Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Широкое внедрение компьютеров во все сферы жизни и деятельности людей предполагает их активное взаимодействие друг с другом, с удаленными базами данн...полностью>>
'Документ'
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельнос...полностью>>
'Документ'
О миногах и миксинах слышали, наверное, многие, но мало кому доводилось их видеть. Обычно этих животных считают своеобразными рыбами: живут в воде, им...полностью>>
'Методические указания'
1.1. Настоящие методические указания устанавливают требования к организации и осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за использованием в...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М.Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

Асс. Семенова И.Л.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности 060101

«Лечебное дело»

Нальчик 2009

УДК: 61 (075.8)

ББК: 5Я73

Рецензенты: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.

Асс. Семенова И. Л.

История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г. – 74с.

Дисциплина «История медицины» является дисциплиной для студентов 1-го курса специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.

«Согласовано» _______________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано»_______________ председатель УМК медицинского факультета КБГУ Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной

программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

1.3. Учебно-тематический план 7

2. Программа дисциплины 24

2.1. Темы лекций 24

2.2. Темы семинарских занятий 29

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению 46

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 51

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины 54

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении 61

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 61

6.2. Формы итоговой аттестации 62

6.3. Перечень контрольных вопросов 62

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 70

7.1. Рекомендуемая основная литература 70

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 71

7.3. Рекомендуемые сайты 74

8. Приложения 75

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

1. Место дисциплины в образовательном процессе:

Курс истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. Способствует формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширяет их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень.

2.Задачи изучения курса истории медицины:

  • изучение общих закономерностей развития медицины;

  • усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;

  • воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;

  • содействие идейно-политическому воспитанию студентов;

  • усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.

  • воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.

  • развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.

  • способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.

  • затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.

3. Цель изучения курса история медицины:

Воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.

Курс истории медицины неразрывно связан со всеми изучаемыми по специальности «лечебное дело» дисциплинами.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Анатомия и физиология Патологическая анатомия

человека

Гистология

«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


Терапия Хирургия Нервные болезни

Психические болезни Акушерство и гинекология

Геронтология Инфекционные болезни Педиатрия

По завершению курса «История медицины» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.

  • Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.

УМЕТЬ:

  • Определять приоритеты научных открытый.

  • Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.

ВЛАДЕТЬ:

  • Логикой развития медицинского знания в целом.

  • Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды работы

Осенний семестр

Весенний семестр

Кредиты за год

Лекции

-

18

0,5

Семинарские занятия

-

36

1,0

Самостоятельная работа

-

56

2,0

Итоговый контроль

-

зачет

0,5

Всего часов

-

110

4,0

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные занятия, в т.ч.

СРС

Л

СЗ

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Традиционная медицина народов мира.

10

-

4

6

2.

Врачевание в странах древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай)

12

-

6

6

3.

Медицина в странах древнего Средиземноморья (древняя Греция, древний Рим).

10

-

4

6

4.

Медицина в средние века: Византийская империя, арабоязычные халифаты, средняя Азия.

10

-

4

6

5.

Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья. Медицина периода позднего средневековья: медицина в Западной Европе в эпоху возрождения (15-17 вв.)

10

-

4

6

6.

Медицина периода феодализма в России (9-18 вв.)

10

-

4

6

7.

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец 18-первая половина 19 века).

8

-

2

6

8.

Медицина России в период капитализма (вторая половина 19 начало 20 вв.).

8

-

2

6

9.

Медицина в советский период (1917-1980-е годы).

8

-

4

4

10.

История медицины и здравоохранения Кабардино-Балкарии.

6

-

2

4

11.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

2

2

-

-

12.

Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока и Средиземноморья.

2

2

-

-

13.

Медицина эпохи феодализма в странах Западной Европы и народов Востока. Медицина в Киевском и московском государствах. Становление отечественной медицины в эпоху Петра I.

4

4

-

-

14.

Медицина нового времени в странах Западной Европы.

2

2

-

-

15.

Медицина эпохи империализма в странах Западной Европы.

2

2

-

-

16.

Медицина в России 19-начало 20 века.

2

2

-

-

17.

Отечественная медицина в советский период.

2

2

-

-

18.

История медицины в КБР.

2

2

-

-

Всего:

110

18

36

56

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ

п/п

Наименова-ние темы

Содержание самостоя-тельной работы, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

11.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Традиционная медицина народов мира.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

22.

Врачевание в странах древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай)

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

33.

Медицина в странах древнего Средиземноморья (древняя Греция, древний Рим).

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

44.

Медицина в средние века: Византийская империя, арабоязычные халифаты, средняя Азия.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

55.

Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья. Медицина периода позднего средневековья: медицина в Западной Европе в эпоху возрождения (15-17 вв.)

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

66.

Медицина периода феодализма в России (9-18 вв.)

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

77.

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец 18-первая половина 19 века).

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

88

Медицина России в период капитализма (вторая половина 19 начало 20 вв.).

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

99.

Медицина России в период капитализма (продолжение).

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

6 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Семейная медицина (общая врачебная практика)» преподается на 6-ом курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, тематический план, тестовые задания,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья

Другие похожие документы..