужило одной из причин долговечности империи.

5. Позитивным следствием чрезвычайно разнородного этнического и конфессионального состава стала национально-расовая и религиозная терпимость. Наряду с православными (русские, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, осетины) в империи жили многочисленные мусульмане (татары, азербайджанцы, народы Центральной Азии, подавляющее большинство народов Северного Кавказа и др.), лютеране (прибалтийские немцы, финны, латыши, эстонцы), католики (поляки, литовцы), иудеи (евреи), представители армяно-григорианской ветви христианства (армяне), буддисты-ламаисты (большинство малых народов Сибири и Крайнего Севера). Во многом традиции веротерпимости Россия унаследовала вместе с православием от Византии.

В отличие от колониальных империй Запада, для Российской империи было характерно практическое отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации. Это тем более парадоксально, что традиции государственного управления в России были, наоборот, жестко авторитарными. Однако если в демократической Америке истребляли и сгоняли с земель индейцев и порабощали негров (лишь в 50-х годах ХХ в. приравненных в правах к белым), если родоначальники парламентаризма англичане и республиканцы-французы жестоко эксплуатировали индусов, малайцев, бушменов и другие подчиненные народы, ничего подобного в Российской империи не было. Не имея национальных прав (автономии, до 1905 г. – даже права изучения в школах родного языка, что было следствием имперской политики русификации), практически все «инородцы» (официальное обобщенное название нерусских народностей империи, кроме немцев, а также причислявшихся к русским украинцев и белорусов) реально не отличались от господствующего этноса по гражданским правам и пользовались полной свободой вероисповедания (и наоборот, великорусские старообрядцы были уравнены в правах лишь после событий 1905 г., уже при Столыпине). Немалое число представителей шведского, украинского, грузинского, армянского дворянства, среднеазиатских ханов и беков и черкесских князей достигали высокого положения в государственном и военном аппарате империи, а прибалтийские («остзейские») немецкие бароны были особенно близки к трону и насчитывались в мартирологе высших российских сановников и генералов десятками, если не сотнями.

Единственное резкое исключение в этом отношении представляли евреи, права которых ограничивались чертой оседлости (кроме привилегированных категорий), процентной нормой при поступлении в учебные заведения и иными притеснениями, а в реальности нередко служившие и мишенью печально известных еврейских погромов. Однако и здесь следует отметить, что, во-первых, дискриминация касалась лишь евреев традиционного иудейского вероисповедания (евреи-«выкресты», перешедшие в православие, сразу приобретали все права), а, во-вторых, исторические традиции антисемитизма не обошли, к сожалению, и некоторые другие страны Европы (в особенности Германию и Польшу).

Не подвергались колонии и сколько-нибудь существенной экономической эксплуатации. То была уникальная в своем роде империя, в которой присоединение большей части колоний обосновывалось, как правило, не экономической выгодой, а в первую очередь соображениями военно-стратегической безопасности и геополитического влияния, в процессе соперничества с другими великими державами. Некоторые из национальных окраин были даже экономически убыточными, дотационными (например, территории Центральной Азии). С учетом всего сказанного, Российская империя может быть отнесена к разряду колониальных империй лишь с большой долей условности.

Данная особенность наиболее выпукло проявилась в советский период, когда руководство СССР, исходя из официальной идеологии интернационализма и в обстановке «холодной войны» с США и НАТО, тратило огромные средства, во многом подорвавшие национальную экономику как на подъем отсталых национальных регионов до уровня России, так и на финансирование антиамериканских политических режимов по всему миру (от Эфиопии, Анголы и Ирака до Кубы и Никарагуа). И здесь опять же превалировали интересы военно-стратегического противоборства.

При всех прочих условиях, названная особенность содействовала тому, что неизбежные в любой империи межэтнические противоречия и конфликты были все же менее острыми и масштабными, чем в большинстве колониальных империй (исключение составляла Польша, до присоединения к России имевшая многовековую национальную государственность и развитую культуру, к тому же разделенная с Россией историческим соперничеством и потому неоднократно восстававшая за независимость).

6. Различными, порой контрастными были и социально-экономический и культурный уровни развития. Этот фактор, в сочетании с различными векторами геополитического притяжения и разными обстоятельствами присоединения к России, определил такую особенность, как различие отношений подчиненных народов к России и русским, проявляющееся до сих пор – с учетом того, что национальные обиды весьма живучи в исторической памяти народов. Так, насильственные методы завоевания или аннексии породили русофобию в Польше, Чечне, странах Балтии (Прибалтики), на Западной Украине. Напротив, этническая либо религиозная близость к России таких народов, как восточные украинцы, белорусы, армяне, в сочетании с защитой со стороны России по отношению к враждебным завоевателям (полякам, туркам), заложила традиции благодарности и дружественных отношений к России и русским.

7. Авторитарный режим управления в сочетании с долго сохранявшимися сословными пережитками и социальными проблемами. Поскольку это в равной степени касалось и русских, и нерусских народов, постольку при слабости национальных движений «инородцы» наряду с русскими составляли немалый процент в революционном движении (достаточно вспомнить грузинских меньшевиков, латышских стрелков, сильную закавказскую организацию большевиков, не говоря уже о евреях).

В советский период эта особенность была еще усилена централизацией экономики в руках государства. В результате после распада СССР практически все республики СНГ и Балтии пережили (а некоторые переживают до сих пор) не меньшие, а порой и большие, чем Россия, трудности в процессе строительства демократии и рыночной экономики. Даже страны Балтии, наиболее тяготеющие к Западу по культурным традициям и, казалось бы, прочно вошедшие в Европейское сообщество, проявляют ряд особенностей, совершенно несвойственных современной демократии (такие, как дискриминация русскоязычного населения и терпимость по отношению к нацизму).

8. В советский период к названным особенностям добавилась еще и та, что в условиях общегосударственной плановой экономики сложилась единая цепочка хозяйственных связей между республиками и отдельными предприятиями (например, перерабатывающий завод из одной республики получал сырье от предприятия-поставщика из другой республики).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю (29)

    Рабочая программа
    Цель: формирование знаний об объекте и предмете комплексного регионоведения, навыков и умений, компетенций, необходимых для разрешения научно-исследовательских и практических регионоведческих проблем.
  2. Абочая программа учебной ф тпу 1 -21/01 дисциплины утверждаю декан Гуманитарного факультета (2)

    Программа
    Рабочая программа построена на основе ГОС ВПО по подготовке дипломированного специалиста по направлению 032301 «Регионоведение», утвержденного 14 марта 2 г.
  3. Абочая программа учебной ф тпу 1 -21/01 дисциплины утверждаю декан Гуманитарного факультета (1)

    Программа
    Цель: формирование у студентов знаний о специфике делового общения, этических проблемах и нормах профессиональной деятельности, условиях эффективной деловой коммуникации, особенностях этикета в различных бизнес-культурах.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение и региональной экономики» «032301» Объем занятий: всего

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит тематический план, основные разделы курса, темы семинарских занятий, литературу, задания для промежуточной аттестации, вопросы для самоконтроля знаний.
  5. План издания учебной литературы на 2010-2011 учебный год электронный аналог печатного издания для размещения на библиотечном сервере

    Документ
    Практикум по общей и неорганической химии. Издание 2-е, стереотипноеорный практикумт ктике1717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717

Другие похожие документы..