Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У сучасному світі потенційно небезпечними є всі процеси створення і перетворення матеріальних ресурсів, використання енергії, переробки інформації і ...полностью>>
'Публичный отчет'
Источники информации, рекомендуемые для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, проводимого ...полностью>>
'Документ'
Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при вопло...полностью>>
'Документ'
посылаемые глазами и губами 151 Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи 157 Невербальные средства повышения делового статуса 159 Национальные особенн...полностью>>

Литература Особенности типологического подхода и метода исследования личности

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности

1. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования

Литература

2. Особенности типологического подхода и метода исследования личности

Литература

3. Активность и сознание личности как субъекта деятельности

Литература

4. Проблема личностной организации времени

Литература

Глава II. Ценностно-гуманистический подход к личности

1. Гуманистический подход и типология личностей

Литература

2. Акмеологическое понимание субъекта

3. К проблемам экологии личности — ее регресса и жизненно-психологических утрат и возможности психологической поддержки

Литература

Глава III. Психосоциальный подход к особенностям сознания, социального мышления личности и российского менталитета

1. Социальное мышление личности

Литература

2. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы

Литература

3. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта

Литература

В данной книге избранных трудов видного психолога представлена развитая в русле рубинштейновской школы концепция личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельности и сознания, раскрыты некоторые структуры и механизмы ее высших жизненных функциональных способностей — активности, сознания и временной организации, их типологические особенности, определяющие меру и характер становления личности. Показаны возможности и стратегия типологического исследования, давшего картину разнообразия реальных типов личности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Совокупность представленных в данном труде работ, написанных в разные годы и опубликованных в малотиражных и потому малодоступных изданиях, воссоздает основные звенья нашей концепции личности и особенности способа ее исследования.

Благодаря определению личности как субъекта жизненного пути, преодолевая ограниченности обособленного изучения последнего, мы постарались достичь нового уровня конкретности в раскрытии сущности самой личности. Насколько это удалось, судить вам, дорогой читатель.

Активность и сознание личности, часто рассматривавшиеся достаточно абстрактно, мы определили как ее жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) ее возможность быть субъектом. Это позволило раскрыть механизм активности как интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности и понять саму активность не только как производную потребностно-мотивационных «движущих сил», но и как способность и способ самовыражения, самореализации личности — инициативно проектирующий и ответственно организующий деятельность в субъективном и объективном пространстве — времени. Способность к организации времени мы впервые «подняли» в ранг высших жизненных способностей личности, исследовав ее типологические архитектоники, определяющие приоритеты тех или иных типов в разных режимах времени деятельности. Функциональные механизмы этой способности у разных типов, в свою очередь, вскрыли разные реальные регуляторные возможности сознания по отношению к деятельности, что позволило конкретизировать рубинштейновскую формулу единства сознания и деятельности.

Сознание было впервые определено как социальное мышление личности (отличающееся от социальной перцепции и познания). Эмпирические исследования его составляющих — проблематизации, репрезентации и интерпретации — коллективом нашей лаборатории в сотрудничестве с психологами Франции, Польши, Финляндии, США позволили разработать и реализовать особый психосоциальный способ изучения реальной российской личности, ее психологии, сознания и активности, выявить имплицитные концепции интеллекта, ответственности, специфику политических, правовых, моральных и др. представлений. Способ их связи в сознании личности позволил подойти к выявлению особенностей российского менталитета в целом, в его интегральности и изменениях.

Благодаря этому подходу мы видим не одну абстрактно-идеальную личность, а множество различных личностей — одних — самодостаточно успешно справляющихся со своими жизненными задачами в кризисном социуме и других — нуждающихся в психологической поддержке. Мы осознаем свою научную и человеческую ответственность за их судьбу.

Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности

1. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования

Проблема активности личности является чрезвычайно сложной психологической проблемой, имеющей философскую и, соответственно, психологическую историю ее разработки в отечественной и мировой науке. Она — эта проблема — является старой и вместе с тем новой в предлагаемой читателю постановке. По-новому к постановке этой проблемы в плане методологии, теории и стратегии психологического исследования позволил подойти именно современный перелом в развитии российского общества, поскольку снялась иллюзия единой общей для всех людей активности, обнаружился разный уровень ее развития, разная направленность, разная выраженность, поскольку встал практический вопрос о том, как повысить активность людей. Он же — практический ракурс проблемы — позволил поставить вопрос в такой плоскости: какие объективные условия были не адекватны подлинной активности людей, какие обстоятельства привели к своеобразным психологическим потерям в развитии личности и ее активности.

Тем самым методологический ракурс рассмотрения проблемы состоит не в обособлении, как это принято, психологического «аспекта» социальной проблемы, а именно в единстве исследования объективных (жизненных, образовательных, трудовых и т.д.) условий проявления активности и самих ее психологически-личностных уровней и форм.

С.Л.Рубинштейн рассматривал активность не как свойство сознания, а качество субъекта и особенность личности как субъекта [5]. Однако присвоение и собственно психологическое раскрытие существа такого понимания, поскольку такой процесс всегда происходит в контексте традиционных подходов к личности, можно сказать, совершается сегодня.

Освоение философско-психологического наследия С.Л.Рубинштейна в понимании человека и личности в разработке проблем психологии шестидесятых-восьмидесятых годов пошло очень разнообразными путями. Схематично представляя лишь общую картину, можно сказать, что одним из таких путей было постепенное проникновение идей С.Л.Рубинштейна в исследования, исходившие из традиционной постановки этой проблемы, прежде всего в исследования способностей, мотиваций и других собственно личностных образований и свойств, что изнутри подрывало или расширяло границы прежнего способа их рассмотрения.

Само понимание личности, представленное в дискуссии конца шестидесятых годов о ее структуре, оставалось, как ни парадоксально это звучит, внеличностным. В постановке вопроса о структуре личности сказался скорее свойственный естественнонаучному взгляду способ понимания структуры, поскольку, хотя в число составляющих входили такие индивидуализированные образования, как характер и способности, сама структура мыслилась как универсальная и инвариантная. Принцип развития в таком понимании структуры заложен не был, не говоря о принципе субъектности. Принцип развития оказался ограниченным сферой развития ребенка. Именно поэтому в семидесятых годах вопрос о структуре личности отступает на задний план.

Как бы в обход сложившегося в разных концепциях понимания личности и ее структуры, многими психологами, наряду с общей идеей детерминизма в рубинштейновском ее понимании как преломления внешнего через внутреннее, начинает осваиваться категория субъекта, в которой раскрывается именно психологическое содержание, распространяемое на трактовку множества психологических проблем, начиная от трактовки испытуемого как субъекта и кончая моделью активного оператора в инженерной психологии. Таков был второй путь распространения его концепции в психологии.

Третий путь состоял в реализации философско-онтологических идей С.Л.Рубинштейна о способе жизнедеятельности человека, раскрытии их методологического значения для психологии и прежде всего в изучении личности через диалектику ее индивидуального способа жизни. Это направление потребовало определенного переосмысления известного рубинштейновского положения о развитии личности в деятельности через проявления в ней. Известно, что тезис о формировании и проявлении личности в деятельности [С.Л. Рубинштейн] утвердился уже на первых этапах развития советской психологии. Однако в последующие периоды по мере того, как структурировалась сама деятельность, она все меньше стала рассматриваться в качестве динамического проявления личности. В свою очередь изучение структуры личности в известной мере обособилось от изучения структуры деятельности (мотив, цель и т.д.).

Развитие системного подхода в отечественной психологии [Ананьев, 1969; Ломов, 1964 и др.] требует преодоления парциального подхода к отдельным личностным образованиям (даже таким важным, как направленность), преодоления локального исследования отдельных актов поведения, отдельных поступков и видов деятельности. Реализация системного подхода к личности, однако, не может свестись к перечню сфер ее проявления и развития — общению, деятельности, познанию.

Именно потому на современном этапе психология снова обращается к изучению жизненного пути личности, ставшего предметом внимания психологов еще на первых этапах развития отечественной психологии [Рубинштейн, 1935]. Жизненный путь является тем целостным специфическим процессом, в котором происходит функционирование, изменение и развитие личности.

Расширение самим С.Л.Рубинштейном категории деятельности до общефилософского понятия жизни как способа существования человека потребовало решения целого ряда новых теоретических проблем. Прежде всего потребовался перевод общефилософских положений С.Л.Рубинштейна о способе человеческой жизни как существовании в ней, осуществлении ее в план философской онтологии индивидуального бытия человека, а затем, через соотнесение с традиционной постановкой проблемы жизненного пути личности — в план психологической концептуализации жизненного пути на основе новой философской постановки проблемы жизни через ее субъекта. Так произошел переход к изучению личности через способ осуществления ею своей жизни.

Идеи целостного подхода к жизненному пути, намеченные еще Ш. Бюллер, разрабатывались в психологии С.Л.

Рубинштейном. Он выявил ту категорию, которая отсутствовала у Бюллер. И с ее помощью реализовал принцип целостности в изучении личности и жизненного пути — категорию субъекта жизни. В настоящее время этот подход разрабатывается его школой эмпирически и теоретически так, чтобы вобрать все достигнутое и в области знаний о личностных структурах, и в области исследований жизненного пути.

Высшие системно-динамические структуры, проявления и функции личности релевантны масштабам ее жизненного пути, они могут быть поняты как функции организации, регуляции, обеспечения его целостности. Большая или меньшая интегрированность сфер и последовательность этапов жизни личности зависят от нее самой. А то, в какой мере жизненный путь зависит от личности, определяется тем, в какой мере она стала его субъектом. У личности, жизненный путь которой распадается на ряд слабо связанных друг с другом этапов образования, профессии, отмечается недостаточная сформированность интегративной способности, низкая активность, психологическая незрелость и т.д. Иными словами, высшие личностные функционально-динамические качества, такие, как сознание, активность, психологическая зрелость, интегративность, проявляются и формируются в жизненном пути личности как специфическом процессе изменения, движения и развития.

Концепция личности как субъекта жизненного пути рассматривает не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от личности. Жизненный путь подлежит не только возрастной периодизации — детство, юность, зрелость, старость, — но и личностной периодизации, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Личность выступает как причина и движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности жизни, преобразуя, направляя своей активностью ход жизни, объективную логику событий. Ее качество как субъекта жизни проявляется не в абсолютном произволе и абстрактной активности, но в активности, действующей в условиях объективной социальной детерминации, в заданных обстоятельствах, иногда препятствующих, не совпадающих с желательными для личности направлениями.

Системный подход к личности, на наш взгляд, проявляется не в спорах, является ли она открытой или закрытой системой. Он заключается в том, чтобы выявить взаимодействие личности и ее жизненного пути, способности к его организации. Функционирование личности — это не отдельные динамические проявления (мотивы, направленности и т.д.), но целостное ее взаимодействие с жизнью, которая определенным образом структурируется, моделируется и регулируется.

Известно, что идея индивидуализации жизненного пути, понятие индивидуальной истории и биографии личности, выдвинутые Т. Бюллер, впоследствии были утрачены. Сохранился только биографический метод. Эта идея была вытеснена принципом типизации и даже стандартизации жизненного пути, теории жизни, универсальной для всех людей (с теми или Иными вариациями). Это произошло потому, что жизненный путь удалось структурировать только социологически (образование, профессия, карьера) или онтогенетически (детство, юность, зрелость и т.д.). Наложение онтогенетической матрицы на социологическую приводят к малопродуктивным утверждениям, что один проходит определенный социальный этап в более раннем, другой — в более позднем возрасте. Не удавалось раскрыть то, каковы личностные различия в способах реализации социальных структур, событий и т.д.

Понятие субъекта имеет дифференциальный смысл: оно дает возможность различать людей по мере зависимости от них хода их жизни в целом и ее отдельных ситуаций, по мере владения этими ситуациями, по дальности жизненных перспектив и т.д. Решение дилеммы индивидуально-биографического и социально-типологического подходов к жизни не в том, чтобы вернуться к уникальности судьбы. Оно заключается в том, чтобы раскрыть индивидуально-типологические способы организации жизни личности, присущие ей как субъекту. В свое время Л.С. Выготский для обозначения высших психических функций ввел понятие «овладение низшими психическими функциями». Понятие субъекта предполагает все возрастающую степень и расширяющееся пространство таких «овладений», присвоений. Сначала происходит овладение своими действиями для придания им нужного направления, затем, посредством действий — овладение ситуациями, далее, посредством овладения ситуациями, построение отношений и посредством последних все более возрастающая возможность структурирования, организации жизни как целостности.

В этом случае речь идет о дифференциации не частных, случайных, по неизвестному основанию выделенных индивидуальных различий, а о сущностных для личности в качестве субъекта жизни индивидуально-типологических способах. Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, смыслу, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Типологические различия охватывают разную меру управления своим жизненным путем, разную степень его интегрированное, организованности, разную степень соответствия жизненной программы личности ее ценностям, намерениям и т.д. Выявление типологических различий по субъектному основанию должно опираться на дальнейшую разработку психологической теории жизненного пути личности (а не только на социологическую, возрастно-онтогенетическую теории), на разработку категориального строя, раскрывающего более конкретно качество личности как субъекта жизни.

Естественно, что при одновременно происходящих противоречивых процессах развития психологических категорий — прежде всего деятельности — как в направлении их объективации (как это происходило в социальной, в инженерной и других прикладных областях психологии), так и в направлении их психологизации, сближавшей или даже отождествлявшей их с самой личностью, «размещение» и соотнесение личности с деятельностью в контексте по-новому понимаемого жизненного пути оказалось чрезвычайно трудной задачей.

Так, например, категоризация деятельности через наиболее ярко выраженные ее виды в концепции Б.Г. Ананьева, «разместившего» виды деятельности, наряду с познанием и общением, в качестве структур жизненного пути, придало ей статус более объективированный (занятия, профессия, труд, игра и т.д.), хотя и не сняло тезиса о развитии личности через эти виды, через участие в них. Такая интерпретация позволила поставить проблему, как личность соотносится с деятельностью, которая, в свою очередь, занимает объективно различное место в ее жизни (труд, занятия, профессия и т.д.). Такая объективация понятия деятельности (иногда граничащая с социализацией) и одновременно — на другом полюсе — его психологизация потребовали привлечения нового понятия, которое раскрыло бы отношение личности и деятельности. Таковым и явилось понятие активности. Оно связало изучение личности, ее качества структуры с тем процессом, в котором практически происходит ее изменение и развитие, т.е. с жизненным путем. Понятие активности дало возможность рассмотреть, как личность объективирует себя в деятельности, общении, познании и Жизненном пути в целом, выявить способ ее самовыражения. В психологической литературе велись дискуссии о том, следует ли понимать активность как нормативное или сверхнормативное образование, как общественную направленность или способ удовлетворения потребностей и т.д. Однако при этом практически не учитывались такие личностные характеристики активности, как притязания, способности, удовлетворенность.

Понятие активности первоначально употреблялось нами для обозначения личностного уровня, качества и способа осуществления деятельности. В таком понимании активность выступала как качество субъекта деятельности. Такая активность обеспечивает целостность в осуществлении деятельности личностью, включает саморегуляцию, которая осуществляет комплексную мобилизацию, взаимную компенсацию различных психических составляющих деятельности и т.д. Активность личности интегрирует внешние и внутренние условия осуществления деятельности (включая в число последних ценностно-мотивационные способности и т.д.) типичным для личности (индивидуальным) способом, психологически оптимально и социально продуктивно. Активность обеспечивает контроль личности за целостным ходом деятельности, устраняя возможные рассогласования, ответственность за качество ее осуществления и сроки [1].

Впоследствии понятие активности было определено нами как особое высшее личностное образование, связанное с ее жизненным путем, его целостной и ценностной временной организацией. Это понятие активности выражает качество личности как субъекта жизненного пути, по Рубинштейну, и проявляется в формировании жизненной позиции, жизненной линии, смысла и концепции жизни. Активность — типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления жизненных потребностей. К числу последних относятся: потребность в объективации [С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе] как потребность в деятельном, жизненном самовыражении, потребность в признании и др. Жизненные потребности конкретизируются в притязаниях, превращаясь в типичные личностные направленности, побуждения, стратегии, которыми реализуются эти потребности. Такое понимание активности преодолевает безличностный подход к качествам, свойствам и самой структуре личности. Одновременно преодолевается бессубъектный и внеиндивидуальный подходы к личности. Способности, потребности, сознание, характер и т.д. не просто сосуществуют в безличностной структуре, сама личность есть способ соединения ее настроений, способностей, мотивов и т.д. с ее возможностями и способностями в соответствии с ее характером в процессе их реализации, воплощения в действительности. В этом смысле личность — не столько интегральная индивидуальность, как полагал B.C. Мерлин, а интегрирующая индивидуальность, т.е. присущий данному человеку способ осуществления жизни, деятельности, общения, доступный ему в силу его характера, потребностей и способностей. Активность личности это ее функционально-динамическое качество, которое интегрирует всю ее психологическую структуру (определенным образом связывая потребность, способность, сознание и волю), что, в свою очередь, обеспечивает личности возможность по-своему структурировать жизнедеятельность (общение, деятельность, познание), жизненный путь. Последние по-разному связаны у разных людей, а способы их связи образуются постольку, поскольку они активно воспроизводятся личностью в решении жизненных задач. Активность — это такой способ самовыражения личности в жизни, при котором в большей или меньшей мере сохраняется целостность, автономность, индивидуальность личности и тем самым одновременно обеспечивается возможность ее развития.

Активность — способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется ее субъектность. Присущий личности способ организации и регуляции жизни на основе интеграции ее потребностей, способностей, отношений к жизни так или иначе учитывает требования, обращенные к личности со стороны общества и обстоятельств. Поэтому активность включает и инициативу, исходящую из потребностей, притязаний, отношений личности, и ответственность, в форме которой личность учитывает объективную жизненную необходимость. Активность структурирует по ценностным и временным параметрам жизненное, межличностное, социально-психологическое пространство, проектирует деятельность, поведение и общение [7], [9]. Активность включает в себя жизненные результаты, опыт личности, ее обобщения оптимальных конструктивных и неоптимальных жизненных стратегий на ценностной основе.

В качестве основных единиц изучения жизненного пути мы выделяем не события или ситуации, а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и смысл или концепцию жизни. Жизненная позиция — это обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности. Это и достижение жизни личности, и одновременно потенциал развития, и совокупность ее возможностей. Жизненная позиция может быть охарактеризована на разном уровне конкретности, начиная от эмпирически-описательного и кончая сущностно-абстрактным. Абстрактная характеристика дается через выявление противоречий, например, между присущей данной личности максимальной активностью и невозможностью ее объективировать, реализовать, или, напротив, между отсутствующей у данной личности готовностью, активностью, зрелостью и наличием оптимальных для нее условий. Кроме противоречий, позицию характеризует способ их разрешения (конструктивный, пассивный и т.д.). Способ решения доказывает, умеет ли личность соединить свои индивидуально-психологические, статусные, возрастные возможности и собственные притязания с требованиями общества.

Можно спорить о том, является ли жизненная позиция своеобразным «акме» — оптимальным пиком в жизни личности, завязкой основного сюжета ее жизни — или это постоянно воспроизводящееся, хотя и изменяющееся образование. Мы предполагаем, что ответ на этот вопрос дает понятие жизненной линии, обозначающее удержание, развитие, изменение позиции во времени жизни. В самом широком смысле слова «жизненная линия» — способ жизненного движения, изменения и развития. Жизненной линии присуща пролонгированность и ценностность. Она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер. В первом случае имеет место жизненное продвижение личности (подобное интеллектуальному продвижению) на более высокий уровень. «Моя жизнь всегда шла по восходящей, несмотря на жизненные потери, ее сопровождавшие, несмотря на то, что порой она принимала трагический оборот», — писал в своих дневниках С.Л. Рубинштейн. Подъем личности и ее позиции на более высокий уровень усиливает ценностную характеристику жизни, определяет дальность перспектив личности, широту возможностей. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывная обратная связь результатов предшествующего этапа (решения, поступка, поворотного момента) с последующим. Эту обратную связь мы называем вторичными условиями развития личности.

Наконец, смысл жизни, как известно, это лежащий в основе жизненной позиции и линии ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни. Одним из важнейших психологических аспектов смысла жизни является способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться и побуждаться ею [Муздыбаев, 1981]. Этому противостоит отчуждение жизни — лишение реальных действий, поступков их ценности, значимости, превращение в чисто функциональные. Смысл жизни — это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это — не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью.

Включенность в семейные, профессиональные, образовательные и т.д. сферы и задачи жизни создает ее интенсивность, образует богатство жизненных впечатлений и достижений личности. В противоположном случае возникает аналог бедного сенсорного поля. Отсутствие активных проб, достижений личности является основной причиной ее застойного развития. Насыщенность, интенсивность жизни характеризуют ее динамику (жизненную линию) и смысл, усиливают ценность, значимость.

Функционально-динамический подход к личности, о котором выше шла речь, предполагает изучение личности, ее функционирования в жизненном пути, а также исследование тех высших динамических качеств, которые связаны с определением личности как субъекта жизнедеятельности. Активность, наряду с личностной зрелостью, интегративной способностью и т.д., относится к числу высших системно-динамических качеств личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структурно-типологический подход к сопоставительному исследованию фразеологии (на материале татарского, русского и английского языков). 10. 02. 20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

    Автореферат
    Защита состоится " " октября 2010 г. в " " часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.
  2. Электронная картотека Л. В. Куликова

    Документ
    Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1 . Зависимость, чувство отвержения, диагностика отношений.
  3. Личность и текст в культуре русского символизма 24. 00. 01 Теория и история культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 18 декабря 2009 г. в 11 час. на заседании совета Д 212.307.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.
  4. Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)

    Литература
    Формула специальности:Содержание специальности составляет разработка проблем истории русской литературы XI – XX (XXI) веков, изучение сущности и особенностей творчества русских писателей, их художественных открытий, продолжения ими
  5. Литература введение (29)

    Литература
    В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокор­рекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интел­лектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариан­тами нарушений психического

Другие похожие документы..