Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
От переводчика: Книга «Шпионы Первой мировой войны» британского автора Джеймса Мортона представляет собой сборник историй о работе разведок с начала ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»: программа и методические указания по изучению курса для студентов спе...полностью>>
'Документ'
Повышение квалификации и переподготовка специалистов аппарата государственных и муниципальных органов управления, специалистов по внешнеэкономической...полностью>>
'Документ'
основ клинической диагностики слуховой функции головного мозга а также оценке их перспективных возможностей была применена методология системного под...полностью>>

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (18)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточный университет»

Кафедра мировой экономики и социально-экономических дисциплин _

ДИПЛОМНАЯ ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Налоговая система Японии в 1990-2008 гг.____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Автор_ студентка 5-го курса, Арунова Л.В.________________________

курс, фамилия, и. о.

Руководитель работы ____________ к.э.н. Муранова А.П._________________________

_______________________________________________________

должность, звание, фамилия, и. о.

Работа допущена к защите

“_1_” _июня___________________2009____ г.

Зав. кафедрой _________________

Москва – 2009

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Налоговые реформы

8

1.1.Радикальная налоговая реформа 1987-1989 гг.

8

1.2. Налоговые реформы после 1989 г.

10

Глава 2. Подоходное налогообложение

21

2.1. Подоходное налогообложение физических лиц

23

2.2. Подоходное налогообложение юридических лиц

32

2.3. Налоги у источника

43

Глава 3. Поимущественное налогообложение

46

3.1. Налоги на наследование и на дарение

46

3.2. Гербовый сбор

48

3.3. Регистрационный налог и налог на приобретение недвижимости

49

Глава 4. Налоги на потребление

50

4.1. Потребительский налог

50

4.2. Таможенные пошлины

51

Заключение

52

Список использованной источников и литературы

54

Введение

Налоги являются необходимым элементом экономических отношений в обществе с момента становления государства.

В современном цивилизованном обществе налоговые поступления – основная форма доходов государства. Поступившие в государственную казну средства используются для содержания государственного аппарата, армии, а по мере развития общества – и на цели просвещения, здравоохранения и т.д.

В развитых странах налоговая система выходит за рамки выполнения изначально присущих ей фискальных задач – формирование и распределение финансовых средств государства на основе стабильного и централизованного сбора налогов – и выступает в качестве важного инструмента регулирования экономики. Иными словами, распределительная функция налогов играет в воспроизводственном процессе важную и многогранную роль. Происходит это вследствие того, что государство считает необходимым участвовать в организации хозяйственной жизни страны, активно вмешиваться в воспроизводственный процесс, влиять на динамику и структуру общественного производства, на развитие научно-технического прогресса.

Таким образом, распределительная функция налогов приобретает ярко выраженный регулирующий характер. Путем продуманного манипулирования налогами государство может стимулировать экономическую активность в желательном направлении. В этой связи налоговая политика постоянно переосмысливается, меняется в соответствии с особенностями каждого этапа экономического развития. Исходя из объективной необходимости, государство надлежащим образом формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования.

В этом смысле показателен пример Японии, в которой стимулирующая функция налогов, реализуемая через систему льгот и преференций (и проявляющаяся в изменении объектов налогообложения, сужении налогооблагаемой базы, снижении налоговых ставок), сыграла заметную роль в экономических достижениях страны.1

Как будет показано ниже основная тенденция в развитии налоговой системы Японии - это эволюция в направлении большей либеральности подоходного налогового режима. Такое направление определяется как внешними факторами – развернувшейся глобализацией мирового хозяйства, которая обостряет налоговую конкуренцию государств, стремящихся привлекать иностранные инвестиции и талантливых людей и создавать для них льготный налоговый режим, так и политикой правительства Японии, расценивающего налоги как один из эффективных инструментов реализации основных целей его экономической стратегии.

Прошло больше десятилетия после того, как лопнул экономический "пузырь", а японская экономика все так же в кризисном состоянии, и условия для предпринимательской деятельности по-прежнему трудные. Усилия правительства по преодолению дефляции, хронических проблем безнадежных долгов и решению проблем структурного характера не привели к видимому успеху и в первые годы нового тысячелетия. После провала попыток правительства оживить экономику в предшествующие годы, оно теперь принимает более действенные меры, чтобы справиться с основными структурными неудачами, которые были барьером к реальному и стабильному росту. Одной из таких мер является пересмотр налогов с тем, чтобы создать такой налоговый режим, который облегчит реструктурирование коммерческой деятельности в пределах Японии, а также обеспечить более привлекательную среду для иностранных инвестиций в Японии. Это привело к ряду кардинальных изменений, включая понижение ставок корпоративного и индивидуального налогов, расширение налоговых льгот и введение консолидированных налоговых деклараций для населения. В то же время, стареющее население Японии, вялая экономика и огромный государственный долг подводят правительство к необходимости понимать, что оно должно также сосредоточиться на вопросах об обеспечении налоговых поступлений в бюджет, и это может стать все более и более важным моментом в формировании налоговой политики Японии.2

Цель данной работы – показать основные тенденции развития налоговой системы Японии, а именно изменения в налогообложении в 90-х гг. 20 в. - начале 21 века. В прошлом налоговая система Японии формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики США. Со второй половины XX века налоговая структура Японии претерпела наибольшие изменения как в связи с внутренними факторами развития, так и под воздействием быстрого процесса глобализации мирохозяйственных связей.

Характерной чертой налоговой политики в Японии — как, впрочем, и всех других видов политики японского правительства — было то, что она неизменно увязывалась с конкретными потребностями и приоритетами развития экономики и общества, а также учитывала степень социально-экономической зрелости страны. Именно этим объясняется существенная ее трансформация за прошедшие полстолетия.

Направленность налоговой политики за послевоенные годы не раз менялась. Как считает российский японовед А. Кравцевич, в налоговой политике до начала 21 в. Можно выделить три этапа, которые характеризовались ее различными целями и содержанием:

начало 50-х — начало 70-х годов — активное использование налоговых рычагов для стимулирования реконструкции, ускоренного экономического роста и технологического обновления национального хозяйства;

середина 70-х — середина 80-х — попытки адаптации налоговой системы к новым условиям умеренных темпов экономического роста;

вторая половина 80-х — 90-е годы — постепенная трансформация налоговой системы по пути обеспечения большего равенства, нейтральности и простоты и, помимо всего прочего, — стабильности налоговых поступлений.3

В 10-е гг. 21 века налоговая система Японии, на наш взгляд, продолжает трансформироваться в том же направлении. Это подтверждается, в частности, информацией на сайте Министерства финансов Японии под названием "Давайте подумаем о налогах", где излагается следующее:

"Справедливость, нейтральность и простота – это три основных принципа, обусловливающие налоговую систему.

Принцип справедливости содержит различные аспекты. Первый – это "горизонтальная справедливость", при которой люди с равными финансовыми возможностями должны нести равное бремя. Второй – это "вертикальная справедливость", при которой люди с большими финансовыми возможностями должны нести большее бремя. В последние годы приобрела важность дополнительная концепция "справедливости между поколениями".

Принцип нейтральности подразумевает, что налоговая система не должна отражаться на предпочтениях физических или юридических лиц в видах экономической деятельности.

Принцип простоты подразумевает, что налоговая система проста настолько, насколько это возможно, и доступна для понимания.

Исполняя надлежащим образом функцию увеличения поступлений в бюджет для общественных услуг, налоговая система должна также быть в гармонии с обществом и экономикой, чтобы не препятствовать экономической жизнеспособности или социальному развитию.

Япония сейчас стоит перед лицом различных структурных изменений, включая снижающуюся рождаемость, стареющее общество и вызовы глобализации.

Принимая во внимание три основных принципа налогообложения, правительство продолжит доработку изменений налоговой системы таким образом, чтобы она могла учитывать структурные изменения, которые имеют место на данный момент."4

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Всего в стране действуют 25 государственных и 30 местных налогов.5 Все они могут быть поделены на три группы: налоги на доходы, на собственность и на потребление.

1. Налоги на доходы:

    1. Государственные налоги: налог на доходы физических лиц, корпоративный налог.

    2. Местные налоги: префектурный налог на проживание, муниципальный налог на проживание, налог с доходов предприятия.

2. Налоги на собственность:

a. Государственные налоги: налог на наследование, налог на дарение, налог на стоимость земли, регистрационный налог, лицензионный сбор, гербовый сбор.

b. Местные налоги: налог на автомобили, налог на имущество, налог на приобретение недвижимости, налог на градостроительство, специальный налог на землевладение, и т.д.

3. Налоги на потребление:

  1. Государственные налоги: потребительский налог, налог на алкогольную продукцию, налог на табачные изделия, специальный налог на табачные изделия, налог на бензин, налог на сжиженный углеводородный газ, налог на авиационное топливо, таможенные пошлины, грузовой сбор, налог на нефтепродукты и уголь, и т.д.

b. Местные налоги: местный потребительский налог, префектурный налог на табачные изделия, налог на автомобили, муниципальный налог на табачные изделия, налог на приобретение автомобилей, налог на использование площадок для игры в гольф, налог на добычу полезных ископаемых, и т.д.6

На налоги приходится почти 2/3 всех поступлений в бюджет, наибольшие суммы приносят подоходные налоги на физических и юридических лиц (в 2008 г. они составляли 62% общей суммы поступлений от всех налогов).

* * *

В российском японоведении уже имеется достаточно полное описание японской налоговой системы до середины 90-х гг. 20 века, поэтому в своей работе я делаю упор на подоходное налогообложение физических и юридических лиц с середины 90-х годов по настоящее время.

При выполнении данной работы были использованы прежде всего труды российских японоведов А. Кравцевича, И.С. Тихоцкой и других. Исследование в основном построено на англоязычных источниках в Интернете, размещенных на сайте Министерства финансов Японии и некоторых других сайтах, посвященных экономике Японии, а также на ежегодниках, посвященных налогообложению по всему миру.

Глава 1. Налоговые реформы

    1. Радикальная налоговая реформа 1987-1989 гг.

Высокие темпы экономического роста и два нефтяных кризиса привели к радикальным изменениям в экономике Японии. Из-за структурных изменений, диверсификации потребления и увеличившегося потребления услуг, старения населения и расширения международных операций встал вопрос об изменении имеющейся налоговой системы, основанной на рекомендациях Шоупа, и в 1987-1989 гг. была проведена радикальная налоговая реформа.

В подоходном налогообложении были смягчены и упрощены прогрессивные налоговые ставки и пересмотрены различные вычеты. Что касается дохода от активов, то было рационализировано его налогообложение путем пересмотра налога на проценты и доходы от прироста капитала, полученные от передачи акций. В налогообложении корпораций была расширена налоговая база и снижена эффективная ставка налога за счет простоты налогообложения с целью оживления их экономической деятельности.

В отношении потребительского налога в декабре 1988 года был принят закон о налоговой реформе, включающий реформу системы косвенного налогообложения. В апреле 1989 года был введен потребительский налог.

Что касается налогов на наследование и на дарение, то с 1975 года никаких радикальных пересмотров не было проведено. Принимались лишь меры, направленные на то, чтобы поднять нижние границы налогообложения и уменьшить прогрессивность налоговых ставок с целью обеспечить уменьшение налогового бремени и рационализацию налоговой системы.

Основные направления радикальной налоговой реформы сводятся к следующему:7

  1. Либерализация подоходного налогообложения физических лиц:

  1. Смягчение прогрессивных налоговых ставок:

а) Раньше подоходный налог имел 12-ступенчатую структуру с процентной ставкой от 10,5% до 60%, а после реформы он стал 5-ступенчатым, а процентная ставка стала от 10% до 50%.

б) Шкала налога на проживание физических лиц стала не 7-ступенчатой со ставкой от 5% до 16%, а 3-ступенчатой со ставкой от 5% до 15%.

2) Увеличение стандартного персонального вычета

а) Увеличение суммы базового вычета, вычета на супругов и иждивенцев с 330 тыс. иен до 350 тыс. иен.

б) Введение специального вычета в размере 450 тыс. иен для иждивенцев в возрасте от 16 до 22 лет, вместо стандартного вычета в 350 тыс. иен.

в) Увеличение суммы специального вычета для супругов со 165 тыс. иен до 350 тыс. иен, а также увеличение максимального уровня допустимого годового дохода с 8 млн. иен до 10 млн. иен.

3) Увеличение суммы различных специальных персональных вычетов, включая дополнительные вычеты для лиц с ограниченными возможностями, живущих с налогоплательщиком.

4) Увеличение налоговой скидки с 10 млн. иен до 15 млн. иен на пенсионные доходы лиц со стажем 30 лет.

2. Изменения в налоге на наследование:

1) Увеличение нижнего предела налогообложения с 20 млн. иен (+ 4 млн. иен на каждого законного наследника) до 40 млн. иен (+ 8 млн. иен на каждого законного наследника)

2) Увеличение налоговых ступеней и снижение максимальной ставки налога с 75% до 70%.

3) Увеличение налогового кредита для лиц с ограниченными возможностями и других физических лиц.

4) Оптимизация специального налога на наследование для небольших земельных участков в зависимости от целей использования: если они используются для ведения бизнеса, то налог увеличился с 40% до 60%; если они используются для проживания, то налог увеличился с 30% до 50%.

5) Увеличение налоговых ступеней в налоге на дарение, снижение максимальной ставки налога с 75% до 70% и увеличение суммы вычета для супругов.

3. Либерализация корпоративного налогообложения

1) Понижение ставки корпоративного налога:

а) Ставка для обычных компаний понизилась с 42% до 40% в 1989 г., а затем до 37,5% в 1990 г.

б) Ставка для малых и средних компаний понизилась с 30% до 29% в 1989 г., а затем до 28% в 1990 г.

в) При этом была отменена сниженная ставка на доход в виде дивидендов: ставка повысилась с 32% до 35% в 1989 г., а затем до 37,5% в 1990 г.

2) Снижение доли полученных дивидендов, исключая их из налогооблагаемого дохода: снижение со 100% до 90% в 1989 г., а затем до 80% в 1990 г.

3) Ускоренная амортизация в течение года небольших активов (от 100 тыс. иен до не более 200 тыс. иен).

4) Изменение системы иностранного налогового кредита.

4. Распределение поступлений от потребительского налога в местные органы власти

1) Перевод 1/5 поступлений от потребительского налога местным органам власти.

2) Перевод 6/11 поступлений от перевода части потребительского налога префектуральным органам власти, и 5/11 – муниципальным органам власти.

1.2. Налоговые реформы после 1989 года

В 1994 г. была проведена новая реформа. Она была предпринята потому, что как сообщалось в официальном документе для всех членов общества стало важным распределение по уровням налогового бремени между поколениями в соответствии с основными принципами справедливости, нейтральности и простоты и надо, чтобы работающее поколение, поддерживая стареющее общество с меньшим числом детей, не страдало от чрезмерного и несбалансированного налогового бремени. С введением в ноябре 1994 года в силу соответствующего закона, налог на доходы физических лиц был сильно снижен в результате смягчения всей структуры прогрессивных налоговых ставок и таким образом налоговое бремя было сосредоточено на людях со средним достатком.

Нижеследующие данные дают представление об изменениях, которые произошли в результате реформы 1994 г.8

1. Снижение налога на доходы физических лиц и налога на проживание физических лиц:

а) Налог на доходы физических лиц изменился следующим образом:

До реформы

После реформы

Налогооблагаемый доход (млн. иен)

Ставка налога

Налогооблагаемый доход (млн. иен)

Ставка налога

От 0 до 3

10%

От 0 до 3,3

10%

От 3 до 6

20%

От 3,3 до 9

20%

От 6 до 10

30%

От 9 до 18

30%

От 10 до 20

40%

От 18 до 30

40%

Свыше 20

50%

Свыше 30

50%

б) Налог на проживание физических лиц (местный налог) изменился следующим образом:

До реформы

После реформы

Налогооблагаемый доход (млн. иен)

Ставка налога

Налогооблагаемый доход (млн. иен)

Ставка налога

От 0 до 1,6

5%

От 0 до 2

5%

От 1,6 до 5,5

10%

От 2 до 7

10%

Свыше 5,5

15%

Свыше 7

15%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (14)

    Документ
    Рабочая тетрадь предназначена для студентов очных и заочных отделений, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Менеджмент организации».
  2. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (15)

    Документ
    Лицензия Минобразования РФ сер. А № 165728 от 11 апреля 2006 г. Свидетельство о государственной аккредитации Минобразования РФ сер. АА № 183 от 3 июля 2006 г.
  3. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Документ
    Лицензия Минобразования РФ сер. А № 165728 от 11 апреля 2006 г. Свидетельство о государственной аккредитации Минобразования РФ сер. АА № 183 от 3 июля 2006 г.
  4. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (21)

    Документ
    1.1. Практика студентов института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической
  5. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Лицензия Минобразования РФ сер. А № 165728 от 11 апреля 2006 г. Свидетельство о государственной аккредитации Минобразования РФ сер. АА № 183 от 3 июля 2006 г.

Другие похожие документы..