Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием, учреждением, организацией материальных...полностью>>
'Кодекс'
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий,...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в работе III Международных студенческих Ассамблеи, в рамках которых планируется провести научно-практическую конференц...полностью>>
'Документ'
Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополни­тельным элементами налога, ла проблема — одна из наиболее дискуссионных. Основным назначение...полностью>>

Ларюшкина Лариса Евгеньевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ларюшкина Лариса Евгеньевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Урок литературы

«Этот вечный блудный сын»

по повести А. С. Пушкина

«Станционный смотритель».

город Муром, ул. Энгельса, д. 1, кВ. 68

е-mail: lary-larisa@

Этот вечный блудный сын

«Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою».

А. С. Пушкин. Станционный смотритель.

Ход урока.

  1. Выявление читательских впечатлений.

- Вы познакомились с повестью «Станционный смотритель». Кто в ней, по-вашему, заслуживает наибольшего сочувствия? Итак, читаем «странички из дневников».

  1. Лексическая работа.

А если немного отвлечься от сюжета и пофилософствовать…

Почему Библию называют вечной книгой?

Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына?

Как вы понимаете значение слова «блудный» (- Заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение)?

  1. Оглашение темы урока. Целеполагание (мозговой штурм).

Со времени появления притчи её сюжет не единожды воплощался в произведениях искусства. Сегодня мы увидим мотивы притчи о блудном сыне в живописи и в пушкинской повести «Станционный смотритель». Запишите тему урока «Этот вечный блудный сын». Эпиграфом послужат мечты Самсона Вырина: «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою». Исходя из темы, вдумываясь в эпиграф, попробуйте определить наши задачи на уроке.

- Почему разные авторы так часто обращались к евангельскому сюжету и снова осмысливали его (выявление общечеловеческого звучания темы)?

- Чем судьба Дуни напоминает историю блудного сына?

- Что нового внёс в сюжет А. С. Пушкин (определить степень новаторства автора в разработке темы)?

  1. Информационная справка о Харменсе Ван Рейне Рембрандте.

- Перед вами репродукции картин художников разных эпох, посвящённые этому бродячему сюжету (демонстрация слайдов). Но, если речь заходит о блудном сыне, человеку, хоть немного знакомому с живописью, вспоминается картина Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606 -1609) «Возвращение блудного сына». Этот фламандский художник, по общему мнению искусствоведов, сочетал глубину характеристики с мастерством живописи. Его творчество отличается жизненностью образов. В картинах мы ощущаем пространственную глубину.

  1. Работа с репродукцией. Сопоставительный анализ картины и фрагментов текста.

- Всмотритесь в репродукцию. Какому эпизоду сюжета посвящено полотно?

- Назовите детали картины, позволяющие утверждать это, не обращаясь к названию (описание репродукции).

- Попробуйте озвучить полотно словами из притчи (- «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном»).

- Какой смысл мы вкладываем в выражение «называться сыном»? Предполагает ли звание сына, дочери ответственность за людей, подаривших тебе жизнь?

  1. Эвристическая беседа с опорой на художественный текст.

- Обратимся к повести «Станционный смотритель» и попробуем ответить на второй вопрос урока. Правомерно ли здесь вспомнить притчу о блудном сыне?

- Автор сам приводит аналогию. Вспомним описание обители Самсона Вырина. Понаблюдаем, как автор живописует словом. Что странное можно отметить в интерьере?

- Почему рассказчик так пристально всматривается в картинки. украшавшие «смиренную, но опрятную обитель» (- «Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».)?

- Теперь нам предстоит сопоставить каждую картинку из истории блудного сына и эпизоды крушения спокойного мира Выриных, чтобы увидеть новое в сюжете. Вглядимся в первую картинку. Чем отличается положение «почтенного старика в колпаке и шлафроке» от обстоятельств несчастного Самсона Вырина?

- Вы правы, какое почтение может быть оказано «сущему мученику 14-го класса, ограждённого своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Но драму усугубляет наивная вера старика, что дочь – жертва обстоятельств.

- Какие события, последовавшие за побегом Дуни, подтверждают, что «старик не снёс своего несчастья»? (- «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца, и не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью»). Злая ирония судьбы: человек, ведающий лошадьми, не имеет возможности воспользоваться ими… Наивный, простодушный отец надеется вернуть «заблудшую овечку». Вы согласны с героем? Попробуйте найти в тексте «подсказки автора», показывающие, что Дуня знала, чего хочет («маленькая кокетка», поцелуй в сенях, при отъезде «Дуня стояла в недоумении», «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по соей охоте»).

- Обратимся ко второй картинке из комнаты смотрителя. Почему так безутешен Самсон, только ли из-за своего трагического одиночества? Чего боится покинутый отец? Прочтите по ролям диалог смотрителя и Минского. Выберем актёров: Минского, отца Дуни и автора (чтение фрагмента повести).

- «Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хоть раз ещё посмотреть на бедную свою Дуню». Увидел ли старик дочь в обществе «неверных друзей»? Вчитайтесь, какой стала Дуня (чтение эпизода «В комнате прекрасно-убранной

Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».)

- Отчего отец иногда желал дочери могилы (- Боялся, что она находится, как и блудный сын, в рубище)? Прочтите его признание рассказчику (- «Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...»).

- Зачем, упоминая второй раз о комнате смотрителя, автор снова пристально вглядывается в картинки?

  1. Определение новаторства Пушкина в разработке «вечного сюжета».

- Почему Пушкин не украсил жилище станционного смотрителя репродукцией Рембрандта, а предпочёл картинки? История блудного сына имеет поучительный характер и заканчивается оптимистически. Художник изобразил почтенного старика всё тем же. Самсон Вырин постарел, опустился. Найдите его последний портрет.

- Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?

- Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?

- Вспомните слова притчи «… был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Отчего рассказчик, услышав весть о пребывании Дуни на станции, «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях…»?

- А у вас после финала настроение улучшилось, или конец кажется безрадостным (- раскаяние запоздалое, и Самсон, утопивший в вине своё горе, никогда уже не услышит рыданий Дуни и её мольбы о прощении).

  1. Подведение итогов.

- Стоило ли обсуждать эту тему?

- Велико ли её значение?

- Научил ли вас Пушкин быть детьми?

  1. Домашнее задание.

- «… ни ты, ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось», - говорит Минский безутешному отцу Дуни. Осмыслите их, работая дома. Задание предлагаю на выбор.

1 вариант для тех, кто любит творить. Напишите рассказ-предположение «как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» В каком стиле он будет написан? Рассказ – обычно случай из жизни героя. Дуня – «барыня». Её дети выросли. Уважают ли они мать? Знают ли о деде? Счастлива ли Дуня? А может быть, в её доме уже висит репродукция Рембрандта?

2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?» Какой тип речи вы используете? Из каких частей будет состоять ваше рассуждение?

3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Является обобщающей за курс основной школы и рассчитана на два часа. Первый урок представляет семинарское занятие по изучению лингвистической литературы, посвящённой стилю Пушкина и его вкладу в формирование русского литературно

    Урок
    Тема является обобщающей за курс основной школы и рассчитана на два часа. Первый урок представляет семинарское занятие по изучению лингвистической литературы, посвящённой стилю Пушкина и его вкладу в формирование русского литературного языка.
  2. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    и.о. проректора по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  3. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации

Другие похожие документы..