Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв
Ю.М.ЛОТМАН
Семиосфера
Культура и взрыв
Внутри мыслящих миров
Статьи
Исследования
Заметки
Санкт-Петербург «Искусство-СПБ»
О метаязыке типологических описаний культуры
О семиотическом механизме культуры
Миф — имя — культура
Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума
Феномен культуры
Технический прогресс как культурологическая проблема
Культура как субъект и сама-себе объект
О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры
Память в культурологическом освещении
Содержание 4
Люди и знаки1 8
Культура и взрыв 13
Постановка проблемы 14
Система с одним языком 16
Постепенный прогресс 19
Прерывное и непрерывное 23
Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение 28
Мыслящий тростник 33
Мир собственных имен 37
Дурак и сумасшедший 43
Текст в тексте (Вставная глава) 64
Перевернутый образ 75
Логика взрыва 103
Момент непредсказуемости 110
Внутренние структуры и внешние влияния 118
Две формы динамики 122
Сон — семиотическое окно 125
«Я» и «Я» 128
Феномен искусства 131
«Конец! как звучно это слово!» 139
Перспективы 143
Вместо выводов 148
Внутри мыслящих миров 151
Введение 151
Вводные замечания 151
После Соссюра 152
Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство 154
Три функции текста 154
Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) 158
Риторика — механизм смыслопорождения 165
Иконическая риторика 174
Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст 178
Символ — «ген сюжета» 189
Символ в системе культуры 201
Часть вторая. Семиосфера 206
Семиотическое пространство 206
Понятие границы 209
Механизмы диалога 216
Семиосфера и проблема сюжета 220
Символические пространства 230
1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах 230
2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте 233
3. Дом в «Мастере и Маргарите» 238
4. Символика Петербурга 242
Некоторые итоги 249
Часть третья. Память культуры. История и семиотика 249
Проблема исторического факта 249
Исторические закономерности и структура текста 251
Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? 263
О роли типологических символов в истории культуры 267
Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? 275
Заключение 277
Введение 278
Культура и информация 278
Культура и язык 281
Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков 283
1. Семантический («символический») тип 285
II. Синтактический тип 289
III. Асемантический и асинтактический тип 291
IV. Семантико-синтактический тип 295
Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика 296
О двух типах ориентированности культуры 302
О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах 304
Семантика числа и тип культуры 306
Текст и функция1 309
К проблеме типологии текстов 315
О типологическом изучении культуры 319
Некоторые выводы 327
Статьи и исследования 328
О метаязыке типологических описаний культуры 328
О семиотическом механизме культуры 345
Тезисы к семиотическому изучению культур1 (в применении к славянским текстам) 359
Миф — имя — культура 377
I 377
II 385
III 386
IV 389
Динамическая модель семиотической системы 391
Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума 401
Феномен культуры 409
Мозг — текст — культура — искусственный интеллект 418
Асимметрия и диалог 426
К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) 436
Память культуры 444
Технический прогресс как культурологическая проблема 450
Культура как субъект и сама-себе объект 462
О динамике культуры 468
Мелкие заметки, тезисы 479
О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры 479
О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры 481
Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов 482
О мифологическом коде сюжетных текстов 484
Память в культурологическом освещении 486
Архитектура в контексте культуры 488
Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому 494
От издательства 494
I 495
II 495
III 495
IV 495
V 496
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 496
Содержание 519
Содержание
Ю. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]........................... 5
КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ
Постановка проблемы ...................................................... 12
Система с одним языком ................................................... 14
Постепенный прогресс...................................................... 17
Прерывное и непрерывное .............................................. 21
Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........ 26
Мыслящий тростник........................................................ 31
Мир собственных имен ..................................................... 35
Дурак и сумасшедший ...................................................... 41
Текст в тексте (Вставная глава) ............................................. 62
Перевернутый образ........................................................ 73
Логика взрыва............................................................ 101
Момент непредсказуемости................................................. 108
Внутренние структуры и внешние влияния................................... 116
Две формы динамики...................................................... 120
Сон — семиотическое окно ................................................ 123
«Я» и «Я»................................................................ 126
Феномен искусства ........................................................ 129
«Конец! как звучно это слово!»............................................. 137
Перспективы.............................................................. 141
Вместо выводов........................................................... 146
ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ
Введение ................................................................. 150
Вводные замечания.................................................. 150
После Сосюра ...................................................... 153
Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство
Три функции текста................................................. 155
Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры).... 163
Риторика — механизм смыслопорождения............................. 177
Иконическая риторика............................................... 194
Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст....... 203
Символ — «ген сюжета»......................................... .. 220
Символ в системе культуры........................................ 240
Часть вторая. Семиосфера
Семиотическое пространство .................... 250
Понятие границы ........................................ 257
Механизмы диалога ................................................. 268
Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276
Символические пространства ......................................... 297
1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах......... 297
2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте............ 303
3. Дом в «Мастере и Маргарите».................................. 313
4. Символика Петербурга .......................................... 320
Некоторые итоги.................................................... 334
Часть третья. Память культуры. История и семиотика
Проблема исторического факта....................................... 335
Исторические закономерности и структура текста ...................... 339
Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?........ 363
О роли типологических символов в истории культуры.................. 371
Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .............. 385
Заключение ............................................................... 389
СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Введение.................................................................. 392
Культура и информация ................................................... 393
Культура и язык .................................................... 396
Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков ........... 400
I. Семантический («символический») тип............................... 402
II. Синтаксический тип .............................................. 407
III. Асемантический и асинтаксический тип ............................ 410
IV. Семантика-синтаксический тип.................................... 415
Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика ............ 417
О двух типах ориентированности культуры .................................. 425
О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах ............ 427
Семантика числа и тип культуры ........................................... 430
Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским)........................... 434
К проблеме типологии текстов ............................................. 442
О типологическом изучении культуры ....................................... 447
Некоторые выводы ........................................................ 457
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
О метаязыке типологических описаний культуры ............................. 462
О семиотическом механизме культуры (совместно с Б. А. Успенским)........... 485
Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)
(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) ............ 504
Миф — имя — культура (совместно с Б. А. Успенским)..................... 525
Динамическая модель семиотической системы................................ 543
Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557
Феномен культуры ........................................................ 568
Мозг — текст — культура — искусственный интеллект....................... 580
Асимметрия и диалог...................................................... 590
К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект)......... 603
Память культуры................................................... 614
Технический прогресс как культурологическая проблема...................... 622
Культура как субъект и сама-себе объект.................................... 639
О динамике культуры ..................................................... 647
МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ
О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры ................ 664
О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666
Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. 668
О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. 670
Память в культурологическом освещении.................................... 673
Архитектура в контексте культуры.......................................... 676
Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.) ........... 683
От издательства........................................................... 685
Указатель имен ........................................................ 688
Лотман Ю. М. Л80 Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.
ISBN 5-210-01488-6
Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии («Культура и взрыв» и «Внутри мыслящих миров»), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.
ББК 81
Научное издание
Юрий Михайлович Лотман
СЕМИОСФЕРА
Культура и взрыв
Внутри мыслящих миров
Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992)
Редакторы Н. Г. Николаюк, Т. А. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева
ЛР № 000024 от 09.Х.98.
Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 Х 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймc». Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 1790. Издательство «Искусство—СПБ». 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
УДК 80/81 ББК 81 Л80
Федеральная программа книгоиздания России
Составитель М. Ю. Лопшан
Составитель указателя имен А. Ю. Балакин
Художник С. Д. Плаксин
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Книги можно приобрести в издательстве по адресу:
191014 С.-Петербург, Саперный пер., 10, офис 8.
Тел. коммерческой службы: (812) 275-29-49; (812) 275-08-72; факс (812) 275-46-45
ISBN 5-210-01488-6
© М. Ю. Лотман, текст, состав, 2000 г. © С. Д. Плаксин, оформление, 2000 г. © «Искусство—СПБ», 2000 г.
4
Люди и знаки1
[Вместо предисловия]
Наука занимает в нашей жизни все большее место. Она вторгается в повседневный быт, наводняя его механизмами, техникой, меняет строй нашего мышления, самый характер речи. На всем земном шаре миллионы людей с надеждой или же с опаской обращают свои взоры к науке. Одни ждут от нее заведомо большего, чем она может дать, — всеобщего решения всех вопросов, мучающих человечество; другие опасаются, не приведет ли научно-технический прогресс к полному исчезновению людей. Люди науки, их творчество, склад мышления, условия жизни стали одной из любимых тем писателей и кинематографистов. Создалась специальная литература, посвященная науке и ее будущим достижениям, — научная фантастика. И то, что все эти произведения с жадностью поглощаются читателем, несмотря на их очевидную порой низкопробность, — не случайно. В этом сказывается стремление широких кругов читателей понять, что такое научное творчество.
Но достаточно почитать научно-фантастические романы, чтобы убедиться, что самая сущность научного творчества представляется часто писателям (а их представления переходят в читательскую массу) в искаженном виде. Ученый чаще всего предстает в виде Паганеля из известного всем с детства романа Жюля Верна. Это ходячая энциклопедия, сборник ответов на все мыслимые вопросы. Такое обывательское представление внушает читателю мысль: «Вот если бы я мог выучить наизусть всю Большую Советскую Энциклопедию, я был бы ученым, на все мог бы ответить». В этих романах обыкновенные люди сомневаются, а ученые (часто с помощью таинственных
1 Эта статья была опубликована в 1969 г. в газете «Советская Эстония» (№ 27) в качестве ответа на письмо некоего помощника машиниста дизель-поезда И. Семенникова, в котором он интересовался новой наукой — семиотикой. На расстоянии трех десятков лет любознательный машинист представляется фигурой мифической. Но, даже если мы имеем дело с редакторской мистификацией, мы не можем не поблагодарить «Советскую Эстонию» за публикацию семиотической статьи Ю. М. Лотмана, написанной для широкой аудитории. (Примеч. ред. — Вышгород. 1998. № 3).
5
машин, на изобретение которых так щедры фантасты) знают: «простые» люди спрашивают — ученые отвечают.
Соответственно с этим же обывательским представлением о мире, непосредственно окружающем человека, все ясно — над чем здесь ломать голову! Поэтому, если писатель стремится изобразить научный поиск, то он пошлет своего героя в далекие, недоступные горы, или — еще лучше — в туманность Андромеды, или на какую-нибудь звезду, обозначенную греческой буквой и манящим звонким названием. Там-то и произойдет удивительное открытие.
Подобные толкования труда ученого были бы только смешны, если бы не причиняли непосредственного вреда. Распространение ложного обывательского взгляда на сущность научного творчества вредно, во-первых, потому, что сбивает с толку молодежь, а молодежи принадлежит в науке будущее. Во-вторых, не следует забывать, что условия существования науки — благоприятные или неблагоприятные — создаются не учеными, а обществом. И для этого общество должно понимать, что полезно для науки, а что вредно.
Вступление это было необходимо, потому что семиотика — наука, в которой с большой ясностью отразились некоторые черты, присущие всякому научному мышлению.
Наука далеко не всегда ищет неизвестного за тридевять земель. Часто она берет то, что казалось понятным и простым, и раскрывает в нем непонятность и сложность. Наука далеко не всегда превращает неизвестное в известное — часто она поступает прямо противоположным образом. Наконец, наука часто совсем не стремится дать как можно больше ответов: она исходит из того, что правильная постановка вопроса и правильный ход рассуждения представляют большую ценность, чем готовые, пусть даже истинные, но не поддающиеся проверке ответы.
Предмет семиотики — науки о коммуникативных системах и знаках, которыми в процессе общения пользуются люди (и не только люди, но и животные или машины), — прост. Что может быть проще и знакомее ситуации «я сказал — ты понял»? А между тем именно эта ситуация дает обильные основания для научных размышлений. Каков механизм передачи информации? Что обеспечивает надежность ее передачи? В каких случаях можно в ней сомневаться? И что означает «понимать»? Эти и многие другие вопросы, которые кажутся столь простыми, если ограничиваться узкой сферой бытового опыта, окажутся вполне серьезными, если приглядеться к ним внимательно. Представим себе, что мы имеем дело с машиной-автоматом, включаемой определенными сигналами. Мы подаем сигналы — машина включается. «Понимает» ли нас машина? В настоящее время установлено, что некоторые животные обмениваются информацией при помощи сигналов, образующих порой весьма сложную систему (эти занимается специальная дисциплина — «зоосемиотика»). Значит, животные друг друга «понимают»? А можем ли мы их «понимать»? Или заставить их «понимать» нас?
Наконец, представим себе случай, пока остающийся достоянием фантастов, но который, возможно, в один прекрасный день сделается реальностью, — контакт с инопланетными разумными существами или другими космическими цивилизациями. Сможем ли мы обмениваться информацией, понимать друг
7
друга? Коллизии непонимания, как правило, оканчиваются трагически. Чтобы не ссылаться на обильные примеры, которые мы находим в истории человечества, укажу на взаимоотношения, которые сложились на Земле между человеком и животным миром. Здесь сразу же возникла коллизия непонимания. Она привела к тому процессу полного истребления животных, который в настоящее время вступает в завершающую стадию.
Было ли оно необходимо? Всегда ли оно диктовалось борьбой за существование? Но ведь там, где мы имеем дело с подлинной борьбой за существование, например с конфликтом между хищниками и травоядными, птицами и насекомыми, почти никогда не происходит истребление одних и полное торжество других — устанавливается некоторое равновесие. Случай «тигры без остатка съели всех травоядных» в природе невозможен — он прежде всего не соответствует интересам тигров как биологического вида.
Истребление животных человеком далеко не всегда диктуется борьбой за существование — очень часто оно есть следствие непонимания намерений и действий животных. Рассуждения о том, что «животные не умеют думать» и, следовательно, «их невозможно понять», «они и сами друг друга не понимают и живут в вечной войне», «самое простое — избавиться от них», не только элементарно невежественны, но и подозрительно напоминают аргументы, на которые ссылались колонизаторы, ведя в прошлом веке истребительные войны против туземцев в Африке, Австралии и Америке. Тот, кто не понимает другого, всегда склонен считать, что тут и понимать нечего, надо истреблять. Но в конфликте человека с животным миром сила оказалась на его стороне. Так ли это будет в случае космических контактов? Не слишком ли здесь велик риск, чтобы к нему относиться легкомысленно? А если это так, то очевидно, что научное исследование сущности понимания может получить некогда совсем не абстрактно-академическое значение.
Похожие документы:
Семантическое пересечение как смысловой взрыв (1)
ДокументТезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) 504Семантическое пересечение как смысловой взрыв (2)
ДокументТезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) 504Лотман Ю. М. Культура и взрыв
ДокументЭлектронная версия снабжена интерактивным оглавлением. Если вы подведете курсор к нужному разделу и нажмете Ctrl, то попадете в соответствующее место в тексте книгиПрограммы поведения для будущих поколений людей. Культура является информационным обеспечением общества. Знания
ДокументКлючевые понятия: культура как мир знаков, типология знаковых систем, семиосфера, вторичные моделирующие системы, семиотические типы культур по Ю.М. ЛотмануВ. Д. Лелеко пpoctpанctвo повседневности в европейской культуре санкт-Петербург 2002 ббк71 Монография
МонографияО. И. Даншенко, доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,