Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целью дисциплины «Психотехнологии продажи товаров» является формирование теоретических знаний и навыков воздействия на потенциальных потребителей в п...полностью>>
'Документ'
Основной обязательной формой организации коррекционно-развивающей работы с детьми является коррекционное занятие. Такие занятия должны проводиться с ...полностью>>
'Документ'
противоречит Конституции РФ, гарантирующей гражданам данное право без каких-либо условий. В соответствии со статьями 2, 15, 18 права и свободы челове...полностью>>
'Конкурс'
Цель конкурса: привлечение внимания подрастающего поколения и общественности к пагубному воздействию социально – негативных заболеваний на школьников...полностью>>

Лекция №1 под темы

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема №1. Методические основы маркетинговых исследований 22.09.04. Лекция №1

под темы:

1.1. Сущность маркетинговых исследований

1.2. Основные направления маркетинговых исследований

1.3. Методы исследования в маркетинге

1.4. Процесс маркетинговых исследований

1.5. Основные этапы исследования

Сущность маркетинговых исследований.

Современная рыночная экономика характерна взаимодействию 3-х её основных

субъектов:

* производители

* потребители

* государство ( регулирует деятельность производителей и потребителей,

с помощью законов регулирует их деятельность)

Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в

соответствии с которыми и строят свою деятельность.

В условиях рыночного хозяйства, для успешной работы, и его субъектов ( производители, потребители, государство) особое значение приобритают, глубокие значения рынка и способность успешно применять современные инструменты воздействия на складывающиеся на нем ситуацию.

Некоторые функции маркетинга:

  1. изучение рынка

  2. продвижение товара

  3. товарная политика ( производить товар)

Функций очень много, это и сбытовые функции … и тд.

Функции составляют основу маркетинговых исследований.

М.и. позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т.е обоснованные согласно результатов маркетинговые исследования, предвидение, прогноз событий рыночной ситуации, разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской и маркетинговой деятельности фирмы и реализацией стратегических направлений предпринимательства( т.е. составляется план для прогноза будущего)

М.и. создают научно и практически обоснованную базу для принятия решений управленческим аппаратом фирмы и её высшим руководством.

М.и. используются всеми типами организаций, для решения различных задач:

  • малым бизнесом

  • крупными корпорациями

  • компаниями занятыми в сфере технологий, и в сфере услуг

Цели и задачи маркетинговых исследований

Основная цель м.и. – удовлетворение участников рынка, определение нужд потребителя, нужд конкурентов, реализация маркетинговых стратегий.

Задачи м.и. состоят в, продвижение товара на рынок и получение прибыли.

Высоко конкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая цена управленческих ошибок требует что бы м.и. служили источником высококачественной информации, основанной на интуиции и простых рассуждениях. М.и. помогают увязывать маркетинговую стратегию (т.е. цели и задачи) с факторами маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп.

Маркетинговые исследования - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем(возможности).

Основная задача м.и. – предоставление точной объективной информации, которая отражает истинное состояние дела.

М.и. включают в себя:

  • сбор

  • анализ

  • распространение

  • использование информации

Каждая стадия этого процесса очень важна. Сам процесс м.и. представляет комплекс действий из 6-ти этапов, каждый комплекс имеет свою задачу.

Эти этапы включают в себя:

  1. определение проблемы

  2. разработку к подходу решению проблемы

  3. формулирование плана исследования

  4. проведение полевых работ (с выездом на место)

  5. подготовка и анализ данных

  6. подготовка и предоставление отчета

Основные направления маркетинговых исследований

Основными направлениями м.и. являются:

  • рынок

  • товар

  • потребители

  • конкуренты

  • внутренняя и внешняя среда

  • организация торговли ( оптовая, розничная)

  • посредники

  • сам процесс планирования

  • собственный тренд

Классификация маркетинговых исследований:

  • исследования для проблемы ( исслед. доли рынка, исслед. рыночных характеристик, исследование продаж, прогнозные исследования (спрос и предложение)

  • исследования для решения проблемы ( исследования для сигментации, т.е. выбор сигмента рынка; исследования товара, т.е. качество, конкурентоспособность; исследование цены, т.е. это уже ррешение проблемы; исследование продвижения товара или услуги, т.е. прямые или косвенные каналы,; исследование распределения, т.е. каналы и уровни распределения)

Развитие маркетинговых исследований.

Выделяют 6-ть этапов развития:

  1. 1880-1920 г.г.- Этап промышленной статистики.

В этот период все более важное значение приобретали учетные формы работ с населением и получили развитие- методы «опроса». Были изобретены перфорированные бумажные карты, для автоматизирования процедур табулирования данных.

  1. 1920-1940 г.г. – Это этап развития методов «случайной выборки» и «анкетирования». Специалисты по исследованию рынка на этом этапе научились проводить более эффективную выборку среди населения для опросов и составлять более совершенные анкеты.

  2. 1940-1950 г.г. – Это этап появления заинтересованности у руководства компании. На этом этапе исследования рынка, является не просто процесс сбора информации а как инструмент ( т.е. м.и. являются инструментом в совершении принятия решения, т.е. ставится и решается проблема)

В этот период входит понятие м.и. в целом, т.е. м.и. являются инструментом.

  1. 1950-1960 г.г – Этап эксперементирования. Начали применять эксперементные (особые) методики.

  2. 1960-1970 г.г.- Этап «научный» подход к м.и. компьютерного анализа и количественных методик. Специалисты обратили внимание на построение математических моделей принятия маркетинговых решений и применения ПК для анализа маркетинговой информации и процесса принятия решения.

  3. 1970- и по настоящее время, этот этап развития теории «массового обслуживания потребителей», этап усовершенствования понятий и методов, качественного исследования имеющего целью объяснить и предсказать поведения потребителей.

Также к основным направлениям маркетинговых исследованиям относят:

  • прикладное исследование- это исследование направленное на решение конкретной практической проблемы ( например: прояснение ситуации на рынке, объяснение причин провала какого либо стратегического или тактического плана, снижение неопределенности в процессе принятия решения руководством – т.е. исследования направленные на конкретные проблемы).

  • фундаментальное исследование – это исследование направленное на решение общего знания, а не решения конкретной практической задачи( как прикладные)

Как прикладные так и фундаментальные разбивается на виды количественных исследований.

Виды количественных исследований:

  • наблюдение

  • эксперимент

  • анкетирование

Способы наблюдения варьируются от простого до сложного.

Типы наблюдения:

  • наблюдение с использованием статистической информации

  • наблюдение за поведением ( для увеличения например продаж)

  • подсчет количественных соотношений

  • оценка социального положения респондента ( например кто он, пенсионер, возрастная категория, от 25-до 35 лет)

  • зеркала, скрытые камеры .. и тд.

Типы эксперимента и анкетирования:

Это попытка изменить что либо в сравнении с конкретной ситуацией.

Под экспериментом понимается метод исследования применяемый для количественной оценки причинно – следственных связей. Исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и наблюдает за тем как это влияет на текущую ситуацию по сравнению с контрольной ( это проведение опроса при помощи разработанной анкеты, когда интервьюир обращается к респонденту, для того что бы узнать факты, мнения и настроения, путем непосредственного и телефонного общения, или с помощью рассылки анкет.

В рыночных условиях м.и. охватывают широкий круг субъектов и объектов(рынок…), т.е. участников рыночных отношений:

Субъекты:

  • покупатели

  • производители

  • конкуренты

Объекты:

  • рынок

  • товар

  • цены

  • товародвижение

  • коммуникативные связи, инфраструктура товарного рынка

  • внутренняя среда

  • организация торговли … и тд.

Направления м.и. субъектов рынка.

  • обеспеченность товара

  • структура и тенденция потребления

  • побудительные факторы при выборе и приобретении товара

  • тенденции и прогнозирования ожидания спроса на товарную продукцию

  • моделирование поведения потребителей на рынке … и тд.

Вопросы по отношению к конкурентам:

Выявление потенциальных конкурентов; занимаемая конкурентами доля рынка; определение материального финансового потенциала конкурентов.

Реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов:

  • сильные и слабые стороны конкурентов

  • действия конкурентов на рынке, возможность сотрудничества и кооперации с потенциальными конкурентами.

Исследования посредников:

  • исследуются достоинства и недостатки

  • имидж

  • репутация

  • отношения к товаропроизводителю

  • обслуживаемые сегменты рынка

  • прибыль получаемая от коммерческого контракта с конкретным посредником

Ер= Товар + Запасыкспорт –Импорт (емкость рынка)

Метод ведения конкурентной политики:

Выбор целевых рынков и рыночных ниш, объем рынка. ( это что касается рынка).

Исследования по отношению к товару

Позиционирование - соответствие требований покупателей, законодательных норм и правил, исследуется качество товара, конкурентоспособность, потребительские свойства товаров аналогов и товаров конкурентов.

Поведение и реакция покупателей на цены

  • взаимосвязь между ценой и спросом на товары

  • факторы влияющие на поведение цен

  • прогнозирование ценовой политики для разных стадий ЖЗЦ товара ( при внедрении одна цена, при росте другая, при спаде снижение, на стадии насыщения нужно модернизировать товар)

Коммуникативные связи:

  • состояние, развитие, эффективность рекламы

  • формирование спрос на товарную продукцию

  • методы и примеры стимулирования сбыта ( продаж)

  • организация и ведение личных продаж товара ( маркетинговые коммуникации)

  • организация и ПК

27.09.04. Лекция №2 – продолжение Темы №1

Сфера м.и. постоянно расширяется и охватывает следующие направления:

  • Емкость рынка ( распределение её долей между конкурирующих фирм)

  • уровень доходов населения

  • поведение и мотивация потребителей

  • политика цен и ценообразование

  • деловая активность.

В поле зрения м.и. входят также основные тенденции социально – экономического развития:

  • изучение товаров

  • конкурентов

  • изучение рекламы и её эффективности … и др.

В настоящее время выделяют до 100 возможных направлений м.и., т.е. м.и. проводятся уже с определенной методикой.

Любое м.и. должно опираться на:

  • объективность – означает что в процессе исследований учитывается все возможные факторы, а конечные выводы не формируются, пока не будут собраны и проанализированы все полученные данные.

  • точность – результатов исследования зависит от тщательности выбора инструментов исследования и методов их применения.

М.и. нацелены на выявление, оценку ключевых факторов, тенденций, лежащих в основе стратегий и тактики деятельности участников рынка.

  • тщательность

Важным ориентиром для маркетологов служат принципы м.и. :

  • систематичность( исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер).

  • системность ( исследования должны охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, факторов, динамику и взаимосвязи.)

  • комплексность ( означает с одной стороны, что в исследовании включается совокупность действий или процесса, т.е. сбор, обработка, анализ данных, с другой стороны к изучению объектов и взаимосвязи с другими процессами и объектами применяется комплексный подход.

  • связанность и целеустремленность - это направления, масштабы, глубина, детализаций проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного участника рынка, отражать его реальные потребности конкретной аналитической информации.

  • множественность источников информации- поступление источников информации не из одного источника а из нескольких, это позволит иметь всесторонние, перекрывающие друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию и отбрасывать сомнительные данные.

  • универсальность – исследования могут быть проведены в целях удовлетворения любой потребности, участника рынка в информации для принятия рационального решения.

  • научность – исследованиям должны соответствовать точность, объективность, обусловленность. Не обоснованные и не объективные исследования ведут к искажаемым рекомендациям.

1.3. Методы м.и.

К методам м.и. относят:

  1. обще направленные методы, которые делятся на:

  • системный анализ – совокупность методов и средств исследования в сложных экономических объектов и процессов позволяющих подготовить и обосновать управленческие решения. Этот подход ( сист. анализ) рассматривает любую рыночную ситуацию в широком диапазоне внешних и внутренних причинно-следственных связей.

  • комплексный подход - предусматривает проявление разновеликих конкретных рыночных ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях.

  • программно целевое планирование - применяется при выработке и реализации маркетинговых стратегий и тактики, т.е. планируется вся маркетинговая деятельность.

  1. аналитико прогностические методы, включают в себя:

  • комплексное прогнозирование – разработка системы прогнозов рассматривающих разные аспекты развития народного хозяйства. Главный принцып комплексного прогнозирования: взаимная корректировка различных прогнозов.

  • линейное прогнозирование – это систематический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли, при рацианализации грузовых, транспортных маршрутов, т.е. выбор оптимального варианта, и ещё улучшение товарного ассортимента.

  • экономико математические методы - описание экономических объектов закономерностей связей и процессов посредствам математической символики (знаков) и связующей их совокупности мат-х соотношений которые позволяют с учетом действительных факторов внешней и внутренней среды оценивать развития конкретного участника рынка ( конкурентно способность товара) определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности.

  • экономико статистические методы – анализ который используется для выборки, ранжирования закономерностей, определение тесноты, корреляционные связи и тд.

  • теория массового обслуживания - применяется при выборе очередности обслуживания заказчиков, составление графиков, товарных поставок. Теория массового обслуживания позволяет изучить складывающиеся закономерности поступления массовых заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очередность их выполнения.

  • теория связи – помогает совершенствовать связь субъектов рынка с конкретным рынком. Повышать эффективность использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах происходящих на данном рынке, а также управлять процессами производства и сбыта, т.е. увязывать производственные мощность предприятия с возможностями сбыта, товарными запасами.

  • сетевое планирование - обеспечивает регулирование последовательности выполнения работ в рамках осуществления конкретного проекта а также определение основных этапов, сроков их реализаций, затрат, предусматривая возможные отклонения.

  • теория вероятности – способствует принятию правильных решений при выборе из возможных действий наиболее предпочтительного, а также определение значению вероятности наступления определенных событий.

  • деловые связи - метод имитации, выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях. Деловые игры позволяют моделировать и имитировать задачи и действия как обстрактных так и конкретных субъектов рынка, стремящихся находить оптимальное коммерческо-хозяйственное решение.

  1. методы и приемы заимствованные из разных областей знаний, это:

  • социология

  • психология – определяет поведение субъектов рынка, выявляя факторы влияния на их поведение.

  • антропология – корректирует проектирования, изготовление, реализацию товарной продукции с учетом физических особенностей уровня жизни различных групп потребителей ( используется при моделировании мебели, обуви, одежды и тд.)

  • астрономия

  • экология – учитывается при изготовлении товаров, оказании услуг, когда принимается во внимание степень возможного негативного влияния материалов и изделий на окружающую среду.

  • этика - проявляется в изучении социально-культурных, этических и эстетических проблем.

  • дизайн – используется при определении форм изделия, товарного вида.

1.4. Процесс м.и.

В методах исследования процесс маркетинговых исследований предполагает сложенный в единый процесс м.и. всех его составляющих. Конечным результатом такого подхода является обеспечение устойчивой рентабельности с субъектом рынка, отсюда следует ориентация на долгосрочное прогнозирование всей ситуации, начиная от спроса и кончая собственными возможностями участников рынка в заданной перспективе.

3 блока п.м.и. :

  1. определение проблемы и цели исследования в самом общем виде. Это очень важный этап, прежде всего ставится проблема и её цели.

Цели м.и. разбиваются на группы:

  • поисковые – сбор данных помогающих прояснить проблему и выработать ряд рабочих гипотиз.

  • описательные – ориентированы на получение характеристик отдельных явлений и фактов.

  • экспериментальные – проверка рабочих гепотиз например о наличии и формах причинно-следственных связей между спросом на товарные характеристики товара и самого потребителя.

М.и. классифицируются:

  • первичные ( исходная информация полученная для решения конкретной поставленной проблемы. Существуют методы получения первичной информации:

наблюдение – это наиболее дешевый метод, заключается в непосредственном наблюдении за людьми и окружающей обстановкой.

эксперимент – позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменение ( это для увеличения продаж, прибыли)

фокусирование - заключается в целенаправленном отборе специальных фокус-групп. Фокус-группы состоят из реальных, потенциальных потребителей товара, из представителей определенных слоев. Количество фокус-групп может быть от 7-15 чел. Цель фокус-группы, обсуждение товара, что можно в нем изменить и тд.

- вторичная ( инф-я уже ранее кем то собранная для других целей и может оказаться полезной для решения данной проблемы). Любое м.и. начинается со вторичной информации, иногда вторичной инф-и достаточно для принятия решения)

  1. определение потребности в проведении данных м.и.

  • определение проблемы

  • формулирование целей м.и. – ц.м.и. могут носить следующий характер: раздаточный; разведочный – направлен на сбор предварительный информации предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез ; описательный – описание тех или иных аспектов в реальной маркетинговой ситуации, казуальный- например на обоснование гипотез, определенных содержаний, выявленных причинно-следственных связей.

  • разработка плана исследования

  • выбор методов проведения исследования

На данном этапе метод описывается в самом обобщенном виде и характеризует сбор информации для достижения исследовательских целей (например анкет)

Содержание и методы проведения определенных видов м.и.

Пример 1.

Цель исследования:

  • показать пределы расширения деятельности организации на рынке

  • определить предельные возможности значения роста рыночного потенциала

  • метод проведения исследования ( кабинетный) на основе официальных данных и публикаций в прессе.

  • изучение привычек, покупок потребителей

  • определить размер конкуренции

  • проведение бесед с ключевыми игроками определенного рынка с целью получения полной информации о рынке.

Пример 2. Основные направления цены.

Цель исследования:

  • определить конкурентность цены ( данная информация необходима для определения уровня прибыльности данного рынка)

Методы проведения исследования:

  • получение прейскурантных цен ( если они публикуются)

  • получение информации о ценах в демонстративных залах.

  • определение типа требуемой информации и источников её получения

  • определение метода сбора необходимых данных

  • разработка форм для сбора данных

  • разработка выборочного плана и определение объема выборки

  • реализация плана исследования

  • сбор данных

  • анализ данных

Из приведенных примеров следует, что наиболее широко используемыми методами проведения м.и. являются:

анализ документов

опрос потребителей

экспертные оценки

экспериментальные оценки

  1. интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка заключительного отчета)

Главным методом опроса является анкета. Анкета требует тщательной подготовки, проработки в процессе которой необходимо определить:

  • какую информацию ( первичную) необходимо получить

  • тип анкеты и метод действия

  • содержание каждого вопроса

  • последовательность вопросов

Анкета состоит их 4- блоков:

  • приамбулы – указывается цель исследования и кто её проводит, подчеркивается анонимность, и если необходимо проводится инструкция по заполнению анкеты;

  • паспортичка – состоит из вопросов характеризуемых самого опрашиваемого, например пол, возраст, доход и тд. Паспортичка либо в начале анкеты после приамбулы либо в конце.

  • «рыбы» – основная часть анкеты которая включает в себя вопросы ради которых и проводится исследование.

  • детекторы - вопросы призванные проверить внимательность заполнения анкеты, откровенность опрашиваемых.

Вопросы задаваемы в анкетах классифицируются по группам:

  • закрытые вопросы - всевозможные варианты ответов, или подсказок из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот ответ, который более всего соответствует его мнению по рассматриваемой проблеме.

Закрытые вопросы бывают альтернативные, просты, достаточно однозначны, предполагает ответ «да» или «нет», шкальные, написание какой либо шкалы оценок, например «хорошо», «удовлетворительно», «отлично» и тд., смысловые вопросы, суть заключается в написании в опред. место шкалы своей оценки ( плохо или хорошо).

  • открытые вопросы – не содержат ни каких подсказок, ответ своими словами, эти вопросы дают много полезной информации особенно на поисковым этапом исследования.

Лекция №3. 01.10.2004.

1.5. Основные этапы исследования.

Процедура м.и. состоящая из комплексов последовательных действий может быть представлена следующим образом.

Процедура состоит из 6-ти этапов:

1 этап. Определение проблемы. Если трудно сразу определить (сформулировать) проблему, нужно провести предварительную проработку.

Этот этап определение проблемы включает в себя:

  • последовательность определения проблемы ( описание проблемы, структурирование, выбор способа решения проблемы, формулирование идей)

  • формулирование проблемы

После определения проблемы, далее следуют формулирование целей и задач м.и.

Цели исследования могут быть:

  • поисковые ( найти направление решения проблемы)

  • описательные

  • экспериментальные ( проверка предварительно выработанных идей)

  • комплексные ( сочетание различных целей)

Цели могут быть объединены по уровням дерева целей.

Дерево целей – иерархия целей различных уровней, направлено на достижение генеральной цели.

Задачи исследования – конкретное направление работы и сформулированное мероприятие по их решению ( этих задач).

2 этап. Отбор источников информации. Данный этап проходит по:

  • вторичным данным

  • первичным данным

Все м.и. начинаются со вторичных данных.

Источники вторичной информации:

  • внутренние ( показатель сбыта, отчетность о прибылях и убытках и тд.)

  • издания гос. учреждений ( нормативные акты, ежегодники и тд.)

  • книги, журналы

  • коммерческая вторичная информация ( различные показатели, коммерческие показатели).

Достоинства и недостатки вторичной информации:

Достоинства:

  • относительно не дорогая информация

  • можно быстро собрать, получить и обработать информацию

  • наличие нескольких независимых источников информации позволяет обеспечить достоверность и разносторонней охват

  • содержит сведения которые сама фирма получить не может

Недостатки:

  • имеющиеся информация может не подойти для целей исследования, в силу своей неполноты, слишком общего характера

  • информация может быть устаревшей

  • могут быть неизвестные параметры информации, такие как, степень достоверности, точность обработки, размер выработки, погрешности

  • противоречивость данных

  • неполнота

  • данные могут использовать конкуренты

Достоинства и недостатки первичной информации:

Первичные данные – это информация собранная впервые для какой – либо цели, её получают в ходе специальных исследований ( опрос, наблюдение).

Достоинства:

  • собирается для решения данной исследовательской задачи

  • методология сбора данных контролируется и известна форма,

  • результаты исследования доступны фирмой и не доступны конкурентам

  • высокая надежность

Недостатки:

  • требует много времени для получения данных

  • высокие затраты

3 этап. Получение первичной информации.

Основные проблемы необходимые решить в ходе м.и.:

  • кто будет собирать информацию ( собственные подразделения или исследовательские фирмы)

  • какая информация должна быть собранна

  • выбор и обоснование критериев источников информации, кого и что следует исследовать ( что? – товар, цены, рынок ; кого? – субъекты)

  • какие методы сбора нужно использовать ( опрос - через анкету, лично, почта, наблюдение, эксперимент, панели)

  • как будет собираться информация ( через персонал, контрольные данные)

  • длительность периода сбора данных

  • когда и где собирать информацию

  • разработка бюджета м.и.

4 этап. Анализ данных. В рыночных условиях обработка и первичный анализ данных, осуществляется с помощью пакетов специальных компьютерных программ ( что закладывается в ПК то и будет исследоваться)

5 этап. Выработка рекомендаций. Рекомендация – это предложение о будущих действиях предприятия, основанная на собранных данных и представлены в письменном виде. На этом этапе осуществляется подготовка отчета о проведении м.и.

6 этап. Использование результатов исследования. Данный этап состоит из 2-х разделов:

  • реализация обработанной связи ( коммуникационная система фирмы должна не только обеспечить отправку руководящих материалов и использование соответствующих каналов связей ( реклама, PR) но и отвечать за точные формулировки и толкования этой управляющей информацией тем кому она адресована.

  • контроль результатов ( значительный этап. ) Завершающие звено процесса принятия и реализации решения. Контроль не только выявляет но и предупреждает, различные отклонения, ошибки и недостатки, находит новые резервы и возможности развития, приспособления внешней и внутренней среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция 1 уэииво тема 1

    Лекция
    1.Внешняя торговля как основное направление внешнеэкономической деятельности. Понятие экспорта, импорта, реэкспорта, реимпорта, баланса внешней торговли.
  2. Лекція 7 Тема: Супервізія та менеджмент соціальної роботи

    Лекція
    Соціальна робота є багатоаспектною за своїм змістом, професійними ролями, функціями, напрямами, результатами, системою. Це, з одного боку, визначає необхідність комплексного, системного підходу до управління соціальною роботою, з
  3. Лекція №25 тема: облік розрахунків із заробітної плати

    Лекція
    1. Основою організації оплати праці є тарифна система оплати праці, яка складається з тарифних сіток, тарифних ставок, схеми посадових окладів і тарифно-кваліфікаційних характеристик (довідників).
  4. Лекции №8 Общая экология 2 Лекции №8-9 Тема: Популяция единица эволюции

    Лекции
    Биологический вид (вид) – совокупность особей, обладающих общими морфо-физиологическими признаками, биохимическим, генетическим (наследственным) сходством, свободно скрещивающихся друг с другом и дающих плодовитое потомство, приспособленных
  5. Лекция травматология 3 тема повреждение сосудов кровотечение и кровопотеря. Шок и синдром длительного сдавливания

    Лекция
    Причиной гибели раненых на поле боя являются острая кровопотеря и шок. Во время ВОВ умершие от кровопотери составили 30% всех обнаруженных на месте сражения (по некоторым данным до 50%).

Другие похожие документы..