Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику...полностью>>
'Документ'
Организация и контроль деятельности ЦМК (в том числе внедрения инновационных методов и форм в учебно-воспитательном процессе и научно-методической и и...полностью>>
'Документ'
3. В свободное от основной работы время Работник вправе осуществлять совместительство и работать по договорам подряда без согласия администрации Обще...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель преподавания дисциплины: вооружить будущих менеджеров теоретическими знаниями и практическими навыками установления, внедрения и корректировки н...полностью>>

Сахаров Юрий Евгеньевич Трудоемкость дисциплины 9 зачетных единиц Количество часов 324 В. т ч. аудиторных 141; внеаудиторных 138 Формы отчет

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техника и методика школьного физического эксперимента.

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль: 050100.07.62 «физика»

Форма обучения: очная

Кафедра общей физики

ФИО разработчика: старший преподаватель Сахаров Юрий Евгеньевич

Трудоемкость дисциплины 9 зачетных единиц

Количество часов 324

В.т.ч. аудиторных 141; внеаудиторных 138

Формы отчетности 5 и 6 семестр зачет , 7 семестр экзамен

г. Воронеж – 2011 г.

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Техника и методика школьного физического эксперимента» являются:

  • Ознакомление с теорией школьного физического эксперимента.

  • Систематизация знаний о видах эксперимента, сущности техники и методики эксперимента (их различие и взаимосвязь).

  • Раскрытие возможностей физического эксперимента для развития познавательной активности учащихся.

  • Формирование у студентов умений по созданию У.Э.У. и освоение методики и техники эксперимента.

  • Знакомство с перспективами развития техники и методики школьного физического эксперимента, с применением новых технологий в учебном эксперименте.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

  • ОК-4: Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

  • ОК-6: Способен логически верно строить устную и письменную речь.

  • ОК-13

Общепрофессиональные:

  • ОПК-1: Сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

  • ПК-4: Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

  • ПК-7: Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

Специальные:

  • СК-1: Демонстрирует, применяет, критически оценивает и пополняет физические знания для решения профессиональных задач

  • СК-3: Понимает значение экспериментального метода физической науки и владеет навыками постановки учебного эксперимента

  • СК-6: Понимает логику развития школьного курса физики

  • СК-7: Анализирует, оценивает и корректирует учебно-воспитательный процесс и его результат.

  • СК-8: способен понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Вопросы методики и техники школьного физического эксперимента.

Эксперимент – как основа физической науки. Фундаментальные опыты. Системы экспериментов в основной и старшей школах.

Классификация физического эксперимента. Демонстрационные опыты. Лабораторные работы. Работы физического практикума. Экспериментальные задания. Внеклассный эксперимент.

Методика школьного физического эксперимента. Требования, предъявляемые к технике демонстрационных опытов. Средства, повышающие наглядность эксперимента. Правила техники безопасности.

Методика проведения лабораторных занятий и физпрактикумов. Классификация лабораторных работ. Особенности составления инструкций для фронтальных лабораторных работ и работ физпрактикума. Правила техники безопасности.

Проблемные опыты, экспериментальные задачи, их роль в активизации познавательной деятельности учащихся. Методика постановки проблемных опытов. Методика постановки занимательных опытов. Экспериментальная составляющая решения задач. Внеклассный эксперимент.

2

Демонстрационный эксперимент курса физики основной школы.

Эксперимент по механике. Строение вещества. Движение и силы. Силы в природе. Законы Ньютона. Законы сохранения. Механические колебания и волны

Эксперимент по теплоте. Внутренняя энергия. Теплообмен. Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели.

Эксперимент по гидро- и аэростатике. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Плавание тел.

Эксперимент по электростатике. Электризация. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле Электроскопы. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Эксперимент по электродинамике.Электрический ток. Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрического сопротивление. Соединение проводников. Закон Ома.

Эксперимент по геометрической оптике. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень. Отражение света. Преломление света. Показатель преломления среды. Линзы. Глаз. Фотоаппарат.

3

Демонстрационный эксперимент курса физики старших классов средней школы.

Эксперимент по теме "Электромагнитные явления". Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Эксперимент по теме "Электрический ток в разных средах". Электронная проводимость металлов. Полупроводники и полупроводниковые приборы. Виды разрядов.

Эксперимент по теме "Электромагнитная индукция". Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Токи Фуко.

Эксперимент по теме "Электромагнитные колебания". Колебательный контур. Зависимость периода колебаний от параметров контура. Формула Томсона.

Эксперимент по теме "Электромагнитные волны". Принцип распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Эксперимент по теме "Световые волны. Излучение и спектры". Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Лазер. Излучение и спектры.

Эксперимент по теме "Световые кванты". Фотоэффект. Красная граница фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

4

Фронтальные лабораторные работы.

Фронтальные лабораторные работы в 7-9 классах. Особенности организации лабораторных работ основной школы. Работы по механике. Работы по теплоте. Работы по электричеству. Работы по гидростатике. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Фронтальные лабораторные работы в 10-11 классах. Особенности организации лабораторных работ старшей школы. Расчет погрешностей. Работы по основным разделам курса. Инструктаж по правилам техники безопасности.

5

Современный школьный лабораторный эксперимент.

Современные измерительно-вычислительные комплексы. Постановка демонстрационного и лабораторного эксперимента с использованием компьютерных измерителей. Использование современных мультимедийных средств обучения в процессе демонстрации опытов. Применение Web и документ - камер для повышения наглядности постановки демонстрационного эксперимента.

3. Образовательные технологии

Проблемная лекция, визуализация через компьютерные презентации и лекционные демонстрации, в режиме диалога (90%)

Деятельностный подход к решению экспериментальных задач, к формулированию актуальности, цели, постановки задачи и выводов.(100%)

Ролевое построение защиты результатов лабораторных работ (постановки демонстрационного и лабораторного эксперимента) учитель и учащиеся. (100%)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

  1. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред.С.Е.Каменецкого,С.В.Степанова. — М. : Академия, 2002. — 304с. — (Высш.образование) (25)

4.2. Дополнительная литература

  1. Шилов, Валентин Федорович. Физический эксперимент по курсу "Физика и астрономия" в 7-9 кл.общеобразоват.учреждений : Кн.для учителя. — М. : Просвещение, 2000. (2)

  2. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1, Механика,молекулярная физика,основы электродинамики / Под ред.А.А.Покровского. — / 3-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 1978. — 351с. : ил. — (Б-ка учителя физики) (13)

  3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.2, Колебания и волны.Оптика.Физика атома / Под ред.А.А.Покровского. — / 3-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 1979. — 287с. : ил. — (Б-ка учителя физики) (11)

  4. Разумовский, Василий Григорьевич. Физика в школе: научный метод познания и обучение / В. Г. Разумовский, . — М. : ВЛАДОС, 2004. — 463 с. — (Б-ка учителя физики) (1)

  5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1.2./ под ред. А.А. Покровского.– М.: Просвещение, 1979.

  6. Шахмаев Н.М. и др., Физический эксперимент в средней школе: Механика, Электродинамика – М.: Просвещение, 1991.

  7. Орехов В.П., Корж Э.Д., Преподавание физики в 9 классе: –М.: Просвещение, 1986.

  8. Покровский А.А. и др., Физический эксперимент в школе: –М.: Просвещение, 1964.

  9. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы./ Под редакцией В.П. Орехова и А.В Усовой. Ч.2.–М.: Просвещение, 1980.

  10. Царькова, Ольга Германовна. Физический практикум : для 7-9 кл. с углубл. изучением физики / О. Г. Царькова. — М. : Чистые пруды, 2008. — 32 с. — (Б-чка "Первого сентября", сер. "Физика" ; Вып. 20)

4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программное обеспечение:

  1. MS Windows XP или выше

  2. MS Office PowerPoint 2007 или выше

  3. Flash Player

  4. Открытая физика

  5. Живая физика

  6. Мультимедийная энциклопедия «Вся физика»

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. /teacher/instruction Статьи по методике преподавания физики в школе.

  3. /som/ - Сетевое методическое объединение учителей физики

  4. /scH2567/metodob/index.htm - Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.

  5. /vschool/ - Кирилл и Мефодий.

  6. /index.htm - "Физика.ru"

  7. /fiz/ - Физика: еженедельник изд. дома "Первое сентября"

  8. /g23/5495/physics.htm - Сайт “Физика в анимациях”

  9. / - Российский общеобразовательный портал

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сахаров Юрий Евгеньевич Трудоемкость дисциплины 10 зачетных единиц Количество часов 360 В. т ч. аудиторных 164; внеаудиторных 196 Формы отчет

    Публичный отчет
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания по физике» формирование теоретической и практической профессиональной подготовки к преподаванию предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  3. Такое мероприятие впервые проводится, опыта пока еще нет, но прежде, чем начать, я хотел бы представить наших гостей, которые приняли участие в этом мероприятии

    Документ
    Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим конференцию совместно с Общественной палатой при Президенте Российской Федерации и Общественном совете при Минтрансе.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Д История русской литературы ХХ века [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: О.С. Овчинникова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..