Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно у...полностью>>
'Публичный отчет'
Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького находится в Асбестовском городском ок...полностью>>
'Документ'
Відділ статистики у Веселинівському районі повідомляє, що за 2011 рік підприємствами та організаціями району за рахунок усіх джерел фінансування осво...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Современное российское общество, развивающееся в рамках постиндустриальной цивилизации, нуждается в фундаментально образованном, профессионально комп...полностью>>

Учебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn 5 7858 0019 5

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 4. Принципы юридической психологии

На необходимость вычленить и определить основные принципы юри­дической психологии справедливо обращают внимание многие ученые, так как самостоятельность этой науки подтверждает наличие принци­пов, на которых она базируется. Эти принципы, безусловно, связаны с предметом, системой и задачами юридической психологии. В научной литературе имеют место утверждения о том, что принципы психологии — это, как правило, ее наиболее всеобщие законы*. Следует, однако, отметить, что законы — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, а принципы —фундамен­тальные основания науки и теории, познавательной деятельности.

_____________________________________________________________________________

* Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.. 1986, с. 183.

В подавляющем большинстве работ по психологии и юриспруденции принципы науки лишь перечисляются. Как правило, авторы указывают принцип системности, единства сознания и деятельности, партийности и т. д. Исключение составляют, в частности, монография А.Н. Ткаченко* и тематический сборник под редакцией Л.И. Анцыферовой**. В боль­шинстве же работ по юридической психологии проблемы принципов авторами вообще на затрагивались. Лишь в отдельных работах А.Р. Ратинова, А.В. Дулова и отчасти Б.Я. Петелина обосновывается действие в юридической психологии принципов правосудия (закон­ность, демократичность, гуманизм).

_____________________________________________________________________________

* Ткаченко А.Н. Принципы и категории психологии. Киев, 1979.

** Анцыферова Л.И. Категории материалистический диалектики в психологии. М., 1988.

Для того чтобы нам все-таки определить принципы юридической психологии, необходимо разобраться с этимологией этого понятия. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное понятие, логи­ческое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Об­щими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Нам также необходимо разобраться и с основными принципами диалектики, проявляющимися в любом познании, в том числе и в сфере юридической психологии. Общедиалектический принцип всеобщей связи и взаимодействия, конечно, является основополагающим и в юри­дической психологии. В этом принципе выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи; в основу этого принципа поставлено материальное единство мира*. Под связью А.Г. Спиркин понимает общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности и существования, а также их развития. Приме­нение принципа всеобщей связи и взаимодействия в юридической пси­хологии позволяет познавать предмет этой науки во взаимосвязях и вза­имодействии с предметами других наук, и в то же время имеется возможность отделить его от смежных предметов, исследовать относи­тельно обособленно и конкретно.

_____________________________________________________________________________

* Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. с. 154.

Диалектическими принципами познания, имеющими важное значение, являются принципы развития и историзма, которые обеспечивают изучение явления с точки зрения того, как оно когда-то возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, чем стало в настоя­щее время и чем будет в будущем. Диалектическое развитие предмета юридической психологии характеризуется направленностью, последовательностью, необратимостью, сохранением достигнутых результатов, преемственностью, отрицанием. На протяжении всей истории юридической психологии как науки, несмотря на определенные ее подъемы и спады, четко прослеживается все же тенденции дальней­шего развития, экспансия ее в смежные сферы знания и движение вперед. Согласно историзму социальные явления характеризуются закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессив­ной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности развития деформации психологии правонарушителя и т, д.

Принцип историзма диалектически связан с принципом развития и в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивиду­ально-психологических особенностей в свойства личности*. В юриди­ческой психологии этот принцип конкретизируется в исследовании этиологии противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

____________________________________________________________________________

* Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1975, с. 253—254.

Остановимся и на третьем принципе диалектики, используемом в юридической психологии, а именно на принципе причинности. Он связан с принципами всеобщей связи и развития, проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так — до бесконечности. Характеристикой причинности является связь со временем и со взаимодействием.

В юридической психологии принцип причинности означает, что пси­хические явления, процессы и состояния человека, психология соци­альных групп в сфере, регулируемой правом, являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действитель­ностью, и отражением этой действительности. Он предполагает установление причин, породивших отдельное явление. Считается важным принцип причинности в исследовании психологии правомерного и про­тивоправного поведения личности, формирования ее правосознания, юридического мировоззрения. На психологию личности как правонару­шителя, так и законопослушного человека постоянно воздействует мно­жество экономических, политических, идеологических, социально-де­мографических, психологических и других факторов. Одни из них спо­собствуют формированию позитивного отношения к праву, правовым нормам, принятию их как части внутренней позиции личности, другие могут деформировать правосознание. Одни и те же факторы в то же время могут действовать различно, порой полярно, в зависимости от особеннос­тей личности, ситуации, объема и вида информации, времени действия.

Нам следует более детально остановиться и на принципе системности в познании. В отечественной психологии этот принцип связан с именем Л.С. Выготского, который применял его к анализу развития сознания. Центральным в системном подходе Л.С. Выготского является вопрос о природе и структуре сознания, изменении межфункциональных свя­зей и отношений сознания.

Название принципа системности, данное Л.С. Выготским («структур­ный») сохранялось в психологии до конца 70-х годов. Этот принцип иногда называют системно-структурным, а иногда структурно-функци­ональным.

Большую роль в развитии системного принципа в нашей психологии в 70—80-х годах сыграл ведущий ученый-психолог Б.Ф. Ломов. Он, правда, в своих работах употреблял термин "системный подход", опира­ясь на дополнительный ряд принципов более низкого уровня*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 92—94.

Применение принципа системности в юридической психологии оз­начает такой подход к психическим проявлениям личности и социаль­ной группы в сфере, урегулированной правом, при котором отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как вза­имодействующие, взаимообусловленные, взаимосвязанные части еди­ного целого. С помощью этого принципа, как правило анализируется система науки юридической психологии, выделяются ее новые струк­турные элементы. С другой стороны, принцип системности позволяет рассмотреть юридическую психологию, входящую одновременно в две другие системы более высокого уровня — в психологию и юриспруден­цию. Данный принцип, его целенаправленная реализация обеспечивает непрерывное развитие юридической психологии, позволяет увязывать наличное знание с добытым и прогнозируемым, способствует развитию системы так называемых объяснительных принципов, а также исходя из взаимосвязи принципов, категорий, понятий и законов этой науки.

Предпринятая попытка обосновать специфику проявления принци­пов диалектики в юридической психологии еще далека от совершенства. Однако без исследования принципов, категорий, понятий, законов дальнейшая разработка этих теоретико-методологических проблем юри­дической психологии невозможна.

В данной работе нами сделана попытка изложения отраслевых прин­ципов, присущих юридической психологии.

В психологической литературе перечень отраслевых принципов дает­ся разный. Так, Б.Д. Парыгин, применительно к социальной психо­логии выделяет принципы: 1) отражения, 2) социальной значимости, 3) общения, 4) развития*. Указанная классификация со стороны уче­ных-психологов вызывает существенные замечания.

_____________________________________________________________________________

*См.: Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1965, с. 81—84.

Отметим, что в отечественной психологии проблема отражения ис­следовалась не только применительно к социальной психологии. В част­ности, А.Н.Леонтьев, подчеркивая важность использования диалектики в познании, говорил о понятии отражения и его применении в психо­логии вообще*, А.А. Смирнов, посвятивший ряд своих работ взаимо­связи ленинской теории отражения и психологии, писал об отражении как орудии современного психологического исследования познаватель­ной деятельности человека**.

_____________________________________________________________________________

* Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Хрестоматия по психологии. Под.ред. Петровского А.В. М., 1977, с.53-61.

**Смирнов А.А. Ленинская теория отражения и психология. Избранные психологические труды. М., 1987, ч.1, с. 26—62.

Принцип социальной значимости, о котором писал Б.Д.Парыгин, не расшифровывался даже самим автором. Принцип общения может рас­сматриваться как социально-психологический, а принцип развития — как общепсихологический лишь после определенной конкретизации явления, интересующего нас.

Мы выше уже говорили о развитии как принципе диалектики, при­меняемом в психологическом познании. В большинстве работ по теории и методологии психологии этот принцип трактуется как психологичес­кий. Принцип развития в психологии иногда называют еще генетичес­ким. Указывается, что с его помощью познаются изменения психичес­ких явлений, что правильная и полная характеристика любою психи­ческого явления возможна лишь тогда, когда одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений*. С учетом содержания психологического принципа развития, возможно, следует называть его конкретизацию в психологии генетическим прин­ципом.

___________________________________________________________________________

* См.: Общая психология (под ред. Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А.).с.24-25

По нашему мнению, принцип развития (генетический принцип) име­ет важное значение и в юридической психологии. Применение этого принципа имеет особое значение при использовании специальных пси­хологических знаний на практике, в частности для определения меха­низма эмоционального напряжения, аффективного состояния у право­нарушителя в ситуации совершения конкретного правонарушения.

Вторым важным общепсихологическим принципом, применяемым в юридической психологии, является принцип единства сознания и де­ятельности.

Этот принцип понимания природы психического, который впервые выделил С.Л. Рубинштейн (в 1934 г.), — один из важнейших в нашей отечественной психологии. Он писал, что труд, деятельность, сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается. По нашему мнению, содержание этого принципа заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания (психического) и деятельности, т. е. деятельность обуславливает формирование сознания, психических свя­зей, процессов, свойств, а они, в свою очередь, осуществляют регу­ляцию, человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения*. Одни и те же движения могут обозначать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок**.

_____________________________________________________________________________

*Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с.22-28

**Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с.14-16

Значительный вклад в разработку связи психики и деятельности внес известный психолог А. Н. Леонтьев, который указывал, что при изуче­нии развития психики человека следует исходить из анализа развития его конкретной деятельности. При таком подходе может быть выяснена роль внешних условий в жизни человека, их связь с его задатками, понята ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятель­ность человека, его отношение к действительности и поэтому определя­ющего его психику, сознание*.

_____________________________________________________________________________

*Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, с.13

Принцип единства сознания и деятельности свое дальнейшее развитие получил в трудах А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.К. Тихомирова и др. В юридической психологии с помощью обозначенного выше прин­ципа единства сознания и деятельности профессиональную деятель­ность юриста или противоправную деятельность правонарушителя мож­но понимать как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. С помощью этого принципа можно, изучая противоправное поселение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

От принципа единства сознания и деятельности К.К.Платонов отпочковал принцип единства личности и деятельности, который приме­нял при изучении личности курсантов авиационных училищ, на основа­нии которого получил подтверждение того, что чем больше деятельность обследуемого сходна по своей психологической структуре с условиями полета, тем более достоверно позволяет судить о его личностных качест­вах. Принцип единства познания и личности этот ученый также выво­дит из базового принципа единства сознания и деятельности. В частности, он пишет, что, говоря о сознании, мы всегда подразумеваем созна­ние конкретной личности, а говоря о деятельности, не должны забывать все известное нам о сознании.

К.К. Платонов, выделив указанные выше принципы из базового, в дальнейшем синтезирует их и предлагает свой новый принцип — единства сознания, личности и деятельности, формулируя его следую­щим образом: «...сознание как высшая интегральная форма психичес­кого отражения, личность — являющаяся человеком как носителем со­знания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает сознательно поставленной цели, существу­ют, проявляются и формируются в своем не тождестве, а триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей» *. Об этом пишут и другие ученые-психологи**.

_____________________________________________________________________________

*Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1975, с. 255—256.

**Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980, с.260

При дальнейшей доработке и достаточном обосновании этого прин­ципа мы находим, что можно будет ставить вопрос о его использовании в юридической психологии.

Мы также считаем, что в юридической психологии должен приме­няться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность чело­века как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Равноправие — существенный элемент демокра­тии. С ним связан принцип равенства, состоящий в том, что нравствен­ные, правовые и другие требования должны распространяться на всех людей независимо от их общественного, должностного положения и ус­ловий жизни. Человечность также конкретизирует принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей и включает ряд важных качеств — сочувствие, уважение к людям, доверие к ним, честность и скромность. Эти нравственно-правовые требования касают­ся любого психологического исследования, а в юридической психо­логии в особенности, поскольку от результатов последнего может зави­сеть правильность решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций и т. д.

Важным в юридической психологии является и принцип комплекс­ности. Поскольку сама эта наука интегративная, то и познаваемые ею явления необходимо рассматривать комплексно. Реализация этого принципа означает необходимость развития междисциплинарных свя­зей юридической психологии, ее взаимодействия с психологическими и юридическими науками. Принцип комплексности базируется на идеях Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова о комплексном изучении человека*.

_____________________________________________________________________________

*Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980, Т. 1, с. 56; Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. Психологический журнал. 1987, № 1. Т. 8, с. 9—12.

Важное значение в юридической психологии, по нашему мнению, имеет принцип активности познающего субъекта. Активность человека определяется самой его природой, тем, что он в процессе познания обязательно имеет в виду свою конечную цель, не только воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решение, но и обязательно действует, имеет к этому личное отношение. Роль конкретного юриста, согласно принципу активности, состоит не в том, чтобы быть просто придатком системы, в которую входит, а в том, чтобы осуществлять активные функции.

Общие принципы познания в юридической психологии могут кон­кретизироваться в зависимости от их вида, в частности теоретического или практического уровня — научного или эмпирического. Так, в прак­тическом, прикладном познании, например, во время судебно-психологической экспертизы могут использоваться принципы: законности; объ­ективности; полноты и обоснованности заключения экспертизы; са­мостоятельности и активности эксперта в проводимом исследовании; разграничения функций эксперта и других участников процесса*; лич­ной ответственности эксперта. Такая экспертная психологическая оцен­ка должна быть получена от признанных в юридической психологии специалистов, и мы это считаем правильным и целесообразным.

_____________________________________________________________________________

* Лисиченко В.К., Циркаль В.В. Использование специальных знаний в следственной и судебной практике. Киев, 1987, с. 68—73.

§ 5. Методологические основы юридической психологии

Методологической основой всех прикладных наук, в том числе и юридической психологии, является философия. «Это обстоятельст­во, — подчеркивает В.П.Тугаринов, — вытекает из положения философии среди других наук, а именно: философия является итогом, обоб­щением всего предшествующего развития науки и практики. Это об­стоятельство делает философию теоретической основой, идейным фун­даментом всех социальных наук»*. Философия помогает решать ряд важнейших проблем, среди которых прежде всего стоит назвать воп­росы о природе, уровнях психического состояния и о концепции человека и личности.

____________________________________________________________________________

*Тугаринов В.П. Законы объективного мира, их познание и применение. Л.,1954, с. 98

Юридическая психология развивается на стыке двух наук — психо­логии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологи­ческая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушении правовых норм путем психологической кор­рекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Выдающийся советский психолог Б.Г.Ананьев писал, что всевозра­стающее многообразие аспектов человекознания — специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики, что про­блема человека становится общей для всей науки в целом, что для научного изучения человека характерны всевозрастающие дифференци­ация, специализация отдельных дисциплин, тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования в комплексных сис­темах, к построению синтетических характеристик человеческого раз­вития*.

_____________________________________________________________________________

* Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с. 5-6.

Если в самом общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, видимо, надо прежде всего констатировать, что науч­ное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно разви­ваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов системного анализа — иерархии систем, суть которой за­ключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные сис­темы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, акцентировать внима­ние на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследо­вание на определенном качественно своеобразном явлении*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Василиев В.Л. Юридическая психология. М.,1991, с. 30.

Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в крими­ногенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной дея­тельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушите­лей и т.д.

Одна из важных задач юридической психологии — выделение внут­ренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с оп­ределенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отече­ственной науке общепсихологической теории — теории деятельности. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, спосо­бы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности.

К.К.Платонов дает следующее определение деятельности: «Челове­ческая деятельность или, что является синонимом, сознательная де­ятельность — это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель... Структура любой де­ятельности может быть уложена в такую общую схему: цель — мотив — способности — результат»*.

_____________________________________________________________________________

* Плaтoнoв К.К. О системе психологии, М., 1972, с. 150—151.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (16)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  3. Бюллетень новых поступлений 2004 год (2)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  5. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.

Другие похожие документы..