Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
Для выполнения контрольной работы студент выбирает тот вариант, который соответствует двум последним цифрам его шрифта. При этом выбор первого вопрос...полностью>>
'Документ'
«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к гр...полностью>>
'Учебное пособие'
Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 552800 – Информатика и вычислительная техника и специаль...полностью>>
'Документ'
Производство строительных материалов и конструкций, проектирование технологических линий по производству строительных материалов и конструк­ций, стро...полностью>>

Тема: "Гражданская война в России"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интегрированный открытый урок по истории России на педсеминаре: Урок в системе личностно ориентированного обучения.

Тема: “Гражданская война в России”

Цели: раздвинуть рамки учебника, углубиться в тему; осмысление событий Гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Задачи: знать определение Гражданской войны и хронологические рамки;

факты красного и белого террора;

взгляды современников этой эпохи;

уметь сопоставлять исторические документы с литературными произведениями и самостоятельно добывать знания из различных источников;

сделать политические и нравственные выводы.

Оборудование: карта “Гражданская война в России”, портреты и биографии

участников (А. И. Деникин, П. Врангель, А. Колчак, М Волошин, М. Тухачевский, М. Фрунзе, В. И. Чапаев, Н Махно),

Эпиграф: “Сотни лет навстречу всем ветрам

Мы идем по ледяным пустыням, -

Не дойдем и в снежной вьюге сгинем,

Иль найдем поруганный наш храм?”

М. Волошин.

Тип урока: обобщения и углубления знаний.

Форма урока: интегрированный урок (история и литература) решения познавательных задач.

Ход урока.

  1. Пролог. Стихотворение М. Волошина “Потомкам”

Кто передаст потомкам нашу память?

Ни записи, ни мысли, ни слова

К ним не дойдут: все знаки слижет пламя

И выест кровь слепые письмена.

Но, может быть, благоговейно память

Случайно стих изустно передаст,

Никто из вас не ведал то, что мы

Изжили до конца, вкусили полной мерой:

Свидетели великого распада-

Мы видели безумья целых рас,

Крушенья царств, косматые светила,

Прообразы последнего Суда,

Мы пережили Илиады войн

И Апокалипсисы революций!

Мы вышли в путь в закатной славе века,

Когда слова о зверствах и о войнах

Казались всем неповторимой сказкой.

Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад-

Застигли нас посереди дороги,

Разверзлись хляби душ и недра жизни,

И нас слизнул ночной водоворот.

Стал человек – один другому – дьявол,

Кровь – спайкой душ. Борьба за жизнь – законом.

И долгом – месть. . .

Слово учителя: - Максимилиан Волошин. Мало кому в ту страшную годину удалось остаться над схваткой, всем сердцем переживая братоубийственную войну.

Его обвиняли и белые и красные в том, что он не может определиться, к какой стороне примкнуть. Дом поэта в маленьком поселке Коктебель в Крыму в годы Гражданской войны был одним из немногих мест, где уважение к личности человека значило больше, чем политические пристрастия, а терпимость одерживала верх над ненавистью. М. Волошин неоднократно заступался за большевиков, арестованных Врангелевской контрразведкой, и офицеров, оказавшихся в застенках ЧК. Ни белые, ни красные не считали поэта своим: в стране, где посылали людей на смерть из-за политических взглядов, он казался подозрительным.

Лицом к лицу – лица не увидать. Прошло время. Изменились взгляды. На той далекой, на Гражданской погибло 8 млн. наших соотечественников, более 2 млн. навсегда покинули Родину. Минуло былое яростное неприятие чужой правды, но мы вновь и вновь возвращаемся памятью к тем кровавым годам, чтобы извлечь уроки из прошлого, ибо, по выражению В. О. Ключевского, история учит даже тех, кто учиться у нее не желает: она их проучивает, заставляя натыкаться на одни и те же грабли.

Обратимся к эпиграфу. В нем - предостережение и надежда, обращение к нам, потомкам. Что имел в виду поэт, говоря о храме?

(В узком смысле - храм – душа человека. Душа всего народа. В широком – вся Россия. )

Посмотрите на портреты участников Гражданской войны. Кто они – эти беспощадно борющиеся враги? Что разделяет их? Происхождение? Деникин, Чапаев, Махно – из крестьян, Врангель и Фрунзе – представители интеллигенции, Тухачевский – из дворян.

Прав ли философ Н. Бердяев, утверждавший, что идея класса убила идею человека?

Если прав, то в чем? (обсуждение с учащимися утверждения Н. Бердяева, попутно выясняем, .что такое гражданская война )

На этот вопрос у М. Волошина свой взгляд, послушайте:

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

“Кто не за нас – тот против нас!

Нет безразличных: правда снами!”

А я стою один меж них

В ревущем пламене и дыме.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

  1. Решение познавательных задач.

Слово учителя: -Сегодняшний урок необычен тем, что вы должны будете выбрать одну из предложенных тем и в конце урока обосновать свой выбор.

(На доске записаны темы: -“Почему победили большевики?”

  • “Можно ли победить в Гражданской войне?”

  • “Чему учит История?”

Итак, 1-й вопрос : -Какие события рассматриваются в качестве пролога
Гражданской войны? Как это влияет на вопрос о ее зачинщиках?

Справка: Ответ на вопрос надо искать в прошлом России, страны, где до 1861 года было крепостное право, порождавшее крайние формы социального неравенства; в недальновидной политике последнего императора, не допускавшего реформ; в резком росте ожесточенности, огрублении души в годы Первой мировой войны.

2-й вопрос: -Как большевикам удалось быстро организовать боеспособную

армию? Какими способами?

3-й вопрос: -Сопоставьте тактику белых и красных в годы войны, в чем

сходство и различие?

Справка. Сходство-жестокость(белый и красный террор)

Различие. Решение аграрного вопроса, национального вопроса, централизация руководства и единая идея –у одних, отсутствие этого – у других.

Итог: красные тактически переиграли белых.

4-й вопрос: -Чью сторону и почему выбрал простой народ, крестьянство?

Ведь именно он, народ, на «той единственной гражданс-

кой», воюя по обе линии фронта, определил победу одних

и поражение других, выйдя из войны и жертвой и победите-

лем (впрочем, жертвами вскоре стали и те, кто считал себя

победителем).

Слово учителя: -Так что же , осудим народ? Имеем ли мы на это право?

Послушайте стихотворение современника тех событий поэта

И. Северянина:

Я чувствую близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом нард будет грозно судим.

И спросят избранники – русские люди –

У всех обвиняемых русских людей:

-За что умертвили они в самосуде

Цвет яркий культуры отчизны своей,

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата , рубя и разя?

И скажут они: -Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя.

И судьи умолкнут с печалью любовной,

Проверив себя в неизбежный черед.

И спросят : -Но кто же зачинщик виновный?

И будет ответ: -Виноват весь народ.

Он думал о счастье отчизны родимой,

Он шел на жестокость во имя любви. . .

И судьи воскликнут: -Народ подсудимый!

Ты нам неподсуден: мы - дети твои!

Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,

Наивный, стремящийся вечно вперед,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье, великий народ!

3.Подведение итогов урока.

Слово учителя: -Мы определили причины победы большевиков в Гражданс-кой войне. Но, по- большому счету, можно ли говорить о победе в этой войне? Если да, то почему нет в нашем календаре дня, подобном 9 маю?

После обсуждения этого вопроса учитель предлагает высказывание М. Волошина:

«Победы в Гражданской войне не может быть, - в любом случае это будет победа над общечеловеческими принципами».

-Чему же учит История? Что является главной ценностью, идеи. классовая принадлежность или человеческая жизнь?

-Чем является Гражданская война?

-Могут ли быть в ней победители?

-Как избежать Гражданской войны?

(После обсуждения этих вопросов учитель задает последний вопрос)

-Какая тема из заявленных вам ближе всего и почему?

4. Выставление оценок и дом. Задание: -написать эссе на тему «Можно ли оправдать красный или белый террор?»

Интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе.

«Прощай, 20-й век!»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: театрализация.

Цели урока: - создание полного, образного представления о 20-м веке, составленного на основе произведений поэтов ;

- углубление в истории и поэзию, философию и публицистику в контексте данной темы;

  • привитие учащимся чувства сопричастности событиям прошлого века методом театрализации, совместного переживания прошлой эпохи;

  • воспитание патриотизма и гражданской позиции,

уважения к минувшему, любви к поэзии,

- воспитание пацифизма и нравственности.

Оборудование: плакат «Прощай, 20-й век!»; магнитофонные записи песен

«Священная война» Лебедева-Кумача, «Родина моя» И. Дунаевского, гитара; метроном.

Учителя: Квасникова Е. Е.

Борисова М. А.

Колышлейская средняя школа №1 имени А. С. Пушкина.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя истории о 20-м веке и поэтах, в произведениях которых отражен этот век на данном уроке.

-Уважаемые 11-классники! Мы с вами заканчиваем изучать историю Отечества в 20 веке, тяжелейшем для страны, страшном для народа. В этом веке –и надежды, и разочарования, и великие свершения – полеты в космос, научные открытия, и трагедии.

Этот век – век революций и Гражданской войны, двух мировых войн и геноцида – принес немалые разрушения России, покалечил судьбы миллионов людей.

Век, в котором Россия трижды познала голод: в 1921-1922 годах, в 1932-1933 г, в 1946-1947 годах, и вновь миллионы погибших.

Век социальных экспериментов и утопий, век мирного атома и Чернобыля, московской Олимпиады и военной авантюры в Афганистане. Век, начавшийся как серебряный век русской культуры, приведший к ее уничтожению и поруганию, оставит глубокий шрам в истории России.

А история России писалась и переписывалась в угоду власть предержащим, словно выполняя заветы Бенкендорфа: «Прошлое России - изумительно, настоящее – более чем превосходно, а будущее – не поддается описанию».

Но были и в это время люди – поэты, участники событий, которые видели свершавшееся не через розовые очки. Люди, имевшие гражданское мужество записать свои чувства, свое восприятие действительности и, тем самым, донести до нас тяжелую поступь эпохи.

20-й век - -стихах особенных людей, чей голос прорывается к нам через десятилетия замалчивания, чей взор попристальней многих, чья совесть помнила великий завет: «Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!».

С нами сегодня о времени и о себе говорят: Осип Мандельштам и Игорь Северянин, Анна Ахматова и Илья Эренбург, Александр Твардовский и Николай Панченко, Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, и еще многие другие известные и неизвестные

поэты.

История едина. Она только условно делится на прошлое и настоящее. Оценить

настоящее сразу человек не в состоянии, - надо знать прошлое, знать без прикрас и

клеветы. И помнить, что поколение, забывшее историю своих предков, вынуждено

будет вновь повторить ее.

  1. Литературно-музыкальная композиция.

( звучит метроном, чтецы и ведущие выстраиваются на сцене )

1-я мизансцена.

1-й чтец: -Наше время изумляет,

разрывает нас на части,

Мы гордимся этим веком,

наша жизнь полна чудес.

Но на душу населенья чести, мужества

и счастья

Не убавил , не прибавил удивительный прогресс.

2-й чтец: - Стала совесть - откровеньем,

Стала музыка - комфортом,

Только правда, как и прежде – героизм и маета.

Самых дальних разделяет только путь к аэропорту,

Самых близких разлучает эгоизм и суета.

3-й чтец: - Прощай, 20-й век! Святоша и безбожник!

Обманщик и мудрец! Философ и факир!

Прощай, 20-й век! Убийца и художник!

Оставишь ли в живых безумный этот мир?

4-й чтец: - Мы спешили, улетали в неизведанные дали

И бесстрашно проникали и в пространство и в века!

Все, что можно – изучили, что нельзя – предугадали,

Только сердце, наше сердце не узнали мы пока.

5-й чтец: - Век 20-й нам зачтется. Третья тысяча несется,

И в любви и в огорченьях потекут у нас года.

Книга старая прочтется, с веком век пересечется,

Наше детство в прошлом веке остается навсегда!

6-й чтец: - Прощай, 20-й век! Ты стал великой былью.

Мы стоили тебя, когда ты был не прав.

Прощай, 20 век! Ах, мы тебя любили.

Прости своих детей за их нелегкий нрав!

Учитель: - Дорогие друзья! Сегодняшний театрализованный урок наш не случаен: Весь год вы в 11-м классе и по истории и по литературе изучали 20-й век. И сами Вы родом из прошлого, 20-ого века. Наступило III тысячелетие, но прежде, чем сказать «прощай» 20-му веку, давайте вспомним, с чего он начинался.

2-ая мизансцена.



I ведущая: - В начале 20-го века высшую власть в стране олицетворял один человек. Его владения были так необъятны, что, когда на западных границах наступала ночь, на востоке, на берегах Тихого океана, начинался новый день. Между этими границами лежала огромная страна с многомиллионным населением Большую его часть составляли крестьяне, жившие в некрашеных бревенчатых избах. Как правило, жили и умирали в тех деревнях, где и рождались. Только за 4 десятилетия до конца 19-го века, крестьяне были освобождены от крепостной неволи Александром II.

III ведущий: - Но свобода – это еще не хлеб. Когда почерневшая земля трескалась от засухи, а колосья засыхали, крестьяне вынуждены срывать солому с крыш своих изб на корм скоту и посылать своих сыновей на заработки в город. Немало было и тех, кто целыми днями стоял с протянутой рукой. Когда же крестьяне начинали бунтовать, их усмиряли силой.

А в среде русской интеллигентной молодежи рождалась все преодолевающая жажда мщения.

IY ведущий: - За годом - год , за вехой – веха,

За полосою – полоса,

Нелегок путь, но ветер века –

Он в наши дует паруса!

I ведущий: - Ветры 20-го века – понятие отнюдь не климатическое. Они то дарили

жизнь, то сеяли семена смерти. То возносили людей к высотам истины и

добра, то бросали на край бездны.

7-й чтец (выступая вперед): - Рожденные в года глухие,

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России

Забыть не в силах ничего!

Испепеляющие годы!

Безумье ль в вас, надежды ль весть!

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть!

II ведущий: – Разразившаяся в 1914 и продолжавшаяся более 4-х лет война, унесшая 9 млн. жизней, не могла не представляться современникам коллективным сумасшествием человечества.

IV ведущий: - Вспыхнувшее в Петрограде в феврале 1917 стихийное восстание привело 2-го марта к свержению монархии. Для одних это явилось крахом личных надежд и крушением общественных идеалов. Для других – начало пути в светлое и свободное завтра.

6-й чтец (выступая вперед): - Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы.

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на «ты».

I ведущий: - Можно долго спорить о том, имелся ли у России исторический шанс

встать на путь демократии, если бы Временное правительство осуществило провозглашенные им идеалы. Однако, события развивались иначе. Во главе страны оказались совсем другие люди: жесткие, абсолютно уверенные в своей правоте . А вскоре на бескрайних просторах России разразилась кровавая драма : страна разделилась на «белых» и «красных».

(Звучит метроном. все уходят. кроме 7-го чтеца)

7-й чтец (выходя на середин сцены):

-Слышал я предание – Стоном стонет улица,

Скорбный сказ, Рухнул лад.

Дело было давнее, С красным братом рубится

Не при нас. Белый брат.

Жизнь казалась вечною – Нынче –то дробиночка

Тут и там. Ценится:

Вдруг - село над речкою В деда внук - кровиночка

Пополам! Целится.

В каждом доме трещины Шел, вскипая классово,

По семье, Двор на двор,

В голос плачут женщины На соседа красного

На земле. Белый пер.

Плачут благоверные, И сверкала сабелька:

Верь – не верь, Кто не мертв?

Красные да белые И строчил по всадникам

Мы теперь. Пулемет.

Брат, отец ли , деверь ли, Этот бой и выкосил

Сын – сынок, Полсела.

Как же это сделали , Кто и как их выкрасил,

Где же Бог? Чья взяла?!

Нет ответа ясного, Все они поруганы

Только так: Бедные,

Белый цвет для красного – А тела порубаны

Лютый враг. Белые.

И с душой не тяжкою Жизнь была расколота

У крыльца Разная,

Сын с размаху шашкою А вся кровь, что пролита

Да отца. Красная.

3 –я мизансцена

(Под звуки музыки «Там вдали за рекой» чтецы выходят на сцену и встают в 2 диагонали – «белые» и «красные», в центре – гитарист и чтец. )

Звучит песня «Там вдали, за рекой», поет левая диагональ.

1-й чтец: - По нашим следам степь за степью несется,

Спасибо, друзья, что я здесь не один.

Погибнуть и мне в этой схватке придется,

Ведь я тоже русский, ведь я – дворянин.

2-й чтец: -Пусть нас обдувает степными ветрами,

Никто не узнает, где мы полегли.

А чтобы Россия всегда была с нами,

Возьмите по горсточке русской земли.

Звучит повтор последнего куплета «Там вдали, за рекой», под эти звуки чтецы уходят со сцены и перестраиваются на 4-ю мизансцену.

4-я мизансцена



8-й чтец: - Минуло уже почти 80 лет, как ушел из жизни человек, прославлявшийся

многие десятилетия 20-го века, - вождь революции и основатель Совестко-

го государства.

4-й чтец: - В окне широком свет и белый снег.

На ручках кресла зайчики играют. . .

А в кресле неподвижный человек

Молчит. Он знает сам, что умирает.

Над ним любовь и ненависть горит,

Его любой врагом иль другом числит.

А он уже почти не говорит:

Слова ушли, остались только мысли.

Пусть много смог ты, много превозмог,

И даже мудрецом меж нами признан.

Но жизнь – есть жизнь. Для жизни ты не Бог,

А только проявленье этой жизни.

Не жертвуй светом, добывая свет,

Ведь ты не знаешь, что творишь на деле.

Цель средства не оправдывает, нет!

У жизни могут быть совсем иные цели!

6-й чтец: - Наивность взрослых – власть стихии.

Со здравым смыслом нервный бой.

Прости меня. Прости, Россия!

За все, что сделали с тобой.

За вдохновенные насилья,

За хитромудрых дураков,

За тех юнцов, что жить учили

Разумных, взрослых мужиков.

5-й чтец: - Учили зло, боясь провала.

При всех учили – днем с огнем.

По – агитаторски – словами,

И по – отечески – ремнем.

Им все мешало: зной и ветер,

Законы, разум, снег, весна,

Своя же совесть. . . Все на свете.

Со всем на свете шла война!. .

(Звучит метроном, перестраивается 4-я мизансцена: 5-й и 6-й чтецы уходят, на их место встают ведущие)

1-й вед. – Можно сколько угодно твердить: я не люблю и не интересуюсь политикой, я – вне политики, но настанет час – и она властно, без стука войдет к тебе в дом, нарушив размеренное течение жизни на том ограниченном отрезке времени, который отпущен тебе судьбой.

V – вед. – «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Давайте вспомним о замечательном человеке и прекрасном поэте, нашем современнике, совсем немного не дожившем до конца века. В его судьбе было, казалось, все: дворянский род Раевских, мальчишеская попытка исправить режим – участие в настоящей подпольной организации в Воронеже, затем 10 лет лагерей, работа на Колыме, где погибли 400 тысяч человек. .Анатолий Жигулин и его поэтические строки:

4-й чтец: - Как случилось такое, понять не могу.

Я иду под конвоем, увязая в снегу.

Не в неволе немецкой,

Не по черной золе.

Я иду по Советской,

По любимой земле. . .

II- й вед. – А его современники – граждане великой страны – с тревогой следили за Судьбой оказавшихся на льдине челюскинцев, рукоплескали беспосадочному перелету в Америку отважных советских летчиков, встречали мужественных покорителей Северного полюса, в кратчайшие сроки воздвигали жизненно необходимые стране заводы!

III –й вед. : - Чувство гордости переполняло людей, когда звучали слова песни, которая как никакая другая, казалось, отражала их внутреннее мироощущение: «Широка страна моя родная!» .

(Звучит 2-й куплет песни И. Дунаевского «Родина моя», чтецы выстраиваются в 5-ю мизансцену. )

5-я мизансцена.

8-й чтец: - Но волна репрессий уже оборвала жизнь талантливых поэтов, писателей, ученых. . . В действительности у великой страны было две разные жизни.

7-й чтец: - Мы живем , под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца ,

Там припомнят усатого горца.

Его толстые пальцы, как черви жирны,

А слова, как пудовые гири верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг его – сброд тонкошеих вождей
Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачет и тычет.

Как подковы кует за указом указ

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз!

Что ни казнь у него, то малина,

И широкая грудь осетина.

1-й чтец: «Мы живём под собою не чуя страны…» Сколько человек могли под этим подписаться? Сотни? Тысячи? Да и могли ли?!…А вслух пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»

6-й чтец: А вслух пели: «Кто был ничем, - тот станет всем!», а народ уже к началу 30-х был затравлен и одурачен, голоден и нищ, какое уж тут «всем»?

3-й чтец: Пели: «Отречёмся от старого мира», а отрекались от Гумилёва и Шаляпина, от Бунина и Ахматовой, от Чаянова и Вавилова, сносили древнейшие храмы и монастыри «до основанья», а затем…

5-й чтец: А что затем? Пустота. Пели: «В своих дерзаниях всегда мы правы», заранее отметая саму мысль о возможности ошибки или другого мнения и обрекая всякого, кто усомнится, на участь изгоя, врага народа.

2-й чтец: Пели: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», не ведая, что мотив бойкий композитор попрасту украл у автора печально знаменитого «Хорста Весселя», ставшего потом неофициальным гимном гитлеровских войск. Да и какую сказку хотели наши вожди.

10-й чтец: «Я другой такой страны не знаю». Да, страна, отгородившаяся от всех «железным занавесом», действительно ничего этого не желала знать. Так было спокойнее.

8-й чтец: И только во время короткой оттепели Илья Эренбург сможет сказать:

9-й чтец: «Называли нас интеллигентщиной,

Издевались, что на книгах скисли,

Были мы, как жулики, развенчаны,

И забыли, что привыкли мыслить.

Говорили и ногами топали,

Что довольно нашей праздной гнили,

Нужно воз вытаскивать безропотно,

Мы его как милые тащили.

Нас топтали – не хватало опыта,

Мы сначала, будто лошадь в мыле

Но на кухню не дали нам пропуска

И без нас ту кашу заварили.

Было много пройдено и добыто

Оказалось, что ошибся повар,

И должны мы кашу ту расхлёбывать

Без интеллигентнеших разговоров»

7-й чтец: Это написано в 1953 году. В недолгую хрущёвскую оттепель.

(Звучит метроном. Чтецы перестраиваются в 6-у мизансцену)

6-я мизансцена

IV вед.: В 1961г., на склоне лет, великая русская поэтесса А.А.Ахматова, потерявшая мужа в 1919 – Н.Гумилёва, сына более 13 лет дожидавшаяся из лагерей, с полным правом напишет гордые и точные слова:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда, с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью был.

III вед.: Великая поэтесса вспоминала: «… в страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за спиной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня: - А это вы можете описать? – И я сказала: -Могу. – Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом. Так родились строчки «Реквиема» ».

IV вед: Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они вспоминают меня

В канун моего погребенного дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условием – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем оборвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов,

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

II вед: Пройдёт совсем немного времени, и в страшную военную годину А.Ахматова напишет знаменитое «Мужество», не смешав в своём сердце понятия «насильников, стоявших у власти» и Родины, поруганной, растерзанной, но любимой.

V вед: Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!

IV вед: Свободным и чистым пронесла великое русское слово А.Ахматова, не солгав перед совестью, перед народом, перед страной.

(Звучит метроном)

1-й чтец: Когда, на XX съезде тайно, а на XXII явно заклеймили культ личности, и из гулага стали возвращаться реабилитированные «враги народа», никто не привлекал к ответственности следователей КНВД, проводивших дознание с применением пыток, начальников лагерей и тюрем, надзирателей, не обнародовались списки доносчиков и клеветников, тогда анонимный автор написал по этому поводу:

Без траурных флагов на башнях казённых,

Без поминальных свечей и речей

Россия простила невинно казённых,

Казнённых простила и палачей.

10-й чтец: Время, названное позже эпохой застоя, в действительности вобрало в себя и дерзость испытателей новейшей техники, и отвагу первопроходцев неизведанного, и романтику созидания, одним из символов которой стало слово «Братск»

6-й чтец: Есть обычай строителей Древней Элладой завещанный:

Если строишь ты дом, то в особенно солнечный день

Должен ты против солнца поставить любимую женщину

И потом начинать, первый камень кладя в её тень.

И тогда этот дом не рассохнется и не развалится:

Станут рушится горы, хрипя, а ему ничего,

И не будет в нём злобы, нечестности, жадности, зависти –

Тень любимой твоей охранит этот дом от всего!

2-й чтец: Эпоха застоя рождала и другие настроения:

Я никогда не верил в миражи,

В грядущий рай не ладил чемодана,

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана.

И нас хотя расстрелы не носили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России –

Безвременье вливало водку в нас

1-й чтец: Между тем власть направила «ограниченный контингент» наших войск в Афганистан. Впрочем в том не было вины тех ребят. На далёкой земле они были призваны выполнять «интернациональный долг».

7-й чтец: Вдали умирают мальчишки

За ложную славу страны

Сегодня мальчишек излишки,

Излишки стране не нужны

Разбиты из юные лица,

Их волосы слиплись в крови,

Им Богу уже не молиться

И женской не ведать любви

Прижаты огнём пулемёта

К чужой и ненужной земле,

Исходят от смертного пота

И тают в предутренней мгле.

Покуда нацелены пушки,

И правят страной старики,

Не стоим мы все не полушки…

Ах, мамы, вы так далеки!

5-й чтец: «Жить не по лжи!» - с таким призывом обратился писатель А.Солженицын:

«Так дальше жить нельзя!»- эти словами лейтмотивом подвижнической деятельности академика А.Сахарова. Начавшаяся в нашей стране в середине 80-х годов перестройка, казалось, возродила светлые мечты и надежды «шестидесятников».

4-й чтец: Николай Панченко ещё в 1986г. написал молитву, как нельзя лучше подходящую для нашего времени:

8-й чтец: (выходит на авансцену)

Не пророк, не иудей,

Не работал под мессию,

Господи!

Спаси людей!

И особенно Россию.

Этих дельных мужиков,

Баб двужильных и дородных –

От разбоя и оков,

И порывов благородных.

Господи, прости врагов,

Развенчай невежд на троне,

И не дай растить рогов

Той и этой обороне.

Дай любить нам и страдать,

Созидать плоды земные,

И иные…

И иные!

Где пребудет благодать!

Учитель литературы: Закончился век, а вместе с ним и тысячелетие. Более точную оценку уходящей эпохе дадут много позже философы, историки, политики, писатели, поэты. Современникам трудно быть справедливым. «Лицом к лицу – лица не увидать…» Истинный поэт, как правило, наделён редкой способностью – предвидеть будущее. А И.Северянин истинный поэт.

Я чувствую близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим.

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.

И спросят избранники – русские люди –

У всех обвиняемых – русских людей,-

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркой культуры Отчизны своей!

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя…

И скажут они: «Мы обмануты были.

Мы верили в то, во что верить нельзя,

И судьи умолкнут с печалью любовной,

Проверив себя в неизбежный черёд.

И спросят: «Ну кто же зачинщик виновный?»,

И будет ответ: «Виноват весь народ.

Он думал о счастье Отчизны родимой,

Он шёл на жестокость во имя любви…»

И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!

Ты нам не подсуден, мы – братья твои!

Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,

Наивный, стремящийся вечно вперёд,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье великий народ».

7-ая мизансценна

с гитарой

Поют «Старинную студенческую песню» Б.Окуджавы

  1. Поднявший меч на наш союз

Достоин будет худшей кары,

И я за жизнь его тогда

Не дам и ломаной гитары.

Как вожделенно жаждет век

Нащупать брешь у нас в цепочке.

Возьмёмся за руки ,друзья (2 раза)

Чтоб не пропасть по одиночке.

  1. Среди совсем чужых пиров

И слишком ненадёжных истин,

Не дожидаясь похвалы,

Мы перья белые почистим.

Пока безумный наш султан

Сулит дорогу нам к острогу,

Возьмёмся за руки , друзья, (2 раза)

Возьмёмся за руки, ей-богу.

  1. Когда ж придёт делёжки час,

Не нас калач ржаной поманит

И рай настанет не для нас –

Зато Офелия помянет.

Пока ж не грянула пора

Нам расставаться понемногу,

Возьмёмся за руки, друзья, (2 раза)

Возьмёмся за руки, ей-богу!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Гражданская война в России. Предпосылки, причины, участники и уроки войны»

    Урок
    выявить участников, причины и цели, преследуемые сторонами в гражданской войне. Подвести учащихся к пониманию того, что в гражданской войне победителей не бывает, что уничтожается цвет нации.
  2. Урок обобщения и повторения по теме: «Гражданская война в России»

    Урок
    Эпиграф: «Человеческая жизнь есть жертва в искуплении жертвы, и человек не в праве осуждать и судить другого человека. Приговор выносит история, наше дело понять…»
  3. Урок истории в 11 классе (2 часа) Тема: Гражданская война в России

    Урок
    2) развитие умения работать в приложении Power Point, представлять свою работу, анализировать исторические документы, представляющие разные точки зрения, вести дискуссию, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. «Гражданская война в России 1918-1920 гг»

    Урок
    Цель урока: уяснить причины, сущность и значение нэпа как средства создания предпосылок для социалистической модернизации; уточнить представление учащихся об альтернативности исторического процесса; интерактивные приёмы
  5. Тема урока: Смутное время и первая гражданская война в России (1598—1613). Место урока в теме

    Урок
    б) высказывание Костомарова Н.И.: «Московского государства люди измалоду­шествовались — давали свои души пре­жним московским государям и не пря­мо служили им » (Костомаров Н.

Другие похожие документы..