Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Острая сердечная недостаточность: причины, патогенез, клиника, диагностика и экстренная медицинская помощь при сердечной астме, отеке легких, кардиог...полностью>>
'Документ'
Друга половина ХХ ст. характеризується активним використанням нового виду енергії – енергії атомного ядра. Швидке зменшення розвіданих запасів органі...полностью>>
'Документ'
Руководителям образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных), начального и среднего профессионального образо...полностью>>
'Документ'
«Изменение структуры и содержания образования по русскому языку и литературе в рамках реализации задач подготовки учащихся к новой форме итоговой атте...полностью>>

Концепция подготовки к Крещению Содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

46

Священник Александр Усатов

Концепция подготовки к Крещению

Содержание

Преамбула

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых без оглашения

Задачи и цели оглашения и катехизации

Предоглашение

Встреча со священником

Восприемник для взрослого катехумена

Кто может проводить катехизацию

Организация оглашения

Общие принципы оглашения

Аскетические элементы подготовки к Крещению

О воздержании перед Крещением

Исповедально-доверительная беседа

Условия допуска к Крещению

Отказ в допуске к Крещению

Особые случаи

Чины присоединения инославных к Православной Церкви

Чины присоединения иноверных к Православной Церкви

II. О крещении детей

Крещение детей родителей-христиан

Крещение детей нехристиан

Восприемники младенцев

III. Миссионерские аспекты совершения Таинства Крещения

IV. Посткрещальная катехизация

Приложение 1. О совершении Таинства Крещения

Приложение 2. Список источников и литературы для организации курсов оглашения

«Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои,

призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16)

Преамбула

Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние - изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения.

Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты1.

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.

Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.

В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни.

Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo - «оглашать, устно наставлять, учить»)2.

Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению).

Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

Указанные этапы (миссияоглашение(Крещение) – научение (тайноводство)) могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина3. Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Недопустимо и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения.

В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.

Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.

В Определении Архиерейского Собора РПЦ 24-29 июня 2008 года указано, что

развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности4.

Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, Рекомендациях Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, опирается на рекомендации докладов почившего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров.

Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии.

I. Подготовка к Крещению взрослых

О недопустимости Крещения взрослых без оглашения

Оглашение (подготовку уверовавших к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Таинство Крещения5.

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19,20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что

Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство6.

Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает

каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации7.

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного8.

45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки крещаемых имена тех людей, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу).

Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора).

О негативных последствиях крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митр. Антоний Сурожский:

Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?9

О необходимости подготовки к Крещению не раз говорил почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

Сохраняется формализм в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком - уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя.

Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения... Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация — подготовка к совершению Таинства — и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека.

В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о крещении…

Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придет. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином10.

Актуальность оглашения в настоящее время отмечается и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом:

«Принятию церковного Таинства крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации»11.

В Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что

того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно12.

Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

Однако, с точки зрения православного богословия

Крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет13.

Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек - по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:

Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие... святую одежду Христову 14.

Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе15.

Люди православные по крещению, но не имеющие достаточных знаний о вере представляют собой среду для распространения лжеучений. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образований на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты «массовой культуры» и псевдоправославные вымыслы16.

Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициям и канонам Церкви.

Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны такую возможность предоставить17.

Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, чтобы не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4:4)18.

Задачи и цели оглашения и катехизации

Главной целью оглашения является не интеллектуальное воспитание катехуменов, а их сознательное вхождение в Церковь, в которой они найдут спасение19.

Таким образом, основные задачи оглашения и катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

- обретении Евангелия как Книги Жизни; принятии Евангелия в свете Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

- формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, отраженных, прежде всего, в Символе веры;

- приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4:15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2:5) - Господь Иисус Христос.

- осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

- обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь;

- вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхаристической чаши;

- знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

- принятии иерархического и административного устройства Церкви.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4:17, Гал. 5:22-23), молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20)20.

Предоглашение

Подготовка к Крещению начинается задолго до оглашения. Предоглашение - это первые шаги некрещеного человека к Церкви, время частных встреч с православными священниками, миссионерами и мирянами, посещения храма и чтения церковных книг. Именно в это время важно заметить в душе человека разгорающийся огонь веры и способствовать соединению будущего христианина с Богом и Его Церковью.

Церковная община должна проявить особую заботу и внимание к тем, кто пришел в храм впервые (принцип «миссионерской приветливости»). Желательно, чтобы при храме были люди из числа постоянных прихожан, которые могли бы приветливо встретить этих людей, ответить на их вопросы, а также пригласить на регулярно проводимые беседы. Первое впечатление о храме и о Церкви чрезвычайно важно для нецерковных людей21.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II свидетельствует, что

сейчас многие священнослужители обнаруживают некоторую растерянность при встрече с молодыми людьми, вызванную их внешним видом, манерой общаться. Но важно за внешними проявлениями разглядеть живую душу, ее искания и духовные устремления, быть не судьей, а врачом, не обличителем, а пастырем добрым, стяжать святую ревность, дабы исполнить слова Спасителя: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк. 14, 23)22.

Встреча со священником

Перед совершением Таинства Крещения над нехристианином, желающим присоединиться к Православной Церкви, священнослужитель должен испытать его совесть, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий. Без тщательного удостоверения в том, что ищущий крещения хочет принять его добровольно и сознательно, Крещение ни в коем случае не совершается и не допускается.

Такое предварительное собеседование должен проводить священник (в виде исключения – диакон). Будущие катехумены в это время могут рассказать о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь23.

На этом этапе возможно помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при Крещении ради сохранения здоровья).

Итогом встречи может стать побуждение для прохождения оглашения или предложение провести серию встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.

В каждом храме следует размещать информацию, о том где и когда в данном или в других храмах благочиния проводятся катехизаторские занятия24.

Если наречение имени и чин оглашения («во еже сотворити оглашeннаго») совершаются отдельно от Последования Крещения, имена оглашаемых целесообразно поминать на литургии на «Молитве об оглашенных» (на Литургии Преждеосвященных Даров – на ектенье о готовящихся к просвещению).

Восприемник для взрослого катехумена

По древней традиции у взрослого катехумена может быть опытный в церковной жизни восприемник («крестный родитель»), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель25.

Восприемник должен свидетельствовать перед Церковью о жизни катехумена во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приема в Церковь.

Кто может проводить катехизацию

Обучение вере, согласно 10-му правилу VII Вселенского Собора, является прямой обязанностью православного священника26.

Из молитвы, читаемой при хиротонии во священника видно, какое значение придает Церковь его учительскому призванию:

Исполни его дарами Святого Духа, чтобы он был достоин предстать неукоризненным пред Твоим жертвенником, чтобы проповедовал Евангелие Твоего Царства, чтобы говорил слово Твоей истины, чтобы приносил Тебе Дары и духовные жертвы, чтобы обновлял народ через купель обновления.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

пастырь призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем... отсутствие стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма27.

В Рекомендациях Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования» отмечается, что

Ответственность за организацию и осуществление катехизаторской и образовательной деятельности в приходе лежит на настоятеле.

В помощь священнослужителям важно привлекать и готовить к катехизаторскому служению богословски образованных мирян, имеющих достаточный опыт церковной жизни. Священство должно организовывать, направлять и поддерживать просветительскую деятельность, проводимую мирянами. Для более эффективного развития этой деятельности настоятелям рекомендуется назначать себе помощников по религиозному образованию.

Таким образом, кроме священника огласительные беседы может проводить диакон или катехизатор из мирян по поручению настоятеля храма и с благословения духовника. В случае проведения бесед мирянином или диаконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах28.

Катехизатор должен иметь достаточный опыт церковной жизни, быть богословски образованным (как минимум - пройти обучение на епархиальных катехизаторских курсах), иметь общую гуманитарную подготовку и готовность осуществлять все виды катехизации.

Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

Организация оглашения

Предварительное наставление в православной вере (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду29.

В Ростовской-на-Дону епархии с 2005 г. произошло упорядочение практики оглашения, и распоряжением правящего архиерея установлен минимальный период подготовки к Крещению для молодежи с 14-ти лет30 и взрослых в один месяц. В это время оглашенным рекомендуют регулярно посещать специальные беседы для готовящихся принять Крещение, читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы (например, Закон Божий), обретать опыт личной молитвы и посильно участвовать в литургической и церковно-общинной жизни прихода.

Оптимальным режимом встреч с катехуменами можно признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви.

Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и на выходных.

Первый вариант предусматривает проведение курса огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая - во вторник 2-й недели, третья - в среду 3-й недели, и последняя - в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник).

Второй вариант больше подходит для катехизаторов и катехуменов, работающих в будние дни. Четыре беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц.

Продолжительность одной беседы не должна превышать астрономического часа, так как усвоить большой объем новой информации для большинства слушателей будет невозможно:

и за один день можно одновременно и посеять семена, и собрать жатву... но чтобы не загружать вашу голову, говоря сегодня обо всем сразу, мы пока предлагаем вам один закон31.

Количество огласительных бесед должно определяться священником и учитывать степень подготовленности катехумена к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов32.

Прошедшим курс оглашения в Храмах или в Духовно-Просветительских центрах может выдаваться особое свидетельство, что позволит им принять Крещение в любом храме Ростовской-на-Дону епархии.

Для организации полноценной катехизации взрослых возможен вариант организации Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. При таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и проводить их основательную подготовку к крещению и первому причащению. В таком случае есть смысл совершать Крещальную Литургию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание 1999 г. №1

    Документ
    Черноус В.В. Отечественная историография народно-освободительных движений на Северном Кавказе в 20–50 годах XIX в.: наука в контексте политического процесса
  2. Политология справочные материалы для подготовки к тестированию содержание

    Материалы для подготовки
    Политология – наука о политике. Существует два уровня политологии: теоретический и прикладной. Субъекты политологии – те, кто изучает политологию: ученые, преподаватели, профессиональные общества и т.
  3. Содержание: От

    Реферат
    Приступить к писанию данной работы, откровенно говоря, мне не хотелось – в основном по причине наличия многих друзей среди православных священников, портить отношения с которыми мне никак не хотелось.
  4. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования

    Реферат
    Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой
  5. А. Л. Содержание Предисловие Вступление. Религия, которая убивает

    Документ
    Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1 Ин.

Другие похожие документы..