Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современных условиях профилактическая деятельность приобрела первостепенное значение. Сегодня многие преступления, в том числе представляющие наибо...полностью>>
'Документ'
Вступ 3Розділ 1. Особливості митного регулювання в системі державного регулювання зовнішньоекономічної діяльності 61.1. Передумови здійснення державн...полностью>>
'Кодекс'
Києва 4 -47-57 ДПІ у Святошинському р-ні м. Києва 591- -81, -51, -5 , - 8 ДПІ у Солом'янському р-ні м. Києва 45-91-54 ДПІ у Шевченківському р-ні м....полностью>>
'Документ'
Вивчення особливостей порушень функціонального стану нирок дозволить вчасно діагностувати, попередити та адекватно лікувати ускладення в гострому пері...полностью>>

Социальная инноватика в системе управления регионом

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

БАЖИН Игорь Иванович

СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Специальность 22.00.08 – социология управления

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Нижний Новгород – 2009 г.

Работа выполнена в ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы на кафедре теории и практики государственного и муниципального управления

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

РОМАНОВ Вячеслав Леонидович

доктор социологических наук, профессор

ЕРШОВ Андрей Николаевич

доктор социологических наук, профессор

АНУРИН Владимир Федорович

Ведущая организация: Московский государственный институт

международных отношений

Защита состоится _________ 2009 года на заседании диссертационного совета Д.502.001.01 при ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы по адресу: 603950, г.Нижний Новгород, пр. Гагарина д.46, ауд. 315

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы.

Автореферат разослан ________________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор социологических наук С.А.Тихонина

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Особенности современного, стремительно развивающегося мира генерируют серьезные требования к эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления, призванных на современном этапе оказывать услуги населению в части повышения его жизненного уровня, соответствия этих услуг динамике изменения образа жизни. Вносимые в связи с этой деятельностью органами власти инновации должны быть адекватны, не вызвать социальной напряженности и социальных флуктуаций, снижающих качество жизни граждан страны.

В этом отношении власть должна сознательно управлять своими возможностями в любом виде ее де­ятельности – будь то создание рабочих мест, взаимодействие со структурами бизнеса, дающее новые импульсы развитию территории, или передислокация государственных или муниципальных ресурсов в наиболее эффективные направления развития общества.

Для успеха таких плано­вых мероприятий необходима продуманная подготовка, стратеги­ческий анализ, собственно выполнение работ и оценка достигнутых результатов. Необходимо анализировать фундаментальные проблемы социума и разрабатывать долгосрочную деловую стратегию их решения, а также использования тех скрытых возмож­ностей, которые выявит проведенный анализ. Затем руководство должно донести разработанную стратегию и связанные с ее реализацией рабочие планы до всех участников процесса, партнеров и других людей вне данной структуры управления, имеющих отношение к решению этих задач.

Однако самое важное – это наладить тесные взаимосвязи с потребителями услуг государственных и муниципальных органов власти – населением и постоянно извлекать уроки из поступающей от них информации, те есть непрерывно проводить социальную диагностику. На обеспечение этой главной потребности должен направляться весь потенциал властной структуры – эффективность рабочих процессов и системы сбора данных, рефлексивная обратная связь и координация, разработка стратегических планов и их реализация.

Для успешного решения проблем, вызванных быстро изменяющимся миром, все структуры управления вынуждены жить и работать одновременно в двух временных измерениях – в настоящем и в будущем. Будущее формируется сегодня, и во многих случаях этот процесс формирования необратим. Поэтому управленцам всех уровней и рангов, независимо от сферы деятельности, сегодня необходимо уметь управлять обоими состояниями – сегодняшней ситуацией, которую многие считают основной, и будущим, которое должно обеспечить устойчивый успех. Во времена бурных перемен управленцы не могут полагать, что завтра – это просто продолжение сегодняшнего дня. Напротив, они должны управлять изменениями – изменениями как новой возможностью и изменениями как возможной угрозой.

Зарождающееся информационное общество породило и новую лексику, отвечающую сегодняшним требованиям быстрых изменений. Применительно к управлению возникло современное толкование термина луддит (от англ. luddites) – так называют начальника, не понимающего разницы между стабильностью и параличом1. И действительно, руководитель, стремящийся сохранить стабильность своей организации, цепляясь за старое, стремясь любой ценой сохранить существующий порядок, обрекает руководимую им структуру на подлинный паралич, приводящий в конечном итоге к смерти организации. Как заметил американский социолог Э.Тоффлер2, мы либо вовсе не реагируем на происходящие вокруг нас изменения, либо реагируем не­достаточно быстро и эффективно. Он назвал наш паралич пе­ред лицом перемен, требующих все новых изменений, шоком перед будущим, футурошоком. Одна из задач управления изменениями – научиться преодолевать этот шок.

Вторая уникальная особенность изменений, с которыми сталкивается человечество, является менее заметной но, возможно, бо­лее опасной: по мере ускорения темпов пе­ремен возрастает сложность возникающих проблем. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени требуется для их решения. Чем больше растет темп изменений, тем быстрее изменяются проблемы, которые необходимо ре­шать, и тем меньшим временем располагают управленцы для нахождения верных решений.

Нет ничего удивительного в том, что многие специалисты по изменениям считают крайне необходимым научиться за­ранее как можно более точно прогнозировать изменения, го­товиться к ним как можно лучше и реагировать на них как можно скорее. Они видят решение задач, возникающих вслед­ствие ускорения темпов изменений, в улучшении прогнози­рования, обучении и приспособлении к ним. Как считает Р.Акофф, такой подход в какой-то мере уменьшил бы социальное напряжение, вызываемое ускоре­нием темпов перемен, но это не единственный и, по его мнению, не самый луч­ший способ: «Уж лучше развивать в себе иммунитет к измене­ниям, управлять которыми мы не в состоянии, и сосредоточить наши усилия на изменениях, которые мы способны контроли­ровать» 1.

Хотя изменения вообще могут быть неизбежными, отдель­ные перемены таковыми отнюдь не являются. Необходимо научиться как можно быстрее и эффективнее адаптироваться к неизбежно происходящим изменениям. Однако, поскольку управлять изменениями лучше, чем откли­каться на них, более эффективным представляется иное – уделять больше внимания управлению.

В социальных процессах, как предельно точно отметил А.В.Тихонов, «…управленческое действие может рассматриваться как социальное действие… Оно … есть выработка общих взглядов на решение проблем, поиск уникальной, единственно правильной стратегии и тактики, следствием которых и является разработка деталей управленческого механизма. В ходе управления происходит формирование адекватных проблеме правил и норм поведения, общих целей и задач, создается внутренне согласованная система их поддержания в рабочем состоянии»2.

Заметим, что в первую очередь эффективность управления связана с умением руководителя вовремя улавливать вызовы внешней среды и адекватно реагировать на них изменениями, осуществляемыми в организации. Как остроумно заметил английский математик и философ Альфред Норд Вайтхэд, искусство прогресса заключается в под­держании порядка среди изменений и продол­жении изменений среди порядка.

Любая реформа является управленческим вмешательством в устройство и функционирование реформируемого объекта. В жизни общества это вмешательство проявляется инновационными изменениями отношений, способов деятельности и поведения социальных институтов, организаций и граждан. При этом регламентированные реформой инновации воспринимаются в обществе болезненно, часто вызывая в разной мере недовольство, уклонение от их реализации и даже активное сопротивление, создается ситуация социального напряжения и риска дезорганизации процесса реформирования.

Применяемые традиционно в такой ситуации административные меры органов региональной и муниципальной власти оказываются, как правило, не только малоэффективными, но и чреватыми вызовом обострения антиреформенных настроений и действий.

Сегодня региональные сообщества испытывают существенные инновационные управленческие воздействия. Среди значимых можно назвать пенсионную реформу, введение нового Жилищного Кодекса РФ, Федеральный закон № 122ФЗ в части «монетизации льгот», реформы в сфере ЖКХ, Федеральный закон №133ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административная реформа, реформы в сфере образования и др.

Особая значимость и актуальность этих проблем была отмечена в специальном обращении к участникам Второй Всероссийской научной конференции «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии», где ключевыми темами стали вопросы методологии, методов и процедур социологического исследования проблем управляемости социальных про­цессов1.

Как отмечено в предисловии к цитируемым материалам конференции, «суть сложившейся в стране ситуации с управлением…состоит в том, что проблемы цивилизационного развития России сегодня усугубляются затянувшим­ся кризисом эмансипации отечественной системы управления от властных функций и функций по распоряжению собственностью. Отягощение управления выполнением несвойственных обязанностей находит свое выражение в т.н. «непредсказуемости» событий, в постановке невыполнимых задач, в применении неадекватных методов принятия и реализации решений. Тем не менее, для практиков управления связан­ность этих явлений не представляется очевидной. Так, связь между коррупцией в ап­парате управления и утверждением нового социального порядка многими управлен­цами и особенно политиками остается незамеченной. К этому же феномену можно отнести и известную недооценку, если не сказать прямое игнорирование, некоторыми властными структурами материалов отечественных исследований в области управ­ления. По-прежнему особым доверием, например, пользуется заемный менеджмент, который с упорством, достойным лучшего применения, внедряется в неродную для него социокультурную среду».

Таким образом, актуальность темы, выбранной для данного исследования, объективно определяется необходимостью решения комплекса проблем, связанных с социальными инновационными преобразованиями на уровне региона и муниципального образования. Сегодня на первый план практики управления выдвигается решение проблемы согласованности инновационных управленческих действия властных структур с социальной средой для предотвращения социальных флуктуаций, вызывающих в социуме напряженность.

Решение этой актуальной проблемы требует разработки новых методов, моделей и социальных механизмов управления, лежащих в области социального проектирования. Необходимо вооружить органы регионального и муниципального управления структурно новым инструментарием, позволяющим на фоне политических, социальных и экономических реалий принимать решения, наиболее соответствующие целям социального реформирования и с учетом оптимального использования всех имеющихся ресурсов в наибольшей мере согласованные с социальной средой. Такой методологический и методический системокомплекс должен стать современным управленческим «кодексом социального реформирования», которому специалисты должны следовать при реализации программ и планов, связанных с социальными инновациями в регионе и муниципальном образовании.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с социальной инноватикой, нельзя, очевидно, назвать совершенно новыми, хотя следует признать, что в научном плане – это одна из молодых, развивающихся отраслей социального знания. Подтверждением этому может служить то, что Первая международная научно-практическая конференция «Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления» организована Российской академией государственной службы при Президенте РФ в 2004 г., а Первая международная конференция по социологии инноватики и международный симпозиум «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее» прошли в Москве в 2006 году. В настоящее время определилась очевидная тенденция выделения социальной инноватики как самостоятельной сферы знания.

Инновационная реальность является актуальным предметом научного осмысления. Большое внимание уделяется понятийному аппарату, поскольку сегодня еще нет устоявшегося определения социальной инноватики. Исследованию предмета и развитию семантики инноватики посвящен ряд работ отечественных и зарубежных ученых (В.Н. Иванов, А.А. Радугин, К.А. Радугин, А.И. Пригожин, А.Л. Маршак, T.F. Hoult, H.D. Hausten и др.).

Анализ инновационных процессов применительно к социальной реальности привел исследователей к признанию, что отличительной чертой современного мира являются динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества (Н.Д. Кондратьев, С.Ю. Глазьев, Н.И.Лапин, П.Штомпка, Д.Тапскотт, М.Н. Руткевич, Ю.В. Яковец, Н.В. Венгеренко, В.А. Ядов и др.).

Существенный вклад в исследование социальных инновационных процессов в интеллектуальной и образовательной сферах общественной деятельности внесли отечественные ученые В.Ф. Анурин, Ю.А. Карпова, В.Т. Кудрявцев, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, В.В. Давыдов, Ю.А. Грибов и др., а также зарубежные исследователи Дж.Джонс, Н. Роджерс, Chen S., Michael W.

Широко используемое с 80-х годов прошлого века понятие «инновационная деятельность» раскрывается в работах Н.И. Лапина, Е.В. Иванцова, Э.А. Искандерова, Л.Я. Касалса, П.Н. Завлина, В.В. Байлука, Д. Сахала. Так, Н.И. Лапин отмечает, что объектом инновационной деятельности являются другие виды деятельности, которые приобрели репродуктивный характер и стали рутинными для данного общества людей1.

Конструктивное осмысление типичных закономерностей динамики развития современного общества усиливает интерес к детальному исследованию возрастающей роли социальных механизмов в управлении, системной методологии, динамичному взаимодействию технологических и социальных институтов общества. В связи с этим проводится анализ теоретических, экономических, правовых, технологических и иных аспектов, связанных с решением проблем социологии инноватики (Л.Д. Бавзенко, Бергсон А., С.В. Калашников, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, В.Л. Романов, Хакен Г. и др.). Так, В.Л. Романов отмечает, что основная проблема современных социальных реформ «обусловлена кризисным дисбалансом в реформаторской политике двуединых по своей природе средств динамичного и в то же время упорядоченного социально-экономического развития – социальной самоорганизации и управления»1.

Основные достижения научной мысли, отражающие проблемы системной методологии, исследования операций и математического моделирования и их приложений к процессам социально-экономического развития отражены в работах Л.А. Зеленова, И. Пригожина, И. Стенгерс, А.Т. Надеева.

Значимый вклад в методологию исследования проблем управления социальными процессами, социального проектирования и методы социальных технологий применительно к различным сферам социальной практики осуществлен межотраслевым научным коллективом по проблеме «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» Института социологии РАН (В.С. Библер, Е.И. Головаха, Н.П. Гришаева, В.Н. Лексин, Э.А. Орлова, А.И. Пригожин, и др.), в работах Г.А. Антонюка, И.В.Бестужева-Лады, М. Маркова, Т.М. Дридзе, Ф. Полака, А.В.Тихонова и др. Так, А.В.Тихонов отмечает, что в социологии управления «происходит синтез естественно-научных и социогуманитарных знаний за счет признания доминирующей роли социального субъекта как источника физической, ментальной и социальной активности в отношении любых объектов, представляющих для человеческой «самости» значимую проблему»2.

Следует отметить, что, несмотря на немалое количество работ, посвященных исследованию проблем социальной инноватики, применительно к задачам управления они исследованы недостаточно, лишь в общих чертах (да и то в большей мере в экономическом, а не в социальном аспекте) отмечают особенности такой сложной управленческой деятельности, какой являются социальные реформы. И если на уровне государственного управления эти проблемы находят своих исследователей (В.Л. Романов, Г.Г. Малинецкий, С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева, А.И. Турчинов, В.П. Бранский, И.Е.Москалёв и др.), то применительно к социальной инноватике регионального и муниципального управления системные исследования представлены работами В.Н.Иванова, В.И.Патрушева1,2, в целом же здесь имеются лишь локальные исследования по частным проблемам.

Предстоит еще ответить на ряд вопросов, связанных с обоснованием в первую очередь структуры инновационной управленческой деятельности на уровне региона, особенностей и системной связности компонентов региональной социальной инноватики, социальных механизмов согласованности региональных социальных реформ.

Следует проанализировать истоки проблемы в сфере социальной практики, определить точки напряжения; выявить социальные последствия при сохранении существующих управленческих механизмов осуществления социальных реформ. Важно попытаться определить направления и механизмы (социальные, экономические, управленческие) решения указанных проблем и выявить существующие и перспективные ресурсы для успешной реализации программ социального реформирования региональных сообществ.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в изучении применительно к проблемам развития региональных общностей особенностей социальной инновационной управленческой деятельности, разработке социальных механизмов и проектных технологий социального реформирования, а также их практических приложений в виде каузально алгоритмизированных механизмов управления, обеспечивающих согласованность осуществляемых реформ с социальной средой.

Достижение цели, поставленной в диссертационной работе, осуществлялось путем последовательного решения группы задач, выявленных в процессе выполнения исследования:

1. Определение места и роли инновационных преобразований в системе общественных отношений развития регионального социального ландшафта, выявление особенностей их влияния на социальные воспроизводственные процессы региона в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Анализ регионального развития и современных тенденций социальной организации региональных общностей с позиций информационно-энтропийных свойств систем управления.

3. Выявление социологическими методами спектра социальных проблем, связанных с процессами дизайна социального ландшафта региона в условиях инновационной управленческой деятельности.

4. На основе социологических исследований обоснование необходимости реформирования сложив­шейся системы управления регионом в разрезе социальной инновационной управленческой деятельности властных структур.

5. На базе принципов системной методологии социального проектирования разработка социальных механизмов инновационной управленческой деятельности.

6. Исследование компонентов управленческой деятельности в инновационных социальных преобразованиях.

7. Уточнение содержания и инструментов стратегии инновационных преобразований как ос­новного направления формирования новой социальной реальности региональных общностей.

8. Разработка проектных технологий социального реформирования региона.

9. Определение спектра ресурсного обеспечения региональной инновационной деятельности и исследование ключевых ресурсных компонентов социального реформирования.

Гипотезы данного исследования заключаются в следующих предположениях:

1. Основной причиной негативного восприятия региональными общностями осуществляемых социальных реформ является их несогласованность с социальной средой, в связи с чем необходима опережающая (на стадии проектирования, нормативного регламентирования и программного оформления преобразований) и ситуационная (в процессе реализации программ) организация этой неравновесной социальной среды с учетом происходящих в ней процессов социальной самоорганизации.

2. Неудачи в достижении заявленных результатов социальных реформ в значительной мере связаны с недостаточным качеством субъекта управления: 1)слабой социальной ориентацией в целеполагании; 2) низким содержательным качеством целевых региональных программ; 3) невысоким уровнем управленческой культуры в принятии и внедрении инновационных управленческих решений, а также нередко размытой самоидентификацией, нечетким пониманием государственными и муниципальными служащими своей роли в осуществлении социальных реформ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – поле взаимодействия ключевых групп субъектов социальных инновационных преобразований в системе управления регионом как социокультурный механизм поддержания и изменения социального порядка.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – социальные механизмы инновационной управленческой деятельности и проектные технологии управленческих решений, обеспечивающие согласованность социальных реформ с социумом.

Методологическая и источниковедческая основа исследования. Особенностями объекта и предмета данного исследования является их комплексность, обусловленная их метасистемными социальными свойствами. В свете задач, поставленных в данной работе, методологическую и источниковедческую ее основу составили социологические исследования, содержащейся в трудах отечественных и зарубежных ученых (в социологии, социальной философии, социальной психологии). Это в первую очередь исследования в области социальной методологии (А.В.Тихонов, Г.Щедровицкий, П.Щедровиц-кий, В.Глазычев и др.), публичной политики (А.Сунгуров, М.Горный и др.), политической регионалистике (В.Гельман, С.Рыженков и др.).

Вместе с тем, указанные особенности данной работы потребовали также непротиворечивого включения в методологическую и источниковедческую базу не только подходов различных исследовательских школ, но и различных сфер научного знания: системного анализа, современных теорий управления, экономического анализа, исследования операций, моделирования.

В процессе исследования проблемы применялись методы на­учной абстракции, системного анализа и синтеза, сравни­тельных сопоставлений, методы социологических исследований, единства качественного и количе­ственного анализа и др. Использовались статистические данные, а также нормативные и право­вые акты федерального и регионального уровней.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественных научных исследованиях на основе современных подходов к процессам управления проведен анализ социальных аспектов инновационной управленческой деятельности в системе управления регионом. В результате системного осмысления особенностей социальной среды жизнедеятельности региона впервые предложена структура социальных механизмов управленческой деятельности в инновационных социальных преобразованиях, и проведено детальное исследование всех компонентов этой структуры, включая ресурсное обеспечение. На этой основе разработаны эффективные проектные технологии управления социальным развитием региона, обеспечивающие достижение заявленных результатов социальных реформ.

Научную новизну конкретных итогов исследования составляет комплекс следующих положений, выносимых на защиту:

1. На основе анализа особенностей социальных трансформаций современной среды жизнедеятельности региональных общностей введен концепт социального ландшафта региона и его дизайна, предложена информационная модель развития региона как социально-экономической системы управления и определены количественные характеристики эффектов синергии и противоположных им эффектов (негергии), возникающих в региональных социальных преобразованиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Ф. Усманов социальная инноватика учебное пособие

    Учебное пособие
    Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам, которые профессионально занимаются теорией и практикой нововведений, проблемами социальной сферы и социальной политики, организуют и ведут социальную работу.
  2. Управление инновационным развитием строительного предприятия в современных условиях

    Автореферат
    Защита состоится «__» 2008 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д.212.052.01 при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» по адресу: 367015, г.
  3. Управление инновационными процессами в школе педагогические инновации и организация их реализации

    Реферат
    Слово инновация происходит от латинского in — в и novus — новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация — это содержание и организация нового, тогда как нововведение — это только организация нового.
  4. Учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются производственные и социальные процессы, возрастает риск непредвиденных последствий

    Документ
    Принятие решений в быстро меняющихся условиях с каждым годом становится все более сложной деятельностью, — растет количество информации, которую необходимо учитывать, усложняются внутри- и межорганизационные связи, интенсифицируются
  5. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Другие похожие документы..