Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
На виконання розпорядження голови обласної державної адміністрації від 05 грудня 2011 року № 755 «Про заходи щодо підготовки і проведення в області В...полностью>>
'Анализ'
Дошкольное образование в Благовещенском районе осуществляется через сеть дошкольных образовательных учреждений и ГКП (группы кратковременного пребыва...полностью>>
'Инструкция'
на формирование на 2011 год тематики и объемов финансирования работ по программным мероприятиям 2.2-2.7 в рамках ФЦП «Исследования и разработки по при...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Основные сведения теории матриц. Типы матриц. Сложение, вычитание матриц. Умножение матрицы на скаляр. Умножение матриц. Свойства матриц. Использован...полностью>>

Иван Аксаков родился 26 сентября 1823 года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иван Сергеевич Аксаков

(26.09.1823-27.01.1886)

Иван Аксаков родился 26 сентября 1823 года. В отличие от домоседа Константина, Иван Аксаков если и не имел охоты к перемене мест, то во всяком случае никогда не отказывался от дальних и продолжительных поездок. И учился он не в Москве, а в Петербурге, и не в старинном, а в новейшем учебном заведении - закрытом императорском училище правоведения, где готовились чиновники для высших постов царского административного аппарата. Пробыв в училище четыре года и окончив его в 1842 году, Иван Аксаков возвращается в Москву и поступает на службу в Уголовный департамент Сената, мечтая о карьере чиновника, о том, как он будет на этом поприще приносить пользу своему отечеству.

Усердие Ивана Сергеевича было замечено, и в конце 1843 года его включают в состав специальной комиссии, предназначенной для ревизии Астраханской губернии, куда он и отправляется. Но, увы, радость молодого чиновника была недолгой: все его радужные мечты и надежды были разбиты уже при самом первом столкновении с действительностью. "Я решительно убеждаюсь, - с горечью замечал он, - что на службе можно приносить только две пользы: во-первых, отрицательную, т. е. не брать взятки, во-вторых, частную, и только тогда, когда позволишь себе нарушить закон".

После возвращения из Астрахани Иван Аксаков получает назначение на должность товарища председателя Калужской Уголовной палаты и почти на два года уезжает в Калугу. Осенью 1848 года он переходит на службу в Министерство внутренних дел и тут же отправляется с секретным поручением в Бессарабию: изучает раскольничьи секты. Зиму и весну 1849 года он проводит в Петербурге.

4 марта 1849 года был арестован и заключен в Петропавловскую крепость славянофил Ю. Ф. Самарин, выступивший в своих "Письмах из Риги", которые получили широкое распространение в рукописи, с критикой прибалтийских дворян-немцев, а 17 марта такая же участь постигла Ивана Аксакова (правда, до крепости дело не дошло), который посмел в своих письмах к московским друзьям возмутиться арестом Самарина и советовал им быть поосторожнее.

Письма были перехвачены полицией и дали основание подозревать в их авторе и адресатах участников какого-то заговора против правительства. Найти "подпольную организацию" не удалось, тем не менее Самарин был сослан в Симбирск, а Иван Аксаков милостиво отпущен под негласный надзор полиции.

Вскоре Ивана Аксакова перевели на службу в Ярославль, а попросту говоря, отправили подальше от Петербурга.

Вместе с осознанием двусмысленности своего положения - правительственного чиновника, находящегося под полицейским надзором, и растущим неприятием бюрократической системы государственного и административного управления - в Иване Аксакове крепнет чувство протеста против всей самодержавно-крепостнической действительности. В декабре 1849 года он пишет:

Клеймо домашнего позора

Мы носим, славные извне:

В могучем крае нет отпора,

В пространном царстве нет простора,

В родимой душно стороне!

В эти же годы получают распространение в списках отрывки из его поэмы "Бродяга", над которой он работал с 1846 года. Объясняя, почему он "избрал беглого человека предметом сочинения", Иван Сергеевич писал: "Оттого, что образ его показался мне весьма поэтичным, оттого, что это одно из явлений нашей народной жизни, оттого, что бродяга, гуляя по России как дома, дает мне возможность сделать стихотворное описание русской природы и русского быта в разных видах..."

Министр внутренних дел Л. А. Перовский, которому Иван Аксаков подчинялся по службе, выразил недовольство подобными стихотворными занятиями своего чиновника и потребовал, чтобы тот, "оставаясь на службе, прекратил авторские труды". Чаша терпения Ивана Сергеевича была переполнена, и в феврале 1851 года вместо ответа на письмо министра он подает в отставку.

Однако деятельная натура Ивана Сергеевича не позволяла ему долго сидеть сложа руки, и он с готовностью принимает предложение взять на себя редактирование славянофильского "Московского сборника". Первый том, всего предполагалось издать четыре, вышел в 1852 году и сразу же привлек к себе внимание не только литературной общественности, но и царской цензуры, всерьез озабоченной его направлением, выраженным прежде всего в статьях самого редактора. Аксаков "яростно и со знанием дела" обличал провинциальное дворянство, своим "обличительным пафосом" напоминая "художественные произведения молодого А.И. Герцена"

Второй том "Московского сборника" вообще был запрещен, рукопись его конфискована, а авторам, среди которых находились виднейшие славянофилы, в том числе Константин и Иван Аксаковы, было высочайшее повеление все свои сочинения "представлять отныне для цензуры не в Московский цензурный комитет, а в Главное управление цензуры, в Петербург", что было равносильно запрету печататься. Сверх того, Иван Аксаков лишался "на будущее время права быть редактором какого бы то ни было издания". Этот запрет сохранялся до конца царствования Николая I.

Вынужденное бездействие тяготило и угнетало Ивана Сергеевича. Он просится в кругосветное путешествие на военном корабле - ему отказывают. С огромной охотой принимает он предложение Географического общества изучить и описать украинские ярмарки и в конце 1853 года на целый год отправляется на Украину. Через четыре года его "Исследование о торговле на украинских ярмарках" было опубликовано и удостоено большой медали Общества и "половинной премии" Академии наук.

Осенью 1854 года началась одиннадцатимесячная героическая оборона русскими войсками Севастополя в Крымской войне, и 18 февраля 1855 года Иван Аксаков, которому, как он писал родителям, "совестно" было находиться дома, когда "люди дерутся и жертвуют", записывается в Серпуховскую дружину Московского ополчения. Вместе с дружиной он совершает поход на Одессу и дальше - в Бессарабию. Потом некоторое время работает в комиссии по расследованию интендантских злоупотреблений во время войны, а затем, в начале 1857 года, уезжает за границу.

Там по приглашению Герцена он посещает Лондон и становится на какое-то время одним из тайных герценовских корреспондентов. Великому революционеру-демократу была близка не только политическая оппозиционность Ивана Аксакова, но и критическая направленность его художественного творчества. Именно по инициативе Герцена увидели свет два самых обличительных произведения И. Аксакова. В марте 1858 года в "Полярной звезде" появляются его "судебные сцены" - "Присутственный день уголовной палаты", - которые Герцен назвал "превосходным произведением" и "гениальной вещью".

Разоблачавшие всю систему царского судопроизводства, эти "сцены" сыграли "заметную роль в формировании антикрепостнических настроений, в подрыве устоев существующей системы общественных отношений". В 1861 году Герцен публикует еще одно сочинение Ивана Аксакова - мистерию "Жизнь чиновника", которая была написана молодым автором в 1843 году и отличалась сатирическим изображением русского чиновничества. Такого рода произведение не могло быть издано в России; оно получило распространение в списках, один из которых и попал в Лондон. Естественно, что оба сочинения увидели свет без имени автора.

Вернувшись в конце 1857 года на родину, Иван Сергеевич с головой уходит в литературную и общественную деятельность. Он принимает участие в издании славянофильского журнала "Русская беседа", став с лета 1858 года его фактическим редактором. Является инициатором организации славянских благотворительных комитетов, в работе которых затем играет ведущую роль. Получает разрешение на издание газеты "Парус". Она начала выходить с января 1859 года, но была закрыта уже на втором номере, лишь только Иван Аксаков пообещал в следующем номере начать разговор о "самом крупном явлении современной истории", о преобразовании "самом существенном, самом жизненном, громадном по своему размеру, необъятном по своим последствиям" - об "уничтожения крепостного права». "Вы не можете себе представить, - жалуется он в одном из писем того времени, - как вообще Петербургу ненавистна и подозрительна Москва, какое опасение и страх возбуждает там слово: народность. Ни один западник, ни один русский социалист так не страшен правительству, как московский славянофил, никто не подвергается такому гонению...". Определение несколько преувеличенное, но не безосновательное.

Весною того же года умирает его отец, затем прекращает свое существование "Русская беседа"; отказывают Ивану Сергеевичу и в просьбе об издании новой газеты - "Дело". Было от чего прийти в отчаяние. И Иван Аксаков в январе 1860 года уезжает за границу. Вернулся он домой в начале 1861 года, привезя с собою в Москву тело умершего на острове Занте брата.

Оказавшись на родине в самый разгар предреформенных баталий, И. Аксаков сразу же включается в литературно-общественную борьбу, которая не прекращается до последних дней его жизни.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила - «общество», «народ самосознающий», по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, - утверждал Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».

В 60-е годы он издает газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868), на страницах которых открыто критикует внутреннюю и внешнюю политику царизма, особенно в области национальной экономики и в "славянском вопросе". Издание этих газет неоднократно приостанавливалось царским правительством на срок от трех до шести месяцев. В результате, "День" был вынужден вообще прекратить свое существование, а "Москва", в конце концов, просто была закрыта.

В 1866 году он женился на Анне Федоровне Тютчевой (1829- 1891), дочери поэта Ф. Т. Тютчева. Анна Федоровна родилась и воспитывалась в Мюнхене, где ее отец состоял на дипломатической службе. В Россию приехала в 18 лет и через некоторое время поступила ко двору в качестве фрейлины цесаревны, а затем императрицы Марии Александровны, жены Александра. Воспитывала младших детей императора: Марию, Сергея и Павла.

В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С.Аксакова и А.С.Хомякова. Иван Сергеевич надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех искусственных разделений сословий и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Вскоре он утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

В 70-е годы широко развернулась деятельность Ивана Аксакова как руководителя Московского славянского комитета. Он принимает непосредственное и самое активное участие в оказании помощи Сербии и Черногории в их войне против Турции, начавшейся в 1876 году. От имени комитета он пишет воззвание к "русской общественной совести", помогает переправлять через границу генерала М. Г. Черняева и отряды русских добровольцев, организует заем сербскому правительству и сбор средств на нужды сербской армии. Московскому славянскому комитету удалось собрать около 800 тысяч рублей, из которых, как отмечал Иван Аксаков, "две трети пожертвований внес ... наш бедный, обремененный нуждою, простой народ...".

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Иван Аксаков проводит огромную работу по сбору средств, покупке оружия и переправке его болгарским дружинам. Это "стало его весомым вкладом в борьбу за освобождение балканских славян". 22 июня 1878 года Иван Сергеевич выступил на Собрании Московского славянского благотворительного общества (так с осени 1876 года стали называться славянские комитеты) с резкой критикой решений Берлинского конгресса и позиции, занятой на нем русской делегацией. "Позор, - заявил он, - Русь-победительница сама добровольно разжаловала себя в побежденную". Он отметил, что конгресс есть "не что иное, как открытый заговор против русского народа", против "свободы болгар", "независимости сербов". Царская реакция последовала незамедлительно: Аксаков был выслан из Москвы, а Славянские благотворительные общества вообще ликвидированы.

Речь Ивана Аксакова стала вершиной его публицистической деятельности, принеся ему "международную известность и признание всех славянских народов, страдавших от турецкого и австрийского гнета". Огромное впечатление произвела она на болгарские демократические круги, внеся заметный вклад в укрепление дружбы наших народов, а часть прогрессивно настроенной болгарской молодежи даже выдвинула его кандидатуру на болгарский престол. Имя И.С. Аксакова носит улица в Софии, гимназия в г. Пазарджик, микрорайон в г. Варне, улицы в других городах Болгарии. В России имя И.С. Аксакова никак не увековечено.

В последние годы жизни, получив разрешение на издание газеты "Русь"(1880-1886), Иван Аксаков возвращается к активной литературно-общественной деятельности. Однако вскоре и над этой газетой также нависает угроза закрытия. Положение публициста, издателя, редактора, постоянно не уверенного в завтрашнем дне, удручающе действует на Аксакова. "Как трудно живется на Руси!.. - горько вырывается у него в одном из последних писем, - есть какой-то нравственный гнет, какое-то чувство нравственного измора, которое мешает жить, которое не дает установиться гармонии духа и тела, внутреннего и внешнего существования. Фальшь и пошлость нашей общественной атмосферы и чувство безнадежности, беспроглядности давят нас".

Предчувствие грядущей расправы на этот раз оказалось для Ивана Сергеевича роковым: сердце его не выдержало и 27 января 1886 года остановилось... За выдающиеся заслуги перед Россией он один из немногих мирских похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

Опираясь на творчество корифеев отечественной литературы, И. Аксаков призывает молодых писателей учиться у Пушкина народности, у Тургенева - "опрятности", целомудренности, у Жуковского - поэтичности, не забывая при этом о необходимости прочувственного отражения русской жизни, высоких качеств и нравственной чистоты нашего народа.

Заметное место в литературном наследии Ивана Аксакова занимает обширная "Биография Федора Ивановича Тютчева", где не только освещены основные вехи жизни и деятельности поэта, но и самым подробнейшим образом проанализированы основные мотивы его лирики. Суждения Ивана Сергеевича имеют еще и ту ценность, что это свидетельство почти из первых рук: женатый на старшей дочери Тютчева, он был, как говорится, своим человеком в тютчевском доме и тютчевском мире.

Нельзя не отметить одну стержневую мысль, которая проходит через все литературно-критические выступления Ивана Аксакова: "Русская земля не оскудеет талантами..." К этой плеяде талантливых людей земли русской принадлежали и братья Аксаковы.

Ссылки по данной теме:

/a/aksakow_i_s/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аксаков Иван Сергеевич

    Биография
    Ива?н Серге?евич Акса?ков (26 сентября (8 октября) 1823, Уфимская губерния — 27 января (8 февраля) 1886, Москва) — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.
  2. «Великое в судьбах великих людей»

    Реферат
    Я удивлялся равнодушному отношению большинства великосёлов к нашему уголку. Просто не понимал, как можно не замечать столь прекрасное, необыкновенное и восхитительное.
  3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем решительно" имеются в Словаре
  4. Оптинский патерик

    Документ
    Настоящее издание "Оптинского патерика" представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых
  5. Открытие тайн природы, установление её законов

    Закон
    что всё происходит из воды Центральная фигура древнегреческой науки - Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства Одна из легенд, возможно, являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия "философия"

Другие похожие документы..