Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За роки незалежності на селі здійснено глибокі структурні реформи, докорінно перебудовано земельні й майнові відносини, створено організаційно-правов...полностью>>
'Урок'
Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А.С. Пушкина, исторических событий того периода, уяснение факта не...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и...полностью>>
'Перечень образовательных программ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подго­товки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология ...полностью>>

В современной россии (4)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В диссертации обосновывается идея о том, что доказательность традиционной медицины основана на историческом методе. Да, это был метод проб и ошибок, но он имеет преимущества перед формально-логическим доказательством:

  1. Методы лечения проверялись в течении длительного исторического периода.

  2. Методы лечения всегда соотносились с конкретным народом, имеющим свою экологическую нишу, этногенетическую определенность и культурные традиции.

Поэтому нельзя противопоставлять ортодоксальную медицину как доказательную и традиционную как недоказательную. Можно сравнивать различные методы доказательства, что и делается в диссертации на большом историческом материале развития традиционной медицины. В результате автор приходит к выводу, что традиционная медицина может иметь не только историческое объяснение, но и этнокультурное, поскольку разработка, проверка и подтверждение эффективности ее методов учитывает экологические, этнические и историко-культурные особенности конкретных народов и государств. Доказательная медицина и традиционная медицина имеют «поле пересечения». Оно определяется теми сведениями, которые выработаны традиционной медициной до появления доказательной медицины и принимаются последней в качестве аксиоматических исходных посылок.

Глава 4 «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛПУ КАК СУБЪЕКТЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ТРАДИЦИОННОЙ И НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» посвящена вопросу о том, какие формы институализации традиционной медицины являются наиболее приемлемыми в современной России.

Диссертант ссылается на мнение академика РАМН А.В.Решетников, который писал в своей книге «Социология медицины», что большинство ученых рассматривают «традиционную» и «профессиональную» медицину как сосуществующие секторы в современном обществе с доминирующими региональными или космополитическими медицинскими системами. По сути дела это своеобразные «социальные арены», в пределах которых лечение болезни осуществляется разными методами. Различия между этими секторами не всегда четко очерчены,. Поскольку, когда говорят о профессионале, то думают о человеке, владеющем ремеслом и способном зарабатывать им на жизнь, то по отношению к медицине можно профессиональным считать род занятий, который занял доминирующее положение при разделении труда и поэтому может взять на себя контроль над определением содержания деятельности в данной области. Традиционная медицина, без сомнения, является такой областью.

Правом на занятие альтернативной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый управлениями (министерствами) здравоохранения областей и республик в составе РФ. Диплом целителя дает право на целительство на территории, подведомственной органу, выдавшему диплом, и в порядке, устанавливаемом местной администрацией. Лицензии, т. е. право на частную практику, выдаются только целителям, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, выданный медицинской сертификационной комиссией. Использование методов традиционной медицины в ЛПУ государственной или муниципальной системы здравоохранения допускается по решению руководителей этих учреждений.

Однако проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Ответственность за это несут как целитель, так и владелец зала, предоставивший его для незаконного сеанса. Лишают диплома целителя и лицензии решением органа, выдавшего диплом целителя или лицензию, и, как всякое административное решение, это может быть обжаловано в суде. Незаконное занятие целительством влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных УК РФ, - уголовную ответственность (имеются, в виду, прежде всего случаи нанесения вреда здоровью вследствие незаконного целительства).

Популярными называются только те единицы представления и виды медицинской практики, которые хотя и совместимы с основополагающей парадигмой медицинской системы, в материальном или поведенческом отношении отличаются от официальной медицинской практики. И в этом случае сюда относится как непрофессиональная, так и профессиональная практика.

При таком подходе достаточно выпукло выделяются все виды не профессионального медицинского поведения, которые в материальном или поведенческом отношении отличаются от народной и официальной практики, т.е. необходимо правильно квалифицировать конкретные виды непрофессионального медицинского поведения, в частности, самолечения, которое тесно связано с официальными профессиональными ценностями и тщательно контролируется официальным медицинским сектором. Например, состав, производство, специфический лечебный эффект, дозировка и продажа большинства патентованных лекарственных средств контролируются процессами и персоналом, представляющим и официальный медицинский сектор (и получающим от него разрешения).

Диссертант считает, что оказание услуг альтернативной медицины становится крайне необходимым элементом социального подхода в здравоохранении. В то же время бурное развитие коммерческого подхода к оказанию медицинских услуг не только не приводит к повышению их качества, а зачастую напрямую связано с его снижением и активно формирует теневую экономику здравоохранения.

В диссертации проведен сравнительный структурно-функциональный анализ деятельности государственных медицинских учреждений и негосударственной медицинской организации (НМО) Саратовской области. При этом использовались критерии объема предоставляемых услуг, качества оказания помощи и экономические показатели. Экономические показатели функционирования НМО были получены при анализе бухгалтерских балансов за три исследуемых года с 1998 по 2000. Стоимостные показатели для удобства их анализа представлены в эквивалентных единицах (э.е.), где за 1 э.е. принят минимальный стоимостной показатель – наименьшая стоимость первичного приема специалиста НМО, выступившего в качестве объекта исследования, равная 70 рублям 00 копеек (на 1.11.2000 г.).

Делается вывод, что хотя оказание услуг традиционной медицины осуществляется лицензированными специалистами и учреждениями, предпочтительней является комплементарное использование методов традиционной и нетрадиционной медицины. Такие интегративные услуги оказывают только негосударственные ЛПУ, обладающие соответствующими лицензиями.

В последнее время расширение платных услуг в государственных ЛПУ привело к тому, что в их перечень включаются и услуги традиционной медицины. Такое положение диссертант не считает удовлетворительным, поскольку традиционная медицина – это целостная система и дифференцированное применение ее методов может дать негативный результат. В данном случае стремление к получению доходов государственными ЛПУ может принести вред.

Глава 5 «ПОТРЕБИТЕЛИ И ПРЕДОСТАВИТЕЛИ УСЛУГ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» содержит четыре параграфа, поскольку субъекты взаимодействия выступают основной составной частью процесса институализации любого социального явления, следовательно, они должны характеризоваться дифференцированно.

В §1 «ОТНОШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К УСЛУГАМ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» приводятся данные социологических исследований, проведенных как автором, так и другими исследователями. Эти данные сравниваются и интерпретируются.

По результатам всероссийских опросов, проводившихся ФОМом в 2002 году, подавляющее большинство наших сограждан больше доверяют научной медицине. В отличие от приверженцев «альтернативной медицины», они сравнительно редко обосновывают свою позицию личным опытом - 5% («много раз лежал в больнице - очень хорошо лечили», «проверено жизненным опытом», «испытана на собственном здоровье»), а также ссылками на большую эффективность «научной» медицины - 5% («в больнице больше вылечивают», «в традиционной видны результаты», «традиционная медицина сильнее, больше эффект»).

Гораздо чаще использовались иные аргументы. Многие респонденты говорили о специальном образовании врачей - 10% («люди официально получают образование в институтах, дипломы», «врач есть врач, он годами учился», «диплом», «их учат в государственных вузах», «это доктор, у него диплом»), об их компетентности - 9% («там больше знающих специалистов», «а куда же еще идти, они ведь специалисты?», «за ними стоят знания», «врачи более квалифицированы, знают свое дело»), о научных основах, на которых базируется традиционная медицина - 6% («верю в научный подход к делу», «исследовательские знания выше», «все-таки научно обоснованное лечение»), об ее ответственности за судьбу пациента - 2% («официальная медицина - за нее кто-то несет ответственность», «они отвечают за лечение», «можно пожаловаться вышестоящему начальству»). Такие рационалистические доводы, основанные на вере в институциональные основы современной медицины и государство - как гаранта устойчивости, надежности этих основ, приводил каждый второй из респондентов, ответивших на данный вопрос. Эти результаты служат для автора аргументом в пользу институализации традиционной медицины как факторе, повышающем доверие к ней.

Всероссийский опрос был малочисленным (1500 человек, в основном, Москва и Московская область). Диссертант провел исследование только в провинции – в Саратовской и Волгоградской областях. Кроме того, анкета была более подробной. Поэтому результаты несколько отличаются. Исследование показало, что население мало информировано об альтернативной медицине. Например, 10% опрошенных мужчин не знают об этом направлении ничего, а также в возрасте от 18 до 24 лет не осознают эти методы лечения.

На вопрос: «Лечились ли Вы методами альтернативной медицины?» положительный ответ в основном дали женщины 70%. Оказали недоверие 10% мужчины и 5% женщины.

В основном все опрошенные узнали об альтернативной медицине и пользовались ее методами лечения по направлению врача. Можно заметить, что главный источник познания в этой области – это лечащий врач. Какими бы разнообразными не были направления альтернативной медицины можно заметить одну тенденцию: на вопрос «Помогли ли Вам эти методы?» 60% опрошенных дали положительный ответ.

Наиболее популярным является массаж (у мужчин 20%, у женщин 40%) всех опрошенных и мануальная терапия. Менее осведомлены о таких направлениях как фитотерапия и герудотерапия. В анкетировании принимали участие люди со средним, средне-специальным и высшим образованием. По итогам опроса можно выделить следующие результаты: про альтернативную медицину в основном знают люди с высшим образованием. Методами альтернативной медицины в большинстве случаев пользуются люди с высшим и средне – специальным образованием. Также более эффективной эту медицину считают люди с высшими и средне – специальным образованием. Однако при применении этих методов пациенты утверждают, что эти методы очень эффективно оказывают помощь. Так же необходимо отметить, что о своем здоровье больше заботится женская часть населения.

На вопрос: «Кто может заниматься альтернативной медициной?» все 100% ответили, что естественно, заниматься альтернативной медициной должны и имеют право только люди связанные с медициной и имеющие медицинское высшее или среднее образование.

Диссертант провел также проспективное анкетирование врачей государственных ЛПУ (поликлиника и стационар). На вопрос: “Как Вы относитесь к методам традиционной медицины?” все без исключения ответили, что верят в нее. В своей медицинской практике традиционные методы применяют 49% . Такой процент, как выяснилось, связан с тем, что врачи очень узко понимают термин “традиционные методы” и отождествляют его единственно с фитотерапией, хотя она, несомненно, входит в их перечень.

Сами доктора лечились традиционными методами в 49% и при этом все отмечали эффективность лечения. Не рекомендуют своим пациентам использовать традиционные методики лишь 8%, это в основном врачи - хирурги стационара. Относят себя к категории респондентов, которые говорят, что эти методы “не мешают” в лечении 24% врачей. С тем, что традиционные методы “помогают” в лечении больных согласны 76%. С утверждением, что будущее медицины в интеграции ортодоксальной и традиционной, согласны 95% и лишь 5% видят приоритет в будущем медицины ортодоксальной.

На вопрос о том, что мешает врачам-ортодоксам шире применять методы традиционной медицины, распределение ответов оказалось ожидаемым: 75% указали на первом месте недостаток образования, 19% выразили опасение, что применение этих методов не будет одобрено органами здравоохранения, остальные, как уже было ясно из предыдущих данных, такие методы не приемлют. Более категорично настроены против применения традиционных методов врачи-хирурги стационара. Компаративный анализ результатов разных социологических исследований позволил автору сделать вывод, что у населения, особенно в определенных половозрастных группах, наблюдается устойчивый интерес к услугам альтернативной медицины. С другой стороны, есть люди и организации, готовые эти услуги предоставить. Безусловно, врачи нуждаются в специальной подготовке в области традиционной медицины. Эта подготовка может осуществляться как в стенах вуза, так и на курсах постдипломного образования. Но ясно одно - должна быть установлена единая регламентация применения методов традиционной медицины в лечебной практике и разработаны соответствующие разрешающие документы. Остается только один вопрос – кто и как будет обеспечивать качество этих услуг и комплементарность их услугам официального здравоохранения? Эта задача пока не решена или решена недостаточно эффективно. Решать ее – дело законодателей и организаторов здравоохранения.

В §2 «МОТИВАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ К ВЫБОРУ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ» на материале проведенного исследования выясняется, в каких именно случаях и почему люди обращаются к помощи традиционной медицины.

Важной отличительной чертой оценки любой медицинской практики является принятие решений, осуществляемое с учётом мнений участников лечебно-диагностического процесса о качестве, условиях оказания и организации медицинской помощи, а также путях его улучшения (Горобчук В.Г., 1990, Эльштейн Н.В., 1990, Грачев И.С., Жуков А.Е., Андреев С.А., 1991, Боярский А.П., Чернова Т.В., 1993, Сибурина Т.А., 1996). Современные особенности функционирования российского здравоохранения заставляют говорить об информационной асимметрии участников рынка медицинских услуг. На принятие лечебно-диагностического решения оказывает влияние комплекс различных факторов, большое значение играют при этом социально-психологические особенности восприятия населением платного здравоохранения, обусловленные средовыми предпосылками.

Механизмом, позволяющим выявить факторы, влияющие на выбор терапевтической тактики, является анкетирование участников лечебно-диагностического процесса раздельным опросом (Яковлев Ю.Г., Абамов А.А., 1990). В рамках социологического опроса пациентов СНЗ, осуществлявшегося в одной из НМО г. Саратова в январе-апреле 2001 года было опрошено 298 человек, среди которых женщины составили 158 чел. (53% опрошенных), мужчины – 140 чел. (46,9% опрошенных), а также преобладали лица в возрасте 40-59 лет – 123 чел. (41,2%).

При оценке удовлетворенности медицинской помощью в частных медицинских практиках выявлен ряд закономерностей. Наиболее действенной рекламой услуг СНЗ является мнение ранее лечившихся знакомых больного, что было отмечено 60% анкетируемых. Наружную рекламу, как фактор, повлиявший на выбор лечебного учреждения, выделили 21% пациентов, рекламу в газетах - 17%; на телевидении - 2%. Среди положительных сторон платной медицинской помощи определялись “более благожелательное отношение персонала” - (53%); “более высокое качество” (42%); “наличие методов, не применяемых в государственных лечебных учреждениях” (50%). Среди отрицательных факторов коммерческого здравоохранения выделялась “стоимость лечения” (50% опрошенных) при этом цены характеризовались как “соответствующие уровню процедур” (58%) и “высокие” (39%). Готовность повторно обратиться в негосударственную клинику выразили 213 чел (71,47% пациентов), затруднились ответить 73 чел. (24,5 % респондентов).

В рамках проводимого исследования был разработан социальный портрет пациентов негосударственных лечебных учреждений. В структуре потребителей медицинских услуг в области народной медицины в СНЗ преобладают женщины (53%); лица в возрасте 40-59 лет (41,2%); женатые (замужние) (55,7%); проживающие в отдельной квартире (67,1%); имеющие одного ребенка (47,3%); считающие себя относительно здоровыми (36%); с высшим образованием (36,5%); с трудовым стажем 11-20 лет (27,18%); работающие в государственных учреждениях (31,5%), субъективно оценивающие свое материальное обеспечение как “на среднем уровне” (49,32%); со среднемесячным доходом от 1001 до 3000 руб. (44,3%), при этом имеющие возможности покупать назначаемые врачом препараты в частичном количестве (67,11%). Таким образом, вопреки бытующему представлению о богатой клиентуре частных медицинских практик, подавляющую ее часть составляют лица с невысокими доходами и представители “среднего класса”, разочарованные в качестве и методах лечения, применяемых в государственных медицинских учреждениях, относящиеся настороженно к рекламе СНЗ центров в масс-медиа и приветствующие внедрение новых “старых” методов лечения. Тем не менее, большая доля пациентов признает цены в негосударственных медицинских организациях высокими, хотя и соответствующими качеству оказываемой помощи.

Полученные данные автор сравнил с данными опроса пациентов государственных ЛПУ. В структуре потребителей медицинских услуг в области народной медицины в государственных ЛПУ преобладают женщины (65 %); лица в возрасте 40-59 лет (39%); женатые (замужние) (58,3%); проживающие в отдельной квартире (43%); имеющие одного ребенка (40%); считающие себя относительно здоровыми (38%); с высшим образованием (43%); с трудовым стажем 11-20 лет (34,3%); работающие в государственных учреждениях (36,6%), субъективно оценивающие свое материальное обеспечение как “на среднем уровне” (40%); со среднемесячным доходом от 1001 до 3000 руб. (53%), при этом имеющие возможности покупать назначаемые врачом препараты в частичном количестве (76,6%); готовые оплачивать медицинскую помощь (53,3 %).

В ходе проведенного данного этапа исследования был проведен компаративный анализ социальных портретов пациентов государственных и негосударственных лечебных учреждений. Установлены незначительные отличия в уровне социальной обеспеченности пациентов медицинских учреждений различных форм собственности, обращающихся за помощью в то или иное лечебное заведение.

Также было выяснено, что на процесс мотивации выбора традиционных методов лечения большое значение оказывает тип личности. Так, в молодом возрасте (до 25 лет), на этот фактор указывает 80% опрошенных, в более зрелом (31 –38 лет) - 15% и лишь у 5% респондентов 26 – 30 лет, тип личности не оказал существенного влияния на выбор традиционных методов лечения. Социальный опыт на первое место в мотивации выбора традиционного метода лечения выступает в возрастной группе 26 –30 лет (на это указывает 56% опрошенных). На половину снижается значимость этого фактора у лиц более зрелого возраста (27% опрошенных) и только 17% среди пациентов до 25 - летнего возраста отмечают значимость социального опыта. Очевидно, что опыт лечения предыдущих лет занимает ведущее место у больных более зрелого возраста (31 – 38 лет) и это указывает 70% опрошенных, среди больных от 26 до 30 лет опыт лечения являлся одним из мотивов у 20% больных, и лишь у 10% лиц молодого возраста (до 25 лет) опыт лечения играет какое-то значение. Эффективность лечения с применением традиционных методов больше всего оказалась в возрастной группе 26 – 30 лет – 46%, в группе 31 – 38 лет – 36% и 18 – 25 лет – 18%.

§3 «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ТРАДИЦИОННОЙ И НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» посвящен анализу данных, сопоставленных на основе наиболее общего и достоверного критерия – критерия качества жизни. Гипотеза исследования предполагала, что сочетание услуг традиционной и нетрадиционной медицины может оказаться предпочтительней для здоровья пациентов, чем использование каких-то одних методов. Для того, чтобы доказать это, необходимо было провести компаративный анализ эффективности оказания услуг в учреждениях обоих типов. Диссертант о опирался на конкретные данные негосударственной медицинской организации - товарищества с ограниченной ответственностью “ФАНГ” (г.Саратов), Данные по государственным учреждениям были получены в результате статистических отчетов Министерства здравоохранения Саратовской области. Они доступны в открытой печати и на сайте данного Министерства.

В работе обосновано применение критерия качества жизни (КЖ) для подобного анализа. Понятие КЖ объединяет оценку как минимум четырех различных, но коррелирующихся друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальной. Это выглядит примерно так:

физическое самочувствие (комбинация симптомов здоровья или болезни);

функциональные возможности (способность человека к осуществлению деятельности, обусловленной его потребностями, амбициями и социальной ролью);

эмоциональное состояние (биополярное понятие - позитивный эффект - благополучие. Негативный эффект - дистресс);

социальный статус (уровень общественной и семейной активности; может включать отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность с другими людьми).

Изучение качества жизни населения по вопроснику SF-36 позволило оценить влияние социального и физического состояния пациентов на их выбор в получении медицинских услуг в частных или государственных ЛПУ. Суммарная оценка исследуемых шкал SF-36 представлена на рисунке 1.

Р
ис.1

Используя такой инструмент социологического опроса как SF–36, диссертант получил возможность убедиться в том, что распределения пациентов государственных и частных лечебно профилактических учреждений по показателям разных шкал вопросника SF–36 существенно различаются. Общее восприятие здоровья (ОЗ) является интегральным показателем качества жизни вопросника SF–36 и отражают субъективную оценку респондентом состояния своего здоровья на момент исследования. Чем выше значение ОЗ, тем лучшее воспринимает респондент свое здоровье в целом. Наиболее высокий показатель ОЗ отмечен у пациентов частных клиник (58.4 + 17.4), у пациентов государственных клиник он был ниже (48.3 + 17.3), (табл.1).

Таблица 1.

Влияние фактора выбора медицинского учреждения на качество жизни (М + СКО)

государственные

частные

Общее восприятие здоровья (ОЗ)

48.3 + 17.3

58.4 + 17.4

Физическая активность (ФА)

63.9 + 28.4

80.5 + 17.8

Социальная активность (СА)

57.1 + 24.7

69.3 + 17.1

Роль физических проблем в ограничении

жизнедеятельности (РФ)

35.5 + 36.6

53.2 + 40.5

Психическое здоровье (ПЗ)

51.6 + 17.5

61.2 + 15.3

Роль эмоциональных проблем в ограничении

жизнедеятельности (РЭ)

43.9 + 37.7

58.1 + 37.8

Сравнение самочувствия с предыдущим годом (СС)

34.5 + 20.8

49.4 + 21.1

Жизнеспособность (ЖС)

45.5 + 19.3

56.0 + 18.3

Боль (Б)

54.3 + 28.2

58.5 + 24.6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современная многопартийность глава XXVII феномен многопартийности в современной россии

    Документ
    Феномен многопартийности современной России напоминает эффект прорвавшейся плотины: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра.
  2. Современная Россия в поиске культурной идентичности

    Документ
    В этой статье мы попытаемся очертить круг проблем, связанных с изменением социокультурной ситуации в России сегодня, обусловленным постепенным переходом к мультикультурности, полиэтничности и поликонфессиональности, соответствующих
  3. Современной России" Справочник "

    Справочник
    После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере.
  4. В современной россии (1)

    Закон
    С принятием Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»1 и возобновлением функционирования этого института в России все вопросы, связанные с мировым судом (теория, практика, исторический
  5. В современной россии (2)

    Доклад
    По материалам одноименного доклада, сделанного автором 2 июня 2005 г в Музее и Общественном центре «Мир, прогресс и права человека» имени Андрея Сахарова.
  6. В современной россии (3)

    Книга
    Публикация осуществлена по итогам работы межрегиональных научных семинаров «Маргинальность в современной России: общие тенденции, региональная специфика» (апрель 1 г.

Другие похожие документы..