Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Шестьдесят седьмая сессияЖенева, 25−28 октября 2011 годаПункт 5 а) предварительной повестки дняПредложения по поправкам к СПС: предложения,по которым ...полностью>>
'Документ'
Вид – основная структурная и классификационная единица в системе живых организмов; группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и пов...полностью>>
'Программа дисциплины'
вооружение студентов комплексом средств и методов, направленных на овладение и совершенствование техники избранного и смежных с ним видов спорта , ис...полностью>>
'Документ'
Выручка в соответствии с МСФО (IAS) 18 — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании, приводящее к увеличению ка...полностью>>

Трансформация и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже ХХ хх1 вв

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский городской педагогический университет»

На правах рукописи

Бокарев Вячеслав Александрович

ТРАНСФОРМАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА НА РУБЕЖЕ ХХ – ХХ1 ВВ.

Специальность 22.00.04 – социальные структуры, социальные институты и процессы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора cоциологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук

Московского городского педагогического университета

Научный консультант: доктор философских наук, профессор,

академик РАЕН

Тавадов Гамлет Темирович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Миронов Анатолий Васильевич

доктор социологических наук, профессор

Тавокин Евгений Петрович

доктор социологических наук, профессор

Фетисов Эдуард Николаевич

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра социологии молодежи социологического факультета

Защита состоится 11 ноября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.850.007.02 в Московском городском педагогическом университете по адресу: 129226 г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4, 2 этаж, зал заседаний диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского городского педагогического университета.

Автореферат разослан « ___» ____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент И.А. Васильев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В современном мире любая форма общественной жизни (политика, экономика, культура, наука и т. д.) не может быть отделена от индивидуального контекста. Так, социология как область реализации интересов и ценностей индивидов есть «прямое обращение человека к другим людям» (А.Камю). В этой связи анализ изменений, происходящих в ценностных ориентациях отдельных социальных групп, позволяет глубже понять особенности трансформаций, происходящих в обществе в целом, определить место современных социально-политических событий в историческом процессе, спрогнозировать сценарии трансформации социально-политических сил на основании анализа.

Молодежь – это наиболее мобильная часть российского общества, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны на ближайшие десятилетия. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от понимания ее ценностных ориентаций. Понимание механизмов формирования, трансформации, развития социально-политических ориентаций молодежи позволит разработать и реализовать эффективную молодежную политику, учитывающую как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития субъектов Российской Федерации. Одновременно появится возможность активизировать роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, в трансформации социальной структуры общества, поскольку здесь возникают эффекты регулирования положения молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне. Политический акцент 2009 года, Года молодежи, объявленного правительством нашей страны, делает настоящее диссертационное исследование еще более актуальным.

Социальное становление молодежи в современной России идет в сложных условиях. В наши дни формирование социально-политического сознания молодых людей совершается во многом стихийно, под влиянием малоизученных факторов. Поэтому весьма актуальным представляется исследовать социально-политические ориентации учащейся молодежи, характер и формы ее социальной активности в диахроническом и синхроническом аспектах.

Наше общество подошло в своем развитии к тому этапу, когда стало необходимо пересмотреть многое из сделанного за минувшие десятилетия, особенно же за последние годы, в том числе и в деле воспитания молодежи и адаптации ее к круто меняющимся условиям жизни. Сама общественная практика диктует: необходимо остановиться и трезво оценить тот опыт, который накопился в течение социалистического этапа нашей истории, все то новое, что пришло за годы двадцатилетия конца XX – начала ХХI вв. Пора переходить к созданию целостной кар­тины новой общественной обстановки, построенной на многогран­ных оценках видоизменившихся историко-культурных и социально-экономических отношений и традиций, а также массового менталите­та всех групп населения и особенно – молодежи.

Важно учесть, что страна совершила крутой и крайне противоречивый поворот в своем развитии за очень короткий промежуток времени. И то, как и куда приведет, в конеч­ном счете, этот процесс, во многом зависит от уровня подготовленности к нему людей, в особенности молодых и от степени их гражданской и политической зрелости, глубины понимания необходимости происходящих процессов, силы их содействия или проти­водействия им.

Все эти тенденции отражают нарастающее социальное расслоение социума и связанную с этим её социально-политическую нестабильность в стране. Молодежь как наиболее динамичная часть населения, выступает своего рода социальным барометром и часто отражает степень конфликтогенности общества.

Уместно напомнить, что социально-политические ориентации молодежи, как, впрочем, и всего социума долгое время разви­вались в условиях известной стабильности общества и государ­ства. И эта стабильность вселяла в её сознание твердую уверен­ность в завтрашнем дне, веру в незыблемость гарантий со стороны государства в наиболее важных сферах жизни и деятельности. В результате практически вне области изучения ока­залась проблема отрицательных явлений и тенденций в области массовых настроений, всплеск которых во многом предопре­делил как распад СССР, так и нарастающую нестабильность современной системы ценностей. Нынешний этап развития нашей страны вызывает насущную потреб­ность в более широком и углубленном анализе состояния молодеж­ной ментальности.

Интересы человека и общества все настойчивее требуют раз­вернутого комплексного изучения социально-политических ценностей в становлении и развитии умонастроений молодежи как важнейшего элемента общественной жизни. При этом задача, в частности, состоит в том, чтобы выделить наиболее значимые этапы и сформулировать закономерности и особенности отражения политических, экономических и культурных процессов в юношеском сознании, проследить динамику становления и развития социально-политического мента­литета взрослеющей личности как продукта и субъекта обществен­ных отношений.

Степень научной разработанности проблемы

Теоретическую основу исследования составляют работы по исследованию социально-политических проблем современности и молодежной проблематике.

Социально-политические процессы и место субъекта в них находятся под пристальным вниманием социологов, политологов, философов.

Основоположниками комплексного теоретического осмысления молодежной проблематики выступили такие ученые, как Л. С. Выготский1, К. Манхейм2. Существенное приращение теорий молодежи произошло в 1960–1970-е годы, когда высокая социальная активность определенных молодежных групп («студенческий бунт», движение «новых левых», субкультурные феномены в молодежной среде Запада и т. д.) была осмыслена в теоретической форме Т. Роззаком1, Ш. Эйзенштадтом2 и рядом других исследователей.

Большой вклад в осмысление проблем молодежи как целостной социальной груп­пы в середине прошлого века внесли представители структурно-функционального подхо­да. Существенное влияние оказали работы Э.Дюркгейма3, Т. Парсонса4, П.А.Сорокина5 и др. Важную роль в создании теории межпоколенческого взаимодействия сыграли работы Э. Фромма6. С их помощью был разработан теоретико-методологический базис для целостного анализа социокультурных преобразований, групповой динамики, обосновано доминирование соци­альных систем в регулировании и стабилизации личностных ценностей. Изучение круп­ных социокультурных систем позволило ученым рассмотреть совокупность норматив­ных ценностей, лежащих в основе социального поведения личности и групп, выявить проблему социальной анемии.

Большую роль в объединении усилий российских ученых, занимающихся молодежной проблематикой, сыграла подготовка государственных докладов о положении молодежи в Российской Федерации. В социологическом, политологическом, социально-философском, историческом аспектах рядом исследователей рассмотрены вопросы государственной молодежной политики преимущественно на общероссийском уровне Г. В. Куприянова1, В.А. Луков2, О. А. Рожнов3, Е.П. Тавокин4, и др.).

Однако, несмотря на разнообразие работ, связанных с рассматриваемой проблематикой в них, на наш взгляд, недостаточно точно проработаны аспекты, рассматриваемые в данной диссертационной работе, такие, как влияние и роль виртуального пространства на развитие массового сознания молодежи, выявление потенциала управляемости поля социально-политических ориентаций учащейся молодежи посредством уточнения роли и влияния молодежных движений, определения пределов воздействия трансформации парадигмы «от общества идеалов» к «обществу потребления» на социально-политическое пространство и ряд других.

Гипотеза исследования.

Фундаментальным элементом проблемы остается следующее: социально - полити­ческое сознание стало сегодня важнейшей основой, генерирую­щей конкретные мысли и поведение человека, как в сфере самой социологии, так и в сфере экономики, политики и морали. Общество должно быть жизненно заинтересовано, чтобы политическое мировосприятие его граждан позволило им реально оценивать окружаю­щую действительность, понимать жизнь общества и государства в реальной взаимосвязи её основных сторон - экономики, политики, культуры.

Ныне как никогда ясно: без адекватной состоянию страны
системы взглядов молодой человек не способен в критическую эпоху объективно анализировать состояние общества, оценивать существующие здесь проблемы, а также конструктивно, творчески, нестандартно подходить к решению назревших дел; быть гибким, динамичным и решительным в избрании путей и средств решения возникших задач. Ему необходимо осознавать свою ответственность перед страной и государством за проведение в жизнь тех или иных решений.

Сегодня мы можем констатировать наличие реального противо­речия между потребностями государственного курса на возрождение российского общества и состоянием социально-политического сознания широких масс населения. Речь идет, в частности, о нарастании пассивности, скептицизма, иждивенческих настроений значительной части молодежи, о явно недостаточном уровне её политической культуры, о вспыхивающем подчас стремлении к экстремизму (как левому, так и правому), о правовом и социаль­ном нигилизме и анархизме.

Представление молодежи как субъекта социально-политического поля имеет несомненные перспективы для совершенствования управления данной социальной группой.

Наша позиция основана на том, что управление (идеологическое) ценностями молодежи – это управление жизненными стратегиями этой социальной группы, опирающееся на управление социальным поведением личности в трансформируемом виртуализируемом обществе.

Объект исследования: социально-политические ориентации в молодежной среде в условиях трансформации российского общества.

Предмет исследования: тенденции, закономерности, факторы трансформации и развития социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже ХХ – начала ХХI вв.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ трансформации и развития социально-политической ориентации молодежи как наиболее активного агента социального поля на примере процессов рубежа ХХ- ХХI вв. (по материалам г. Москвы).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проследить особенности современной трансформации от «общества идеалов» к «обществу потребления», воздействие данной трансформации на социально-политическое поле;

  • Выявить символические аспекты социально-политических взглядов;

  • Проанализировать особенности молодежи как субъекта социально-политического поля;

  • Показать зависимость трансформации ценностей учащейся молодежи от политической ситуации 1990-х гг.;

  • Раскрыть обусловленность трансформации ценностей молодежи от экономической ситуации рубежа ХХ-ХХI вв.;

  • Типологизировать молодежные субкультуры и оценить их влияние на становление поля общественно–политического сознания молодежи на рубеже ХХ-ХХI вв.;

  • Выявить роль молодежной политики государства в формировании политической идентичности молодежи в начале нового века и потенциал ее управляемости;

  • Оценить и проанализировать роль виртуального пространства в развитии общественно–политического сознания молодежи начала нынешнего столетия;

Теоретико-методологической основой исследования является системно-функциональный подход, который рассчитан на перспективу практического применения результатов исследования; методы, предполагающие структурирование и теоретическое обоснование исследуемой проблемы; принципы диалектической логики, единство логического и исторического подхода к анализу социальных процессов.

Среди российских ученых, внесших весомый вклад в понимание социально-политических ориентаций молодежи, необходимо выделить таких авторов, как В. Н. Боряз1, Ю. А. Зубок2, С.Н.Иконникова3, И.С. Кон4, В.Т. Лисовский5, Ю.А. Левада6, А.В. Миронов7, Г.Т. Тавадов8, Э.Н. Фетисов9, В. И. Чупров10 и др.

В исследованиях молодежи особое место занимает научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета (Е.А. Гришин11, И.М. Ильинский12, В.К. Криворученко13, А. И. Ковалева14, В.А.Луков15, Б.А. Ручкин16, А.И. Шендрик17 и др.). и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (В.И. Добреньков18 и др.), чьи выводы и постулаты учитывались в нашем исследовании.

Большую роль в изучении проблем молодежи сыграли специалисты кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Е.Л. Махотина и др.)

Отметим также исследования М.Вебера19, Э. Дюркгейма20, работы в рамках социокультурного направления А. Шюца1, Т. Лукмана2, исследования процессов на основе синергетического подхода (Э. Ласло3, И.Пригожин4, Г.Хакен5,), социологию социальных изменений П.Штомпки6, теорию габитуса и социально-политического поля П. Бурдье7, исследования «социального пространства» П.Сорокина8, работы по проблемам общества потребления Ж. Бодрийяра9, Ф. Джеймисона10, М. Фезерстоуна11, Э. Фромма12, теорию пассионарности Л.Н. Гумилева13, работы основоположника виртуалистики Н.А.Носова14. Широкая база теоретических основ данного диссертационного исследования обусловлена объектом (современная молодежь), раскрывающимся во всей полноте и глубине только на основе междисциплинарного подхода.

На разных этапах настоящего исследования использовалась методология и методы социологического исследования, а также статистический анализ данных.

Эмпирическая база исследования

В связи с поставленной целью и задачами эмпирическая база работы состоит из трех серий исследований, проводимых в различные временные периоды:

1) 1991 - 1993 гг. - серия самостоятельно осуществленных диссертантом социологических исследований, проведенных среди учащихся 9-11 классов школ № 765, 768, 1106 г. Москвы и студентов московского университета нефти и газа им. Губкина и Энергетического института; возраст респондентов – 14-21 лет, число опрошенных – 776;

2) Социологические исследования, проведенные в 1999 – 2008 гг. в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП), созданной Приказом Департамента образования г. Москвы по теме: «Формирование системы профильного обучения на основе взаимодействия средней и высшей школы» в состав которой вошли ГОУ СОШ № 255, 263, 186, 717, 222, 771, 782, 675, 870, 632, 1020, ЦО № 1877 «Люблино», 1071, 1694 «Ясенево», возраст респондентов 14 – 17 лет, опрошено по различной тематике свыше 2000 чел.

3) 2008-2009 гг. – серия самостоятельно осуществленных диссертантом социологических исследований, проведенных на молодежных интернет-порталах Москвы, а также на улицах города; возраст респондентов – 14-30 лет, общее число опрошенных – 1236 человек.

Процедура обработки открытых вопросов такова, что все ответы респондентов разбиваются на тематические группы и подгруппы. Единицей анализа является суждение (в ответе одного респондента может быть несколько суждений). Таким образом, ответы части респондентов по своему содержанию оказываются включены в несколько тематических групп.

При обработке анкет использована программа SPSS for Windows.

Материалы авторских исследований дополняются данными социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, ФОМ, а также социологами других регионов страны.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Конкретные результаты, обладающие научной новизной, были получены на следующих уровнях исследования: на теоретическом эмпирическом и прикладном.

На теоретическом уровне:

  • создана концепция современной трасформации «общества идеалов» в «общество потребления», вследствие потери целостности и реструктуризации ее в многогранном сложном мире;

  • систематизирована теоретико-методологическая база анализа социально-политических ориентаций молодежи;

  • выделены особенности процессов трансформации, становления и развития социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже ХХ-ХХ1 вв.;

  • обоснована значимость виртуального пространства в развитии социально-политического поля ценностных ориентаций молодежи в рамках концепции «от общества идеалов» к «обществу потребления».

На эмпирическом и прикладном уровнях:

  • проведена верификация исследуемых теоретических положений на основе сбора, обработки и систематизации обширного цифрового и фактического материала, характеризующего социально-политические взгляды учащейся молодежи на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (г.Москва).

  • дана оценка влияния государственной молодежной политики на регулирование социально-политических взглядов молодежи;

  • создана прогностическая модель влияния виртуального пространства на развитие социально-политического поля ценностных ориентаций молодых людей.

Практическая значимость выполненного исследования определяется значением и практическим характером проблемы социально-политических ориентаций новых поколений. Полученные результаты вносят значительный вклад в теорию и практику государственного регулирования молодежной политики.

Выдвинутые и обоснованные в диссертации методологические подходы к пониманию проблем социально-политических ориентаций молодежи могут быть экстраполированы на другие социальные группы. На основе исследования может быть разработан курс для студентов факультетов политологии, социологии, спецкурс для студентов факультетов истории, философии, культурологии.

Новизна диссертационного исследования заключена:

- в целостном социально-философском и конкретно-социологическом анализе проблемы молодежи, чье становление пришлось на период трансформации общественно-политического строя, пересмотра системы ценностей и приоритетов, на основе чего рассматривается идея духовного оздоровления как проявления морального самосовершенствования человека в современных условиях;

- в осмыслении категориального аппарата, характерного для социологии постмодернистского общества, в его представленности в зарубежных источниках в сопоставлении с фундаментальными отечественными исследованиями;

- в исследовании бифуркационных процессов в молодежной среде на этапе перехода от «общества идеалов» к «обществу потребления», тесно связанного с постмодернистской моделью массового сознания;

- в выявлении закономерностей вовлечения молодежи в виртуальные социальные сети, как находящей возможности реализации потребностей, не получающих соответствующего удовлетворения в реальности. Результаты исследования подтверждают, что молодые люди, отработав виртуальные модели поведения, которые преобладают в молодежной среде, могут транслировать их в реальное социальное сообщество;

- в определении, что сложившаяся в России система управления не имеет реальных рычагов контроля и управления ювенальным полем ценностей и лишь предлагает молодым людям альтернативный вариант стратегии поведения, связанный с набором ценностей традиционной социо-культурной среды, адаптированных под ювенальные;

- в выявлении закономерностей оздоровления общественно-социального сознания российской учащейся молодежи посредством качественного улучшения функционирования общественно-государственных воспитательных институтов;

Таким образом, выводы и представления в настоящем исследовании обобщены и сформулированы в положениях, выносимых на защиту.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д. С. Лихачёва и проблемы современного мегаполиса Сборник докладов участников международной научно-практической конференции

    Доклад
    Казначеевские чтения №3, 2009. Декларация прав культуры Д.С. Лихачёва и проблемы современного мегаполиса. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции «Декларация прав культуры Д.
  2. С. В. Доронина, И. Ю. Качесова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  3. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред. Фортунатова Н. М. Нижний Новгород: Изд-во , 2010 с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред.
  4. Л. Д. Петрова Редакционная коллегия

    Документ
    О-55 Олонхо в театральном искусстве: I республиканская научно-практическая конференция: (тезисы и материалы) / М-во культуры и духов. Развития РС(Я) [и др.
  5. Выступления (2)

    Документ
    Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.

Другие похожие документы..