Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем создания у...полностью>>
'Рабочая программа'
Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжо...полностью>>
'Статья'
14. Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России) неоднократно пыталась решить проблему повышения заработной платы членам профсою...полностью>>
'Доклад'
Формы государственно-общественного управления. Наличие попечительского совета (или другого рода организационных единиц, осуществляющих общественное уп...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «Зоология» Код дисциплины по учебному плану опд ф. 3

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.

Биолого-почвенный факультет

Кафедра гидробиологии и зоологии беспозвоночных

Кафедра зоологии позвоночных и экологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Зоология»

Код дисциплины по учебному плану ОПД Ф.3

Для студентов специальности 020209.65 «Микробиология»

г. Иркутск

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биолого-почвенный факультет

Кафедра гидробиологии и зоологии беспозвоночных

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Зоология беспозвоночных»

ОПД.Ф.01

для студентов специальности Биология - 011600

Образец Рабочей программы утвержден

на заседании Учебно-методического Совета Иркутского госуниверситета (протокол № 1 от 15 октября 2009 г.)

Председатель УМС, проф. И.Н.Гутник

Иркутск 2010

7Иркутский государственный университет

Федеральное агенство по образованию

Федеральное Ггосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО ИГУ)

БИОЛОГО-ПОЧВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Зоология беспозвоночных» ОПД.Ф.01

специальности Биология - 011600

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методической комиссией

биолого-почвенного факультета

Председатель, декан факультета

________________ Н.И. Гранина

Протокол № 9/6 от 9 сентября 2005

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Зоология беспозвоночных» ОПД.Ф.01

специальности Биология - 011600020201

Аров И.В.

Иркутск

20105

Биолого-почвенный факультетМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Иркутский государственный университет

Биолого-почвенный факультет

Кафедра гидробиологии и зоологии беспозвоночных

Утвержденоаю

Учебно-методической комиссиейПредседатель УМК факультета

________________________________

"__________"_______________" 20031

ПрограммаПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Курса Биология (Зоология беспозвоночных)

по Сспециальности

"Экология"

Иркутск

2003

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

1.1 Обеспечиваемые компетенции

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компентенции:

Общенаучные (ОНК):

  • базовые знания в области общей биологии для освоения общих профессиональных дисциплин.

Инструментальные (ИК):

  • способность к письменной и устной коммуникации, овладение терминологической базой, профессиональным научным языком;

  • навыки управления общенаучной и профессиональной информацией;

  • исследовательские навыки.

Социально-личностные (СЛК):

  • следование этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении животного мира;

  • забота о качестве выполняемой работы (учебной, лабораторной, практической, научно-исследовательской);

  • соблюдение норм здорового образа жизни.

Общепрофессиональные (ОПК):

  • базовые представления о животных, их разнообразии, роли в формировании биосферы и ее устойчивости;

  • владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации животных; а также методами их содержания в лабораторных условиях;

  • современные представления о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции;

  • современные представления о процессах, протекающих в организмах животных;

  • способность применять зоологические методы для наблюдения и изучения животных в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

  • базовые представления об основных закономерностях развития животного мира, и современных достижений в области изучения животных, понимание роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;

  • представления об основах эволюционной теории, происхождении жизни и основных направлениях биологической эволюции;

  • базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуальном развитии биологических объектов;

  • базовые представления об основах экологии животных, их взаимоотношениях между собой, с представителями растительного и животного мира, а также с человеком;

  • современные представления о принципах мониторинга, оценки состояния наземных и водных экосистем, а также их защиты от антропогенного воздействия;

  • способность организовать работу в зоологической лаборатории в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда.

Профессионально-специализированные (ПСК):

  • профессионально профилированные знания, умения и навыки в области фундаментальных разделов общей биологии;

  • способность использовать знания, умения и навыки в области общей биологии для теоретического освоения общих профессиональных дисциплин и решения практических задач.

При формировании данного перечня компетенций были приняты за основу проекты ГОС третьего поколения по биологии.

1.121 Цель преподавания дисциплиныкурса

Зоология беспозвоночных – один из разделов биологической науки. Она представляет интерес не только для теоретиков, изучающих биологические процессы, но и для практиков, чьи интересы лежат в сфере производства. Знание объектов, изучаемых в зоологии, закономерностей их жизнедеятельности вносит вклад в развитие экологии, биогеографии, физиологии, эволюционного учения и другие разделы биологии. Изучение дисциплины формирует научное мировоззрение человека.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов-микробиологов: глубоких базовых теоретических и практических знаний в области зоологии; объективного представления о путях и механизмах эволюции; современных представлений о разнообразии мира животных как части биосферы и роли животных в ее устойчивом развитии. Целью преподавания зоологии беспозвоночных является также: формирование умений и навыков использования современного оборудования для изучения зоологических объектов; навыки изготовления и изучения микро- и макропрепаратов беспозвоночных животных; умения распознавать элементы структуры организмов, размерного соотношения и топографии органов; навыки идентификации животных; навыки анализа и оформления полученных результатов.

Курс «Зоология позвоночных» входит в число фундаментальных дис­циплин биологического образования. Знакомство со строением, жизнедеятельностью, экологией, поведением и отчасти с географическим распространением и геологической историей животных служит необходимой базой, фактическим мате­риалом для изучения всех дисциплин, имеющих дело с жи­вотными, физиологии животных, эмбриологии, этологии, экологии и биоценологии, науки об охране природы и т. д.

Нацеленность зоологии на изучение многооб­разия (связного разнообразия) животного мира как функци­ональной целостности обеспечивает ей центральное положе­ние в обсуждении важнейших общебиологических проблем, касающихся организации жизни (структуры жизни). Находясь в тесной связи с огромным кру­гом биологических дисциплин, зоология непосредственно вно­сит свой вклад в познание сущности жизни.

Структура курса опирается на систематическое изложение материала по круп­ным группам животного царства. Большое внимание уделяет­ся при этом вопросам эволюции и филогении, становлению морфофункциональных адаптаций к среде обитания.

1.232 Задачи изучения дисциплиныкурса

  • Задачами изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных» являются:

  • формирование знаний об истории развития зоологии и вкладе отечественных ученых в дело изучения животных;

  • формирование знаний о многообразии и систематике животных;

  • формирование знаний о морфологии, анатомии, физиологии, эмбриологии животных;

  • умение пользоваться современными методами исследования природных явлений и процессов;

  • познания филогенетики, экологии животных, роли животных в жизни природы и человека;

  • способность проводить анализ эволюционного развития животного мира;

  • возможность применять полученные знания в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды;

  • формирование компентенций, соответствующих уровню подготовки специалиста для научно-исследовательской и научно-производственной деятельности.

  • рассмотрение особенностей строения позвоночных в плане усложнения их организации, формирование эволюционных взглядов;

  • рассмотрение прогрессивной эволюции с учетом эколого-морфологических и эколого-физиологических адаптаций к среде обитания;

  • расширение регионального аспекта, знакомство с региональной фауной, ее экологией и охраной в целях воспитания экологического сознания и развития интереса к зоологическим наукам.

1.2 Обеспечиваемые компетенции

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компентенции:

Общенаучные (ОНК):

базовые знания в области общей биологии для освоения общих профессиональных дисциплин.

Инструментальные (ИК):

  • способность к письменной и устной коммуникации, овладение терминологической базой, профессиональным научны языком;

  • навыки управления общенаучной и профессиональной информацией;

исследовательские навыки.

Социально-личностные (СЛК):

  • следование этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении животного мира;

  • забота о качестве выполняемой работы (учебной, лабораторной, практической, научно-исследовательской);

соблюдение норм здорового образа жизни.

Общепрофессиональные (ОПК):

  • базовые представления о животных, их разнообразии, роли в формировании биосферы и ее устойчивости;

  • владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации животных; а также методами их содержания в лабораторных условиях;

  • современные представления о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции;

  • современные представления о процессах, протекающих в организмах животных;

  • способность применять зоологические методы для наблюдения и изучения животных в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

  • базовые представления об основных закономерностях развития животного мира, и современных достижений в области изучения животных, понимание роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;

  • представления об основах эволюционной теории, происхождении жизни и основных направлениях биологической эволюции;

  • базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуальном развитии биологических объектов;

  • базовые представления об основах экологии животных, их взаимоотношениях между собой, с представителями растительного и животного мира, а также с человеком;

  • современные представления о принципах мониторинга, оценки состояния наземных и водных экосистем, а также их защиты от антропогенного воздействия;

способность организовать работу в зоологической лаборатории в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда.

Профессионально-специализированные (ПСК):

  • профессионально профилированные знания, умения и навыки в области фундаментальных разделов общей биологии;

  • способность использовать знания, умения и навыки в области общей биологии для теоретического освоения общих профессиональных дисциплин и решения практических задач.

При формировании данного перечня компетенций были приняты за основу проекты ГОС третьего поколения по биологии.

1.343 Место курса в процессе подготовки специалиста

Содержание курса базируется на биологических знания, полученных в школьном курсе биологии и рассматривает объекты изучения на более глубоком уровне, уделяя внимание не только строению животных, но и фундаментальным вопросам эмбриологии, филогенетики, систематики.

Знания, полученные в рамках данного курса, в дальнейшем востребованы при изучении экологии, зоогеографии, этологии, генетики и эволюции, наук о биологическом многообразии профессионального цикла. Без глубокого знания основ зоологии невозможно квалифицировано решать вопросы рационального природопользования, сохранения разнообразия животного мира, акклиматизации и интродукции видов.

Курс «Зоология» является одним из базовых (фундаментальных) естественнонаучных курсов в плане подготовки по специальности «Микробиология», он закладывает основы общебиологических знаний, необходимых при становлении специалиста - биолога. Он предназначен для студентов I курса специальности «Микробиология».

По окончании курса студент должен знать и уметь: знать систематику, происхождение, особенности строения различных эволюционных групп позвоночных животных; становление эколого-морфологических и эколого-физиологических адаптаций к среде обитания; знать особенности поведения, образа жизни, распространение, значение в природе и для человека основных групп позвоночных; знать региональную фауну; иметь понятие об экологических проблемах; уметь препарировать животных с целью изучения их анатомии; уметь работать с определителями и определять виды различных позвоночных животных.

Курс должен дать основу знаний, которые в дальнейшем могут быть использованы для решения как теоретических, так и практических задач в области биологии.

1.Организационно-методический раздел.

Иркутский государственный университет

Биолого-почвенный факультет

Программа курса Биология (Зоология беспозвоночных)

Автор: доцент, канд. биол. наук

Аров Игорь Вадимович;

Рецензент: доцент, канд. биол. наук

Окунева Галина Леонидовна

Иркутск

2003

I

  1. Цель курса: знакомство с современными аспектами зоологии, таксономической структурой фауны беспозвоночных, закономерностями ее эволюции.

  2. Задача курса: дать представление о многообразии современной фауны беспозвоночных, основных уровнях их организации и таксономических категориях.

  3. Место курса в профессиональной подготовке: Ккурс предназначен для студентов специальности “экология” обучающихся на младших курсах, знакомых с общими закономерностями строения и функционирования биосистем организменного уровня.

  4. Требования к уровню освоения содержания курса: Ппо окончании курса студенты должны знать морфологические и функциональные особенности основных типов беспозвоночных, ориентироваться в таксономической структуре животного мира на современном уровне, иметь представление об экологической значимости различных таксонов беспозвоночных.

2. 2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделенияОъем дисциплины и виды учебной работы

Темы,

разделы

Всего часов

Виды подготовки

Самост. работа

Лекции

Практические

занятияЛабораторные работы

Самост.работа студентов

КСР

1

Введение

2

0,52

-

0,5

2

2

Тема 1. Одноклеточные животные.

17

46

34

46

1

3

Тема 2. Многоклеточность животных. Prometazoa.

17

0,56

-4

0,56

41

4

Двухслойные животные. Паренхиматозные черви Тема 3. Prometazoa

19

46

24

48

1

5

Первичнополостные черви.Тема 4. Двухслойные животные.

15

4

4

46

1

6

Первичноротые целомические животные. Моллюски.Тема 5. Паренхиматозные черви

19

46

34

48

41

7

Членистоногие животные.Тема 6. Первичнополостные черви.

21

48

34

482

1

8

Вторичноротые.Тема 7. Первичноротые целомические животные.

15

4

4

46

681

9

Тип Хордовые Тема 8. Моллюски.

15

4

24

46

1

109

Надкласс Рыбы Тема 89. Членистоногие животные.

19

64

44

482

1

10

Тема 9. Моллюски.

4

1

11

Тема 10. Щупальцевые.

1

-

2

2

1121

Класс Земноводные Тема 101. Вторичноротые.

12

24

2

3662

2

12

Тема 11. Щупальцевые.

1

12

Класс Пресмыкающиеся

16

4

4

8

13

Класс Птицы

17

4

4

8

1

14

Класс Млекопитающие

19

6

4

8

1

ВСЕГО (часы)

ВСЕГО (часы)

225

3670

2752

926

1811



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «общая экология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

    Рабочая программа
    Цель курса «Общая экология» – научить основам экологии – комплексной, междисциплинарной науке, синтезирующей данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества,
  2. Рабочая программа дисциплины «методика преподавания экологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 3

    Рабочая программа
    Сформировать у студентов четкое представление об особенностях учебно-воспитательного процесса по экологии в условиях современной средней полной школы.
  3. Рабочая программа дисциплины «методика преподавания биологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 4

    Рабочая программа
    Сформировать у студентов четкое представление об особенностях учебно-воспитательного процесса по биологии в условиях современной средней полной школы.
  4. Рабочая программа дисциплины «экологический мониторинг» Код дисциплины по учебному плану опд ф. 14

    Рабочая программа
    Курс читается студентам-экологам, прослушавшим курсы Общей экологии, Прикладной экологии, знакомым с принципами функционирования экосистем и значением антропогенного влияния на природу.
  5. Рабочая программа дисциплины «Экологическая токсикология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 11

    Рабочая программа
    Все большее загрязнение окружающей среды и продуктов питания промышленными ядами и пестицидами, ставят под сомнения саму будущность человечества и поэтому делают весьма и весьма актуальным ознакомление студентов с основами экологической токсикологии.

Другие похожие документы..