Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Самостоятельная работа'
1.Понятие услуги: социально-правовые аспекты. Несовершенство современной юридической техники (ГК РФ) в описании обязательства по оказанию услуг. Услу...полностью>>
'Документ'
WINDOWS 95 ОБРАЗЦА 2007 ГОДА ПОРТАЛ НАОБОРОТ XEON В ОБМЕН НА SOLARIS ЭТАЛОН ОЦЕНКИ СИСТЕМ ВИРТУАЛИЗАЦИИ SAMETIME = УНИФИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ И КОЛЛАБОР...полностью>>
'Документ'
Изменения и дополнения в «Условия присоединения сетей электросвязи операторов связи к сети электросвязи ОАО «Сибирьтелеком» и их взаимодействия на тер...полностью>>
'Документ'
Abstract. On example of the studies the obtained coordinate and photometrical data in B,V,R filters for GSS «Intelsat 10-02» is shown as possible sur...полностью>>

А. С. Пушкина Информационно библиографический отдел Рекомендательный библиографический указатель

Главная > Библиографический указатель
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУК ЦБС г. Шахты

ЦГБ им. А. С. Пушкина

Информационно – библиографический отдел

Рекомендательный библиографический указатель

литературы

2010 г.

Содержание

От составителя_______________________________________________5

1. Образ учителя в художественной литературе до 1917 года________ 6

2. Образ учителя в художественной литературе после 1917 года_____13

3. Стихи об учителе__________________________________________33

4. Сценарии ко Дню учителя___________________________________35

5. Цитаты___________________________________________________37

Заключение_________________________________________________40

Алфавитный указатель заглавий________________________________41

Именной указатель __________________________________________46

От составителя

Не смейте забывать

учителей.

Пусть будет жизнь

достойна их усилий.

Учителями славится

Россия.

Ученики приносят славу

ей.

Не смейте забывать

учителей!

/ Андрей Дементьев /

В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Это повод ещё раз обратиться к литературе на школьную тему. На протяжении всей истории литературы тема учитель – ученик была в центре внимания писателей. Именно учитель открывает своим ученикам двери в мир знаний, приобщает к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит познавать новое. Профессия учитель – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда: от посева до жатвы у него проходит немало лет.

Актуальность этой темы побудила нас к созданию библиографического указателя «Образ учителя в художественной литературе». Мы не ставили перед собой цель охватить все художественные произведения, посвященные этой теме, а представили наиболее значимые, которые имеются в фонде Шахтинской ЦБС. Получился объёмный рекомендательный список, куда вошла библиография не только литературных произведений, стихотворений, сценариев, посвящённых Дню учителя, но и высказывания известных писателей. Нам показалось интересным сравнить жизнь гимназистов и их преподавателей в дореволюционной России со школьной жизнью 60–70-х годов, посмотреть на то, как живут ученики и учителя - наши современники.

Материал указателя систематизирован в пяти разделах и расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Все источники снабжены сиглами. Имеется вспомогательный аппарат, состоящий из именного указателя и алфавитного указателя заглавий. Отбор материала завершён 30 апреля 2010 года.

Произведения, вошедшие в наш список, очень разные. Они весёлые, грустные и в то же время жизненные. Одни из них адресованы детям среднего и старшего школьного возраста, другие юношеству и взрослому читателю.

Указатель рассчитан на самую широкую аудиторию. Мы хотели, чтобы наши читатели прочли эти замечательные произведения, окунулись в мир прошлого, увидели, как менялся образ учителя на протяжении трёх столетий и какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя.

1. Образ учителя в художественной литературе до 1917 года

1. 84(2Рус)6

А239

аб.

Агеев, М. Роман с кокаином: роман / М. Агеев. – М.: Изд. Дом Мещерякова, 2007. – 170 с.

Нюансы гимназического воспитания начала ХХ в.

2. 83.3Р7

Б439

739508

зил.

Белый, А. На рубеже двух столетий / А. Белый; вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. – М. : Худож. лит., 1989. – 542 с.

Первая книга мемуарной трилогии Андрея Белого (1880 – 1934) «На рубеже двух столетий» посвящена воспоминаниям о семье, об отрочестве писателя, о поливановской гимназии (Гл.4). Большое место занимает в книге описание профессуры Московского университета начала ХХ века (Гл.5).

3. Р2

Б895

718458

фил. 9

Бруштейн, А. Я. Дорога уходит в даль. В 3-х книгах / А. Я. Бруштейн. - М.: Худож. лит., 1965. - Кн. 1.– 110 с.


Автобиографическая трилогия. Детство, юность героини проходят в революционной России, в семье, богатой демократическими традициями. Многие страницы произведения посвящены учёбе героини в институте для девочек в городе Вильно.

4. Р2

Б903

595285

фил. 9

Будогоская, Л. А. Повести: [для среднего возраста] / Л. А. Будогоская; предисл. Л. Пантелеева; ил. Г. Фитингоф. – изд. 2-е. – Л.: Детская литература. – 1972. – 224 с.

В сборник известной писательницы Лидии Будогоской (1898–1984) вошла автобиографическая «Повесть о рыжей девочке» о гимназических годах (начало ХХ века).

5. 84(2Рус)6

Б91

аб.

Бунин, И. А. Первая любовь: повести и рассказы 1892 – 1909 /

И. А. Бунин. – М.: АСТ, 2002. – 427 с.

В сборник вошла повесть «Учитель», в которой показан образ народного сельского учителя.

6. Р2

В315

134476-

80

зил.

Вересаев, В. В. Собрание сочинений: в 5 т. / В. В. Вересаев. –

М.: Правда, 1961. – Т.5. Воспоминания. – 536 с.

В воспоминаниях автор рассказывает об учёбе в гимназии В юные годы (Ч.1. с.3 - 194) и учёбе в Петербургском университете. В студенческие годы (Ч.2. 195 - 343)

7. 9(С)1

В624

190792-

91

Водовозова, Е. Н. На заре жизни: воспоминания / Е. Н. Водовозова; подготовка текста, вступ. статья и примеч. Э. С. Виленская, Л. И. Ройтберг. – Т.1. [Ч.1 - 2]. – 581 с.

8. 9(С)1

В624

190792-

93

Водовозова, Е. Н. На заре жизни: воспоминания / Е. Н. Водовозова; подготовка текста, вступ. статья и примеч. Э. С. Виленская, Л. И. Ройтберг. – Т.2. [Ч. 3]. – 590 с.

Автобиографическое произведение, в котором автор рассказала о великом русском педагоге К. Д. Ушинском - своём воспитателе.

9. Р2

В675

фил. 5, 9, 8

Волков, О. В. Век надежд и крушений: сборник / О. В. Волков. – М.: Сов. писатель, 1990. – 731 с.

Из истории старого Московского университета (с. 700 - 715).



10. Р2

В755

аб.

Воронский, А. К. Бурса: роман / А. К. Воронский; вступ. статья А. Дементьева. – М.: Худож. лит, 1966. – 320 с.

Книга воспоминаний о годах обучения в бурсе.

11. Р1

Г203

77612

202703

Гарин-Михайловский. Н. Г. Собрание сочинений: в 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский; примеч. И. В. Воробьёвой; вступ. статья В. А. Борисовой. – М.: Гослитиздат, 1957. - Т.1. Детство Тёмы. Гимназисты. – 522 с.

Две повести из автобиографической тетралогии.

12. Р1

Г203

77621

202704

Гарин-Михайловский. Н. Г. Собрание сочинений: В 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский; примеч. И. В. Воробьёвой; вступ. статья В. А. Борисовой. – М.: Гослитиздат, 1957. - Т.2. Студенты. Инженеры. – 563 с.

Студенческие годы героя проходят вначале в Петербургском университете, затем в Технологическом институте.

13. 84(2Рус)1

Г411

859263

зил.

871259

кх.

Герцен, А. И. Былое и думы: в 2 т. Т.1. / А. И. Герцен; сост. предисл., коммент. И. Г. Птушкин. – М.: Слово/SLOVO, 2001. – 908 с.

Одно из величайших автобиографических произведений русской и мировой литературы. Первый том посвящён жизни писателя в России – его детству, учению в университете…

14. Гилярова, Е. Учитель с царским именем: ретро-роман / Е. Гилярова // Дружба народов. – 2002. - № 9. – С. 8 – 53.

Москва златоглавая, звон колоколов... террористы кровавые, аромат пирогов. Соименный Александру Благословенному провинциальный учитель становится свидетелем провокативных забав некоего мерзавца, подозрительно смахивающего на Азефа.

15. Р2

Г522

101036-

40

202694

Гладков, Ф. В. Собрание сочинений: в 8 т. / Ф. В. Гладков; примеч. Б. Я. Брайниной. – М. : Гослитиздат, 1959. - Т. 6. Повесть о детстве. – 479 с.

Автобиографическая книга Ф. В. Гладкова «Повесть о детстве» яркий поэтический рассказ о жизни крестьянского мальчика Феди, о людях, которые его окружают, о быте дореволюционной русской деревни.

16. Р1

Г657

14992

Гончаров, И. А. Собрание сочинений. В 8-ми т. / И. А. Гончаров; под общ. ред. В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина. – М.: Худ. Лит. – 1977 - . Т. 7. Очерки, автобиографии, воспоминания . – 1980. – 462 с.

В воспоминаниях В университете (Ч.1. с. 227 – 257) автор повествует о том, как их учили 50 лет назад.

17. Р2

Д802

610468

фил. 2

Дугин, Л. И. Лицей: роман: [о А. С. Пушкине] / Л. Дугин. – М.: Сов. писатель, 1977. – 254 с.

В романе автор воссоздает образ А.С.Пушкина в последний год пребывания его в лицее, о его взаимоотношении с учителями.

18. 85. 33

Ж75

00886

кх

Жихарев, С. П. Записки современника: воспоминания старого театрала / С. П. Жихарев; ред., статьи и комм. Б. М. Эйхенбаума. – М. – Л..: Изд-во АН СССР, 1934. – 836 с.


В начале Х1Х века С.П. Жихарев, сын рязанского помещика являлся студентом Московского университета. Дневник студента. – ( Ч.1. с. 7 - 236.)

19. Р1

К682

аб.

Короленко, В. Г. История моего современника / В. Г. Короленко; вступ. статья и примеч. Б. Аверина. – Л.: Худ. Лит., 1976. – Т. 1 – 2. – 1976. – 552 с.

Т.1.: Обучение в гимназии, сначала в Житомире, затем в Ровно.
Т.2.: Студенческие годы: Технологический институт в Санкт-Петербурге, затем Петровская академия в Москве.

20. Р2

К789

753-84

фил. 5, 9

Крашенинников, Н. А. Целомудрие: роман / Н. А. Крашенинников; вступ. ст. В. Солоухина. – М.: Сов. писатель, 1991. – 606 с.

Жизнь героя описывается с девятилетнего возраста: его учёба в деревенской затем городской школе, гимназии, университете (конец XIX века).

21. Р1

К924

377950-

54

380468-

77

Куприн, А. И. Собрание сочинений. В 9-ти т. / А. И. Куприн; под общ. ред. Н. Н. Акоповой. – М.: Худож. лит. – 1971.- Т. 3. Произведения 1900-1905. – 494 с.


В третий том вошло произведение «На переломе» (с. 7–72), в котором автор описывает жизнь и обучение детей в Кадетском корпусе, воспитанником подобного учебного заведения был и сам А. И. Куприн.

22. 84Р1

Л502

788956

зил.

Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Н. С. Лесков; вступ. ст. Л. Аннинский. – М.: АО Экран, 1993. – Т. 4: Соборяне; Хроника; На краю света; Мелочи архиерейской жизни; Картинки с натуры. – 1993. – 636 с.

Роман «Соборяне» о скромном провинциальном духовенстве и бурном времени 60—70-х годов — времени нигилистов, споров “отцов” и “детей”, яростных конфликтов, но все-таки победы вечного над преходящим.

23. 84(2Рус)6

Л651

827714

зил.

Лихачёв, Д. С. Избранное. Воспоминания / Д. С. Лихачёв; 2-е изд. перераб. – СПб.: Logos, 1997. – 605 с.

Статьи воспоминаний: «Гимназия Человеколюбивого общества», «Гимназия и реальное училище К.И.Мая», «Университет» и др. о школьных и студенческих годах Дмитрия Лихачёва.

24. Р2

М301

М152415

Маршак, С. Я. В начале жизни. Страницы воспоминаний / С. Я. Маршак; ил. Г. Филипповский. – М.: Советский писатель, 1961. – 298 с.

Воспоминания о годах учёбы в гимназии.

25. Р1

Н284

аб.

Нарежный, В. Т. Избранные сочинения. В 2-х т. / В. Т. Нарежный; вступ. ст. Н. Л. Степанова; примеч. А. М. Жигулёва. – М.: Гослитиздат, 1956. - Т. 2. Бурсак. – 616 с.

Роман «Бурсак», посвящен историческому прошлому Украины. Впервые в русской литературе Нарежный обратился к новому типу героя, каким является Неон, малороссийский бурсак. Автор повествует об учении героя сначала у сельского дьячка, а потом в Переяславской семинарии. Рассказ об уставе и порядках, царящих в бурсе, изображение быта и нравов бурсаков, до которых мало дела семинарскому начальству, принадлежат к лучшим страницам романа.

26. Р1

Н624

13584

зил.

Никитин, И. С. Сочинения / И. С. Никитин; вступ. статья О. Г. Ласунского; примеч. Л. А. Плоткина. – М. : Худож. лит, 1980. – 747 с.


В повести «Дневник семинариста» изображён семинарский уклад и нравственное состояние героев.

27. Р2

П213

268267-

68

зил.

Паустовский, К. Г. Собрание сочинений. В 8-ми т. / К. Г. Паустовский. – М.: Худож. лит., 1968. – Т.4. Повесть о жизни..– 1968. – 712 с.

Первая часть книги «Далёкие годы» автобиографической трилогии «Повесть о жизни» повествует о детстве и гимназических годах главного героя.

28. 84(2Рус)6

П375

960195

зил.

Платонов, А. П. Ноев ковчег: драматургия / А. П. Платонов; вст. ст. А. Битов. – М.: Вагриус, 2007. – 461 с.

«Ученик лицея» пьеса в пяти действиях об учёбе А. С. Пушкина в лицее.

29. Р1

П559

84865

аб.

Помяловский, Н. Г. Очерки бурсы / Н. Г. Помяловский. – М.: Гослитиздат, 1958. – 174 с.

Быт и нравы в бурсе.

30. Р2

Р823

М321372

фил. 9

Рубинштейн, Л. В. В садах лицея: [для младшего школьного возраста] / Л. В. Рубинштейн; ил. А. Иткин. – М.: Дет. лит, 1969. – 207 с.

Царскосельский лицей времён А.С. Пушкина.

31. 84(2Рус)6

С603

аб.

Сологуб, Ф. К. Мелкий бес: роман; Два готика: рассказ / Ф. К. Сологуб. – Ростов н /Дону: Феникс, 2000. – 381 с.

Учитель - "чиновник" с верноподданическим отношением к властям предержащим запечатлен в образе Передонова в романе "Мелкий бес". В лице главного героя дан тип педагога эпохи самодержавия.

32. Р1

Т53

890392

Толстой, Л. Н. Собрание сочинений. В 12-ти т. / Л. Н. Толстой.- Т. 1. Детство. Отрочество. Юность. – 1958. – 351 с.

В третьей части книги «Юность» писатель рассказывает об учёбе в университете и экзаменационной поре.

33. 84Р6

Т933

802639

зил.

Тынянов, Ю. Н. Сочинения: В 3 т. / Ю. Тынянов; примеч. Б. Костелянца. – М.: Изд. центр Терра, 1994. – Т. 3: Пушкин: роман. – 588 с.

Часть вторая романа «Пушкин» повествует об учёбе в лицее.

34. 74.03(2)

У923

Ф760862

юн

Учитель: статьи. Документы, педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. – М.: Политиздат, 1991. – 349 с.

В книге представлены отрывки произведений русских писателей-классиков об учителе.

35. Р2

Ф326

аб.

Федин, К. А. Первые радости: роман / К.А. Федин; вступ. статья Б. Брайниной; примеч. Ю. Оклянского; ил. Г. Филипповского. – М.: Худож. лит., 1979. – 895 с.

Исторические моменты в жизни нашей страны: 1910 г.

36. Р1

Ф45

42326

зил.

Фет, А. А. Воспоминания / А. Фет; предисл. Д. Благого; примеч. А. Тархова. – М.: Правда, 1983. – 494 с.

В главе «Ранние годы моей жизни» (Ч.2. – с. 99–122) рассказывается
об учёбе и порядках в школе (пансионе) немецкого педагога Крюммера в г.Верре (Лифляндия) (1835–1837 гг.). И о годах учёбы (1839–1844 гг.) в Московском университете. (Ч.3. – с. 123 – 183.)

37. Р2

Ч-497

383720

Чернышевская, Н. М. Повесть о Чернышевском / Н. М. Чернышевская; изд. 3 – доп.; В. Г. Гайдук. – Саратов: Приволж. кн. изд., 1971. – 224с.

С 1842 по 1846 год Н.Г. Чернышевский учился в духовной семинарии города Саратова.

38. Р1

Ч-563

фил. 5, 9

Чехов, А. П. Дом с мезонином: повести и рассказы / А. П. Чехов. – М.: Худож. лит., 1983. – 303 с.

Одна из главных героинь «Дом с мезонином» – учительница, отдающая всю себя обучению крестьянских детей.

39. Р1

Ч56

202883

Чехов, А. П. Собрание сочинений. В 12-ти т. / А. П. Чехов; примеч. К. Д. Муратовой. - Т. 7. Повести и рассказы. 1888-1891. – М.: Гослитиздат, 1956. – 519 с.

Герой рассказа «Учитель словесности» учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Никитин влюблен в дочь местного помещика. Ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Он делит квартиру с учителем географии и истории.

40. Р1

Ч-563

фил. 9

Чехов, А. П. Человек в футляре: повести и рассказы / А. П. Чехов; худож. Алимов. – М.: Худож. лит., 1979. – 127 с.

Гимназический учитель древнегреческого языка Беликов «Человек в футляре» предстаёт как воплощение отживающего, но ещё господствующего социального зла, как ключ к пониманию «охранительной» психологии, которую призвано было насаждать прежде всего учительство.

41. 84Р6

Ч-885

фил.10 (аб)

Чуковский, К.И. Серебряный герб: Повесть / Вступит ст. И. Мотяшова.- М.: Дет. лит., 1985.-190с.- (Школьная библиотека)

Автобиографическая повесть о гимназисте конца прошлого века, о формировании честного, мужественного характера подростка.

42. С(Евр)1

Ш785

292780-

89

294616

Шолом-Алейхем Тевье – молочник: повесть и рассказы / Шолом-Алейхем; пер. с еврейск.; вступит. ствтья В. Финка; сост. ред. и примеч. М. Беленького. – М.: Худ. Лит.,1969. – 685.

Рассказ «Гимназия» о том, как устраивали еврейского мальчика на учёбу в гимназию. – с. 262 – 273



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Государственное учреждение (2)

    Документ
    Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв.
  2. Информационный бюллетень 4 квартал 2009 года Пермь, 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 4 кв. 2009 г

    Информационный бюллетень
    В помощь библиотекарю: информ. бюл.: 4 кв. 2009 г. / Перм. гос. краев. универс. б-ка им. А. М. Горького, Перм. краев. дет. б-ка им. Л. И. Кузьмина, Перм.
  3. Библиотечно-информационная деятельность

    Реферат
    Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5
  4. Алексеева Ирина Валентиновна Беляева Ирина Петровна Полупанова Валерия Александровна Основы библиотечно-информационного дела учебно-практическое пособие

    Учебно-практическое пособие
    Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И.
  5. Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418

    Учебно-методическое пособие
    Б59 Библиографическая деятельность библиотек : учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография» / сост.

Другие похожие документы..