Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- называть и показывать крупные страны каждого региона и их столицы, крупнейшие города, агломерации, мегалополисы, районы и центры размещения основных...полностью>>
'Контрольная работа'
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость ...полностью>>
'Программа'
2-й день. Обзорная экскурсия по Парижу (в составе группы) с посещением района Ля Дефанс, Марсова Поля – выход у Эйфелевой башни, Собора Инвалидов – м...полностью>>
'Урок'
Обучающие: формировать у учащихся знания и умения по составлению меню на ужин из 2 – 3 блюд, правилам поведения за столом, формировать знания и умени...полностью>>

Культура. Образование. Право

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На органы внутренних дел возлагаются функции по охране обществен-ного порядка, борьбе с преступностью, профилактике правонарушений, предупреждению и пресечению административных правонарушений и пре-ступлений. Их успешное выполнение зависит, в первую очередь, от мораль-ных и профессиональных качеств сотрудников. Честность, порядочность, профессионализм – те основные качества, которыми должен обладать каж-дый сотрудник органов внутренних дел. Новизна и сложность задач, с кото-рыми сталкиваются правоохранительные органы, осложнение кримино-генной обстановки повышают требования к сотрудникам, и налагают особую ответственность руководителей за подбор, расстановку, обучение и воспита-ние кадров. Эти и другие обстоятельства определяют высокие требования, предъявляемые к деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел, формам и методам их работы с личным составом.

В докладе по итогам оперативно-служебной деятельности органов вну-тренних дел за 2008 г. и задачах на 2009 г. было отмечено, что в целом кад-ровая ситуация оставалось стабильной, а по ряду позиций удалось добиться улучшения. Снизился отток кадров по отрицательным мотивам и на первом году службы.

В свете последних решений по реформированию кадровой политики
в системе МВД РФ приоритетной должна стать работа по повышению качества профессиональной подготовки. Для этого, в первую очередь, необ-ходимо сформировать перспективную модель специалиста органов внутрен-них дел. Это позволит определить направление развития и реформирования ведомственного образования в соответствии с государственной стратегией модернизации российского образования, объективными потребностями и интересами МВД России в профессиональной подготовке и переподготовке.

На взгляд автора, сегодня организация образовательного процесса
в системе МВД России вступила в новую стадию. Так, в 2008 г. завершена образовательная деятельность государственных образовательных учрежде-ний среднего профессионального образования в МВД России, которые реализовывали основные профессиональные образовательные программы
в данном направлении. Средние учебные заведения системы МВД России являлись основным звеном по подготовке специалистов для подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции, знания которые получали выпускники, реализовывались в практической деятель-ности. В этих учебных заведениях, в основном, обучались после окончания средних общеобразовательных школ, в том числе из сельской местности,
а также сержантский состав после увольнения из Вооруженных сил РФ.
Для повышения своего дальнейшего профессионального знания данные со-трудники при положительной сдаче экзаменов в высших образовательных учреждениях МВД России зачислялись на заочную, высшую форму обуче-ния. Государственные затраты на подготовку специалистов среднего профес-сионального образования оправдывали себя, т.к. органы внутренних дел че-рез два, а в последующем через два с половиной года получали подготов-ленных сотрудников.

В настоящее время система образования Министерства внутренних дел РФ включает в себя только высшие учебные заведения, в которых ежегодно проходят подготовку ок. 100 тыс. курсантов и слушателей. Образовательные учреждения системы МВД России и их филиалы располагаются в некоторых столицах республик, краев, областей РФ, а также в городах федерального значения, что значительно упрощает поступление в них как гражданской мо-лодежи, так и сотрудников органов внутренних дел, желающих повысить свой образовательный уровень.

Помимо изучения основных дисциплин и дисциплин специализации бо-льшое внимание в вузах системы МВД России уделяется специальной, бое-вой и физической подготовке. За время обучения курсанты и слушатели со-вершенствуют свою физическую подготовку, овладевают приемами рукопа-шного боя и самообороны без оружия, осваивают навыки вождения автомо-билей, учатся правильно и своевременно применять новейшие виды оружия и специальных средств, принятых на вооружение в органах внутренних дел.

Продолжительность обучения в образовательных учреждениях МВД России зависит от уровня получаемого образования и формы обучения. Так, для получения высшего образования на очной форме обучения требуется
в среднем пять лет, на заочной форме – шесть лет. Во время учебы курсанты принимаются на службу в органы внутренних дел, а перед окончанием им присваивается первое специальное офицерское звание – младший лейтенант или лейтенант милиции или юстиции. По окончании учебных заведений вы-пускники получают государственные дипломы об образовании и распреде-ляются на службу в органы внутренних дел, где работают в соответствии
с полученной специальностью.

Высшая форма образования в учебных заведениях системы МВД Рос-сии так же переживает период реформирования. В соответствии с приказом МВД РФ от 1 октября 2008 г. № 849 «Об организационно-штатных во-просах образовательных учреждений МВД России», количество филиалов высших учебных заведений сократилось на 16 единиц. Данное решение мож-но расценивать, как переход в очередную стадию реформирования образова-тельных учреждений системы МВД России. В связи с этим количество, абитуриентов поступающих в образовательные учреждения системы МВД России, уменьшится, а в дальнейшем, и количество выпускников для орга-нов внутренних дел. Государственные затраты на обучение слушателей
в вузах по заочной форме обучения увеличатся. Это объективно, т.к. обучаю-щимся в вузах МВД России сотруд-никам, необходимо предоставлять сред-ства на период сессионного сбора, командировочные расходы, расходы
на проживание и питание. Кроме того, в связи с сокращением близлежащих учебных заведений – филиалов вузов МВД России, напр., в г. Петропаловск-Камчатский (Камчатский край), г. Абакан (Республика Хакасия), слушатели этих и других субъектов будут вынуждены обучаться в других регионах,
что также потребует дополнительных финансовых расходов и затрат на их обучение.

Дальнейшее сокращение образовательных учреждений системы МВД может сказаться на количестве и качестве подготовки профессионалов в сис-теме органов внутренних дел. Следует прогнозировать обострение кадровой проблемы. Учебные заведения системы МВД России в свою очередь потеря-ют в своих рядах опытных преподавателей, как правило, имеющих много-летний опыт практической работы и педагогической деятельности, профес-сорско-преподавательский состав со знаниями и опытом работы, с «секрета-ми» милицейского труда. Должны взять на вооружение традицию тех вре-мен, когда добровольцы массово шли на службу в милицию, когда она рассматривалась как школа жизни, мужества и патриотического воспитания, когда учеба в «школах милиции» считалась престижной, а полученное обра-зование – востребованным.

В системе образовательных учреждений МВД России следовало бы со-хранить и продолжить те традиции, которые основаны на четкой граждан-ской позиции обучающихся и персонала учебных заведений. Данные выводы подкрепляются тем, что в учебных заведениях системы МВД России даются основательные знания педагогами-профессионалами. С курсантами и слуша-телями проводится работа по патриотическому воспитанию, формируются профессиональные знания и здоровый, конструктивный образ жизни. Поэто-му реформировать систему высшего образования МВД России по меркам гражданских вузов преждевременно.

Осетров А.П., Крестьянинов Н.А.
О ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и других видах занятий, не сразу становятся активным инструментом для познания явлений и процессов, происходящих в изучаемых объектах или системах. Нужно время, чтобы полученные знания стали собственным убеждением обучающихся, и нужен определенный опыт для формирования умений
и приобретения навыков в использовании этой теории на практике по выпол-нению возложенных на милицию задач по охране общественного порядка
и обеспечению общественной безопасности. Достигается это применением
в учебных заведениях различных форм практического обучения. Основными из них являются: практические занятия, игры, учения, учебная (производст-венная) практика, стажировка.

Практическое занятие – это одна из основных форм профессионального обучения. В ней наилучшим образом реализуется дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой. Основными целями практи-ческих занятий следует считать:

– формирование у курсантов и слушателей умений и навыков практи-ческих действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных штатной должностью;

– развитие у обучающихся таких профессионально-деловых качеств, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификациионной характеристикой специалиста-выпускника учебного заведения;

– закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий;

– формирование у обучающихся интереса к будущей специальности
и любви к профессии.

В настоящее время в зависимости от места проведения практических занятий, наличия необходимой техники, оборудования и дидактических це-лей, которые требуется достигнуть на каждом конкретном занятии, различа-ют следующие виды практических занятий: аудиторные практические заня-тия; практические занятия в специальных классах, кабинетах, лабораториях; практические занятия на тренажерах; практические занятия на полигонах,
в парках; полевые практические занятия; практические занятия в подразде-лениях органов внутренних дел; профессиональный тренинг.

Особенностью всех видов практический занятий является то, что для их проведения может быть использовано многообразие различных методов обучения, среди которых определенное распространение получил игровой метод и его разновидность – метод инсценировки.

Игровой метод проведения практических занятий применяется в тех случаях, когда отрабатываемая тема содержит учебный материал, который, будучи статичным по-своему характеру, может разыгрываться по ролям (до-лжностям). Он позволяет решать важнейшую дидактическую задачу: отраба-тывать практические вопросы, в которых необходимо взаимодействие специ-алистов и профессиональных групп при обеспечении охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Особенность данного метода состоит в том, что он позволяет вести занятия путем диалога, воспроизвести действия сотрудников органов внутре-нних дел и смоделировать их функциональные должностные обязанности
в конкретных ситуациях. На практическом занятии могут отрабатываться групповые упражнения, на которых анализируются и отрабатываются служе-бные задачи, отражающие поведение курсантов и слушателей как будущих специалистов в различных условиях профессиональной деятельности, офор-мляются документы (составление рапортов и других процессуальных доку-ментов). Указанная форма проведения практического занятия носит соревно-вательный характер, который резко повышает его эффективность, обеспе-чивает заинтересованность курсантов и слушателей и стимулирует самостоя-тельную работу с нормативными правовыми актами и дополнительной лите-ратурой. Благодаря этому у обучающихся развивается творческое мышле-ние, формируются такие профессионально-деловые качества, как смелость
в принятии решений, ответственность за свои действия и поступки, само-стоятельность, принципиальность и другие.

Игровой метод практического занятия способствует осознанию курсан-тами и слушателями практической значимости приобретенных на занятиях умений и определенных навыков для будущей работы в органах внутренних дел. Указанный метод дает возможность «проиграть» заданные ситуации
в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, определить, что движет последними в момент принятия решения в условиях смоделиро-ванного события, а также помогает в усвоении знаний, умений, навыков, которые в будущем позволят правильно и грамотно строить работу по охра-не общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В целях эффективного проведения практического занятия необходимо курсантов (слушателей) предупредить заранее и провести с ними специаль-ную консультацию по организации работы в процессе игры, определить конкурсы, которые будут иметь место в процессе практического занятия.
По усмотрению преподавателя в период проведения им консультации группа делится на две команды, в которых курсанты (слушатели) избирают капита-нов. Курсантам (слушателям) напоминается, что в их ответах должны про-слеживаться четкость, глубокое знание нормативных правовых документов
и умение составлять процессуальные документы. Преподаватель по своему усмотрению выбирает двух членов жюри из числа наиболее подготовленных курсантов (слушателей), также занять это место может приглашенный практический работник органов внутренних дел. Ответы оцениваются по 5-балльной шкале путем выставления каждой команде определенной карточки (баллов) с кратким комментарием к ней. В обсуждении ответов на постав-ленные вопросы могут участвовать обе команды для получения дополни-тельных баллов. Члены жюри и преподаватель, оценивая ответы команд
в целом, должны учитывать также активность всех членов группы
и в отдельном списке выставлять оценки индивидуально.

Для качественного проведения занятия особое значение имеет матери-альное обеспечение учебного процесса. Преподаватель, исходя из необходи-мости, заранее готовит бланки документов, технические средства обучения, макеты вещей и предметов. Кроме того, на консультации преподаватель дает дополнительное задание на самостоятельную подготовку по изучению нор-мативных правовых документов и научной литературы по предлагаемой теме занятия.

Предлагаемый метод практического занятия способствует воспитанию
у курсантов и слушателей чувства долга, ответственности за принимаемое решение, формированию интереса и чувства любви к будущей профессии сотрудника органов внутренних дел.

Панасина С.Ю.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

В условиях перестройки социально-экономических отношений в нашей стране особое значение приобретает реформирование системы правового образования. При этом на передний план юридической науки и практики выдвигается ряд приоритетных проблем, решение которых определяет успешность всех реформ в целом.

Одной из доминирующих является проблема проведения комплекса научно-методических исследований, посвященных изучению профессио-нальной подготовки будущих юристов в условиях стандартизации высшего профессионального образования. Без этого любому учебному заведению трудно выработать своё ясное представление при формировании своей мис-сии и образовательной политики в целом, которая материализуется через новые образовательные программы и технологии, учебные планы, конструк-ции и структуры образовательных процессов, моделей образовательных учреждений, соответствующих такому переходу из режима функциони-рования в режим развития. Особое значение это имеет в связи с развитием
в нашей стране сферы правового образования, которая остро нуждается
в высококвалифицированных специалистах юридического профиля.

Оценка результатов проведённых научных исследований в области про-фессиональной подготовки юристов в вузе основывается на глубоком анали-зе научной литературы и того вклада, который внесён учёными-правоведа-ми по дальнейшему развитию и совершенствованию юридического образо-вания в России1.

Следует отметить, что создание современной системы подготовки юри-дических кадров может быть достигнуто при наличии научно обоснованных государственных требований к структуре, содержанию, уровню подготовки специалистов в сфере правового образования, содержащихся в государствен-ном образовательном стандарте и разработанной модели специалиста.

По определению И.И. Сигова и Н.Ф. Талызиной, проблема создания модели специалиста является главной для формирования содержания учебных планов и программ1. Определение понятия «модель специалиста» представлено Р.Х. Шакуровым: «Принцип единства сознания и деятельнос-ти ‑ основа для выбора составляющих модели специалиста (руководителя)», являющейся сложной системой, состоящей из следующих подсистем:

1) модель личности специалиста (субъекта профессиональной деятельности) ‑ это опыт, знания, умения, навыки, способности;

2) модель профессиональной деятельности ‑ это проблемные (нестандартные) ситуации деятельности; типичные профессиональные задачи; функции; виды деятельности юриста;

3) модель сферы жизнедеятельности личности и результатов профессии-ональной деятельности юриста (объект профессиональной деятельности) ‑ это предприятие, где специалист выступает в качестве руководителя, коллек-тив и его составляющие; организационная культура и внутренние условия организации»2.

По утверждению Р.Х. Шакурова, модель специалиста, должна отражать две группы качеств: основные и обеспечивающие. Основные качества,
по мнению ученого, определяются условиями «…функционирования систе-мы (организаторские, коммуникативные) и формируются в процессе обучения в юридическом вузе. Обеспечивающие качества ‑ это характеро-логические качества, выступающие условиями успешного формирования основных качеств»3. В данном случае нельзя не согласиться с мнением
А.А. Грекова и Е.И. Рогова предполагающими, что критерием оценки результативности модели специалиста является «…стиль его профессио-нальной деятельности, в котором отражаются качественные характеристики (показатели) развития его как творческой, саморазвивающейся профессио-нальной личности»4.

Анализ Государственного образовательного стандарта специальности Юриспруденция (квалификация – юрист) выявляет необходимость его совер-шенствования в разделах «Общая характеристика специальности» и «Требо-вания к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение
по программе специальности». Очевидно, что здесь должна быть отражена модель подготовки будущего выпускника юридического вуза, опирающаяся на трудограмму, психограмму и профессиограмму, которые вместе образуют модель специалиста. Однако в содержании этих разделов специфика профессионального мышления и деятельности специалиста сферы правового образования не нашла адекватного отражения.

Структурными компонентами модели юриста являются – паспорт специалиста и модель его подготовки.

Разработка паспорта специалиста по правовому образованию (юриста) предполагает: во-первых, точное определение личностных качеств специа-листа, общих требований к знаниям и умениям, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки; во-вторых, определе-ние круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функ-ций правового образования.

Опираясь на практический опыт правового образования, следует выде-лить следующие, наиболее общие (базовые) характеристики будущего юриста:

‑ знание предмета и эрудиция;

‑ наличие исследовательского компонента в системе правового обучения и научно-методической деятельности;

‑ высокий уровень профессионального и методического мастерства;

‑ владение чувством юмора;

‑ знание стилей управления коллективом и умение применять их
к конкретной ситуации;

‑ требовательность;

‑ демократический стиль общения1.

Таким образом, пытаясь научно оценить профессионально значимые ка-чества и умения будущего юриста, можно выделить доминирующие черты: доброжелательность, справедливость, моральная и профессиональная ответ-ственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение понять клиента, до-ходчиво объяснить и растолковать правовые нормы, культура речи, опти-мизм, организаторские умения, эмоциональность, умение владеть собой, зна-ние современных технологий осуществления профессиональной деятельнос-ти, внешний вид, который имеет большое значение в юридической профес-сии2.

Таким образом, можно выделить основные компоненты профес-сиональной деятельности юриста: организаторский; гностический; конструк-тивный; коммуникативный. Очевидно, что юрист должен работать на выс-шем и высоком уровне организации труда.

Вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста по юриди-ческому профилю ‑ определение его должностных обязанностей, специаль-ных функций, которые он выполняет. Анализ трудов Н.П. Вербицкого,
И.Е. Друбачевской, Е.А. Певцовой, И.Е. Уколовой, Д.Я. Ягофарова,
К.М. Левитана и др. позволил нам составить обобщённый перечень функций специалиста в области правового образования.

Прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата профессиональной деятельности (анализ правовых ситуаций, выдвижение конкретных целей, отбор возможных способов их достижения, предвидение результатов, определение этапов деятельности и распределение рабочего времени).

Проектировочная и конструктивная функции – проектирование и плани-рование юридической деятельности (конкретизация целей и задач на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей, определение этапов
и способов реализации целей и задач).

Организаторская функция – организация действий юриста (создание мотивации к предстоящей деятельности, интеграция и адаптация необхо-димого юридического материала к жизненному опыту).

Коммуникативная функция – построение межличностных взаимодейст-вий и отношений, создающих условия для организации юридической деятельности (восприятие психологического состояния партнёров по обще-нию, определение индивидуальных особенностей партнёров на основе аде-кватной интерпретации внешних сигналов, осуществление коммуникативной атаки, управление общением в процессе совместной деятельности).

Рефлексивная функция – подведение итогов своей профессиональной деятельности (контроль результатов, анализ и оценка полученных результа-тов с позиций их соответствия замыслу и условиям, выявление причин неуспехов и неудач, определение направлений коррекции своей деятель-ности и профессионального совершенствования).

Таким образом, разработке паспорта специалиста по правовому образованию – будущему юристу посвящён небольшой блок научной лите-ратуры, в которой предлагаются определённый набор личностных качеств специалиста, знаний и умений, а также должностные обязанности и специи-альные функции юриста.

К сожалению пока не разработан и не опубликован комплект учебных программ и технологий для использования в различных формах подготовки кадров для правового образования, в которых были бы изложены концеп-туально-теоретические позиции по основным направлениям правового обра-зования.

Можно сформировать три уровня подготовки будущих юристов (пер-вый: подготовительно-ориентировочный; второй: реализации и контроля; третий: саморазвитие).

Итак, завершая обзор научной литературы по предмету исследования, можно сформулировать следующий вывод: тема настоящего исследования не была предметом специального научно-методического исследования
и разработана учёными очень слабо. Наибольшее внимание исследователи обращали на разработку отдельных элементов паспорта специалиста по пра-вовому образованию. При этом большинство вопросов: понятия, характери-зующие процесс профессиональной подготовки юристов; нормативные правовые основы подготовки специалиста для сферы правового образования; проблемы практики профессиональной подготовки юристов и их программ-но-методическое обеспечение учебного процесса, а также многие другие были поставлены, но не решены учёными в силу объективных и субъек-тивных причин.

Пиджакова Т.В.
ЗАДАЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В условиях стандартизации образования большое значение в органи-зации образовательного процесса играет создание методической системы предмета – адаптация содержания стандарта к условиям образовательного учреждения и педагогической технологии, создание комплекса методи-ческого обеспечения. Это является основным условием обеспечения качест-ва подготовки современного специалиста. Передовые педагогические техно-логии предусматривают не передачу обучаемым информации, а обучение деятельности, добиваясь, чтобы эта деятельность была конструктивной, преобразующей усвоенную информацию в новую систему мышления.

Перспективной видится разработка методики преподавания с помощью задачно-модульной технологии, которая основывается на компетентностном подходе. Эта технология организации образовательного процесса характери-зуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согла-сованностью циклов познания, позволяет учитывать индивидуальные возможности и потребности обучающихся, а также использовать различные формы и методы обучения. Для работы в задачно-модуль-ной технологии необходимо:

  • разработать компетентностно-модульную учебную программу,
    в основе которой лежат требования работодателей к подготовке;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воронина Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу современного образования, образовательного закон

    Закон
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  2. Ассоциация русской культуры, образования и науки «аркона»

    Конкурс
    Этот проект «АРКОНА» осуществляет совместно с партнерами: Московским государственным институтом международных отношений МГИМО (У) МИД России, Благотворительным фондом Владимира Потанина и Латвийской ассоциацией преподавателей русского
  3. «Серебряный век» русской культуры Образование и наука

    Документ
    Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).
  4. Секция Культура, образование и музейное дело (1)

    Документ
    А.В. Суворов родился в 1729 году (по сведениям Мемориального музея Суворова в С.-Петербурге), а В.М.Шукшин – ровно 200 лет спустя (1929). Будущий полководец рано остался без матери, а кинорежиссер и писатель – без отца, который в
  5. Секция Культура, образование и музейное дело (2)

    Документ
    Каждый эпизод лаконичного, но емкого и многозначного муромского жития требует специального исследования2. Настоящее посвящено заключительному моменту, представляющему Февронию за шитьем «воздуха».

Другие похожие документы..