Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Комп'ютерна мережа - це є складна структура, що складається з багатьох компонентів та вузлів. Тому, важливим є розуміння принципів взаємодії компонент...полностью>>
'Документ'
Новодевичий женский монастырь, окруженный с трех сторон Москва-рекой — одна из наиболее значительных после Кремля достопримечательностей Столицы и оди...полностью>>
'Реферат'
1. Вступ. Мережа - це два або більше пристрої, що можуть обмінюватися даними, принаймні один з яких є комп’ютером. Ці пристрої можуть знаходитися на ...полностью>>
'Документ'
В соответствии с положениями ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлеж...полностью>>

Анализа текста - к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену - осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вы выполнили лишь первую часть сочинения — проанализировали текст. Далее нам следует отразить собственную точку зрения на проблему. Как это сделать? Ученики могут, отталкиваясь от тех же аргументов, предложить свой путь искоренения жизненного зла. Возможен другой вариант: ответ на вопрос (позиция автора) станет главным тезисом ученического размышления. Можно начать вторую часть сочинения, как, впрочем, и первую, с рассказа об авторе, тем более что мы знакомы с ним, с его произведениями. Приведём пример сочинения, где сведения об авторе открывают вторую его часть.

Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени” — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не может быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами.

В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик. И всё-таки я рассматриваю решение проблемы в ином ракурсе.

Мне кажется, что главная мысль этого текста не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников. Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях.

Занятие № 2

Анализ публицистического текста
(Продолжение)

Перечень проблем. Тренировочные упражнения. Практикум по анализу публицистического текста.

Перечислим наиболее распространённые проблемы в публицистических и художественных произведениях.

1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции).

2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

3. Философские (экзистенциальные): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.

Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации, фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические (две проблемы на выбор).

Например, проблема детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка? (Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема развития русского языка. Язык — это национальное богатство страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»; М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)

Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?

1. “Сальери готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство — две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).

Проблема добра и зла.

2. “«Тихий Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о романе»).

Проблема поиска смысла жизни (нравственного выбора).

3. “А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков” («Государство и совесть»).

Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве.

4. “Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния” («Государство и совесть»).

Проблема государственной совести.

5. “Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. <…>

Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он все свои богатства держит при себе”.

Тема Дома. Проблема утраты корней прошлого.

Практикум по анализу текста

Текст взят из КИМа ЕГЭ по русскому языку 2006 г.:

Исходный текст

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С.Соловейчик)

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2. Какие вопросы задаёт читателю С.Соловейчик? Какие аргументы приводит?

Работа с опорным конспектом.

Вопросы

Авторские аргументы

1-й абзац

“Что это значит — духовная жажда?”

2-й абзац

Духовность не культура поведения или образованность.

Духовная жизнь — это стремление человека к высокому.

2-й абзац

Может ли искусство быть духовным или бездуховным?

2-й абзац

А) Искусство “духоподъёмно”, в искусстве человек ищет силу духа.

Б) Если искусство не отражает стремление человека к правде и добру, оно бездуховно.

3-й абзац

Может ли добрый человек быть духовным?

3-й абзац

Если он не стремится выйти из сферы быта, нет.

4-й абзац

“Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?”

4-й абзац

Желания могут быть конечные и бесконечные. Бесконечные желания — это стремление к добру, правде, красоте, высоким идеалам.

3. Какие проблемы подняты в этом тексте? Какие вопросы, связанные с ними, задает автор?

1) Проблема духовности: что значит “духовная жизнь”?

2) Проблема истинного содержания духовности: не подменяется ли сегодня это понятие другим?

3) Проблема духовности в искусстве: можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?

4) Проблема духовного совершенствования: чего жаждет человек, когда у него духовное томление?

4. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.

1. В виде предложения-тезиса

Симон Соловейчик, известный педагог, просветитель, рассматривает проблему духовности и бездуховности.

2. В вопросно-ответной форме

Духовность… Что вмещает в себя это понятие? Что значит жить духовной жизнью в современную нам эпоху? Не подменяется ли это понятие чем-то другим?

3. В виде номинации темы.

Духовность и бездуховность…

4. С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации…

Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духа человека, стали предметом размышлений известного педагога, просветителя ХХ века С.Соловейчика.

5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

“Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…”

5. Соедините несколько вариантов формулировки проблемы, чтобы получился развёрнутый тезис-зачин.

А) Духовность… Что вмещает в себя это выражение и не подменяется ли оно чем-то другим в современном нам мире? Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духовной жизни человека, стали предметом размышления известного педагога, просветителя ХХ века Симона Соловейчика. Тема духовности и бездуховности волнует его не меньше А.С. Пушкина, который без малого два века тому назад, испытывая то же духовное томление, писал:

Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…

Б) “Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая тему духовности и бездуховности. В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным, например, искусство? Эти вопросы, поставленные известным педагогом, просветителем ХХ века, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление? Поэтому и начинает он своё размышление с известной цитаты из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

6. Прокомментируйте проблемы, поднятые автором текста, любым способом (аналитический пересказ или свободный комментарий).

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в “чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и “добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть “духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — “приобрести, получить, достичь”. И сводятся они к конечному результату, бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования, когда человек в течение всей своей жизни стремится к добру, красоте, правде. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается истинное содержание духовности.

Задание. Напишите вторую часть сочинения, выразите своё отношение к проблеме текста, согласившись или не согласившись с позицией автора.

Приведём пример сочинения, автор которого развивает свою мысль, основываясь только на одной проблеме — духовности/бездуховности искусства.

“Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая тему духовности и бездуховности. В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным или бездуховным, например, искусство? Эти вопросы, поставленные известным педагогом, просветителем ХХ века, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление?

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в “чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и “добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть “духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — “приобрести, получить, достичь”, как об этом пишет С.Соловейчик. И сводятся они к конечному результату. Бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается “духовная жажда” человека — в бесконечном поиске истины.

В размышлении С.Соловейчика меня затронула тема духовности и бездуховности искусства. В связи с этим мне вспомнилось выражение О.Уайльда: “Всякое искусство бесполезно”. Так ли это? Отвечу: нет. Вспомним фильм П.Лунгина «Остров». Герой его, будучи совсем юным, необстрелянным солдатом, ещё не нюхавшим пороха, был захвачен фашистами. По их приказу он стреляет в пленного моряка. Кто он — этот герой в исполнении П.Мамонова? Что движет им? Растерянность? Внезапность захвата? Страх? Да. И он переступает нравственный закон совести ради сохранения своей жизни. А что дальше? А дальше мучительные годы искупления вины перед Богом и людьми. Не передать словами эти душевные терзания человека: здесь и самоистязание, и полная отрешённость от каких бы то ни было благ, и самая чёрная физическая работа, и бескорыстное излечение больных. Долгий и страшный путь покаяния, который проходит герой. Но всё это не может сравниться, по мнению автора фильма, с тем грехом, который совершил неопытный солдат. И нет ему никакой пощады. И только в конце жизни он узнаёт, что тот моряк выжил, прошёл боевой путь; служил на флоте и после войны, дослужился до адмиральского чина. Эта “случайная встреча” явилась своеобразным отпущением греха.

Этот фильм П.Лунгина о преступлении и наказании, наказании скорее духовном, высшем. Человек, который в силу, может быть, объективных обстоятельств потерял Бога в душе, постепенно обретает Его. И это тоже путь “духовного томления”, о котором пишет С.Соловейчик. И если есть такие фильмы, значит, не “всякое искусство бесполезно”.

Занятие № 3

Художественная публицистика.

Художественная публицистика. Практикум по анализу текста

Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей — публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публици­стике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры.

Стилевые черты

Лексические:

— частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика);

— книжная лексика;

— оценочно-экспрессивная;

— отсутствие клише и штампов;

— традиционно-поэтические выражения (поэтизмы).

Средства речевой выразительности:

— сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские).

Синтаксические:

— предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах, синтаксический параллелизм, предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  2. Виктор дизендорф гомо антиполитикус или записки „шестидесятника“ Опыт малохудожественного повествования об очередном потерянном поколении москва

    Документ
    Перед тобой, читатель, книга о 1960-х годах. Так, по крайней мере, она задумана, и замысел этот возник у меня давно. Я поделился им с Валерой Тарановым в Киселевске, городе нашего детства и юности, еще летом 2 г.
  3. Григорий Васильевич Кисунько. Вместо предисловия Шифротелеграмма № от марта 1961 года. Моск время ч мин. Сов секретно, особой важности. Москва, Президиум ЦК кпсс, тов. Хрущеву Н. С. доклад

    Доклад
    Кисунько Г.В.,  "Секретная зона. Исповедь генерального конструктора" (В 1961 году у нас был успешно испытан первый образец противоракетной системы, из которой могла бы вырасти мощная и надежная система ПРО для всей нашей страны.
  4. Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия

    Учебное пособие
    комментарий (Султанов А. Европейский суд по правам человека на защите основ демократического общества – свободы совести Михайлов Р. Заказуха по-русски)
  5. Петро Григоренко «В подполье можно встретить только крыс »

    Документ
    Поверив в юности в идеалы революции, он верой и правдой служил режиму. И служил честно: взлеты и падения в его карьере всегда были следствием внутренних убеждений, а не конъюнктурным движением.

Другие похожие документы..