Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости конкурса. Позвольте представить вашему вниманию лекцию на тему «Герои нашего времени, или проблемы многодетно...полностью>>
'Публичный отчет'
Составление консолидированной финансовой отчетности регулируется международным стандартом финансовой отчетности IAS 27 “Консолидированная и отдельная...полностью>>
'Документ'
В данном документе представлена оценка разных трансграничных рек, озер и подземных вод в Восточной и Северной Европе, входящих в водосборную площадь ...полностью>>
'Закон'
В данном сборнике предлагается единая система нормативных документов управления учреждением начального профессионального образования, средства и спос...полностью>>

С. Т. Аксаков известный русский писатель, прозаик, наш земляк

Главная > Викторина
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Литературный турнир в 5-м классе

по сказке С.Т.Аксакова

«Аленький цветочек»

Учитель: Николаева Р.П.

г.Белебей

сентябрь, 2008г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР ПО СКАЗКЕ С.Т. АКСАКОВА

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Вступительное слово учителя.

С.Т.Аксаков – известный русский писатель, прозаик, наш земляк.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе 20 сентября (1 октября по новому стилю) 1791 года в небольшом домике Голубиной слободки — так назывался в ту пору низ ны­нешней улицы Пушкина. Родом он из старин­ной дворянской семьи: отец, Тимофей Степа­нович, — небогатый чиновник, мать, Марья Николаевна, (урожденная Зубова), отлича­лась умом и образованностью, стремилась к культуре, знаниям, много читала, вела пере­писку со знаменитым Н. И. Новиковым. Она рано обучила сына грамоте, привила ему лю­бовь к чтению. С удовольствием слушал буду­щий писатель сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, одну из них он ис­пользовал позже при создании "Аленького цветочка" — удивительно задушевного, поэ­тического произведения.

Сегодня мы с вами проведем литературный турнир по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Узнаем, кто лучше знает сказку, в конкурсе участвует 2 команды.

ВИКТОРИНА

«Знаешь ли ты сказку?»

  1. Какое прозвище получил у ге­роев сказки заколдованный принц? ("Чудо морское, зверь лесной".)

  2. Как звали-величали девицы своего отца? ("Государь ты мой, батюшка родимый!")

  3. Каким необычным даром обла­дало чудище? (Добрым серд­цем. Именно оно-то и угады­вало мысли гостьи.)

  4. Какой национальности были напавшие на купца разбойни­ки? ("Басурманские, турец­кие да индейские".)

  5. Первой ли девушкой, жившей у чудища, стала героиня нашей сказки? Если нет, то которой по счету? (Двенадцатой.)

  6. Какой была стена, на которой чудище писало послания ог­ненные? (Белой, мраморной.)

  7. В гостях у чудища купец за­снул и увидел сон. Что ему приснилось? (Дочери. Стар­шие веселые и с женихами, а младшая печальная, отца дожидается.)

  1. Как само чудище величало се­бя, разговаривая с девушкой? ("Твой верный раб, неизмен­ный друг".)

  2. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой? (Вы­шитое ею полотенце, самое богатое.)

  3. Погостив в родительском до­ме, молодая дочь купеческая вернулась назад и нашла упав­шее замертво чудище. Что бы­ло в руках у чудища? (Алень­кий цветочек.)

  4. Какими словами вернула к жизни своего суженого мо­лодая дочь купеческая? ("Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люб­лю тебя как жениха же­ланного!")

  5. Кто пировал на свадьбе у ку­печеской дочери и принца?

('Отец с сестрами, слуги верные, бояре великие да ка­валеры ратные".)

ИГРА СО СЛОВАМИ «НЕ» и «НЕТ»

Внимательно читая сказку, мы найдем очень много высказываний с "не" или "нет". Автор не скупился на них, чтобы мы лучше могли предста­вить себе то, о чем рассказывается.

В этой игре вам нужно угадать слова, сопровождаемые "не" и "нет".

При прочтении предложения мы будем их пропускать, а вам нужно постараться их вспомнить.

1. Все вы знаете, что просят до­чери купеческие в подарок. Скажите же, что они все три единодушно не просят.

(Начинают они все трое речь свою такими словами: "Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни оже­релья".)

2. "Выходит он под конец на по­ляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дво­рец королевский или цар­ский".

3. "Дивится че­стной купец такому бо­гатству не­сказанному, а вдвое того, что… хозяина нет; не только хозя­ина, но и ... прислуги нет.

  1. "И вырос, как будто из земли, не зверь, не че­ловек, а ка­кое-то чуди­ще мохна­тое..."

  2. Характерис­тика аленько­го цветочка тоже сопро­вождается словом "нет". ("Какого нет краше на белом свете".)

  1. Как проехать к дворцу? Как сказано об этом в сказке? (Да где тот дворец — никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице перелетной".}

  2. Утешает дочь отца фразой со словом "не". ("Не плачь, не тоскуй, 'я не испугаюся...".)

  3. С какими словами обращается впервые чудище к девушке? ("Не господин я твой, а по­слушный раб".)

  4. Успокаивает чудище страхи девушки? Какими словами: ("Не бойся, мая госпожа прекрасная: не будешь ты почивать одна, дожидает­ся тебя твоя девушка сен­ная, верная и любимая; и много в палатах душ чело­веческих, а только ты их не видишь и не слышишь, и все они вместе со мной берегут тебя день и ночь: не дадим мы на тебя ветру подути, не дадим и пылинке сесть".)

10. Реакция девушки на внешность чудища? ("Не взвидела света молодая дочь купеческая")

12. Скоро сказка сказывается, да не (скоро дело делается).

«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО - БУДЕТ СКАЗОЧКА!»

(Командам раздаются карточ­ки. На одних написаны сущест­вительные (из сказки), на дру­гих эпитеты к ним. Нужно быстро и правильно сложить карточки по смыслу, получив подходящие словосочетания.)

Прилагательные (здесь по по­рядку: 1-е прилагательное + 1-е существительное;

2-е прилагательное + 2-е суще­ствительное и т. п.):

1) золотая и серебряная

2) восточный, цельный, беспо­рочный

3)поднебесная

4) булатная

5)сибирские

  1. самоцветный

  2. заморская

  3. заветный

  4. сахарные

10)заморские

  1. медвяные

  2. несчетная

  3. горький

  4. богатое да привольное

  5. райские

  6. диковинные

Существительные:

1)парча

2) хрусталь

3)красота

4) сабля

5)соболя

б)венец

7)сторона

  1. гостинец

  2. яства

  3. вина

11) питья

12)казна

  1. век

  2. житье

  3. птицы

  4. песни

КОНКУРС СОЧИНИТЕЛЕЙ «ФАНТАЗЕРЫ»

(Игру можно проводить как между командами, так и между двумя учащимися, изъявившими желание.)

Задание: изменить сказочную си­туацию как можно более, учитывая указанные ниже предположения:

  1. Если бы у купца была жена и чудище попросило прислать ее.

  2. Если бы чудище приказало при­слать всех трех дочерей сразу.

  3. Если бы чудище выбрало одну из старших дочерей.

  4. Если бы батюшка поехал сам, не сказав ничего дочерям.

  1. Если бы младшая дочь не понрави­лась чудищу.

  2. Если бы сестры не переводили часы, а все вместе от­правились жить у чудища.

  3. Если бы чудище заставляло бы де­вушку работать с утра до ночи.

  4. Если бы девушка сбежала.

  5. Если бы младшая дочь отвергла чу­дище.

  6. Если бы чудище не умерло от тоски.

  7. Если бы чудище обернулось чело­веком, но некраси­вым и горбатым.

  8. Если бы, превратившись в чело­века, чудище не женилось на де­вушке, а вернуло ее назад отцу.

  9. Если бы, превратившись в че­ловека, чудище осталось без богатств и дворца.

  10. Если бы батюшка вообще счел просьбу младшей капризом и отказался ее выполнить (но сказка все равно про аленький цветочек).

  11. Если бы младшая дочь успела вернуться вовремя, но опозда­ло само чудище.

  12. Если бы чудище было глупым: ведьма лишила бы его не только красоты, но и разума.

ТУРНИР ВНИМАТЕЛЬНЫХ и НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ

«ДЕТЕКТИВЫ»

Где речь идет о знании текста, приветствуется точность ответов.

В остальных случаях — логика и фантазия.

Ответы оцениваются по пяти­балльной системе. Побеждает ко­манда, набравшая больше очков.

ЗАДАНИЯ

  1. Как отыскать золотой венец? ("А и есть он у одной королевишны заморской, а и спря­тан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в ка­менной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверя­ми железными, за тремя зам­ками немецкими".)

  2. Рассказать, как найти хрус­тальное зеркало (тувалет). ("А и есть оно у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказан­ной, неописанной и негадан­ной; и схоронено то зеркало в терему каменном, высо­ком, и стоит он на горе ка­менной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за се­мью замками немецкими, и ведут к тому терему ступе­ней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей желез­ных носит королевишна на поясе".}

  1. Как узнать среди всех алень­ких цветочков, что это и есть тот самый? ("Краше нет на белом свете".)

  2. Какой срок дало чудище отцу семейства для принятия реше­ния? (Три дня и три ночи.)

  3. В каком настроении вернулся отец? Какой вывод сделали старшие? (Он был печален, решили, что он разорен.)

  4. Чем занималась красна девица в гостях у чудища? (Вышива­ла и отдыхала так: "Слу­жат ей слуги невидимые, по­дают, принимают, на колес­ницах без коней катают, в музыку играют и все ее пове­ления исполняют".)

  5. Где впервые услышала девица голос чудища? ("Приходи сего­дня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками и цветами заплетенную...)

  6. Какие слова молодой купеческой дочери послужили сигналом для чудища говорить своим настоящим голосом? ("Говори со мной, мой верный раб")

  7. В какое время чудище должно было явиться девушке во всей красе? ("В су-мерки серые, когда сядет за лес солнышко красное")

10. Слова, служившие сигналом к появлению чудища. ("Покажись мне, верный друг!")

  1. На какой палец надевался вол­шебный перстень? (На мизи­нец правой руки.)

  2. Найти "родственников" сказ­ки.(По сюжету: Миф Луция Апулея (II век до н. э.) "Амур и Психея", Сказки "Финист Ясный сокол", "Красавица и чудовище".)

  3. Какую сказку какого великого русского писателя мы вспоми­наем, когда читаем следующие строки "Аленького цветочка": "Если ты стар человек — будь мне дедушка, если же молод, ты будь мне названый брат, и поколь я жива, — будь мне сер­дечный друг" (Пушкин А. С. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

  4. Вспомните как можно больше сказочных цветов. (Цветик-семицветик, каменный цве­ток из сказов Бажова, кув­шинка из "Дюймовочки", ро­за из сказок Х. К. Андерсена.)

конкурс рисунков

«Игра воображения»

1Конкурс на лучший "команд­ный" портрет. Можно каждой команде задать один и тот же объект, а можно и разные. Ва­рианты; портреты сестер (на­поминаем, что они должны быть "пригожие") или принца, или купца. Картина создает­ся коллективно: один делает набросок овала лица, другой добавляет нос, третий брови и глаза, четвертый рот, пятый волосы.

  1. Конкурс "Мультик". За какое-то определенное время {назначьте сами) команда со­здает три рисунка, последова­тельно иллюстрирующих сюжет сказки. (Как в мульт­фильме.) Другая команда описывает, какой именно от­рывок имели в виду их сопер­ники. Затем наоборот.

«Актерские штучки»

  1. Инсценировать с использова­нием минимума слов сцену оживления чудища так, как она написана;

  • затем с изменениями: если купеческая дочь — плакса, хо­хотушка;

  • если чудище любит страш­ные истории.

2. Инсценировать любую из сцен в родительском доме, изменив характер персонажей. Напри­мер, когда одна сестра — певу­нья, другая — плясунья, а отец плохо слышит.

Подведение итогов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. И. Яковкина история русской культуры

    Книга
    Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра.
  2. Дискуссия: Как поделить Гоголя? Русская, великорусская и украинская культура в XIX-XX вв

    Документ
    О. Ю. Захарова, д.и.н., профессор, Севастопольский филиал Академии труда и социальных отношений (Москва); Украинский морской институт (Севастополь). Взаимное обогащение русской и украинских культур в XIX веке (на примере усадьбы Качановка).
  3. В. М. Шукшина 2009 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» «Русская литература

    Литература
    ОПД.Ф.09 «Русская литература и культура».: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  4. Подготовленная Пушкинским Домом ан СССР «История русской литературы» в четырех томах обобщающий проблемный историко-литературный труд, участники которого ставили своей главной задачей исследование

    Исследование
    Авторы первой части 1-го тома— «Русская литература X — первой четверти XVIII века»: Л. А. Дмитриев (глава третья, глава четвертая), Д. С. Лихачев (Введение, Заключение), Я.
  5. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред. Фортунатова Н. М. Нижний Новгород: Изд-во , 2010 с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред.

Другие похожие документы..