Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая половина XIX стол...полностью>>
'Урок'
Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.2. Дополнительные устройства: компьютер, Мул...полностью>>
'Документ'
В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет на произносил в конце слов...полностью>>
'Реферат'
Він прийшов у прозу з журналістики й через журналістику. І це виразно помітно на його перших книжках — «Жовтнева соната» (1959), «Таємниця подвигу» (...полностью>>

Урок Тема урока: Ода Горация «к мельпомене» в переводах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок 3.

Тема урока: Ода Горация «К Мельпомене» в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Цель: образовательная: учить сопоставительному анализу стихотворений поэтов;

развивающая: развивать умение выявлять сходство и различие по содержанию и форме;

воспитательная: формировать интерес к творчеству поэтов разных эпох.

Ход урока

Учитель: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг до н.э.) – великий римский поэт. В его оде главная мысль, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, реформатор русского языка и литературы, поэт М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.

(Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии)

Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.

Авфид – река в южной Италии.

Давнус – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций.

Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии. Алцей – великий лирик (7 в. до н.э.).

Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.

Стихи эольски – образцовые стихи.

Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник»).

Рифей – Уральские горы.

Фелица – обращение к просвещенному монарху Екатерине II.

Работа по сопоставлению стихотворений.

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему (Тема назначения поэта и поэзии).

- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы? (Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).

- Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.

1. Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?

(М.В. Ломоносов: Отечество мое молчать не будет

Что мне беззнатный род препятством не был.

М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес «в Италию стихи эольски».

Г.Р. Державин: Первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить.

Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым нарушив законы классицизма – в этом новаторство поэта. В заслугу ставит «сердечную простоту», искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество («истину царям с улыбкой говорить»).

- Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?

(Ломоносов: Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

Творчество уподобляет знако бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.

Г.Р. Державин: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид.

Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движения времени).

- Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.

- Что дает поэту право на бессмертие? (Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза «великий Рим» - Гораций, «великий Рим» - господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе.

Державин связывает свое бессмертие с родом славян:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Державин высказывает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных…

- Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? (Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить». Поэт – служитель и поборник истины.

- В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии? (По мнению Державина в том, чтобы проповедовать истину и справедливость:

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов. Державин нарушает правила классицизма и смешивает «высокое» и «низкое». Ломоносов писал высоким «штилем». С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?)

- Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.

Задание 3. Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка. (Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).

- Подумаем какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?

Задание 4. Определим размер стихотворений. (У Ломоносова: четырехстопный ямб. По его мнению ямб усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость, торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы.)

Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?

1. Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова? (Державин нарушает правила классицизма: смешивает «высокое» и «низкое», сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).

Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох? (Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел другими путями, чем Ломоносов.)

Таким образом, начиная с 18 века тема поэта и поэзии, образ музы становятся традиционными темами лирики и получают развитие в 19 веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году – А.С. Пушкин… Развивается тема и в 20 веке.

Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. В. Ломоносова Ломоносовские урок

    Урок
    /  – Сайт ПГУ, посвященный 300-летнему юбилею М. В. Ломоносова –   документы и материалы о жизни, различных сторонах творческой и научной деятельности М.
  2. Программа 61-й научной студенческой конференции (20-24 апреля) Петрозаводск

    Программа
    Ректорат, Совет по НИРС, общественные организации Петрозаводского государственного университета приглашают Вас принять участие в работе 61-й студенческой научной конференции, которая состоится 20—24 апреля 2009 года.
  3. Приказ №96 о/д от 31. 08. 2011г. Рабочая программа по литературе, 9 класс предмет, класс

    Рабочая программа
    Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.
  4. Урок 1 Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»

    Урок
    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.
  5. Урок по литературе в 9 классе «тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина», разработанный учителем чёбаковской школы филипповой н. М

    Урок
    - Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Другие похожие документы..